Эмпирическое исследование особенностей звукопроизношения у дошкольников подготовительной к школе группе
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ……………………………………………6
- Звуковая
система языка и особенности ее формирования
в онтогенезе……………………………………………………
…………….…….6 - Причины нарушения звукопроизношения……………………….10
- Значение методики использования речевых игр………………..14
- Особенности работы по развитию звукопроизношения детей подготовительной к школе группы……………………………………………16
Выводы по первой главе……………………………………………….19
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЕ……………...................
2.1.
Организация исследования и описание
диагностических методик……………………………………………………………
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………….…..23
2.3.
Педагогические рекомендации
Выводы по второй главе………………………………………….……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.
Формирование правильного
Недостатки звукопроизношения
Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву, А.В. Миртова, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичева и т.д.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи, но ведущим видом деятельности является игра. Поэтому рациональнее при работе над звукопроизношением использовать речевые игры [2, с. 3].
Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы курсовой работы: «Использование речевых игр для правильного звукопроизношения у детей в подготовительной группе».
Цель дипломной работы
Объект - звукопроизношение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование речевых игр для развития правильного звукопроизношения детей в подготовительной школе группы.
Гипотеза – недостатки звукопроизношения детей подготовительной к школе группы выражаются в искажении шипящих звуков [ш], [ж], [ч], свистящие [c], [з], а также дифференциации [р] и [л].
Для достижения цели и подтверждения гипотезы мы определили следующие задачи:
1. Изучить теоретическое состояние проблемы недостатка звукопроизношения;
2.
Диагностировать особенности
3. Сформировать выводы относительно уровня развития звукопроизношения у детей подготовительной к школе группы;
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие группы методов: теоретические – системный анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические – наблюдение, эксперимент, а также метод анализа и интерпретации полученных данных.
База исследования – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18. В исследовании принимали участие 8 детей подготовительной к школе группы.
Выше сказанные задачи и гипотеза обусловили проведение исследовательской работы в три этапа:
- I этап (сентябрь – декабрь 2010 г.) посвящен изучению, анализу литературы по теме исследования, подбору и разработке диагностических методик.
- II этап (январь 2010г.) предусматривал проведение констатирующего эксперимента.
- III этап (февраль 2011 г.) включал анализ и обобщение полученных результатов, формулировку общих выводов по исследованию.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.).
Практическую
значимость исследования составляют выявленные
особенности формирования правильного
звукопроизношения у
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены цель
предмет, объект и задачи
В первой главе «Теоретико-
Во второй главе «Эмпирическое исследование развития правильного звукопроизношения у дошкольников» дан материал экспериментального изучения развития звукопроизношения у детей в подготовительной школе группе.
В заключении подведены итоги
работы.
Глава
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ
ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
- Звуковая система языка и особенности ее формирования в онтогенезе
Анализ произношения звуков русского языка, так называемая физиология звуков, вскрывает участие различных органов и их движений в произношении каждого звука.
В русском языке различают 42 звука, из них 6 гласных звуков и 36 согласных.
Гласные звуки характеризуются тем или иным звучанием голоса, зависящим от формы и напряжения надставной трубы артикуляционного отдела.
Согласные звуки характеризуются шумом, образующимся в месте преграды в ротовой полости [16, с.20].
Произношение гласных отличается от произношения согласных следующими особенностями [11, с.34] (см. таблицу 1 в приложении 1):
Таким образом, каждый согласный звук характеризуется рядом артикуляционных особенностей и в зависимости от этого входит в те или иные группы, причем один и тот же звук принадлежит одновременно к нескольким группам.
Сложная артикуляционная классификация согласных звуков русского языка представлена в таблице 3 в Приложении 1 [16, с. 22].
Процесс
овладения речью совершается
при помощи постепенно вырабатывающейся
дифференцировки в сфере
Сенсомоторной основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом [4, с. 15]. Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).
Функция
слухового анализатора
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь – «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты.
Ребенок рождается с несовершенными еще механизмами речи: мозг, в особенности кора полушарий, беден нейронными связями и не может дать дифференцированную, четкую работу собственно звукообразующих органов. Да и сами они — губы, язык, мягкое нёбо — еще недостаточно сильны и гибки как мышечные приборы; некоторые же из них, например, зубы, совсем отсутствуют. Слаба и диафрагма. Слух, играющий первенствующую роль в образовании звуковой речи, хотя и обнаруживается уже с первых дней ребенка, но младенец только со второго месяца дает некоторую дифференцировку — различает голос матери, музыку и т. п. Так же слабо развита и дифференцировка зрения. Все это обусловливает своеобразие звуковой и мимико-жестикуляторной работы, какую мы наблюдаем у новорожденного в первые дни и недели. Непрекращающийся процесс развития, с критическими периодами смены старого качества новым, индивидуально то, задерживаясь, то, ускоряясь, при этом неравномерно в разных областях речевого аппарата, прогрессивно видоизменяет работу речевых механизмов и в основном завершает к 5-7 годам звуковое оформление речи ребенка [23, с. 66].
Первый
крик ребенка возникает как
Крики новорожденных нельзя назвать ни врожденной голосовой, ни врожденной речевой реакцией: во-первых, их природа столь же голосовая, сколько и шумовая, а во-вторых, в отличие от таких речевых врожденных реакций, как гуление и лепет, они являются компонентом оборонительного поведения [3, с. 35].
В последующие месяцы появляются всевозможные звуки без какой-либо общей последовательности. «Эти крики служат сигналами, с помощью которых ребенок дает знать окружающим, что у него не все благополучно: или он голоден, или болен, или у него мокрое белье и т. п.» [19].
Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.
А.Н. Гвоздев [4] охарактеризовал гуление в отличие от криков «как согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные с точки зрения их места образования». Эти согласноподобные преимущественно задней артикуляции компоненты гуления отражаются в терминах «гукание», «воркование», «гуление» [4, с. 35].
Итак, к концу первого года ребенок произносит уже отдельные слова, названия предметов, с которыми чаще имеет дело. Но эти слова — еще не отдельные слова взрослых, а целые предложения. Например, словом мяу ребенок обозначает: 1) «Кошка, уйди». 2) «Кошка, приди». 3) «Боюсь кошки». 4) «Дай кошку» и т. д.
Слова как таковые лишь впоследствии вычленяются из сформировавшегося предложения. Чтобы точнее выразить свои потребности, ребенок при этом широко пользуется мимикой, жестом и изменением тона голоса (интонациями как звуковым жестом).
В 1—1,5 года появляются глаголы («дай кушать» и т. д.) и связывание по нескольку слов в одно целое — предложение [23, с. 93].
Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь.
Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).
К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи [22, с. 77].
Итак,
только человеку присущ величайший дар
природы – речь. Но она не является
врожденной способностью. Речь формируется
вместе с развитием ребенка под
влиянием речи взрослых постепенно и
во многом зависит от некоторых факторов:
достаточной речевой практики, воспитания
и обучения, а также от нормального речевого
и социального окружения, которое стимулирует
речевое развитие и дает образец речи.
И все эти факторы имеют значение для ребенка
с самых первых дней жизни.
- Причины нарушений звукопроизношения.
Основными
причинами нарушений
- нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
- нарушение анатомического
- нарушение его нормального
- неправильная речь окружающих
ребенка людей или
Классификация нарушений звукопроизношения.
Дефектное произношение звука или звуков одной фонетической группы (например, свистящих [С],[ З],[Ц] или заднеязычных [К], [Г],[Х]) принято называть простым мономорфным (моно – один) нарушением звукопроизношением. В тех же случаях, когда речь идет о неправильном произношении сразу многих звуков или только двух звуков, но разных фонетических групп (например, [Ч] и [К], [Р] и [Ц], [Л] и [Ш]) то это сложное, полиморфное (поли – много) разлитое нарушение звукопроизношения, которое как бы «разлилось» сразу на многие звуки [12].
В принципе нарушаться может произношение всех без исключения речевых звуков: как гласных, так и согласных. Однако чаще всего ребенок не овладевает правильным произношением тех из них, которые более сложны по артикуляции, т.е. требуют особых дифференцированных движений речевых органов. К таким звукам относятся прежде всего [Р] и [Л], а также шипящие и свистящие, не случайно появляющиеся в речи детей позднее прочих. Другие звуки страдают значительно реже. В основных видах неправильного звукопроизношения. Для обозначения дефектного произношения групп звуков были использованы названия букв греческого алфавита [22].
1. Ротация ([Р], по гречески – РО).
2. Ламбдацизм ([Л] – ЛАМБДА).
3. Сигматизм ([С] – СИГМА). В этой группе различают сигматизм свистящих звуков и сигматизм шипящих
4. Йотацизм ([Й] – ЙОТА).
5.
Дефекты произношения
6.
Дефекты звонкости (взаимные
7.
Дефекты смягчения (взаимные
Внутри
каждой из этих групп имеется более
детальная классификация
Фонетические дефекты выражаются в искаженном звучании звука, не смешиваемым ни с какими другими звуками, что свидетельствует о достаточно четком выделении его речи из всех других, об усвоении его как фонемы. Так, ребенок может произносить звук [С] – с просунутым между зубами кончиком языка, но от этого он не перестает быть именно данным звуком, не переходит в какие то другие звуки. Такого рода дефекты являются именно «косметическими» - они «портят» только произношение звука, но отражаются в дальнейшем на письме, на различных сходных по звучанию звуков.
Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо [Ш] произносится [С]), что свидетельствует о разграничении ребенком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения ограничиваются только «некрасивостью» звучания звука, а имеют более серьезные последствия. В этих случаях ребенку будет трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова (типа МИШКА – МИСКА), то есть пострадает воспроизведение речи окружающих. Кроме того, такие нарушения звукопроизношения обычно отражаются на письме, т.е. один имеющийся дефект приводит к появлению другого. Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм и т.д.
В качестве звуков-заменителей могут выступать самые разные звуки, однако, прежде всего это бывают артикуляторно или акустически близкие к заменяемому. Так, например, звук [ Б] скорее будет заменен на [П] или [Й], чем на [К] [14].
«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребенка слухоречевых дифференцировок» [22]Что касается фонетических дефектов, выражающихся в искаженном звучании звуков, то они очень многообразны (например, один только звук [Р] может иметь свыше 20 вариантов неправильного произношения). По этой причине и внутри фонетических дефектов принято выделять несколько наиболее распространенных видов искаженного значения.
При
обозначении сложных при
В
зависимости от причин, вызвавших
нарушения звукопроизношения, в
которых разновидности прежде всего
подразделяются на две большие группы
– на дислалию и дизартрию (к дислалии
относятся такие нарушения в
произношении звуков, которые связаны
с органическим напряжением центральных
отделов речевых анализаторов; к дизартрии
принято относить такие расстройства
звукопроизношения, которые вызываются
нарушением иннервации речевых мышц, что
приводит к их параличам и парезам.
Чаще это бывает обусловлено органическим
поражением центрального отдела речедвигательного
анализатора. В выраженных случаях дизартрии,
помимо нарушений звукопроизношений обычно
наблюдаются так же расстройства речевого
дыхания, голосовой функции, точнее ритма
речи, что в целом нередко приводит к полной
невменяемости).
- Значение методики использования речевых игр
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова «высший регулятор человеческого поведения»[2]. Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые чаще общались с ребёнком и в разговоре следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
Наиболее эффективно речь ребёнка развивается в игре. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры [18].
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать
речевой игрой? Нет, не любые.
Прежде всего, это те стихи,
в которых есть сюжет и
Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры.
Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
- Энегопотребители
- Энергосберегающая деятельность предприятия: оценка и направления совершенствования (на примере ОАО «Белэнергоснабкомплект»)
- Энергоснабжение завода
- Энергоснабжение частного дома
- Энциклопедия как вид издания. На примере изданий естественнонаучного и социального профиля
- Эпитет у Моэма (по материалам романа «Пироги и пиво»)
- Эпитеты и их перевод
- Эмоциональное состояние памяти
- Эмоционально-экспрессивная лексика в современной русскоязычной прессе на примере газеты "Листок""
- Эмпирические исследования влияния развода родителей на появление агрессии у детей старшего дошкольного возраста
- Эмпирические исследования восприятия визуальных образов и их использование в товарной рекламе Кыргызской Республики
- Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и успешности у старших школьников
- Эмпирическое исследование выявления профессионально важных качеств личности и их влияние на деятельность сотрудников организации
- Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте