Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
главление
Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».
В настоящее время число
разорившихся предприятий, организаций
постоянно растет. Вместе с увеличением
числа предприятий (организаций) - банкротов
растет количество неплатежей в бюджет,
задолженностей по обязательствам перед
другими организациями. Частыми
стали правонарушения в области
финансовой деятельности предприятий.
Наиболее часто с заявлениями
о признании должников
Актуальность темы также обусловлена принятием нового федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ Федеральный закон РФ от 26.10.2002. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст.4190.
(далее по тексту - Закон). Принятие этого нормативного акта было обусловлено насущной проблемой российской экономики образца 90-х гг. - кризисом неплатежей. Предполагалось, что с помощью механизма банкротства кредиторы смогут вернуть свои деньги, взыскав их с недобросовестных должников. Одновременно экономика избавится от депрессивных компаний, имущество которых перейдет к более эффективным собственникам.
Ранее действующий закон
1998 года не только не решил проблемы
надлежащего исполнения денежных обязательств,
но и не смог обеспечить перехода активов
предприятий к более
Тема банкротства широко
обсуждается на научных конференциях,
семинарах, совещаниях. Развернувшиеся
на страницах печати дискуссии, материалы
Российско-британского семинара судей
по вопросам банкротства, проходившего
с 27.11.2000г. по 01.12.2000г. в Академии государственной
службы при Президенте РФ, анализ правоприменительной
практики свидетельствуют о
Проблема банкротства является наисерьезнейшей, наиострейшей, требующей гибкого, продуманного эффективного правового регулирования. Многие известные юристы и экономисты в своих публикациях затрагивают тему банкротства: В. Витрянский, Н. Лившиц, О. Никитина, М. Телюкина, В. Зайцева и другие. Это говорит о том, что тема банкротства заинтересовала достаточно большой круг участников хозяйственного оборота.
Неодназная оценка в научной литературе данной темы еще раз подчеркивает ее актуальность. В последнее время в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительстве РФ и в других государственных структурах активно обсуждались вопросы, связанные с необходимостью реформирования законодательства о несостоятельности (банкротстве). Немало публикаций, содержащих в том числе и конкретные предложения по изменению законодательства о несостоятельности (банкротстве), появилось в средствах массовой информации.
Количество дел о банкротстве
(несостоятельности) свидетельствует
о возрастающей активности по исполнению
законодательства о банкротстве. В
2001 году в арбитражные суды поступило
55934 заявления о признании
Более того, на практике органы
федерального казначейства Самарской
области сталкиваются с практической
стороной данной работы, в частности,
при вынесении решения о
С учетом значения института банкротства для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам, полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.
В настоящей работе мы не
претендуем на полную теоретическую
проработку института банкротства
(несостоятельности), целью настоящего
диплома является изучение природы,
целей и истории института
несостоятельности, основных положений
правового регулирования
Глава I. Правовое регулирование института банкротства
(несостоятельности)
§ 1. Исторические
аспекты развития института бан
(несостоятельности)
Напомним сначала об исторически
складывавшемся отношении к банкротству.
Было время, когда право разрешало
казнить несостоятельного должника.
Банкрота приравнивали к вору, надевали
на него ошейник и помещали у позорного
столба. Несостоятельность
В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право.
Гражданско-правовое регулирование
банкротства оказалось делом
достаточно сложным. На отработку норм
уходили без преувеличения
Законодательство о
В настоящее время накоплен богатый опыт применения дореволюционных законодательных актов. Однако новое российское законодательство пошло по другому пути и в большинстве своем нормы о банкротстве заимствовало за рубежом.
Так, в дореволюционной
терминологии в отношении современных
арбитражных управляющих
Управляющий более жестко внедряется в финансово- производственную сферу банкрота, что во многих случаях направлено не на оздоровление предприятия, а на его полное разорение. Это происходит как из-за непрофессионализма арбитражных управляющих, так и из - за их недобросовестности. Недаром существующий режим несостоятельности многие юристы именуют очередным институтом передела собственности наряду с приватизацией.
Основной целью попечителя-
Думается, что действующему законодательству о несостоятельности требуется введение процедуры предупреждения управляющих об ответственности за любые противоправные и недобросовестные действия.
Исторические памятники
русского права, посвященные банкротству,
содержали немало достижений, которые
могли быть адаптированы и к современной
коммерческой ситуации. История института
банкротства начинается с момента
возникновения рыночных отношений.
Становление рынка остро
На первом этапе вмешательство
государственных органов носило
карательный характер, который в
большинстве своем сводился к
простой мести. Так, Закон XII Таблиц
предоставлял право кредиторам, в
отношении которых
Вместе с тем встречались и цивилизованные формы ответственности. Например, предусматривалось право кредитора на возмещение убытков oт неисполнения обязательств. Со временем произошло осознание, что кредитору, убившему должника, лучше от этого не становилось, невозвращенный долг не переставал быть таковым. Постепенно законодательство качественно меняло свои установления, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре.
Памятники Древней Руси свидетельствуют,
что уже в тот период существовала
нормативно-правовая основа для признания
должников банкротами. «Русская правда»
закрепляла дифференцированный подход
к оценке несостоятельности. Она
знала несчастную несостоятельность,
возникшую не по вине должника, и
вместе с тем вводила нормы
о суровой каре за злонамеренную
несостоятельность, когда должник
скрывался от уплаты долгов «бегством
в чужую землю». По возвращении
он вместе с имуществом подлежал продаже
с торгов, а вырученная сумма распределялась
между кредиторами
Деление несостоятельности
на категории и установление характера
вины должника свойственно исключительно русс
Именно поэтому
мы считаем, что учет в законодательстве
и анализ судом причин несостоятельности
позволили бы предпринять наиболее
действенные шаги к возрождению
рентабельных, но испытывающих временные
трудности предприятий, и наоборот,
к открытию конкурсного производства
в отношении безнадежных
Любопытно, что уже в
раннем законодательстве о несостоятельности
вводилась очередность
В 1740 году появился кодифицированный
законодательный акт
По Уставу судопроизводства торгового от 20 ноября 1864 г. также различалась несостоятельность подложная, несчастная и неосторожная. Там же. С. 151
Необходимо отметить, что наряду с традиционными процедурами конкурсного производства российское законодательство той поры регламентировало также иные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников в процессе торговой несостоятельности, то есть то, что на современном языке называют реабилитационными (восстановительными) процедурами. Для их проведения были созданы администрации по торговым делам.
Г. Шершеневич, сравнивая конкурсное производство и деятельность администраций, писал: «В противоположность конкурсному процессу, который имеет своей целью ликвидировать дела несостоятельного должника для того, чтобы равномерно и соразмерно удовлетворить всех его кредиторов, а администрация по торговым делам имеет своей задачей восстановить пошатнувшиеся дела должника для полного удовлетворения кредиторов». Шершеневич Г. Учебник русского гражданского права. - М.: Проспект, 1995. - С.266.
Цель администрации состояла именно в восстановлении дел должника, в приведении торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность не только удовлетворить всех кредиторов, но и обеспечить дальнейший ход предприятия.
Необходимо отметить, что
существовавший институт администрации
отличался от своих западных аналогов,
где в предотвращение несостоятельности
должнику предоставлялась отсрочка
в платежах, применялись такие
меры, как предупредительная мировая
сделка, судебная ликвидация. При этом
по зарубежному законодательству за
должником сохранялось
Однако и в то время
было замечено, что в отношении
некоторых предприятий и
Таким образом, несовпадение
интересов попечителей (арбитражных
управляющих) и кредиторов мы наблюдаем
не только в современном процессе
о несостоятельности, но и в истории
России, что, на наш взгляд, вполне объяснимо
самой сущностью
После Октябрьской революции
регулирование банкротства
Однако на практике применение данных норм было затруднительным, поскольку ГПК РСФСР, принятый в 1923 году, процедуру объявления несостоятельности не регулировал. Лишь в 1927 году ГПК был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». Статьей 318 предусматривались признаки несостоятельности: «Должник, прекративший платежи по долгам на сумму свыше трех тысяч рублей или долженствующий прекратить их на означенную сумму по состоянию своих дел, может быть признан несостоятельным, если судом будет установлена неспособность его к полной оплате денежных требований кредиторам».
В разделе 2 «О подсудности и порядке производства о несостоятельности» статьей 322 регламентировалось, что должник, возбуждающий дело об открытии несостоятельности, должен представить суду список своих кредиторов и должников с указанием их места жительства и сведений о состоянии своего имущества.
Как можно заметить, законодательство
рассматриваемого периода содержало
сущностные (материальные) признаки банкротства.
Оно не подходило к данному
институту с формальной стороны
и принимало во внимание не только
денежные обязательства должника, что
имеет место в настоящее время.
В законе говорилось именно о неспособности
реализовать свои денежные обязательства,
с пониманием того, что неплатежеспособность
хозяйствующего субъекта может быть
вызвана временными обстоятельствами,
условиями его финансово-
В 1929 году ГПК РСФСР был
дополнен двумя главами: «О несостоятельности
государственных предприятий и
смешанных акционерных обществ»
(гл. 38) и «О несостоятельности
В начале 60-х годов общие
нормы о банкротстве были исключены
из гражданского законодательства. В
связи с изменением конституционного
строя, переходом к новым
Так, в пункте 3 статьи 24 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Закон РСФСР от 25.12.1990. № 445 - 1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 30. - Ст. 418определялось, что предприятие, не выполнявшее свои обязательства по расчетам, могло быть в судебном порядке объявлено банкротом в соответствии с законодательством РСФСР.
Следующим нормативным правовым
актом, посвященным проблемам
Впоследствии во исполнение Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» были изданы такие акты, как Указ Президента РФ от 22.12.93г. № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Указ Президента РФ от 22.12.1993. № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 52. - Ст. 5070 , Постановление Правительства РФ от 20.05.94г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Постановление Правительства РФ от 20.05.1994. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 5. - Ст. 490
. В последнем определялись
критерии для признания
До принятия нового ГК РФ понятия и признаки несостоятельности (банкротства) предприятия выводились из норм статьи 1 Закона о банкротстве. Данные признаки разделялись на две группы: сущностные и внешние. К сущностным относилась неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Второй самостоятельный состав сущностных признаков несостоятельности должника был связан с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) относились: приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; приостановление платежей, связанное с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора.
Таким образом, в законодательстве как дореволюционной России и в первоначальный период существования советского государства, так и постсоветского периода законодатель отдавал предпочтение сущностным (материальным) признакам несостоятельности (банкротства).
В ФЗ от 08.01.98г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (статьи 3 и 5) был закреплен лишь формальный (внешний) признак банкротства «обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, задолженность составляет 500 минимальных размеров оплаты труда» Федеральный закон РФ от 08.01.1998. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст.222
. То есть при определении
критериев несостоятельности (
Таким образом, законодатель
отдавал приоритет внешним
Итак, изучение истории, обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется нам делом необходимым. Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.
§ 2. Национальные
особенности института
(несостоятельности) в современных условиях
Рыночная экономика и
предпринимательская
Вскоре, после принятия закона
“О несостоятельности (банкротстве)”
1998 года выяснилось, что целый ряд
недостатков и “узких мест действующего
законодательства, остались. Практика
применения закона “О несостоятельности
(банкротстве)” 1998г. выявила слабую
защиту прав и законных интересов
различных лиц, участвующих в
процедуре банкротства, пробелы, позволяющие
использовать законодательство о несостоятельности
(банкротстве) как механизм для избавления
от конкурентов, ухода от налогообложения,
необоснованного
Существовали проблемы применения
действующего закона “О банкротстве”.
А именно, 1) нарушение прав должника
и учредителей должника - возбуждение
процедуры банкротства по фиктивным
документам или незначительной сумме
задолженности без
Приведенный перечень проблем
не является исчерпывающим, поэтому
существовавшая ситуация в сфере
несостоятельности диктовала
Пожалуй, самым неоднозначным
российским нормативным актом, получившим
наибольшее количество нареканий как
со стороны государственных
Как известно, в июле 2002 года Президент РФ Владимир Путин наложил вето на принятый парламентом новый закон о банкротстве. Претензии президента состояли в том, что закон о несостоятельности должен предусматривать процедуру досрочного прекращения банкротства предприятий, а также касались страхования ответственности арбитражного управляющего и определения уполномоченных и регулирующих органов по проведению процедур банкротства. Тогда Путин потребовал от думцев «существенной доработки документа, без которой он не может быть одобрен».
За летние каникулы законопроект
был существенно доработан. В
итоге все замечания главы
государства в обновленном
Новая редакция закона предполагает
определение уполномоченных и регулирующих
органов по проведению процедур банкротства.
Регулирующим органом является федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
контроль за деятельностью саморегулируемых
организаций арбитражных
Кроме того, уполномоченными
органами при проведении процедуры
банкротства могут быть органы исполнительной
власти субъектов федерации, органы
местного самоуправления, уполномоченные
представлять требования по денежным
обязательствам соответственно субъектов
федерации и муниципальных
В законе содержится положение
о страховании ответственности
арбитражного управляющего. Договор
страхования ответственности
- Правовое регулирование ипотечного кредитования
- Правовое регулирование ипотечного кредитования в Российской Федерации
- Правовое регулирование использования участков лесного фонда
- Правовое регулирование использования участков лесного фонда
- Правовое регулирование кадрового обеспечения деятельности тур предприятия (на примере ООО "рр")
- Правовое регулирование кредитования деятельности субъектов хозяйствования: сравнительный анализ законодательства РБ и других стран СНГ
- Правовое регулирование купли - продажи земельных участков
- Правовое регулирование защиты чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве
- Правовое регулирование защиты чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве
- Правовое регулирование земельных отношений
- Правовое регулирование изъятия земельных участков
- Правовое регулирование имущества супругов
- Правовое регулирование имущественных отношений супругов по российскому законодательству
- Правовое регулирование института алиментных обязательств