Проблемы и пути совершенствования методики оценки состояния внутреннего контроля субъекта при проведении аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования и науки  Республики Казахстан

Казахско-Русский  Международный  Университет

 

 

 

 

 

«Допущена к защите»

__________________

Зав.кафедрой Сулима С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная Работа

 

На тему : «Проблемы и пути совершенствования методики оценки состояния внутреннего контроля субъекта при проведении аудита»

 

              По специальности 5В050800- «Учет  и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила                                                      Н.А. Ланаметс   

 

 

Научный руководитель

м.у.н.,ст.преподаватель                               А.Р.Идрисова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актобе 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО  КОНТРОЛЯ В АУДИТЕ

8

1.1 Становление  и развитие аудита в Республике Казахстан

8

1.2 Исследование сущности и предназначения внутреннего аудита

10

1.3 Структура внутреннего контроля и его элементы

16

 

 

2. МЕТОДИКА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА  НА ОСНОВЕ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ 

 

23

2.1 Взаимосвязь целей контроля и общих целей аудита

23

2.2 Предметная область и элементы методики проведения внутреннего аудита 

 

35

3. ОРГАНИЗАЦИЯ  СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ  В ИНТЕРЕСАХ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

 

47

3.1 Служба внутреннего аудита как форма организации контроля на предприятии

 

47

3.2 Оценка и документальное оформление результатов аудита в целях оценки деятельности организации 

 

57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

73

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

 

 

75


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Казахстанская экономика продолжает переживать сложный и противоречивый переходный период становления и развития рыночных отношений в глобальном кризисном мире.

Проводимые в  экономике преобразования сопровождаются массой негативных явлений. Это, прежде всего отсутствие заметного роста объемов производства, инфляция, взаимные неплатежи, рост числа несостоятельных организаций, низкий уровень собираемости налогов. Из-за нехватки средств государство не в состоянии эффективно и в полном объеме выполнять свои функции. В сложившихся условиях важное значение приобретает необходимость повышения качества управления субъектами хозяйственной деятельности на основе совершенствования финансового контроля во всех его формах и аспектах.

Организация внутреннего  аудита хозяйствующего субъекта возможна в двух формах - в форме ревизионной комиссии и в форме службы (подразделения) внутреннего аудита.

В странах с  развитой экономикой внутреннему аудиту придается приоритетное значение. Институт внутренних аудиторов (ИВА), основанный в США в 1941г., является наиболее авторитетной международной профессиональной ассоциацией внутренних аудиторов, объединяющей под своим началом около 70 тысяч человек из 120 стран. В коммерческих организациях Казахстана использование потенциальных возможностей системы внутреннего аудита до настоящего времени широкого распространения не получило. В подавляющем большинстве коммерческих организаций институты внутреннего аудита либо вообще отсутствуют, либо пока еще они реально не функционируют.

Образуемые в  коммерческих организациях ревизионные комиссии, как правило, действуют формально, а специальные службы внутреннего аудита в структуре коммерческих организаций на практике редко когда созданы и реально действуют. Такое положение обусловлено отсутствием фундаментальных исследований о сущности и предназначении внутреннего аудита и практических разработок о механизме его функционирования; невостребованностью потенциальных возможностей ревизионных комиссий и образуемых в штате коммерческих организаций подразделений внутреннего аудита, поскольку в современной специальной литературе по аудиту вопросы теории и практики внутреннего аудита мало исследованы и недостаточно освещены.  В связи с этим исследование теоретических основ внутреннего аудита и методов проверки правильности бухгалтерского учета по его организации и проведению в коммерческих структурах представляются своевременными и актуальными.

Обязательным  условием эффективной деятельности органов управления организацией является своевременное обеспечение их необходимой  информацией, включая информацией аудита.

К наиболее известным  современным трудам, посвященным  исследованию внутреннего аудита в  отечественной специальной литературе, относятся работы: З.Н.Ажибаева «Аудит» (учебник); Д.О.Абленов «Аудит: теория и практика», К.Ш.Дюсембаев и др. «Аудит и анализ финансовой отчетности», а также российских авторов: В.В.Бурцев «Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации», А.М.Богомолов и Н.А.Голощапов «Внутренний удит. Организация и методика проведения».

Цель исследования - развитие теоретико-методологических основ внутреннего аудита и бухгалтерского учета, разработка методик его организации и проведения в коммерческих организациях.  
В соответствии с целью исследования в работе поставлены для решения следующие задачи:

• раскрыть эволюцию аудита в системе финансового контроля и определить основные этапы его становления и развития;

• обосновать диалектические и интеграционные связи государственного финансового контроля, внешнего и  внутреннего аудита, тенденции и  особенности развития аудиторской деятельности в Казахстане;

• исследовать  сущность внутреннего аудита и обосновать его основные цели, задачи и функции;

• проанализировать проблемы правового регулирования  вопросов образования и деятельности ревизионных комиссий коммерческих организаций и предложить практические рекомендации по их решению;

• выявить предметную область и элементы методики ревизии  финансово-хозяйственной деятельности и разработать методику оформления ее результатов;

• предложить практические рекомендации по организации службы внутреннего аудита и методику проведения аудита исходя из  
допущения непрерывности деятельности коммерческой организации на  
основе оценки чистых активов.

Предметом исследования являются сущность, формы и разработка методик организации и проведения внутреннего аудита. Объектом исследования являются теоретические, методологические и практические аспекты организации внутреннего аудита в казахстанских коммерческих организациях.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования.

Основная часть  исследования в целях логики его  изложения разделена на три главы. Материалы первой главы служат исходной теоретической базой последующего материала, поскольку в ней даются общие представления о финансовом контроле, внешнем и внутреннем аудите.  
В первой главе «Теоретический аспект изучения системы внутреннего контроля в аудите» проведен анализ эволюционного становления и развития аудита в системе финансового контроля Казахстана, обоснованы признаки интеграции задач государственного финансового контроля и аудита, исследованы сущность и предназначение внутреннего аудита.  
Вторая глава «Методика организации внутреннего аудита на основе ревизионной комиссии» посвящена решению малоисследованных вопросов, возникающих при образовании и функционировании ревизионной комиссии в коммерческих организациях различных организационно-правовых форм, определению предметной области и процедур (элементов методики) проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности, рассмотрению методических рекомендаций по оформлению материала ревизии коммерческой организации, проводимой силами ревизионной комиссии.  
В третьей главе «Организация службы внутреннего контроля в интересах оперативного управления организацией» обоснована последовательность действий при организации службы внутреннего аудита, сформулированы задачи и объект контроля службы внутреннего аудита, предложены методические рекомендации по проведению внутреннего аудита допущения непрерывности деятельности коммерческой организации на основе оценки чистых активов.

В заключении дипломной работы сформулированы выводы и рекомендации, направленные на дальнейшее развитие методологии внутреннего аудита и совершенствование методик проверки правильности  бухгалтерского учета в коммерческих организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО  КОНТРОЛЯ В АУДИТЕ

 

 

1.1 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан

 

Интеграция экономики  в международные рыночные отношения  обусловливает потребность единого  понятийного восприятия системы  финансово-хозяйственного контроля. Появление  новой формы такого контроля –  аудита представляется как изобретение  эпохи, которое не имеет эволюции своего развития. Однако, аудит прошел многовековой период развития от Древнего Египта, где через каждые два года проводилась инвентаризация движимого и недвижимого имущества, Вавилона, где впервые было введено специальное законодательства по ведению учета, Иудее, где учет сочетался с независимым контролем, Древней Греции, где особенное внимание уделялось контролю сохранности собственности, Древнего Рима, где целью учета был контроль хозяйственной деятельности и уплаты налогов.

Первое упоминание об аудиторах относится к 1299 году, когда Эдуард II назначил трех государственных аудиторов.

Возникновение и развитие аудита в системе финансово-хозяйственного контроля связано с возникновением различных форм собственности капитала в разных социально-экономических формациях и потребностью его рационального использования с целью приумножения.

Аудит в современном  понимании существует более двухсот  лет, и возник в связи с разграничением интересов между управляющими деятельностью  предприятия (менеджерами) и его собственниками. Вначале аудит был лишь орудием проверки и подтверждения достоверности бухгалтерских документов и отчетов. Затем он стал системно-ориентированным на активизацию экономической деятельности, что обусловило его консультативную деятельность. Третий этап развития аудита – его ориентация на предупреждение возможного риска при проведении проверок и консультаций, недопущение риска.

Развитие аудита в нашей стране начинается с открытия в 1987 г. акционерного общества «Инаудит», образованного согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение его создания для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

Акционерное общество являлось юридическим лицом, цель которого состояла в оказании аудиторских  и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Совет Министров СССР предоставил фирме «Инаудит» широкие права, среди них права на:

  • ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий и организаций;
  • проверки бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;
  • получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;
  • приобретение от предприятий и организаций отчетной и прочей документации в согласованных объемах;
  • публикацию в СССР и за границей своего устава, баланса, счета прибылей и убытков, а также различных материалов о деятельности фирмы «Инаудит» и пр.

Несмотря на то, что фирма имела более высокую  организационно-правовую форму по сравнению с хозрасчетными ревизионными группами, она была создана на базе государственного контрольного органа, а ее учредителями выступали союзные министерства. Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих лидеров, у которых появилась возможность организовать и возглавить собственные фирмы.

В 1989-1993 гг. была предпринята попытка принять  законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В этот период в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последние регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью. В 1989 г. при контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов КазССР была создана хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 г. решением правительства организована первая аудиторская фирма «Хозрасчетный аудиторский центр» и открыты ее территориальные отделения. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, а также в известной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 г. преобразовать хозрасчетный центр в независимую акционерную аудиторскую компанию «Казахстан аудит». Она является первой в республике независимой профессиональной компанией по оказанию аудиторских услуг, основанной на частной форме собственности и имеющей лицензию на право про ведения аудита от правительства.

Заслуга компании «Казахстан аудит» в становлении аудита и его популяризации в республике велика. Эта компания стала основным разработчиком проекта закона об аудиторской деятельности в нашей стране и главным  консультантом  при его обсуждении в министерстве на правительственном уровне и в парламентских комитетах, а также была автором проекта Устава Палаты аудиторов Казахстана /9, с. 7/.

В учредительных  документах указанной фирмы предусматривались: проведение проверок Финансово-хозяйственной  деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности в целях подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение и т.п. Таким образом, уже в учредительных документах первых аудиторских фирм были заложены определения аудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение в Законе «Об аудиторской деятельности в РК».

В начале 1990 г. на рынке появилось СП «Эрнест энд  Янг Внешаудит», которое проводило аудиторские проверки на cсовместных предприятиях по их просьбе, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная  аудиторская фирма, входящая в то время в так называемую «Большую шестерку».

В настоящее  время в Казахстане развивают  свою деятельность крупнейшие международные аудиторские организации и местные аудиторские фирмы, которые оказывают аудиторские услуги. Приказом Министра финансов РК «Об утверждении списков аудиторских организаций и кредитных рейтинговых агентств» N~173 от 05.04.2001 г. для ежегодного проведения аудита организации и подтверждения кредитного рейтинга в соответствии с Постановлением Правительства РК «О мерах по организации эффективного управления и контроля за деятельностью некоторых акционерных обществ и республиканских государственных предприятий (национальных компаний)» N290 от 28 февраля 2001 г. /11/ утверждены списки аудиторских организаций в составе ТОО «ПрайсуотерхаусКуперс», ТОО «КПМГ Жанат», ТОО «Эрнст энд Янг», «Делойт и Туш», ТОО «BDO Казахстан аудит» (последняя из вышеперечисленных аудиторских фирм утверждена приказом N294 Министра финансов РК от 19 июля 2004 г).

 

 

1.2 Исследование сущности и предназначения внутреннего аудита

 

Аудит представляет собой  предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию аудиторских услуг.

Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов  соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан.

Внутренний аудит (внутрихозяйственный, внутрифирменный) – составная часть общего аудита, организованном на экономическом субъекте в интересах его собственников  и регламентированного его внутренними документами по соблюдению установленного порядка ведения бухгалтерского учета, охраны собственности и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Особенность внутрихозяйственного аудита в том, что он осуществляется в момент совершения и документального оформления хозяйственных операций, что позволяет своевременно обнаруживать недостатки в работе и принимать соответствующие меры к их предупреждению.

К институтам внутреннего  аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Наряду с установлением  достоверности бухгалтерской отчетности путем проверки документации предприятии  на внутренний аудит возлагаются  следующие задачи:

- сохранность  собственности учредителей и фирмы (проверка состояния охраны предприятии, ограждения и освещения территории, контрольно-пропускного режима, правила контроля за вывозом (ввозом)материальных ценностей с территории; предупреждение краж, присвоения имущества или денежных средств, растрат вследствие халатного или неквалифицированного отношения к собственности должностных лиц которым доверено управление денежными и материальными средствами, предупреждения злоупотреблений служебным положением, мошенничества; соблюдение порядка списания с баланса имущества, пришедшего в негодность, а также долгов, недостачи потерь от порчи товаров, материалов и продукции; проверка оформления материалов по выявленным недостачам и хищениям и обоснованности списания задолженности по недостачам, хищениям и потерям от порчи ценностей;

- выявление и  мобилизация имеющихся резервов  производства, сверхнормативных запасов,  исключение расточительства и  их перерасхода, усиление режима  экономии денежных средств   и материальных ценностей;

- проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

- обеспечить  последовательную и эффективную  деятельность фирмы;

- проверка организации  работы по заключению договоров  и контроля за их исполнением;

- контроль за расчетно-платежной дисциплиной, своевременностью расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

- экспертиза  достоверности оперативного, статистического  и бухгалтерского учета;

- проверка учета  затрат на производство, полноты  отражения выручки от продаж, формирования финансовых результатов;

- проверка порядка  использования фондов экономического  стимулирования и прибыли;

- придерживаться  основной стратегии фирмы;

- способствовать  своевременному и полному отражению  операций в учете;

- предупреждение  и устранение факторов, отрицательно влияющих на эффективную работу фирмы;

- консультирование  работников фирмы по вопросам, входящим в компетенцию внутреннего  аудита;

- организовать  подготовку к проверкам общего  аудита, налоговой инспекции и  других органов государственной власти, принимать активное участие в проверках и реализации материалов проверок;

- контролировать  исполнение решений по устранению  выявленных недостатков (проверка  считается законченной, когда  выявленные в процессе проверки  нарушения устранены, а деятельность проверяемого структурного подразделения обеспечивает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Также должны быть приняты меры по предупреждению подобных нарушений в других структурных подразделениях фирмы);

- организовать  служебные расследования по различным  чрезвычайным происшествиям на  предприятии.

Работники внутреннего  аудита могут решать и другие задачи, связанные со спецификой своей деятельности, определенные внутренними документами  хозяйствующего субъекта.

Для решения  этих вопросов аудитор должен быть компетентным, что выражается в соответствии подготовки и опыта специалиста  масштабу и сложности ревизионных  задач при высоком качестве выполненной  работы.

В соответствии с аудиторскими стандартами аудитор  обязан действовать с надлежащим вниманием и осторожностью. В его функции входит планирование мероприятий, сбор и оценка информации, составление отчетов и представление сведений, выводов и рекомендаций. Лицо, осуществляющее аудиторскую проверку, должно быть готово к выявлению различных нарушений, выражающихся в неправильном ведении документации, ошибках и подделках, мошенничестве и хищениях. Аудитор должен знать финансовые схемы работы хозяйствующих субъектов, уметь анализировать документы, отчеты бухгалтерии, действующие законы, подзаконные акты, а также приказы и инструкции, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность проверяемый экономический субъект.

Для улучшения  качества аудиторских проверок  и получения максимального эффекта  аудитор должен надлежащим образом работать  над соответствующими программами.

В период становления  рыночных отношений в РК предпринимательская  деятельность осуществляется в условиях информационной неопределенности, изменчивости экономической среды. Возрастает неясность и неуверенность в получении планируемого  конечного результата, увеличивается риск непредвиденных потерь.

В условиях командно-административной советской экономики экономическая  обстановка  формировалась «сверху» в виде  известного набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, методические указания, цены, фонды, лимиты, наряды и тарифы формировали экономическую среду, в которой функционировали  предприятия и работали люди.

Жесткая система  централизованных установок и предписаний  хотя и сковывала инициативу, подавляла интерес и творческое начало, вносила определенную четкость, обеспечивала навязанный сверху порядок, что позволяло предвидеть объемы производства, поставок, продаж, уровень цен и, соответственно, результаты.

Рынок – это  прежде всего экономическая свобода, а за экономическую свободу приходится платить. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно свобода других  субъектов хозяйственной деятельности, получивших возможность покупать  или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать сырье по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. При этом  предприниматели, деловые партнеры и все, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, к прибыли своей компании. А выгода для одних может стать убытком для других. К тому же предприниматель-конкурент стремится вытеснять своего оппонента с рынка таковы законы конкуренции.

Следовательно, вне зависимости от желания людей  предпринимательская деятельность предполагает неопределенность, которую нельзя установить заранее.

Из сказанного следует важное правило поведения  предпринимателя: не избегать риска, а  предвидеть его, стремясь снизить его  до возможно более низкого уровня. Для этого необходим постоянный действенный и своевременный контроль за деятельностью работников и в целом фирмы посредством правильно поставленной экономико-правовой работы, бухгалтерского учета и отчетности.

Контроль –  это процесс определения качества  и корректирования выполняемой  подчиненными работы, чтобы обеспечить задачи, стоящие перед предприятием.

Его цель – выявить  слабые места и ошибочные решения, своевременно исправить их и не допустить  повторения. Контролируется все –  материалы, люди, действия. Контроль позволяет  определить эффективность работы и принять необходимые меры для обеспечения выполнения задания. Необходимо точно знать, кто на предприятии несет персональную ответственность за отклонения от заданий и принятие корректирующих мер. Контроль деятельности осуществляется людьми. Чтобы знать, кто отвечает за сохранность материальных и денежных средств, их хранение, отпуск, учет и инвентаризацию, оформление первичных документов, отклонение от заданий и корректирующие действия, должна быть полная ясность относительно распределения ответственности в рамках всей организации.

Необходимым предварительным  условием эффективного контроля является наличие организационной структуры. Чем более четкой, полной и интегрированной  будет эта структура, тем выше будет эффективность контроля. Следует  установить материальную ответственность каждого работника, участвующего в деятельности предприятия, организовать его обучение и аттестацию. Все это должно быть зафиксировано в трудовых договорах (контрактах), в Положении о персонале предприятия.

Одна из сложных ситуаций, для руководителя, когда на его предприятии или в подразделении не все идет как надо, но не знает, на ком лежит ответственность за это. Си затраты слишком высоки, вовремя не заключен договор или товарно-материальные запасы превысили допустимые нормы, возросла невостребованная дебиторская задолженность, но неизвестно, кто за это отвечает, то те, кто занимается производством, вряд ли смогут исправить создавшееся положение.

Особенно это  касается материальной ответственности, под которой понимается обязанность работника возместить в установленных законом порядке и размере прямой действительный ущерб, причиненный по его вине предприятию, с которым он находился в трудовых отношениях. Ее наиболее существенные признаки:

- субъектом материальной  ответственности может быть только работник, состоящий в трудовых отношениях с предприятием, которому причинен ущерб;

- установление  определенного предела возмещения  ущерба по отношению к получаемой  работником заработной платы;

- наступление  материальной ответственности только при наличии вины работника, как правило, доказанной администрацией предприятия;

- взысканию подлежит  только прямой действительный  ущерб;

- при совместном  причинении ущерба несколькими  работниками наступает долевая  материальная ответственность, за исключением случаев, когда ущерб нанесен совместными уголовно-наказуемыми действиями;

- работник не  несет ответственности за ущерб,  который можно отнести к категории  нормального производственно-хозяйственного  риска, и за ущерб, причиненный  в состоянии крайней необходимости;

- установление  специальных сокращенных сроков  взыскания ущерба.

Работники, занимающие должности или выполняющие работы, непосредственно связанные с  хранением, обработкой, продажей, перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, заключают письменные договоры с руководством предприятии о полной материальной ответственности.

Проблемы и пути совершенствования методики оценки состояния внутреннего контроля субъекта при проведении аудита