Применение ЕНВД



 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Системы налогообложения в  Российской Федерации

1.1. Особенности построения налоговой  системы в России…………………………...5

1.2. Сущность, функции и классификация  налогов…………………………………….8

1.3.Специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), УСНО,  система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции………………………………………………………………………………...21

1.4. Характеристика исследуемого предприятия………………………………………30

2. Система налогообложения в  виде единого налога на вменённый  доход

2.1.  Понятие, значение и сущность  единого налога на вменённый  доход…………..32

2.2.  Объект налогообложения,  налоговая база, налоговый период, ставка налога, порядок и сроки уплаты налога…………………………………………………………39

2.3. Налогоплательщики……………………………………………………………...…49

2.4. Налоговая отчётность  по единому налогу на вменённый  доход, порядок и сроки представления  налоговой декларации …………………………………………………52

3. Анализ применения  единого налога на вменённый  доход на примере ПБОЮЛ Вирко  Николая Григорьевича (Парикмахерская ВЕГА)

3.1. Расчёт суммы единого  налога на вменённый доход  за 1 квартал 2004 г. и за 1 квартал  2005г……………………………………………………………………………..65

3.2. Сравнительный анализ суммы единого налога на вменённый доход 1 квартала 2005 г. по сравнению с 1 кварталом 2004г……………………………………………..70

Заключение……………………………………………………………………………….74

Список используемой литературы……………………………………………………...77

Приложение

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях экономического и финансового кризиса, а также хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы:

    1. получить дополнительные доходы для государственной казны;
    2. дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам.

 Для решения этих проблем  предприняты определенные шаги  в области налоговой политики, связанные с введением новых  налогов, среди которых особый  интерес представляет единый налог на вмененный доход в сфере малого предпринимательства, введенный соответствующим Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ.

 На сегодняшний день специальный налоговый режим в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности регламентирован главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, вступивший в силу с 01.01.2003 г. (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ).

Данный налог носит  преимущественно фискальный характер и его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволяет значительно увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Введение этого налога призвано сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как:

    1. торговля;
    2. общественное питание;
    3. ремонт;
    4. транспортное обслуживание населения;
    5. и другие виды платных услуг.

Кроме того, налог позволит расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволяет снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволяет избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволяет подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот.

Целью данной работы является прослеживание механизма взимания единого налога на вменённый доход и эффективность применении данного налога на практике. Осуществление поставленной цели вызвало необходимость  решения следующих задач:

      1. изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу,  регулирующую процесс взимания ЕНВД;
      2. выявить проблемы, встречающиеся в практике применения ЕНВД;
      3. провести необходимый анализ взимания ЕНВД в 1 квартале  2005 г. по сравнению с 1 кварталом 2004 г. ПБОЮЛ Вирко Николая Григорьевича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Особенности построения налоговой системы в России

 

Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировались следующие виды налоговых отчислений:

    1. федеральные налоги и сборы;
    2. региональные налоги;
    3. местные налоги и сборы.

Эта классификация была сохранена законодателем и в нормах Налогового кодекса. Однако до полного принятия и наступления в законную силу НК и полной отмены по этой причине Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», нормы ст. 12— 15 и ст. 18 общей части НК, содержащие указанные предписания, не действуют.

Вместо этих норм применяются соответствующие нормативные положения Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в действующей редакции:

  1. ст. 18 «Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации»;
  2. ст. 19 «Федеральные налоги. Специальные налоговые режимы»;
  3. ст. 20 «Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов»;
  4. ст. 21 «Местные налоги».

На основании Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации...» впредь до введения в действие ст. 13, 14 и 15 ч. 1 Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются. Данное правило не распространяется на обязательные взносы во внебюджетные социальные фонды Российской Федерации, поскольку обязанность уплаты указанных взносов установлена специальными актами законодательства.

Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК (до полного вступления в силу части второй НК — в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время действуют следующие виды федеральных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК); акцизы (гл.22 НК); налог на доходы физических лиц ( гл. 23 НК); единый социальный налог (гл. 24 НК); налог на прибыль организаций (гл. 25 НК); налог   на  добычу   полезных  ископаемых  гл. 26 НК (введён с 01.01.2002); налог на наследование или дарение; водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов гл. 25.1НК (действует с 01.01.2004); государственная пошлина;

К числу обязательных платежей, имеющих налоговый характер, на федеральном уровне следует отнести:

- платежи за пользование природными ресурсами;

- плату за пользование водными объектами. 
Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных налогов и сборов отражается в Приложение 1.

Региональные налоги и сборы — это налоги и сборы субъектов Российской Федерации. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие НК (до полного вступления в силу части второй НК — Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются МНС России.

К региональным налогам в настоящее время относятся:

  • налог на имущество предприятий (гл. 30 НК);
  • транспортный налог (гл.28 НК);
  • налог на игорный бизнес – гл. 29 НК (с 01.01.2004).

На региональном уровне по состоянию на 01.01.2004 не предусмотрено ни одного вида сбора.

К числу обязательных платежей, имеющих налоговый характер, на региональном уровне следует отнести лесной доход.

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов отражается в Приложение 2.

Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК (до полного вступления в силу части второй НК — Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК (Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.

В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов  местный налог:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц

В составе местных сборов в настоящее время предусмотрен только регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов отражается в Приложение 3.

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства РФ о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признаётся особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленный НК (до полного вступления в силу части второй НК – в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Перечень  специальных налоговых режимов, предусмотренных налоговым законодательством РФ, содержит Приложение 4.

 

    1. Сущность, функции и классификация налогов

 

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

1. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник еще на ранних стадиях развития человечества.

В связи с тем, что на стадии догосударственного (первобытного) развития каждая общественная группа вела самостоятельный образ жизни и процесс обмена опытом между соседствующими сообществами был затруднен не только естественным, но и искусственным путем, в настоящее время временной отрезок возникновения системы налогообложения представляется несколько размытым.

В то же время можно утверждать, что появление общественной обязанности перераспределения материальных ценностей шло параллельно с процессом разделения труда. Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

Система налогообложения в каждой конкретной общественной группе берет начало именно с того момента, когда один или часть ее членов перестают участвовать в общем, процессе добычи и создания материальных ценностей за счет специализации их общественных функций в иных областях деятельности (управление, военная защита и т.д.). При этом часть созданных (или добытых) основной частью общественной группы материальных ценностей в обязательном порядке передается для содержания ее членов, специализирующихся на обеспечении других функциональных обязанностей. Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

На этом этапе важнейшая (а иногда и единственная) задача системы налогообложения заключается в обеспечении благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах, через создание системы материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

Развивая конституционное понятие «налоги и сборы», Конституционный Суд РФ еще в 1997г. указал на такие признаки налогового (фискального) платежа, как основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Признаками, позволяющими отнести ту или иную систему изъятия и распределения материальных ценностей к категории налоговых платежей, являются:

    1. обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;
    2. безвозмездность передачи материальных ценностей;
    3. отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Среди признаков, позволяющих отнести тот или иной вид платежей к категории сборов, можно назвать:

- обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

- наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Налоги в российской экономической науке рассматриваются как один из элементов системы финансов, являющихся в свою очередь элементом экономики.

При таком подходе налог как экономическая категория считается определенной разновидностью производственных отношений. С точки зрения экономики налоги — это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (ими выступают физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

Налоги и налогообложение, безусловно, играют большую роль в современной экономической системе, но объяснение института налогообложения исключительно с позиции экономики — весьма однобокий и в некотором роде ущербный подход.

В этом случае между участниками налоговых отношений неизбежно и постоянно существуют объективные противоречия. По мнению экономистов, государство всегда заинтересовано в максимальном размере налогов, а налогоплательщик, наоборот, прилагает усилия по снижению размеров своих налоговых отчислений или вообще по уклонению от их уплаты.

Рассматривая налоги как исключительно экономическую категорию, мы не сможем объяснить данный парадокс, и вынуждены ограничиться признанием существующей проблемы как «неизбежного зла», присущего системе налогообложения. Весьма сложно будет объяснить и роль налогообложения в современном обществе, избравшем гуманистические, демократические принципы развития, предполагающие отказ от произвола и насилия государства над личностью.

Неразрешимый в сугубо экономическом контексте «парадокс налогообложения» имеет весьма логичное решение, если взглянуть на данную проблему более широко.

Согласно базовому общенаучному принципу ни один из элементов системы не может иметь принципиально иное содержание, нежели все остальные ее элементы, и их деятельность не должна идти вразрез с едиными задачами и целью функционирования системы. Кроме того, ни один из элементов системы не может приобретать большее значение, чем вся система в целом.

Как показывает практика, данное правило не работает в отношении взаимосвязи таких понятий, как экономика, финансы и налоги.

Рассматривая налоги в контексте экономической системы, следует признать, что по ряду основных характеристик, как-то: цель, основные задачи, объекты, — система налогообложения коренным образом отлична от аналогичных характеристик системы экономики и системы финансов.

Все экономические объекты имеют строго определенное материальное выражение. Основная цель экономической деятельности состоит в получении самым эффективным методом наибольшего количества прибавочного продукта.

Облегчению механизма экономических взаимоотношений способствует финансовая система. Благодаря ей у любого объекта экономики появляется своя оценочная стоимость, выраженная в форме его отношения к национальной валюте. Финансовые отношения происходят также в материальной плоскости путем обмена объектов экономики на их финансовый эквивалент, имеющий определенное материальное выражение. Одним из результатов внедрения финансовой системы стало повышение эффективности экономических взаимоотношений между субъектами, что привело к сокращению их накладных расходов и возникновению возможности увеличить количество прибавочного продукта.

В отличие от финансовых и экономических объектов налоги имеют ярко выраженный абстрактный характер. Налоги не имеют конкретного материального выражения, их нельзя потрогать или увидеть. Уплата налога, прежде всего, означает исполнение гражданином своей обязанности по уплате налога. При этом форма исполнения обязанности определена далеко всегда. Она может быть связана как с перечислением особой денежной суммы, так и с передачей части произведенной данным лицом продукции в ходе своей экономической деятельности.

Ответ о причинах возникновения подобных расхождений между системой налогообложения и системой экономики в целом можно найти путем применения методики историко-логического моделирования.

При таком подходе модель возникновения и развития взаимоотношений экономической, финансовой и налоговой систем будет выглядеть следующим образом.

Начальный этап существования экономических отношений связан с производством (добычей) и потреблением определенных материальных ресурсов (для их обозначения наиболее подходит понятие «товар»). Первоначальная экономическая деятельность осуществляется по принципу универсального производства, когда один экономически активный субъект обеспечивал себя всем необходимым.

Разделение труда, пришедшее на смену этапу универсального производства, обусловило необходимость организации системы обмена недостающей продукцией между экономически активными субъектами. Первоначальный обмен происходил исключительно по схеме «товар на товар». Именно на данном этапе в наибольшей степени проявилась основная цель экономической деятельности — производство наибольшего количества востребованной продукции при максимальном сокращении издержек.

Дальнейшее развитие экономических отношений привело к значительному увеличению видов востребованной продукции и тем самым серьезно усложнило процесс ее обмена между производителями и потребителями.

Решить эту задачу позволило создание финансовой системы. В общем, виде ее роль сводилась к определению универсального объекта обмена и определению стоимостного отношения всех существующих товаров по отношению к нему. Необходимо отметить, что на разных этапах развития общества, роль универсального объекта обмена выполняли как отдельные виды товаров (золото, серебро, медь), так и специально созданные финансовые объекты и инструменты (деньги, долговые расписки, векселя). Благодаря появлению финансовой системы стала возможна реализация схемы обмена по принципу «товар — деньги — товар».

Несмотря на развитие финансовой системы, в современной экономике до сих пор сохранились и бартерные операции — более древняя, сугубо экономическая система обмена товара на товар без использования каких-либо финансовых инструментов.

Вышеописанная система общественных экономико-финансовых взаимоотношений в целом является самодостаточной и не требует создания иных вспомогательных систем.

Таким образом, возникает вполне закономерный вопрос о причинах создания системы налогообложения.

Предпосылки формирования системы обязательных изъятий из системы производства и потребления лишь косвенным образом связаны с потребностями, целями и задачами общественно-экономической деятельности. Возникновение системы налогообложения стало необходимым условием создания и функционирования системы государственной власти. Передача обществом государству целого ряда полномочий, связанных, в том числе, с обеспечением охраны общественного порядка, законодательным регулированием общественной жизни, потребовало выделения соответствующих ресурсов. В то же время, обладая столь серьезными полномочиями, государство не могло вести экономико-финансовую деятельность наравне с иными экономическими и финансовыми субъектами.

Решение возникшей задачи было достигнуто путем создания системы обязательного налогообложения. На определенном этапе исторического развития все субъекты, осуществляющие экономическую и финансовую деятельность, приняли обязательство по отчислению в адрес государства или его представителей конкретной доли имеющихся в их распоряжении товарно-материальных ценностей в обмен на гарантии выполнения государством своих обязательств перед обществом. Еще раз обратим внимание, что данный исторический этап лишь косвенным образом зависел от экономических и финансовых предпосылок. Возникновение налогообложения не имеет прямой взаимосвязи с развитием финансовых отношений в обществе, и его механизмы могут выполнять свои функции даже в отсутствии финансовой системы или устойчивого уровня прибавочного продукта, вызванного развитием экономики. Главной причиной появления системы принудительных изъятий является начало формирования в обществе институтов государственной власти, наделение их специальными полномочиями, требующими особых затрат общественных ресурсов.

С развитием системы налогообложения в целях упорядочения исполнения товарно-материальных потребностей государства, а также повышения эффективности использования переданных обществом государству ресурсов была создана система, названная государственным бюджетом. При этом процесс получения, перераспределения и расходования государством имеющихся средств  стал именоваться бюджетным процессом.

Следует отметить, что потребности государства для исполнения своих обязательств перед обществом на определенных исторических этапах весьма существенно менялись, и поэтому наполнение государственного бюджета могло производиться не только финансовыми, но и отдельными экономическими ресурсами.

На современном этапе нельзя говорить о полностью финансовом характере бюджетного процесса. Хотя бюджет современного государства чаще всего имеет именно финансовое выражение, отдельные элементы бюджетного процесса не обладают четкой финансовой формой либо им свойственна смешанная сущность. Наиболее ярко данная особенность современного бюджетного процесса проявляется на стадии формирования бюджета. В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются не финансовые, а именно налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

В то же время часть государственных доходов формируется и благодаря сугубо финансовым или даже экономическим механизмам.

Соответственно, исполнение обязанности по уплате налогов не носит однозначной привязки к финансовой или экономической деятельности. На определенных исторических этапах исполнением налоговых обязательств, признавались не только выплата в адрес государства конкретной денежно-финансовой суммы, но и передача конкретных товарно-материальных ценностей.

Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Таким подходом в понимании взаимоотношения налогообложения и финансов, налогообложения и экономики объясняется и тот факт, что далеко не всегда цели налогообложения совпадают с целями и задачами экономико-финансовой деятельности, а зачастую и прямо идут вразрез с ними.

Со временем, как в экономике, так и в системе финансовой деятельности были выработаны механизмы оценки воздействия на них различных налоговых факторов. Но, даже рассматривая применяемые в рамках этих методик способы анализа, очевиден вывод о том, что они предназначены, прежде всего, для исследования внешнего, а не внутрисистемного воздействия.

Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Использование в рамках экономической или налоговой деятельности методик, характерных для финансовой сферы, указывает лишь на тесную взаимосвязь данных систем, но не на их взаимозависимость.

Применение ЕНВД