Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южн



Аннотация

 

Дипломная работа написана на тему: «Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга)».

Дипломная работа написана на 90 страницах машинописного текста и содержит введение, три главы, заключение, список  использованных источников и семь приложений, 11 рисунков и 10 таблиц.

В первой главе на основе теоретического анализа основных аспектов политики в области социальной защиты населения были определены: понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации, сущность и основные направления социальной политики.

Во второй главе проведён социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга, дана общая характеристика Южного округа города Оренбурга.

В третьей главе разработаны предложения по оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики, предложены варианты по оптимизации использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга, а так же определены пути оптимизации организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

 

1  Теоретический анализ основных аспектов политики в области социальной защиты населения………………………………………………….

 

1.1 Понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………………………….......

 

1.2 Сущность и основные направления социальной политики…………

 

1.2.1  Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии………………

 

2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга…………………………………………………………………………….

 

2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга…………

 

2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга………………………..

 

2.2.1  Анализ деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в период 2009-2010 г.г………………………………………………………………………

 

3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики………………………………….

 

3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения………………………………

 

3.2  Оптимизация организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений………………….

 

3.3  ……………………………..……………………………………………

 

Заключение…………………………………………………………………

 

Список использованных источников …………………………………….

 

Приложение А- Модели социальной политики: основные принципы построения………………………………………………………………….

 

Приложение Б- Структура органов и учреждений социальной защиты населения города Оренбурга………………………………………………

 

Приложение В- Социальный паспорт Южного округа города Оренбурга по состоянию на 01.01.2011г……………………………………………

 

Приложение Г- Меры социальной поддержки льготным категориям граждан………………………………………………………………………..

Приложение Д – Сведения о численности граждан льготных категорий, проживающих на территории Оренбургской области…………………….

Приложение Е – Отдел социальной защиты населения…………………..

Приложение Ж – Перечень нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания……………………………………………………………………………

 


Введение

 

Тема данного дипломного проекта «Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере Администрации «Южный округ» города Оренбурга)» является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная. Под социальной сферой понимается спектр общественных отношений, возникающих при осуществлении важнейших социально-экономических конституционных прав граждан. Реформирование экономики в целях создания рыночных основ ее организации невозможно без анализа социальных процессов, а также определения роли государства в их регулировании. Более того, многие исследователи отмечали, что цивилизованный переход к рынку предполагает приоритетность решения социальных проблем. Таким образом, очевидно, для России в качестве наиболее приемлемого был избран вариант социально ориентированной экономики.

Целью данной работы является: рассмотреть социальную политику в Российской Федерации и в Оренбургской области.

Задачи дипломной работы: раскрыть сущность понятия «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; предложить пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.

Объектом данной работы является Администрация «Южный округ» города Оренбурга.

Предметом данной темы является социальная политика – это  взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положении населении в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, население города, поселки, региона и т.п.).

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненно важных показателей общества в целом.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.             

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика – социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.

1.2.1 Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии

 

Распад Советского Союза в начале 90-х гг. привел к образованию пятнадцати самостоятельных государств, перед которыми встали беспрецедентные проблемы в социальной сфере, требующие коренных перемен в формировании и реализации социальной политики.

Экономика стран, расположенных на пространстве бывшего СССР, расценивается международным сообществом как переходная.

Механизмы и формы трансформации системы социальной политики в странах с переходной экономикой показаны в таблице 2.

 

Таблица 2 - Формы социальной защиты населения в странах с переходной экономикой

Формы социальной защиты населения в странах с переходной экономикой

 

Услуги

1. Переход от тотально-государственной системы социальной защиты преимущественно на страховые основы.

 

 

2. Создание традиционной для рыночной экономики системы социальной защиты и её структуры

в том числе:

а)              пенсионного страхования;

б)              страхования по болезни;

в)              страхования по безработице;

г)              медицинского страхования;

д)              страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е)              пособий для семей;

ж) пособий малообеспеченным.

3. Ускоренное развитие социальных услуг, особенно таких их видов, которые приобретают особую актуальность и общественную значимость в условиях смешанной экономики

а)              услуги, связанные с активной политикой на рынке труда, проводимые службой занятости;

б)              услуги по социальному обслуживанию населения, осуществляемому территориальными социальными службами.

 

 

Реализация социальной политики осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики откровенно копируют западные модели социальной политики, то Казахстан и Кыргызстан находятся в поиске собственных стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики.

Примером реализации социальных реформ по западному образцу может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода, реализована классическая модель медицинского страхования. Это происходило на рубеже 1991-1992 г.

Стратегия социальных реформ, выбранная в Казахстане, имеет средне срочный характер и направлена на создание перспектив устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения, активизации социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения. Главная цель социальной политики в Казахстане - стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищенные слои населения.

В этой связи разработан и поэтапно осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающий совершенствование системы защиты малоимущих слоев населения, усиление адресности соответствующих действий, рост реальной заработной платы, реформу системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.

В Казахстане создается система поддержки доходов путем реформирования оплаты труда, разрабатываются меры и создаются механизмы для получения более высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости и инициативы вне зависимости от форм собственности, обеспечения минимальной занятости населения за счет использования общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы. Осуществляется работа по совершенствованию системы социального страхования за счет его персонификации. Предусматривается создание трехъярусной системы пенсионного обеспечения:

- первый ярус - гарантированные государством минимальные пенсии;

- второй ярус - пенсии, предоставляемые по обязательному пенсионному страхованию;

- третий - пенсии, предоставляемые за счет добровольного пенсионного страхования.

В социальной сфере принимаются меры по поддержке и сохранению сложившейся системы учреждений социально-культурного и бытового назначения, осуществляются реформы здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется жилищной реформе.

Как и во многих бывших республиках СССР, социальные проблемы в Кыргызстане сдерживают переход к рынку. Это связано с тем, что без должным образом обеспечиваемых прав личности, граждане ощущают угрозу со стороны либеральной экономики, особо проявляющуюся в росте безработицы и падении уровня жизни. Реализация адекватной социальной политики имеет и политическое значение - властям необходима поддержка проводимых реформ.

В 1995 г. на фоне продолжающегося падения производства доля расходов государственного бюджета Кыргызстана на образование, здравоохранение и социальное обеспечение составила 54% всех расходов или около 15% ВВП (в 1993 г. -39% или 8% ВВП, в 1994 г. - 45% или 14% ВВП). Наибольший удельный вес в социальной сфере занимали образование (21,1%), социальное обеспечение и социальная помощь (16,2%), здравоохранение (12,4%). В местных бюджетах, бюджетах областей, городов и районов удельный вес расходов социальной сферы составляет еще больший процент - от 71,1 до 94,5%. Вместе с тем, реальные расходы на социальные нужды из года в год сокращаются.

Разработка и реализация социальной политики в Кыргызстане строится исходя из учета двух значимых аспектов: финансового и социально-политического.

Финансовый аспект. В республике признаётся безусловная важность макроэкономической стабилизации и эффективности, а также необходимость сдерживания расходов на социальные нужды и пособия пропорционально национальному доходу [17].

Социально-политический аспект. Функционирование экономики в рамках рыночных отношений практически исключает сакрально-патерналистскую модель социальной защиты. Люди должны выражать не только свои интересы, но и нести большую ответственность за обеспечение собственного достатка и благополучия.

Реализация социальной политики в Кыргызстане:

•        углубление адресности оказываемой социальной помощи с четким определением уровней и надежных источников финансирования;

•        реформирование системы социального страхования, в том числе и пенсионного обеспечения;

•        обеспечение максимально возможной занятости, предотвращение массовой безработицы;

•        реформирование систем здравоохранения и образования;

•        обеспечение работникам безопасных условий труда и социальных гарантий в обеспечении его уровня.

Возможности реализации социальной политики в Украине обусловлены негативными экономическими факторами, сложившимися в прошедшее десятилетие. За период 1990 -1995 гг. объём ВВП в Украине сократился на 48%. Это связано с сокращением промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления. Общий спад производства, причина которого его структурная несбалансированность, существенно повлиял на формирование доходов населения.

В Украине сложилась разветвленная система социальной защиты населения. Однако это не свидетельствует о ее эффективности. Только в 1995 г. около 80% семей были получателями различных видов социальных выплат, помощи и компенсаций из бюджетов всех уровней, социальных фондов и за счет средств предприятий и организаций. Около 29,5 млн. жителей Украины (при общей численности населения 52 млн.) составляли в 1995 г. контингенты получателей различных социальных выплат.

Неотложными мерами по реформированию системы социальной помощи населению являются внедрение механизмов адресной помощи наиболее уязвимым группам населения с одновременной и постепенной ликвидацией практики предоставления её через всевозможные дотации и льготы всем категориям населения независимо от уровня их доходов. Основные пути реализации этих мер:

- установление и финансовое обеспечение на государственном уровне минимальных социальных гарантий (пенсий, стипендий, помощи малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, безработным), нормализация соотношений между средними и минимальными уровнями заработной платы и пенсии пособиями по безработице;

- осуществление этих гарантий, исходя из динамики потребительских цен, упреждающих мер социальной защиты и адресного оказания социальной помощи и предоставления субсидий;

- защита покупательской способности малообеспеченных нетрудоспособных граждан и семей через периодический пересмотр среднедушевого совокупного дохода, который дает право на помощь [12].

Важным сдерживающим фактором, ограничивающим возможность реализации социальных реформ, является и отставание в реорганизации институциональных основ и создании соответствующей происходящим изменениям нормативно-правовой базы системы социальной защиты Украины. Поэтому долговременные программы реформирования системы социальной защиты населения и решение неотложной социальных проблем в Украине проходят по следующим основным направлениям, показанным в таблице 3:

Таблица 3 – Основные направления решений социальных проблем в Украине

Основные направления решения социальных проблем в Украине

1.

Упорядочение организации оплаты труда.

2.

Продолжение реформирования системы пенсионного обеспечения.

3.

Совершенствование адресной системы оказания населению социальной помощи и субсидий.

4.

Реформирование системы обязательного социального страхования.

5.

Совершенствование научного и кадрового обеспечения системы социальной защиты.

Экономические потрясения, вызванные распадом СССР, разрывом связей в экономических и торговых отношениях между бывшими республиками, прекращение трансфертов и субсидий из Центра драматическим образом сказались на реальных доходах в большинстве образовавшихся стран СНГ. Практически во всех из них с обретением независимости начались экономические реформы, в той или иной степени, повлекшие структурные преобразования в экономике и приведшие к спаду производства, инфляции, бюджетному дефициту. Именно поэтому проблемы реализации социальной политики одинаковы во многих странах СНГ. Изучение опыта стран ближнего зарубежья позволяет не повторять ошибок соседей.

Социальная политика в Японии на стадии формирования и реализации рассматривается в общей концепции государственного регулирования национальной экономики, обеспечивающей условия для ее развития, роста благосостояния граждан и социальной безопасности населения. Однако иногда считают, что в Японии ослаблена роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых отношений. Действительно, поверхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное. Государство, например, не является напрямую субъектом трипатизма и социального партнерства. Но более глубокий анализ японского опыта свидетельствует об обратном - государственное влияние присутствует везде и во всем.

Опыт Японии свидетельствует о том, что в этой стране успешно, с пользой для дела, используется очередной пятилетний план. Его характерные особенности - прозрачность, коллективизм в процессе разработки и выполнения, большое воспитательное значение. Ведущая роль в разработке, процедуре принятия и реализации планов и социальных программ принадлежит институту государственной службы.

Формирование и реализация социальной политики, развитие социально-трудовых отношений в Японии происходит под воздействием пяти известных во всем мире систем, основанных на традициях и философии народа. Утверждают, что именно на их основе и зиждется так называемое «японское чудо» - стремительное вхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира.

В их структуру входят:

- система пожизненного найма;

- система кадровой ротации;

- система подготовки на рабочем месте;

- система репутаций;

- система оплаты труда.

Ценность и причина действенности этих систем в том, что это не набор отдельных элементов, а системы в единой системе. Каждая из них, дополняя другую, является основой и условием её функционирования, способствует запуску следующих и эффективной их работе.

Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подготовки и использования кадров является система пожизненного найма. В классическом виде в настоящее время она применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и государственной службе. В остальных случаях нет юридически оформленного официального пожизненного найма.

Следующая важная составляющая единого японского механизма подготовки кадров на предприятиях - система ротации. Её суть в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника. Критерий здесь прост и понятен - он поступил на предприятие и с ним могут делать всё, что приносит эффект компании.

Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы и повышает уровень ее компетентности, квалификации и конкурентоспособности. Как правило, после нескольких (двух-трёх) перемещений «белых» и «синих воротничков» по горизонтали, следует ротация по вертикали, т.е. повышение в должности, перевод на более высокооплачиваемую должность. Ротация способствует расширению кругозора, развитию более широкого взгляда работника на свою организацию [17].

Критики системы ротации говорят, что она в какой-то мере «душит» инициативу, является тормозом работы на перспективу. Есть и другое весомое обстоятельство, гарантирующее в условиях ротации не только добросовестную, качественную, но и творческую, перспективную деятельность всего персонала. Это система репутаций. Суть ее в том, что где бы не работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы при переходе через два-три года на новое место за ним закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника и порядочного человека. Для этого на каждого из них составляется письменная характеристика. Объективность характеристик обеспечивается ежедневными проверками человека в форме опроса коллег, подчиненных, начальников, клиентов и т.д. Характеристика, следуя за специалистом, влияет на ротацию и определяет, как правило, его дальнейшую трудовую карьеру.

Решающая роль в обеспечении эффективности работы персонала принадлежит обучению и переподготовке работников. Хотя ключевое значение при этом отводится подготовке на рабочем месте, которую в Японии называют системой ОЧТ. Это элемент системы пожизненного найма. Японские организации, предприятия и госслужба не требуют от школ и вузов специальной подготовки. Они сами затем «доводят» обучение своего работника (бывшего выпускника школы) до уровня, нужного этой организации.

Высокая результативность труда персонала, в том числе государственных служащих, во многом обеспечивается созданием действенных систем их мотиваций и, прежде всего, оплаты труда. Размер заработной платы (оклада) госслужащих определяется двумя обстоятельствами: градацией (разрядом), соответствующей должности работника (квалификации), и ступенью, определяемой возрастом (стажем) сотрудника. В разрабатываемых типовых сетках по оплате труда госслужащих одиннадцать градаций и тридцать две ступени. В частности, в Японии - сколько предприятий и организаций, ориентировочно столько же форм, систем и моделей оплаты труда. Государство задает ключевые требования к системам оплаты труда (её зависимость от квалификации, стажа, реальных результатов работы человека и т.д.), а конкретные механизмы их реализации выбирает само предприятие или учреждение. Кто, как не оно, знает лучше свои особенности, сильные и слабые стороны, качественный состав и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения Администрации «Южный округ» города Оренбурга

 

2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга

 

В апреле 1997 года решением Оренбургского городского Совета город Оренбург разделен на два административных округа: Южный и Северный. Южный округ объединил Ленинский и Центральный районы. Южный округ по праву считается центром города Оренбурга. Именно в Южном округе расположены все основные административные здания, учебно-просветительные учреждения, музеи, театры, парки и скверы, стадионы и площади.

Территория округа составляет 218 (130  - Ленинский район. 88  - Центральный район). Здесь расположено около 20 тыс. домов, в том числе 1669 муниципальных, более 18 тыс. частных домовладений, в которых проживает около 260 тыс. человек (162 тыс. человек - Ленинский район, 98 тыс. человек - Центральный район). В состав округа входят поселки Зауральной части города Оренбурга: Пугачи, Южный, Заречный, Карачи, Сельхозтехника, Строителей, Авиагородок, Стройгородок, Пристанциоипый, Ситцовка, Кузнечный; новые поселки современной постройки: Ростоши, Ростоши 2, им. Куйбышева, Солнечный. В Южном округе 3 сельских населенных пункта:  Бердянка, Городище, Нижнесакмарский.

Граница Центрального района проходит по улицам: ул. Виноградная / ул. Садовников /  пр. Кустарный / пр. Коммунаров / ул. Рыбаковская /  ул. Пролетарская / ул. Шевченко, далее разделение идет  по продолжению ул. Совхозной до ул. Транспортной, далее до ул. 85 Линия / ул. 61 Линия /  ул. 31 Линия / ул. Лесозащитная / ул. Карагандинская/ ул. Расковой / ул. Ульянова / ул. Туркестанская  /  ул.   М.   Жукова  /  ул.   Богдана   Хмельницкого  /  ул. Володарского / ул. Комсомольская / ул. Постникова / ул. Чичерина и вдоль правого   берега   реки    Урал.    К    Центральному   району    относится    пос. Нижнесакмарский.

Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южн