Природоведческие экскурсии как средство формирования экологического воспитания

 


 


Федеральное агентство по образованию РФ

Кафедра биологии с методикой преподавания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природоведческие экскурсии как средство формирования

 экологического воспитания

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение

Глава I. Психолого-педагогическая характеристика экологического воспитания младших школьников…………………………………………………………..

1.1. Ретроспектива экологического воспитания…………………

1.2. Сущность экологического воспитания…………………………………

1.3. Формы экологического воспитания младших школьников………….

Выводы по главе I

Глава II. Методика организации и проведения природоведческих экскурсий

2.1. Место природоведческих экскурсий в содержании программ образовательного компонента «Окружающий мир»………………………..

2.2. Методика проведения природоведческих экскурсий………………………

Выводы по главе II

Заключение ……………………………………………………………………..

Библиографический список…………………………………………………

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема охраны природной среды, с той или иной остротой охватывая все страны и континенты, стала за последние десятилетия одной из важнейших глобальных проблем современности, превратившись из биологической в политическую, экономическую, социальную, педагогическую. Для её решения кроме административных мер необходима и широкая просветительная работа среди населения, и в особенности среди подрастающего поколения. Успешное решение всего дела охраны природы возможно только при условии резкого подъема экологической культуры и знаний в этой области. Сознательное и бережное отношение человека к природе должно формироваться, начиная с детства, в семье, школе, в средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве.

Но особенно ответственная роль в общей системе экологического образования и воспитания принадлежит начальной школе, формирующей у учащихся первичные знания о природе и навыки её охраны. Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко ценностные аспекты мировоззренческого понятия «природа» взаимодействуют с системой его социальных ценностей, которыми он руководствуется в своем повседневном поведении. Лишь в том случае, когда экологические ценности включены в число социальных ценностей человека, они приобретают в его сознании соответствующую значимость, превращаются в начало, побуждающее его действовать в направлении сохранения и восстановления природы. Такое включение экологических ценностей в социальные и является одной из важнейших задач экологического воспитания школьников. Проблема экологического воспитания и образования, учащихся  как важный аспект проблемы охраны природы в современный период актуально. В её решении заинтересованы педагоги, ученые общественность государств, принадлежащих к разным социальным системам, так как сохранение природы является общечеловеческой ценностью.

ЛУЧШЕ ВВЕСТИ В ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим средством экологического воспитания младших школьников является систематическое, педагогически организованное общение с природой!.добавить экскурсия

Характер экскурсий для младших школьников в природу заключается главным образом в том, что они позволяют формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов  деятельности – учебную, игровую, трудовую и др. Поэтому организации таких экскурсий в экологическом воспитании младших школьников, необходимо уделять особое внимание.

Вставить фамилии ученых, занимающихся данной проблемой.

Учитывая все выше сказанное, мы решили избрать тему нашей выпускной квалификационной работы: «Природоведческие экскурсии как средство формирования экологического воспитания младших школьников». Целью исследования явилось выявить роль и место природоведческих экскурсий в процессе формирования экологического воспитания младших школьников.

Цель исследования реализовалась в ходе решения следующих задач: 

1. Изучить литературу психологическую, педагогическую, методическую.

2. Понять сущность экологического воспитания.

3. Провести ретроспективу экологического воспитания.

4. Рассмотреть формы экологического воспитания младших школьников.

5. Проанализировать экологическое воспитание в современных программах для начальной школы.

6. Выявить значение природоведческих  экскурсий в формировании экологического  воспитания младших школьников.

7. Описать опыт работы.

В структуру выпускной квалификационной работы входит введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Психолого-педагогическая характеристика экологического воспитания младших школьников

 

    1. Ретроспектива экологического воспитания

 

Общественные отношения, мораль общества, под воздействием, которых формируются установки и поведение человека в социальной и природной среде, играют решающую роль в развитии системы его отношений. Поэтому отношение человека к действительности, в том числе и к природе, носит конкретный исторический характер. Именно с этих позиций рассматривают педагоги и психологи структуру личных качеств человека, формирование которых происходит под влиянием природных и социальных факторов в их взаимодействии. Особенно ярко, как утверждают исследователи И.Д.Зверев, И.Т. Суравегина и др., это проявляется в системе мотивов, потребностей, ценностей ориентаций. Следовательно, отношение человека к природе требует не только психолого-педагогической характеристики, но и общественно-исторического объяснения.

Изменение отношения человека к природе исторически определяется изменением направленности и размаха его деятельности, связанной с её изменением и преобразованием. Поэтому выделяют три ценностные модели его отношения к ней.

На начальной стадии развития, когда производство осуществлялось главным образом в форме охоты и собирательства, отношение к природе носило приспособительный характер. Природа в этот период противостояла людям, как чужая, всемогущая сила, власти которой они должны были полностью подчиняться. Объективная зависимость существования древнего человека от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном его мироощущении – в его отношении к природе с суеверным страхом. Природа при таком подходе осмысливается, как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поколения.

Выделение из природы человека вызвало рождение качественно нового материального единства. Общество встало в противоречие с природой в двух отношениях: во-первых, оно есть социальная действительность, то есть нечто иное, чем сама природа, и, во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя её. В начальный период, когда человек добывая средства к жизни с помощью примитивных орудий труда, противоречие между обществом и природой выступало как различие. Но несмотря на то, что его воздействия на природу в этот период мало отличались от тех, какие оказывали на неё животные, полной зависимости человека от природы уже не было.

На второй стадии развития общества, по мере познания законов природы и совершенствования орудий труда власть человека над природой возросла. Особенно значительно возрастает его господство над ней с переходом от ручного орудия к машинному производству. Человек постоянно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям. Но уже в этот период противоречие между ним и природой приобретает антагонистическую форму. Начинается ее хищническое истребление, хищническая эксплуатация в целях извлечения сверхприбыли. Потребительское отношение человека к природе было вызвано его привычкой смотреть на неё, как на нечто вечное, неисчерпаемое, раз и навсегда данное, а также существованием в обществе морали, допускающей отношение к природе лишь как к внешнему объекту пользования, узкопрагматический, утилитарный взгляд на неё. Природа была неизведанна в сознании людей до уровня средства для достижения экономической выгоды, лишена ценностного статуса. В результате такого отношения людей, к природе мир постоянно вступая в эпоху экологических катастроф.

В нашей стране зоной экологического бедствия стало, например, Приаралье. Напряженное положение сохраняется и в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Более чем в сотне городов предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе превышают в десять и более раз. Состояние двух третей водных источников не отвечает нормативам. С каждым городом ухудшается состояние атмосферы, рек, озер, морей, лесов, истощаются почвы и в других странах планеты. Все меньше становиться на Земле лесов и рек, различных видов животных и птиц. Перед всем человечеством встали и глобальные экологические проблемы – разрушение озонового слоя, парниковый эффект, энергетический кризис, нитраты в овощах, загрязнение воды. Земные недра, растительный мир, пресная вода, без чего невозможна жизнь на Земле, постоянно оскудевают. Под угрозой находится само существование человеческой цивилизации.

На третей стадии развития общества, происходит радикальное измерение потребительского отношения к природе на бережное, ответственное отношение к ней. Такое  отношение к природе основано на позиции, исходящей из оценки социальной значимости ее для гармоничного развития общества. При этом в системе нравственных ценностей общества место природы определяется, прежде всего, тем, что она является необходимым условием его жизнидеятельности, источником всей его материальной и духовной жизни, вместилищем всей человеческой культуры.

Однако такой переход от хищническо-потребительского отношения к бережному, ответственному отношению к природе, основанной на новой системе ценностей, которая ориентирована на её рациональное использование и охрану, осуществим лишь при условии соответствующей перестройки сознания людей, ценностей переориентации в отношении человека к природе, направленных на формирование экологического сознания и экологической культуры. Необходимость такой ценностной переориентации значительно возрастает в настоящее время в связи с тем, что негативные последствия технического вооружения современного производства приобрели планетарный характер, природа Земли нейтрализовать их самостоятельно уже не может. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете. Поэтому  в современный период утилитарное отношение к природе дополняется осознанием огромной зависимости  самой природы от человека, необходимости предотвращения агрессии людей по отношению к ней и оказания её помощи по восстановлению, приумножению её богатств. Таким образом, в современных условиях важнейшей потребностью прогрессивного развития общества становится формирование у подрастающего поколения такого отношения к природе, которое выражается не только в её сохранении, но и в активном восстановлении, борьбе с её загрязнением и расхищением.

 

 

 

    1. Сущность экологического воспитания

 

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий.

Часть времени в таких воспитательных делах отводиться экологическому просвещению – формированию необходимых знаний, суждений, понятий убеждений.

Педагогами И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина сформированы следующие принципиальные положения, составляющие методологические основы воспитания у школьников бережного, ответственного отношения к природе:

- сущность человеческой личности  выражается в системе отношений с человеком, обществом, природой;

- позиция человека по отношению  к природе обусловлена общественно-политической  ситуацией, которая характерна  для  данного общества государства;

- ответственное отношение к  природе является важнейшей целью  общеобразовательной школы, и характеризуют всестороннее развитие личности школьника;

- отношение к природе формируется  как ответственное на основе  целостного развития разных его  сторон: научной,  идеологической, экономической, практической [31,37].

