Проблема естетичного смаку в рамках гуманітарної психології та сучасні методи його формування
ПРОБЛЕМА ЕСТЕТИЧНОГО СМАКУ В РАМКАХ ГУМАНІТАРНОЇ ПСИХОЛОГІЇ ТА СУЧАСНІ МЕТОДИ ЙОГО ФОРМУВАННЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ______________________________
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
В СОВРЕМЕННОЙ
НАУКЕ ______________________________
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВКУСА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ____________________
Механизм образования состояния эстетического вкуса _________ 10
Состояние художественного вкуса - новое начало
личностного пространства ______________________________
Детерминация состояния художественно-эстетического вкуса
и его роль в профессиональном становлении личности____________ 15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ _____ 18
ГЛАВА 4. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК
ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА _ 19
ВЫВОДЫ ______________________________
ЛИТЕРАТУРА ______________________________
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения.
Актуальность исследования обусловлена рядом причин. На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривается как непреходящая ценность, которая служит развитию человеческого в человеке, сохраняет многовековой опыт, через освоение и умножение которого выявляется главный смысл человеческого бытия.
В настоящее время произошедшие в нашем обществе кардинальные изменения в области политики, экономики, идеологии, морали не только не снизили роль духовной культуры, но, наоборот, дали новый толчок для ее развития.
Продуктом духовной жизни общества, несущую основную эмоциональную нагрузку, выступает искусство - специфическая форма общественного сознания, главная цель которого - формирование и развитие способности личности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Проблемами эстетического сознания занимаются отечественные и зарубежные научные философские, искусствоведческие, педагогические школы.
Безусловно важным является проведение психологических исследований, особенно экспликация психологических предпосылок и психологического механизма формирования эстетического вкуса личности, что поможет в изучении данной проблемы философам, эстетикам, педагогам. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Однако, несмотря на глубокое изучение проблемы, в ее контексте можно обозначить такие наиболее актуальные аспекты, которые требуют дальнейшего теоретического анализа и экспериментальной апробации, а именно - точная дефиниция категории « эстетический вкус», четкое разделение понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус», обоснование их партикулярности, определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности.
Как гипотеза исследования нами принято следующее положение: эстетический вкус может быть рассмотрен как синтез внутреннего роста и внешнего источника, образующего своеобразную плоскость человеческого развития. Выбор данной позиции объясняется попыткой через целостное понимание личности изучить отдельное его качество.
Целью данного исследования исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии и рассмотреть наиболее перспективные направления формирования эстетического вкуса.
Объектом исследования являються категории « эстетический вкус», художественный вкус и их дефиниция.
Предметом исследования определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности
Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Глубокое и всестороннее изучение вопроса в рамках гуманитарной психологии - нового направления, разрабатываемого Б.С.Братусем, Л.И. Воробьевой, М.Н. Мироновой и др.
2. Обоснование партикулярности понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус».
3. Определение факторов, влияющих на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
4. Анализ проблем медиаобразовани
Методологической и теоретической основой исследования являются принципы психологической науки – детерминизма, единства психики и деятельности, развития, отображения, системно-структурный, общепсихологическая концепция деятельности (А.Н.Леонтьев), культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, концепция культурно-исторической сихологии И.Г.Белявского, эстетические положення М.М.Бахтина.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была разработана программа исследования, реализация которой предполагала использование комплекса следующих методов:
а) теоретические методы: анализ литературы;
б) эмпирический методы:
- тест, направленный на определение готовности личности к восприятию прекрасного;
- анкета, определяющая формы общественного воздействия, влияющие на развитие художественно-эстетического вкуса студентов-филологов;
- анкета, позволяющая студентам оценить уровень собственных художественных знаний.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Отношение человека к искусству и к эстетическому в действительности определяется его эстетическим сознанием, которое выражается в эстетических восприятиях, переживаниях, чувствах, вкусах, оценках, суждениях, наслаждениях и т.д. В этих деятельных активных формах эстетической субъективности находит специфическое отражение объективно прекрасное, безобразное, комическое, трагическое, возвышенное и другие эстетические проявления действительности.
Безусловно, заслуживает особого внимания изучение отечественными и зарубежными научными философскими, искусствоведческими, педагогическими школами проблемы эстетического сознания. ( Бучило М.Ф., Выготский Л.С., Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П., Хогарт В. и др.), а также некоторых его категорий ( Эстетической оценки - Бутенко В.Г., эстетических потребностей - Джидарьян Д.М., Филатова Л.М., эстетического идеала - Локарева Г.В., Падалка Г.М., Хмара В.М. и др. )
Центральной категорией эстетического сознания личности, занимающей принципиальное место в научно-теоретических исследованиях, начиная с 60-х годов, является эстетический (художественный) вкус. В трудах Л.Н.Когана, О.В. Лармина, В.К. Скатерщикова, Е.Г. Яковлева и др. Определено его место в системе эстетического воспитания молодежи, выявлены его компоненты (Молчанова А.С.) , исследованы критерии сформированности эстетического вкуса будущих учителей ( Падалка Г.Н.).
Однако, несмотря на глубокое изучение проблемы, некоторые вопросы требуют дальнейшего теоретического анализа и экспериментальной апробации, а именно - точная дефиниция категории « эстетический вкус», четкое разделение понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус», обоснование их партикулярности, определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности. Безусловно важным является проведение психологических исследований, особенно экспликация психологических предпосылок и психологического механизма формирования эстетического вкуса личности, что поможет в изучении данной проблемы философам, эстетикам, педагогам. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Глубокое и всестороннее изучение вопроса, несущего в себе часто противоположные точки зрения(о соотношении художественного и эстетического, чувственного и рационального и т.д.) наталкивает нас на мысль исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии - нового направления, разрабатываемого Б.С. Братусем, Л.И. Воробьевой, М.Н. Мироновой и др.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Как рабочая гипотеза нами принято следующее положение: эстетический вкус может быть рассмотрен как синтез внутреннего роста и внешнего источника, образующего своеобразную плоскость человеческого развития. Выбор данной позиции объясняется попыткой через целостное понимание личности изучить отдельное его качество.
Исследователи гуманитарной психологии достаточно убедительно показывают взаимоотношения деятельности и сознания, что являлось долгое время основным противоречием между «материальной» и «идеальной» школами. Согласно теории Б.С.Братуся, человечество развивается в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Рассматривая горизонтальную как движение деятельности и времени, а вертикальную - как смысловую ось отношений к миру, пронизывающую время и действие, четко определяется их взаимоотношение - скрещение, перекрест.
Новое начало возможно только при смещении как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальная связь - деятельность как инструмент, механизм, вертикальная - личность, внутренний мир. Деятельность может обслуживать и память, и внимание, и мышление, и восприятие, и др. процессы, не имеющие в данный момент прямого отношения к личности. Только «будучи пронизанным общим смысловым отношением» [3,12], деятельность становится способной отражать через себя личность. Личностное же, в свою очередь, осуществляется, обнаруживается только через горизонтальные связи.
Воспользуемся данной концепцией для определения сущности понятия «эстетический вкус». Современная эстетика и педагогика используют дефиниции «эстетический вкус» и « художественный вкус», часто отождествляя их (Коган Л.Н., Лисинская Т.Ю., Падалка Г.Н., Скатерщиков) либо рассматривая вторую как высшую форму первой ( Ахметов А.И., Коробко Е.Н.). Однако центральной категорией эстетического сознания является эстетический вкус и его определение принято считать базовым.
Анализ существующих исследований дает основание полагать, что данная категория рассматривается как комплексная способность личности воспринимать, переживать и оценивать эстетическое в действительности и в искусстве ( по О.А. Маленицкой), что это такая способность, в которой неразрывно связано непосредственное и опосредованное, общее и индивидуальное, эмоциональное и рациональное ( по Ж.А.Вартановой ).
Однако, приоритетным в понимании вкуса как эстетической категории является эмоциональное, чувственное. « Вкус проявляется не в рассуждениях, а в чувствах, он и выступает как чувство.» Эстетические чувства, подобно потребностям, играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, социализирующих о протекании эстетической деятельности и выражающихся в эмоциональных состояниях.
Значит, согласно концепции гуманитарной психологии, эстетические чувства личности - вертикаль - скрещиваются с эстетической деятельностью (воображением , мышлением, памятью, опытом) - горизонталью. Перекрест -это эстетический вкус, это новое состояние личности под воздействием ее внутренней работы и внешнего источника (внешнего по отношению к состоянию).
Однако, будучи состоянием личности, эстетический вкус носит относительно мобильный характер, его оценка ограничивается основной деятельностью - удовлетворенностью или неудовлетворенностью (нравится или не нравится). Это состояние главным образом зависит от эстетического чувства. По справедливому замечанию Л.С.Выготского, поддерживающего точку зрения Р.Фишера, причина возникновения эстетического чувства - в сложной деятельности организма, который «всецело вкладывается в явления внешней природы или в формы, созданные человеком, приписывает этим явлениям, у которых нет ничего общего с каким-либо выражением, известные настроения, с помощью непроизвольного и бессознательного акта переходят со своим настроением в предмет. Это ссуда, это вкладывание, это вчувствование души в неодушевленный формы... [7; 63]. Т.о. происшедшее скрещивание подразумевает либо распад ("уже не нравится"), либо обогащение обеих плоскостей: на вертикали - эстетическим наслаждением, на горизонтали - эстетическим интересом. Изменение горизонтали (а, следовательно, и вертикали) приводит к новому началу, что подразумевает свое восполнение в смежной области. Так, понравившийся фильм "Титаник" доставляет наслаждение от постановки фильма (эстетическое состояние), заставляет задумываться о бессилии человека над природой (духовное состояние) о бесценности человеческих отношений (нравственное состояние), побуждает к поиску дополнительной информации (познавательное состояние) и т. д.
Следовательно, рассматривая личность как целостную систему, становится понятным, что изменение состояния на одной плоскости приводит к изменению состояния на соседних плоскостях.
Стоит заметить, что данные изменения, происходящие в личностном пространстве человека, не выходят за рамки гуманистической парадигмы, рассматривающая человека как существа самоценного и самооправданного. Согласно гуманитарной концепции "человек будет произрастать в лучшем для него направлении при наличии внимания, понятия, эмпатий..."[3; 12], но не воспитания, формирования подготовки и т. д. Человек творит себя сам, а общество ему помогает, не заставляя. Личность сама формирует свой эстетический вкус благодаря своей эстетической способности, а окружение -
предлагает, не навязывая. Повторяя логику мысли Н.Ф.Бучило, вкус - "это своеобразная норма эстетического совершенства, определяющая избирательность личности в отношении явлений действительности и искусства и характеризующая способность чувствовать прекрасное и испытывать волнение при встрече с ним. Особенностью вкуса является то, что он покоится на чувстве и не требует логического обоснования".[4; 20]
Более того, состояние эстетического вкуса появляется внутри личности и направлено на личность. Объективный фактор воздействует только косвенно, через горизонталь, выполняя роль механизма, инструмента. ("Я люблю смотреть на закат солнца, мне нравится хорошая музыка, я с удовольствием читаю Бенцони") От состояния эстетического вкуса зависит только состояние личности.
Итак, исследуя эстетический вкус в рамках гуманитарной психологии, становится понятным:
1) определение его места как центрального в эстетическом сознании;
2) положение эстетического сознания
в парадигме, в целостном
человеке;
- взаимоотношение эстетического, нравственного, духовного и т. д. в
личностном пространстве человека; - взаимоотношения объективного и субъективного, чувственного и
рационального.
Проведение исследований позволяет определить эстетический вкус как состояние личности, характеризующееся относительной мобильностью, самоизбирательностью и саморазвитием, направленным на эстетическое познание.
Саморазвитие эстетического вкуса проявляется в его способности к образованию новых начал: эстетическое чувство, находясь на личностной вертикали побуждает к возникновению эстетического интереса, который, будучи определен как избирательное отношение личности к объекту красоты в силу его эмоциональной привлекательности, неразрывно связан с познавательной деятельностью личности. Таким образом, происходит смещение в сторону рационального. Средством познания эстетического, и в первую очередь искусства, выступает художественное знание.
Согласно дефиниции Н.Б.Беркина, художественное знание - это знание, которое в отличии от житейского и научного представлено в конкретно-чувственных образах. Следовательно, накопление художественного знания происходит через восприятие художественного образа.
Теория художественного образа достаточно глубоко изучена в отечественном искусствоведении, литературоведении (Бахтин М.М., Гачев Г.Д., Скатерщиков В.К. и др.). Аккумулируя существующие точки зрения можно определить художественный образ как форму субъективного отражения объективного мира в искусстве. Будучи непосредственно связан отношениями между личностью и обществом, он представляет собой единство объективного (от действительности) и субъективного (от личностного содержания художника: характера, темперамента, убеждений, целей и т. д.)
Художественный образ выступает формой идеи автора, которая воплощается в произведении в результате творческой деятельности. Краткая запись данной экспликации может быть представлена следующим образом: мысль, идея-»действие, творчество—^результат, произведение.
Эстетические идеи появляются только тогда и только там, где созданы объективные предпосылки, т. е. общество "заказывает" идею. Проецирование объективного фактора на личностное пространство приводит к изменению состояния не только эстетической плоскости, но и нравственной, духовной, физической и т. д.(Художественный образ Павки Корчагина - "социальный заказ" 20-х годов, художественный образ бизнесмена, бывшего коммунистического руководителя или вора - заказ 90-х).
Однако, данный процесс может развиваться в обратном направлении: личностное пространство под воздействием состояния эстегической плоскости "выдает" идею обществу, которое еще не готово ее принять. (Гуманистические идеи Сахарова, эстетические Солженицына поняты нами только в начале 90-х).
Но для определения нового эстетического начала возьмем оптимальный вариант: саморазвитие эстетического вкуса приводит к обогащению эстетического чувства, и, соответственно, усилению эстетического интереса, образующий новые виды, которые отвечают более высокому уровню познавательной деятельности.
Непосредственный и мобильный интерес в состоянии эстетического вкуса перерастает в опосредствованный и устойчивый. Личность испытывает необходимость в приобретении художественного знания, накоплении художественного опыта как способа более глубокого познания искусства. Как правильно заметил К.Маркс, а позже повторил Э.Фромм, "если вы хотите наслаждаться искусством, вы должны быть художественно образованным человеком" [25; 41].
Приобретенные художественные знания получают свое дальнейшее развитие в накоплении художественного опыта - личность не только воспринимает произведение искусства, она его усваивает. В процессе усвоения развиваются специальные способности личности в области эстетической деятельности (литературоведческие, изобразительные, музыкальные и т.д.), возникает потребность в глубоком усвоении специальных знаний и т. д.
Итак, саморазвитие эстетического вкуса привело к образованию нового состояния - состоянию художественного вкуса, в котором "нарастает зона сознательности и отступает зона чувственности в каждом данном элементе по отношению к другому, предыдущему" (Л.Н.Печко, [18; 242]) Безусловно, они взаимообусловлены, но не взаимозаменяемы. Это новое личностное пространство, характеризующееся другими эстетическими ценностями.
