Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии

 


 


Введение.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Внимание определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что внимание - важнейший фактор всей познавательной деятельности человека.

Говоря о состоянии познавательной деятельности у детей с ОНР, следует отметить, что в структуре дефекта детей с ОНР в той или иной мере присутствуют недостатки как речевой, так и познавательной деятельности. Их соотношение различно: в отдельных случаях более поврежденной оказывается речь, в других - познавательные процессы, но чаще отклонения в том и другом соответствуют друг другу по степени выраженности.

Современная логопедия большое внимание" уделяет вопросам, связанным с изучением и развитием речи детей с ОНР (Левина Р.Е., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н. и др.). В методической литературе достаточно хорошо освещены вопросы диагностики состояния речи детей с ОНР, разработано много методик и методических рекомендаций по работе над речью детей с ОНР.

Познавательная деятельность детей с ОНР изучена несколько меньше. В литературе лишь "вскользь" упоминается о проблемах внимания, памяти, мышления, воображения у детей с недоразвитием речи. Между тем, логопедам, и воспитателям важны не только сведения о состоянии речи у детей с ОНР, но и сведения о состоянии у этих детей внимания, памяти, мышления, воображения и других компонентов познавательной деятельности. Данные сведения помогут специалистам не только в решении речевых проблем детей с ОНР, но и во всестороннем развитии, в формировании полноценной личности детей с речевой патологией.

Говоря о проблеме состояния внимания у детей с ОНР дошкольного возраста, нужно отметить, что эта проблема в современной логопедии ещё недостаточно изучена.

В отечественной логопедии встречаются лишь эпизодические описания и упоминания о состоянии внимания и специфика коррекционного обучения детей с ОНР (Левина Р.Е., Филичева Т.Е., Чиркина Г .В., Гаркуша Ю.Ф., Жукова Н.С. и др.).

Усложнение школьных программ, повышение требований к знаниям учащихся, всё больший и больший объём знаний, получаемых учащимися требует развития внимания у всех детей, и у детей с ОНР в том числе. Но прежде чем преступить к развитию внимания детей с ОНР дошкольного возраста, требуется выяснить, на каком уровне находится внимание дошкольника с ОНР, каковы особенности основных характеристик его внимания, то есть встает вопрос о диагностике внимания детей с ОНР дошкольного возраста, а в последствии и проблема коррекции внимания.

До сих пор не сделан подбор и систематизация методик диагностики

внимания у детей с ОНР, а также не описана методика развития внимания у этих детей. Многие авторы указывают на то, что внимание дошкольников с ОНР развито плохо: оно недостаточно устойчиво, имеет малую концентрацию, плохую переключаем ость и распределение, малый объём. Дети невнимательны, часто отвлекаются на занятиях, не могут сосредоточится на материале занятия, что ведёт к плохому запоминанию материала и, как следствие, к неуспеваемости. Такой ребёнок при поступлении в школу начинает испытывать трудности в обучении (на это указывают Ю.Ф. Гаркуша /10/ и Г.М. Угарова /32/ в своих исследованиях): он отстаёт от своих сверстников по уровню знаний и по успеваемости. Поскольку у детей с ОНР, как и у детей с любой другой речевой патологией, очень восприимчивая психика, такая школьная неуспеваемость может привести к различным нервным срывам и расстройствам психики ребёнка.

Исходя из вышеизложенного следует, что проблема развития внимания у детей с ОНР дошкольного возраста - актуальнейшая на сегодняшний день проблема. Успешное её решение позволит повлиять не только на улучшение состояния речи детей с ОНР, на развитие всей познавательной деятельности такого ребёнка, но и положительным образом отразится на решении такой проблемы, как школьная неуспеваемость, имеющая место у детей с речевой патологией, в том числе и у детей с ОНР.

Как уже упоминалось выше, в настоящее время не сделан подбор и систематизация методик диагностики внимания у детей с ОНР. Это значительно усложняет работу логопедов и не позволяет должным образом влиять на развитие внимания у дошкольников с ОНР. Поэтому, перед нами встала задача подбора и систематизации методик диагностики внимания у детей с ОНР дошкольного возраста, а также описание методики развития внимания у этих детей, а в дальнейшем исследование детей с ОНР в соответствии с этими методиками.

В осуществлении подбора и систематизации методик диагностики внимания у дошкольников с ОНР и в описании методики развития внимания у этих детей и заключается практическая значимость данной работы. Также практическая значимость нашей работы заключается в унификации методик диагностики внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста, в получении данных о состоянии внимания у этих детей, в описании результатов состояния внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста и в формировании методических указаний по организации коррекционной работы в плане развития и коррекции внимания детей данной речевой патологии.

В литературе указывается на связь нарушений речевого развития и развития высших психических функций. Указывается и на то, что у детей с речевой патологией (в том числе и с ОНР) наряду с нарушениями речи наблюдаются расстройства вторичного порядка, к которым относится и расстройство внимания.

Исходя из того, что внимание - это психический процесс, который организует всю психическую деятельность человека, можно предположить, что эффективность коррекционного процесса зависит от уровня сформированности внимания, так как внимание - это тот базовый компонент, на основе которого и происходит речевое развитие детей. Таким образом, всесторонне развивая и улучшая состояние внимания у дошкольников с ОНР, мы тем самым развиваем и улучшаем речь этих детей.

Целью  нашей  работы  явилось  изучение состояния  внимания

(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.

Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:

  1. экспериментально    исследовать    состояние    основных 
    характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с 
    ОНР    и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста 
    (начальный эксперимент - сентябрь);
  2. провести   повторное   экспериментальное  исследование 
    (конечный     эксперимент     -     апрель)     основных     характеристик 
    зрительного, слухового и речевого внимания дошкольников с ОНР и 
    нормой речевого развития среднего дошкольного возраста;
  3. сравнить  результаты   динамики   развития   внимания  у 
    детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного 
    возраста;
  4. описать основные направления коррекционной работы 
    по развитию внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста.

Мы использовали следующие методы исследования:

  1. анализ     медицинской     и     психолого-педагогической 
    документации (медицинские и логопедические карты);
  2. наблюдение      за     детьми     во     время      проведения 
    обследования внимания, во время музыкальных, физкультурных и 
    логопедических  занятий,  занятий  по  развитию  речи,  математике, 
    конструированию, лепке, на прогулках и во время игр детей в группе;
  3. сбор   анамнестических   сведений,   в   которых   особое 
    внимание   уделялось   моторному    и    речевому    развитию   детей, 
    состоянию внимания детей;
  4. экспериментальное  изучение  основных  характеристик 
    зрительного, слухового и речевого внимания у дошкольников с ОНР 
    (также зрительной, слуховой и речевой памяти, так как внимание и 
    память   это   два   теснейшим   образом   связанных   компонента 
    познавательной деятельности человека);
  5. количественный    и    качественный    анализ    основных 
    характеристик зрительного, слухового и речевого внимания   у детей с 
    ОНР среднего дошкольного возраста.

Работа    состоит    из    введения,    четырех    глав,    заключения    и приложения.

Объем работы  107 страниц

 Объем приложения 23 страницы

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ.

1.1.    Проблема  внимания в современной психологии.

Трудно, по-видимому, найти другое понятие, так же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее такую же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы такими крутыми "взлетами" и "падениями", такими крутыми поворотами в трактовке его содержания, а также его места и значения в ряду других психологических понятий, когда оно на время становилось в самый центр системы психологии, то вдруг, напротив, объявлялось "фикцией" и полностью устранялось из психологии.

Интерес к проблеме внимания велик как в нашей стране, так и за рубежом. В нашей стране проблемой внимания занимались крупнейшие психологи Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие. На Западе - 3. Фрейд, Т. Рибо, И. Гербарт, А. Бэн, Кант. Эти психологи подходят к изучению внимания, отрицая его существование. При всех попытках объяснить внимание, они рассматривают его как проявление чего-то другого (эмоций - А. Бэн, апперцепции - И. Гербарт и В. Вунд, организации сознания - Титченер, сенсорного поля - Рубэн и т.д.).

В отечественной психологии можно выделить три основные подхода к проблеме внимания:

1.  Сторонники - А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Е.Н. Соболев.

Этот подход возник под влиянием идей И.П Павлова об ориентировочном рефлексе и ориентировочно-исследовательской деятельности.   Ориентировочно-исследовательский   рефлекс   -   это   общая реакция животного (определенная установка рецепторов, "прислушивание, приглядывание, принюхивание") на новый раздражитель окружающей среды. Психологи рассматривают ориентировочный рефлекс как физиологическую основу одного из видов внимания - непроизвольного и сближают и даже отождествляют внимание и ориентировочный рефлекс. Так, А.Н. Леонтьев /40/ обосновывает мысль о том, что внимание есть самостоятельная реакция животного на изменения в окружающей среде, служащая для осведомления о раздражителе, которая может быть кратковременной и длительной; в последнем случае она превращается в ориентировочно-исследовательскую деятельность.

А.В. Запорожец /40/ считает, что внимание - это психическая деятельность, заключающаяся в ориентировке на окружающие предметы и явления и приводящая к наиболее полному и отчетливому их отражению в человеческом мозгу.

С таких же позиций рассматривают внимание Е.К. Соколов, Е.А. Милерян и другие.

Меченовский подход, сторонники которого Н.Ф. Добрынин, П.Л. Блонский и др. (считали подход к вниманию как к ориентировочной деятельности полезным, но недостаточным и указывали, что существенной характеристикой внимания является выделение главного в объекте, чтс всегда связано со значимым для человека событием.

Н.Ф. Добрынин /13/ писал: "Внимание человека является толькс определенной стороной его психической деятельности, без деятельности помимо деятельности оно не существует"1^.

Также Добрынин указывал на то,   что внимание всегда связано с определенными объектами, значимыми для человека в определенный период. П.П. Блонский /3/ указывал на то, что в основе внимания лежат жизненные интересы человека.

 

'.Н.Ф. Добрынин. Внимание и его  воспитание. - М., 1951, с. 9.


 

Таким образом, психологи первого и второго направлений исходят из того, что внимание не является самостоятельным психическим процессом (внимание - это лишь одна из сторон психической деятельности), а лишь выступает проявлением ориентировочной деятельности, жизненных интересов или других психических процессов (восприятие, мышление, память).

3. П.Я. Гальперин и его ученица С.Я. Кабылъницкая являются сторонниками третьего направления, третьего взгляда на проблему внимания. Гальперин, а вслед за ним и Кабыльницкая считают, что внимание это самостоятельная форма психической деятельности, самостоятельный психический процесс. В качестве отдельной формы психической деятельности внимание представляет сбой контроль за деятельностью, доведенный до уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.

Гальперин указывает на то, что мнения сторонников 1 и 2 подхода к проблеме

внимания являются ошибочными. Так как, если рассматривать существование и проявление внимания "лишь в связи с какой-нибудь другой деятельностью, то для наблюдения (и внешнего и внутреннего) оно представляется лишь стороной последней - не как ВНИМАНИЕ , А КАК ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (при выполнении этой другой, основной деятельности)" \

 

 

 

 

 

 

 

\ П.Я. Гальперин. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.А. Леонтьева, А.А. Пузыря, В.Я. Романова/. - М., 1976, с. 223.


Данный подход к проблеме внимания представляется нам наиболее правильным.

Глубокое и полное понимание проблемы внимания невозможно без знания того, что лежит в основе этого познавательного психического процесса с физиологической точки зрения, какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий и отвлечений от других.

В последние годы все большую роль играют представления о ведущей роли коры больших полушарий в системе нейрофизиологических механизмов внимания. Учеными доказано, что физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от сна к бодрствованию и от пассивного бодрствования к активному, активация, связанная с возбуждением ретикулярной формации, которая и повышает тонус коры. На роль коры в регуляции процессов внимания указывали выдающиеся отечественные физиологи И.П. Павлов и А.А. Ухтомский.

Для понимания физиологических основ внимания существенно важен открытый И.П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. И, наоборот, торможение одного отдела коры влечет за собой повышение в других ее отделах. В каждый момент времени в коре имеется какой-либо очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. "Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку, - пишет Павлов, - и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигаются постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо

 

 

неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью" . Очаг оптимальной возбудимости по закону отрицательной индукции вызывает торможение в других участках коры. Перемещение очага оптимальной возбудимости ("светлого пятна") и обуславливает переключение внимания, направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете, на определенном виде деятельности.

Для выяснения физиологических механизмов внимания чрезвычайно важное значение имеет также установленный А.А. Ухтомским "принцип доминанты", согласно которому в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения, который как бы привлекает к себе все возбуждения,идущие в это время в мозг и, благодаря этому, в еще большей степени доминирует над ними. При наличии доминанты другие очаги возбуждения (субдоминанты) в большинстве случаев не исчезают, а либо вливаются в доминанту, усиливая ее, либо вступают с доминантой в борьбу, в процессе которой субдоминанта сама может стать доминантой, а бывшая доминанта - субдоминантой. Доминанта, как господствующий очаг возбуждения, и является физиологической основой устойчивости и сосредоточенности внимания на определенном предмете или деятельности.

Согласно современным нейропсихофизическим исследованиям, процессы внимания связаны как с корой головного мозга, так и с подкорковыми образованиями (гипоталамусом, ретикулярной формацией), но их роль до конца еще не изучена.

 

 

Ч  И.П. Павлов. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1952, с. 108.


 

Речь (2-я сигнальная система) имеет особенное значение для развития внимания человека. Через речь ребенок учится специфически человеческому видению мира. Овладевая речью, ребенок овладевает и способами управления своим вниманием. Регулирующая роль 2-ой сигнальной системы делает возбуждение строго направленным и

локализованным    в    констеляциях     коры    головного    мозга,     которые непосредственно участвуют в реализации определенных видов деятельности.

1.2.    Классификация  внимания.

Существуют несколько классификаций внимания.

1.Джон Локк (Англия) разделяет  внимание, идущее от ощущений (внешнее) и внимание, идущее от мышления (внутреннее). В зависимости от того, где находится объект внимания, внимание делится на внешне направленное (перцептивное) и внутреннее. Внешнее внимание связано с ощущениями и восприятиями, внутреннее - с мышлением и памятью. Поддержание внутреннего внимания происходит благодаря внешней деятельности.

2. Данная классификация предполагает следующие разделения:

а) коллективное - сосредоточение внимания всего коллектива на одном 
предмете, деятельности;

б) групповое - сосредоточение внимания группы в условиях работы в 
коллективе;

в) индивидуальное - сосредоточение внимания на своем задании.

3. Самой   распространенной   является   следующая   классификация, 
предполагающая различие внимания прежде всего по видам активности:

 

 

 

 

а) непроизвольное внимание;

б) произвольное внимание;

в) послепроизвольное внимание.

Непроизвольным является внимание, которое вызывается внешними причинами и характеризуется отсутствием сознательно поставленной цели быть внимательным и волевых усилий. Непроизвольное внимание возникает под влиянием причин (характер внешнего раздражителя, его контрастность и т.д.), которые связаны с нашей деятельностью, нашим опытом и отвечают нашим потребностям. Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный (исследовательский) рефлекс.

Произвольным (активным) называется внимание, которое создается сознательно, с заранее поставленной целью, с предварительным выбором объекта внимания. Произвольное внимание - высшая специфически человеческая форма. С физиологической стороны этот вид внимания определяется деятельностью второй сигнальной системы (речь). Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно "извлекать" из памяти нужные ему сведения, выделять главное, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.

Помимо произвольного и непроизвольного внимания может быть выделен еще один особый его вид - послепроизвольное внимание, выделенное и введенное в психологию Н.Ф. Добрыниным.

Послепроизволъное внимание, появляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Выполняемая деятельность так захватывает человека, что ему не требуется в дальнейшем волевых усилий для поддержания внимания. Но послепроизвольное внимание не может быть

сведено и к непроизвольному, так как послепроизвольное внимание связано с поставленной целью.

В ходе деятельности внимание, первоначально поддерживаемое волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное. Послепроизволъное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним связывают интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

1.3. Свойства внимания.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые называют качествами или свойствами внимания. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязью его основных свойств: устойчивостью, переключением, распределением, объемом и концентрацией.

Устойчивость - временная, динамичная характеристика внимания, которая проявляется в длительной сосредоточенности человека на определенной деятельности и зависит как от особенностей объекта, а также от активности личности, так и от особенности деятельности. Физиологической основой устойчивости является торможение побочных раздражений, то есть деятельность отрицательной индукции.

Переключение внимания - преднамеренный или непреднамеренный переход субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с имеющимися     условиями,     либо     осуществляться     в     целях     отдыха.

Переключение связано с динамичностью нервных процессов.

Распределение внимания - свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности, если одна из деятельностей носит автоматический характер. Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью и может быть развито путем упражнения и накопления соответствующих навыков.

Объем - максимальное количество отдельных объектов при одновременном их восприятии в строго определенное время.

Кониентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте, его интенсивность. Показателем концентрации является "помехоустойчивость", которая тесно связана с объемом и распределением внимания - чем меньше объем, тем сильнее концентрация. Концентрация внимания обуславливается силой возбуждения в соответствующем очаге коры полушарий и величиной торможения в остальных участках мозга в силу закона отрицательной индукции.

К свойствам внимания относят также отвлекаемостъ и колебания. Эти свойства проявляются непроизвольно, вопреки нашему желанию. Колебания внимания чрезвычайно часты и кратковременны. Они необходимы для отдыха нервных клеток, и объясняются периодической сменой процессов возбуждения и торможения в отдельных участках коры больших полушарий.

Если мгновенные колебания внимания неизбежны, а переключения qto необходимы, то продолжительные отвлечения от объекта представляют собой особое, как правило, отрицательное свойство внимания, называемое рассеянностью. Это состояние характеризуется чаще всего тем, что деятельность человека не совпадает с направленностью его восприятия. В зависимости от причин, обусловливающих рассеянное состояние, различают два вида рассеянности. Первый вид вызывается недостатком интенсивности внимания вообще, отсутствием его достаточной устойчивости к чему бы то ни было. Второй вид рассеянности обусловлен отвлечением от предметов и явлений вследствие очень сильной концентрированности внимания на каком-нибудь другом предмете. Первый вид рассеянности объясняется слабостью нервных центров, вследствие чего в коре полушарий не возникает достаточно интенсивных очагов возбуждения, там в меньшей степени возникает индукция, обеспечивающая заторможенность других участков; в одних и тех же очагах часто происходит смена возбуждения и торможения, в коре полушарий мало господствующих участков, роль доминанты менее значительна. Человек, отличающийся такого типа рассеянностью, ни во что серьезно не вникает, его внимание поверхностно, он мало работоспособен, отличается неорганизованностью. Такая рассеянность может появиться у внимательного человека вследствие переутомления.

При втором виде рассеянности внимание имеет резко выраженный избирательный характер, человек исключительно интенсивно сосредоточен на чем-то одном, вследствие чего все остальное слабо доходит до его сознания. Системность нервных процессов в коре полушарий здесь такова, что доминанты сильно привлекают к себе все возбуждения и индуктивно тормозят остальные очаги, и работа последних все время протекает при относительно пониженном тонусе. В результате человек чрезвычайно интенсивно воспринимает то, что соответствует доминанте, но мало замечает все остальное из окружающей его действительности. Примером этого может служить рассеянность некоторых ученых и вообще людей, всецело захваченных каким-либо одним видом деятельности, увлеченных какой-либо творческой мыслью.

1.4. Развитие  внимания в детском возрасте. (Младенчество, ранее детство, дошкольный возраст).

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а следовательно, и внимание претерпевает изменения.

В первые месяцы после рождения умение выделять определенные впечатления из общей суммы внешних воздействий тесно связано с безусловными рефлексами и является непроизвольным вниманием. Ребенка привлекают наиболее интенсивные раздражители: яркий свет, блестящие предметы, звуки, движущиеся объекты. Элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда ребенок как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения. На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с ребенком.

Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый, особенно мать. Поэтому на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.

Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. После 6-ти месяцев ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним.

Это ведет к бурному развитию ориентировочно исследовательской деятельности,  зарождению   способности  познавать  окружающий   мир.   В конце года на основе манипулирования с предметами возникаеа распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с 2-ш предметами; совершенствуется переключение, но внимание годовалого ребенка еще очень неустойчиво.

Итак,   основные  особенности развития   внимания   в младенчестве заключаются в следующем:

внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения; сосредоточение  обеспечивает выделение из  окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;

сосредоточение   влечет   за   собой   развитие    познавательного отношения к окружающему;

появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

В раннем детстве (1-3 года) развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания, увеличивая объем внимания. Перемещение в пространстве открывает для ребенка новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на которые направляет внимание.

Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии