Привлечение спонсорских средств на проведение спортивных мероприятий. 2

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайская государственная  академия культуры и искусств»

Факультет художественного  творчества

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой

Плюснин А.Д.,

доцент, Заслуженный

работник культуры РФ

                                                                               _________________________

                                                                              «______»______________2012 г.

 

 

 

 

Колебина Оксана Сергеевна

 

Привлечение спонсорских  средств на проведение

спортивных мероприятий

(на примере Фитнес-клуба «K² sport»)

 

(выпускная квалификационная  работа)

 

Специальность: Социально-культурная деятельность

Квалификация: Менеджер социально-культурной деятельности

 

 

Научный руководитель:

Захарова Е. Ю.

доцент

 

Рецензент:

 

 

 

                         

 

 

 

 

г. Барнаул 2012 г

 

Оглавление

Введение

 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к исследованию проблемы привлечения внебюджетных средств в деятельность спортивно-оздоровительных организаций

 
    1. Методологический анализ подходов к исследованию проблемы финансирования спортивно-оздоровительных организаций
 
    1. Теоретические основы фандрайзинга по привлечению средств для реализации спортивных мероприятий
 

Выводы по первой главе

 

Глава 2. Анализ и решение проблемы привлечения спонсорских средств для реализации спортивных мероприятий в фитнес-клубе «K² sport»

 

2.1.    Характеристика деятельности фитнес-клуба «K²sport»

 

2.2.    Маркетинговое исследование и анализ рынка фитнес услуг. Сегментирование рынка потенциальных спонсоров города Барнаула

 

2.3.    Разработка рекомендаций по привлечению спонсорских средств для реализации спортивных мероприятий в фитнес-клубе «K² sport»

 

Выводы по второй главе

 

Заключение

 

Список литературы

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Сегодня в России поиск спонсоров – одно из наиболее распространенных занятий руководителей различного ранга и в культуре, и в искусстве, и в науке, и, тем более в спорте. Нет пока традиций, слаба экономика, велики запросы спортивно-оздоровительных учреждений. Спортивные руководители видят одну из главных причин кризиса российского спорта в том, что государство не создает условий для спонсоров, которые хотели бы вкладывать деньги в спорт, т.е. освобождении их от налогов. В некоторых странах государство освобождает или делает льготное налогообложение спонсоров, вкладывающих деньги в общественно значимую деятельность, в т.ч. и в спорт.

В настоящее время в  спорте все большую популярность приобретает стратегия фандрайзинга. Спонсоринг представляет собой методику поиска источников финансирования. Действительно, фандрайзинг объединяет деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования.

Спортивное спонсорство имеет длительную историю, подавляющее большинство спортивных организаций так и не знают, почему спонсоры вкладывают деньги в спорт, да и не умеют работать со спонсорами. Многие из них не имеют даже этой концепции. Кроме того, на наш взгляд, следует учитывать психологию спортивных руководителей. Они стараются избежать лишних расходов, и мало думают о том, как повысить свои доходы. Смело можно утверждать, что если бы у немецких клубов не было доходов от телевидения и у ряда клубов от участия в различных европейских кубках, многие из них существовали бы в кредит.

Спонсорство, в отличие от меценатства, - это, прежде всего, экономическое понятие. Экономика и спорт - это совершенно разные институты. Первый подчинен законам рынка, а второй - интересам спортсменов, занимающихся и зрителей. Для спорта в любой стране характерны свои своеобразные в общем-то демократические принципы. И экономика не должна их касаться. В противном случае спорт потеряет свою привлекательность, а тем самым свои рекламные возможности, из-за которых спонсоры, в большинстве своем, и вкладывают в него свои средства.

Кроме того, спонсирование способствует расслоению федераций по коммерческому  признаку на перспективные и бесперспективные. Вследствие этого падает престиж т.н. «второсортных» видов спорта и спортсменов, специализирующихся в этих видах.

Огромную роль в российских организациях спортивного спонсорства имеет механизм управления этой деятельностью как со стороны спонсоров, так и со стороны спортивных организаций.

Спонсоры оказывают финансовую помощь, как правило, это прежде всего международные спортивные организации (МОК, федерации и т.д.) и организационные комитеты крупных международных соревнований, и в первую очередь Олимпийских игр. А затем уже национальные спортивные организации и такие виды спорта, как авто- и велоспорт, теннис, футбол и др. Т.е. как правило, спонсирование ограничивается преимущественно верхним уровнем спорта высших достижений. Отметим, что за последние годы у спорта появились конкуренты, и спонсоры начинают вкладывать деньги в другие сферы деятельности.

В России таких агентств, действующий прежде всего на благо спорта, практически нет. Не справился с этой ролью Национальный фонд спорта. Сегодня главные спонсоры российского спорта фирмы «Рибок», «Адидас», «Найк», «Интел», «Магна», «Стиморол», «Макдональдс» и т.д. Для финансирования российского спорта на ближайшие 10 лет главным должно стать участие государства, местных органов власти, а также телевидения через приобретение прав у спортивных организаций на трансляцию соревнований.

Вышеназванные проблемы определили цель выпускной квалификационной работы: разработать рекомендации по привлечению спонсорских средств для реализации спортивных мероприятий в спортивно-оздоровительном учреждение (на примере фитнес-клубе «K² sport»).

Цель выпускной квалификационной работы предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Исследовать  научную и учебно-методическую литературу, материалы периодической печати по изучаемой проблеме.
  2. Провести теоретико-методологический анализ к исследованию деятельности спортивно-оздоровительных учреждений
  3. Проанализировать теоретические особенности сегментации рынка спонсоров.
  4. Осуществить анализ деятельности фитнес-клуба «K² sport».
  5. Провести сегментирование рынка потенциальных спонсоров города Барнаула.
  6. Разработать рекомендации по привлечению спонсорских средств для реализации спортивных мероприятий в фитнес-клубе «K² sport».

Объектом исследования  настоящей выпускной квалификационной работы является система привлечения спонсорских средств для реализации спортивных мероприятий в спортивно-оздоровительном учреждении (фитнес-клуба «K² sport»).

Предметом выпускной квалификационной работы являются факторы, способствующие повышению мотивации потенциальных спонсоров к осуществлению спонсорской деятельности.

Гипотеза выпускной квалификационной работы состоит в том, что эффективность привлечения спонсорских средств для реализации спортивных мероприятий зависит от следующих условий:

    • выявление основных факторов, повышающих мотивацию представителей коммерческого сектора для осуществления спонсорской деятельности;
    • налаживания постоянного партнерства спортивно-оздоровительного учреждения с представителями коммерческих структур.

Для решения поставленных задач  и проверки доказательств выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, отражающий междисциплинарный и многоплановый характер рассматриваемых явлений.

Теоретические методы: анализ публикаций, нормативно-правовых актов и статистических данных, характеризующих проблемное поле исследования; анализ содержания дефиниций базовых понятий.

Эмпирические методы: анкетирование, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент; обработка и анализ статистических данных проведенного исследования.

Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют:

- работы по привлечению внебюджетного финансирования в деятельность спортивно-оздоровительных учреждений и комплексов нашили свое отражение в исследованиях А.П. Маркова, Е.М. Ястребовой, Г.Л. Тульчинского, А. Ф. Векслера, В.Вайнера, Г.Б. Дегтяренко, А. И. Дмниковой и др.;

- большой интерес представляют  исследования по маркетингу: В.Е.  Новаторова, Г.Л. Тульчинского, Е.И. Мазилкиной, И.А. Дубровина, С.В. Иванова, И.М. Синяевой, С.В. Земляк, В.В. Синяева и др;.

- концепции по здоровьесбережению и путям формирования здорового образа жизни Н.А. Амосова, Л.П. Анастосовой, И.И. Брехмана, В.И. Дубровского, Ю.П. Лисицына, Ю.И.  Смирнова, Д.Г. Давиденко, С.В. Попова, В.Д. Рудченко, Т.В. Горбунова, Г.М. Соловьева и др.; валеологического образвоания И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.В. Колбанова и др. позволяют обозначить имеющиеся наработки, направленные в основном на пропаганду здорового образа жизни и занятия спортом как предпосылку успешной трудовой деятельности;

- тема спонсорства освящается в трудах С. Туркина, С.А. Варакута, Е. Н. Егорова и др.

- законодательные, нормативные и методические материалы, формирующие единую Федеральную, региональную  и муниципальную политику в области культуры и спорта.

Исследование названы авторов  имеют важное значение для совершенствования теории и технологии привлечения внебюджетного финансирования в спортивно-оздоровительные учреждения.

Практическая значимость ВКР заключается в том, что предложенные рекомендации могут способствовать привлечению спонсорских средств при реализации спортивных мероприятий в спортивно-оздоровительном учреждении (фитнес-клуб «K² sport»).

Опытно-экспериментальной  базой исследования является фитнес-клуб «K² sport».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основной части – теоретической и практического исследования, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к исследованию проблемы привлечения внебюджетных средств в деятельность

спортивно-оздоровительных  организаций

 

    1. Методологический анализ подходов к исследованию проблемы финансирования спортивно-оздоровительных организаций

На современном  этапе развития в условиях качественного  преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности. За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы».

Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации.

При этом расходы государства  на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.

В середине текущего десятилетия  в сфере физической культуры и  спорта страны возник комплекс проблем.

Первой  проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.

В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Большинство граждан не имеют  возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.

Существующие ограничения  в использовании государственно-частного партнерства не позволяют активно  развивать спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.

Второй  проблемой является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.

Нерешенные проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны.

Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений.

За последние годы значительно  возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене.

Значительно возросли спортивные достижения по летним олимпийским видам спорта КНР, сохраняют на высоком мировом уровне спортивный статус США, усиливаются спортивные позиции Великобритании, Германии. Необходимо прикладывать все большие усилия для постоянного улучшения результатов российских спортсменов.

Острая конкуренция наблюдается  в борьбе за призовые места в неофициальном общекомандном зачете на Олимпийских зимних играх (в первую очередь между такими странами, как Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австрия и США).

Глобальная конкуренция  в спорте в перспективе будет  усиливаться, что ставит задачи по разработке высокотехнологических подходов к  развитию спорта высших достижений.

Четвертая проблема - значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий.

Это существенно затрудняет развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности российского спорта.

Мировые спортивные державы  перешли к формированию новой  технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики, нанотехнологий и управления.

Физическая культура и  спорт (далее ФКС) – одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

Инвестирование в ФКС  обладает важным социальным эффектом –созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест – это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.

По данным отечественных  и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.

В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.09.2012 г. Президент РФ В. Путин отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.

В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2012 г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2012 г. Указом Президента РФ Министерству спорта (Минспорт России) под руководством В. Мутко. «Министерство спорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту.

Минспорт России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики».

Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое обеспечение.

К материально-технической  базе (МТБ) физической культуры и спорта относятся физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические  сооружения, предназначенные для  занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; предприятия спортивной промышленности, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения, изготавливающие спортивные товары, оборудование, инвентарь и другое спортивное имущество, находящееся в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и прочих организаций или в собственности отдельных граждан.

Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.

В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными соглашениями многие подведомственные организации бывшего Госкомспорта СССР перешли под юрисдикцию новых суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины). В середине 90-х годов критическое положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и спорта и, прежде всего, подготовки сборных команд страны. До 1999 года недостаточное финансирование из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию спортсооружений привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной поддержки.

Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20% . По данным федеральной службы государственной статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно принять около 5 млн. человек, что соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений характеризуется не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим требованиям, неравномерно размещены по России.

По сравнению с 2011 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.

За этими цифрами стоит  следующая картина: обеспечение  населения России кадрами ФКС  составляет сегодня в расчете  на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными  словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель  физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении  инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.

Между тем, в настоящее  время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.

ФКС России испытывает дефицит  и в отношении научно-исследовательских  кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во ВНИИ физической культуры - головной в ФКС России научно-исследовательской  структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием  и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведется по остаточному принципу. Хотя, положительная динамика есть – объем финансирования науки образования в 2010 году составил 140,7 млн. руб. Кстати, в КНР функционируют уже более 40 научно-исследовательских институтов физической культуры, оборудованных по последнему слову техники.

Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных объектов, как дворцы спорта с искусственным льдом, быстровозводимые сооружения и конструкции с теннисными кортами и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.

За последние годы в  связи с профессионализацией  и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.

Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, и к таким тенденциям относятся:

-         рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;

-         рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;

-         рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;

-         увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;

-         рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.

При этом указанные тенденции  не носят случайного характера, поскольку обеспечены новым Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Так же подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы.

Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», а также «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите»2.

Привлечение спонсорских средств на проведение спортивных мероприятий. 2