Согласно современным исследованиям, дальнейшее развитие эстетического (художественного) вкуса стремиться к эстетическому идеалу (Бутенко В.Т., ДремовА.К., Локарева П.В., Падалка Г.Н., Хмара В.Н. и др.). Эстетика рассматривает эстетический идеал как "вид эстетического отношения, являющийся образцом должной и желаемой эстетической ценности" [ ; 97]. Невольно возникает вопрос: кем и для кого должной и желаемой.
История развития человечества четко выявляет, что "заказчиком" идеала является общество. Идеал отражает классовость, национальность, принадлежность к полу и т.д. (идеал коммунистического общества, загадка русской души, женщина-труженица, строитель светлого будущего и пр.). Но "кумир всегда прекрасен издали!" (преосвященник Серафим, [19; 4]) (Раскрытие культа личности Сталина - яркий пример). Поэтому, на наш взгляд, стремление личности к идеалу - стремление к рабству, бегство от внутренней свободы.
Отказываясь от стремления к эстетическому идеалу, мы не отрицаем саморазвития художественного вкуса. Согласно концепции Б.С.Братуся "встреча вертикальных и горизонтальных движений происходит в каждый момент жизни"[3; 11]. Следовательно, состояние художественного вкуса образует новое начало. Следуя логике, личностное пространство по вертикали, наполненное эстетическим содержанием, стремится вверх - к духовному или эсхатологическому пространству, где человек осознает себя и все вокруг себя как "особую, сакральную, божественную ценность" [3; 9]. Иначе - как ценность космическую, вселенскую. Изменяется и деятельностная горизонталь.
Личность стремится к творческой самореализации и ей уже неважно, понимает ли ее общество или нет. Человечество хранит множество примеров признания гениальности гениев только после их смерти (Стендаль, Бетховен, Сахаров). Т.о., развитие эстетического вкуса бесконечно, как бесконечно познание.
Согласно приведенному исследованию можно сделать вывод: эстетический вкус не только не совпадает с художественным вкусим, но, несмотря на диалектическую взаимосвязь, существенно от него отличается.
Компаративная характеристика эстетического вкуса и художественного вкуса.
Эстетический вкус
- опирается на чувства;
- обладает достаточной
мобильностью;
- развивается в себе и для
себя;
- деятельность на
обыденном познании.
Художественный вкус
- опирается на рациональное;
- обладает относительной
константностью;
- стремиться к инкарнации
через творческую
самореализацию;
- деятельность базируется
на художественном познании.
Но, безусловно не каждый человек становится гением. Саморазвитие эстетического вкуса ценно не конечным результатом, а движением к результату. Поэтому, на наш взгляд, есть смысл рассмотреть процесс движения от одного состояния к другому.
Итак, как было установлено, развитие эстетического вкуса направлено в сторону рационального. Интерес, побуждаемый эстетическим чувством, приводит к избирательной направленности личности на определенную эстетическую деятельность. Растет потребность к развитию эстетических способностей, накоплению эстетического опыта, приобретению художественных знаний, представленных в художественных образах. Более того, художественный образ выступает средством эстетической связи личности, познающего произведение личности с художником, его создавшего.
Следовательно, существующая связь вынуждает личность выйти из своего пространства для того, чтобы благодаря чужому пространству, саморазвиться, образуя новое эстетическое начало. "Принцип оформления души есть принцип оформления внутренней жизни извне, из другого сознания..."[1; 88]. Это новое эстетическое начало в эстетическом сознании личности, характеризующееся нарастанием художественной деятельности под воздействием эстетических чувств можно определить как художественно-эстетический вкус.
Художественно-эстетический вкус является промежуточным состоянием между эстетическим вкусом и художественным. Рассматривая их как состояния мы имеем в виду момент скрещивания, момент нового эстетического начала в пространстве личности. Если состояние приобретает стабильный характер, то оно становится качеством личности, раскрывающим ее индивидуальность.
Рассмотрим состояние художественно-эстетического вкуса в рамках гуманитарной психологии. Если эстетический вкус в гуманистической парадигме, а художественный близок к теологической (из-за своего стремления к духовному пространству), то состояние художественно-эстетического вкуса может быть изучено только в культурно-исторической парадигме. Это объясняется тем, что данное начало появляется только под влиянием другого начала, образующего (художника, писателя, музыканта и т. д.). Полученную связь можно обозначить отношениями учитель-ученик, где один отдает накопленные художественные знания, а другой их приобретает. Таким образом, художественно-эстетический вкус характеризуется сужением, но углублением художественной деятельности, приобретением ею профессионального качества.
Однако, сужение не подразумевает изолирование. Занятие музыкой, например, не только не исключает развития у личности поэтического дарования, а наоборот, служит средством его совершенствования, усиливает эстетические чувства, обогащает воображение и т. д. Но современная подготовка будущих специалистов, для которых художественно-эстетический вкус - не только личностное качество, но и профессиональное (учителя, искусствоведа, имиджмейкера, модельера, дизайнера и др.), уделяет недостаточное внимание его развитию.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Данная гипотеза была нами апробирована в экспериментальном исследовании, проведенном на базе факультета иностранных языков Измаильского пединститута.
Цель эксперимента: определить факторы, влияющие на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
Инструментарий:
- тест, направленный на определение готовности личности к восприятию прекрасного;
- анкета, определяющая формы общественного воздействия, влияющие на развитие художественно-эстетического вкуса студентов-филологов;
- анкета, позволяющая студентам оценить уровень собственных художественных знаний.
Эксперимент проводился на I и III курсах.
курс |
Высокий уровень эстетического чувства (%) |
Средний уровень эстетического чувства (%) |
Низкий уровень эстетического чувства (%) |
1 |
20 |
80 |
- |
2 |
75 |
25 |
- |
Результаты эксперимента показали, что 80% студентов 1 курса обладают средним уровнем развития эстетического чувства, 20% - высоким, низким не обладает никто, что можно объяснить достаточно высоким уровнем развития эстетического сознания до поступления в вуз: 60% респондентов посещали музыкальные школы и изостудии, 14% - спортивные секции, 8% участвовали в школьных театральных постановках, чтению художественной литературы отдают предпочтение все.
Результаты исследования на III курсе следующие: 25% обладают средним уровнем, 75% - высоким. Студентами были названы следующие факторы, влияющие на развитие их художественно-эстетического вкуса: саморазвитие (чтение научно-популярной литературы, посещение художественных салонов, посещение музеев, театров и т.д.) - 15 %, общение с интересными людьми - 20%, изучение предметов филолого-лингвистического, культурологического циклов - 60%. Исследование показало, что главной причиной развития художественно-эстетического вкуса является изучение предметов по специальности.
В то же время, 83% будущих филологов совершенно не знают классической музыки страны изучаемого языка, 90% не сумели назвать на одного композитора - классика этой страны, 64% студентов французского отделения признались, что знакомы с французской живописью только по произведениям импрессионистов. При этом 98% респондентов считают, что знание живописи и музыки им необходимо не только для эстетического самосовершенствования, но и как будущим учителям.
- Проблема загрязнения мирового океана
- Проблема морального виховання в історії української національної педагогіки: засоби, зміст, методика
- Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте
- Проблема насилия над женщинами
- Проблема обучения математике в профильном классе на примере темы "Логарифмические уравнения"
- Проблема одиночества
- Проблема организации индивидуальной работы на уроках математики при изучении темы «Тригонометрические уравнения»
- Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ
- Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии
- Проблема воспитания культуры поведения у детей в теории и практике дошкольного образования
- Проблема восприятия рекламы в СМИ
- Проблема вступления России в Болонский процесс
- Проблема гендера в лингвистике
- Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте