PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени
PR
в системе местного самоуправления как
механизм интенсификации социокультурного
времени
Дипломная работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПР в системе местного самоуправления
Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления
2. Исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей
2.1. Описание методов исследовательской базы
2.2. Обсуждение результатов исследования социальных представлений томичей
2.3. Проведение контент-аналитического исследования
2.4. Проведение каузометрического исследования на материале ассоциативного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец анкеты
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец опросного листа
ВВЕДЕНИЕ
В процессе изменения политической ситуации в обществе происходит его демократизация,1 введение всеобщего избирательного права и формирование институтов гражданского общества. Появляются партии и независимые СМИ. В этих условиях создается ситуация зависимости объединений граждан от государства, но и последнее попадает в зависимость от общества. Теперь при разработке какого-либо решения органы управления должны ориентироваться на рядовых граждан, добиваться их поддержки и одобрения. Это приводит к переходу от централизованного управления к управлению на местном уровне. Роль местного самоуправления существенно возрастает и в ходе экономических реформ. Появляется необходимость дифференцированного подхода к управлению социальной сферой отдельных территорий.
И в 1993 году это развивающееся направление получает законодательное подкрепление, согласно которому все 89 субъектов федерации приобретают права и полномочия в реализации собственной социально экономической политики2. По данным мониторинга общественного мнения политические установки с 1991 по 2002 год претерпели существенные изменения3. Эти изменения заключаются в постепенном переходе от идеологизированного мышления, в параметрах красные-белые, коммунисты-демократы, в сторону реальной оценки профессионально-личностных качеств тех или иных претендентов на замещение вакантных мест (что избирающийся политик может дать мне, моей семье, моим родным и т.д.). Помимо появившейся потребности в выработке новых практических методов и технологий общения,4 появляется необходимость в исследовании социума, его установок, приоритетов, стереотипов, которые помогали бы эффективно влиять и выживать в социально значимых ситуациях. И как говорит руководитель управления и информации по общественным связям Законодательного собрания Краснодарского края Наталья Игнатьева: - “Если есть явление, значит должны быть специалисты, способные им управлять”.5 Появляется такая специальность как ПР. В силу особенностей нашего социально-экономического развития ПР-специалисты могут участвовать в управлении, что позволяет им воздействовать на людей ни только внутри производства, но и участвовать в социальном управлении и влиять на общество в целом.6
Изучение преобразования личности в потоке политической и социокультурной реальности является наиболее актуальным вопросом в развитии теории и практики ПР.7 Изменяются взаимоотношения между людьми, социокультурные и политические ритмы, меняется направление развития общества, а вместе с этим и индивидуальные векторы времени. Политическое и социокультурное время являются очень мощными потоками, которые существенно влияют на течение жизни человека, становясь источником его динамизма. В логике ускоряющихся социокультурных изменений происходит осознание социокультурного времени. Это приводит нас к таким понятиям как течение, прохождение, нехватка времени т.д.. Постепенно оно превращается в независимую переменную и выступает как определяющий фактор жизни.
Как известно, условием успешной работы политиков и их команд в социальной сфере является однонаправленность социокультурного и политического времен, провоцирующее явление “резонанса”, который способствует взаимопониманию между властью и представителями электората. 8 За счет этого создаются условия, облегчающие управленческий процесс, с одной стороны, и поддержку инициатив и реформ, с другой. В процессе динамических преобразований происходит “драматический разрыв” между высоким уровнем осознания социокультурного времени и низким осознанием политического, что погружает общество в хаос неосознанных решений. Эти расхождения в сознании общества затрудняют отслеживание возникновений новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, поведенческий эффект которых как правило отсрочен. В такой ситуации прогнозировать становится достаточно проблемно и, как правило, малоэффективно9. Общество отдаляется от руководящих органов. Таким образом, сама власть, в конечном итоге, теряет свой внутренний смысл, что чревато социальными потрясениями.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что с переходом от централизованного управления к управлению на местном уровне возникает реальная потребность привлечения граждан к решению общественно-значимых проблем, но это возможно при условии сплоченности общества, объединенного одной общей идеей, готового отдавать свою энергию и силы на благо города. Поэтому первоочередной задачей местного самоуправления становится создание оптимальной (комфортной среды обитания) социокультурной среды.
Состояние разработанности проблемы. Переход из одной социальной системы в другую вызвал массу проблем и противоречий, в том числе и в социальном управлении. Разработкой теории и практики по социальному управлению активно занимаются М.А. Шишкина, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А Бетуганов. Но они не выделяют время в отдельную категорию, что на наш взгляд лишает методики управления дополнительных возможностей. Что же касается социокультурного времени, то оно согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко является интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе и территориального. Автор указывает, что за годы реформ в структурах власти так и не сложилось понимание необходимости постоянного анализа общественных процессов, установок, динамики потребностей и временной направленности общества. Между тем внимательное отслеживание социокультурных изменений позволит специалистом, не только хорошо ориентироваться в сложившейся ситуации, но и заниматься разработкой долгосрочных проектов.
Исходя из предпосылок М.А. Шишкина, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А Бетуганов, а так же Н.Б. Кучеренко попытка объединить теорию социокультурного времени и методы социального управления откроет перед ПР-специалистами местного самоуправления коммуникативные возможности и перспективы детального построения моделей будущего.
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей имплицитных сценариев развития городской жизни как формы социокультурного времени, выявлении механизмов интенсификации социокультурного времени с помощью ПР-инструментария на примере деятельности службы по связям с общественностью департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.
Объектом дипломной работы является социокультурное время как один из параметров социальной жизни и социальной активности территориального сообщества.
Предметом является ПР как механизм интенсификации этого времени.
Наше дипломное исследование построено на предположении о том, что простраивание в обыденном сознании четкой системы связей между событиями, формируемыми ПР-структурами органов местного самоуправления, выступает механизмом интенсификации социокультурного времени местного территориального сообщества.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Произвести теоретический анализ, систематизацию и обобщение данных информационного сопровождения местного самоуправления и роли социокультурного времени в организации жизни территории.
Исследовать особенности социальных представлений томичей об изменениях в жизни города, перспективах его развития, роль деятельности Администрации г. Томска и департамента архитектуры и градостроительства.
Провести анализ документов, касающихся информационной деятельности департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, выявить ключевые события прошлого, настоящего и будущего, структурирующие стратегический и тактический планы информационной деятельности.
Провести исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей.
Провести сравнительный анализ полученных данных
Описать механизм интенсификации социокультурного времени
Теоретико-
Способы решения основных задач:
личное интервью;
метод лингвистической интроспекции В.А.Московича;
методика каузометрического опроса, модифицированная в рамках теории системной организации субъективного времени Н.Б. Кучеренко. Дипломная работа разрабатывалась в рамках научно-практического сотрудничества с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.
Материалы исследования были предоставлены сотрудниками Департамента архитектуры и градостроительства.
Исследование осуществлялось в два этапа.
На первом этапе (август - сентябрь 2003г.) выборка исследования составила 112 респондентов, формировалась как репрезентативная структуре взрослого населения города Томска. Выборочный метод - неслучайная квотная выборка. Квотирование производилось по полу, возрасту и социальному положению.
На втором этапе (март - апрель 2005г.) исследования выборка так же носила репрезентативный характер и составила 82 респондента. Градация производилась по полу и возрасту.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов дипломного исследования состоят в том, что впервые ПР как система целенаправленных коммуникаций рассматривается в качестве механизма интенсификации социокультурного времени целевой аудитории. Кроме того, теоретическая значимость определяется тем, что в работе дается научное обоснование использованию в рамках ПР деятельности местного самоуправления такого механизма интенсификации социокультурного времени как формирование системы межсобытийных связей.
Практическая значимость заключается в разработке схемы исследования организации социокультурного времени местного сообщества. Кроме того, выявлена иерархия имплицитных сценариев развития городской жизни, которая может выступить ориентиром для разработки и воплощения в жизнь ПР-кампаний департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
ВРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПР
в системе местного самоуправления
Местное самоуправление представляет собой неотъемлемую часть гражданского общества10 и является важнейшей формой народовластия, непосредственно выражающей волю народа и составляющей одну из основ конституционного строя демократического государства. Это предполагает участие граждан в формировании местного самоуправления, ведение активной деятельности в социальной организации города. Но, Владимир Мокрый указывает, что этому препятствует отсутствие у населения традиций самостоятельного и ответственного подхода к решению задач местного значения. Согласно проведенному крупномасштабному социологическому исследованию компанией АйТи и исследовательской группой ЦИРКОН (2004 г.),11 в последние годы в России происходит активное развитие и становление системы местного самоуправления. Оно показало, что на сегодняшний день заданы лишь общие рамки. Демократическое общество, опираясь на принципы самоуправления в корне отличается от централизованного. Община города берет на себя выполнение части общественных функций.12 Местное самоуправление не является институтом общественной власти. Избранные представители - члены местного совета отстаивают интересы своих избирателей. Этому требованию должны соответствовать и служащие местного самоуправления.
Комаровский В.С., развивая это направление, говорит, что формирование и устойчивое развитие демократического общества необходимо, чтобы ответственные структуры, и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество - власть» и свободно обмениваться информацией. В этих условиях трудно переоценить значимость работы ПР-служб в органах государственного и муниципального управления.13 ПР-службы призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.
Говоря о науке управления, Крючков Ю.А. отмечает, что в последнее время решение общих социальных проблем затруднено в связи с теоретико-методологической разобщенностью, а также недооценкой социологических, политических и естественнонаучных достижений.14 Это является серьезным тормозом на пути развития и усовершенствования теории, методологии и практики управления. Объектом науки управления являются самоорганизующиеся и регулируемые процессы, происходящие в социальном динамически развивающемся обществе. Это взаимодействия людей по поводу организации совместной деятельности, выстраивания темпа и структуры жизни, развития и усовершенствования себя как субъектов общественных мнений. Социальная система обладает способностью не только к саморегулированию, но и преобразованию внешней среды в интересах своего самоподдержания и жизнеобеспечения. Этот аспект функционирования системы является объектом исследования теории управления.
Предметом
науки социального управления являются
как общие, так и частные закономерности,
проявляющиеся в сложных динамических
системах.15 Выявление и определение
закономерностей взаимодействия социальных
систем, условия становления управленческих
отношений является непростой задачей.
Но, как и всякая проблема, она должна иметь
пути решения и решаться. На сегодняшний
день специалистами в этой области уже
обоснованы и сформулированы такие объективные
закономерности как многообразие и альтернативность
развития сложных систем, различия между
субъектом и объектом управления, существенная
роль целого по отношению к части. Под
группой частных законов понимаются связи
и отношения, объясняющие процессы самоорганизации
и регулирования в экономической, политической,
духовной, социально-экономической и других
общественных подсистемах. Предметом
общей системы управления выступает такой
важный элемент как самоуправление. Самоуправление
свойственно таким социальным системам
как индивид, группа, сообщество, общественное
объединение или территориально-
Изучая законы и принципы самоорганизации и управления В.Н. Ковалев говорит о том, что ПР-специалисты в системе местного самоуправления могут сознательно создавать условия для плодотворного развития той ли иной программы, принимать оптимальные решения, своевременно и эффективно их реализовывать19. Анализ общественного мнения, определение объективных тенденций функционирования и развития социальных систем позволит делать прогнозы и реально оценивать ситуацию. По мнению И.А. Василенко20, решение проблемы сплоченности населения заключается в усилении центростремительных сил, уходе от крайностей т.к. в народных массах наряду с их возрастающей аполитичностью, усиливается инстинкт самосохранения и самовыживания. Необходимо выделить общественную детерминанту целей и задач местного управления. Когда выдвинутая идея отвечает потребностям значительной части общества, она стимулирует самоорганизацию социума, тем самым, ускоряя ход реформ и повышая эффективность проводимых мероприятий. Василенко, опираясь на анализ Смутного времени В.О. Ключевского, обращает внимание на то, что российское государство возрождается и крепнет только тогда, когда тяжкие бедствия заставляют разрозненные политические силы забыть о своих предрассудках и обратиться к неизменным истинам.
А. Шебуняев в своих трудах упоминает, что еще в начале 20 века как гениальную догадку высказал П.И. Новгородцев, а потом доказал М.Вебер, что демократия, как и всякая другая форма правления сильна только тогда, когда над ней стоит справедливость, когда народ помнит, что в мире есть Высшая Воля, будущность религии, перед которой народная воля должна преклониться.21 По его мнению, в современной России будущее демократии зависит от будущности православия. Автор считает, что нам предстоит заново открыть корни наших общественных институтов, принципов и норм. Православие, как и любая другая мировая религия, обладает высоким политическим потенциалом. А православные архетипы и коды российской политической культуры при условии использования их в политической практики способны сформировать мощные политические мотивации в российском обществе. А. Шебуняев утверждает, что восстановление культурных ценностей православной нормативно-ценностной системы приоритетов в политики раскроет преимущество этой модели перед западным “эталоном” и это должно стать главной задачей политической элиты, которая по настоящему заботится о возрождении страны. Соборное сознание, проникнутое этикой взаимопомощи способно сформировать у личности яркое осознание своей социокультурной идентичности, своей неразделенной принадлежностью к обществу.22 Это объясняется тем, что сознание русского человека обращено к миру. Русский человек видит удовлетворение своих потребностей и приобретение гармонии для себя через стремление всего общества к идеалу, связанного единой целью. Это должно выразиться вовлеченностью каждого индивида в решение общественно-значимых проблем.
А.Я. Гуревич отмечает,23 что именно национальная идея как символ собирания и восстановления народной силы дает русскому народу осознание общей связи, вне которой нет будущего, как для нации, так и для общества в целом. Но, включенность граждан в общественную деятельность затрудняется не только разрозненностью между собой, но и по причине недоверия органам власти. Оно в свою очередь порождается не только недостаточно эффективной работой муниципальных советов, но и в постоянных нарушениях обязательств территориальных органов перед населением.
Для возращения доверия ПР-деятельность органов местного самоуправления должна быть продолжением реальных дел местных властей, осуществляться на основе уважения к правде и представлять собой двухстороннюю симметричную модель связей с общественностью с последующим переходом к партнерской модели ПР24. Под двухсторонней моделью подразумевается, с одной стороны коммуникационный канал - орган управления, с другой - общественность. В такой ситуации общение происходит на равных. Е.Б. Поканинова, основываясь на примере республики Калмыкия говорит,25 что при помощи ПР-средств необходимо формировать механизм взаимодействия с гражданами, который будет способствовать демократизации и укреплению начал гражданского общества. По ее словам, решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является - поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения должны выступать не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей и др. Успех же деятельности специалистов по связям с общественностью зависит, прежде всего, от того, насколько точно осознаны закономерности ПР в сфере управления, а также от полноты воспроизводства “идеальной модели” ПР в организационной структуре.
Для формирования эффективного механизма взаимодействия В.А. Моисеев выделяет следующие задачи26:
установление, поддержание и расширение контактов с населением и организациями;
регулярное информирование граждан о принимаемых решениях;
регулярное изучение общественного мнения желательно в текущем режиме (социально-политический мониторинг);
анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;
прогнозирование общественно-политических процессов;
обеспечение организации аналитическими разработками;
формирование благоприятного имиджа организации.
Местное сообщество обладает собственной социальной сферой,27 обеспечивающей данный социум реальными и потенциальными возможностями развития и реализации себя, формирует у местного населения необходимые социальные знания, навыки и качества. Но как любой развивающийся механизм общество должно, на что-то опираться и ориентироваться в своем развитии. Согласно А.Д. Кривоносову в нашей стране ПР властных структур не развит на должном уровне. По оценкам ПР-фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5%28 (не считая выборных кампаний).
Такой низкий процент обращений, в первую очередь А.Д. Кривоносов связывает, во-первых, с тем, что при планировании бюджета страны не учитываются ресурсы на «информационную поддержку», во-вторых, неготовностью специализированных ПР-агентств переориентироваться и проводить информационные кампании по пропаганде принимаемых решений в политической сфере.
Учитывая, что с переходом к демократическому государству изменился и сам подход к местному сообществу, О.А. Бударина отмечает появившуюся потребность в выработке новых методов управления, способов активизации населения на решение общественно-значимых проблем29. По ее мнению, главной целью управляющих органов теперь является не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. К основным функциональным задачам ПР в системе местного управления Бударина относит:
- участие в демократизации государственного управления;
- обеспечение гласности, открытости в работе администрации;
-обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
-содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации программ и решений;
-содействие реализации законодательства;
-содействие становлению институтов гражданского общества.
Стратегия коммуникации общества и органа управления основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие. 30 Такая модель является переходной, что делает ее более значимой для сегодняшней ситуации в России и на местах. Решение социальных проблем, создание оптимальной социальной и социокультурной среды, влияние на социальную реальность всем этим могут заниматься социальные технологии. Моровой опыт свидетельствует,31 что с помощью социальных технологий можно своевременно решать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы и рисковые ситуации, а также принимать оптимальные управленческие решения.
Сущность социальных технологий, как отмечает Крючков в своей работе «Методология и методы социального проектирования» может быть понята как новейшая система методов выявления скрытого потенциала социальной системы и получение оптимального результата при минимальных управленческих издержках.32 Возможности использования социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в управлении социальной сферой безграничны.
Как отмечает ряд исследователей, налаживание коммуникативных связей средствами ПР является достаточно важной задачей в системе местного управления. Постоянное информирование о состоянии дел в тех отраслях, которыми занимается тот или иной сотрудник является залогом эффективности управления.33 Для того чтобы эффективно управлять общественными процессами, необходимо располагать объективными сведениями о состоянии общества. Для этого необходимо проводить социологические исследования, массовые и выборочные опросы, создать мониторинговую базу данных. ПР-мониторинг в системе управления характеризуется как регулярное, систематическое наблюдение за состоянием общественных настроений и ожиданий, социальных процессов и явлений, с целью их оценки, прогноза, корректирования с помощью обратной связи.
Подобное определение, считает Ленуар, помогает выявить наиболее существенные ожидания общественных масс и установить вероятность свершения того или иного факта, события, конфликта с большей вероятностью, чем, основываясь на ситуативно главенствующем в массовом сознании. 34
Со слов И.Г. Ясавеева, возможности ПР могут быть использованы в целях конструировании социальных проблем.35 Это поможет целенаправленно вести информационную деятельность в различного рода ситуациях. Проблемы не существуют, если о них не говорят. В российском обществе политическое внимание, а вслед за ним и внимание СМИ в основном обращено к проблемам терроризма, преступности, употребления наркотиков. Эти проблемы стали общественно значимыми для всей страны, теперь само общество, каждый человек заинтересован в их разрешении. Ясавеев сообщает, что и на местном уровне существуют свои сложные задачи, которые требуют решения. Местное самоуправление не в состоянии решить их без поддержки населения (один в поле не воин). Поэтому власть посредством использования ПР методов должна акцентировать внимание на конкретной проблеме и сделать ее общественно значимой. Боязнь же привлечь внимание общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур приводит к еще более усугубляющейся ситуации.
- PRв шоу-бизнес
- PR-деятельность в спорте
- PR - инструменты в формировании и продвижении скандального имиджа
- PR и реклама в средствах массовой информации как часть системы банковского маркетинга
- PR-кампания для коммерческой организации (на примере ОАО «Газпром»)
- PR мероприятия как средства адаптации в детском саду
- PR - потенциал ночных клубов города Екатеринбурга
- Performance Best Practices Guide for SAP NetWeaver Portal
- Phrasal verbs and their different treatment
- Political discourse and transalation
- Present perfect In british and american
- Product Placement: вчера, сегодня, завтра
- Project Management (Проектное управление предприятием)
- PR в продвижении туристического продукта