Предоставление государственной социальной помощи КОГАУ СО «Вятскополянский комплексный центр социального обслуживания населения»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Общие положения о государственной социальной помощи ………………...7
- Государственная социальная помощь: нормативно-правовая основа понятие, цели оказания.
- Социальные услуги, оказываемые гражданам, получатели государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи………………………………………………………………
…………………….9
1.3 Среднедушевой доход населения, признание граждан малоимущими……..
1.4 Основания предоставления и прекращения
государственной социальной помощи………………………………………………………………
2 Социальная помощь в Кировской области……………………………….
2.1 Социальное обслуживание в Кировской области………………………..30
2.2 Социальное обслуживание в Вятскополянском…………………………...32
3 Предоставление
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………...…………………………………………..
Приложения
Введение
Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине 20 века.
Переход Российской Федерации к
рыночной экономике отразился на
системе социального
Согласно Конституции
Социальное государство
Главной задачей социальной политики
Российской Федерации является достижение
благосостояния человека и общества,
обеспечение равных и справедливых
возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального
государства является социальное равенство.
Социальное государство стремится
к уничтожению социального
В России с 2000 года в качестве самостоятельного
вида социального обеспечения
В широком смысле под государственной
социальной помощью понимается предоставление
малоимущим семьям, малоимущим одиноко
проживающим гражданам, а так
же иным установленным законом
1) государственная социальная
2) государственная социальная
Актуальность данной дипломной работы состоит в том, что в современной России право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права.
Также актуальность дипломной работы
состоит в том, что в нынешних
экономических условиях население
подвергается каждодневным социальным
рискам материальной необеспеченности
вследствие утраты заработка, либо при
изменении своего материального
или социального положения. Острота
проблемы бедности привела к тому,
что в последние годы экономисты,
демографы, социологи и юристы уделяют
большое внимание исследованию бедности.
Но, несмотря на большое количество
работ, в нашей стране еще не сложилось
общепринятого понятия
Основным средством социальной
защиты населения от бедности служит
государственная социальная помощь.
В настоящее время происходит
ее становление в качестве обособленного,
внутренне организованного
Объектом является круг лиц имеющих
право на государственную социальную
помощь. Предметом − отношения
по поводу предоставления государственной
социальной помощи в виде денежных
выплат, предоставления жизненно необходимых
товаров, а также предоставления
набора социальных услуг. Цель − изучение
проблем использования норм права
социального обеспечения, а так
же влияние государственной
Основными задачами дипломной работы являются:
1. формирование представлений о
государственной социальной
2. раскрытие содержания права
на социальную помощь как
3. исследование конкретных видов
государственной социальной
4. выявление особенностей
Методы исследования − анализ, синтез, дедукция и наблюдение.
Научная новизна работы определяется
тем, что впервые в науке права
социального обеспечения на основе
системного подхода раскрыто предметное
содержание государственной социальной
помощи. Теоретические выводы, сделанные
в дипломной работе, развивают
представления науки права
Практическая значимость работы состоит в том, что общетеоретические выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в дальнейшей научной разработке теоретических проблем, связанных с социальной помощью.
Тема государственной
Теоретическая база включает в себя, Конституцию РФ, Федеральный закон «О государственной социальной помощи», учебные пособия по праву социального обеспечения.
1 Общие положения о государственной социальной помощи
1.1 Государственная социальная помощь: нормативно-правовая основа, понятие, цели оказания.
Среди законодательства о государственной социальной помощи особое место занимает Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так ст. 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях установленных законом. Таким образом, государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения. На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.
Следующим законодательным актом,
который регулирует оказание государственной
социальной помощи, является Федеральный
закон «О прожиточном минимуме в
РФ». Данный Федеральный закон
Федеральный закон «О прожиточном
минимуме в РФ» регулирует следующие
вопросы: назначение прожиточного минимума,
определение потребительской
Правительство РФ установило прожиточный минимум в целом по России за первый квартал 2000 года: в расчете на душу населения 1137 руб. 66 коп., для трудоспособного населения - 1232 руб. 28 коп., для пенсионеров - 851 руб. 32 коп., для детей – 1160 руб. 66 коп. В 2012 году минимальный прожиточный минимум в целом по Российской федерации составил – 6307, для трудоспособного населения – 6827, для пенсионеров – 4963, для детей – 6070.
Величина прожиточного минимума является определяющей для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, устанавливаемых на федеральном уровне, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2000-2012 год. Со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума вступают в силу ряд нормативных правовых актов, имеющих важное практическое значение, в том числе Федеральных закон «О государственной социальной помощи».
В общей системе мер по совершенствованию социальной политики РФ большое внимание уделено вопросам усиления адресности социальной помощи малоимущим слоям населения. Однако в регионах эти вопросы решались бессистемно, принимались сотни различных, зачастую противоречивых, нормативных правовых актов, регулирующих порядок ее предоставление на различных основах. Руководителями субъектов РФ, а также местного самоуправления неоднократно высказывались предложения о необходимости принятия на федеральном уровне законодательного акта, регулирующего единые правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи российским гражданам.
В этой связи 25 июня 1999 года Государственной Думой был принят, 2 июля 1999 года одобрен Советом Федерации и 17 июля 1999 года подписан Президентом РФ Федеральный закон “О государственной социальной помощи”, который призван поддержать уровень жизни семей и одиноких граждан, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший Федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:
− принятие федеральных законов
и иных нормативных правовых актов
по вопросам установления основ правового
регулирования в области
− разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории РФ.
− формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;
− установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.
Так же Закон содержит основные нормы, необходимость законодательного закрепления которых вытекает из Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (последним предусматривается, что семья или одинокий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи).
Размер государственной помощи, согласно Закону «О государственной социальной помощи», устанавливается в пределах разницы: для одиноко проживающего гражданина - между прожиточным минимумом и его душевым доходом; для семьи - между суммой величин прожиточных минимумов (для всех членов семьи) и общим доходом членов семьи.
Кроме адресного принципа
государственной социальной помощи
(а именно, для граждан, имеющих
доход ниже прожиточного минимума),
Закон устанавливает также
Источниками оказания государственной
социальной помощи являются средства
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Федерации и местных бюджетов.
В случае недостаточности средств
бюджетов субъектов Федерации и
средств местных бюджетов, такие
средства выделяются за счет средств
бюджета вышестоящего уровня бюджетной
системы РФ или дополнительных источников
в порядке, установленном
Оказание государственной социальной помощи осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства или пребывания в виде денежных выплат, как то: социальные пособия, субсидии, компенсации или в натуральном виде - жизненно необходимыми товарами.
Закон предусматривает возможность проверки представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и имуществе, а также возможность отказа в назначении этой помощи в случае предоставления заявителем неполных или недостоверных данных. Виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи или одинокого гражданина, а также методика расчета среднедушевого дохода, используемого для определения права малоимущих граждан на государственную социальную помощь, определяются соответствующим Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ 22 февраля 2000 г.
Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период.
Издание этого закона своеобразно дополняет Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон вносит необходимую ясность, как для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.
Среди нормативных актов необходимо обратить внимание на Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 27 октября 1999 года. Данный Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определённых составе и объёмах (в натуральных показателях).
Предоставление
Федеральный закон «О государственной
социальной помощи» устанавливает
правовые и организационные основы
оказания государственной социальной
помощи малоимущим семьям или малоимущим
одиноко проживающим гражданам.
Законом установлено, что государственная
социальная помощь – это предоставление
малоимущим семьям, малоимущим одиноко
проживающим гражданам, а также
иным категориям граждан, указанным
в настоящем Федеральном
Основными целями оказания государственной социальной помощи являются:
1) поддержание уровня
жизни малоимущих семей, а
2) адресное использование бюджетных средств;
3) усиление адресности
социальной поддержки
4) создание необходимых
условий для обеспечения
5) снижение уровня социального неравенства;
6) повышение доходов населения.
В определенной мере указанные цели
соответствуют программе
Для достижения всех этих целей и
повышения уровня жизни, прежде всего,
потребуется: восстановить роль доходов
от трудовой деятельности как основного
источника денежных доходов населения;
стимулировать использование
Уровень жизни характеризует меру
и степень удовлетворения материальных
и духовных потребностей преимущественно
в их количественном измерении (денежных
и натуральных единицах). Он включает
такие показатели, как: уровень национального
дохода, размер оплаты труда, реальные
доходы, объём потребляемых благ и
услуг, уровень потребления
Такое широкое толкование уровня жизни
характеризует экономическое
Важный показатель уровня жизни - минимальный прожиточный минимум. Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.
Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Одной из характерных черт государственной
социальной помощи является то, что
она носит адресный характер, т.е.
конкретно определён круг получателей
государственной социальной помощи.
Ими могут быть только малоимущие
семьи или малоимущие одиноко
проживающие граждане, которые по
независящим от них причинам имеют
среднедушевой доход ниже прожиточного
минимума. Адресность предполагает правильное
определение материально
Следующей чертой
Государственная социальная помощь носит
временный характер. В соответствии
с ст.6 Федерального закона « О
государственной социальной помощи»
она может оказываться
Таким образом, особое место среди законодательства о государственной социальной помощи занимает Конституция Российской Федерации. Оказание государственной социальной помощи регулирует Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной Думой 25 июля 1999 года. Государственной социальной помощь. в связи с бедностью является предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам пособий, компенсаций, субсидий и жизненно необходимых товаров, с целью поддержания их уровня жизни, снижения уровня социального неравенства и усиления адресной социальной поддержки нуждающихся граждан.
Исходя из этого, можно сделать
вывод о том, что в настоящее
время в Российской Федерации, высокими
темпами осуществляется государственная
социальная политика направленная, прежде
всего на преодоление крайней
степени социального
1.2 Социальные услуги, оказываемые гражданам
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная
медицинская помощь, в том числе
предусматривающая обеспечение
необходимыми лекарственными
2) бесплатный проезд на
пригородном железнодорожном
- Предоставление земельного участка под строительство
- Предоставление земельных участков для строительства
- Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности
- Предоставление земельных участков под строительство
- Предоставление скидок в торговом предприятии
- Предоставления безналичных расчетов юридических лиц в ООО «Адмиралтейский»
- Предотвращение налоговых правонарушений
- Предмет доказывания
- Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве
- Предмет и метод определения убийства
- Предмет и форма договора аренды
- Предметно-развивающая среда в ДОУ
- Предметные средства доказывания
- Предмет, объект и субъет судебной экспертизы