Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования
план:
Введение……………………………….………………………
- Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
- Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
- Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
- Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Реформы, произошедшие
в государственной и правовой
системе России, связанные с переходом
страны к новым экономическим
отношениям, изменением политической
структуры власти вызвали появление
новых институтов и форм общественной
и социальной жизни. Экономические,
политические, социальные преобразования
в нашей стране потребовали разработки
новых правовых документов в этих
областях. Однако проведение реформ тормозится
ростом преступности, которая представляет
собой реальную угрозу охраняемым законом
правам и свободам граждан, интересам
общества и государства. Усиливается
агрессивность и
Раскрыть преступление
только процессуальным путем невозможно,
и для успешного расследования
уголовного дела необходимо четко налаженное
и согласованное взаимодействие
следственных органов и органов
дознания, сочетание процессуальных
и оперативно-розыскных форм получения
доказательств и установления истины
по делу. Состояние правопорядка диктует
необходимость повышения
Однако не все обстоит гладко в области взаимодействия органов предварительного расследования. То, что каждое третье преступление в стране остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами взаимодействия, недостаточной профессиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства ответственности за порученное дело у следователей и работников органов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной милиции.
Зачастую сотрудники
органов предварительного расследования
не имеют представления, каким образом
разграничивается их компетенция. В
ряде органов при оформлении следователями
поручений органам дознания допускается
постановка задач, которые выходят
за пределы компетенции
Существование этих
проблем в сложившейся ситуации
(резко возросший уровень
Все это свидетельствует
о том, что без четко налаженного
и урегулированного законодательством
взаимодействия органов следствия
и дознания невозможно эффективно раскрывать
и расследовать преступления и в
конечном итоге бороться с преступностью.
Тему «Проблемы
взаимодействия следователя и органа
дознания в стадиях возбуждения
уголовного дела и предварительного
расследования» я выбрал потому, что,
работая помощником следователя
прокуратуры я вижу некоторые
трудности, возникающие в его
взаимодействии с органами дознания
при осуществлении
Задачей написания
дипломной работы является осмысление
и уяснение для себя, ее содержания
с тем, чтобы в дальнейшем применять
его на практике.
1.
Правовые основы
и формы взаимодействия
следователя и
органа дознания
в стадиях возбуждения
уголовного дела
и предварительного
расследования.
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.
Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства1.
Взаимодействие призвано решать следующие задачи:
1. Расследование и раскрытие преступлений;
2. Привлечение к
установленной законом
3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками:
- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью.
Следователь и работники
органа дознания по своему служебному
положению обязаны
- различием их
полномочий. Действия следователя
направлены на получение
Последние (за
исключением осмотра места
Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица производящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению следователя может производить следственные действия;
- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью.
Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно- правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно- розыскной деятельности. Последняя характерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;
- самостоятельностью
следователя и органа дознания,
вытекающей из отсутствия
-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений.
Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.
- Тем не менее,
тесная и всесторонняя
Взаимодействие является
одной из функций управленческой
деятельности, оно обеспечивает разделение
труда и согласованность
Управление взаимодействием
в борьбе с преступностью предполагает
наличие определенного режима данного
взаимодействия; поддержание этого
режима в заданном состоянии; постоянное
его совершенствование в целях
обеспечения все большей
______________________________
4 Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная систе- ма//Советское государство и право. -№ 7-77. -С. 42-
44. 9
8
Все это позволяет
сделать вывод, что одним из важнейших
путей активизации и
Одной из функций взаимодействия органов дознания и следователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.
Организация взаимодействия
между органами дознания и следователем
не возможна без информационного
обеспечения. Взаимодействуя, стороны
собирают, накапливают, хранят, анализируют
поступающую информацию, которая
впоследствии реализуется через
принятие важных управленческих решений
по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя
между собой, органы дознания и следователь
постоянно отслеживают
Взаимодействие между
органами дознания и следствия невозможно
без надлежащего руководства. С
помощью руководства уточняются
цели и задачи взаимодействия, конкретизируются
приемы и методы, отрабатывается тактика
и стратегия, повышается эффективность,
достигается конечный результат. Наряду
с этим оказывается влияние на
поведение конкретных людей, участвующих
в процессе взаимодействия. Важное
значение в процессе взаимодействия органов
дознания и следователя отводится контролю.
Контроль позволяет своевременно выявлять
возможные недостатки и упущения в процессе
взаимодействия, конкретизировать ранее
принятое решение, оценивать промежуточный
и конечный результат деятельности.
9
Решение всех возникающих
вопросов невозможно без правового
регулирования положения
Правовые нормы, регламентирующие
процесс взаимодействия можно разделить
на несколько групп:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон
«Об оперативно-розыскной
12.08.95г.;
3. Приказы и указания
Генерального прокурора РФ по
вопросам организации
4. Межведомственные
приказы, указания, инструкции, соглашения,
которыми определяются
5. Нормативные документы,
издаваемые
Взаимодействие такие
можно определить как основанную
на законодательных актах
К основным принципам
относятся6:
______________________________
5 Криминалистика: Учебник
для вузов МВД России. Т. 2: техника,
тактика, организация и
Б.П.). -Волгоград, ВСШ МВД РФ. -1994. -С. 253.
6 Там же.
1. Соответствие совместной
деятельности требованиям
2. Организующая роль
и ответственность следователя
за своевременное и
3. Самостоятельность
органов дознания в выборе
средств и методов оперативно-
4. Плановость взаимодействия;
5. Непрерывность
взаимодействия.
Рассмотрим указанные
принципы более подробно:
1. Соответствие совместной
деятельности требованиям
2. Организующая роль
и ответственность следователя
за своевременное и
При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной деятельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей решений следователя.
Если оперативные
работники, исходя из обстоятельств дела
считают, что их участие может оказаться
полезным, то
11 они могут выступать
инициаторами взаимодействия, предложить
следователю свою помощь. Оперативные
работники могут
На стадии предварительной
(до следственной) проверки материалов
о преступлении инициатива во взаимодействии
исходит от оперативного работника.
С учетом особенностей первичных
материалов о преступлении он принимает
решение о привлечении
3. Самостоятельность
органов дознания в выборе средств и методов
оперативно-розыскной деятельности (в
пределах действующего законодательства)
состоит в том, что оперативный работник
самостоятельно осуществляет оперативно-розыскные
мероприятия по обнаружению и задержанию
лиц, совершивших преступления; сам определяет
те поисковые мероприятия, для проведения
которых должны быть использованы силы
и средства других служб и своевременно
привлекает к сотрудничеству эти службы;
несет ответственность за качественное
проведение оперативно-розыскных мероприятий.
4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодействия.
Необходимо осуществлять
согласованное планирование следственных
и оперативно-розыскных
План помогает взаимодействующим
субъектам при выполнении своих
функций учитывать различные
ситуации, эффектив-
12 но использовать свои
возможности. В плане нужно предусмотреть
участие всех заинтересованных служб.
План расследования определяет сферы
и порядок их взаимодействия. Он может
быть как единым для всех исполнителей,
так и раздельным. Раздельный план составляют
тогда, когда требуется расшифровать конкретное
содержание оперативно-розыскных мер,
отражение которых в общем, плане не целесообразно.
Отдельный план составляют и для производства
наиболее сложных следственных действий7.
Сущность принципа
взаимодействия состоит в том, что
стороны по взаимному согласию разрабатывают
систему прямо согласованных
между собой планов, организуют их
выполнение, налаживают учет и контроль
и на этой основе обеспечивают единство
всех звеньев в целях решения
поставленных задач.
5. Непрерывность
взаимодействия при
Взаимодействие следователя
и органов дознания происходит в
двух основных формах: процессуальной
и организационной8.
Процессуальные формы
взаимодействия между следователем
и органом дознания законодательно
закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены
также и в других законах, в
связи, с чем отношения между
субъектами взаимодействия носят правовой
характер. Процессуальными формами
являются:
1. Поручение следователя
органу дознания о
______________________________
______________________________
7 Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2: техника, тактика, организация и методика расследования преступлений, (под ред. Сматоринского
Б.П.). -Волгоград, ВСШ МВД РФ. -1994. -С. 255.
8 Дербенев А.П. Взаимодействие
следователя и органа дознания при расследовании
преступлений.
13
2. Содействие органа
дознания следователю в
3. Уведомление следователя
о результатах применения
Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно связана с ней.
Организационная форма
вырабатывается практикой и регламентируется
ведомственными нормативными актами Организационными
формами являются:
1. Создание следственно-
2. Взаимный обмен
информацией между
3. Согласованное
планирование следственных
4. Ознакомление следователя
с данными полученньштг-ипфл-
Рассмотрим их более
подробно:
1. Создание следственно-
______________________________
8 М.: МФЮЗО при Академии МВД СССР. -1993. -С. 14.
9 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие (под ред.
Кожевникова И.Н. Научный редактор Качанова А.Я.). М. Изд. «Спарк», -1997.
-С. 223.
14 деда10. Следственно-оперативные
группы обеспечивают
Взаимодействие следователей
и оперативных работников в СОГ
происходит несколькими путями:
1. на основе согласованных
планов проведения оперативно-
2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда оперативный работник, входящий в СОГ проводит оперативно-розыскные действия, а также
(по разовым поручениям
следователя) отдельные
(обыски, выемки, осмотры);
3. при подготовке
и проведении следственных
54% опрошенных следователей
расценивают работу в
Вопрос о создании
следственно-оперативной группы решается
как при возбуждении уголовного
дела по оперативно-розыскным
______________________________
______________________________
10 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. -М., Академия МВД СССР- -1989. -С. 5.
11 Петелин Б.Я. Указ. Работа. - С. 6.
12 Там же.
15 шенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявления соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. СОГ обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений.
Например, прокурор Краснодарского края старший советник юстиции Селюков
- Проблемы внедрения средств автоматизации в документационном обеспечении управления (на примере ООО «МЕДРЕМСТРОЙ»)
- Проблемы возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
- ПРоблемы возмещения морального вреда в уголовном судопроизводстве
- Проблемы возникающие при определении таможенной стоимости и пути их решения
- Проблемы вступления России в Болонский процесс и пути их решения
- Проблемы глобализации СМИ (на примере медиакомпании BBC)
- Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества
- Проблему права человека на жизнь
- Проблемы адаптации личности в группе
- Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего
- Проблемы антикризисного управления ОАО «НЧШК» в современных условиях
- Проблемы безопасности информации предприятия и пути их решения
- Проблемы бюджетной политики
- Проблемы взаимодействия органов государственной власти в России