Практика налогообложения унитарного муниципального предприятия

Налогообложение предприятия — Финансовые науки

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

1.1 Законодательная  база налогообложения в РФ

1.2 Система налогов  и сборов

1.3 Налогоплательщики, их права и обязанности

Глава 2. Практика налогообложения унитарного муниципального предприятия

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

2.2 Уплата предприятием  налогов

2.3 Налоговая политика  предприятия

Глава 3. Основные направления совершенствования налоговой политики

Заключение

Список литературы

 

Введение

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. Центральные, региональные органы власти и управления для успешного выполнения поставленных перед ними государственных задач должны иметь необходимую для этого финансовую базу. На сегодняшний день налоговая составляющая доходной части консолидированного бюджета России превышает 80% общей суммы доходов.

Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и отчисления увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. В то же время обязательство предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налогов и отчислений составляет значительную часть кредиторской задолженности предприятия, отражаемой в пассиве баланса предприятия. Несвоевременное исполнение данного обязательства приводит к наложению на предприятие финансовых санкций (штрафов, пени), еще более увеличивающих сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного оттока денежных средств.

Следовательно, налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.

Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Естественное желание каждой фирмы - платить как можно меньше налогов. Оно и понятно. Ведь чем меньше денег компания будет отдавать в бюджет, тем больше средств останется в ее распоряжении. Этой цели можно достичь с помощью грамотного налогового планирования. Его принципы просты:

- использовать все  возможные законные способы снижения  налогов;

- платить в бюджет  только минимальную сумму налогов  в последний день установленного  для этого срока.

Снизить налоговое бремя можно, оптимально составив учетную политику, договоры с партнерами, первичные документы, а также используя лазейки в законодательстве. Кстати, в некоторых случаях помогает и сам Налоговый кодекс. Определенным категориям налогоплательщиков он предоставляет льготы по налогам, возможность использовать специальные налоговые режимы, работать на территориях с льготным налогообложением.

В условиях рыночной экономики налоговая политика хозяйствующих субъектов становится одним из важнейших элементом деятельности предприятий. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов, путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности и снижения налогового бремени.

Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющийся ресурсов, оптимально планирует свое налогообложение.

Проблемы налогообложения предприятий находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, они очень актуальны в настоящее время, этим и обусловлен выбор темы дипломной работы.

Целью дипломной работы является изучение особенностей налогообложения предприятий.

Объектом исследования выступило Унитарное муниципальное предприятие общественного питания и торговли «Вариант».

Предметом исследования являются практика налогообложения предприятий и разработка основных направлений налоговой политики.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:

-   рассмотрены теоретические основы налогообложения предприятий;

-   проведен анализ практики налогообложения Унитарного муниципального предприятия общественного питания и торговли «Вариант»;

-   определены основные направления налоговой политики.

Методологической базой работы являются законы Российской Федерации, Указы Президента, постановления Правительства, нормативные документы, периодические печатные издания, статистические данные за 2008-2009 годы.

 

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

1.1 Законодательная  база налогообложения в РФ

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

НК устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов  и сборов, взимаемых в Российской  Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  субъектов Российской Федерации  и местных налогов;

4) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы  налогового контроля;

6) ответственность  за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие Налогового Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных НК.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии  с настоящим Кодексом права  издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или  ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов, их представителей либо  полномочия налоговых органов, таможенных  органов, органов государственных  внебюджетных фондов, установленные Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим  Кодексом, или изменяет определенное  Кодексом содержание обязанностей  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

4) запрещает действия  налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные Кодексом;

5) запрещает действия  налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных  фондов, их должностных лиц, разрешенные  или предписанные Кодексом;

6) разрешает или  допускает действия, запрещенные  Кодексом;

7) изменяет установленные  Кодексом основания, условия, последовательность  или порядок действий участников  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

8) изменяет содержание  понятий и терминов, определенных в Кодексе;

9) иным образом  противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных  положений Кодекса.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах, признаются не соответствующими НК при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств.

Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

1.2 Система налогов  и сборов

Поиски эффективной модели налоговой системы восходят к временам А. Смита. Сформулированные им принципы налогообложения кардинально не изменились до нашего времени.

На основе этих принципов сформулированы пять свойств "хорошей" налоговой системы:

1) экономически эффективная налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов;

2) административная  простота: административная система  должна быть простой и относительно  недорогой в применении;

3) гибкость: налоговая  система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия;

4) политическая  ответственность: налоговая система  должна быть построена для  убеждения людей в том, что  они платят для того, чтобы  политическая система была в  состоянии более точно отражать их предпочтения;

5) справедливость: налоговая система должна быть  справедливой по отношению к  различным индивидуумам.

Таким образом, основные направления повышения эффективности налоговой системы связаны с совершенствованием структуры налогов, а также с созданием налоговых органов всех уровней, оптимально обеспечивающих их сбор.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и  физические лица, признаваемые в  соответствии с Налоговым Кодексом  налогоплательщиками или плательщиками  сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном НК.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

НК устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы  физических лиц;

4) единый социальный  налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

9) государственная  пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный  налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления  налога;

- порядок и сроки  уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система  налогообложения;

3) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе продукции.

В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации.

1.3 Налогоплательщики, их права и обязанности

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

В порядке, предусмотренном НК, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация  непосредственно и (или) косвенно  участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое  лицо подчиняется другому физическому  лицу по должностному положению;

3) лица состоят  в соответствии с семейным  законодательством Российской Федерации  в брачных отношениях, отношениях  родства или свойства, усыновителя  и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным НК, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.

Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от  Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать  налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;