Право недропользования
Содержание
Введение
Глава 1. Право пользования недрами
1.1. Общая характеристика
и виды права пользования
1.2 Объект, субъект,
основания возникновения и
Глава 2. Правовое регулирование недропользования
2.1 Правовое регулирование
отдельных видов
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное управление в сфере использования и охраны недр
3.1 Лицензирование пользования недрами
3.2 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных
органов государственной
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Глава 1. Право пользования
недрами
1.1. Общая характеристика
и виды права пользования
«Общение
человека с природой, постоянно необходимое
ему для обеспечения своего существования,
и есть в самом общем смысле
слова природопользование. В основе
жизни и существования человека
и общества лежит пользование
природой. Поэтому исторически и
фактически природопользование составляет
фундамент общественной жизни, базисное
отношение в сфере
Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.2
По мнению М.М. Бринчука, при оценке роли природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно не только удовлетворяет разнообразные потребности человека, но одновременно является мощным фактором негативного воздействия на природную среду.
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных.3
Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств природной среды. Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, о животном мире, а так же в Конституция РФ, федеральные законы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.
Право
природопользования может рассматриваться
в различных аспектах. В объективном
смысле право природопользования представляет
собой совокупность правовых норм,
регулирующих деятельность физических
и юридических лиц по использованию
природных объектов для удовлетворения
текущих и перспективных
В юридическом смысле "природопользование" – понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды.
Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.
Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.
Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.
Наиболее
широко применяется следующая
1)
по видам эксплуатируемых
2)
по сферам человеческой
3)
по субъективному и
В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют:
· право землепользования,
· право водопользования,
· право недропользования,
· право лесопользования,
· право пользования животным миром,
· право пользования атмосферным воздухом,
·комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.
Каждый из указанных выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства. промышленности, энергетики и т.д.; леса – для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра – в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов; животный мир – для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством.
В зависимости от юридического титула, на котором основано право природопользования, выделяют:
непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов,
производное
природопользование, осуществляемое на
основе иного вещного или
В зависимости от срока пользования различают:
бессрочное,
долгосрочное,
краткосрочное.
В
зависимости от способа использования
различают право
с изъятием природного ресурса,
без изъятия природного ресурса из природной среды.
В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование:
общее – осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;
специальное –
осуществляется гражданами и юридическими
лицами, как правило, для предпринимательских
целей, нуждается в получении
особого разрешения от государственных
органов, оформлении иных правоустанавливающих
документов
1.2 Объект, субъект,
основания возникновения и
Субъект права природопользования может выступать в двух основных качествах: а) как возможный по закону обладатель такого правапользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.5
Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов - общего и специального.
В
качестве субъекта права общего природопользования
выступает каждый человек в России,
поскольку он обладает вытекающими
из закона возможностями пользоваться
водами, лесами, землей. При этом нужно
иметь в виду – в рамках общего
природопользования человек может
использовать природные ресурсы
лишь для собственных нужд, но не
для осуществления
Субъектами
специального права природопользования
являются юридические лица и граждане-предприниматели.
Юридические лица при этом выступают
в двух качествах: как государственные
и муниципальные органы, наделенные
правом распоряжения природными ресурсами,
находящимися в государстве или
местном самоуправлении, и как
юридические лица, получившие соответствующие
природные ресурсы в
Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе. Права и обязанности природопользователей закреплены в различных нормативных правовых актах (прежде всего – в природоресурсном законодательстве), а также в тексте разрешительных документов (например, лицензий). Объем прав и обязанностей, что и составляет содержание права природопользования, зависит от вида природных ресурсов. Так, права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов установлены Водным кодексом РФ (ст. 92), права и обязанности землепользователей определены ст. 40–43 Земельного кодекса РФ, лесопользователей –ст.ст. 82, 83, 90, 94 Лесного кодекса РФ, пользователей недрами – ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователей объектами животного мира – ст. 40 Федерального закона «О животном мире» и др.
Выделяют следующие права и обязанности природопользователей.6
Природопользователи имеют право:
– пользоваться предоставленными природными ресурсами;
–
иметь в собственности и
–
возводить на полученных земельных
участках, в зависимости от их целевого
назначения, жилье, а также постройки
и сооружения, необходимые для
осуществления хозяйственной
– передавать право пользования иным лицам (в отношении земли и некоторых иных природных объектов);
– оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды;
–
предъявлять в установленном
порядке иски за ущерб, причиненный
им неправомерными действиями юридических
лиц и граждан, в том числе
со стороны организации, предоставившей
природные ресурсы в
– иные права в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Природопользователи обязаны:
–
осуществлять только разрешенные лицензией
виды пользования, в том числе
соблюдать установленные сроки
и правила пользования
– вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния природных объектов;
– своевременно вносить плату за пользование ресурсами;
– осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов;
– предоставлять специально уполномоченным государственным органам данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;
–
возмещать причиненный
– иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Объектом права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты.
В
законодательстве объекты права
природопользования в большинстве
случаев конкретизированы применительно
к землепользованию, водопользованию,
пользованию недрами и т.д. Объектом
права землепользования являются земля,
водопользования — воды, пользования
недрами — недра.
- Основания возникновения и прекращения права природопользования
Основания
возникновения права
Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством.
Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов:
-
решение компетентного
- лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.
-
договор на пользование
В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.
Основаниями
прекращения права
Некоторые
из этих оснований являются характерными
лишь для данных природных ресурсов.
Так, право водопользования
- истечение срока пользования природным объектом;
- отказ природопользователя от использования природного объекта;
-
ликвидация юридического лица
или смерть гражданина-
Общими
основаниями принудительного
-
изъятие природного объекта
-
использование природного
-
нарушение правил
Глава 2. Правовое регулирование
недропользования
2.1 Правовое регулирование
отдельных видов
2.2 Правовое регулирование
добычи общераспространенных
Глава 3. Государственное
управление в сфере использования
и охраны недр
3.1 Лицензирование
пользования недрами
Разрешительная система в недропользовании - это система получения различного рода разрешений на проведение всего комплекса работ недропользователем. Она включает не только получение разрешения (лицензии) на пользование недрами, но и другой разрешительной документации, так как процесс недропользования неразрывно связан со многими другими сопутствующими видами работ и получением разрешений и согласований на производство таких работ.
Определение "разрешительная система" включает в себя материальные и процессуальные аспекты общественных отношений, возникающих при предоставлении государством лицам прав осуществлять определенные виды деятельности или совершать действия, связанные с их хозяйственной и иной деятельностью. Такое право может быть предоставлено в результате применения административно-правового режима. Каждый элемент не сможет в полной мере реализовать свое предназначение, если не будет взаимосвязан с другими элементами данной системы. В разрешительную систему входят следующие субъекты: уполномоченные органы, обладающие специальной компетенцией по применению административно-правовых режимов, и лица, претендующие на получение или получившие право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности или совершать определенные действия <1>. К первым относятся: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. К лицам, которые могут обращаться за разрешением на осуществление определенных видов деятельности, относятся физические лица (граждане, предприниматели без образования юридического лица), юридические лица (субъекты предпринимательской деятельности). Ограничения по кругу лиц, могущих быть по российскому законодательству заявителями на осуществление отдельных видов деятельности, установлены, например, в отношении иностранных граждан (по вопросу добычи драгоценных металлов и драгоценных камней - ч. 2 ст. 4 ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и др.) <2>.
--------------------------
<1> Багандов А.Б. Лицензионное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2004.
<2>
ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях"
// СЗ РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1463.
Субъекты
разрешительной системы в своей
деятельности должны руководствоваться
установленными в законном порядке
материальными и
Одним
из средств обеспечения
--------------------------
<3>
Волков А.М., Волков А.А. Правовые
основы разрешительной системы
в недропользовании // Изв. вузов. Геология
и разведка. М., 2007. N 4. С. 79.
Одни
из основополагающих нормативных правовых
актов, регулирующих правовые отношения,
возникающие в связи с
--------------------------
<4>
ФЗ от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном
шельфе Российской Федерации"
// СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; Закон РФ
от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" // СЗ
РФ. 1995. N 10. Ст. 823; Пост. Верх. Совета РФ
от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения
в действие Положения о
<5>
Закон СССР от 09.07.1975 "Об утверждении
Основ законодательства Союза
ССР и союзных республик о
недрах" (вместе с Основами
законодательства) // Ведомости ВС
СССР. 1975. N 29. Ст. 435; Закон РСФСР от
09.07.1976 "Об утверждении Кодекса
РСФСР о недрах" (вместе с
Кодексом РСФСР о недрах) // Вед.
ВС РСФСР. 1976. N 28. Ст. 895.
Помимо Закона РФ "О недрах" в разрешительную систему недропользования входит ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <6>. Постановлениями Правительства РФ утверждены Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр и для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов <7>. Пункт 3 первого из них регламентирует подачу заявки в Федеральное агентство по недропользованию с приложением копий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
- Право общей собственности
- Правоотношения по социальному обеспечению
- Правоотношения супругов
- Правоохранительная деятельность Президента РФ
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации
- Правонарушение несовершеннолетних
- Правонарушение порядка управления
- Правонарушение предпринимателей
- Правонарушения в социальном обеспечении
- Правонарушения в сфере труда
- Правонарушения и юридическая ответственность
- Правонарушения несовершеннолетних