Проблемы и пути совершенствования управления в системе образования
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(на примере МОУ средняя общеобразовательная
школа №5 г. Надыма)
Выполнила:
студентка 4 курса 22-у группы
к.и.н. Кокшаров Александр Валерьевич
Москва 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность профессионализации
управленческого труда……………………………………….5
- Понятие профессионализации управленческого труда……………..6
- Сущность управления персоналом………………………………….15
1.3. Профессиональная компетентность руководителя…………………21
Глава 2. Особенности управления персоналом в системе
образования на примере муниципального
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма………..31
2.1. Характеристика учреждения и кадровое обеспечение…………….31
- Основные направления деятельности руководителя………………38
2.3. Разработка управленческих решений и их реализация ……….....45
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования
управления в системе образования………………….52
- Проблемы и недостатки в
работе директора школы и
их преодоление…………………………………………………
………….52 - Совершенствование процессов управления персоналом на примере построения диалогической системы управления…………………..66
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы ……….78
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом, то руководитель не сможет работать эффективно, что несомненно повлияет на работу всей организации.
В сложных условиях социально-экономического развития менеджмент является ключевым звеном при решении многих проблем, с которыми столкнулась Россия в начале третьего тысячелетия. Многие проблемы России проистекают из недостатков управления. Решение этих проблем определяется пониманием концепции необходимой профессионализации руководителей в области управления персоналом.
Актуальность темы исследования
обусловлена: необходимость изучения
явления профессионализации управленческого
труда связана с тем, что каждая структура,
будь то государственная или предпринимательская,
нуждается в немногочисленном, но эффективно
и профессионально работающем органе
управления. Создать его рациональную
архитектуру можно только на основе изучения
содержания и характера управленческого
труда, условий, в которых он протекает,
оптимизации функций и структур органов
управления, разработки профессионально-
Современная социально-экономическая ситуация в стране на первый план выдвигает вопросы реформирования российского образования, радикального обновления его структуры и содержания, что влечёт за собой необходимость изменений в управлении системой образования, в частности общеобразовательными учебными заведениями. Проблема, безусловно, современного, соответствующего новой реальности подхода к управлению общеобразовательными учреждениями — одна из центральных в образовательной политике сегодняшнего дня, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на становление и развитие конкурентоспособной личности с высокими нравственными убеждениями и мотивами к профессиональному труду.
Содержание образования обновляется в условиях децентрализации образовательных учреждений, развития вариативности образования и дифференциации обучения, повышения интереса педагогов-практиков к исследовательской и экспериментальной деятельности, расширения спектра образовательных услуг с учётом социального заказа.
Механизмы развития и саморазвития образовательного учреждения сейчас получили мощный импульс. Выявилось, что источники его — это творчество руководителей, педагогов, их инновационная деятельность, которая нашла своё отражение в коррекции, разработке и внедрении современных подходов к управлению образовательным учреждением.
Повышение эффективности управления образовательным учреждением — это один из способов «выживания» в условиях рынка.
Объект исследования: управленческая деятельность в системе образования.
Предмет исследования: МОУ СОШ №5 г.Надыма.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретическое и практическое осмысление процесса профессионализации управленческого труда в сфере управления персоналом на примере общеобразовательного учреждения г. Надыма.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие профессионализации управленческого труда;
2. определить сущность управления персоналом;
- рассмотреть профессиональную компетентность руководителя, характерные особенности конкретное содержание труда руководителя.
- раскрыть особенности управленческого труда на примере образовательного учреждения г. Надыма;
- определить проблемы управления в системе образования и дать рекомендации по повышению эффективности управления персоналом в образовательном учреждении.
Теоретическую базу исследования составили современные авторы: Травин В.В., Дятлов В.А., Попов С.Г., Борисова Е.А., Кибанов А.Я., Шекшня С.В., Подмарков В.Г. , Поваренков Ю.П., Турчинов А.И., Маркова А.К. и др.
В области образования идеи теории управления нашли свое применение в трудах М.М. Поташника, В.С. Лазарева, Т.И. Шамовой, Ю.А. Конаржевского, В.И. Кричевского, Г. Селевко и многих других известных исследователей.
Практическая значимость работы состоит в раскрытии практического опыта управленческого труда в системе образования и полученные исследования могут быть применены в системе управления любого общеобразовательного учреждения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, цели и задачи исследования, объект и предмет.
В первой главе раскрывается понятие и сущность профессионализации управленческого труда.
Во второй главе характеризуется особенности управления на примере общеобразовательного учреждения г. Надыма.
В третьей главе определяются проблемы управления в системе образования и разрабатываются механизмы повышения эффективности управленческого труда в общеобразовательном учреждении.
Глава 1. Понятие и сущность профессионализации управленческого труда
- Понятие профессионализации управленческого труда
Управленческий труд — это деятельность, обеспечивающая "целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Этот вид деятельности становится не только сложным и ответственным, с которым вряд ли могут сравниться другие виды деятельности, но и существенно значимым для общества. Его ценность вполне можно выразить словами одного из теоретиков менеджмента П. Друкера, который считает, что исторические успехи нации на 80% определяются эффективностью управления»1.
В понятие содержания управленческого труда в сфере управления персоналом включаются такие его характеристики, в которых отражается многообразие трудовых функций и операций, их физическое и интеллектуальное напряжение, степень самостоятельности и ответственности при принятии решений и др. Изучение содержания управленческого труда дает возможность вычленить оптимальную совокупность операций и трудовых функций для описания должностей персонала управления. Насколько важна сегодня работа по описанию должностей, разработке должностных обязанностей персонала управления знает и руководитель государственного органа и руководитель любого хозяйствующего субъекта независимо от форм собственности. Эта работа позволяет сделать оптимальными структуры управления и с точки зрения управляемости и с точки зрения экономичности .
Изучение содержания труда управленца важно для работы по проведению мероприятий по профессиональному отбору и профессиональной ориентации персонала. Знание содержания труда позволяет разработать научно обоснованные программы их подготовки, определить размер и формы оплаты труда и др.
Понятие «характер управленческого труда» выражает закрепленность персонала за определенным видом управленческой деятельности. Это может быть труд, который выполняется на различных уровнях управленческой иерархии. В свою очередь он может характеризоваться большей или меньшей долей управленческих или исполнительских функций, творческой или рутинной работой, в разной степени эмоциональной и психологической напряженностью и др.
Изучение и оценка характера управленческого труда подскажет более правильный подход к вопросам комплектования должностей с учетом особенностей пола, возраста, характера и других особенностей человека.
Существенные изменения происходят сегодня в условиях труда персонала управления. Это понятие раскрывает совокупность факторов среды, в которой протекает труд управленца. К таким факторам, в первую очередь, относятся объекты управленческого труда, средства труда.
Анализ структурных компонентов управленческого труда дает возможность сделать вывод о том, что в нем происходят, так же как и в других видах общественного труда, качественные изменения и процессы, в том числе — развитие труда и разделение труда.
Процесс развития управленческого труда характеризуется усложнением его содержания, качественными изменениями в трудовых функциях, а, следовательно, и в обязанностях и в требованиях, которые предъявляются к персоналу управления. Сложность управленческого труда обусловливает необходимость предварительной профессиональной подготовки человека к этому виду труда — профессиональной специализации. Сегодня участие человека в трудовом процессе на основе приобретенного опыта в результате длительной практической деятельности, то есть без предварительного обучения, практически изживает себя. Все группы должностей управления, в том числе и в сфере управления персоналом образования требуют от человека профессионального образования. Таким образом, в сфере управления персоналом проявляется общесоциологическая тенденция — непрофессиональная специализация уступает место профессиональной специализации.
Разделение труда, охватившее сферу управления, характеризуется не только обособлением существующих в обществе функций, но и расчленением определенных видов труда на ряд частичных операций, выполняемых в какой-либо организации.
В системе образования можно выделить функциональную, технологическую, профессиональную и квалификационную формы разделения труда. Их возникновение обусловлено качественными изменениями в содержании управленческого труда. При этом следует отметить, что каждая из этих форм будет содержать как общее — то, что характерно для управленческой деятельности, процесса управления вообще, так и особенное — то, что придает управленческому процессу свою специфику. Эта специфика обусловливается, прежде всего, объектом управления. А объект управления может принадлежать к человеческим, материальным, финансовым, информационным и иным видам ресурсов. И каждый из них требует от человека не только знания общих технологий и процедур управления, но и непременно знания предмета деятельности.
Разделение труда можно рассматривать на разных уровнях — общества, государства, региона, предприятия и др. Для функциональной формы разделения труда характерно деление управленческого труда по содержанию, его роду и месту в иерархии выполнения управленческих функций. В этом случае, к примеру, следует выделять такие должности, содержание которых составляют функции управления предельной степени общности (для данного уровня разделения труда) — это уровень руководства (стратегический уровень) — должности высшей формы управленческой деятельности. Собственно управление (тактический уровень) и организация (непосредственная организация) выполнения задач и планов тактического уровня — это должности низшего уровня управления, а люди их занимающие, имеют дело со специфическими предметными областями деятельности.
Технологическая форма разделения управленческого труда предполагает расчленение процесса управленческой деятельности на отдельные стадии с задействованием в них различных уровней управления, групп управленцев и специалистов, обеспечивающих подготовку, принятие и реализацию управленческого решения.
Профессиональная форма разделения управленческого труда раскрывает предметную область деятельности и представлена содержанием профессиональных требований, а, следовательно, и профессиями. Эта форма находит проявление и в специализации должности. С этой формой тесно связана квалификационная форма разделения управленческого труда, в которой отражается, с одной стороны — степень сложности управленческого труда в конкретной профессиональной области (предметная область). С другой стороны, в этой форме находит отражение и сложность управленческого труда по уровням в управленческой иерархии. Она характеризует степень сложности движений, действий и приемов, выполняемых человеком в процессе трудовой деятельности.2
Специализация человека в сфере управления
персоналом представлена, с одной стороны,
возможностью реализации им своих профессиональных способностей, а, с другой, выполнением
трудовых функций, должностных обязанностей,
заданных конкретной должностью. В этом
случае организация, предприятие могут
быть представлены двумя формальными
структурами: профессионально-
Управленческий труд по степени преобладания в нем элементов ответственности, творческого характера, можно, так же как и управленческий труд вообще, разделить на эвристическую, административную и операторную формы3.
Эвристическая форма управленческого труда в сфере управления персоналом представляет собой совокупность действий по анализу и исследованию социальных, экономических, политических и иных проблем, а также поиск путей и способов их решений. Этим трудом заняты в основном руководители. Не нуждается, казалось бы, в доказательстве тот факт, что эта форма управленческого труда по самой своей сути требует от человека высокого уровня образования, профессионализма.
Административная форма управленческого труда, в том числе и в сфере управления персоналом представлена в основном действиями по выполнению многочисленных функций планирования, организации, координации, мотивации, регулирования, анализа и контроля за состоянием дел в организации и др. Как правило, это руководители.
Операторная форма управленческого труда представлена разнообразием действий, направленных на техническое обеспечение управленческого труда, труда специалистов службы управления персоналом. В нее можно включить многочисленные виды деятельности по обработке документов, сбору, учету и хранению информационных баз данных, работа с ними, а также выполнение других видов труда исполнительного и обслуживающего характера.
Уровень сложности управленческого труда является, пожалуй, одним из первых в обществе, который потребовал от человека профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Об этом свидетельствует история, начиная с древнего мира и до наших дней.
Знания о содержании
Признание вида деятельности
профессиональным
Это означает, что труд в сфере управления требует от человека соответствующих профессиональных способностей, а от общества — таких социальных институтов, которые бы обеспечивали последовательность включения человека в эту сферу профессиональной деятельности — индивидуальную профессионализацию, управление его профессиональным опытом — системы профессионализации человека.
Поэтому профессионализация— это социальное явление, обусловленное качественными и количественными изменениями в содержании и характере труда в управлении и характеризующееся возникновением профессий и специальностей, профессиональной культуры, технологий включения человека в профессиональную деятельность, становления и развития его как профессионала. 4
Таким образом, управленческий труд в сфере управления персоналом, становится профессиональным по причине, с одной стороны качественных изменений трудовых функций, обусловленных общественными потребностями, условиями, в которых он осуществляется, применяемыми средствами труда, объектом труда, а с другой стороны, способностью человека овладевать такими знаниями, умениями, навыками — профессиями и специальностями, которые позволяют ему квалифицированно, профессионально выполнять эти функции.
Признание управление персоналом профессиональной деятельностью влечет за собой выяснение потребности в структуре профессий и специальностей, которыми должны владеть управленцы, чтобы профессионально выполнять задачи и функции по обеспечению эффективного управления персоналом.
Поэтому одной из актуальных проблем
науки и практики функционирования организации
является разработка под создаваемые
должностные структуры проектов их профессионально-
Реальные прогрессивные изменения в обществе наступают тогда, когда оно создает надежные механизмы включения профессионалов в сферу управления, ценит их профессиональный опыт, обеспечивает надежную защиту от дилетантов, непрофессионалов, когда действительно существует не декларированная, а реальная востребованность профессионализма. Тогда действительно с полным правом можно говорить об управлении персоналом как профессиональной деятельности.
Чтобы оказать помощь человеку в профессиональном становлении, развитии и реализации его профессионального опыта, общество за исторически длительный период времени выработало их разнообразные формы, создало специальные социальные институты, методы, разработало критерии и принципы. Все это составляет систему профессионализации человеческой деятельности, в том числе и систему профессионализации в области управления персоналом.
Важными компонентами этой системы выступают: профессиональная ориентация и профессиональный отбор; накопление и передача профессионального опыта через разнообразные организационные формы, и прежде всего через развитие системы профессионального образования; управление персоналом, его профессиональным опытом, что составляет содержание работы с кадрами, персоналом; постпрофессиональное образование (повышение квалификации, переподготовка и т.д.).
Искусство управления является фактором профессионализма не только в деятельности отдельного руководителя, но и всей его команды. Его можно представить и оценивать как обобщённую характеристику управленческой деятельности.
Профессионализм управления полезно рассматривать на двух взаимосвязанных уровнях. Первый уровень — уже названные знания, опыт, искусство управления. Второй уровень — индивидуально-личностные качества руководителя, ролевая структура деятельности, потенциал профессионализма персонала управления.
Любой профессионализм персонифицирован. По-другому рассматривать его невозможно. Профессионализм управления начинается с деятельности руководителя и наиболее ярко проявляется именно в ней. Сочетание знаний, опыта и искусства выделяется в индивидуально-личностных качествах руководителя и в ролевой структуре его деятельности. Конечно, ролевую структуру деятельности не следует понимать как состав функций или полномочий. Это структура образа руководителя в системе неформальных отношений, это признание его авторитета, образования, социально-психологического статуса.
Но профессионализм управления нельзя относить исключительно к личности руководителя. Реальность профессионализма зависит не только от качеств руководителя, но и от среды, в которой возможно или невозможно этих качества проявить. Следовательно, стоит говорить о потенциале профессионализма всей системы управления. Он характеризует персонал управления, профессиональные качества всех работников системы управления, и многие характеристики организации управления: распределение функций, отношение к работе, технологию решения проблем, взаимодействие звеньев, информационное обеспечение.
Совершенно очевидно, что профессионализм управления не возникает сам собой. Он является результатом целенаправленной деятельности в этой области. Кроме того, он является динамическим показателем состояния управления и, в пределе, характеризует развитие российского менеджмента.
В современных условиях происходят определяющие изменения профессионализации управления. Важнейшие из них перечислены ниже.5
1. Информатизация всех сторон общественной жизни ведет к повышению роли и значения информационных технологий управления, требующих профессиональных знаний и навыков в этой области деятельности. Меняется технологическая составляющая профессионализации управления.
2. Происходят заметные изменения
и в области человеческих
3. Экономические условия
Итак, профессионализация управления как фактор российского менеджмента требует изменения структуры и набора знаний современного работника системы управления, методики и организации его подготовки, развития способностей, связанных с искусством в работе с людьми, овладения информационными технологиями; формирования перспективного и системного мышления, позволяющего видеть и учитывать полный комплекс современных проблем развития экономики и общества.
Преподавательский потенциал, создание корпуса преподавателей, ориентированных на сложные условия работы нынешних учебных заведений — также актуальная проблема.
- Сущность управления персоналом
Управление людьми представляет собой необходимый компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Комбинация ресурсов определяется в каждом отдельном случае стоящими перед организацией целями — промышленная, военная, учебная, научно-исследовательская и др.
Однако управление персоналом — это особая сфера деятельности в силу специфики человеческого фактора. Во-первых, люди, благодаря интеллекту, реагируют на внешнее воздействие не механически, а эмоционально, осмысленно. Во-вторых, они способны к постоянному развитию, к совершенствованию своих профессиональных навыков на протяжении всей трудовой деятельности. В-третьих, отношения человека с организацией могут носить долговременный характер, поскольку его трудовая жизнь в современном обществе продолжается 30-50 лет. В-четвертых, люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями, и удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является необходимым условием эффективной работы.
Человек уникален, поэтому управление людьми предполагает использование разнообразных методов и приемов. Специфика управленческой деятельности состоит в том, что в ней смыкаются научные знания и личный опыт, мастерство руководителя.
В теории и практике менеджмента на протяжении XX века использовался целый ряд терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: рабочая сила, кадры, персонал, трудовые ресурсы. Термин раскрывает различные аспекты управления персоналом, изменения общественных взглядов.
Проблемы управления людьми в условиях ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов известны с глубокой древности, в частности, вопросы разделения и кооперации труда, мотивации, трудовой дисциплины.
До промышленной революции организации не были крупными, и управление персоналом являлось одним из направлений деятельности руководителя, чаще всего ее владельца. Промышленное развитие кардинальным образом изменило характер деятельности организации благодаря значительному увеличению занятых на производстве, применению машин и оборудования, усилению недовольства людей условиями труда. Существенные изменения в управлении человеческими ресурсами произошли в развитых странах в 20—30 гг. нашего века. Этому способствовали такие факторы, как внедрение “научного управления” (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер), создание профессиональных союзов и мощное профсоюзное движение, активное вмешательство государства в отношения между работниками и работодателями.6
- Проблемы и рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Ас-кудик»
- Проблемы и решения усыновления
- Проблемы использования информационных технологий в управлении современной организацией
- Проблемы использования трудовых ресурсов на примере Южного федерального округа
- Проблемы исчисления и уплаты НДС
- Проблемы квалификации и назначения наказания за деяния по ст.228, ст.228.1
- Проблемы квалификации преступлений
- Проблемы и пути совершенствования банковского кредитования
- Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования
- Проблемы и пути совершенствования казначейского контроля в бюджетной системе РФ
- Проблемы и пути совершенствования методики оценки состояния внутреннего контроля субъекта при проведении аудита
- Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль ООО «Интекс»
- Проблемы и пути совершенствования правового регулирования социального обслуживания в Российской Федерации
- Проблемы и пути совершенствования стратегического планирования