Признание государств

 

Тема: Признание государств

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ............................................................................

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................

 

1. Международно-правовые вопросы формирования института признания

1.1 Исторические аспекты возникновение института признания……………

1.2 Основные теории признания государств…………………………………..

 

2. Международно-правовое закрепление института признания в международном праве

 

2.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве…………...

 

2.2 Формы признания государств……………………………………………….

 

 

3. Состояние института  признания на современном этапе

 

3.1 Возникновение новых  субъектов международного права после распада СССР и Югославии………………………………………………………………

 

3.2 Проблема непризнанных субъектов в современном международном праве………………………………………………………………………………

 

 

Заключение...........................................................................................................

 

Список использованной литературы...............................................................

 

 

 

 

 

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ

 

 

ООН - Организация Объединенных Наций

 

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

 

НАТО - Организация Североатлантического договора

 

ОАК - Освободительная армия Косово

 

НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле

 

ОАГ - Организация американских государств

 

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти

 

ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития

 

СНГ - Содружество Независимых Государств

 

ЭКОСОС - Экономический и Социальный Совет

 

ЛАГ - Лига арабских государств

 

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

 

ЕС - Европейский союз

 

ОАР – Объединенная Арабская Республика

 

СРЮ - Союзная Республика Югославия

 

ГССХ - Государственный Союз Сербии и Черногории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Государство возникает  и существует самостоятельно,

 признанием его, лишь констатируется его рождение»

Ф. Ф. Мартенс

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность дипломной работы: состоит в том что, это один из противоречивых, сложных и в то же время динамично развивающихся институтов системы международного права. Вся сложность заключаются, в политических соображениях других существующих государств, но также присутствует ряд других обстоятельств.

С развитием современного международного права и установлением нового международного правопорядка, ознаменовались глобальными событиями. В том числе и серьезными изменениями на политической карте мира: страны объединились, распались, и даже появились в результате отделения от существующего государства. Безусловно, все эти изменения не могли не сопутствовать постановке вопросов о признании новых государств в качестве субъектов международного права. Это наиболее спорный и сложный институт международного права. Как известно, признание государств следует рассматривать как вопрос политического измерения, которое имеет определенные последствия, в том числе и правового характера. Из-за глубокой политизированности, институт признания по сей день остается не кодифицированным, в отличие от института правопреемства государств. Данное положение придает большое значение роли научной доктрины и требует дополнительных усилий в анализе и систематизации международной практике по вопросу признания новых государств. Немало вопросов о признании государств и правительств есть и в настоящее время и являются предметом исследования в работах ученых в отрасли международного права.

В мире за последние полвека образовалось большое количество новых субъектов международного права. Современная обстановка в политическом аспекте в мире позволяет сказать, что вопросы о признании государств являются на сегодня важными и актуальными. Примером тому можно взять, последние происшествия вокруг Косово, связанные с приобретением им независимости (На 2012 года с признанием Пакистана, число достигло 98 стран - членов ООН, и это больше половины членов организации) и эта тенденция не утихает, с ожиданиями кризиса в Европе и не стабильной ситуацией на Ближнем востоке.

На сегодняшний день многие вопросы, связанные с признанием государств, также остаются неразрешенными и не имеют четкий правовой регламент. В этом случае, в первую очередь, это отражается при определении членства в международные организации и в активном участии решении многих важнейших вопросов на международной арене.

По мнению Д. Фельдмана, признание государства – это близкое по своему значению к оферте на установление отношений с признаваемым государством-субъектом. Тем не менее, в принципе, признание – это политический акт этих государств – признающего и признаваемого[1, с. 57]

Признание чаще всего выражается в том, что государство обращаются к правительству нового государства и заявляет о характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление сопровождается с желанием установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами. Например, в послании Председателя Совета Министров, Союза Советских Социалистических Республик премьер-министру Кении сообщалось, что Советское правительство « Заявляет о своем признании Кении, как независимого государства и изъявляет желанием установить дипломатические отношения и обменяться дипломатическими представительствами на уровне посольств».

Между тем, признание  нового субъекта, будучи актом, не регламентированным и политическим международным правом, влечет за собой юридические последствия, так как этот акт и есть выражение признающей страной своей обязанности уважать независимость и суверенитет признаваемой страны, поддерживать с ним международные отношения и дипломатические сношения. Признание имеет огромное значение в политике для нового субъекта, усиливая его позиции в системе международных отношений, открывая перед этим государством возможности в области международного сотрудничества. Признание делает его полноправным участником международного сообщества, дает возможности для реализации своих прав в отношениях с другими субъектами международного права.

 

Степень разработанности  темы исследования. Вопросы международно-правового признания государств, в разное время становились актуальным предметом изучения зарубежных и отечественных авторов.

Среди отечественных авторов международного права можно выделить:

В советской науке  международного права вопросы признания рассматривались в трудах Фельдман Д.И., Бобров Р.Л., Казаровец Е.М., Каламкарян Р.А., Маммадов У.Ю., Гасымов Ф.Р., Барсегов Ю.Г., Цикунов А.К., Игнатенко Г.В

В западной науке вопросы  признания рассматривались в  трудах таких авторов, как, Л. Оппенгейм, Д, Анцилотти, К.Кольяр, Г. Лаутерпахт, М. Бастил и др.

Тема признания государств и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания исследователей, поэтому мне захотелось выбирать именно эту тему.

 

Объектом исследования является анализ изучения отношений возникающих при признаний государства, заявивших о своем суверенитете с уже существующими государствами.

 

Предметом исследования является изучения понятия, основных теории, форм и критерии, нормативной основы признания государств; проблем и путей совершенствования института признания в современных условиях функционирования государств.

 

Целью дипломной работы является анализ и изучение развития института признания государств в международном праве.

 

Для достижения поставленной в дипломной работе цели мной были определены следующие задачи:

  • Изучение процесса возникновения и развития института признания государств в международном праве.
  • Анализ критериев признания государств.
  • Исследование принципов и доктрин, оказавших влияние на развитие института признания.
  • Освещение основных теорий признания в международном праве.

 

Научная новизна  исследования определяется тем, что данная тема мало исследована, и тем самым является проблемой, при решении международных вопросов, нет единого подхода к пониманию данного института международного права.

 

При написании работы использовались следующие источники: 

  • Труды отечественных и зарубежных юристов-международников по проблемам, признания государств.
  • Акты отдельных государств о признании.
  • Библиографические издания и информация Интернета.
  • Международные декларации
  • Международные акты

 

Структура дипломной  работы.

Дипломная работа состоит  из указателя сокращений, введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международно-правовые  вопросы формирования института признания

 

1.1 Исторические  аспекты возникновение института признания.

 

Первые признаки возникновения  института признания, проявлялись в XVII веке, после заключения Вестфальского мирного договора. Он являлся результатом первого современного дипломатического конгресса, и положил начало новому правопорядку в западной Европе, основанному на концепции государственного суверенитета (до Вестфальского мира,  несмотря на наличие в отдельных правовых системах древности, институт признания не получил широкого признания). Это было связано с тем, что в то время подавляющей формой правления была монархия. У монархов не было никакой заинтересованности действовать в рамках международной системы, они сами стремились быть международной системой.

Первым же официальным в истории примером, признания государства является признание Испанией своей уже бывшей колонии, в качестве суверенного и независимого государства, Нидерландов, было это в 1648 году, в год заключения Вестфальского мира. Хотя заявление о своей независимости Нидерланды, заявили еще в 1581 году. И только спустя 67 лет, их признали официально.

Опыт Нидерландской  революции 1566 по 1609 год уникален тем, что это одна из первых буржуазных революции в мировой практике. Причинами толкнувшие нидерландскую  нацию на столь решительный шаг, были вызваны, прежде всего, низким социально-экономическим положением местного населения, а также свободу вероисповедания. Это была характерная тому времени форма возникновения государств, путем народно-освободительной войны.

Существует на практике еще один интересный пример, когда Соединенные Штаты Америки объявили о своей независимости от Великобритании. Это событие уникально тем что, исконно эта земля не принадлежала народу Англии, аборигены были вытеснены в глубь страны, военной экспансией, и на восточном побережье Северной Америки, стали возникать первые колонии Британской Империи.

Между колониями планомерно усиливались взаимные экономические связи. Колонии поддерживали связь уже не через Англию, а напрямую между собой. Но, Великобритания постепенно подавляла такое развитие в колониях, пытаясь оставить их в качестве источника дешевого сырья. Пиком недовольства было, высокое налогообложение колоний. И столь несправедливые условия жизни на новом континенте, толкнули колонии сплотиться против тиранического режима Метрополии. Критическая ситуация, сложившаяся в колониях, побудила Великобританию к решительным действиям против мятежников. 19 апреля 1775 года при Лексингтоне и Конкорде пролилась первая кровь - начался новый, вооруженный этап освободительного движения. [2. С. 32]

4 июля 1776 года конгресс принял составленную Томасом Джефферсоном Декларацию независимости, ставшую эпохальным документом не только в Америки, но и истории в мира. Это была первый перенесенный на практическую почву документ прав человека, опиравшийся на передовые теории английских философов семнадцатого века, особенно Джона Локка, французских просветителей восемнадцатого века, а также на опыт борьбы за свободу американских колоний. «Все люди сотворены равными,- гласил документ,- все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью... Всякий раз, когда форма правления начинает противоречить этим целям, право народа — изменить ее, либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство...» [3. c 415]

Это был первый в истории  документ, который провозглашал верховенство  народного суверенитета как основу государственного устройства. Но, интересен тот факт, что на некоторых территориях США, существовало рабство. Декларация независимости обвиняла английскую корону и правительство в тирании, нарушении неотъемлемых прав человека и гласила, что отныне колонии считаются «свободными и независимыми штатами», которые «приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и действия - все то, на что имеет право всякое независимое государство» [4.  с 416.]

В октябре 1777 года, после  битвы при Саратоге, когда войска Соединенных штатов Америки, уже бывших колонии Великобритании, окружили и заставили сдаться в плен отряд численностью шесть тысяч солдат Британской армии, послужила поводом, для заключения союзного договора между США и Францией, что и повлияло на исход войны. Этот договор о дружбе, торговле, подписанный Бенджамином Франклином, стал первым в истории США официальным признанием как нового независимого и суверенного государства. Кроме того, это договор с Францией способствовал инициативному привлечению других европейских государств в войну против Британской империи. В 1779 году примеру Франции последовала Испания, а в 1780 году, Голландия.

Позже в 1783 году 3 сентября во Франции был заключен, Парижский мирный договор между Соединенными Штатами Америки, Франции, Испанией и Нидерландами с одной стороны, и на позорных условиях, Великобританией с другой стороны, о заключении договора о мире между этими сторонами. Этот договор завершил Американскую войну за независимость от Британской империи. Договор состоял из десяти статей, и первая статья гласит о том, что: «Великобритания признавала тринадцать, уже бывших, колонии  в качестве суверенных и независимых государств и отказывалась от каких-либо претензий на управление ими, их территорию и собственность». По состоянию на 1 ноября 2007 года в силе оставалась только статья №1. [5] Это один из ярких примеров самоопределения народа в мировой практике.

На основании этих двух ярких исторических событии, заметно  что, народы и нации, борющиеся за свою независимость, в основном исходит  желанием улучшить свое социально-экономическое  положение, а не желанием жить отдельно на своей исконной земле, на примере с Нидерландами. По моему мнению, если метрополии, проводили более гуманную политику по отношению к своим колониям, не было бы такого всплеска сепаратизма.

(Сепаратизм- это высшая  стадия процесса дезинтеграции,  нередко отличающаяся наибольшим динамизмом и активностью. Низшие стадии этого процесса - регионализм и автономиям непосредственно не приводят к отделению территории от единого государства) [6. С. 189-191]

Примером можно сопоставить  СССР, при составе этого государства  находилось пятнадцать на сегодняшний день республик, от части это было из-за политического устройства, так как при коммунизме, правительство старалось уровнять всех и каждого. Но, не смотря на это, СССР проводили более гуманную политику в отношении своих захваченных государств, другими словами колоний.

Возникновения новых государств в разные исторические эпохи были различными. В период рабовладения новые государства возникали и распадались в результате войн, в эпоху феодализма наряду с войнами к образованию новых государств нередко приводили династические браки и т.п.

В настоящее время  новые государства возникают  в результате борьбы за самоопределение  народов колониальных и зависимых  стран, в случае объединения или  разделения государств, вследствие отделения части территории государства и образования на ней нового государства. Можно привести ряд примеров возникновения новых государств в послевоенный период: более 100 государств образовалось в результате национально-освободительной борьбы народов колоний и зависимых стран; в 1964 году в результате объединения Танганьики и Занзибара возникла Республика Танзания; вследствие прекращения существования СССР возникли 15 новых государств; Эритрея, входившая в состав Эфиопии, в 1993 году отделилась от нее и образовала независимое государство и т.д.

При появлении на мировой  арене нового государства возникает, прежде всего, вопрос о его признании уже существующими государствами.

Под признанием в международном  праве понимается акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и выражается готовность признающего государства установить с этим новым субъектом официальные отношения.

 

 

 

1.2 Основные теории признания государств

 

По вопросу о юридическом  значении признания в науке международного права выдвигались две основные теории: декларативная и конститутивная.

Конститутивная теория признания исходит из того, что  государство как субъект международного права возникает только в результате его признания другими государствами и до этого как бы не существует. Эта теория несостоятельна, поскольку государство становится субъектом международного права с момента своего возникновения, и его правосубъектность не зависит от воли других государств или от их признания. В то же время конститутивная теория таит в себе угрозу для суверенитета вновь возникающих государств, поскольку позволяет оказывать на них давление путем отказа им в признании.

Согласно декларативной  теории признание означает регистрацию  факта появления нового субъекта международного права, заявление о том, что его возникновение принято к сведению тем или иным уже существующим субъектом международного права. Эта концепция в целом отражает суть признания и является ныне господствующей в теории международного права. Однако некоторым ее недостатком является то, что декларативная теория как бы отрицает какое бы то ни было значение признания, сводя его к беспристрастной регистрации факта появления нового государства. Поэтому многие современные исследователи дополняют декларативную теорию, подчеркивая, что признание имеет большое значение для новых государств, хотя и не определяет их правосубъектности.

Значение признания  состоит, прежде всего, в том что оно создает прочную юридическую основу для развития отношений между признающим и признаваемым государствами.

По объему и характеру  отношений между признаваемым и  признающим государствами различают признание де-юре (de-jure) и де-факто (de-facto). И то и другое - официальное юридическое признание. Но признание де-факто - это неполное, неокончательное признание. Оно дается в тех случаях, когда признающее государство не вполне уверено в прочности и стабильности вновь возникшего субъекта международного права. Признание де-факто может быть взято обратно. Такое признание имеет переходный характер, и в дальнейшем новому государству может быть дано признание де-юре. В случае признания де-факто между двумя государствами устанавливаются лишь ограниченные, чаще всего только торговые или экономические отношения. В современных условиях признание де-факто практически не встречается. Признание де-юре - это полное и окончательное признание, которое не может быть взято обратно.

Основными юридическими последствиями признания де-юре  обычно являются установление дипломатических и консульских отношений между признающим и признаваемым государством, заключение двусторонних международных договоров между этими государствами, наконец, создание юридической основы для развития политических, экономических и иных отношений между ними.

Что же касается участия  нового государства в международных конференциях и совещаниях по общим вопросам, в многосторонних договорах, представляющих интерес для всех или для большинства государств, вступления нового государства в международные организации, то для этого признание необязательно. На таких конференциях, в таких договорах и международных организациях непризнанное государство является полноправным участником. Вместе с тем участие непризнанного государства в работе таких конференций и организаций или в многосторонних договорах не означает его признания другими участниками, которые официально этого не сделали.

Иногда, в отличие от признания де-факто или де-юре, говорят о так называемом признании ad hoc (признании для данного случая), когда с вновь возникшим государством устанавливаются на практике те или иные отношения, но юридического признания не только де-юре, но даже де-факто не происходит.

Если же не происходит никакого признания вообще, то последствием этого самое большее может быть игнорирование непризнанного государства государствами, отказывающимися признать его. Однако непризнание не дает права на вмешательство во внутренние дела непризнанного государства, на нарушение его суверенитета, его законных прав и интересов.

По дестинатору, по адресату признания, то есть по тому, кому дается признание, различают признание: новых государств, новых правительств, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, эмигрантского правительства (правительства в изгнании) и т.п.

Признание правительства  происходит лишь в тех случаях, когда оно приходит к власти неконституционным путем - в результате переворота, вооруженного восстания или гражданской войны. При этом государство как субъект международного права остается прежним, а признание получает именно правительство как орган, представляющий государство в международных отношениях.

При этом необходимо подчеркнуть, что признание как государства, так и правительства означает, что признающая сторона обязуется  признавать только данную власть на соответствующей  территории и никакую другую. Именно поэтому США, например, после признания Китайской Народной Республики официально прекратили отношения с Тайванем, закрыв свое посольство в Тайбэе и учредив там лишь миссию связи.

В международном праве  нет четких критериев, кто признается в качестве восставшей или воюющей стороны. Однако имеются исторические прецеденты в случае национально-освободительной или гражданской войны. Причем воюющей стороной признавались участники более широкого вооруженного конфликта, установившие власть над определенной частью территории государства, а восставшей стороной - участники вооруженной борьбы на ее начальном этапе. Главными последствиями признания восставшей или воюющей стороной в прошлом было распространение на борцов за национальное освобождение или повстанцев норм международного гуманитарного права, направленных на защиту участников вооруженной борьбы.

В настоящее время  признание восставшей или воюющей  стороной во многом утратило свое значение, поскольку нормы международного гуманитарного права действуют в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера. Очевидно, поэтому в послевоенные годы не было ни одного случая признания в качестве восставшей или воюющей стороны.

Дестинаторами признания могут  быть руководящие органы движений сопротивления, как это было в период Второй мировой войны. Особенность таких органов состоит в том, что они образуются на территории уже существующих субъектов международного права - государств, территория которых оккупирована противником, либо создаются в эмиграции на территории союзных стран (Французский комитет национального освобождения, Датский совет свободы и т.д.). Цель их признания заключалась в том, чтобы придать этим органам сопротивления определенный международный статус, получить возможность правомерно оказывать им необходимую помощь с целью их более активного участия в борьбе против общего врага.

С той же целью иногда производилось признание эмигрантских правительств («правительств в изгнании»), например признание эмигрантского правительства Польши во время Второй мировой войны, находившегося в Лондоне.

Следует, однако, отметить, что признание органов движения сопротивления или эмигрантского правительства имело переходный характер, поскольку в дальнейшем формировались правительства государств, в свою очередь получавшие международное признание.

Признание национально-освободительных  движений, их руководящих органов по сути дела представляет собой признание правосубъектности борющихся за самоопределение народов и имеет целью укрепить статус таких движений. Причем в отличие от признания государств и правительств, которое всегда дается им государствами индивидуально, признание национально-освободительных движений в лице их руководящих органов может осуществляться как отдельными государствами, так и международными организациями. Так, в процессе деколонизации ООН признала Организацию Освобождения Палестины (ООП) и Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО) единственно законными представителями арабского народа Палестины и народа Намибии.

 

 

 

 

 

2. Институт признания в международном праве

 

2.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве

 

Признание в международном  праве — односторонний добровольный акт государства, посредством которого оно фиксирует возникновение или существование нового государства в качестве субъекта международного права либо возникновение или существование образовавшейся неконституционным путем эффективной власти, представляющей государство, ранее существовавшее в качестве субъекта международного права.

Признание в первую очередь адресуется новому государству. Оно может последовать вскоре после его появления. В этом случае оно фиксирует его возникновение в качестве нового субъекта международного права. Однако оно может быть дано со значительным опозданием, после того как многие другие государства уже его признали. Тогда признание фиксирует то, что уже существует некоторое время. Так, Советский Союз в течение нескольких лет не признавал ФРГ, игнорируя ее существование.

Вопрос о признании  какой-либо власти, представляющей уже существующее более или менее длительное время государство, являющееся членом международного сообщества, возникает только в том случае, если она появилась неконституционным путем. Конституционная смена правительства не влечет за собой постановку вопроса о признании. Что касается власти, появившейся неконституционным путем, то она не обязательно носит наименование правительства. Это может быть хунта, какой-нибудь временный совет и т.п. Непризнание в течении какого-то периода такой власти тем или иным государством не означает, что оно отрицает существование как субъекта международного права государства, в котором произошла неконституционная смена власти. Советский Союз не признавал франкистский режим в Испании, но никогда не ставил под сомнение то, что Испания как субъект международного права продолжает существовать и при этом режиме. Разрыв дипломатических отношений с государством также не означает, что тот, кто проявил инициативу в данном вопросе, перестал признавать такое государство в качестве субъекта международного права. Гак, разрыв дипломатических отношений Советским Союзом с Чили после прихода к власти режима Пиночета в сентябре 1973 г. не свидетельствовал о том, что СССР перестал рассматривать Чили в качестве субъекта международного права.

Термин «признание»  в практике межгосударственного общения употребляется и в других значениях. Например, говорят о признании действительности (или непризнании) каких-либо международно-правовых актов, территориальных претензий и т.п. Но как наименование института международного права этот термин применяется в указанном выше смысле.

Признание государств