Исследователи отмечают, что эффективность формирования экологической ответственности школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты  внутренней структуры личности:  общественные отношения – потребности – интересы – цели – мотивы – установки – ценностные ориентации. Каждое звено представленной последовательности обладает носительной самостоятельностью.

Задача экологического воспитания состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость охраны природы во внутренние потребности и интересы школьника. При этом педагоги подчеркивают, что осознание школьником общественной необходимости охраны природы может происходить на уровне знаний, чувств, убеждений, действий. Поэтому в целях эффективного формирования у школьников бережного, ответственного отношения к природе следует включить экологические проблемы во все сферы их сознания, то есть формировать у них экологическое сознание, поскольку каждый из данных уровней в отрыве от других не может обеспечить плодотворной экологической деятельности.

Экологическое сознание, по определению исследователей есть совокупность взглядов, теорий, эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям [31,37]. Формирование такого сознания должно быть направлено на перестройку взглядов и представлений человека, при которой усвоенные им экономические норма становятся одновременно и нормами его повседневного поведения по отношению к природе. Мотивами такого поведения школьника, как известно, являются его интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо насыщать их экологическим содержанием. При этом методы и приемы воспитания и обучения должны быть направлены на перевод во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, ценностных ориентаций, нравственных идеалов, принципов и правил отношения общества к природе. Следует отметить, что формирование у школьников экологических убеждений происходит лишь в том случае, когда усвоение ими экологических знаний сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями.

Психологическая природа экологических взглядов и убеждений, по мнению педагогов, включает три основных компонента, которые будут эффективными лишь при условии формирования всех их в единстве и взаимосвязи:

    • интеллектуальный  (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого характера, владение приемами причиненного мышления);
    • личностный (мотивация, отношения и оценка, уверенность в необходимости преодоления экологической опасности, в необходимости охраны природы);
    • внутренняя готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в поступки, деятельность по охране природы).

Экологическую направленность социальных ориентиров личности школьника педагоги характеризуют следующим образом:

мировоззрение – понимание целостности природы, её универсальной ценности (практической, научно-познавательной, эстетической, экономической), социальной обусловленности отношения к природе;

убеждения – осознание необходимости охраны природы, управления природными процессами как наиболее успешного пути преодоления экологической опасности;

идеалы – отношение к природе как нравственная потребность заботы о будущих поколениях;

интересы – познание взаимосвязей природы и общества, роли своей личности как общественного субъекта в охране природы;

Таким образом, бережное, ответственное отношение человека к природе, как и любое другое отношение, состоит из ряда компонентов. В трудах психологов В.Н.Мясищев и др. отмечается, что эти отдельные компоненты, или стороны, отношений, выступающие то более, то менее отчетливо, обусловлены многосторонней возможностью реакций человека на окружающую действительность, а также многосторонностью самих объектов  этой действительности [30,58]. Это в полной мере относится и к бережному отношению к природе, состоящему из таких структурных компонентов, как потребности общения с природой и её сбережения, знания о ней и её охране, чувства, интерес, морально-правовое и оценочное отношение к природе, убеждения в необходимости знать и охранять её, умения, навыки, привычки её сохранения и восстановления. Такое выделение компонентов бережного отношения к природе является условным, но позволяет учителям более наглядно представить процесс его формирования в динамике, а также осознать его особенности у детей младшего школьного возраста. Рассмотрим каждый из этих компонентов.

Экологические убеждения (убеждения в необходимости знать и охранять природу) – это субъективное отношение людей к природе, раскрываемое в знаниях о ее значении для человека, об эволюции природы и её организованности, чувственно пережитое и включенное в те аспекты сознания, которые связаны с пониманием идей рационального природопользования. 30,50

Экологические убеждения школьника, как и любые другие нравственные убеждения, формируются на основе нравственных принципов общества, в данном случае на основе тех из них, в которых выражены общечеловеческие нравственные ценности. Исследователи отмечают, что теоретические знания могут стать практическими убеждениями только в том случае, если они применяются в определенной конкретной обстановке. Воспитание убеждений требует злободневности, конкретности, жизненности теоретических знаний. Это относится и к экологическим убеждениям. Для их формирования необходимо вовлекать школьников в решение конкретных проблем, связанных с сохранением и восстановлением природы, используя при этом их знания о том, какова действительность, а также представления о том, какой она должна быть, одновременно пробуждая глубокие и сильные чувства. В соответствии с экологическими убеждениями формируется  активная (волевая) готовность бороться за их осуществление в жизни.

Убеждения, являющиеся основой поведения человека, формируются под воздействием системы требований со стороны других и себя. Экономические ценности содержат в себе и этический аспект, который складывается на основе этических знаний в процессе моральных суждений и моральной деятельности. Поэтому необходимо особо выделить в качестве регуляторов поступков человека по отношению к природе морально-правовые отношения.

Эти отношения, по убеждению В.Н.Мясищева, проявляются как усилия человека, вытекающие из ответственного отношения его к своим обязанностям. Морально-правовые отношения формируются в процессе взаимодействия людей, выполнения требований  с их стороны и постепенно перерастают во внутрение  образования, такие, как долг, советь. Их формирование тесно взаимосвязано с формированием экологической ответственности, которая включает как проблема совершенных действий по отношению к природе, так и осознание экологических интересов общества в целом, в конечном счете, понимание законов поступательного движения истории.

Моральное поведение человека, как отмечает В.Н.Мясищев, основывается не только на нравственных требованиях, которые предъявляет ему общество, коллектив, но и на знания образцов нравственного поведения и на сопоставлении своих действий и поступков с этими образцами (на оценке). Следует отметить, что образцы нравственного поведения по отношению к действительности, в том числе и к природе, имеют, как известно, конкретно-исторический характер. Внутренний процесс сопоставления человеком своих действий и поступков с этими образцами приводит к формированию оценочных отношений, которые определяют этические, юридические, эстетические и другие критерии его поступков и переживаний по отношению к действительности, и в частности к природе. Вместе с формированием этических оценок возникает требовательность к себе и окружающим, обусловленная ответственность, в том числе и экологической. При формировании у школьников оценочных отношений к природе целесообразно включение их в учебные (педагогически организованные) и жизненные ситуации, которые требуют самостоятельного принятия экологических решений.

По утверждению В.Н.Мясищев, морально-правовые и оценочные отношения, убеждения, а также интересы как относительно самостоятельные компоненты (стороны) отношения, имеющие особые генетические корни и проявляющиеся у человека благодаря высокому развитию его интеллекта, возникают на базе двух других сторон отношения [30,40]. Эти две стороны первоначального двуединого отношения, указывает он, берут корни в филогенетическом и историческом  прошлом человека и представляют собой основу его положительного или отрицательного активного избирательного отношения к действительности. Этими сторонами (компонентами) отношения являются потребности и эмоциональные отношения (чувства) любви, привязанности, симпатии и их противоположности – эмоциональные отношения неприязни, антипатии. Следовательно, морально-правовые и оценочные отношения, интерес к природе, убеждения в необходимости её охраны возникают на базе потребности общения с природой, чувств к ней (эстетических, гуманистических и т.р.).

Потребность общения с природой присуща человеку органически, так как он связан с ней всем своим прошлым. Его активность стремления к природе, как известно, включает все проявления активности: и чисто биологическую активность темперамента, и социальную активность  убеждений. Потребность общения с природой включена в структуру как биологических и связанных с ними материальных потребностей, так и идеальных (духовных, культурных) потребностей познания природы, смысла  жизни. В современный период возрастает значение развития потребностей нового типа – в целостном воспроизводстве освоенного мира, в ответственности за гармоничное развитие человека в единстве с развитием природы. Исследователи указывают на то, что потребность общения с природой может косвенно влиять и на социальные потребности ученика,  например, на потребность занимать определенное место в коллективе, пользоваться привязанностью товарищей, вниманием учителей. Потребность в общении с природой и ее сбережения включается в систему мотивов индивидуального поведения человека по отношению к природному окружению.

Внешним проявлением бережного, ответственного отношения человека к природе является его деятельность по ее сохранению и восстановлению. Эта деятельность может быть успешной лишь при условии формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек. Значение формирования привычек для воспитания нравственного отношения к действительности подчеркивает Л.И. Бажович, указывая на причины, тормозящие их развитие и формирование, она отмечает, что ни учителя, ни воспитатели, как правило, не ставят перед собой задачи формирования у детей необходимых для реализации их отношений,  способов и форм поведения, не проводят специальной работы по воспитанию определенных привычек поведения, которые, усваиваясь, составляют важнейший компонент того, что принято называть качествами личности, или чертами характера [6,с.57]. Поэтому для эффективности нравственного воспитания школьников необходима организация их жизни как опыт, воспитывающий определенную группу  привычек.

Таким образом, в экологическом воспитании школьников недопустима недооценка любого из компонентов бережного отношения к природе, обособление отдельных из них. В целях эффективности формирования у детей бережного отношения к природе педагогам необходимо так организовать этот процесс, чтобы все компоненты данного отношения развивались и формировались у школьников в тесном единстве и взаимосвязи.

Показатели  устойчивости нравственных качеств младшего школьника, реализующихся в соответствующих отношениях, по мнению Л.И. Бажович, является  потребность в поведении, составляющем основу такого качества: в этом случае такое поведение выступает для ребенка как образец, идеал, к которому он стремится. Поэтому в качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитания младших школьников она выделяет наличие предъявляемых им в наглядном плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активного стремления к овладению этими образцами Л.И. Бажович отмечает, что нравственное формирование личности ребенка невозможно осуществить путем принудительного «нажима» на него [6,с. 64].

Реализации этих условий эффективности нравственного воспитания младших школьников способствует такая их возрастная особенность, как склонность к подражательности. Дети в этом возрасте, по мнению психологов  (А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.), стремятся подражать взрослым, некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, способствует формированию у младших школьников бережного отношения к природе при наличии  соответствующих образцов, а с другой – таит в себе и некоторые опасности: дети этого возраста могут  копировать пассивное или даже потребительское, варварское поведение по отношению к природному окружению. Поэтому на эффективность формирования бережного отношения к природе большое влияние оказывает то, какие именно примеры, образцы поведения по отношению к ней доминируют в микросреде младших школьников, а главное, в той сфере, в которой они проводят большую часть времени, то есть, по месту их жительства. Большое влияние на формирование отношения младших школьников к природе может оказать и пример учащихся старшего возраста, а также некоторых сверстников. Это требует совершенствования социальной среды, окружающей детей этого возраста посредством  повышения экологической культуры родителей и общественности, осуществления, как их экологического просвещения так и психолого-педагогического. Кроме того, в целях предъявления младшим школьникам  образцов бережного отношения к природе необходимо использовать и средства массовой информации, литературу, искусство. В этом случае в качестве соответствующих примеров может служить поведение положительных героев детских кинофильмов, мультфильмов, сказок, стихов.

Однако нередко образцом поведения по отношению к природе для младших школьников становиться  поведение соседей – подростков, занимающихся, например, травлей животных. Если они имеют достаточное влияние на детей, то последнее, как показывает практика.  охотно будут подражать им, стреляя из рогаток по птицам, привязывая разные предметы к хвостам кошек и собак и т.п. Действенное средство в устранении подобных отрицательных влияний – позитивное общественное мнение жителей, которое может служить сильным тормозом желаний школьников издеваться над животными.

Особенно препятствует формированию бережного отношения к природе у детей этого возраста пример отрицательного отношения к ней родителей и родственников, учителей и воспитателей. Если родители во время прогулки нарушают нормы и правила индивидуального поведения в природе,  то их примеру непременно следуют дети.

По утверждению И.Д. Зверева, детей этого возраста следует приучать оценивать отношение к природному окружению со следующих нравственных позиций: убивать  живое нельзя – это недостойно человека, кто не жалеет природу – тот вредит себе, то есть рассматривать охрану природы как заботу о человеке [19,с.6].

Центральной фигурой для младших школьников, особенно для учащихся 1-2 классов, является учитель. В период, когда коллектив учащихся еще не играет значительной роли в жизни каждого отдельного ученика, учитель для них – носитель общественного мнения. Поэтому влияние педагога на детей этого возраста может быть целесообразно в формировании у них бережного отношения к природе. На собственном примере воспитывали такое отношение у младших школьников лучшие педагоги В.А. Сухомлинский всегда трудился вместе со школьниками, занимаясь посевом и уборкой урожая в поле, посадкой деревьев в школьном соду, селе, его окрестностях. Ш.А.Амонашвили, показывая пример первоклассникам, первое дерево тоже сажает сам, на глазах у детей ухаживает за ним, оберегает его. Примеру педагога с желанием следуют и первоклассники.

Для наиболее эффективного использования в экологическом воспитании у младших школьников склонности к подражательности в содержании учебно-воспитательного процесса необходимо включать педагогически организованное систематическое совместное общение взрослых и детей с природой. Для этого могут быть использованы походы и путешествия по родному краю, экскурсии в природу, совместный природоохранный труд взрослых и детей. Младшие школьники в таких ситуациях наблюдают, как родители и воспитатели следуют нормам и правилам индивидуального поведения в природе, принимают экологические решения в сложных ситуациях. Эти наблюдения детей способствуют формированию у них потребности действовать подобным образом.

Природоведческие экскурсии как средство формирования экологического воспитания