Применение ИКТ во внеклассной работе по иностранному языку в начальной школе

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Департамент Образования Вологодской области

БОУ  СПО  ВО «Великоустюгский гуманитарно – педагогический колледж» 
 
 
 
 

Применение  ИКТ во внеклассной работе по иностранному языку в начальной школе 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              

                                           Курсовая работа

                                           по английскому языку

                студентки 4 курса

                группы  «А»

                специальности 050709

                Преподавание  в начальных классах

                Ерофеевской Елены Васильевны

                Научный руководитель:

                                           Кокшарова Елена Дмитриевна 
           
           
           
           

Великий Устюг

2011 

Оглавление

Введение.…………………………………………………………………………..

Глава I. Теоретические аспекты особенностей содержания, организации и проведения внеклассной работы с использованием ИКТ по иностранному языку в начальной школе

    1. Ключевые понятия работы…………………………………………………
    2. Внеклассная работа  и её цели, задачи в работе по изучению иностранного языка в начальной школе………………………………………………………………………..
    3. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку...
    4. Формы организации внеклассной работы по иностранному языку……..
    5. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………
    6. Заключение…………………………………………………………………..

Список  литературы………………………………………………………………...

Приложение………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мы и  наши дети живем в мире электронной  культуры, поэтому 

21 век  ставит перед школьным образованием  и новую проблему – подготовить  учащихся к жизни в быстро  меняющемся информационном обществе, в мире, где появляются новые  знания, новые профессии.

И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека, в данном случае, учителя,  владеть  информационными и коммуникационными  технологиями, применять их в своей  деятельности.

Главная цель внедрения информационно-коммуникационных технологий – появление новых видов внеучебной деятельности. Условия для всестороннего развития школьника учитель должен создавать как на уроках, так и во внеурочной деятельности, используя всевозможные формы и методы, методики и технологии. На основе имеющейся цели задачи работы следующего содержания:

  1. дать определение понятий «технология», «педагогическая технология», «информация», «коммуникация», «информационно – коммуникационные технологии», «внеклассная работа»;
  2. раскрыть основные преимущества, достоинства и выяснить необходимость внеклассной работы с применением ИКТ при обучении иностранному  языку младших школьников;
  3. дать описание возрастных, психолого – педагогических особенностей детей младшего школьного возраста;
  4. проанализировать  изученную литературу по теме;
  5. выявить основные принципы, методы и особенности внеклассной работы с применением ИКТ на уроках иностранного языка в начальной школе;

Стоит напомнить, что целью изучения  иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции. Чтобы  достичь положительных результатов,  необходимо отметить, что часто на уроках иностранного языка процесс  вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. Зажечь искорку интереса в глазах учеников, сделать учение посильным  и радостным – не простая задача для каждого учителя. Поэтому, одним  из существенных факторов, способствующих успешному обучению иностранному языку  можно считать организацию внеклассной  работы, более тесную связь обучения и воспитания учащихся. Изучаемый  на уроке языковой материал, как  правило, не находит применения в  жизненной практике школьников, и  именно внеклассная работа может  стать дополнением к учебной  работе, способствовать закреплению  и применению усвоенных учащимися  знаний, расширить их общий кругозор. Поэтому необходимо вовлекать как  можно большее количество учащихся во внеклассную работу. Она должна быть оптимально полезной и максимально  направленной  на предмет. Но процесс обучения должен идти в ногу со временем. В связи с этим не случайно  не только на уроках, но  и во внеурочной деятельности  активно используются новые технологии, среди которых важную роль играют Интернет и мультимедиа, их использование влияет на создание ситуации успеха и на поддержание интереса к изучению иностранного языка.  
Мы говорим об использовании ИКТ во внеклассной работе,  которые моделируют условия коммуникативной деятельности. Их использование позволяют увеличить объём языковой тренировки, развивают образное мышление, активизируют страноведческие знания учащихся. Одним из плюсов является возможность использовать  эту работу, как групповую, так и для  индивидуальной работы. Использование мультимедийных приложений к учебникам, компьютерных программ, различного типа презентаций,  во внеклассной работе по иностранному языку дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

  • повышается интерес к учебной деятельности;
  • осуществляется дифференцированный подход;
  • появляется  возможность практического применения знаний  иностранного языка;
  • появляется возможность использовать навыки и умения, сформированные на уроках, одновременно совершенствуя  и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы
  • каждый учащийся становится субъектом процесса обучения;
  • облегчается процесс контроля и оценки знаний;
  • развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль);

В настоящее  время обучение иностранному языку  в общеобразовательных школах ведется, начиная со 2 класса. Внеклассная  работа это система неоднородных  по  содержанию,  назначению,    по         методике проведения и формам, воспитательно-образовательных    внеурочных мероприятий, выходящих  за рамки учебных программ,   которая должна стимулировать интерес  к предмету и базироваться на программном  материале и подготовке , полученной учащимися на уроке, чтобы давать им возможность применять свои знания ,навыки и умения.  Если мы будем правильно сочетать внеклассную и классную формы работы, то обеспечим большую гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом. 

При организации  внеклассной работы по иностранному языку необходимо учитывать интересы учащихся, их стремления, творческие, организаторские  и  исполнительские возможности. Для этого необходимо включать их в общественно полезную деятельность, каждому найти занятие по способностям и интересам.   Работу необходимо строить на принципах добровольности и массовости, увлекательности, наглядности и доступности. Если каждый ученик найдёт занятие по душе, то учителю не придётся призывать его к активности, он сам будет стремиться участвовать во внеурочных мероприятиях. В отличие от уроков на внеклассных занятиях ученики могут изготавливать наглядные пособия, организовать выставку, провести конкурс, викторину, фестиваль, инсценировать сказку или песню. От эффективности данного этапа обучения зависит дальнейшее развитие учеников, их коммуникативная и лингвистическая компетенция, а также уровень их заинтересованности в изучении иностранного языка и его применении в своем дальнейшем обучении.

Все перечисленные  аргументы позволяют сделать  вывод о значимости и актуальности данной работы. Поэтому использование компьютерных технологий в обучении необходимо начинать с его первых ступеней, т.е. при обучении иностранному языку младших школьников. Никто из учащихся не уходит с таких мероприятий с чувством разочарования. Радость познания – вот что дает использование компьютера во внеклассной работе. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи. Не все учителя полностью владеют компьютерными технологиями и имеют его в домашних условиях. И поэтому, зная о важности не только применения, но и использования ИКТ на уроках иностранного языка, многие преподаватели попросту отказываются от применения компьютерных технологий при организации внеклассной работы в начальной школе из – за незнания элементарных способов работы  с компьютером. Сюда же можно отнести опасения учителей за здоровье своих подопечных, говоря о том, что ухудшается зрение, память и воображение при длительных сроках и времени работы с компьютером. Результатами использования новых компьютерных технологий и компьютерных нововведений во внеклассной работе –является индивидуализация обучения, развитие мотивации учеников при обучении английскому языку, усиление обратной связи ученик - учитель, объективность оценивания знаний, умений и навыков, выявление слабых мест в знаниях, дифференциация обучения и, наконец, изменение структуры занятости учителя. Современному педагогу важно определить свою зону творчества. Учитель не может и не должен выступать как единственный и «универсальный» источник информации. Возникает противоречие между двумя взаимодействующими сторонами учителем и его воспитанниками: в использовании ИКТ и отсутствия их на внеклассных мероприятиях. Рассматривая эту позицию с нескольких важнейших сторон можно сделать вывод о том, что дети 21 века – это дети с новым типом мышления. Это дети, имеющие большие и высокие способности к восприятию материала с мультимедиа проекта для изучения темы с помощью компьютерных программ, сами используют компьютер для своего же самообразования и овладевают этими технологиями на высоком уровне. Учителя и преподаватели дисциплин относятся к ИКТ с опасениями, заботясь в первую очередь о здоровье детей. Стремление решить отмеченное выше противоречие обусловило для нас проблему следующего содержания: доказать необходимость и важность применения ИКТ во внеклассной работе учителя и класса  на примере самостоятельно разработанных внеклассных мероприятий с использованием ИКТ по иностранному языку на начальном этапе обучения и применением их на практике, описать их продуктивность, результативность и необходимость. Используя готовые образовательные цифровые ресурсы во внеклассной работе, мы попытаемся адаптировать их к  каждой конкретной группе учащихся с учетом индивидуальных особенностей детей,  а так же будем работать над созданием новых ресурсов. 
Основываясь на вышеперечисленном следует отметить, что невозможно достичь ожидаемого результата и развития интереса к предмету без использования ИКТ во внеклассной работе, таким образом объектом нашей работы являются ИКТ и внеклассная работа как вид внеурочной деятельности в изучении иностранного языка.
 
 
 
 
 

    1. Ключевые  понятия работы

21 век  – век высоких технологий, его  часто называют «информационной  эпохой». Новые информационные технологии и внеклассная работа по иностранному языку становятся неотъемлемой частью жизни современного ученика. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи дополнительной и интересной информации обучаемому. Всё это осуществляется в процессе проведения внеклассного мероприятия, где средством для передачи этих знаний является компьютер.

       Компьютерная технология может  осуществляться в трех вариантах:

  1. «Проникающая» технология (применение компьютерного обучения

    по  отдельным темам, разделам, для решения  отдельных дидактических задач).

  1. Основная, определяющая, наиболее значимая из используемых

    в данной технологии частей.

  1. Монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Сфера применения компьютера в обучении иностранным  языкам необычно широка. Диапазон использования учебных компьютерных программ во внеклассной работе очень велик: от проведения различных игр, викторин для учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания до тренировки определённых умений и навыков. На этапе формирования и на этапе совершенствования знаний, умений, навыков компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Одна из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Эти недоработки получают огромную возможность корректировки на мероприятиях внеклассной работы. Так как каждый обучающийся получает возможность выявить в себе творческие способности, развить своё наглядно-образное мышление, расширить свой кругозор. Кроме этого, конечно, получить большое количество материала в игровой и соревновательной форме, которые делают активной и интересной всю внеучебную, а впоследствии учебную деятельность обучающихся.

В написании  дипломной работы, тема которой «Применение  ИКТ во внеклассной работе по иностранному языку в обучении младших школьников», нам потребовались следующие  определения и понятия.

Основным  из понятий является понятие «технологии», более корректно оно даётся в  Словаре русского языка В. Даля:

Технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. При этом:

— под  термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);

— под  термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;

— под  термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.

Тут же уместно употребить такое понятие, как «педагогическая технология», данное психологом К. Д Ушинским:

Педагогическая  технология – это те способы, методы и приёмы преподавания научной дисциплины, которые педагог применяет как способ взаимодействия с обучаемыми; как отдельная научная дисциплина, по Н.Е Щурковой, и как наиважнейший элемент педагогического профессионализма, определяющая связи с теорией и методикой воспитания.

По словам Л. А Карпенко, определение слова  «информация», данном в Психологическом  словаре звучит так:

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Сведения об объектах живой или неживой природы, их свойств и взаимном влиянии друг на друга.

Автор отмечает, что в настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, «информация» может трактоваться, как утверждают Цатурова И.А., Петухова А.А. в учебно-методическом издании «Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохраняемых и распространяемых во времени и пространстве.

Следующим понятием для изучения следует понятие  «коммуникации». Как подчёркивает П. С Гуревич в Психологическом  словаре:

Коммуникация - (от лат. nicatio - обмен ,  связь, разговор ) 1. Процесс  передачи информации, включающий адресанта ,  каналы ,  кодирование ,  дешифровку, содержание, эффективность ,  контроль ,  ситуацию, намерение, адресата .  2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью  котоpoго является взаимопонимание .  3. Обмен информацией любого вида между различными системами связи. Хижняк И.М. в пособии « Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку» даёт следующее определение коммуникации:

Коммуникация - (от лат. communicatio - сообщение ,  передача) - передача информации от одной системы к другой  посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом обществе она осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен  целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон.

Таким образом, уместно дать определение  ИКТ. В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ –  это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов,  интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей. Кроме того, сделан такой вывод, что Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

По утверждению  П.С Гуревича:

Деятельность - сознательная активность человека, направленная на определённый результат при наличии интереса на основе потребности и соответственна общественным условия

Руденко Н.Н. отмечает в пособии «Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе» // www.omsk.edu.ru  что следует использовать определение:

Проектная   деятельность    –   форма   учебно-познавательной   активности

учащихся, заключающейся в мотивационном  достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных  сторон обучения и является средством развития личности субъекта учения.

В своей  работе Шведова отмечает, что проект понятие многозначное и многоаспектное, и как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве».

Одним из важнейших понятий дипломной  работы является понятие следующего содержания:

Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время.

Внеучебная (внеклассная) деятельность способствует более разностороннему раскрытию  индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть  на уроке.

Включение в различные виды внеклассной  работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает  необходимые практические умения и  навыки.

Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать  в продуктивной, одобряемой обществом  деятельности. Если у ребенка сформирован  устойчивый интерес к труду в  совокупности с определенными практическими  навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную  деятельность. Это особенно актуально  сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

В различных  формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Изучение  данной темы не может проходить без  такого определения, как: Мультимедиа (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда). Нетекстовые виды информации - аудио и видео. Большинство сайтов для предоставления информации используют лишь текст и картинки. Мультимедиа-средства – компьютерные средства хранения,  обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий. Нам понадобится тщательнее раскрыть понятие Именно это понятие будет являться одним из основополагающих в исследуемой нами теме.

Умение  хорошо и доступно презентовать материал – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания детей и вовлечения их в работу. 

Эта технология позволяет визуально воспринимать работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей  презентацией. Любая технология, в  том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы.

Надо  понимать, что презентация – это  не отчет о проделанной работе, к которой мы давно привыкли и  которые научились составлять. Что  такое компьютерная презентация?

Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация – это:

- динамический  синтез текста, изображения, звука;

- яркие  и доходчивые образы;

- самые  современные программные технологии  интерфейса;

- интерактивный  контакт докладчика с демонстрационным  материалом;

- мобильность  и компактность информационных  носителей и оборудования;

- способность  к обновлению, дополнению и адаптации  информации;

Презентация поможет оживить деятельность и  активность обучающихся, сосредоточить на особо важном материале и заинтересовать каждого в изучении иностранного языка.  

Кроме данных определений следует тщательнее и конкретнее изучить понятия  ИКТ в целом, её составляющие, а  также описать влияние ИКТ на внеучебную деятельность и её структуру, а также выявить уровень заинтересованности в изучении иностранного языка в младших классах при проведении внеклассных мероприятий.

Информационные  технологии могут сделать внеклассную деятельность более интересной, отвечающей реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе и самостоятельной деятельности, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения. Тем самым стимулируя активность и творчество каждого ученика в отдельности, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют учителя, позитивно складываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника заинтересованности в обучении, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла учебные и внеучебные цели. 
 
 
 
 

    1. Внеклассная работа  и её цели, задачи в работе по изучению иностранного языка в начальной школе

      Одним из способов повысить эффективность учебно-воспитательного процесса по и.я. является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса. Целями внеклассной работы по иностранному языку являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках и.я.; помощь ребёнку в формировании мировоззрения; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается. Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения и.я. на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по и.я..

     В основном, на начальный этапе организации  внеклассной работы по и.я. у учащихся младшего школьного возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство  долга, жизненные планы, а интересом  к самой деятельности. В связи с этим не имеет смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении иностранного языка имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к предмету. Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по и.я. необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

     Знание  психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного  выбора соответствующих форм внеклассной  работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия. Хотя цели и задачи учебной  и внеклассной работы почти полностью  совпадают, в содержании, организации  и формах проведения последней наблюдаются  существенные различия.

     Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

     1. Добровольный характер участия  учащихся во внеклассной работе  в отличие от обязательности  учебной деятельности. Учащиеся  решают для себя вопрос об  участии в тех или иных видах  внеклассной работы, прежде всего  в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое,  заняться языком дополнительно  с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации  внеклассной работы обязывает  учителя своевременно обнаружить  заинтересованность учеников внеклассной  работой и языком, вовлечь их  в интересующую их деятельность  во внеурочное время и тем  самым пробудить в них интерес  к ней. Этот принцип определяет  содержание и форму внеклассной  работы — она должна постоянно  поддерживать, углублять и развивать  интерес к иностранному языку.

Применение ИКТ во внеклассной работе по иностранному языку в начальной школе