Энергоснабжение завода

ВВЕДЕНИЕ

 

Надежное и экономичное обеспечение  промышленных предприятий электрической  энергией надлежащего качества в соответствии с графиком ее потребления является важной задачей. Системы электроснабжения промышленных предприятий создаются для обеспечения питания электроэнергией промышленных электроприемников, к которым относятся электродвигатели различных машин и механизмов, электросварочные и осветительные установки.

         Инженерный проект - это модель  будущей системы электроснабжения, представленная в схемах, чертежах, таблицах и описаниях, которые  созданы в результате логического  анализа исходных данных и на основе расчетов и сопоставления вариантов. Система электроснабжения, как в схемах, так и в конструктивных чертежах должна обеспечивать без существенной ее реконструкции возможность роста электроснабжения объектами предприятия. Схема электроснабжения должна строиться так, чтобы все ее элементы постоянно находились под нагрузкой, а при аварии или плановом ремонте оставшиеся в работе могли принять на себя нагрузку, обеспечив после необходимых переключений функционирование основного производства  предприятия.

          В условиях действующих предприятий  особую заботу для энергетиков  представляют задачи экономии  электрической энергии, особенно  в части нормирования и регулирования  электроснабжения.    

Задача  данного дипломного проекта –  спроектировать систему электроснабжения элеваторного узла пивоваренного завода «Балтика-Хабаровск». В ходе проектирования затрагиваются все аспекты проектирования электроснабжения необходимые для нормального функционирования элеваторного узла при номинальных и послеаварийных режимах.

Данная система электроснабжения должна соответствовать самым современным  требованиям к системам, таким  как надежность, экономичность, безопасность для человека и окружающей среды.

 

1 РАСЧЕТ  МОЩНОСТИ ПОДСТАНЦИИ

 

1.1 Характеристика потребителей

Целью дипломного проекта является проектирование электроснабжения элеваторного узла, расположенного на пивоваренном заводе «Балтика-Хабаровск».

Приемники электрической энергии делят  на:

  • приемники трехфазного тока, напряжением выше 1 кВ с частотой 50 Гц;
  • приемники трехфазного тока, напряжением до 1 кВ с частотой 50 Гц;
  • приемники однофазного тока, напряжением до 1 кВ с частотой 50 Гц;
  • приемники, работающие с частотой отличной от 50 Гц.

Электроснабжение  рассматриваемого элеваторного узла ведется на переменном токе с частотой 50 Гц.

Также приемники могут быть разделены  на группы по сходству режимов работы, т.е. по сходству графиков нагрузки. Это  позволяет более точно находить среднюю и расчетную нагрузку узла системы электроснабжения, к  которому присоединены группы различных  по режиму работы приемников.

Различают три характерные группы электроприёмников:

  • приемники, работающие в режиме с продолжительной неизменной или мало меняющейся нагрузкой;
  • приемники, работающие в режиме кратковременной нагрузки;
  • приемники, работающие в режиме с повторно-кратковременной нагрузкой.

Кроме того, электроприемники подразделяются по категориям электроснабжения. Существуют следующие категории электроприемников:

  • I категория – перерыв в снабжении которых может привести к опасности для жизни людей, поломку дорогостоящего оборудования.
  • II категория – перерыв в работе которых может привести к массовому недовыпуску продукции, простою механизмов и рабочих.
  • III категория – прочие.

Элеваторный узел является неотъемлимой частью производственного процесса в условиях увеличения производственных мощностей. Таким образом, длительное отключение питания электроэнергии (в случае аварии), приведет к массовому браку продукции и выходу из строя дорогостоящего оборудования. Все электроприемники элеваторного узла по характеру электроснабжения относятся к первой группе, работающие в режиме с маломеняющейся неизменной нагрузкой. Элеваторный узел относится к первой категории электроснабжения.

 

1.2 Определение расчетных нагрузок

 

Первым этапом проектирования любой  системы электроснабжения является определение электрических нагрузок. Значения электрических нагрузок определяют выбор всех элементов и технико-экономические  показатели проектируемой системы  электроснабжения.

Цель расчета – определить наибольшую мощность на шинах проектируемой подстанции. Определение данной нагрузки необходимо для выбора  числа и мощности силовых трансформаторов. Данный расчет производится с помощью метода по установленной мощности и коэффициента спроса.

Предварительно  схема электроснабжения элеваторного узла представляет собой разделение электроприемников по удаленности  от источника питания на группы (подключение  к шкафам управления – ШУ-1, ШУ-2, ШУ-3). Питание шкафов управления предусмотрено от проектируемой комплектной трансформаторной подстанции через главный распределительный щит (ГРЩ). Наименование и мощности электроприемников элеваторного узла приведены в таблице 1.1

 

Таблица 1.1 – Наименования и мощности электроприемников 

№ Э/П

Наименование оборудования

Установленная

мощность, кВт

Заданный cos

Точка подключения

1

Цепной  транспортер MS32 100т/ч, L – 19.5м

15

0,86

ШУ-1

2

Цепной  транспортер MS32 100т/ч, L – 10м

7,5

0,81

ШУ-1

3

Нория- 1 DTG 36/18 100т/ч, h= 16,75м

11

0,85

ШУ-1

4

Сепаратор TQLZ  100х200

7,5

0,65

ШУ-1

5

Нория-2 DTG 36/18 100т/ч, h= 28,75м

18,5

0,88

ШУ-2

6

Распределитель FPB-3-30

0,37

0,6

ШУ-2

7

Цепной  транспортер MS32 100т/ч, L – 24м

18,5

0,89

ШУ-2

8

Цепной  транспортер MS32 100т/ч, L – 33м

22

0,89

ШУ-2

9

Задвижка  на бункере DZM30 №1

0,37

0,59

ШУ-2

10

Задвижка  на бункере DZM30 №2

0,37

0,59

ШУ-2

11

Задвижка  на бункере DZM30 №3

0,37

0,59

ШУ-2

12

Задвижка  на бункере DZM30 №4

0,37

0,59

ШУ-2

13

Задвижка  на бункере DZM30 №5

0,37

0,59

ШУ-2

14

Задвижка  на бункере DZM30 №6

0,37

0,59

ШУ-2


Продолжение таблицы 1.1

№ Э/П

Наименование оборудования

Установленная

мощность, кВт

Задан-ный cos φ

Точка подклю-чения

15

Задвижка  на бункере DZM30 №7

0,37

0,59

ШУ-2

16

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 50,6м

7,5

0,74

ШУ-3

17

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 60,6м

7,5

0,74

ШУ-3

18

Распределитель FPB-3-25

0,37

0,6

ШУ-3

19

Нория-3 DTG 36/18, 20т/ч, h= 14,5м

1,5

0,7

ШУ-3

20

Задвижка  на бункере DZM30 №8

0,37

0,59

ШУ-3

21

Задвижка  на бункере DZM30 №9

0,37

0,59

ШУ-3

22

Задвижка  на бункере DZM30 №10

0,37

0,59

ШУ-3

23

Задвижка  на бункере DZM30 №11

0,37

0,59

ШУ-3

24

Задвижка  на бункере DZM30 №12

0,37

0,59

ШУ-3

25

Задвижка  на бункере DZM30 №13

0,37

0,59

ШУ-3

26

Задвижка  на бункере DZM30 №14

0,37

0,59

ШУ-3

27

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 34,4м

7,5

0,81

ШУ-3

28

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 30,4м

5,5

0,74

ШУ-3

29

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 10,4м

2,2

0,71

ШУ-3

30

Шлюзовой  затвор TGFY16

2,2

0,79

ШУ-3

31

Импульсный  аспирационный фильтр TBLM130

1,5

0,8

ШУ-3

32

Вентилятор  аспиратора 4-72№8С

22

0,87

ШУ-3

33

Шнек TLSS20 5м

2,2

0,74

ШУ-3

34

Шнек TLSS20 10м

3

0,82

ШУ-3

35

Вентилятор  фильтра 4-72№2.8С 

12

0,8

ШУ-3

 

Итого по всем потребителям:

180,52

   

 

Расчетная нагрузка для группы однородных приемников, кВт

 

,                                         (1.1)

 

Где  - номинальная мощность потребителя, кВт;

- коэффициент спроса, учитывающий  режим работы потребителя, загрузку  и к.п.д. оборудования, одновременность  его включения.

Коэффициентом спроса в условиях проектирования называется отношение расчетной активной мощности к номинальной активной мощности группы приемников.

Коэффициент спроса

 

,                                                     (1.2)

Расчетная реактивная нагрузка, кВар

 

,                                                  (1.3)

 

Где  - тангенс угла φ, который определяется по заданному в паспортных данных cos .

 

Полная мощность электроприемника, кВА

 

  ,                                               (1.4)

 

Пример расчета согласно формулам (1.1-1.4) приведен для приемника из первой группы ШУ-1– цепного транспортера  MS32 100т/ч, L – 19.5м, остальные расчеты сведены в таблицу 1.2.

 

 кВт.

 

.

 

 кВАр.

 

 кВА.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2 – Расчетные мощности электроприемников

№ Э/П

Наименование оборудование

Расчетная

активная

мощность,РР, кВт

 

Коэффициент спроса

tg

 

Расчетная реактивная мощность, QР, кВар

Полная мощность,

S, кВа

Точка подключения

1

Цепной  транспортер MS32 100т/ч, L – 19.5м

15

1

0,59

8,85

17,42

ШУ- 1

2

Цепной  транспортер MS32 100т/ч, L – 10м

7,5

1

0,72

5,40

9,24

ШУ- 1

3

Нория- 1 DTG 36/18 100т/ч, h= 16,75м

11

1

0,62

6,82

12,94

ШУ- 1

4

Сепаратор TQLZ  100х200

7,5

1

1,17

8,78

11,54

ШУ- 1

5

Нория-2 DTG 36/18 100т/ч, h= 28,75м

18,5

1

0,54

9,99

21,02

ШУ-2

6

Распределитель FPB-3-30

0,37

1

1,33

0,49

0,62

ШУ-2

7

Цепной  транспортер MS32 100т/ч, L – 24м

18,5

1

0,51

9,44

20,77

ШУ-2

8

Цепной  транспортер MS32 100т/ч, L – 33м

22

1

0,51

11,22

24,70

ШУ-2

9

Задвижка  на бункере DZM30 №1

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-2

10

Задвижка  на бункере DZM30 №2

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-2

11

Задвижка  на бункере DZM30 №3

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-2

12

Задвижка  на бункере DZM30 №4

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-2

13

Задвижка  на бункере DZM30 №5

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-2

14

Задвижка  на бункере DZM30 №6

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-2

15

Задвижка  на бункере DZM30 №7

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-2

16

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 50,6м

7,5

1

0,9

6,75

10,09

ШУ-3

17

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 60,6м

7,5

1

0,9

6,75

10,09

ШУ-3

18

Распределитель FPB-3-25

0,37

1

1,33

0,49

0,62

ШУ-3


 

Продолжение таблицы 1.2

№ Э/П

Наименование оборудование

Расчетная

активная

мощность,РР, кВт

 

Коэффициент спроса

tg φ

 

Расчетная реактивная мощность, QР, кВар

Полная мощность,

S, кВа

Точка подключения

19

Нория-3 DTG 36/18, 20т/ч, h= 14,5м

1,5

1

1,02

1,53

2,14

ШУ-3

20

Задвижка  на бункере DZM30 №8

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-3

21

Задвижка  на бункере DZM30 №9

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-3

22

Задвижка  на бункере DZM30 №10

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-3

23

Задвижка  на бункере DZM30 №11

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-3

24

Задвижка  на бункере DZM30 №12

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-3

25

Задвижка  на бункере DZM30 №13

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-3

26

Задвижка  на бункере DZM30 №14

0,37

1

1,37

0,51

0,63

ШУ-3

27

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 34,4м

7,5

1

0,72

5,40

9,24

ШУ-3

28

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 30,4м

5,5

1

0,9

4,95

7,40

ШУ-3

29

Цепной  транспортер MS32 20т/ч, L – 10,4м

2,2

1

0,99

2,18

3,10

ШУ-3

30

Шлюзовой  затвор TGFY16

2,2

1

0,78

1,72

2,79

ШУ-3

31

Импульсный  аспирационный фильтр TBLM130

1,5

1

0,75

1,13

1,88

ШУ-3

32

Вентилятор  аспиратора 4-72№8С

22

1

0,57

12,54

25,32

ШУ-3

33

Шнек TLSS20 5м

2,2

1

0,9

1,98

2,96

ШУ-3

34

Шнек TLSS20 10м

3

1

0,7

2,10

3,66

ШУ-3

35

Вентилятор  фильтра 4-72№2.8С 

12

1

0,75

9,00

15,00

ШУ-3

 

Итого по всем потребителям:

180,52

   

124,65

219,37

ШУ-3


 

Расчетная нагрузка узла системы электроснабжения определяется суммированием расчетных  нагрузок с учетом коэффициента разновременности максимумов нагрузки, кВА

 

,                              (1.5)

 

Где   – сумма расчетных активных нагрузок приемников, кВт;

  – сумма расчетных реактивных нагрузок приемников, кВар;

 – коэффициент разновременности максимумов, принимаемый     согласно справочным данным [1] равным 1.

 

кВА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Выбор числа и мощности трансформаторов

 

Мощность трансформаторов в  нормальных условиях должна обеспечивать питание всех приемников электроэнергии потребителя. Мощность трансформаторов  выбирают с учетом экономически целесообразного  режима работы и соответствующего обеспечения  резервирования питания потребителей при отключении одного трансформатора и то, что нагрузка трансформаторов  в нормальных условиях не должна (по нагреву) вызывать сокращение естественного  срока его службы.

Основными требованиями при выборе числа трансформаторов является надежность электроснабжения потребителей (учет категории приемников электроэнергии в отношении требуемой надежности), а также минимум затрат на трансформаторы с учетом динамики роста электрических  нагрузок.

Для питания элеваторного узла устанавливается  комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4кВ. При определение числа цеховых трансформаторов необходимо учитывать следующие факторы:

  • категории надежности электроснабжения потребителей;
  • перегрузочную способность трансформаторов в нормальном и аварийном режимах;
  • ряд стандартных мощностей трансформаторов (160, 250, 400, 630, 1000, 2500 кВА).

Так как в рассчитываемом узле преобладают потребители первой категории, то в данном случае целесообразно применить двухтрансформаторную КТП.

Выбор мощности трансформаторов производится, исходя из рациональной их загрузки в  нормальном режиме и с учетом минимально необходимого резервирования в послеаварийном режиме. При этом номинальная мощность трансформаторов определяется по средней нагрузке за максимально загруженную смену.

Номинальная мощность трансформатора, кВА

 

                                                   (2.1)

 

где   N – число трансформаторов;

        Кз – коэффициент загрузки трансформаторов. На стадии проектирования      загрузка трансформаторов принимается равной Кз = 0,7 [1]

 


 

 

Таким образом, принимаем к установке  КТП – 2×160/10/0,4 с трансформатором ТСЗ – 160/10 с номинальной мощностью 160 кВА.

Трансформаторы сухие силовые  типа ТСЗ с обмотками, изготовленными из проводов с изоляцией "Номекс" класса нагревостойкости Н (180oС), используются во многих отраслях народного хозяйства. Трансформаторы предназначены для преобразования электрической энергии в электросетях трехфазного переменного тока частотой 50Гц и устанавливаются в промышленных помещениях и общественных зданиях, к которым предъявляются повышенные требования в части пожаробезопасности, взрывозащищенности, экологической чистоты. Трансформаторы соответствуют стандартам МЭК - 76, производство

 сертифицировано  по ИСО 9001. 
Условия эксплуатации:

  • температура окружающего воздуха: от -5oС до +40oС;
  • относительная влажность воздуха - 98% при температуре +25 oС;
  • высота установки над уровнем моря - не более 1000 м;
  • окружающая среда - невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли;

 

Таблица 2.1 - Технические характеристики трансформатора ТСЗ 160/10

Мощность трансформатора, кВА

Номинальное напряжение первичной  обмотки, кВ

Потери холостого хода, Рх.х, кВт

Потери короткого замыкания, Рк.з, кВт

Напряжение короткого замыкания, %

Ток хо-

лостого

хода, %

160

10

0,57

2,3

4,0

2,0


 

Преимущество сухих трансформаторов типа ТСЗ по сравнению с масляными трансформаторами, трансформаторами, залитыми эпоксидным компаундом и "Резиблок" заключаются, прежде всего, в том, что они:

  • пожаро- и взрывобезопасны;
  • ремонтопригодны;
  • потери холостого хода и короткого замыкания уменьшены на 10%;
  • не содержат вредных веществ и при утилизации легко подвергаются вторичной переработке;
  • превосходные диэлектрические импульсные характеристики позволяют повышать запас прочности и увеличивают их надежность;
  • испытательные нормы приложенным напряжениям и импульсным перенапряжениям увеличены на 25%;
  • не содержат побочные продукты разложения при рабочих и повышенных температурах трансформаторов;
  • пренебрежимо малое старение изоляции при повышенных температурах позволяет выдерживать нормальные и аварийные нагрузки в более широком диапазоне;
  • работа в условиях аварийных пиковых нагрузок не приводит к хрупкости диэлектрической изоляции;
  • дешевле в производстве.

Трансформаторы состоят из следующих  основных сборочных единиц:

  • магнитопровода;
  • обмоток, размещенных на магнитопроводе (активной части);
  • отводов (вводов, шин ВН и НН);
  • защитного кожуха.

Магнитопровод изготавливается из высококачественной электротехнической стали. Специальная порезка на линии "Георг" и методы сборки с применением  бандажей, стяжных шпилек и специальных  клеев обеспечивают низкие потери холостого  хода и уровень шума. Для защиты от коррозии применены кремнийорганические краски.

Обмотки низкого напряжения изготавливаются из медных или алюминиевых проводов с изоляцией "Номекс" или из медной или алюминиевой фольги. В качестве межслоевой изоляции используется бумага "Номекс". 
     Обмотки высокого напряжения изготавливаются как катушечные, так и слоевые из проводов с изолированием бумагой "Номекс". 
Трансформаторы изготавливаются со степенью защиты IP20(с кожухом).  

 

Таблица 2.2 - Габаритно-установочные размеры трансформаторов ТСЗ

Мощность, кВА

Номинальное напряжение первичной  обмотки, кВ

Размеры, мм

Масса, кг

L

В

Н

160

10

1220

735

1000

1017


 

Коэффициент загрузки трансформаторов

 

                                           (2.2)

 

 

В аварийных условиях проверим оставшийся в работе трансформатор на допустимую перегрузку

 

                                             (2.3)

 

 

 

Проверив  трансформатор в  аварийных условиях видим, что условие  соблюдается.

 

2.1 Расчёт потерь мощности и энергии в трансформаторах

 

Потери мощности в трансформаторах  состоят из потерь активной Δ Рх и потерь реактивной мощности Δ Qх.

Потери  активной мощности состоят из двух составляющих:

  • потерь, идущих на нагревание обмоток трансформатора Δ Р, зависящих от тока нагрузки;
  • потерь, идущих на нагревание стали ΔРст, не зависящих от тока нагрузки;

Потери  реактивной мощности состоят из:

  • потерь, вызванных рассеянием магнитного потока в трансформаторе ΔQ, зависящих от квадрата тока нагрузки;
  • потерь, идущих на намагничивание трансформатора Δ Qх.х , не зависящих от тока нагрузки, которые определяются током холостого хода;

Приведенные потери активной мощности для режимов холостого хода (ХХ) и короткого замыкания (КЗ) для трансформатора мощностью 160 кВА и напряжением 10 кВ

Коэффициент загрузки трансформаторов

 

                                             (2.4)

 

 

Реактивная мощность режима холостого хода, кВАр

 

,                                           (2.5)

где - ток холостого хода, % принимается по таблице 2.1

 

 кВАр.

 

Реактивная мощность режима короткого  замыкания, кВАр

 

,                                         (2.6)

где   - напряжение короткого замыкания, % (см.таблицу 2.1).

 

 кВАр.

 

Приведенные потери активной мощности режима холостого хода трансформатора, кВт

 

,                                   (2.7)

 

где - коэффициент повышения потерь, для заводских подстанций принимается равным 0,05 кВт/кВАр;

- потери активной мощности трансформатора режима холостого хода, кВт, (см.таблицу 2.1).

 

кВт.

 

Приведенные потери активной мощности режима короткого замыкания трансформатора, кВт

 

                                    (2.8)

 

где - потери активной мощности трансформатора режима короткого замыкания, кВт;

 

 кВт.

 

Значение полных приведенных потерь активной мощности в трансформаторах КТП, кВт

 

 ,                              (2.9)

 

кВт.

 

Значение полных приведенных потерь реактивной мощности в трансформаторах  КТП, кВАр

 

,                            (2.10)

 

кВАр.

Значение полных потерь в трансформаторах, кВА

 

,                                     (2.11)

 

кВА.

 

Потери энергии в трансформаторах, кВтч

 

,                   (2.12)

 

где – время включения трансформатора, принимается равным 8760 часов;

 

кВтч.

 

Количество электроэнергии, потребленной в течении года, МВтч

 

,                                   (2.13)

 

 МВтч.

 

 

 

 

 

 

3 ВЫБОР СЕЧЕНИЙ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ,  ПАРАМЕТРОВ КОММУТАЦИОННО-ЗАЩИТНЫХ АППАРАТОВ

 

3.1 Расчёт сечений кабельных линий на 10 кВ

 

Проектирование и сооружение кабельных линий должны производиться с учетом развития сети, ответственности и назначения линий, характера трассы, способа прокладки, конструкций кабелей.

При определении стандартного сечения  жил кабелей исходят из следующих  условий:

  • При выборе по механической стойкости Fм самое малое (начальное в таблице сечений жил) сечение должно быть механически стойким.
  • При выборе сечения по нагреву определяют ближайшее большее значение, во всех случаях не следует стремиться повышать сечение без достаточных на то оснований.
  • При выборе сечения по термической стойкости определяют ближайшее меньшее значение (на основании повышенного процента ошибки, заложенного в самом методе расчета).
  • По потерям напряжения выбирают ближайшее большее значение.

Выбор сечений кабельных линий  производим по экономической плотности  тока. Кабельные линии прокладываются в земле, в траншеях. Расчетная  нагрузка определяется начиная с  конца магистрали. Произведем расчет для участка ТП 35- КТП160/10/0,4.

 

Полная мощность, которая проходит по рассматриваемому участку кабельной  линии, кВА

 

,                                   (3.1)

 

 кВА.

 

Рабочий максимальный ток, А

 

,                                           (3.2)

где   - напряжение кабельной линии, =10 кВ;

n - количество кабелей питающих  потребитель, n=1;

 

  А.

 

Расчетное экономическое сечение  проводов, мм2

 

,                                                   (3.3)

 

где  - экономическая плотность тока, =1,2 А/мм2  [2];

 

 мм2.

 

Так как на предприятии ОАО «Балтика-Хабаровск» в сетях электроснабжения 10кВ применяются  кабели марки ААБл, принимается от ТП 35 до проектируемой КТП кабель марки ААБл 3х25мм2, допустимо длительный ток Iдоп=90А.

 

Определим расчетный длительный ток  кабельной линии в аварийном режиме, А

Энергоснабжение завода