Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

Специальность 080504 Государственное и Муниципальное управление

Специализация – Муниципальное управление  

 
 

Краснова Ольга Васильевна

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Проблемы административной этики.

Кодекс чести муниципального служащего

 

  

 
 
 
 
 
 

 

   
     
     

Научный руководитель

канд. экон. наук, доцент                                 

       

 

          Путенихина Елена Валерьевна

     
     
     
     

 

УФА 2009

 

 

Содержание.

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..

3

 

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ……………….

 

6

 

1.1 Принципы служебной деятельности государственных служащих и кадровой работы……………………………........

 

10

 

1.2 Государственная служба…………………………………..

19

 

1.3 Кодекс чести муниципальных служащих………………...

31

 

1.3.1 Понятие муниципальной службы……………………….

32

 

1.3.2 Модельный этический кодекс (кодекс чести) государственной службы РФ………………………………….

 

34

 

1.3.3 Профессионально-этический кодекс и клятвы муниципальных служащих Чернушинского городского поселения………………………………………………………..

 

 

49

 

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

2.1 Формирование в развитых странах этики государственной службы…………………………………........

 

54

 

2.2 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих…………...

 

56

 

2.3 Особенности изменения государственной службы и этики госслужащих России………………………………........

 

63

 

2.4 Этические правили и требования. Проблемы и недостатки, пути их решения………………………………….

 

68

 

3 КОРРУПЦИЯ – ПРОБЛЕМА ДЛЯ РОССИИ

 
 

3.1 Коррупционная податливость и устойчивость…………..

76

 

3.2 Суть аниткоррупционной подготовки………………........

80

 

3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»……………………………..

 

84

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………

86

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...

90


 

.

 

 

 

         

ВВЕДЕНИЕ

 

Авторитет действующей в обществе власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Серьезные аморальные проступки госслужащих служат сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания средств массовой информации, населения. И это понятно, так как сама специфика профессии – быть проводником государственной власти всегда находится в центре общественного внимания. Она не только накладывает определенные ограничения на права и поступки чиновника любого ранга, но и диктует необходимость придерживаться специфических нравственных норм поведения.

Каждая отрасль определяется своим набором обязательных для данного социального института нравственных принципов и норм.

Административная этика – вид профессиональной этики, который можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в аппаратных структурах государственной власти. В названной работе подробно разбираются ее цели, функции, субъект и принципы. К последним относят:

• лояльность ко всем ветвям власти, к воле избирателей, к государственным органам и учреждениям, к оппозиции и оппонентам власти;

• законность, то есть строгое соблюдение буквы и духа закона, требований должностных инструкций;

• добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод;

• добросовестное и ответственное исполнение служебных обязанностей (исходить из того, что есть, и ориентироваться на то, что должно быть);

• гуманизм и социальная справедливость, ибо служба в органах власти – это не формальное использование законов и должностных инструкций, а осмысленная деятельность во благо человека, во имя создания максимально благоприятных условий для успешной реализации каждым гражданином своих интересов, устремлений и способностей. Ее главный постулат – не власть над людьми, а власть для людей;

• патриотизм, то есть следование принципу глубокого осознания служащим своего долга по отношению к Отчизне, преданности ей, соблюдения системы норм, связанных  с  нравственной  практикой  ее  защиты, укрепления и развития.

(Не случайно госслужащим может  быть только гражданин России, а двойное гражданство недопустимо);

• интернационализм, понимаемый как признание свободы и равенства всех народов независимо от их расы и национальной принадлежности.

Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека, овладеть наряду с профессиональными знаниями этическими принципами и традициями, господствующими в обществе, государстве и конкретном учреждении. Основной задачей стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышения доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества. Объектами административной этики являются персонал государственной и муниципальной служб, госслужба как отдельная сфера профессиональной деятельности.

Предметом административной этики  являются: моральные нормы, принципы, которыми должны руководствоваться государственные служащие для эффективного выполнения своих функций; основная направленность их нравственного сознания; моральные коллизии аппарата государственного управления. Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать нравственное сознание и нравственное поведение служащих, а также средства и формы социального одобрения или осуждения их действий и поступков.

В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной и административной этики, этики хозяйственного руководителя. Главное внимание обращается на обоснование принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении производством (фирмой), необходимости отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу. Акцентируется внимание на недопустимость наличия качеств, имеющих повышенную социальную опасность. К таковым в первую очередь относятся: нескромность, несправедливость, взяточничество, необъективный подбор кадров, злоупотребление властью.

Да, государственный служащий, как и любой гражданин России, относительно свободен в своих действиях и поступках. Но он и несвободен. Законодатель существенно ограничил его свободы. Закон запрещает ему заниматься коммерческой деятельностью, использовать служебное положение, информационные, финансовые и материально-технические средства учреждения в личных целях, получать гонорары за публикации служебного характера, принимать подарки и услуги, связанные с исполнением должностных обязанностей, выезжать за границу за счет физических и юридических лиц, активно участвовать в политике. В этих рамках ограничений он становится ответственным за свой выбор и его последствия. Вот тут-то через зависимость "свобода-ответственность" и возникает масса противоречий, разрешение которых требует от него немалой нравственной энергии. Разобраться в этом и помогает административная этика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы

 

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. [Честь1. Оболонский А.В. Государственная служба. Учебное пособие. - М.: Дело, 2005, с. 30].

- это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

 

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Принципы служебной  деятельности государственных служащих и кадровой работы

 

Этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Моральные правила и нормы, связанные с государственной службой, находятся в тесном единстве с моралью всего общества. Попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой профессиональных моральных требований внеморальными установками, либо абстрактными декларациями.

Государственная служба представляет собой не только правовую, социальную и организационную систему, но и этическую. Государственная служба выступает носителем должной морали, нравственных ценностей, ориентирует людей на соблюдение моральных норм. Давно замечено, что стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и морального состояния государственных служащих, их нравственных качеств. Значимость нравственной составляющей определяется тем, что реальное влияние государственного аппарата на общественную жизнь заметно превышает его удельный вес в структуре общества.

Анализ вопроса показывает, что цели, приоритеты и принципы  кадровой политики содержат в себе большой морально-нравственный заряд, в значительной степени определяющий характер и направленность этого явления. Поэтому нравственная составляющая кадровой политики и кадровой деятельности  имеет  первостепенное значение для формирования персонала государственной службы. Кадровая работа в значительной степени субъективна и в ней всегда есть варианты личного усмотрения. А это поле действия не только правовых, но и моральных факторов.

В результате реформ, проводимых в России, коренным образом изменились структура и содержание деятельности органов государственной власти и управления. Это вызвало трансформацию нравственных требований к кадровой политике и государственной  службе. Сегодня жизнь предъявляет руководителям государственных органов, всем государственным служащим новые, более высокие требования к их нравственному уровню, к их служебному поведению. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность за свои действия – эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных служащих, являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.

Вопросы морали и нравственности кадровой  и государственно-служебной деятельности, в виду их особой значимости, всегда находились в центре внимания исследователей.

Для понимания проблемы необходимо, прежде всего, остановиться на сущности и особенностях понятий «мораль» и «нравственность».

В человеческом обществе существуют так называемые «вечные вопросы» - что такое добро и зло, справедливое и несправедливое, что из себя представляют общечеловеческие жизненные ценности? В ответах на эти вопросы – суть морали. Мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали отношения людей в далекой древности. Нормы морали, как продукт исторического развития, зародились и сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, справедливости, счастья людей. Большую роль в утверждении общечеловеческих норм морали оказывала и оказывает религия, особенно христианство.

 Что такое мораль? Мораль  – это правила нравственности, а также сама нравственность. [Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978. с.331]. Это особая форма общественного сознания и вид общественных (моральных) отношений, в том числе и в сфере кадровых и государственно-служебных отношений. В принципе мораль, нравственность, этика – понятия однопорядковые, тождественные.

Повсюду и каждодневно человек вступает в сложную систему связей-отношений с другими людьми. При этом он  руководствуется теми или иными принципами, нормами поведения. Это моральная практика, которая возникла из объективной необходимости регулирования взаимоотношений в человеческом обществе.

В регулировании государственных и общественных отношений мораль взаимодействует прежде всего с правом. Диалектика их взаимосвязей заключается в том, что какими бы сильными и авторитетными не были нравственные регуляторы, без права не обойтись. Как и наоборот. Это особенно заметно в сфере кадровых отношений и государственной службы. Понять взаимодействие морали и права – значит понять сущность морали.

Мораль и право объединяет много общего. В Древнем Риме говорили, что «право есть искусство добра и справедливости». Их объединяет то, что мораль и право являются формами общественного сознания. Они служат регуляторами поведения людей. Они служат общей цели – согласованию интересов личности, общества и государства, поддержанию общественного порядка.

В целом, право соответствует или должно соответствовать моральным нормам. Хотя бывают и противоречия между законами и моральными требованиями. Это, как правило, характерно для авторитарных, недемократических государств.

Вместе с тем, мораль и право имеют существенные различия:

- исторически мораль появилась  раньше государства и права;

- право состоит из норм, установленных  государственными органами и  зафиксированных в юридических  актах. Нормы морали складываются  в общественном сознании и  мнении;

- в правовых нормах выражен  государственный подход к оценке  конкретных общественных отношений и фактов. Моральные требования отличаются общественным содержанием, дают больший простор для толкования и применения;

- требования морали выполняются  людьми добровольно в силу  личной убежденности и понимания  их общественной полезности. Внутренний гарант морали – совесть человека, внешний – общественное мнение. Закон в качестве гаранта исполнения имеет силу государства,  меру государственного принуждения;

- моральные нормы не регламентируют  заранее конкретные меры и  формы воздействия. Мерами морального воздействия могут быть осуждение коллектива, нравственное порицание. Случаи же правонарушений влекут за собой обязательную юридическую ответственность, вплоть до уголовной;

- мораль охватывает область  отношений более широкую, чем  право. Многие повседневные отношения людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права.

Особенностями и характерными чертами морали являются:

- всеобщность ее функционирования;

- опора на традиции, привычки;

- опора на общественное мнение;

-субъективно-личностный характер;

-повелительная роль, определяющая  ее особую значимость в общественных  отношениях.

Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную профессиональную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение работника. Особенно важна профессиональная этика для управленческих структур и, прежде всего, государственной службы.

Практика государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих и кадровая деятельность должностных лиц должны основываться на прочных нравственных принципах.

Под нравственными принципами государственной службы  понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством, на службе у которого он находится, с гражданским обществом, которому он служит, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан в защите их прав, свобод и законных интересов. Это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой в процессе их совместной профессиональной деятельности с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы. Под нравственными принципами кадровой политики понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к формированию и реализации государственной кадровой политики, к нравственной составляющей кадровой деятельности, кадровых отношений и процессов.

   Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли у нас нормативного установления. Но правила служебного поведения и требования к нему закреплены в действующем законодательстве. [Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г.; О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г., ст. 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего»].

   Наука и практика показывают, что общими нравственными принципами кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих являются следующие принципы:

   - принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества.

    - принцип законности. Это важнейший этический принцип, обязывающий должностных лиц, всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов, в том числе о государственной службе и кадровой деятельности. В любой правовой системе все правовые нормы имеют свой нравственный смысл, каждый правовой акт имеет свою нравственную ценность. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу.

Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями. Для чиновников должно стать правилом, что неисполнение, попрание закона не только противоправно, но и глубоко аморально. К сожалению, у нас еще низок уровень правовой культуры государственных служащих, весьма распространены правовой нигилизм, скептическое отношение к праву. Отсюда проистекают правовая противоречивость и слабость государственной власти, двойные стандарты в правоприменительной практике, безответственность и безнаказанность, правовая безграмотность ряда служащих.

- принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Причем, это должно проявляться не только внешне, но должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.

- принцип ответственности, обязывающий государственных служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые управленческие и кадровые решения. Такой подход не в традициях российской ментальности. Но его надо использовать, брать на вооружение, чтобы чиновники чувствовали моральную ответственность за свое служебное поведение и деятельность.

- принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Удовлетворение потребности в справедливости властей – самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти. Этот принцип требует внимательного и справедливого подхода при назначении служащих на новую должность, учета всех его достоинств и заслуг.

- принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение служащими установленных государством, отдельными его структурами правил, норм, предписаний своего служебного поведения. Он предполагает верность государственной службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы государственный служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. В соответствии с этим принципом, чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к:

Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего