Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте

Содержание 
 
 

 

     Введение

     Актуальность исследования заключается в том что, в межличностном контакте мы проводим большую часть своей жизни, именно наше общество ставит социальные нормы поведения, относительно которых и происходит деление людей на добропорядочных и тех, кто эти нормы не соблюдает. Вспомнив последние события, происходящие во всем мире, в нашей стране и в более мелких социальных группах, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений.

     Экономический кризис, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это тяжело переживается населением, отражаясь на его социальном самочувствии.

     Социальные  кризисные процессы, происходящие в  современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, агрессии, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся от нормы поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Сильно возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося от нормы поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в разбоях, занимаются проституцией и сутенёрством.

     Рост  агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших  социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер, причем многие исследователи отмечают в них участие девушек и девочек.

     Агрессия, пожалуй, как ни одна индивидуально-личностная характеристика, воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого  человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии (Р. Бэрон и Д. Ричардсон, 1994; П.А. Ковалев и др.).

          Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.

     Задачи  исследования:

     1.Охарактерезовать  проявление агрессивного поведения

     2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте

     3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.

     4.Исследовать  гендерные проявления агрессии у подростков.

      5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.

            Объект:  агрессия

      Объект  исследования:  дети подросткового возраста

           Предмет исследования:  гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте

       Гипотеза: существуют гендерные различия в проявлении агрессии у подростков:

     - у мальчиков проявление агрессивных реакции встречается чаще, чем у девочек;

        Методы исследования:

  • обработка и анализ научных источников;
  • анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностики;
  • проведение исследования с помощью тестов – методика диагностики уровня агрессивности А.Ассингера, методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки, проективная методика Вагнера;
  • интерпретация и анализ результатов.

    Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных ученых, занимающихся проблемами психологии агрессии, агрессивного поведения детей и подростков, в частности, таких авторов, как  Семенюк Л.М., Бандура А., А.Басс, Ш.Берн, Ениколопов С.Н., Роджерс К., Эльконин Д. Б., Фрейд З., Бэрон Р. Ричардсон Д., Райс Ф., Берковитц Л., Реан А.А., и др.

    Данная  работа состоит из введения, трех глав. Заключения, списка литературы и приложений. Впервой главе рассматривается проблема исследования агрессии в психологии. Вторая глава посвящена анализу проблемы гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте. В третьей главе приводятся результаты эмпирического исследования гендерных различий  проявления агрессии в подростковом возрасте. 
 

 

      1 Изучение проблемы  агрессивного поведения  в психологии

    1. Основные подходы к изучению

    агрессивного  поведения в психологии 

     Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким.

     Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть  проблему гендарного различия проявления агрессии в подростковом возрасте для начала нужно рассмотреть каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа1.

     Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы  и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие  четыре категории. Агрессия относится к:  
врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам;  
актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

    Теория  влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни.

       Энергия же второго типа направлена  на разрушение и прекращение  жизни. Он утверждал, что все  человеческое поведение является  результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других2.

    Экологический подход. Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом,  развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии3.

     Но, чем большее количество агрессивной  энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для  того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

     Лоренц  отмечал, что кроме врожденного  инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные.

     Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

    Фрустрационная  теория (гомеостатическая модель). Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.  
Агрессия всегда является результатом фрустрации.

     В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора4:

     - степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

     - сила препятствия на пути достижения цели;

     - количества последовательных фрустраций.

     Чем в большей степени субъект  предвкушает удовольствие, чем сильнее  препятствие и чем большее  количество реакций блокируется, тем  сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют  одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

     Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется  в тот же момент фрустрации, прежде всего, из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

     Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

     Какие же факторы ослабляют агрессивную  мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии.(оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

     Теория  социального научения (бихевиоральная модель). В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соотвествующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

     Эта теория была предложена А. Бандурой и  представлена в работе в виде таблицы 1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения5.

    Теория  социального научения А. Бандуры.  С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

    1. способов усвоения подобных действий;
    2. факторов, провоцирующих их появление;
    3. условий, при которых они закрепляются.

     Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.  

Агрессия, приобретаемая посредством:
Биологических факторов (например, гормоны, нервная  система)
Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)
Агрессия  провоцируется:
Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
Неприемлемым  обращением (например, нападки, фрустрация)
Побудительными  мотивами (например, деньги, восхищение)
Инструкциями (например, приказы)
Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными 
убеждениями)
Агрессия  регулируется:
Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)
Викарным  подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)
Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)
 
 

    Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных  реакций – прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность  того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

    Вместе  с тем, существенное значение имеет  результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных  действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии.

      Самопоощрение и самонаказание  – модели открытой агрессии, регулируемые  поощрением и наказанием, которые  человек устанавливает для себя  сам.  Хочется отметить, что эта  теория оставляет гораздо больше  возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию.

    Согласно  теории, агрессия – приобретенная  модель социального поведения. Отсюда, она  может быть ослаблена с  помощью процедур (устранение условий). Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях6.

    В настоящее время теория социального  научения является наиболее эффективной  в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре  и ситуации социального развития.

    Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

    Проявление  агрессии объясняют биологические  и социальные факторы. 
Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание.

    Агрессивные действия могут быть ослаблены или  направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

    Рассмотрев  основные теории, объясняющие природу  агрессивности, определим основные понятия.

    Р.Бэрон  и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения7:

  • Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
  • В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  • Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

    Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют  или имеют намерение причинить  ущерб другому человеку, группе людей  или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

    Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред8.

    Психологический словарь предлагает следующее определение: агрессия – мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)9.

     Проявление  агрессии весьма разнообразно. Различают  два основных типа агрессивных проявлений:

    1. Целевая агрессия;
    2. Инструментальная агрессия.

    Первая  выступает как осуществление  агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. 
 
 
 

     1.2 Структура агрессии

     Структуру агрессивного проявления предложили в  своих работах                  И.К. Заградова, Н.Д.  Левитов, А.К. Осинский10:  

Таблица 2. Структура агрессивного проявления 

По  направленности:
Агрессия, направленная вовне;
Аутоагрессия  – направленная на себя.
По  цели:
Интеллектуальная  агрессия;
Враждебная агрессия;
По  методу выражения:
Физическая  агрессия;
Вербальная  агрессия.
По  степени выраженности:
Прямая  агрессия;
Косвенная агрессия.
По  наличию инициативы:
Инициативная  агрессия;
Оборонительная  агрессия.

     

     Теперь  можно определить, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

     Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

     Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

     В. Клайн считает, что в агрессивности  есть определенные здоровые черты, которые  просто необходимы для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги11.

     Состояние фрустрации – это психическое  состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения12. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием. Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

     Так какой акт поведения можно  считать агрессивным?  
Румянцева Т.Г. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий13.

     Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия; когда нарушены нормы поведения.

     Важную  роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации.

       В результате социализации многие  учатся регулировать свои агрессивные  импульсы, адаптируясь к требованиям  общества. Другие же остаются  весьма агрессивными, но учатся  проявлять агрессию более тонко:  через словесные оскорбления,  скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

     Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный  фон отношения родителей к ребенку.

     По  мнению И. Заграфовой податливость к  агрессивным действиям формируется  по мере накопления недостатков в  процессе социализации. Она выделяет две степени социализации14:

     1. усвоение социального опыта, ценностей,  норм культурного поведения;

     2. усвоение субкультурного опыта  меньшего объема, но содержащего  нормы поведения, допускающие  агрессивность. 

    Таким образом, податливость к агрессивным  действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации.

    Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному – можно применить общие схемы (см. таблицу 3), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии15. 

Таблица 3. Классификация видов агрессии

     Разделение по направленности на объект

     Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика  и т.д.

     Разделение  по причине появления 

     Реактивная  агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).

     Разделение  по целенаправленности

     Инструментальная  агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной  зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

     Разделение  по открытости проявлений

     Прямая  агрессия - направляется непосредственно  на объект, вызывающий раздражение, тревогу  или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

     Разделение  по форме проявлений

     Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо  говорит о наличии отрицательных  эмоций и возможности нанесения  морального и материального ущерба противнику.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
Спонтанная  агрессия – появляет-

ся без  видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

Целевая (мотивационная) агрессия - выступает  как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда  или ущерба объекту: школьник, который  обиделся на одноклассника и избил  его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно  не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения  морального и физического ущерба противнику.
 
 

    Агрессивность как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии, может иметь различную степень выраженности от полного подавления до предельного развития. Вероятно, гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению и соревновательность, и вообще активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.

    Чрезмерное  ее развитие тоже ничего хорошего не обещает. Такой человек становится неспособным на кооперацию, сотрудничество и вообще на эффективное взаимодействие. А в крайнем своем выражении это может привести к психическим заболеваниям и преступности. Хорошо было бы в связи с этим вовремя замечать и корректировать отклонения в ту или другую сторону.

    2 Особенности агрессивного  поведения и гендерные различия  проявления агрессии в подростковом возрасте

    1. Психологические особенности подросткового возраста
 

     Подростковый  возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.

     Особое  положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено в  его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

     По  всем направления происходит становление  качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным и т.д.

Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте