Проблемы исчисления и уплаты НДС

содержание

 

Введение

Одним из обязательных структурных  признаков государства является система налогообложения, ибо одной из целей государственного регулирования является такая оптимизация налогов и сборов, при которой, с одной стороны, собираемых налогов должно быть достаточно для обеспечения стоящих перед государством задач и выполнения его функций, а с другой - бремя налогов на собственника и производителя не должно быть избыточным.

Принятие 31 июля 1998 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вступившего в силу с 1 января 1999 г., стало началом унификации налогового законодательства в Российской Федерации. Часть первая НК РФ является своего рода фундаментом, в соответствии с которым разрабатывались все остальные акты законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ устанавливается иерархия законодательства о налогах и сборах. Вторая часть НК РФ посвящена конкретным налогам. Первое место в ней отведено федеральным налогам, которые возглавляет налог на добавленную стоимость (НДС).

В настоящее время  НДС составляет самую большую  долю налоговых поступлений консолидированного бюджета. В то же время существует достаточно большая проблема с администрированием этого налога. Несмотря на то, что в последние годы отношение поступившего НДС к начисленному свидетельствовало о высокой собираемости, превышающей 90%, по различным экспертным оценкам, текущие поступления налога составляют только 50-60% теоретически возможного объема поступлений.

НДС - один из основных источников пополнения госбюджета. С одной стороны, он очень удобен для взимания, так как изначально включается в стоимость товара. С другой - часть НДС, согласно действующему законодательству, впоследствии возвращается налогоплательщику (например, торговой организации должны вернуть тот НДС, который она уплатила при приобретении товара у поставщика). Экспортеры же имеют право на возврат уплаченного ими НДС в полном размере.

Целью данной дипломной работы является изучение проблем исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

 изучить теоретические аспекты исчисления и уплаты НДС: сущность, основные функции налоговой системы РФ экономическая сущность НДС;

––  ознакомиться с порядком исчисления и уплаты НДС;

–– проанализировать состояние эффективности хозяйственной деятельности объекта исследования;

––  рассмотреть основные проблемы исчисления и уплаты НДС и их решения на примере объекта исследования.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «ЭкспоТех».

Предмет исследования –  теоретические и практические аспекты  хозяйствующего субъекта.

Теоретико-методологической основой исследования выступают  работы ученых, посвященные налогообложению, периодические издания, нормативные правовые акты Российской Федерации и материалы, полученные непосредственно в процессе исследований в организации. Методологической основой послужили системный подход, сравнительный анализ, методика экономической оценки, различные методы исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности решения основных проблем исчисления и уплаты НДС в ООО «Экспо Тех».

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты учета и налогобложения НДС

1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

 

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.

В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее  определение налоговой системы  — «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами» [6]

Алиев Б. Х. дает следующее  определение: «Налоговая система - система  экономико-правовых отношений между  государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета  путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе» [7]

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой  системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

К системообразующим  условиям (факторам) формирования и  функционирования налоговых систем относятся:

––  собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;

––      законодательная база для строительства налоговой системы;

––      механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;

––      виды налогов;

––     порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;

––     система налоговых органов;

––   формы и методы налогового контроля и др.

Выделяются следующие  общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы.

        1) Экономическая эффективность.

Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

        2) Определенность налогообложения.

        Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

        3) Справедливость налогообложения.

Этот принцип является основным при построении налоговой  системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

4) Простота налогообложения и низкий уровень издержек по         взиманию налогов

Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов  должна быть относительно дешевой.

Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:

5) C экономической точки зрения, поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходов налогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересах всего общества;

        6)   с правовой точки зрения, поскольку налоговая система устанавливается законами, а все конфликты между налогоплательщиками и государством в конечном итоге призваны разрешать суды;

        7) C социологической и психологической точки зрения, поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны — это воздействие на субъекты рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3) [10]:

–– Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

–– Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

––  Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут

быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.;

–– Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

–– Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК;

–– При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

–– Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В мировой практике налогообложения  и построения используются также следующие принципы и правила:

–– презумпции невиновности;

–– правило совершившегося факта;

–– принцип обложения реально полученного дохода;

–– принцип достаточной информированности налогоплательщика;

–– принцип стабильности налогового законодательства;

–– принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;

–– принцип доступности и открытости информации по налогообложению;

–– запрет на введение налога без закона;

–– запрет двойного взимания налога;

–– запрет налогообложения факторов производства;

–– запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

В условиях развитых рыночных отношений  налогам присущи следующие функции (в соответствии с рисунком 1.1)

Рисунок 1.1 – функции налогов

 

1) Фискальная функция.

Проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности.

2) Регулирующая.

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

4) Стимулирующая.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

5) Распределительная.

Посредством налогов  в государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народно-хозяйственных проблем, как  производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер [14].

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Цель налоговой политики государства – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.

Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:

–– соотношение прямых и косвенных налогов;

–– применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

–– дискретность или непрерывность налогообложения;

–– широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

–– использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;

–– степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

–– методы формирования налоговой базы.

Можно сделать следующие  выводы:

–– Налоговый механизм является наиболее действенным и

эффективным рычагом  государственного регулирования. От успешного  функционирования налоговой системы  во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов;

––  Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов;

–– Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.

В состав налоговой системы  входят:

–– Виды налогов, установленные на территории государства;

–– Субъекты налога (налогоплательщики);

–– Законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;

–– Органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих налогов и сборов.

В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (в соответствии с таблицей 1.1)

 

Таблица 1.1 – Виды налогов и сборов

Виды налогов и сборов РФ

Налоговые ставки

1

2

3

Федеральные налоги и  сборы

1

Налог на добавленную  стоимость 

Устанавливается в размере  от 0 до 18% от дохода ленную стой-       субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг мость (НДС)        и т. д.): товаров, топлива, ГСМ, работ и услуг, связанных с перевозом через таможенную границу, добычей-драгоценных металлов из лома и отходов, перевозкой пассажиров и др.; 10% — при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.; 18% — при реализации товаров, работ и услуг, не указанных выше. Налог засчитывается целиком в федеральный бюджет

2

Акцизы на отдельные  виды товаров

 Определяется  от  реализованной  (произведенной) стоимости  или объемов товаров (работ,  услуг) в размере: От 0 до 3900 руб. за единицу измерения, в зависимости от вида подакцизного товара (алкогольной продукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.). В федеральный бюджет засчитывается 100% акцизов по спиртовой продукции из всех видов сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, 50% по спиртосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов

3

Налог на прибыль организации

  Устанавливается  в размере от 0 до 20% налогооблагаемой  прибыли:               а) для российских организаций: 20% — от доходов по основной деятельности, из которых 2% засчитывается в федеральный бюджет, 18% — в бюджеты субъектов РФ (регионы могут ее понизить до 13,5%); 15% — от доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций или в виде процентов по ценным бумагам, в том числе размещенным за пределами РФ; 9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями; по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам; 0% — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, указанном .в ст. 284 НК РФ; по доходам в виде процентов по облигациям;

б) для иностранных  организаций: 

20% — от всех видов  доходов, кроме указанного 1 ниже;

110% — от использования,  содержания или сдачи 1в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств и др.;

1 15% — по доходам,  полученным в виде дивидендов 1 от российских организаций, и  др.; в) для Центрального банка  РФ:

0% — от всех видов  доходов по финансовой деятельности (согласно закону «О Центральном банке РФ»);  1 20% — от других видов деятельности


 

Продолжение табл. 1.1

1

2

3

4

Налог на доход физических лиц

Исчисляется от всех видов  доходов субъекта налога 9 до 35%, в  том числе: 13% — от общей суммы  дохода за отчетный период  с учетом льгот, вычитаемых из налогооблагаемой  базы в размерах: стандартных вычетов — от 400 до 1 3000 руб.; социальных вычетов — до 50 000 руб. на  каждого ребенка, обучающегося в вузе; имущественных вычетов — от 125 000 до 2 000 000 руб.; профессиональных вычетов — от 20 до 40% от расходов, II которые не подтверждаются документально;

11 35% — от дохода, полученного  от экономии на процентах за  пользование кредитами; 

35% — от суммы дохода  за выигрыши, призы, страховые  выплаты по договорам и вкладам в банки;

30% — от доходов  субъектов налога, не являющихся  Ц налоговыми резидентами;                                               9% — от доходов долевого участия  в деятельности Я организаций,  полученных в виде дивидендов  или в Я виде процентов по  облигациям

5

Единый социальный налог

Исчисляется от общей  годовой суммы выплат работниками  организаций или суммы дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов  и сельскохозяйственных товаропроизводителей, приходящихся на  одного работника  и распределяется в федеральный бюджет, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ. Напри- и мер, при годовой налоговой базе на одного работника Я в 280 тыс. руб. — налоговая ставка равна 26%, из которых 20% перечисляется в федеральный бюджет;

2,9% — в Фонд социального  страхования РФ;

1,1— И в Федеральный  фонд обязательного медицинского! страхования; 

2% — в территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования. 

6

Государственная пошлина

Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги: — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ставки установлены в размерах от 100 до 20 000 руб., которая может быть снижена на 50% в зависимости от вида услуги; — по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, ставки установлены в размерах от 100 до 100 000 руб., которая может быть понижена на 50% в зависимости от вида услуги; -  по  делам,  рассматриваемым  в  конституционных судах, ставка установлена в размере от 200 до 4500 руб.; - при совершенствовании нотариальных действий ставки установлены в размерах от 20 до 1 млн руб.; - при государственной регистрации актов гражданского состояния ставки установлены в размере от 50 до 500 руб.; - при совершении действий по приобретению гражданства и выезду (въезду) за пределы РФ ставки установлены в размере от 10 до 3000 руб. и т. д.


 

Продолжение табл. 1.1

1

2

3

7

Сбор за право пользования  объектами животного мира и водными  биологическими ресурсами

Ставки сбора за каждый объект животного мира, в зависимости  от вида, установлены в размере от 20 до 15 000 руб. При изъятии молодняка (до 1 года возрастом) диких копытных ставки уменьшаются на 50%. Ставки могут быть равны 0%, если пользование такими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, регулирования видового состава и т. д. Ставки сбора за каждый объект (тонну) водных биоресурсов установлены с учетом района водного бассейна и вида ресурса в размере от 20 до 35000 руб., а за одно млекопитающее — от 10 до 30000 руб. Ставка может быть равна 0%, если пользование такими водными ресурсами осуществляется в научно-исследовательских целях и т. д.

Сумма сбора за пользование  объектами животного мира уплачивается непосредственно при получении лицензии, и за пользование объектами водных биоресурсов уплачивается в виде разового 10% взноса при получении разрешения, а остальные 90% — в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии. 20% суммы сборов поступает в федеральный бюджет.

8

Водный налог

Ставка налога за забор 1 тыс. куб. м воды для технологических нужд из поверхностных водных объектов установлена в размере от 246 до 576 руб., из подземных водных объектов — от 300 до 678 руб. в зависимости от бассейна озера, реки и экономического района, морской воды — от 4,32 до 14,88 руб. Ставка налога при использовании акватории рек и морей установлена в размере от 14,04 до 49,8 руб. за 1 кв. км в год с учетом акватории морского бассейна и экономического района. Ставка налога при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики установлена в размере от 4,8 до 13,7 руб. за 1 тыс. кВт-ч электроэнергии. Ставка налога при использовании водных объектов для лесосплава установлена в размере от 1183,2 до 1705,2 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава. Вся сумма налога поступает в федеральный бюджет

9

Налог на добычу полезных ископаемых

Ставки налога за добычу полезных ископаемых установлены в размере от 0 до 17,5 от налогооблагаемой базы: 0% — при добыче попутного газа, подземных вод, минеральных вод в лечебных целях и др.; 3,8% — при добыче калийных солей; 4% — при добыче торфа, каменного угля и сланцев; 4,8% — при добыче кондиционных руд черных металлов; 5,5% — при добыче радиоактивных металлов, горно-химического сырья, бокситов и др.; 6,5% — при добыче сырья, содержащего драгоценные металлы; 7,5% — при добыче минеральных вод; 8% — при добыче руд цветных и редких металлов, алмазов и др.; 419 руб. за 1 тонну добытой нефти, эта ставка умножается на коэффициенты; 17,5% — при добыче газового конденсата; 147 руб. — за добычу 1 тыс. куб. м газа. От 40% до 100% налога засчитывается в федеральный бюджет


 

Продолжение табл. 1.1

1

2

3

Региональные налоги и сборы

10

Налог на имущество организаций

Устанавливается законом  субъекта РФ. Ставка не может превышать 2,2% от среднегодовой стоимости имущества. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

11

Транспортный налог

Устанавливается НК РФ и  законом субъекта РФ в зависимости  от мощности двигателя, валовой вместимости и категории средства в расчете на 1 л. с. мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства и устанавливается в размере от 2 до 200 руб., которые могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

12

Налог на игорный бизнес

Устанавливается законом субъекта РФ в размере: от 25 000 до 125 000 руб. за один игровой стол, кассу тотализатора; от 1500 до 7500 руб. за один игровой автомат. Если ставки налога не установлены законом субъекта РФ, то они исчисляются в минимальном установленном размере. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

13

Земельный налог

Устанавливается НК РФ и  законодательными актами органов местного самоуправления, не может превышать: — 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилищным фондом и инфраструктурой ЖКХ; - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка иного назначения. Налог засчитывается в местный бюджет

14

Налог на имущество физических лиц

Ставка налога установлена  с учетом суммарной инвентаризационной стоимости в размере до 2%. Налог засчитывается в местный бюджет

Специальные налоговые  режимы

15

Единый сельскохозяйственный налог

Налог исчисляется в  размере 6% от суммы денежных доходов сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, уменьшенной на величину расходов и величину убытков

16

Единый налог на вмененный  доход от отдельных видов деятельности

Ставка налога установлена  в размере 15% от величины вмененного дохода, получаемого организациями и индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, и засчитывается в Федеральное казначейство

17

Налогообложение при упрощенной системе налогообложения

Ставки налога установлены  в размере 6% от суммы денежных доходов  или 15% от суммы дохода с учетом ее уменьшения на величину расходов, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями (законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков)


 

Окончание табл. 1.1

1

2

3

18

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции

Инвестор уплачивает все виды налогов, предусмотренные НК РФ, в том числе плату за негативное воздействие на окружающую среду и таможенные сборы. Инвестор может освобождаться от некоторых региональных и местных налогов. Ставки налогов установлены НК РФ в размерах, приведенных выше, за исключением: - налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за 1 т с учетом коэффициента динамики мировых цен на нефть; при этом она уменьшается на 50% до момента достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата, установленного соглашением; - налоговая ставка при добыче полезных ископаемых установлена с коэффициентом 0,5 относительно ставок, приведенных в пункте 9 табл. по налогу на добычу полезных ископаемых

19

Таможенная пошлина  и таможенные сборы

Выведены из НК РФ и  устанавливаются Таможенным кодексом РФ


 

1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

––  налог на добавленную стоимость;

––  акцизы;

––  налог на доходы физических лиц;

––  налог на прибыль организаций;

    ––  налог на добычу полезных ископаемых;

––  водный налог;

–– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

––  государственная пошлина.

2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги:

––  налог на имущество организаций;

––  налог на игорный бизнес;

  ––  транспортный налог.

3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Проблемы исчисления и уплаты НДС