Предоставление государственной социальной помощи КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения»

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

1 Общие положения о государственной социальной помощи ………………...7

    1. Государственная социальная помощь: нормативно-правовая основа понятие, цели оказания.
    2. Социальные услуги, оказываемые гражданам, получатели государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи…………………………………………………………………………………….9

1.3 Среднедушевой доход населения, признание граждан малоимущими……..

1.4 Основания предоставления и прекращения государственной социальной помощи………………………………………………………………………………

2 Социальная помощь в  Кировской области……………………………….

2.1 Социальное обслуживание в Кировской области………………………..30

2.2 Социальное обслуживание в Вятскополянском…………………………...32

3 Предоставление государственной  социальной помощи КОГАУ СО  «Вятскополянский комплексный центр  социального обслуживания населения»…………………………………………………………………………...36

Заключение………………………………………………………………………..43

Библиографический список………...…………………………………………...

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право социального обеспечения  является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине 20 века.

Переход Российской Федерации к  рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении напрямую отражает происходящие в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности; изменение взаимоотношений  между федеральными органами государственной  власти и субъектами Российской Федерации; зарождение основ негосударственного социального обеспечения.

Согласно Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной  задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который  основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство призвано помогать социально слабым слоям  населения, влиять на распределение  экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное  человеческое существование. Наиболее характерные черты социального  государства выражаются в его  социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации  направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального  государства является социальное равенство. Социальное государство стремится  к уничтожению социального неравенства - неравенства связанного с утратой  дохода или средств к существованию  из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

В России с 2000 года в качестве самостоятельного вида социального обеспечения выделяется «государственная социальная помощь». Ее предоставление регулируется Федеральным  законом от 17 июля 1999 года «О государственной  социальной помощи». Однако после внесения изменений в данный Закон Федеральным  законом от 22 августа 2004 года «О монетизации  льгот», законодатель соединил в понятии  «государственная социальная помощь»  фактически два разноплановых вида социального обеспечения, имеющих  различную правовую природу.

В широком смысле под государственной  социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам, а так  же иным установленным законом категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых  товаров. Анализ данного определения, а так же всего закона «О государственной  социальной помощи» позволяет выделить следующие виды государственной  социальной помощи, обладающие особыми  условиями назначения, порядком финансирования и целями предоставления:

1) государственная социальная помощь  в связи с бедностью (малоимущим  семьям, малоимущим одиноко проживающим  гражданам) - глава 3 Закона «О  государственной социальной помощи»;

2) государственная социальная помощь  в связи с монетизацией льгот  отдельным категориям граждан  (инвалиды войны, участники Великой  Отечественной войны, дети-инвалиды  и т.д.) - глава 2 Закона «О государственной  социальной помощи.

Актуальность данной дипломной  работы состоит в том, что в  современной России право социального  обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает группы отношений, которые  ранее находились за пределами данной отрасли права.

Также актуальность дипломной работы состоит в том, что в нынешних экономических условиях население  подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, либо при  изменении своего материального  или социального положения. Острота  проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют  большое внимание исследованию бедности. Но, несмотря на большое количество работ, в нашей стране еще не сложилось  общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических  параметров бедности прямо влияет и  на правовое регулирование. Вероятно, этим объясняется тот факт, что  в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального  риска. В отечественном законодательстве используется понятие «малоимущая  семья или малоимущий одиноко  проживающий гражданин» (ст. 1 Федерального Закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»).

Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования  в рамках государственной системы  социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений  по оказанию государственной социальной помощи.

Объектом является круг лиц имеющих  право на государственную социальную помощь. Предметом − отношения  по поводу предоставления государственной  социальной помощи в виде денежных выплат, предоставления жизненно необходимых  товаров, а также предоставления набора социальных услуг. Цель − изучение проблем использования норм права  социального обеспечения, а так  же влияние государственной социальной помощи на общество в сегодняшних  экономических условиях.

Основными задачами дипломной работы являются:

1. формирование представлений о  государственной социальной помощи  и развитии законодательства  в сфере социального обеспечения;

2. раскрытие содержания права  на социальную помощь как одного  из основных социально-экономических  прав человека во взаимосвязи  с правом на жизнь и правом  на социальное обеспечение;

3. исследование конкретных видов  государственной социальной помощи;

4. выявление особенностей предоставления  конкретных видов государственной  социальной помощи в г.Вятские Поляны.

Методы исследования − анализ, синтез, дедукция и наблюдение.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в науке права  социального обеспечения на основе системного подхода раскрыто предметное содержание государственной социальной помощи. Теоретические выводы, сделанные  в дипломной работе, развивают  представления науки права социального  обеспечения, в частности, о социальном риске, о социально-экономических  правах человека, о правовых механизмах защиты от бедности и др.

Практическая значимость работы состоит  в том, что общетеоретические  выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в дальнейшей научной разработке теоретических  проблем, связанных с социальной помощью.

Тема государственной социальной помощи в Российской Федерации на сегодняшний день является недостаточно изученной. Специальных научных  трудов, монографий по данной проблеме пока немного. Это можно объяснить  тем, что законодательство о государственной  социальной помощи находятся еще  в стадии организационного становления. При написании дипломной работы использовались труды, посвященные  проблемам оказания государственной  социальной помощи - Е.Г. Азаровой, В.Г. Васильева, Н.В. Володина, Б.Р. Долотина, М.Л. Захарова, Н.В. Кульбовской, Е.Е. Мачульской, О.А. Парягиной, А.А. Сазонова, Л.Б. Ржаницыной, Э.Г. Тучковой и других ученых-юристов.

Теоретическая база включает в себя, Конституцию РФ, Федеральный закон  «О государственной социальной помощи», учебные пособия по праву социального  обеспечения.

 

 

  1 Общие положения о государственной социальной помощи

 

  1.1 Государственная социальная помощь: нормативно-правовая основа, понятие, цели оказания.

 

Среди законодательства о государственной  социальной помощи особое место занимает Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так ст. 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях установленных законом. Таким образом, государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения. На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.

Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной  социальной помощи, является Федеральный  закон «О прожиточном минимуме в  РФ». Данный Федеральный закон устанавливает  правовую основу для определения  прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при  установлении гражданам государственных  гарантий получения минимальных  денежных доходов и при осуществлении  других мер социальной защиты граждан  нашей страны.

Федеральный закон «О прожиточном  минимуме в РФ» регулирует следующие  вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность  её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации.

Правительство РФ установило прожиточный минимум в целом  по России за первый квартал 2000 года: в  расчете на душу населения 1137 руб. 66 коп., для трудоспособного населения - 1232 руб. 28 коп., для пенсионеров - 851 руб. 32 коп., для детей – 1160 руб. 66 коп. В 2012 году минимальный прожиточный минимум в целом по Российской федерации составил – 6307, для трудоспособного населения – 6827, для пенсионеров – 4963, для детей – 6070.

Величина прожиточного минимума является определяющей для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и  федеральных социальных программ, обоснования  минимального размера оплаты труда  и минимального размера пенсии по старости, устанавливаемых на федеральном  уровне, а также для определения  размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2000-2012 год. Со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума вступают в силу ряд нормативных правовых актов, имеющих важное практическое значение, в том числе Федеральных закон «О государственной социальной помощи».

В общей системе мер  по совершенствованию социальной политики РФ большое внимание уделено вопросам усиления адресности социальной помощи малоимущим слоям населения. Однако в регионах эти вопросы решались бессистемно, принимались сотни  различных, зачастую противоречивых, нормативных  правовых актов, регулирующих порядок  ее предоставление на различных основах. Руководителями субъектов РФ, а также  местного самоуправления неоднократно высказывались предложения о  необходимости принятия на федеральном  уровне законодательного акта, регулирующего  единые правовые и организационные  основы оказания государственной социальной помощи российским гражданам.

В этой связи 25 июня 1999 года Государственной  Думой был принят, 2 июля 1999 года одобрен  Советом Федерации и 17 июля 1999 года подписан Президентом РФ Федеральный закон “О государственной социальной помощи”, который призван поддержать уровень жизни семей и одиноких граждан, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший Федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

− принятие федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  по вопросам установления основ правового  регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

− разработка и реализация федеральных  целевых программ оказания государственной  социальной помощи на всей территории РФ.

− формирование федерального бюджета  в части расходов на оказание данного  вида помощи;

− установление видов государственной  социальной помощи, оказание которых  обязательно на территории РФ.

Так же Закон содержит основные нормы, необходимость законодательного закрепления которых вытекает из Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (последним предусматривается, что семья или одинокий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи).

Размер государственной  помощи, согласно Закону «О государственной социальной помощи», устанавливается в пределах разницы: для одиноко проживающего гражданина - между прожиточным минимумом и его душевым доходом; для семьи - между суммой величин прожиточных минимумов (для всех членов семьи) и общим доходом членов семьи.

Кроме адресного принципа государственной социальной помощи (а именно, для граждан, имеющих  доход ниже прожиточного минимума), Закон устанавливает также заявительный принцип предоставления помощи нуждающимся.

Источниками оказания государственной  социальной помощи являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов. В случае недостаточности средств  бюджетов субъектов Федерации и  средств местных бюджетов, такие  средства выделяются за счет средств  бюджета вышестоящего уровня бюджетной  системы РФ или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством  РФ.

Оказание государственной  социальной помощи осуществляется органами социальной защиты населения по месту  жительства или пребывания в виде денежных выплат, как то: социальные пособия, субсидии, компенсации или  в натуральном виде - жизненно необходимыми товарами.

Закон предусматривает возможность  проверки представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и  имуществе, а также возможность  отказа в назначении этой помощи в  случае предоставления заявителем неполных или недостоверных данных. Виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи или одинокого гражданина, а также методика расчета среднедушевого дохода, используемого для определения права малоимущих граждан на государственную социальную помощь, определяются соответствующим Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ 22 февраля 2000 г.

Необходимо также выделить ещё  один немаловажный документ Федеральный  закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке  учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко  проживающего гражданина для признания  их малоимущими и оказания им государственной  социальной помощи». Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период.

Издание этого закона своеобразно  дополняет Федеральный закон  РФ «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон  вносит необходимую ясность, как  для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

Среди нормативных актов необходимо обратить внимание на Федеральный закон  «О потребительской корзине в  целом по Российской Федерации» от 27 октября 1999 года. Данный Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определённых составе и объёмах (в натуральных показателях).

Предоставление государственной  социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» устанавливает  правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Законом установлено, что государственная  социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам, а также  иным категориям граждан, указанным  в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг  и жизненно необходимых товаров. Субсидией является имеющая целевое  назначение полная или частичная  оплата предоставляемых гражданам  социальных услуг. Набор социальных услуг представляет собой перечень социальных услуг, предоставляемых  отдельным категориям граждан в  соответствии с настоящим Федеральным  законом  «О государственной социальной помощи».

Основными целями оказания государственной социальной помощи являются:

1) поддержание уровня  жизни малоимущих семей, а также  малоимущих одиноко проживающих  граждан, среднедушевой доход  которых ниже величины прожиточного  минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации; 

2)  адресное использование  бюджетных средств; 

3) усиление адресности  социальной поддержки нуждающихся  граждан;

4) создание необходимых  условий для обеспечения всеобщей  доступности и общественно приемлемого  качества социальных услуг;

5)  снижение уровня  социального неравенства;

6)   повышение доходов  населения.

В определенной мере указанные цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации. Также  определение вышеперечисленных  целей следует признать своевременным, так как в настоящее время  большое количество населения остается за чертой бедности.

Для достижения всех этих целей и  повышения уровня жизни, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов  от трудовой деятельности как основного  источника денежных доходов населения; стимулировать использование доходов  от трудовой и предпринимательской  деятельности, доходов от собственности; проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий  жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования; усилить  адресность социальной поддержки нуждающихся  граждан на основе учёта материального  положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно  в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального  дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и  услуг, уровень потребления продовольственных  и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень  образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни  характеризует экономическое положение  населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий  ему уровень доходов. Поэтому  чаще всего в качестве обобщающего  показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и  духовных потребностей рассматривают  реальные доходы населения. Они характеризуют  количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения  розничных цен и расходов на выплату  налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный  прожиточный минимум. Минимальный  прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.

Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход на одного члена  семьи меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или  полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные  семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Одной из характерных черт государственной  социальной помощи является то, что  она носит адресный характер, т.е. конкретно определён круг получателей  государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко  проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют  среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся  граждан, что может достигаться  различными способами. Во-первых, оценкой  материального положения отдельных  лиц или семей. Во-вторых, установлением  адресности, основанной на определенных показателях, статистически связанных  с нуждаемостью. В-третьих, созданием  механизма самоадресования, т.е. нуждающееся  лицо само обращается в органы социальной защиты населения.

 Следующей чертой государственной  социальной помощи является то, что она предоставляется в  виде денежных выплат и натуральной  помощи (одежда, продукты, топливо и т.д.). Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций.

Государственная социальная помощь носит  временный характер. В соответствии с ст.6 Федерального закона « О  государственной социальной помощи»  она может оказываться единовременно  или на период не менее трёх месяцев.

Таким образом, особое место среди  законодательства о государственной  социальной помощи занимает Конституция  Российской Федерации. Оказание государственной  социальной помощи регулирует Федеральный  закон «О прожиточном минимуме в  РФ», Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон  РФ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной  Думой 25 июля 1999 года. Государственной социальной помощь. в связи с бедностью является предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам пособий, компенсаций, субсидий и жизненно необходимых товаров, с целью поддержания их уровня жизни, снижения уровня социального неравенства и усиления адресной социальной поддержки нуждающихся граждан.

Исходя из этого, можно сделать  вывод о том, что в настоящее  время в Российской Федерации, высокими темпами осуществляется государственная  социальная политика направленная, прежде всего на преодоление крайней  степени социального неравенства  в современном российском обществе и оказание помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам. Также можно сказать, что стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются: достижение ощутимого улучшения  материального положения и условий  жизни людей; обеспечение эффективной  занятости населения; гарантия конституционных  прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения  жильём; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

 

 

1.2  Социальные услуги, оказываемые гражданам

 

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных  в статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная  медицинская помощь, в том числе  предусматривающая обеспечение  необходимыми лекарственными средствами  по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских  показаний путевки на санаторно-курортное  лечение, осуществляемые в соответствии  с законодательством об обязательном  социальном страховании;

2) бесплатный проезд на  пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте  к месту лечения и обратно.

Предоставление государственной социальной помощи КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения»