Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Введение

    Актуальность  темы дипломной работы обусловлена  тем, что  потребности социального, политического и экономического развития Российской Федерации и  российского общества побуждают  к поиску оптимальной модели разрешения сложных вопросов формирования и развития международного сотрудничества в таможенной сфере, особенно в рамках Содружества Независимых Государств, Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества), Союза Беларуси и России. Рассмотрению противоречий и проблем, с которыми приходится сталкиваться в ходе реформирования постсоветского пространства в области конституционно-правового регулирования таможенных вопросов посвящено настоящее исследование.

     Среди основных задач, разрешение которых  будет составлять важную часть дальнейшего развития Российской государственности, является создание оптимальных правовых условий для развития экономической и политической интеграции с иностранными государствами. Преодоление политической, правовой и социально-экономической дезинтеграции - одна из важнейших задач современного государственного развития страны. Существенным фактором, выступающим, с одной стороны, средством интеграции, а с другой, ее результатом, является интеграция государств в таможенной сфере. В частности Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2000 г., определяет приоритеты политики России следующим образом: «Исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами-участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, а первую очередь, Таможенном союзе, Договоре о коллективной Безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси , России  и Казахстана как высшей на данном этапе формы интеграции трех суверенных государств»1.

      Вопросы формирования общего рынка, единого  экономического и таможенного пространства стран СНГ нуждаются в тщательном изучении не только экономистов и политологов, но и правоведов. Правовая наука призвана разработать и представить научно обоснованную с правовой точки зрения концепцию развития политической и экономической интеграции стран-членов СНГ. Поэтому изучение организационно-правовых основ участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, складывающихся в рамках Содружества Независимых Государств, выявление положительных и негативных составляющих этого процесса, своевременная оценка возможных последствий, преодоление препятствий на пути интеграции обусловливают необходимость изучения вопросов сотрудничества Российской Федерации со странами-членами СНГ во всех областях, в том числе и в сфере таможенных отношений. Актуальность таможенного направления обусловлена тем, что именно на этом направлении стремление к интеграции сталкивается с объективными трудностями, вызванными неравномерностью экономического развития различных государств СНГ, существенными противоречиями их государственных интересов. Поиск путей оптимального взаимодействия в данной области содействует разрешению важнейших вопросов развитии Содружества Независимых Государств, способствует выявлению государственных интересов России в СНГ, их адекватной оценке и защите.

     Российское  общество готово к прагматичному  варианту развития интеграционных процессов, в том числе и в таможенной сфере. Однако необходимо обоснование и представление сконцентрированной программы, способной обеспечить защиту государственных интересов России, ее внутреннего финансового и промышленное рынков.  Эта задача может быть решена в том случае, если процессы реформирования политической, социально-экономической и правовой систем Содружества Независимых Государств будут осуществляться на основе принципов взаимной выгоды и равноправия, при понимании, что альтернативы взаимодействию нет.

      Выпускная квалификационная  работа выполнена на базе изучения и использования имеющейся научной монографической литературы по рассматриваемой проблеме. Исследования общих аспектов политической и экономической интеграции государств-участников СНГ представлены в отечественном правоведении значительным количеством работ.

     При подготовке дипломной работы были использованы труды отечественных ученых-правоведов, философов, социолога, экономистов, изучавших различные аспекты интеграции государств-участников Содружества Независимых Государств: Р.Г. Абдулатипова, С.А. Авакьяна, И.П. Блищенко, Ю.А. Дмитриева. И.А. Исаева, Л.М. Каралетяна. Д.А. Керимова, Ю.М, Колосова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, И.И. Лукашука,       Г.В. Мальцева, МН. Марченко, И. А. Михалевой, B.C. Нерсесянца, Г.В. Осипова, Э.Л. Позднякова, Б.Л. Страшуна, Э.В. Тадевосяна, Ю.Л. Тихомирова, Б,Н. Топорнина, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева, и других.

     Правовое  регулирование международного сотрудничества в таможенной сфере исследованы на основе анализа конституционных норм, действующего законодательства, нормативных актов Российской Федерации, международных договоров, подписанных Российской Федерацией в рамках СНГ, Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества) и Союза Беларуси и России.

      Рассмотрение вопросов международного сотрудничества в таможенной сфере и практики ее осуществления проводилось на основе использования принятых в отечественном правоведении методов научного анализа: системного, структурно - функционального, социологического, сравнительно - правового, формально- юридического, теоретико- прогностического.  

     Цель  дипломного исследования состоит в  комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общий анализ основных форм и направлений международного сотрудничества в таможенной сфере. 

1.1. Межгосударственные  межправительственные  договоры в таможенной  сфере 

    Становление Российской Федерации как субъекта международного права предполагает установление новых и подтверждение  прежних договорных связей России с  другими государствами2.

    В современных условиях интеграции процессов, происходящих в мире можно с уверенностью говорить о значительном повышении  роли международного права для всех государств как членов международного сообщества3.

    Принципиально важно при этом, чтобы «современное международное право развивалось на основе согласованных подходов и вело к укреплению международной законности»4.  

    Многосторонние  международные конвенции и соглашения по таможенным вопросам, особенно такие, как Международная конвенция  о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 09.06.1977); Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, и другие, все в большей степени регулируют таможенные вопросы внутри Российской Федерации. В настоящее время Россия все быстрее включается как в систему международного таможенного регулирования, так и в систему международного сотрудничества и взаимопомощи в решении важных проблем в таможенной сфере.

    В обширной системе международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран, выделяются соглашения, регулирующие оказание административного содействия в таможенной сфере в целом, и особо - соглашения, регламентирующие оказание административного содействия в предотвращении, расследовании и пресечении нарушений таможенных правил.

     К числу важнейших многосторонних международно-правовых актов, регламентирующих те или иные аспекты взаимодействия и взаимопомощи таможенных органов РФ с таможенными органами зарубежных государств, можно отнести следующие:

  • Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (заключена в г. Киото 18.05.1973);
  • Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в г. Брюсселе 14.06.1983);
  • Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) (заключена в г. Брюсселе 06.12.1961);
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (заключена в г.Женеве 14.11.1975);
  • Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (заключена в г. Женеве 02.12.1972);
  • Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (заключена в г. Женеве 21.10.1982);
  • Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (заключена в г. Найроби 09.06.1977);
  • Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (заключена в г. Брюсселе 15.12.1950);
  • Конвенция о создании международного союза публикации таможенных тарифов (заключена в г. Брюсселе 05.07.1890) и др.

      На  основе положений приведенных конвенций таможенные органы РФ организуют широкое международное сотрудничество по различным аспектам осуществления таможенного дела.

    При этом государство обязано устанавливать  такой правовой режим, который способствует последовательному выполнению принципа добросовестного исполнения международных обязательств5.

    Значительная  часть норм международных конвенций  предусматривает широкую сферу применения и обеспечивает взаимодействие таможенных органов государств, входящих в Совет таможенного сотрудничества. Так, на основе Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров таможенные органы обеспечивают сопоставимость информации о ввозимых и вывозимых товарах; создают национальные товарные номенклатуры, используемые в таможенных целях: так, в Российском Федерации применяется ТН ВЭД государств - участников СНГ. На основе Таможенной конвенции о контейнерах таможенные органы упорядочили использование унифицированных контейнеров для мультимобильных перевозок, что позволило обеспечить, условия для внедрения современных технологий международных перевозок.

    На  основе правил Конвенции, заключенной  в г. Найроби, таможенные органы организуют международное сотрудничество по выявлению и пресечению международных каналов контрабанды наркотических и психотропных веществ, оружия и боеприпасов, алкоголя и табака, предметов антиквариата, а также иных нарушений таможенного законодательства.

    Упомянутая  Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 09.06.1977) имеет особое значение в организации взаимодействия таможенных органов. Она принята под эгидой Совета таможенного сотрудничества и состоит из преамбулы, шести глав, приложений:

    Преамбула

    Глава 1. Определения (ст. 1).

    Глава 2. Сфера применения Конвенции (ст. 1-\).

    Глава 3. Общие положения об оказании содействия (ст. 5-8).

    Глава 4. Прочие положения (ст. 9-11).

    Глава 5. Роль Совета и Постоянного Технического комитета (ст. 12-13).

    Глава 6. Заключительные положения (ст. 14-23).

    Приложение  X. Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.

    Для Российской Федерации данная Конвенция  вступила в силу 13 марта 1995 г.

    В преамбуле говорится о целях  принятия документа: нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическим, социальным и налоговым интересам государства, а также законным интересам торговли, что требует объединения и взаимодействия таможенных служб различных стран; борьба с таможенными правонарушениями может быть более эффективной при сотрудничестве таможенных служб.

    В первой главе Конвенции определяются термины, использованные в документе. Например, термин «таможенное правонарушение» означает любое нарушение таможенного законодательства или попытку такого нарушения; термин "обман таможни" означает таможенное правонарушение, при котором лицо обманывает таможню и таким образом частично или полностью уклоняется от уплаты импортных или экспортных пошлин и налогов или обходит установленные таможенным законодательством запреты или ограничения либо получает другие выгоды в нарушение таможенного законодательства.

    Названные понятия не используются в ТК РФ. Соотносимым с ними понятием ТК РФ является понятие «незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу», под которым имеется в виду совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

    Одним из важных понятий, которыми оперирует Конвенция, является понятие «контрабанда». В контексте Конвенции термин «контрабанда» означает обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме. О размере и составе контрабандных товаров в Конвенции ничего не говорится. В российском законодательстве большая часть составов административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), предусмотренных в гл. 16 КоАП РФ, содержит признаки, которые являются определяющими при разграничении уголовно-таможенного преступления и таможенного правонарушения. Соответственно, главным признаком при определении контрабанды согласно Конвенции является скрытая форма перемещения товаров через таможенную границу.

     На  мой взгляд, на этом основании следует считать, что в понятие контрабанды, данное в Конвенции, входят не только составы, предусмотренные ст. 188 УК РФ:

    1)  перемещение в крупном размере  через таможенную границу РФ товаров и иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием;

    2) перемещение через таможенную  границу РФ определенной категории  товаров, таких как наркотические  средства, вооружение и другие, независимо от размера;

    3) деяния, предусмотренные ч. 1,2 ст. 188 УК РФ, совершенные с рядом  квалифицирующих признаков, таких  как с использованием служебного  положения, с применением насилия  к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

    4) деяния, предусмотренные ч. 1,2,3 ст. 188 УК РФ, совершенные организованной группой.

    Таким образом, предметом регулирования  Конвенции являются в основном административные таможенные правонарушения, имеющие  признаки контрабанды в широком  смысле. И само название Конвенции говорит о регулировании взаимного содействия только при таможенных, то есть административных правонарушениях в таможенном деле. Если исходить из смысла Конвенции, контрабанду наркотических средств и психотропных веществ тоже следует отнести к административным таможенным правонарушениям, а не к преступлениям.

    Во  второй главе определена сфера применения Конвенции. В статье 2 говорится, что  договаривающиеся стороны будут  оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений. При этом таможенная служба договаривающейся стороны может обратиться с просьбой о взаимном содействии в ходе любого расследования или в связи с любым административным или судебным разбирательством.

    Третья глава Конвенции устанавливает общие положения об оказании содействия. Строго целевой характер использования информации и документов, полученных в ходе взаимодействия, устанавливается в ст. 5. Статья 6 Определяет, что связь между договаривающимися сторонами осуществляется непосредственно между таможенными службами. При этом таможенные службы назначают подразделения или официальных лиц, ответственных за такую связь.

    Письменная  форма запроса, а также необходимость  дополнительных сведений и документов, которые могут ускорить выполнение запроса, определяются ст. 7. Но также п. 4 ст. 7 предусматривает и устную форму запроса, если запрос является срочным, однако с дальнейшим письменным подтверждением.

    Особый  интерес представляет Приложение X к Конвенции "Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ", которое включает в себя следующие разделы:

    1. Обмен информацией между таможенными  службами по их собственной  инициативе.

    2. