Проблемы конституционно-правовой ответственности в РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Тема: Проблемы конституционно-правовой ответственности в РФ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студент
группы 5842ВВ
Специальность
– Юриспруденция /030501/
Руководитель
к.ю.н.
Заведующий
кафедрой
Курган 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2. КОНСТИТУЦИОННАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Понятие
и признаки конституционной ответственности
2.2. Соотношение
конституционной ответственности с другими
видами юридической ответственности
2.3.
Функции конституционной ответственности
3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
4. КОНСТИТУЦИОННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Российская
юридическая наука не выработала
единого подхода при
Деление юридической ответственности на четыре традиционных вида - уголовную, административную, дисциплинарную и гражданскую - в настоящее время не является полным. В условиях становления правового государства, развития демократических основ, безусловно, встает вопрос о взаимной ответственности государства и личности по делу о проверке конституционности ряда положений п. "а" ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР. Суд отметил, что гражданин и государство связаны не только взаимными правами, но и взаимными ответственностью и обязанностями. Основные виды ответственности личности в достаточном объеме урегулированы Конституцией и текущим законодательством. Ответственность же государства и его органов перед личностью фактически не прописана. Безусловно, что любое правило без принудительного осуществления предписаний, в нем заложенных, не является нормой права, поэтому соблюдение Конституции, создание системы правовой охраны Основного закона невозможно без введения специальных мер конституционной ответственности. Представляется, что без признания конституционной ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности невозможно нормальное функционирование Конституции, создание эффективного механизма ее защиты, а потому данный вид ответственности должен быть закреплен законодательно.
Данная проблема в настоящее время недостаточно разработана как на уровне федерального конституционного регулирования, так и в текущем законотворчестве. В немалой степени причиной тому является теоретическая неразработанность в российской юридической науке вопроса о конституционной ответственности.
Вместе
с тем можно констатировать, что
в последние годы существенно
расширилась сфера
Конституционно-правовая
ответственность, как институт конституционного
права и вид юридической
В настоящее время, когда провозглашен курс на укрепление государственности, державности России, как никогда необходимо законодательное закрепление института конституционной ответственности в качестве гаранта политической ответственности с целью укрепления конституционной законности.
К
конституционной
Целью
дипломной работы является теоретический
анализ проблем конституционно-
Для достижения обозначенной цели, представляется необходимым решение следующих задач:
проанализировать
теоретические подходы к
определить
является ли конституционная
соотнести
конституционную
рассмотреть
функции конституционной
провести сравнительный анализ конституционно-правового регулирования в Росси и за рубежом;
разграничить конституционную ответственность от политической.
Цели
и задачи настоящего исследования определили
ее структуру, которая состоит из
введения, четырех глав, заключения
и списка использованных источников.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К КОНСТИТУЦИОННО-
ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Конституционно-правовая
ответственность впервые
В
литературе, посвященной конституционно-
Юридическая
(правовая) ответственность – одна
из важнейших категорий
Л.А. Сыроватская, исследуя эту проблему, делает вывод, что концепции ответственности как исключительно санкции и как обязанности концентрируется на разных сторонах одного и того же явления: через анализ правомочий государства по реализации принуждения или через описание правового положения, особой обязанности правонарушителя3.
Кондрашев А.А. выдвигает концепцию, снимающую противоречия различных подходов и трактовок понятия ответственности, которая на его взгляд, представляет собой «правовую связь, возникающую вследствие несоблюдения правовой нормы между участниками нарушенного правоотношения, воплощенную в установлении нормативного требования, обращенного к правонарушителю, подвергнуться государственному или общественному осуждению (порицанию), и реализующуюся, как правило, в применении государственно-принудительных средств в виде разнообразных ограничений к правонарушителю (лишение права, возложение дополнительной правовой обязанности или принуждение к исполнению неисполненной правовой обязанности) либо в восстановлении нарушенных прав или правопорядка нарушителем под прямой угрозой использования государственного принуждения».1
Как упоминалось, высказываемые точки зрения о сущности конституционно-правовой ответственности весьма разноречивы, однако в юридической литературе, как правило, признается наличие двух аспектов (видов) конституционно-правовой ответственности - позитивного и негативного (ретроспективного). Ответственность первого вида несут все субъекты конституционно-правовых отношений, ответственность второго вида связана с применением специальных мер воздействия, вытекающих из недолжного поведения субъектов конституционно-правовых отношений.2
Сторонники
первого считают, что конституционно-правовая
ответственность проявляется
Представляется, что попытки рассмотрения конституционно-правовой ответственности одновременно с двух позиций могут привести, в том числе, к неприменению мер государственного воздействия к виновным в неправомерном поведении под предлогом несения ими позитивной ответственности.
Ряд
авторов отдает предпочтение ретроспективному
(негативному) аспекту конституционно-
В свою очередь, негативную конституционно-правовую ответственность некоторые исследователи рассматривают в широком и узком смысле. В первом случае - это отдельный вид ответственности, а во втором - любая негативная ответственность за совершение всякого правонарушения.7 Такой подход, на наш взгляд, является излишне вольным и необоснованным.
Подчеркнем, что, конечно, позитивный и ретроспективный аспекты (виды) ответственности тесно связаны и иногда первый является необходимым условием наступления второго и как бы продолжается в нем. Однако, по нашему мнению, именно в ретроспективном аспекте конституционно-правовая ответственность проявляется наиболее ярко, и именно ретроспективная ответственность не вызывает сомнений как юридическая ответственность. Ретроспективная направленность усиливает воспитательное и правоохранительное значение конституционно-правовой ответственности, ее стимулирующую роль в формировании правомерного поведения и социальной активности субъекта конституционно-правовых отношений. Вряд ли та положительная ответственность, которая сохраняется и в случае ответственного поведения субъекта, может столь же эффективно выполнять указанные функции. При этом не следует вовсе отвергать позитивный аспект как таковой или умалять его значение. Он может и должен быть исследован, но отдельно - как особый вид неюридической ответственности.
В
связи с этим, как представляется,
следует подходить к
Исходя
из сказанного, некоторые авторы делают
предположение о том, что конституционно-правовая
ответственность номинально включает
другие самостоятельные виды ответственности
(парламентскую, президентскую, правительственную
или федеральную и др.) и рассматривают
эти виды в качестве самостоятельного
явления.8 Действительно, конституционно-правовая
ответственность разнообразна, ибо многовариантны
конституционно-правовые отношения. Однако
трудно выделить такие особенности, которые
необходимы и достаточны для обособления
таких видов ответственности в качестве
самостоятельных.
- КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ВИД
ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Понятие и признаки конституционной ответственности
Особым видом отраслевой ответственности в литературе предлагается считать конституционную ответственность, предусмотренную Конституцией РФ и имеющую в большей степени организационно-дисциплинарный характер (например, в соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ).
Исследования
последних 20-30 лет убедительно доказывают
самостоятельность
Справедливо
отмечается, что различные виды юридической
ответственности, будучи направлены на
охрану Конституции, не обретают (пусть
даже только в этих пределах) свойств
и признаков конституционно-
Конституционное
право характеризуется наличием
собственного потенциала обеспечения
действенности своих норм, т.е. собственного
института юридической
Особенности
конституционно-правовой ответственности
и соответственно ее обособление
как самостоятельного вида юридической
ответственности объясняются
Конституционно-правовая
ответственность - это самостоятельный
вид юридической
Рассматриваемый вид ответственности предстает в единстве общесистемных признаков, присущих юридической ответственности в целом, а также тех свойств и качеств, которые указывают на ее своеобразие как относительно самостоятельного правового явления. Общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к конституционно-правовой ответственности. Вместе с тем, конституционно-правовая ответственность не может быть полным аналогом других видов юридической ответственности, поскольку содержание ответственности должно быть адекватно содержанию соответствующих общественных отношений, по крайней мере, между ними не должно быть несоответствий.
С
учетом общесистемных признаков
юридической ответственности
Одной
из основных функций конституционно-
Конституционные правонарушения могут быть связаны с самыми разными объектами, закрепляемыми и регулируемыми Конституцией (права человека, целостность государства, федерализм и др.), и совершены в самых различных сферах конституционных правоотношений. Противоправные деяния могут быть связаны с нарушением принципа верховенства Конституции и федеральных законов, территориальной целостности государства, ущемлением прав народа на реализацию власти, умалением прав и свобод человека и гражданина. Учитывая федеративное устройство государства и проблемы, возникающие в этой сфере, следует констатировать наличие огромного количества нарушений в отношениях между Федерацией и субъектами (по разграничению предметов ведения, принятию неконституционных законов, неконституционному регулированию экономических и финансовых отношений и др.). Принимая во внимание практику Конституционного Суда Российской Федерации, необходимо также признать наличие конституционных правонарушений, совершаемых при формировании и деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Субъектами конституционных отношений являются государство, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане, иностранные граждане, апатриды и другие. Они же являются и субъектами конституционной ответственности.
Конституционная
ответственность имеет
Важным вопросом при выделении в качестве самостоятельного вида конституционной ответственности является определение критериев объективной стороны конституционного правонарушения. Основанием привлечения к конституционно-правовой ответственности является правонарушение. Любое правонарушение, имеющее место в той или иной сфере общественных отношений, связано с виновным поведением субъекта (хотя следует признать наличие исключений, например, в административном праве при ответственности организаций). "Правонарушение всегда выступает как нарушение выраженного в норме права обязательного правила поведения, как отклонение от содержащихся в ней требований".11 В связи с этим кажется не совсем верным мнение Е.И. Колюшина, который считает, что в некоторых случаях конституционно-правовая ответственность может наступать при отсутствии вины. В качестве примеров автор приводит отзыв депутата избирателями, отставку Правительства по инициативе Президента РФ, когда может отсутствовать конкретная вина.12 Однако возникает вопрос о том, являются ли данные действия применением мер конституционной ответственности, если не было самого конституционного правонарушения. В данном случае, видимо, более правильно говорить о применении мер политической ответственности, когда позиции населения и депутата, Правительства и Президента не совпадают по политическим мотивам. Более верным представляется мнение тех авторов, которые связывают возникновение конституционной ответственности с виной. Так, В.О. Лучин отмечает, что "применительно к конституционным деликтам наличие вины, хотя и не всегда отвечающей требованиям традиционной формы, в принципе является необходимым условием наступления ответственности".13 Таким образом, требует своего разрешения вопрос о разграничении политической ответственности (применяемой при отсутствии вины) и конституционной, как разновидности юридической ответственности (обязательно связанной с виновным поведением).
- Проблемы контента канала ТВ-3
- Проблемы коррупции в аппарате административно-государственного управления
- Проблемы кредитной системы
- Проблемы кредитования на современном этапе и пути решения
- Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений
- Проблемы микрофинансового сектора в Кыргызской Республике и качества банковских услуг
- Проблемы молодой семьи и возможности их решения средствами социальной работы
- Проблемы использования информационных технологий в управлении современной организацией
- Проблемы использования трудовых ресурсов на примере Южного федерального округа
- Проблемы исчисления и уплаты НДС
- Проблемы квалификации и назначения наказания за деяния по ст.228, ст.228.1
- Проблемы квалификации преступлений
- Проблемы квалификации убийства
- Проблемы квалификации убийства матерью новорожденного ребенка