Проблемы и решения усыновления

СТРУКТУРА И  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. В соответствии с  международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации.

             20 ноября 1989 г. в мировом сообществе произошло событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.

            Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться

негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По

данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа

детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых «государственных

детей», тех, кто воспитывается  в детских домах и интернатных  учреждениях.

Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации

продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей,

подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом

принцип приоритета устройства детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и

международного усыновления.

        Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения. Принятия грамотных мер по

борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных  за подготовку и

принятие решений по установлению усыновления.

       К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на

государство. Именно оно  в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и

полноценной семье.

      Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, так же Семейным кодексом РФ была введена и принципиально новая  форма – приемная семья. Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление. Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей стране приоритет отдается воспитанию именно семейному, которое в полной мере может обеспечить институт усыновления.

            Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими

российскими юристами. Среди них А.Чучаев, А.Черняк, В.Г. Глухарева, А.З.

Дзугаева, Е.Л. Невзгодина, О.Косова, А.Нечаева, С.Трошина и некоторые

другие правоведы теоретики  и практики. Они принимают активное участие в

работе по изучению проблем  реализации отдельных положений  семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран. В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.

Термин «усыновление»  употребляется в юридической  науке в разных значениях. Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Другие – как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают

такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению. В данном случае усыновление понимается как юридический факт, который влечет за собой установление новой правовой связи между вышеперечисленными лицами и одновременно

прекращает правовую связь ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному происхождению.

          Таким образом, усыновление – это одновременно и правообразующий и правопрекращающий юридический акт.

В законодательстве и  в юридической литературе под  усыновлением иногда

понимается само правоотношение, которое возникает между усыновителем

(его родственниками) и усыновленным (его потомством) на основании акта

усыновления.

           Некоторым авторами, в том числе Ю. Беспалову, усыновление представляется как один из способов судебной защиты прав ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.

Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области усыновления  разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы Н.В. Летовой, М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.

          Наконец термин «усыновление»  используется для обозначения одного из институтов семейного права, который представляет собой совокупность

правовых норм, предназначенных  для регулирования отношений  по усыновлению, и определяет порядок  установления и прекращения усыновления, права и обязанности участников правоотношения. В настоящей работе усыновление рассматривается в его последней трактовке - как институт семейного права.

           Нормативную базу исследования составили Конвенция ООН о нравах ребенка, Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (проект ГПК РФ); Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве; ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др. нормативные правовые акты.

Целью дипломной  работы является анализ проблем и особенностей развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачей нашего дипломного исследования является обобщение результатов исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследование работы, посвященной данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Предметом исследования данной темы является институт усыновления.

Объект исследования – правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.

Методологической основой исследования стали общенаучные методы, а также частнонаучные методы исторического и сравнительного правоведения, комплексного исследования, системного анализа и конкретных социологических исследований.

Степень разработанности  темы. В специальной литературе вопросы реализации прав ребенка при усыновлении изучены неполно. Монографических и диссертационных исследований на основе анализа нового семейного законодательства по данной проблеме не проводилось. Отдельные статьи не решали проблему.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлена комплексная обработка нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей и проблем усыновления по ныне действующему российскому законодательству. Структура дипломной работы предполагает последовательный переход от истории законодательства об усыновлении к понятиям и общим условиям, специфике усыновления, а также судебной практики по делам об усыновлении.

Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с усыновлением. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого правового института.

Глава 1. История российского законодательства об усыновлении

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в  Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству  пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время.1 В их числе:

обряд фиктивного рождения. Для большей  достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать  роды мог и мужчина. Считалось, что  обряд, имитирующий роды ребенка  мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка;

женитьба на вдове брата;

фактический прием усыновляемого  в дом;

особый договорный акт между  усыновителем и усыновляемым.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя  семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления – иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению  как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для  эпохи царствования Екатерины II, которая  много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале XIX в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

С середины XIX в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот. Однако, если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон разрешал не только узаконять, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по своему сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели. Не могли быть усыновителями также лица моложе тридцати лет. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права, принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям. В это время усыновление понималось уже более широко – не только как средство решения имущественных Проблем, но и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее желательную – усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика.2

Свод Законов Гражданских, впитавший  многовековой опыт правовой культуры прошлого, по-прежнему всячески охранял  принцип сословности. Это обстоятельство отражалось в конкретных правовых предписаниях. Так, усыновление дворянами осуществлял окружной суд, мещанин и сельский обыватель усыновляли ребенка благодаря его приписке к своей семье и т.д. Но кроме разрешения на усыновление существовали определенные запреты, которые чаще всего связывались с необходимостью соблюдения церковных предписаний. Например, запрещалось усыновление лиц христианского вероисповедания нехристианами и, наоборот. Вместе с тем предпринимались всяческие меры к тому, чтобы не нарушить интересы законных наследников. Поэтому Свод Законов Гражданских не допускал усыновления чужих детей, если у усыновляющего были собственные законные или узаконенные дети. Сохранялись и существовавшие прежде правила по поводу разницы в возрасте усыновителя и усыновляемого, согласия родителей, опекунов ребенка на его усыновление и др.

Кроме общих правовых предписаний, предназначенных для усыновления, существовали специальные правила, предусматривающие усыновление  отдельных категорий детей. Так, по Правилам об усыновлении питомцев Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов в возрасте до семи лет на их усыновление требовалось кроме согласия матери разрешение начальства воспитательного дома. Усыновление воспитанника старше семи лет допускалось без согласия его матери. Другой пример: ребенка, принесенного в воспитательный дом с метрикой о рождении, можно было усыновить только после достижения им трех лет, а при отсутствии такой метрики – по истечении шести недель со дня отдачи в воспитательный дом. Что касается процедуры усыновления, существовавшей в России в конце XIX в., то простотой она не отличалась. Определялась она Уставом гражданского судопроизводства в зависимости от сословия усыновителя. Для дворян эта процедура была особенно сложной и состояла из нескольких этапов:

составления акта об усыновлении у  нотариуса;

представления этого акта на разрешение окружного суда по месту жительства усыновителя;

утверждения этого акта судебной палатой.

При рассмотрении ходатайства об усыновлении окружным судом опекунское учреждение должно было представить «удостоверение», подтверждающее, что усыновление не обратится во вред усыновляемому.

В результате состоявшегося усыновления  возникали отношения, которые были только приближены к отношениям кровнородственным, но полностью с ними не совпадали. Существовали довольно многочисленные ограничения на этот счет, которые касались разных сфер отношений. Например, усыновитель мог передать свою фамилию усыновленному только при условии, что он не пользуется большими правами состояния. Передача усыновленному фамилии потомственного дворянина допускалась только по Высочайшему соизволению. Усыновленный не приобретал после смерти усыновителя права на его пенсию и т.п. Становясь наследником в «благоприобретенном» имуществе усыновителя, усыновленный вместе с тем не приобретал равного права наследования на имение усыновителя, не имеющего родных сыновей, а имеющего лишь дочерей. Вместе с тем no-законам Российской Империи усыновленный сохранял право наследования по закону после своих родителей и их родственников.3

Таким образом, для конца XIX и начала XX в. характерно использование усыновления  прежде всего для охраны имущественных  интересов усыновителя-наследодателя. Одновременно благодаря усыновлению  осуществлялась защита прав ребенка путем его устройства в семью усыновителя. Особое значение это имело для осиротевших детей. В сельской же местности усыновление давало возможность усыновителю приобрести дополнительные рабочие руки в домашнем сельском хозяйстве. И, что не менее важно, с помощью усыновления хозяйскому сыну можно было избежать воинской службы, так как усыновленный мог его заменить в случае призыва. Поэтому существовал специальный закон, где говорилось, что для исполнения воинской повинности имеет значение усыновление детей не старше пяти лет. Немаловажным для усыновителя соображением было его желание иметь в преклонном возрасте помощника и кормильца. Но опять-таки далеко не всегда усыновитель руководствовался соображениями материального, делового характера. Не было редкостью и усыновление как способ удовлетворения естественных чувств любви и привязанности, не находящих применения за отсутствием собственных детей.

Первый семейный кодекс России послеоктябрьского  периода не предусматривал усыновления  вовсе. Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних детей. К тому же отпала проблема передачи имущества от усыновителя-наследодателя к усыновленному, поскольку перестал существовать институт наследования. Однако потребность в усыновлении не исчезла. Она объяснялась, во-первых, соображениями экономическими, главным образом потребностью крестьян иметь в семье еще одного работника, и во-вторых, ростом числа бездомных детей, потерявших свою семью, родителей из-за социально-экономических потрясений, затронувших все сферы жизни и все слои населения, особенно детского.4

Выходом из положения в первом случае стало предусмотренное Земельным  кодексом примачество. Но в отличие от усыновления основу примачества составлял договор между совершеннолетним примаком и крестьянским двором с целью «сугубо трудовой». Что же касается устройства массы осиротевших детей, кочующих по всей России в поисках крова и пищи, то эту ситуацию пытались разрешить с помощью различных детских учреждений. Тем не менее осиротевших детей под разными предлогами продолжали брать в семью, используя главным образом правила, касающиеся опеки (попечительства). Но сохранение при этом правовой связи ребенка с его родителями не всех устраивало. Вот почему на практике за лицами, принявшими несовершеннолетнего на воспитание, признавалось право присваивать своему подопечному фамилию опекуна.

Таким образом, необходимость возрождения  института усыновления становилась все более очевидной. Вот почему незадолго до принятия нового, второго по счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым вводилась новая глава, посвященная специально усыновлению5.

Кодекс законов о браке, семье  и опеке 1927 г. уделял усыновлению  сравнительно мало внимания. Его предписания  в этой части либо имели общий, традиционный характер, либо содержали  особенности, продиктованные новыми требованиями времени. По сути дела существовавший веками в России принцип сословности был сохранен и продолжал жить, но только в ином облике. Так, ни при каких обстоятельствах не допускалось усыновление ребенка лицами, не имеющими права быть опекунами. А это были лица, лишенные избирательных прав, причисляемые к «враждебным классам». Считалось, что нельзя допустить, чтобы воспитанием усыновленных занимались «враждебные элементы», которых выгоняли, выселяли, раскулачивали как классовых врагов. К тому же считалось, что кулак не может дать своему усыновленному ребенку надлежащее школьное воспитание, поскольку дети кулака принимались в школу при вакантных местах и в последнюю очередь. Подвергался сомнению и вопрос о том, может ли какой-нибудь нэпман обеспечить усыновленному им ребенку нормальное общественное, трудовое воспитание.

По кодексу 1927 г. правовым основанием усыновления было постановление (решение) органа опеки и попечительства, после  вынесения которого усыновление  регистрировалось в органах записи актов гражданского состояния. Отменить усыновление можно было двояким путем: с помощью либо органов опеки и попечительства, когда об этом просили родители, без согласия которых состоялось усыновление, либо суда.

Правовые предписания того времени относительно усыновления были предельно лаконичными, что порождало множество проблем в правоприменительной практике. И по мере накопления опыта становилось ясно, что существующих правовых норм для последовательной защиты усыновленного ребенка явно недостаточно. К числу наиболее острых относился вопрос о возможности усыновления без согласия родителей» Путь к защите прав ребенка в таких случаях был открыт еще в 1934 г. циркуляром Наркомпроса РСФСР, разрешавшим усыновление без согласия родителей, если более года было неизвестно их местопребывание, а также когда они жили отдельно и не участвовали в воспитании и содержании несовершеннолетнего.

Усыновление детей в годы Великой  Отечественной войны 1941–1945 гг. позволило  облегчить судьбу тех, кто потерял  родителей, и стало своеобразным символом проявления истинного патриотизма и гуманности. Усыновление детей, находящихся в эвакуации, потерявших свою семью и родителей, приняло массовый характер безотносительно к национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого. С целью усовершенствования действовавшего законодательства по усыновлению в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении»6. Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления. Но только спустя много лет, в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подробно и тщательно урегулировал отношения, связанные с усыновлением. И чтобы было ясно, что речь идет о детях обоего пола, в тексте этого кодекса стал фигурировать помимо термина «усыновление» термин «удочерение». Специальные правила, посвященные усыновлению без согласия родителей, изменению фамилии, имени, отчества усыновляемого, отмене усыновления только в судебном порядке, и прочие облегчали возможность такого усыновления, которое отвечало интересам ребенка и одновременно не допускало неоправданного нарушения прав его родителей, других лиц. Усложнился ведущий лейтмотив усыновления – интересы не только усыновляемого, но и лиц, желающих обрести родительские права и обязанности, стремящихся к тому, чтобы их семья была полной, а под интересами усыновляемого стали понимать прежде всего благоприятные условия его воспитания.7

Даже беглый обзор  основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие  того или иного отрезка истории Государства Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее именно усыновление во все времена как зеркало отражало особенности государственного воздействия на семейные отношения.

Глава 2. Понятия и общие условия  усыновления по действующему законодательству Российской Федерации

Порядок усыновления  в РФ исходит из основополагающего  принципа семейного законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей8. Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления. Под интересами ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. Каждый ребенок - это неповторимая личность. Без знания ребенка, его способностей, задатков, наклонностей, увлечений не может быть хорошего воспитания. Очевидно, каждый случай усыновления сугубо индивидуален. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера, психологического склада; определить психологическую совместимость семьи и данного конкретного ребенка и др. Именно с этой точки зрения надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.

При этом интересы ребенка  ни в коем случае нельзя понимать в  узком смысле, как обеспечение  удовлетворительных материальных и  жилищных условий. Мало хорошо кормить, одевать ребенка, обеспечивать условия  его занятий и отдыха, хотя и  это очень важно. Главное - чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку; чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни.

Усыновленным может  быть только несовершеннолетний ребенок, т.е. лицо, не достигшее 18 лет. Не может  быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном  законом (ст. 27 ГК). С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным (ст. 21 ГК), и необходимость осуществления его воспитания, защита его прав и интересов отпадает, а следовательно, отпадает и цель усыновления - обеспечение ребенку воспитания в семье. Не может быть разрешено усыновление и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался в семье лица, желающего его усыновить. Факт наличия таких отношений не может быть установлен и в судебном порядке.

       В  законе нет прямого указания о состоянии здоровья детей, передаваемых на усыновление. Исходя из смысла закона, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии. Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители. Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений - о характере недуга и его возможных последствиях. В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на себя обязанности по его воспитанию.9

Усыновление всегда носит добровольный характер. Поэтому если нет препятствий к передаче ребенка данному лицу, оно само решает, какого именно ребенка усыновит при окончательном решении этого вопроса в интересах ребенка компетентным государственным органом. Возможно усыновление одновременно двух и более детей. В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение. Однако, учитывая то обстоятельство, что при усыновлении прерывается правовая связь ребенка не только с родителями, но и с другими близкими родственниками, разобщение братьев и сестер при усыновлении по общему правилу не допускается10. Оно может быть допущено как исключение в тех случаях, если дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве, или один из них по состоянию здоровья подлежит содержанию в специальном лечебно - воспитательном учреждении, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам данного конкретного ребенка.

Как и ранее, СК допускает  усыновление детей - граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда дополнительных требований, которые с учетом п. 3 ст. 62 Конституции РФ установлены непосредственно в федеральном законе - СК РФ.

В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным, ст. 124 СК отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. В этих целях вводится централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России11. Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей только по истечении 3 месяцев со дня их постановки на такой учет, независимо от возраста детей и состояния их здоровья. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Исключение составляют только родственники ребенка, желающие его усыновить. Они вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства.

Проблемы и решения усыновления