Правонарушения несовершеннолетних
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Решение проблемы детской безнадзорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних, их интеграции с обществом остается в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней. В этой связи утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 гг. предусматривает широкий комплекс мер по защите прав и интересов детей, укреплению системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитию ее форм. Объем выделенных на реализацию программы средств - 10101,7 млн. рублей и предполагаемая оптимизация использования государственных ресурсов позволяют надеяться на улучшение общего социального климата в стране и оздоровление криминогенной ситуации в молодежной среде.
Сегодня в Российской Федерации проживает 31 млн. детей, из них 16 млн. являются учащимися общеобразовательных школ. За последние годы ситуация в общеобразовательных учебных заведениях заметно обострилась. Многие школы превратились в объекты распространения наркотических веществ, совершения краж и хулиганских проявлений. Следует отметить, что школы все чаще стали заключать договора с частными охранными организациями. Совершенно очевидно, что противоправное поведение воспитанников общеобразовательных учреждений во многом формирует статистику состояния преступности среди несовершеннолетних в целом.
В Алтайском крае проживает более 515 тыс. подростков, не достигших 18 - летнего возраста1. По данным органов социальной защиты населения края 17 тысяч несовершеннолетних проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении. Это значит, что каждый 30-й малолетний житель нашего края является потенциальным безнадзорным, преступником, наркоманом, либо просто нуждающимся в помощи государства.
В 2010 году в Алтайском крае было зарегистрировано 12 фактов самоубийства несовершеннолетних. Дети в возрасте от 11 до 16 лет покончили с жизнью в Солонешенском, Ключевском, Романовском, Змеиногорском, Рубцовском, Немецком национальном районах, в Бийске и Барнауле2.
Проблемы преступности несовершеннолетних связаны с их незанятостью, весьма формальным контролем за поведением условно осужденных. Не найдено эффективных путей реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, в основном из-за отсутствия возможности их трудоустройства и обеспечения жильем. Некоторые подростки, побывав в колониях, набираются отрицательного опыта и уже сознательно не хотят встать на путь исправления. И в данном случае нужна большая профилактическая работа.
Однако в последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня подростковой преступности. В частности, за 2010 год несовершеннолетними на территории Алтайского края совершено 1 тыс. 670 преступлений, что на 23% меньше, чем в 2009 году3.
Тем не менее, остается актуальным вопрос поиска новых путей в решении профилактики правонарушений среди учащихся школ. Эта тема давно представляет интерес для ученых-криминологов и педагогов, представителей правоохранительных органов, родительскую общественность.
Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
- Изучить основные направления государственной политики в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Охарактеризовать правовое положение, задачи, организационное построение подразделений по делам несовершеннолетних.
- Изучить правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних.
- Определить меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям.
- Проанализировать особенности ведения подучетных документов в ПДН.
Объектом исследования стала деятельность полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предметом исследования являются правовые основы деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон «О полиции», Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты.
Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.
Теоретическое значение исследования состоит в научном анализе, обобщении, систематизации и расширении общетеоретических знаний и представлений об организации и деятельности правоохранительных органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Таким образом, государство в лице своих уполномоченных органов гарантирует реализацию человеком и гражданином предоставленных ему законом прав и свобод. В равной мере это относится и к подопечным, опекунам и попечителям.
В Российской Федерации
постепенно развиваются независимые
механизмы обеспечения прав детей,
к числу которых можно отнести
как неправительственные и
Для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики беспризорности и безнадзорности при Правительстве РФ создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних. Комиссия координирует деятельность федеральных министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов, готовит соответствующие предложения для Правительства РФ4.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению качества жизни детей в Российской Федерации содержатся в Национальном плане действий в интересах детей до 2010 г. В нем, в частности, были предусмотрены приведение национального законодательства в соответствие с международными документами; защита прав ребенка на воспитание в семье, родительскую заботу, охрану здоровья, обучение, отдых; обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его прав и интересов, уважение чести и достоинства; определение права и ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за воспитание детей; усиление защиты личных и имущественных прав детей.
Несмотря на существенные достижения по многим показателям, характеризующим качество детства, многие проблемы далеки от полного разрешения. Масштаб и выраженность наиболее острых проблем детства в Российской Федерации снижаются недостаточно, что создает серьезную угрозу будущему страны. Происходит постепенное сокращение численности детского населения (в среднем на 3% в год). При сохранении негативных тенденций численность детей может снизиться с 28 млн. детей в 2007 г. до 22,5 млн. в 2025 г5.
В настоящее время появляются новые проблемы, связанные с несоблюдением прав ребенка. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий, необходима выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей – беспризорности, социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, насилия по отношению к детям, росту социально обусловленных заболеваний.
Для
решения обозначенных задач в
настоящее время
В начале 2011 года для подготовки первоначального проекта Национального плана действий в интересах детей при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка создана экспертная группа, которая приступила к разработке его структуры (материалы являются дискуссионными). В дальнейшем планируются запросы в соответствующие министерства и ведомства на федеральном и региональном уровнях, согласование содержания и широкое обсуждение специалистами и гражданским сообществом. Отдельно с помощью специальных форм работы пройдет обсуждение и среди детей подросткового возраста.
Целью реализации Национального плана действий в интересах детей является создание условий для гармоничного развития детей посредством внедрения общественно-государственного механизма реализации прав детей, содержащихся в Конвенции о правах ребенка ООН, в которой декларируются основные ценности в отношении детей: недопущение дискриминации, право на жизнь и развитие, наилучшее обеспечение интересов ребенка, право ребенка быть услышанным6.
Сегодня Россия переживает
третью волну беспризорности - после
Гражданской и Великой
Следует отметить, что в настоящее время на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание, что каждый такой ребенок нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение, где есть еда, одежда и присмотр. Вместе с тем новая государственная политика, выраженная в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направлена в целом на уход от полного финансирования социальной заботы к использованию внутреннего ресурса личности при помощи договорных конструкций.
Безнадзорность как юридическое понятие, вошедшее в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»8, имеет определенное правовое содержание. Оно заключается в том, что безнадзорность – это не совершение правонарушений, а отсутствие надзора. Закон определяет понятие «безнадзорный несовершеннолетний» следующим образом. Безнадзорный несовершеннолетний - это несовершеннолетний, за поведением которого отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц (Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Безнадзорность является социально-психологическим условием (фактором), которое объективно в силу образа жизни безнадзорного несовершеннолетнего определяет высокий риск противоправного поведения.
Международный термин «профилактика» переводится как предупреждение. Его синоним - превенция (preventio - лат.)9. Как отмечает Г.Ф. Гумирова, последний термин используется в иностранной литературе чаще, чем профилактика. В русской литературе им пользуются ученые-криминологи, а практическим деятелям привычнее слово «профилактика». Во всех случаях, когда создаются законопроекты, иные нормативные акты или обсуждаются вопросы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, обычно применяется термин «профилактика». Это касается и всех проблем безнадзорности детей и подростков»10.
Поскольку безнадзорность не совпадает с совершением подростками правонарушений и преступлений, а имеет свое собственное социальное содержание, ее профилактика не может быть той, которую в криминологии называют специальной, т. е. проводимой правоохранительными органами в отношении подростков-правонарушителей с целью предупредить совершение ими таких же деяний в будущем. Следует помнить, что в чистом виде безнадзорность - это не правонарушение, а отсутствие надзора. Значит, главная задача на этом этапе профилактической деятельности - предупредить сам факт отсутствия надзора, поставив заслон возможному или уже возникшему следствию безнадзорности - противоправному поведению.
Проблема беспризорности детей в Российской Федерации существовала всегда. Раньше, в царской России, затем в эпоху военного коммунизма, во время Второй мировой войны и после нее эта проблема обострялась особенно остро. В основном это было связано со смертью родителей в результате военных действий, либо применения к ним репрессий, в результате чего многие дети становились сиротами. И Российское государство, проявляя заботу о детях, создавало, развивало, реорганизовывало стройную систему органов, которые занимались выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей11.
В
настоящее время указанные
Итак, причины того, что дети остаются без попечения родителей, могут быть как объективные (смерть родителей), так и субъективные (уклонение родителей от воспитания детей, лишение их родительских прав).
Независимо от того, какие это причины, такие дети должны быть выявлены и поставлены на учет в органе опеки и попечительства для дальнейшего определения их судьбы.
Для определения факта утраты родительского попечения необходимо установить отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. При данных обстоятельствах возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота существует, но является минимальной, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется, прежде всего, с целью соблюдения прав ребенка, обеспечения его физического, духовного, психического, нравственного и морального развития12.
В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех, ставших им известными, случаях утраты детьми родительского попечения.
Поскольку
речь идет о безнадзорности несовершеннолетних,
социальными основаниями
Алгоритм действий органов внутренних дел в рамках формирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определен указанием МВД России от 26 мая 2000 г13. В аппарате Управления и на местах созданы координационно-методические советы по предупреждению преступлений, которые являются постоянно действующими совещательными органами по вопросам совершенствования методического обеспечения и координации деятельности структурных подразделений милиции в профилактике правонарушений.
Приказом Министра от 17 января 2006 г. № 1914 определены основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Это, прежде всего, анализ причин совершения преступлений с выработкой адекватных мер реагирования, выявление и постановка на профилактические учеты лиц криминальной направленности, пресечение преступлений на стадии подготовки, привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основная нагрузка по выполнению профилактических функций лежит на участковых уполномоченных полиции. Сегодня участковый - это лицо полиции. Именно он занимает центральное место в системе органов внутренних дел, является гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств по месту их жительства, связующим звеном полиции с населением.
В настоящее время приняты меры к совершенствованию профилактической работы с несовершеннолетними в учебных заведениях. Как отмечает, Р. Нургалиев, институт школьных инспекторов ПДН штатной численностью более 1,5 тыс. человек апробирован в 24 регионах Российской Федерации, на практике отработаны формы и методы наиболее эффективного воздействия на несовершеннолетних и их родителей. Возрождаются с участием сотрудников ПДН школьные советы профилактики, формируются активы родительских комитетов, школьные отряды поддержания порядка15.
Школьные инспекторы ПДН могут стать связующим звеном в системе взаимодействия с субъектами профилактики, способны активизировать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в муниципальных образованиях. Роль последних крайне принижена, они утратили координирующие функции, не оказывают реального влияния на обстановку в детской среде.
В
обязанности инспекторов входят
выявление и раскрытие
Школьные инспектора обладают большими возможностями для проведения профилактической работы. Они отслеживают классы, требующие особого внимания, в частности, классы коррекции, где обучаются в основном дети с задержкой психического развития и из неблагополучных семей, проводят беседы и читают лекции по мере необходимости.
В областях веден также институт семейных инспекторов. Но в отличие от участкового инспектора семейный инспектор не должен бороться с оборотом наркотиков или продажей оружия на своем участке. Он будет только следить за историей конфликта в неблагополучной семье, привлекать других специалистов для оказания помощи членам семьи. Например, психологов из общественных организаций и юристов.
Должность семейного инспектора в качестве пилотного проекта уже внедрена в Ставропольском крае, Мурманской и Сахалинской областях. Появились "домашние" полицейские и в других регионах. Если эксперимент будет признан успешным, семейные инспекторы могут появиться при каждом отделении полиции16.
Конечной инстанцией в решении многих узловых вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних, выявлением причин и условий безнадзорности и правонарушений в подростковой среде являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН) являются17.
Главным
координирующим органом, созданным
для обеспечения единого
Основными задачами Правительственной комиссии являются:
-
координация деятельности
-
выработка согласованных
-
выработка предложений и
На
основании анализа
Однако большинство профилактических мероприятий направлено на следствие - на преступность несовершеннолетних, а не на ее причины. По нашему мнению, профилактическая работа должна аккумулировать в себе:
-
правовые и организационные
- меры социальной защиты (выплату денежных пособий, социальную адаптацию и реабилитацию для нуждающихся);
- техническое, финансовое и кадровое обеспечение правоохранительных органов, органов здравоохранения, образования и другие22.
Таким образом, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, оказавшимся в конфликте с законом, может быть обеспечена только путем формирования в России общей системы защиты прав несовершеннолетних с гарантией судебной защиты специализированным судом.
Вывод: подводя итоги по первому параграфу, основные профилактические мероприятия, способствующие разрешению проблем в сфере профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних, должны проводиться в следующих направлениях:
1.
Усовершенствование
2.
Совершенствование
3.
Проведение работы по
4.
Проведение общегородских,
- Право недропользования
- Право общей собственности
- Правоотношения по социальному обеспечению
- Правоотношения супругов
- Правоохранительная деятельность Президента РФ
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Правонарушение и юридическая ответственность
- Правонарушение несовершеннолетних
- Правонарушение порядка управления
- Правонарушение предпринимателей
- Правонарушения в социальном обеспечении
- Правонарушения в сфере труда
- Правонарушения и юридическая ответственность