Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения

Содержание

Введение

Актуальность  исследования. Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.

К числу таких  проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Вместе с  тем по мере снижения уровня безработицы в стране после кризиса 1998 г. наблюдается недооценка проблем занятости. Это находит свое отражение как в основных программных документах Правительства, так и в тематике научных экономических публикаций и касается, прежде всего, недооценки механизмов формирования занятости и способов ее регулирования.

В современный  период развития рынка очевидна потребность  во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических и методологических аспектов государственного регулирования  занятости в целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.

Представляется  важным исследование широкого круга  проблем, связанных с функционированием  системы государственного регулирования  занятости и ее трансформацией в  условиях экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики. Актуальность такого исследования особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.

Профессионально-квалификационная структура работающего населения  в России демонстрирует явную  неэффективность распределения  трудовых ресурсов.

Основной контингент безработных составляют молодежь, женщины, инвалиды, демобилизованные военнослужащие.

Негативные  процессы 90-х годов отразились на качестве рабочей силы. В настоящее  время по индексу развития человеческого  потенциала Россия занимает 60-е место в мире1.

Нарастающая глобализация экономики, предстоящее вступление России в Всемирную торговую оганизацию, рост конкуренции товаров и услуг  обуславливают необходимость принятия опережающих мер по использованию  преимуществ глобализации и предотвращению ее негативных последствий.

В литературе по проблеме рынка труда идет дискуссия  о роли и значении службы занятости  в деле решения данной проблемы2. Созданная по инициативе Правительства России, она призвана проводить официальную политику в области занятости, повышать конкурентоспособность безработных, содействовать занятости населения. Суть дискуссии состоит в том, что одни исследователи отмечают недостаточную эффективность службы занятости в решении поставленных перед ней задач, а другие говорят о ее успехах и достижениях в различных регионах.

Противоречивые  мнения о деятельности службы занятости  в публикациях по обозначенной тематике распределяются по двум полюсам. Однако эти мнения нельзя считать противоположными, они скорее несколько односторонне рассматривают проблему. С одной стороны – это критические замечания, когда акцент ставится на изъянах технологии и организации работы Федеральной государственной службы занятости населения. Такие мнения высказываются не только исследователями, но и клиентами службы. С другой стороны, встречаются одобрительные суждения о деятельности Федеральной государственной службы занятости населения, а неуспешность работы объясняется экономической ситуацией в стране, а также отсутствием достаточной мотивации и активности у безработных. Но количественно таких публикаций значительно меньше и, в основном, они инициируются самими специалистами и руководством службы занятости.

В литературе нередко  встречается описание негативного  портрета консультанта службы занятости. Чаще всего его представляют в образе бывшего служащего собеса, у которого отсутствует интерес к проблемам клиента и критический взгляд на собственную деятельность. Однако можно говорить о наличии конкретных специалистов в службе занятости, чей образ не вписывается в подобные рамки.

Объект  исследования – сфера труда и занятости населения в Чувашской Республике.

Предмет исследования – основные проблемы государственного управления сферой труда и занятости населения в Чувашской Республике.

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.

 Поставленная  цель обусловила постановку следующих задач:

1. установить  содержание и формы реализации  государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;

  1. проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
  2. исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;
  3. определить проблемные аспекты в реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внести предложения по их решению.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Государственная  политика в сфере труда и обеспечения  занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации.

1.1. Направления  и формы обеспечения занятости  населения как составляющие государственной социальной политики

Социальная  политика имеет достаточно широкую  сферу применения, затрагивая самые различные стороны жизни людей. Чтобы детальнее определить предметную область социальной политики, необходимо выделить ее направления. Это сделать не очень просто, так как в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом3.

В связи с  развитием кризисных явлений  и разрастания безработицы на правительственном уровне организован  и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с  ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов  власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового  законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности  высвобождаемых работников на рынке  труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом  рабочей силы соответствующей квалификации.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных  рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек4.

Переобучение  будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной  и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Одним из важных направлений переподготовки будет  подготовка специалистов в сфере  жилищно-коммунального хозяйства. Также  в целях повышения эффективности  функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).

Дополнительные  бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных  ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства  в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в  субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения  защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые  находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий для трудовой занятости  лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан5.

Для обеспечения  приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно  с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд. рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов - дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.6.

Также для решения  проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности  физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с  кризисными процессами в экономике  в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся  на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах7.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В этих целях  будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих  специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что  будет способствовать трудоустройству  выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается  создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч  рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг8.

При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут  предоставляться наиболее нуждающимся  субъектам Российской Федерации.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.

В целях сдерживания  роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный  контроль за сферой торговли. Будет  выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

1.2. Нормативно-правовые  основы государственной политики  в сфере труда и занятости  населения в Российской Федерации и Чувашской Республике

Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. Одним из направлений защиты прав и свобод является защита трудовых прав граждан.

Закон  «О занятости населения»9 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства  по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Участие государственных  органов оговорено в нормативно-правовой документации как федерального, так и регионального уровня. На федеральном уровне регламентация ведется в Конституции Российской Федерации и Трудовом кодексе Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2008 № 194  "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2008 год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458 (ред. от 14.12.2006) "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан", Постановление  правительства об утверждении порядка  исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

В новых условиях финансирования реформирование структуры  органов службы занятости было направлено на разделение территориальных органов  по выполняемым функциям на:

- органы государственного  управления на уровне всех  субъектов Российской Федерации  - Департаменты федеральной государственной службы занятости населения, штатная численность которых составляет 6250 человек, занимающиеся разработкой и реализацией государственной политики занятости. Департаменты, находящиеся в центрах федеральных округов, получили ряд новых функций, связанных с координацией работы в округе в сфере содействия занятости населения и взаимодействием с аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

- органы, непосредственно  предоставляющие услуги населению по содействию в трудоустройстве - государственные учреждения- центры занятости населения (штатная численность основного персонала составляет 27028 человек) в 2242 городах и районах. Центры занятости населения постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 года № 341 включены в перечень организаций, находящихся в ведении Минтруда России.

Таким образом, структура органов федеральной  государственной службы занятости  населения состоит из управленческого  звена - Минтруда России и Департаменты федеральной государственной службы занятости населения во всех субъектах Российской Федерации, и исполнительного звена - центров занятости населения.

Федеральная государственная  служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Деятельность ФГСЗ направлена на:

- оценку состояния  и прогноз развития занятости  населения, информирование о положении на рынке труда;

- разработку  и реализацию федеральной, территориальных  (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие  гражданам в поиске подходящей  работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

- организацию  при необходимости профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

- осуществление  социальных выплат в виде пособия  по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно10.

Федеральная государственная  служба занятости организационно самостоятельна. Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающей:

- разработку  мер финансово-кредитной, инвестиционной  и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

- правовое регулирование  в области занятости на основе  соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

- совершенствование  разработки и реализации федеральной  и территориальных программ содействия занятости населения;

- создание и  развитие инфраструктуры рынка  труда.

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой  и реализацией государственной политики занятости Федеральная государственная служба занятости образовывает государственный фонд занятости населения. Порядок формирования и расходования средств фонда занятости населения определен Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»11.

Российский  рынок труда напрямую не связан, практически ни с каким другим рынком. Ответ на вопрос очень прост. Ведь состояние рынка труда России индивидуально. Оно абсолютно не похоже на другие рынки. Рынок труда России, показывает статистика, довольно часто колеблется. Это не дает ему возможность развиваться и конкурировать с другими. Инфраструктура и становление рынка труда России 2008 год не было завершено.

Программы направлены на создание условий для развития рынка труда и эффективной  занятости населения, снижение напряженности  на рынке труда в районах с  высоким уровнем безработицы; обеспечение адресной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Развитие на региональном уровне системы регулирования  рынка труда объясняется особой важностью для социально-экономической ситуации и для политической судьбы региональных лидеров таких проблем, как обеспечение занятости населения, уровня заработной платы, объема налоговых поступлений в региональный бюджет и в социальные фонды. В условиях, когда на федеральном уровне политика занятости и доходов оказалась подчиненной сначала решению задач приватизации, а потом – достижению финансовой стабилизации, на региональные органы власти упала ответственность за социальные последствия складывающейся на рынке труда ситуации. Для нейтрализации негативных последствий сокращения занятости и снижения заработной платы финансовых средств у них не было. Оставался один путь – прямое воздействие, прежде всего, на крупные компании, действующие в регионе, в интересах поддержания уровня занятости и оплаты труда.

Объектом социальной политики являются формирование условий  достойной жизни населения, поддержание  и развитие человека как высшей ценности любого общества. Социальная политика включает политику регулирования доходов, занятости, социально-трудовых отношений, социального обеспечения; политику в сферах здравоохранения, образования, физкультуры, спорта и туризма; семейную, женскую и молодежную социальную политику.

Нормативно-правовое регулирование рынка труда в  Чувашии производится в соответствии с российским федеральным законодательством и дополняется республиканскими законодательными актами, призванными скорректировать проблемную ситуацию на рынке труда в Чувашии.

Постановление Кабинета Министров ЧР "О внесении изменений в Республиканскую  целевую программу снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год"12 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. В новой редакции изложены некоторые положения Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год.

Приказом Минфина  ЧР "О порядке премирования, выплаты  материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и единовременного  поощрения"13 утверждены Положения о порядке премирования государственных гражданских служащих Чувашской Республики, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Чувашской Республики, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, аппарата Министерства финансов Чувашской Республики и территориальных органов Министерства финансов Чувашской Республики в районах и городах и о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Чувашской Республики, работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Чувашской Республики, и работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, о порядке единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Чувашской Республики, работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Чувашской Республики, о порядке выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим аппарата Министерства финансов Чувашской Республики и территориальных органов Министерства финансов Чувашской Республики в районах и городах.

Постановлением  главы администрации г. Новочебоксарска  ЧР "О тарифной ставке рабочего ЖКХ первого разряда"14 с 1 января 2011 года установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего ЖКХ первого разряда в размере 4200 рублей.

В целях совершенствования комплексной системы мер по реализации государственной молодежной политики, дальнейшего развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления и социальной самореализации молодежи, поддержки деятельности молодежных объединений, движений и инициатив Кабинет Министров Чувашской Республики утвердил Постановление "О республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 2011 - 2020 годы" 15.

Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения