Правовое регулирование использования участков лесного фонда


 



 


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СРЕЦИАЛИСТОВ

 

 

Кафедра  теории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему  Правовое регулирование использования участков лесного фонда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК  2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……..…….……………………………………………………………4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА......…………………8

    1. Понятие земель лесного фонда, лесного участка…………….…………8

    1. Общая характеристика использования участков лесного фонда в новом Лесном кодексе РФ……………………………………………………………25

    1. Правовые основы использования участков лесного фонда…………...35

ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА………………………………………………….………..40

2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты……………40

2.2.Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования……………………………………………………...…46

2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………...52

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА…………………....62

3.1.Проблемы  связанные с развитием лесных правоотношений………….62

3.2.Совершенствование законодательства в сфере использования лесных участков………………………………………………………………………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………  …….....….72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………..…………….78

 

Введение

 

Для России как страны, большая часть территории которой покрыта лесом, законодательно установленные нормы и правила лесопользования имеют особое значение. Российское лесное законодательство имеет глубокие исторические традиции, формировалось с учетом достижений лесоводственной науки, отечественного и зарубежного опыта. Правовые основы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов с начала прошлого десятилетия претерпели ряд существенных изменений, но в целом исходили из необходимости обеспечения рационального и неистощительного лесопользования, сохранения и возобновления экологического и экономического потенциала леса, создания условий для функционирования лесопромышленного комплекса, удовлетворения потребностей общества в разнообразных лесных ресурсах.

Поддержание лесного законодательства в состоянии, соответствующем меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из задач государства в сфере природопользования. В числе насущных проблем лесопользования , являющегося ключевым звеном лесопромышленного комплекса - значительные экологические и экономические потери от незаконных рубки и экспорта древесины, огромные потери лесного хозяйства от масштабных лесных пожаров, невысокая экономическая эффективность лесопользования, что в первую очередь связано с малой долей глубокой переработки древесины. Очевидно, что лесное законодательство должно быть направлено главным образом на решение названных и других актуальных задач: с одной стороны, создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба. С 01 января 2007 года вступил в силу новый Лесной Кодекс РФ, в основу которого положена во многом новая концепция правового регулирования отношений лесопользования, в том числе в сфере использования участков лесного фонда.  Обозначенные проблемы и определяют актуальность выбранной темы.

С точки зрения возможных способов актуализации лесного законодательства были возможны как разработка нового варианта кодифицированного акта, так и редактирование действующего кодекса. Более предпочтительным, отвечающим целям развития лесного законодательства и сохранения его преемственности, представлялся путь внесения изменений и дополнений в ЛК РФ 1997г. Принятием ряда поправок, направленных на преодоление названных проблем, задача приведения Кодекса в соответствие с требованиями рыночной экономики и устойчивого лесопользования, в принципе, могла быть решена. Однако редактирование текста любого закона имеет смысл только при сохранении его концепции. Как показывает содержание принятого документа, в его основу положена во многом новая концепция отраслевого правового регулирования, что и обусловило выбор законодателя в пользу разработки нового Кодекса.

Объектом исследования настоящей работы является система общественных отношений, складывающихся в связи с использованием участков лесного фонда, а предметом - правовое регулирование использования участков лесного фонда.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и выработка путей их решения.

Для реализации названных целей были определены следующие задачи: определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»; определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования; на основе исследования теории и правоприменительной практики выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания: анализ, синтез, диалектико-материалистический, формально-логический. Использовались также частно-научные методы исследования: системно-структурного анализа, функциональный метод, статистический, метод конкретно-социологических исследований, метод сравнительного исследования.

Гипотеза исследования:

В связи с вступлением в силу нового Лесного кодекса РФ и отсутствием ряда необходимых нормативно-правовых актов в развитие Лесного кодекса, действующее лесное законодательство изобилует пробелами, которые создают проблемы для правового регулирования лесопользования. Поэтому в ходе исследования предполагается разработка необходимых норм, устраняющих пробелы в законодательстве и оптимизирующих практику правоприменения в сфере правового регулирования использования участков лесного фонда.

Что касается степени исследованности выбранной темы «Правовое регулирование использования участков лесного фонда», то необходимо отметить, что большинство работ были написаны на основе исследования ранее действовавшего Лесного Кодекса РФ 1997г. и в настоящее время в значительной части неприменимы.

Исследованиям правового регулирования использования участков лесного фонда посвящены работы М.Ю. Тихомировой, А.Ю. Семьяновой, О.И. Крассова, Р.В. Блинникова, Г.Е Быстрова, М.И. Васильевой, О.А. Зиновьева, И.И., Кожедубова, А. Курбатской и других.

 

 

ГЛАВА I.  Теоретические и правовые основы использования участков лесного фонда

    1. Понятие земель лесного фонда, лесного участка

 

Леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Согласно ст.7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одной из которых являются земли лесного фонда1.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Порядок использования и охраны земель лесного фонда, отнесение земель к землям лесного фонда и перевод их в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством РФ.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли, о чем говорится в ст.101 ЗК РФ и не упоминается в ЛК РФ2. Так, согласно части 1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся:

во-первых, лесные земли, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  1. земли, покрытые лесной растительностью;
  2. земли, не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие),

во-вторых, предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно ранее действовавшему Земельному кодексу РСФСР (часть 1 ст.94) землями лесного фонда считались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Из данного в ст.101 ЗК РФ определения земель лесного фонда можно сделать вывод, что оно воспроизводит старое определение ЗК РСФСР, из которого прямо вытекает вывод о том, что определяющим признаком земель лесного фонда является их целевое предназначение. Такой вывод можно встретить и в ряде научных работ. Так, О.И. Крассов, комментируя указанную норму старого ЗК РСФСР, отмечает, что «закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видов земель. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.

Нелесные земли - земли, которые не только не заняты лесом, но и не предназначены для его выращивания. Их целевое назначение состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства - устройство просек, дорог и т.п».3.

Однако ЗК РФ прямо относит к нелесным землям лесного фонда и такие земли, которые не только не предназначены для нужд лесного хозяйства, но в силу своих объективных характеристик в принципе не могут использоваться ни для каких нужд, как, например, земли, занятые болотами, каменистыми россыпями.

Таким образом, в действующем Земельном кодексе РФ, как и в ранее действовавшем ЗК РСФСР, отражено более узкое понятие лесных земель, нежели в Лесном кодексе РФ4.

В связи с изложенным не могу согласиться с И.И. Черданцевой, которая указывает, что «новым моментом в развитии лесного законодательства Российской Федерации является отказ от существующего деления лесного фонда на лесные и нелесные земли»5. Данное утверждение несколько преждевременно, что не отменяет необходимости приведения в соответствие земельного и лесного законодательства, регулирующего режим земель лесного фонда РФ.

Считаем целесообразным внести соответствующие изменения в часть 1 ст.101 ЗК РФ с целью приведения ее в более полное соответствие с определением земель лесного фонда, данным в ЛК РФ, поскольку последнее представляется более точно отражающим существенные характеристики указанной категории земель. В связи с изложенным, предлагаю следующую редакцию п.1 статьи 101 ЗК РФ:

«Статья 101. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда в зависимости от целевого назначения расположенных на них лесов относятся земли защитных лесов, земли эксплуатационных лесов и земли резервных лесов.

По оценкам специалистов, земли лесного фонда занимают 70% территории Российской Федерации6. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. ЛК РФ не дает юридических понятий лесничеств и лесопарков, называя их основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст.23 ЛК РФ)7.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст.10 ЛК РФ). В ЛК РФ 1997г. в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда выделялись леса первой, второй и третьей групп, кроме того, в лесах могли быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования.

На 01.01.2005 леса первой группы составляли 269,6 млн. га (23% общей площади лесов России), второй группы - 88,8 млн. га (6%) и третьей группы - 815 млн. га (71%)8. Приведенные статистические данные, возможно, и обусловили целесообразность перехода от деления лесов на первую, вторую и третью группы на защитные, эксплуатационные и резервные леса. По действующему лесному законодательству леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст.102 ЛК РФ9.

Запасы древесины в России составляют около 75 млрд. кубометров10. Для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов, а также развития лесной промышленности ст.12 ЛК РФ предусматривает мероприятия, направленные на освоение защитных (ст.102-107 ЛК РФ) и эксплуатационных (ст.108 ЛК РФ) лесов. Для сравнения отметим, что ЛК РФ 1997г. не оперировал категорией «освоение лесов».

Эксплуатационные и защитные леса подлежат освоению в целях, указанных соответственно в частях 3 и 4 ст.12 ЛК РФ. Что же касается резервных лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины, то в них осуществляются только авиационные работы по охране и защите лесов. Согласно части 3 ст.109 ЛК РФ использование резервных лесов допускается лишь после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам в установленном порядке.

При освоении эксплуатационных и защитных лесов на основе комплексного подхода предусмотрено осуществление мероприятий, перечисленных в части 5 ст.12 ЛК РФ:

- организация использования лесов по правилам, установленным в ст.ст.24-50 ЛК РФ;

- создание и эксплуатация объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и др.);

- проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст.ст.19, ст.51-60, ст.ст.61-66 ЛК РФ. Такие мероприятия осуществляются государственными и муниципальными органами в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 ЛК РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с ЛК РФ;

- проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов по правилам, предусмотренным лесным законодательством, а также ВК РФ, Федеральным законом от 24.04.1995 «О животном мире»11 и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории12.

Рассматривая правовой режим основных групп лесов установленных Лесным кодексом необходимо дать их краткую характеристику.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п.4 ст.12, п.1 ст.102 ЛК РФ).

В зависимости от правового режима защитные леса подразделяются на следующие категории:

1) расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) расположенные в водоохранных зонах;

3) выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры (п.2 ст.102 ЛК РФ).

Рассмотрим особенности правового режима каждой из перечисленных категорий лесов. Правовой режим включает:

  • перечень объектов, на территории которых расположены леса данной категории,
  • порядок передачи участков лесов данной категории для использования,
  • перечень допустимых видов использования и перечень ограничений по использованию участков лесов данной категории.

1)  Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

  • К лесам данной категории относятся леса, расположенные на территориях:
  • государственных природных заповедников,
  • национальных парков,
  • природных парков,
  • памятников природы,
  • государственных природных заказников,
  • иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
    • На территориях лесов данной категории запрещается:
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (за исключением территорий биосферных полигонов);
  • проведение рубок лесных насаждений на территориях государственных природных заповедников. На иных участках допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников;
  • проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников).

2) Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах.

Понятие водоохранной зоны дано в ст.65 Водного Кодекса РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира13.

Ширина водоохранной зоны устанавливается от соответствующей береговой линии, определяется для рек и ручьев в зависимости от удаленности от истока, для озер и водохранилищ в размере 50 метров, для моря - 500 метров

Ограничения на осуществление хозяйственной деятельности в водоохранных зонах устанавливаются как Водным Кодексом и Земельным Кодексом РФ.

Так, согласно п.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств.

В границах прибрежных защитных полос запрещаются также :

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Статья 104 ЛК РФ запрещает в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводить сплошные рубки лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

3) Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

В лесах данной категории запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а.выборочные рубки лесных насаждений проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

В зеленых зонах и лесопарках запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) ведение охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

4) Что касается правового режима ценных лесов, то в них запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (п.3 ст.12, п.1 ст.108 ЛК РФ). В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всеми предусмотренными ст.25 ЛК РФ видами:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация:

  • представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), к которым относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками;
  • лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с Лесным Кодексом РФ;
  • на лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений (ст.42 ЛКРФ).

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых:

  • лесные участки предоставляются в аренду, за исключением случаев, когда выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, вследствие чего допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка (в этом случае органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий выдают соответствующие разрешения (ст.ст.21, 43 ЛК РФ);
  • допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов;

объекты, связанные с осуществлением данной деятельности по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах14, а земли подлежат рекультивации.

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов:

  • лесные участки используются в соответствии с водным законодательством, предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды, безвозмездного срочного пользования (ст.9 ЛК РФ);
  • допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов;
  • по окончании эксплуатации гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством, земли подлежат рекультивации (ст.21, 44 ЛК РФ).

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов:

  • допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов;
  • лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды, безвозмездного срочного пользования (ст.9 ЛК РФ).

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов:

  • данный вид использования лесов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством лесоматериалов и иной продукции такой переработки;
  • лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду (ст.46 ЛК РФ);
  • для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др.) (ст.14 ЛК РФ).
Правовое регулирование использования участков лесного фонда