Проблемы и пути совершенствования управления в системе образования

 



 

 

Министерство образования и науки  Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(на  примере МОУ средняя общеобразовательная

 школа №5 г. Надыма)

 

 

 

 

                   Выполнила:

                   студентка 4 курса 22-у группы

                                                                      Елизарьева Наталья Анатольевна

                                                         

                                                                      Научный руководитель:

                             к.и.н. Кокшаров Александр Валерьевич

 

 

 

Москва 2006

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие  и  сущность  профессионализации

                  управленческого  труда……………………………………….5

    1. Понятие  профессионализации  управленческого труда……………..6
    2. Сущность  управления  персоналом………………………………….15

1.3.    Профессиональная  компетентность  руководителя…………………21

Глава  2.  Особенности  управления  персоналом  в  системе

                    образования  на  примере  муниципального

общеобразовательного учреждения средняя           общеобразовательная школа №5  г. Надыма………..31

2.1.  Характеристика  учреждения  и  кадровое  обеспечение…………….31

    1. Основные  направления  деятельности  руководителя………………38

2.3.    Разработка  управленческих  решений  и  их  реализация ……….....45

Глава 3.  Проблемы  и  пути  совершенствования 

                    управления  в  системе  образования………………….52

    1. Проблемы  и  недостатки  в  работе  директора  школы  и  их  преодоление…………………………………………………………….52
    2. Совершенствование  процессов  управления  персоналом на  примере  построения  диалогической  системы  управления…………………..66

Заключение…………………………………………………………………….74

Список использованных источников и литературы   ……….78

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….81 
ВВЕДЕНИЕ

 

  Современное развитие общества  показывает, что успешная деятельность  организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства.  В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом,  то руководитель  не сможет работать эффективно, что несомненно повлияет на работу всей организации.    

В сложных условиях социально-экономического развития менеджмент является ключевым звеном при решении многих проблем, с которыми столкнулась Россия в начале третьего тысячелетия.  Многие проблемы России проистекают из недостатков управления. Решение этих проблем определяется пониманием концепции необходимой профессионализации  руководителей  в  области  управления  персоналом.

Актуальность  темы  исследования  обусловлена:  необходимость  изучения явления профессионализации управленческого труда связана с тем, что каждая структура, будь то государственная или предпринимательская, нуждается в немногочисленном, но эффективно и профессионально работающем органе управления. Создать его рациональную архитектуру можно только на основе изучения содержания и характера управленческого труда, условий, в которых он протекает, оптимизации функций и структур органов управления, разработки профессионально-квалификационных требований к персоналу управления и др.

Современная социально-экономическая ситуация в стране на первый план выдвигает вопросы реформирования российского образования, радикального обновления его структуры и содержания, что влечёт за собой необходимость изменений в управлении системой образования, в частности общеобразовательными учебными заведениями. Проблема, безусловно, современного, соответствующего новой реальности подхода к управлению общеобразовательными учреждениями — одна из центральных в образовательной политике сегодняшнего дня, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на становление и развитие конкурентоспособной личности с высокими нравственными убеждениями и мотивами к профессиональному труду.

Содержание образования обновляется в условиях децентрализации образовательных учреждений, развития вариативности образования и дифференциации обучения, повышения интереса педагогов-практиков к исследовательской и экспериментальной деятельности, расширения спектра образовательных услуг с учётом социального заказа.

Механизмы развития и саморазвития образовательного учреждения сейчас получили мощный импульс. Выявилось, что источники его — это творчество руководителей, педагогов, их инновационная деятельность, которая нашла своё отражение в коррекции, разработке и внедрении современных подходов к управлению образовательным учреждением.

Повышение эффективности управления образовательным учреждением — это один из способов «выживания» в условиях рынка.

Объект  исследования:  управленческая  деятельность  в  системе  образования.

Предмет  исследования: МОУ СОШ №5 г.Надыма.

Цель  выпускной  квалификационной  работы:  теоретическое  и  практическое осмысление процесса профессионализации управленческого труда в сфере  управления  персоналом  на  примере  общеобразовательного  учреждения  г. Надыма.

В  связи  с  поставленной  целью  необходимо  решить  следующие  задачи:

1.  раскрыть  понятие  профессионализации  управленческого  труда;

2. определить  сущность  управления  персоналом;

  1. рассмотреть профессиональную компетентность руководителя,   характерные особенности конкретное содержание  труда  руководителя.
  2. раскрыть  особенности  управленческого  труда  на  примере  образовательного  учреждения  г. Надыма;
  3. определить  проблемы управления в  системе  образования  и  дать  рекомендации  по повышению  эффективности  управления  персоналом  в  образовательном  учреждении.

Теоретическую  базу   исследования  составили  современные  авторы:  Травин  В.В.,  Дятлов  В.А.,  Попов С.Г.,  Борисова Е.А.,  Кибанов  А.Я.,   Шекшня  С.В.,  Подмарков В.Г. ,  Поваренков Ю.П.,  Турчинов А.И.,  Маркова  А.К.   и  др.

В  области  образования  идеи  теории  управления  нашли  свое  применение  в  трудах  М.М. Поташника,  В.С. Лазарева,  Т.И. Шамовой,  Ю.А. Конаржевского,  В.И. Кричевского, Г.  Селевко и  многих  других  известных  исследователей.

Практическая  значимость  работы состоит  в  раскрытии  практического  опыта  управленческого  труда  в  системе  образования  и  полученные  исследования  могут  быть  применены в  системе  управления любого  общеобразовательного  учреждения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения,   списка  литературы, приложения.

Во  введении  обосновывается  актуальность  темы,  цели  и  задачи  исследования,  объект  и  предмет.

В  первой  главе  раскрывается  понятие  и  сущность  профессионализации  управленческого  труда.

Во  второй  главе  характеризуется  особенности  управления  на  примере  общеобразовательного  учреждения  г. Надыма.

В  третьей  главе  определяются  проблемы  управления  в  системе  образования  и  разрабатываются  механизмы  повышения  эффективности  управленческого  труда  в  общеобразовательном  учреждении.

 

 

 

Глава 1. Понятие  и  сущность  профессионализации  управленческого  труда

 

    1. Понятие  профессионализации  управленческого труда

 

Управленческий труд — это деятельность, обеспечивающая "целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Этот вид деятельности становится не только сложным и ответственным, с которым вряд ли могут сравниться другие виды деятельности, но и существенно значимым для общества. Его ценность вполне можно выразить словами одного из теоретиков менеджмента П. Друкера, который считает, что исторические успехи нации на 80% определяются эффективностью управления»1.

В понятие содержания   управленческого  труда в  сфере  управления  персоналом включаются такие его характеристики, в которых отражается многообразие трудовых функций и операций, их физическое и интеллектуальное напряжение, степень самостоятельности и ответственности при принятии решений и др. Изучение содержания управленческого труда дает возможность вычленить оптимальную совокупность операций и трудовых функций для описания должностей персонала управления. Насколько важна сегодня работа по описанию должностей, разработке должностных обязанностей персонала управления знает и руководитель государственного органа и руководитель любого хозяйствующего субъекта независимо от форм собственности. Эта работа позволяет сделать оптимальными структуры управления и с точки зрения управляемости и с точки зрения экономичности .

Изучение содержания труда управленца важно для работы по проведению мероприятий по профессиональному отбору и профессиональной ориентации  персонала. Знание содержания труда позволяет разработать научно обоснованные программы их подготовки, определить размер и формы оплаты труда и др.

Понятие «характер управленческого труда» выражает закрепленность персонала за определенным видом управленческой деятельности. Это может быть труд, который выполняется на различных уровнях управленческой иерархии. В свою очередь он может характеризоваться большей или меньшей долей управленческих или исполнительских функций, творческой или рутинной работой, в разной степени эмоциональной и психологической напряженностью и др.

Изучение и оценка характера управленческого  труда подскажет более правильный подход к вопросам комплектования должностей с учетом особенностей пола, возраста, характера и других особенностей человека.

Существенные изменения происходят сегодня в условиях труда персонала управления. Это понятие раскрывает совокупность факторов среды, в которой протекает труд управленца. К таким факторам, в первую очередь, относятся объекты управленческого труда, средства труда.

Анализ структурных компонентов управленческого труда дает возможность сделать вывод о том, что в нем происходят, так же как и в других видах общественного труда, качественные изменения и процессы, в том числе — развитие труда и разделение труда.

Процесс развития управленческого труда характеризуется усложнением его содержания, качественными изменениями в трудовых функциях, а, следовательно, и в обязанностях и в требованиях, которые предъявляются к персоналу управления. Сложность управленческого труда обусловливает необходимость предварительной профессиональной подготовки человека к этому виду труда — профессиональной специализации. Сегодня участие человека в трудовом процессе на основе приобретенного опыта в результате длительной практической деятельности, то есть без предварительного обучения, практически изживает себя. Все группы должностей  управления,  в  том  числе  и  в  сфере  управления  персоналом  образования  требуют от человека профессионального образования. Таким образом, в сфере управления  персоналом проявляется общесоциологическая тенденция — непрофессиональная специализация уступает место профессиональной специализации.

Разделение труда, охватившее сферу управления, характеризуется не только обособлением существующих в обществе функций, но и расчленением определенных видов труда на ряд частичных операций, выполняемых в какой-либо организации.

В  системе  образования  можно выделить функциональную, технологическую, профессиональную и квалификационную формы разделения труда. Их возникновение обусловлено качественными изменениями в содержании управленческого труда. При этом следует отметить, что каждая из этих форм будет содержать как общее — то, что характерно для управленческой деятельности, процесса управления вообще, так и особенное — то, что придает управленческому процессу свою специфику. Эта специфика обусловливается, прежде всего, объектом управления. А объект управления может принадлежать к человеческим, материальным, финансовым, информационным и иным видам ресурсов. И каждый из них требует от человека не только знания общих технологий и процедур управления, но и непременно знания предмета деятельности.

Разделение труда можно рассматривать на разных уровнях — общества, государства, региона, предприятия и др. Для функциональной формы разделения труда характерно деление управленческого труда по содержанию, его роду и месту в  иерархии выполнения управленческих функций. В этом случае, к примеру, следует выделять такие должности, содержание которых составляют функции управления предельной степени общности (для данного уровня разделения труда) — это уровень руководства (стратегический уровень) — должности высшей формы управленческой деятельности. Собственно управление (тактический уровень) и организация (непосредственная организация) выполнения задач и планов тактического уровня — это должности низшего уровня управления, а люди их занимающие, имеют дело со специфическими предметными областями деятельности.

Технологическая форма разделения управленческого труда предполагает расчленение процесса управленческой деятельности на отдельные стадии с задействованием в них различных уровней управления, групп управленцев и специалистов, обеспечивающих подготовку, принятие и реализацию управленческого решения.

Профессиональная форма разделения управленческого труда раскрывает предметную область деятельности и представлена содержанием профессиональных требований, а, следовательно, и профессиями. Эта форма находит проявление и в специализации должности. С этой формой тесно связана квалификационная форма разделения управленческого труда, в которой отражается, с одной стороны — степень сложности управленческого труда в конкретной профессиональной области (предметная область). С другой стороны, в этой форме находит отражение и сложность управленческого труда по уровням в управленческой иерархии. Она характеризует степень сложности движений, действий и приемов, выполняемых человеком в процессе трудовой деятельности.2

Специализация человека в сфере управления  персоналом представлена, с одной стороны, возможностью реализации им своих профессиональных способностей, а, с другой, выполнением трудовых функций, должностных обязанностей, заданных конкретной должностью. В этом случае организация, предприятие могут быть представлены двумя формальными структурами: профессионально-квалификационной структурой (совокупностью профессий, специальностей и квалификаций персонала) — живым, субъективированным профессиональным опытом, а также должностной, организационной структурой — объективированным профессиональным опытом.

Управленческий труд по степени преобладания в нем элементов ответственности, творческого характера, можно, так же как и управленческий труд вообще, разделить на эвристическую, административную и операторную формы3.

Эвристическая форма управленческого труда в сфере  управления  персоналом представляет собой совокупность действий по анализу и исследованию социальных, экономических, политических и иных проблем, а также поиск путей и способов их решений. Этим трудом заняты в основном руководители. Не нуждается, казалось бы, в доказательстве тот факт, что эта форма управленческого труда по самой своей сути требует от человека высокого уровня образования, профессионализма.

Административная форма управленческого труда,  в  том  числе  и  в  сфере  управления  персоналом  представлена в основном действиями по выполнению многочисленных функций планирования, организации, координации, мотивации, регулирования, анализа и контроля за состоянием дел в организации и др. Как правило, это руководители. 

Операторная форма управленческого труда представлена разнообразием действий, направленных на техническое обеспечение  управленческого труда, труда специалистов  службы  управления  персоналом. В нее можно включить многочисленные виды деятельности по обработке документов, сбору, учету и хранению информационных баз данных, работа с ними, а также выполнение других видов труда исполнительного и обслуживающего характера.

Уровень сложности управленческого труда является, пожалуй,  одним из первых в обществе, который потребовал от человека  профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Об этом свидетельствует история, начиная с древнего мира и до наших дней. 

   Знания о содержании управленческого  труда в новых социально-экономических и политических условиях российской действительности позволяют более точно ответить на вопрос: сколько и кого должны готовить отечественные вузы для сферы управления, в каком направлении должна развиваться система повышения квалификации и переподготовки персонала управления.

 Признание вида деятельности  профессиональным характеризуется и развитием в обществе таких механизмов, которые способны обеспечивать подготовку профессионалов, созданием системы эффективного использования их профессионального опыта, способностей, управления карьерой и др.

Это означает, что труд в сфере управления требует от человека соответствующих профессиональных способностей, а от общества — таких социальных институтов, которые бы обеспечивали последовательность включения человека в эту сферу профессиональной деятельности — индивидуальную профессионализацию, управление его профессиональным опытом — системы профессионализации человека.

Поэтому профессионализация— это социальное явление, обусловленное качественными и количественными изменениями в содержании и характере труда в управлении и характеризующееся возникновением профессий и специальностей, профессиональной культуры, технологий включения человека в профессиональную деятельность, становления и развития его как профессионала. 4

Таким образом, управленческий труд в сфере  управления  персоналом, становится профессиональным по причине, с одной стороны качественных изменений трудовых функций, обусловленных общественными потребностями, условиями, в которых он осуществляется, применяемыми средствами труда, объектом труда, а с другой стороны, способностью человека овладевать такими знаниями, умениями, навыками — профессиями и специальностями, которые позволяют ему квалифицированно, профессионально выполнять эти функции.

Признание управление  персоналом  профессиональной деятельностью влечет за собой выяснение потребности в структуре профессий и специальностей, которыми должны владеть управленцы, чтобы профессионально выполнять задачи и функции по обеспечению эффективного  управления  персоналом. 

Поэтому одной из актуальных проблем науки и практики функционирования организации является разработка под создаваемые должностные структуры проектов их профессионально-квалификационных структур, профессиограмм, причем с учетом  особенностей  управления  персоналом как профессиональной деятельности.

Реальные прогрессивные изменения в обществе наступают тогда, когда оно создает надежные механизмы включения профессионалов в сферу управления, ценит их профессиональный опыт, обеспечивает надежную защиту от дилетантов, непрофессионалов, когда действительно существует не декларированная, а  реальная востребованность профессионализма. Тогда действительно с полным правом можно говорить об  управлении  персоналом  как профессиональной деятельности.

Чтобы оказать помощь человеку в профессиональном становлении, развитии и реализации его профессионального опыта, общество за исторически длительный период времени выработало их разнообразные формы, создало специальные социальные институты, методы, разработало критерии и принципы. Все это составляет систему профессионализации человеческой деятельности, в том числе и систему профессионализации в  области  управления  персоналом. 

Важными компонентами этой системы выступают: профессиональная ориентация и профессиональный отбор; накопление и передача профессионального опыта через разнообразные организационные формы, и прежде всего через развитие системы профессионального образования; управление персоналом, его профессиональным опытом, что составляет содержание работы с кадрами, персоналом; постпрофессиональное образование (повышение квалификации, переподготовка и т.д.).

Искусство управления является фактором профессионализма не только в деятельности отдельного руководителя, но и всей его команды. Его можно представить и оценивать как обобщённую характеристику управленческой деятельности.

Профессионализм управления полезно рассматривать на двух взаимосвязанных уровнях. Первый уровень — уже названные знания, опыт, искусство управления. Второй уровень — индивидуально-личностные качества руководителя, ролевая структура деятельности, потенциал профессионализма персонала управления.

Любой профессионализм персонифицирован. По-другому рассматривать его невозможно. Профессионализм управления начинается с деятельности руководителя и наиболее ярко проявляется именно в ней. Сочетание знаний, опыта и искусства выделяется в индивидуально-личностных качествах руководителя и в ролевой структуре его деятельности. Конечно, ролевую структуру деятельности не следует понимать как состав функций или полномочий. Это структура образа руководителя в системе неформальных отношений, это признание его авторитета, образования, социально-психологического статуса.

Но профессионализм управления нельзя относить исключительно к личности руководителя. Реальность профессионализма зависит не только от качеств руководителя, но и от среды, в которой возможно или невозможно этих качества проявить. Следовательно, стоит говорить о потенциале профессионализма всей системы управления. Он характеризует персонал управления, профессиональные качества всех работников системы управления, и многие характеристики организации управления: распределение функций, отношение к работе, технологию решения проблем, взаимодействие звеньев, информационное обеспечение.

Совершенно очевидно, что профессионализм управления не возникает сам собой. Он является результатом целенаправленной деятельности в этой области. Кроме того, он является динамическим показателем состояния управления и, в пределе, характеризует развитие российского менеджмента.

В  современных  условиях  происходят  определяющие изменения профессионализации управления. Важнейшие из них перечислены ниже.5

1. Информатизация всех сторон  общественной жизни ведет к  повышению роли и значения  информационных технологий управления, требующих профессиональных знаний и навыков в этой области деятельности. Меняется технологическая составляющая профессионализации управления.

2. Происходят заметные изменения  и в области человеческих отношений. Организационное поведение человека в последние годы заметно изменилось. Проявляется потребность в новых видах мотивации. Согласование деятельности людей также требует сегодня профессиональных подходов.

3. Экономические условия управления  тоже накладывают заметный отпечаток  на деятельность менеджера. Рынок, конкуренция, глобализация экономики предъявляют новые требования к управлению, заставляют учитывать при разработке управленческих решений неведомые раньше факторы. Возникают сложные механизмы антикризисного управления.

Итак, профессионализация управления как фактор российского менеджмента требует изменения структуры и набора знаний современного работника системы управления, методики и организации его подготовки, развития способностей, связанных с искусством в работе с людьми, овладения информационными технологиями; формирования перспективного и системного мышления, позволяющего видеть и учитывать полный комплекс современных проблем развития экономики и общества.

Преподавательский потенциал, создание корпуса преподавателей, ориентированных на сложные условия работы нынешних учебных заведений — также актуальная проблема.

 

    1. Сущность  управления  персоналом

 

Управление людьми представляет собой необходимый компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Комбинация ресурсов определяется в каждом отдельном случае стоящими перед организацией целями — промышленная, военная, учебная, научно-исследовательская и др.

Однако управление персоналом — это особая сфера деятельности в силу специфики человеческого фактора. Во-первых, люди, благодаря интеллекту, реагируют на внешнее воздействие не механически, а эмоционально, осмысленно. Во-вторых, они способны к постоянному развитию, к совершенствованию своих профессиональных навыков на протяжении всей трудовой деятельности. В-третьих, отношения человека с организацией могут носить долговременный характер, поскольку его трудовая жизнь в современном обществе продолжается 30-50 лет. В-четвертых, люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями, и удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является необходимым условием эффективной работы.

Человек уникален, поэтому управление людьми предполагает использование разнообразных методов и приемов. Специфика управленческой деятельности состоит в том, что в ней смыкаются научные знания и личный опыт, мастерство руководителя.

В теории и практике менеджмента на протяжении XX века использовался целый ряд терминов, отражающих участие людей в общественном  производстве:  рабочая  сила,  кадры,  персонал,  трудовые  ресурсы. Термин раскрывает различные аспекты управления персоналом, изменения общественных взглядов.

Проблемы управления людьми в условиях ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов известны с глубокой древности, в частности, вопросы разделения и кооперации труда, мотивации, трудовой дисциплины.

До промышленной революции организации не были крупными, и управление персоналом являлось одним из направлений деятельности руководителя, чаще всего ее владельца. Промышленное развитие кардинальным образом изменило характер деятельности организации благодаря значительному увеличению занятых на производстве, применению машин и оборудования, усилению недовольства людей условиями труда. Существенные изменения в управлении человеческими ресурсами произошли в развитых странах в 20—30 гг. нашего века. Этому способствовали такие факторы, как внедрение “научного управления” (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер), создание профессиональных союзов и мощное профсоюзное движение, активное вмешательство государства в отношения между работниками и работодателями.6

Проблемы и пути совершенствования управления в системе образования