Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

по педагогической психологии

на тему:

«Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте»

 

                                     Работу  выполнила: Толыкова Ю. М.

                                               Научный  руководитель: Власова  Л. А.

         

                        

                          Работа  защищена «     »  _______2012

                                    Оценка  «                   » _____________

 

 

 

 

РЯЗАНЬ 2012

 

 

Содержание

 

Тема: Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте.

Введение…………………………………………………….......………………3

Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6

§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6

  § 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9

§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23

§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29

§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36

Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44

§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44

§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51

Заключение…………………………………………………………………….57

Список использованной литературы…………………….…………………..59

Приложение……………………………………………………………………61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

     Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней основой воспитания. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.   

     Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы поведения.

     Психологический конфликт в детско-родительских отношениях  относится к семейно-бытовому конфликту, и  является основной причиной эмоциональных стрессов и  неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.                                                                                                                                            

      Актуальность нашей работы мы видим в получении максимально полной информации о детско-родительских конфликтах для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения.

       В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей детско-родительских отношений в семье и их влияния на эмоциональное благополучие детей подросткового возраста.

     Объект исследования - детско-родительские конфликты в подростковом возрасте.

       Предмет исследования - проблема зависимости конфликтов в детско-родительских отношениях от стиля воспитания родителей.

      В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: конфликты между родителями и детьми подросткового возраста зависят от личностных характеристик подростков, а также от стиля родительского отношения и воспитания.   

     Задачи:

  1. Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
  2. Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
  3. Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
  4. Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
  5. Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;

     Степень разработанности: теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В., Столина В.В., Андреевой Г.М., Мухиной В.С., Марковской И.М., Добровольской Т.П., Эйдемиллера Э.Г. исследующих личность подростка и характер детско-родительского взаимодействия в семье.

     Использовался опыт зарубежных авторов Т.А. Думитрашку, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи.

 

     В наших исследованиях применялись методики:

  1. Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
  2. Методика «Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцевой.
  3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку.

     Данное исследование проводилось в 2011-2012 гг. в с. Путятино Рязанской обл. Всего в исследовании приняли участие 20 детей из полных и благополучных семей. Испытуемые являлись учениками 7-8-х классов в возрасте 12-14 лет. И 20 человек родителей из этих семей (мамы).

     Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что изучение проблемы детско-родительских конфликтов позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми в семьях. А предложенные и подобранные упражнения и задания для уменьшения конфликтности могут быть использованы учителями, а также студентами – практикантами.

      Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.

       Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания

 

     § 1. Психологические особенности подросткового возраста

 

     Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет); период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей.     Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.     Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

     В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой -воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

     Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

     Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием.       Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованых уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.

     В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности.        Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения.       Подросток может совершить гигантский по своему качеству скачок - он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, - и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберётся в действительно происходящем [1].

       В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как личность, обладающую определёнными психическими качествами, включёнными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщённый характер.          

      Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным "ядром" личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.

      Взаимоотношения подростка с окружающими - сверстниками и взрослыми - расширяются и усложняются. Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важную роль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, к изменениям в их отношениях, много думает об этом. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный "внутренний отход" от школы. Задача, которая стоит в этом случае перед взрослым, - максимально развитая и в то же время очень тактичная помощь подростку в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы.

      Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.    

     В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, "не укрепились" те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого - своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку.

     Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения её членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка с взрослыми, его доверие к ним[20].

     Таким образом, если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребёнка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения.

 

     § 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии

 

     Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов самых различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстает от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере детско-родительских отношений (ДРО) Э.Г.Эйдемиллер, А.В.Захаров, А.Я.Варга, А.С.Спиваковская и многими другими, который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии, где эта тема разрабатывается достаточно широко [28].

     Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие. Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития, показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения с взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношении родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации [15].

     Первым научным направлением, поставившим ДРО в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями Э.Эриксон, К.Хорни, др.

     Особую популярность завоевала теория привязанности Д.Боулби, М.Эйнсвор. Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок осознает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Таким образом, в первоначальном варианте данной теории привязанность понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности [27].

     В современных исследованиях, выполненных в русле теории привязанности, происходит переориентация с проблемы изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции.   

     Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. Джон Э. Мосс и другие психологи отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании П. Криттендена показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

     Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные Д.Баумринд , а также Э.Шефер, Р.Белл. Баумринд предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; Шеффер и Белл разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая родительская позиция определяется выраженностью разных факторов и их взаимосвязанностью. Несмотря на то, что данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, дающими содержательное описание родительского отношения. Подавляющее большинство современных западных исследований по этой тематике сводится к установлению зависимости между родительским стилем и поведением ребенка С.Харт и другие [12].

      В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования ДРО становятся кросскультурные и гендерные исследования. Результаты работы K.Рабина и других, проведенные на китайской, индийской и канадской выборках показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A.Рассел и другие: матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

     Повышенный интерес психологов к проблеме детско-родительских отношений связан с проблемой конфликтов между родителями и детьми, вызванных возрастными особенностями детей. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.

     Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы показывает, что проблема межличностных конфликтов в подростковом возрасте обсуждается в разных аспектах. Достаточно подробно рассматривается вопрос о конфликтах подростков со сверстниками С. Березин, В.Н. Воробьева, В.Н. Лозоцева, и др. Ряд исследований посвящен и анализу конфликтов подростков с взрослыми. Однако эти работы в целом немногочисленны и затрагивают в основном проблему конфликта подростков с учителями Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская,; А.Б. Добрович, Н.В. Жутикова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобсная, М.М. Поташник, Б.Ф. Вульфов, М.М. Рыбакова и др. В то же время такой значимый аспект отношений подростков, как конфликты с родителями, изучен сравнительно мало. Существующие в этой области исследования А.Н. Елизаров, Е. Креславский, Е.B. Первышева, Э.Шефер [1].

     Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

     Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

    Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

     Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды

     Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

    Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

     Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

    Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска»[28]. Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

     Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

     Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения [4].

    Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается.   

    Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

    Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.  

     Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка  часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию [4].

    Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

     Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

     Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

    Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная.    

    Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

    Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте