Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль ООО «Интекс»

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

 

В рыночной экономике  налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, развитие  эффективной рыночной экономики невозможно.

Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части бюджета государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Посредством налогов осуществляется регулирующая и фискальная функции воздействия на экономику страны и её развитие в целом.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами, изменяя порядок исчисления налога, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает необходимые условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем /4, 13/.

Перед современным  этапом налоговой реформы стоит  сложная  задача - формирование стимулов перехода российской экономики с сырьевого на инновационный путь развития, а также создание максимально возможного количества конкурентоспособных предприятий мирового уровня

Налог на прибыль  организаций  весьма эффективный  инструмент воздействия на финансовое положение предприятий, повышающий (либо, наоборот, снижающий) их заинтересованность в развитии производства

Предметом исследования темы настоящей дипломной работы является:

- налог на прибыль как важнейший элемент налоговой системы Российской Федерации;

- порядок  исчисления и уплаты налога на прибыль на предприятии – ООО «Интекс», основным видом деятельности которого является оптовая торговля оборудованием и запасных частей для строительных заводов.

Целью дипломной работы является разработка предложений по оптимизации исчисления налога на прибыль организаций на примере действующего предприятия.

Для решения  поставленной цели необходимо решить ряд задач:

– определить сущность налога на прибыль, охарактеризовать элементы налогообложения;

– определить влияние налога на прибыль на развитие экономики страны;

– определить функции, им выполняемые;

– изучить   порядок исчисления налога на прибыль и его и уплаты;

– рассмотреть порядок исчисления налога на прибыль на предприятии ООО «Интекс»;

– изучить методику составления налоговых регистров  по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации на ООО «Интекс»;

– проанализировать арбитражную практику в сфере  применения налога на прибыль и вывести  основные проблемы его применения;

– разработать предложения и пути оптимизации определения налога на прибыль в ООО «Интекс».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава  раскрывает содержание налога на прибыль и его элементов.  Во второй главе исследуется порядок исчисления, представления отчетности и уплаты налога на прибыль в ООО «Интекс». В третьей главе, на основе изучения порядка исчисления налога на прибыль, приводятся примеры арбитражной практики по исчислению налога на прибыль организаций, составляются рекомендации по совершенствованию механизма  налогообложения прибыли ООО «Интекс».

В заключении изложены выводы и заключение по данной работе.

При выполнении дипломной работы были использованы как нормативно-правовые источники информации, так и внутренние документы  ООО "Интекс», регламентирующие  работу предприятия.

 

Глава 1 Сущность налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты

 

1.1 Налог на прибыль организация и его место в формировании доходной части бюджетов

Налог на прибыль   осуществляет две важнейшие функции: фискальную  и регулирующую.

Фискальная  функция проявляется в формировании доходов бюджета Российской Федерации.   

В консолидированном  бюджете РФ, объединяющим бюджеты  всех уровней власти, налог на прибыль  обеспечивает свыше одной трети  всех поступлений, тогда как в федеральном бюджете его доля составляет 16%.

Регулирующая функция  налогов проявляется через систему  особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; спад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.

Суть регулирующей функции  общественного воспроизводства  в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот  и освобождений;

дестимулирующая подфункция позволяет через повышение ставок налогов ограничить тот или иной вид деятельности;

воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Регулирующая функция  налогов проявляется не только посредством  предоставления налоговых льгот, но и в форме налоговых санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная функция  позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

 Регулирующая функция налога на прибыль проявляется посредством установления индивидуальных особенностей исчисления налога на прибыль:

– предоставлении права выбора порядка признания доходов и расходов;

– установлении дифференцированных налоговых ставок;

– предоставлении права применения налоговых льгот;

– предоставлении освобождения от уплаты и исчисления налога на прибыль отдельных категорий налогоплательщиков.

Рассматривая  структуру доходной части бюджета  Российской Федерации в части  налоговых поступлений, установлено, что поступления от уплаты налога на прибыль занимают большую часть (Рисунок 1).

Рисунок 1. Структура доходной части бюджета Российской Федерации за 2011 год

Налог на прибыль  служит экономическим инструментом регулирования экономики. Изменяя  обложение прибыли юридических  лиц, государство способно с помощью  ставок, порядка расчета налогооблагаемой базы, налоговых льгот и санкций оказать серьезное давление на динамику производства: либо стимулировать его развитие, либо сдерживать движение вперед /7, 14/. В этом заключается регулирующая функция налога.

Налог на прибыль действует на всей территории России. Сумма налога на прибыль полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия.

Представим ключевые характеристики налога на прибыль в таблице (Таблица 1).

Налог на прибыль применяется во всех странах. Однако в большинстве стран фискальное значение этого налога, в отличие от России, невелико. Он используется в качестве инструмента, регулирующего деловую активность компаний. Например, в Германии, США, Франции и Швеции доля поступлений от его взимания в валовом национальном продукте не превышает 2%, в Великобритании - 4%, в Японии - 6%. /19, 151/

Таблица 1

Классификация налога на прибыль

Классификационный признак

Тип налога на прибыль

по органу, который  устанавливает и конкретизирует налоги

по порядку  введения

по способу  взимания

по субъекту-налогоплательщику

по уровню бюджета

по целевой  направленности

по срокам уплаты

федеральный

общеобязательный

личный прямой

налог с предприятий  и организаций

регулирующий

абстрактный

периодично-календарный


Основная часть налогового бремени в других странах возложена на физических лиц, как на конечных потребителей создаваемых обществом благ. В России налоговое бремя, возлагаемое на физических лиц существенно ниже.

 

1.2. Характеристика элементов налогообложения по налогу на прибыль организаций

Для раскрытия сущности налога на прибыль, дадим характеристику элементов налогообложения.

Налогоплательщиками налога на прибыль признаются все организации: российские и иностранные, которые осуществляют свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения  по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком./1, 340/

Прибылью является:

1) для российских  организаций - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с 25 Главой НК РФ;

2) для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность  в Российской Федерации через  постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с 25 Главой НК РФ.

Налоговая база по налогу на прибыль – это денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При этом все доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться в денежной форме.

В том случае, когда в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток,  и получилась отрицательная разница между доходами и расходами в данном отчетном (налоговом) периоде, то налоговая база признается равной нулю.

Отдельные виды доходов и расходов не учитывается при определении налоговой базы. В первую очередь, это - доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

 Организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы  организаций, занимающихся игорным  бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Не являются плательщиками налога на прибыль  те организации, которые являются иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Также, организации, получившие статус участников проекта  по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов  в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", не являются плательщиками налога в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников данного проекта.

Не признаются плательщиками налога на прибыль  организации, применяющие специальные налоговые режимы в виде уплаты единого налога на вмененный доход и единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Налоговая база определяется как разница между  суммой признанных (полученных) доходов  и суммой признанных (оплаченных) расходов.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Полученные  налогоплательщиком доходы, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Полученные  налогоплательщиком доходы, стоимость  которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с  доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике способа, для целей налогообложения метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 Налогового Кодекса РФ.

Доходы организаций, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, подразделяются на два вида: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационные доходы представляют собой доходы, полученные налогоплательщиком по операциям, непосредственным образом, не связанных  с реализацией товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Примером внереализационных  доходов могут быть доходы в виде положительной или отрицательной  курсовой разницы, которая образуется  вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса  Центрального банка РФ дату перехода права собственности на иностранную валюту.  Также, такими доходами являются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Полный перечень внереализационных доходов представлен в Приложении 1.

Налогоплательщик  уменьшает полученные доходы на сумму  произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально  подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством  Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Если некоторые  затраты с равными основаниями  могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются  в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются  в совокупности с расходами, стоимость  которых выражена в рублях.

Пересчет указанных  расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов. 

Расходы, связанные с  производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные  с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание  и эксплуатацию, ремонт и техническое  обслуживание основных средств  и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные  исследования и опытно-конструкторские  разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

2. Расходы, связанные  с производством и (или) реализацией,  подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату  труда;

3) суммы начисленной  амортизации;

4) прочие расходы.

В таблице 2 представлена группировка материальных расходов по их видам и подвидам.

 

Таблица 2

Группировка материальных расходов

 

Материальные  расходы

 
   
 

на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

 
   

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2

 

 

на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки, произведенных  и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели)

 
   
 

на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию

 
   
 

на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика

 
   
 

на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых  на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов  энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии

 
   
 

на приобретение работ и услуг производственного  характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными  предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика

 
   
 

связанные с  содержанием и эксплуатацией  основных средств и иного имущества  природоохранного назначения

 

 

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Не подлежат амортизации  земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные  ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Отметим, что налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации:

1) линейный метод;

2) нелинейный метод.

Начисление амортизации  по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Сведения о ставках  налога на прибыль представлены на схеме 1

Схема 1. Ставки налога на прибыль

 

В России налоговая ставка составляет 20%, при этом 2% зачисляется в Федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта РФ. При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

В отношении доходов  иностранных организаций от участия  в деятельности российских организаций  применяется ставка налога на прибыль  в размере 15% от суммы полученных доходов, 9% - в отношении доходов российских организаций, полученных от участия в деятельности организаций.

Налогоплательщики исчисляют  ежеквартальные авансовые платежи  по налогу на прибыль, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода. Налоговая база по итогам расчетного периода определяется нарастающим итогом с начала года до окончания квартала.

Налогоплательщики имеют  право перейти на исчисление ежемесячных  авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных  авансовых платежей исходя из фактической  прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

 

    1. Роль налога на прибыль в стимулировании инновационного развития экономики

 

Приоритетным  направлением преобразования российской экономики является придание ей инновационного качества, основным условием которого является вовлечение предприятий реального сектора в реализацию ключевых направлений инновационного развития. Роль государства заключается в достижении баланса между интересами бизнеса и общенациональными приоритетами, который невозможен без использования налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности.

Ускорение экономического роста в результате интенсификации инновационного процесса – основная задача руководства страны, и решение  ее напрямую зависит от притока инвестиций в сферу производства. Система  налогообложения является мощным ресурсом стимулирования внутренних инвестиций на государственном уровне. К 2009 г. завершен очередной этап реформирования российской налоговой системы.

С 2008 года вступил  в силу комплекс нормативно-правовых актов, создающих определенные налоговые стимулы для ведения инновационной деятельности (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности").

Названные меры заключаются в следующем:

- включение  в состав средств целевого  финансирования, не учитываемых  при определении базы налога  на прибыль, средств, получаемых  из зарегистрированных в установленном  порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

- установление  к основной норме амортизации  повышающего коэффициента (в размере  3) в отношении основных средств,  используемых только для осуществления  научно-технической деятельности.

Однако следует  отметить, что на данный момент основными по своей сути и влиянию на инновационное развитие экономики России являются следующие преобразования в порядке и методах обложения налогом на прибыль:

    1. Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов согласно ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" - в течение 10 лет со дня получения статуса участников освобождаются от уплаты налога на прибыль.
    2. Возможность учета расходов на научно-исследовательские и конструкторские разработки, не давшие положительного результата.

К расходам на НИОКР российское налоговое законодательство относит затраты на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), куда включены и расход на изобретательство, а также на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 1 ст. 262 НК РФ), зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

    1. Возможность применения ставки налога в размере 0% для доли налога, зачисляемой в федеральный бюджет для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон.

Эти меры должны способствовать экономическому и инновационному развитию страны.

Для разработки и внедрения эффективных налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности  целесообразно обратиться к опыту промышленно-развитых стран.

Признанный  мировой лидер в сфере инноваций, Япония традиционно использует следующие  методы стимулирования инновационного развития:

- возможность  применения ускоренной амортизации  для научно-исследовательского оборудования;

- налоговые  скидки по расходам на инновационные  разработки;

- налоговые льготы по затратам на приобретение зарубежных технологий;

- налоговая  льгота на научно-исследовательские затраты.

В Швеции также  применяются значительные налоговые  льготы по инновационной деятельности: подлежат освобождению от налогообложения  суммы в размере 10% от затрат фирмы  на исследовательские работы, кроме  того, предусмотрена специальная налоговая скидка в размере до 20% установлена на сумму прироста затрат на исследовательские работы в текущем году по сравнению с уровнем прошлого года.

Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль ООО «Интекс»