Правовое регулирование использования участков лесного фонда. 2

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Правовое регулирование использования участков лесного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

I Глава. Теоретические и правовые основы использования участков лесного     фонда…………………………………………………………………………………

1.1. Понятие о общая  характеристика лесного фонда  и его земель. Категории земель  лесного фонда……………………………………………………………….

1.2. Право лесопользования  и правовые основы использования  участков лесного фонда……………………………………………………………………………………

II Глава. Правовые формы использования земель лесного фонда…………………

2.1. Право собственности  на земли лесного фонда, сервитуты…………………….

2.2. Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного  срочного пользования…………………………………………………………………………….

2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………………….

2.4. Концессия участков  лесного фонда……………………………………………

III Глава. Проблемы реализации прав на использование участков лесного фонда……………………………………………………………………………………

3.1. Проблемы связанные  с развитием лесных отношений…………………………

3.2. Меры повышения эффективности правового регулирования использования участков лесного фонда………………………………………………………………..

 Заключение…………………………………………………………………………….

Библиографический список…………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

Введение.

Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач. Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне. Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории России. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования – естественную среду его обитания.

Ведь лес - это не только источник различных материальных благ, но и важнейший фактор сохранения благоприятной природной среды, легкие нации. Именно лесам принадлежит особая роль в утилизации углекислоты и пополнении запасов кислорода на Земле, в сохранении и очищении водных ресурсов, а также в защите плодородного слоя почвы от ветровой и водной эрозии. Лес эффективно влияет на температурный и водный режимы, равномерное распределение осадков, он очищает атмосферный воздух от вредных примесей и пыли. Наконец лес необходим для оздоровления самого человека, улучшения его физического и морального состоянии, для сохранения биологического разнообразия в природной среде.

Также хотелось бы заметить, что развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых  конструкций, среди которых особое место занимают как раз конструкция «категория земель» и «правовой режим земель». Необходимость их появления заключалась в том, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости. Лесное законодательство должно быть направлено главным образом на решение названных и других актуальных задач: с одной стороны, создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба. С 01 января 2007 года вступил в силу новый Лесной Кодекс РФ, в основу которого положена во многом новая концепция правового регулирования отношений лесопользования, в том числе в сфере использования участков лесного фонда. Обозначенные проблемы и определяют актуальность выбранной темы.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и выработка путей их решения.

Для реализации названных целей были определены следующие задачи: определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»; определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования; на основе исследования теории и правоприменительной практики выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.

 

 

 

 

I Глава. Теоретические и правовые основы использования участков лесного фонда.

1.1. Понятие и  общая характеристика лесного  фонда и его земель. Категории  земель лесного фонда.

Понятие лесного фонда вводит статья 7 Лесного кодекса РФ: все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд (п.1 ст.7 ЛК РФ). Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения», введенный с 01.01.1999 года в п. 3.1.11 дает иное определение понятия лесной фонд Российской Федерации. Под ним понимается природно-хозяйственный объект  федеральной собственности, лесных отношений, управления, использования и воспроизводства лесов, представляющий совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в  соответствии с лесным и земельным законодательством.1

  К  лесному фонду  относятся все леса, за исключением лесов  на землях обороны и городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта, населенных пунктов (поселений), водного фонда и иных категорий. Высший Арбитражный суд РФ разъясняет, что  все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.2 Какое же понятие наиболее удачно и отражает всю сущность лесного фонда? Автор считает, что понятие, данное в лесном кодексе РФ, достаточно поверхностное. Отчетливо видно, что в законодательном определении «лесной фонд», во-первых,  речь идет не о самой лесной растительности, а о тех землях, на которых она расположена, во-вторых, понятие раскрывается посредством простого перечисления того, что входит и не входит в лесной фонд. Далее, непонятным остается вопрос, почему же древесно-кустарниковая растительность не включена в состав лесного фонда. Здесь напрашивается такой     вывод: леса по ст. 19 ЛК РФ могут находиться в федеральной государственной и муниципальной (на землях городских поселений) собственности; в соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации, частная собственность не предусмотрена. Но в каких-то случаях просто необходимо. В связи с чем законодатель и пошел по пути исключения древесно-кустарниковой растительности из состава лесного фонда и презумпции нахождения ее на праве частной собственности. Боголюбов С.А. по этому поводу пишет: «Весьма своеобразно в ст. 11 и 20 ЛК РФ предусматривается и частная собственность: в лесной фонд не включается древесно-кустарниковая растительность; древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности: которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению».3 В законах нет определения древесно-кустарниковой растительности и ее отличий от понятия леса. Думается, что лес - это тоже большая группа взрослых деревьев и кустарников, сомкнувшихся кронами. «Можно полагать, что законодатель в 1997 г. не решился провозгласить частную собственность на леса, а назвал их древесно-кустарниковой растительностью и ограничился закреплением частной собственности на древесно-кустарниковую растительность».4 Таким образом, с учетом вышесказанного предлагается следующее понятие лесного фонда:  это природно-хозяйственный объект  федеральной собственности, лесных отношений, управления, использования и воспроизводства лесов, представляющий совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в  соответствии с лесным и земельным законодательством, за исключением лесов на землях обороны и городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности, находящейся в частной собственности.

  Лесной фонд РФ является главным объектом лесных отношений, составляющий предмет регулирования Лесного кодекса, что указано в ст.6 ЛК РФ. Лесной фонд как объект лесных правоотношений есть благо, которое служит удовлетворению разнообразных личных и общественных интересов и потребностей. Анализ объектов лесных отношений позволяет подразделить их на две группы: общие объекты лесных отношений и конкретные объекты лесных отношений. Критерием данной классификации являются основания возникновения права лесопользования. Как раз общим объектом следует признать лесной фонд Российской Федерации, так как ст.21 ЛК РФ закрепляет право граждан свободно пребывать на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Необходимость четкого правового регулирования такого объекта как лесной фонд объясняется в первую очередь размерами лесного фонда: общая площадь земель лесного фонда России составляет на 1 января 2001 г. 11785,5 млн. гектаров, в том числе покрытых лесной растительностью - 774,2 млн. гектаров, из них ценными хвойными породами - 508,7 млн. гектаров, твердолиственными породами (дуб, бук и др.) - 17,5 млн. гектаров. Общий запас древесины составляет 76,3 млрд.куб. метров, в том числе в спелых и перестойных лесах - 42 млрд.куб. метров. Из не покрытых лесом земель лесного фонда на 32,9 млн. гектаров требуется проведение лесовосстановительных мероприятий.5 По состоянию на 1 января 2003 года общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, в Российской Федерации определена в 1179,0 млн.га с запасом 82,1 млрд.куб. метров, в том числе лесной фонд - 1173,0 млн.га с запасом 81,5 млрд.куб. метров. Покрытые лесной растительностью земли занимают площадь 776,1 млн.га, или 65,8% от всей учитываемой площади, в том числе в лесном фонде - 771,8 млн. гектаров.6 Целями развития и совершенствования управления лесным фондом являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и не истощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия. Для этого необходимо сформировать эффективную структуру по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия дальнейшего развития рыночных отношений в лесопользовании.7

Под землями лесного фонда понимаются все лесные и нелесные земли, входящие в состав лесного фонда. Состав земель лесного фонда имеет сложную структуру, которая обусловлена особенностями использования отдельных частей - участков лесного фонда. Эти земли, как следует из понятия, подразделяются на лесные и нелесные. «Такое деление – отмечает Мазуров А.В. -  предопределено целевым назначением двух названных разновидностей земель».8 Хотя ст.8 не упоминает общего принципа земельного права «соблюдение целевого назначения земель», он явно выражен в содержании данной статьи. Стандарт отрасли в п.3.1.28. под лесными землями понимает земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные  для  ее произрастания; Нелесные земли - земли, предназначенные для  нужд  лесного хозяйства, но  не для  произрастания лесной растительности, a также непригодные для нее и неудобные для использования, расположенные  в  границах  лесного  фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности. К  нелесным  землям  относятся земли, занятые просеками,  дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также болотами, каменистыми россыпями и другие (п. 3.1.29 Стандарта отрасли).

Лесные земли предназначены для выращивания лесов, продуктивного их использования и воспроизводства. Этим целям служат и те участки лесного фонда, которые в течение короткого или длительного срока не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они предназначены для ее восстановления, поэтому относятся к лесным землям, даже если временно по каким-то причинам пустуют.

Нелесные земли - это участки, не только не занятые лесами, но и не предназначенные для выращивания леса. Они предназначены для других нужд лесного хозяйства - устройства просек, дорог и т.д. Важную часть нелесных земель составляют сельскохозяйственные угодья. Лесные земли отграничиваются от нелесных земель в порядке лесоустройства (ст.72 ЛК РФ).

Как лесные, так и нелесные земли в свою очередь имеют определенные составные части - участки, характеризующиеся природно-естественными качествами и правовым режимом использования. Участки лесных земель, удобные для выращивания леса, специально учитываются органами лесного хозяйства, на них планируется лесовозобновление, охраняется естественный лесной подрост (молодняк), проводятся другие мероприятия для ведения интенсивного лесного хозяйства (лесопосадки и т.п.). Нельзя произвольно (без решения компетентных государственных органов лесного хозяйства) изменять целевое назначение лесных земель; перевод их в нелесные возможен в порядке, установленном ст.63 и 64 ЛК РФ. Поскольку лесные земли предназначены для лесоразведения и бывают лишь временно свободными, то отвод их местными органами власти для других целей может производиться только во временное пользование по согласованию с органами лесного хозяйства. При необходимости их использования для нужд лесного хозяйства они могут быть изъяты у временных владельцев.

Нелесные земли делятся на участки, предназначенные для нужд лесного хозяйства и не имеющие такого предназначения: болота, каменистые почвы (россыпи), другие неудобные для использования земли. Наиболее ценными в лесном хозяйстве являются, безусловно, участки, пригодные для использования в качестве сельскохозяйственных угодий. В местах проживания малочисленных народов и этнических групп местные администрации предоставляют гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным юридическим лицам земли лесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла на условиях, определяемых по согласованию с органами лесного хозяйства.

Считаем целесообразным внести соответствующие изменения в часть 1 ст.101 ЗК РФ с целью приведения ее в более полное соответствие с определением земель лесного фонда, данным в ЛК РФ, поскольку последнее представляется более точно отражающим существенные характеристики указанной категории земель. В связи с изложенным, предлагаю следующую редакцию п.1 статьи 101 ЗК РФ: «Статья 101. Земли лесного фонда

1.К землям лесного фонда в зависимости от целевого назначения расположенных на них лесов относятся земли защитных лесов, земли эксплуатационных лесов и земли резервных лесов.

ЗК РФ вслед за ЛК РФ подразделяет земли на лесные и нелесные, Состав лесных земель определяется указанными кодифицированными актами идентично. А вот правовой режим нелесных земель регламентируется по разному. Нелесными землями ЗК признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК решает этот вопрос иначе, перечисляя в ст.8, что входит в состав нелесных земель. ЛК более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.101 ЗК не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде. Поэтому, при определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.9

В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства. Целевое назначение земель лесного фонда устанавливается с учетом их предназначения. Структура земель лесного фонда такова, что его составные части могут использоваться для разных целей либо вообще не использоваться. Учитывая указанные особенности земель лесного фонда, законодатель в п.2 ст.101 ЗК РФ требует отграничить их от земель иных категорий.

В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» лесной фонд не является объектом землеустройства.10 ЛК требует проводить на землях лесного фонда только лесоустройство. Данная специфическая особенность земель лесного фонда отражена в правовой норме ЗК РФ, которая говорит об определении границ этих земель в соответствии с материалами лесоустройства. Еще одна особенность, присущая землям лесного фонда состоит в том, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда. На основании ст.9 ЛК РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда применяются положения земельного законодательства о земельных участках, если иное не установлено ЛК РФ. Для того, чтобы вопрос был полностью раскрыт необходимо обозначить основы правового регулирования и сущность лесоустройства. Лесоустройство регламентируется ст.72-74 ЛК РФ и Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде Российской Федерации, утвержденной Приказом Рослесхоза от 15.12.94 N 265.11 Из содержания указанных правовых актов следует, что лесоустройство занимает приоритетное положение в достижении поставленных перед лесным хозяйством целей и заключается в проведении мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и по осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. В процессе лесоустройства осуществляются: а)  определение границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда; б) выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда; в)  инвентаризация лесного фонда; г) выявление реликтовой растительности и особо защитных участков леса; д) обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы; е) определение расчетных лесосек; ж) иные лесоустроительные действия. К документам лесоустройства относятся лесоустроительные проекты и иные документы.

Очень важно при решении вопроса об отграничении земель лесного фонда от земель иных категорий учитывать специфический состав и структуру, а также особенности правового режима земель лесного фонда, которые определены на законодательном уровне не в земельном, а в лесном законодательстве. В п.2 ст.101 ЗК РФ закреплено правило, согласно которому данные о границах земель лесного фонда должны заноситься в государственный земельный кадастр. Данная норма дополняет ст.12 Федерального Закона от  02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», закрепляющей требования к составу  сведений государственного земельного кадастра. «В настоящее время в федеральных законах нет четких положений об определении границ земель различных категорий, за исключением земель лесного фонда и земель поселений. Указанное исключение обусловлено значением и спецификой правового режима данных земель» - пишет Бархатов М.В.12

В зависимости от правового режима защитные леса подразделяются на следующие категории:

1) расположенные на особо  охраняемых природных территориях;

2) расположенные в водоохранных  зонах;

3) выполняющие функции  защиты природных и иных объектов:

а) расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры (п.2 ст.102 ЛК РФ).

Рассмотрим особенности правового режима каждой из перечисленных категорий лесов. Правовой режим включает:

- перечень объектов, на  территории которых расположены  леса данной категории,

- порядок передачи участков лесов данной категории для использования,

- перечень допустимых  видов использования и перечень  ограничений по использованию  участков лесов данной категории.

1) Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых  природных территориях.

 К лесам данной категории относятся леса, расположенные на территориях:

- государственных природных  заповедников,

- национальных парков,

- природных парков,

- памятников природы,

- государственных природных  заказников,

- иных установленных федеральными  законами особо охраняемых природных территориях.

 На территориях лесов  данной категории запрещается:

- использование токсичных  химических препаратов для охраны  и защиты лесов, в том числе  в научных целях (за исключением  территорий биосферных полигонов);

- проведение рубок лесных насаждений на территориях государственных природных заповедников. На иных участках допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников;

- проведение сплошных  рубок лесных насаждений, если  иное не предусмотрено правовым  режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников).

2) Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных  зонах.

Понятие водоохранной зоны дано в ст.65 Водного Кодекса РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.13

Ширина водоохранной зоны устанавливается от соответствующей береговой линии, определяется для рек и ручьев в зависимости от удаленности от истока, для озер и водохранилищ в размере 50 метров, для моря - 500 метров. Ограничения на осуществление хозяйственной деятельности в водоохранных зонах устанавливаются как Водным Кодексом и Земельным Кодексом РФ.

Так, согласно п.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных  вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных  мер по борьбе с вредителями  и болезнями растений;

4) движение и стоянка  транспортных средств.

В границах прибрежных защитных полос запрещаются также :

1) распашка земель;

2) размещение отвалов  размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных  животных и организация для  них летних лагерей, ванн.

Статья 104 ЛК РФ запрещает в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводить сплошные рубки лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

3) Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных  и иных объектов.

В лесах данной категории запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а выборочные рубки лесных насаждений проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

В зеленых зонах и лесопарках запрещаются:

1) использование токсичных  химических препаратов для охраны  и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) ведение охотничьего  хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений  полезных ископаемых;

5) размещение объектов  капитального строительства, за  исключением лесных троп, гидротехнических  сооружений.

4) Что касается правового  режима ценных лесов, то в них  запрещается проведение сплошных  рубок лесных насаждений.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (п.3 ст.12, п.1 ст.108 ЛК РФ). В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всеми предусмотренными ст.25 ЛК РФ видами:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор  не древесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных  ресурсов и сбор лекарственных  растений;

5) ведение охотничьего  хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной  деятельности;

9) создание лесных плантаций  и их эксплуатация:

- представляют собой предпринимательскую  деятельность, связанную с выращиванием  лесных насаждений определенных пород (целевых пород), к которым относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками;

- лесные участки предоставляются  гражданам и юридическим лицам в соответствии с Лесным Кодексом РФ;

- на лесных плантациях  проведение рубок лесных насаждений  и осуществление подсочки лесных  насаждений допускаются без ограничений (ст.42 ЛКРФ).

10) выращивание лесных  плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

11) выполнение работ по  геологическому изучению недр, разработка  месторождений полезных ископаемых:

- лесные участки предоставляются  в аренду, за исключением случаев, когда выполнение таких работ  не влечет за собой проведение  рубок лесных насаждений, вследствие чего допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка (в этом случае органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий выдают соответствующие разрешения (ст.ст.21, 43 ЛК РФ);

- допускается вырубка  деревьев, кустарников, лиан, в том  числе в охранных зонах и  санитарно-защитных зонах, предназначенных  для обеспечения безопасности  граждан и создания необходимых  условий для эксплуатации соответствующих объектов;

- объекты, связанные с  осуществлением данной деятельности  по истечении сроков выполнения  соответствующих работ подлежат  консервации или ликвидации в  соответствии с законодательством о недрах, а земли подлежат рекультивации.14

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов:

- лесные участки используются  в соответствии с водным законодательством, предоставляются гражданам и  юридическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды, безвозмездного срочного пользования (ст.9 ЛК РФ);

- допускается вырубка  деревьев, кустарников, лиан, в том  числе в охранных зонах и  санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов;

- по окончании эксплуатации  гидротехнические сооружения подлежат  консервации или ликвидации в  соответствии с водным законодательством, земли подлежат рекультивации (ст.21, 44 ЛК РФ).

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов  и других линейных объектов:

- допускается вырубка  деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов;

- лесные участки предоставляются  гражданам и юридическим лицам  на правах постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования  чужими лесными участками (сервитут), аренды, безвозмездного срочного  пользования (ст.9 ЛК РФ).

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов:

Правовое регулирование использования участков лесного фонда. 2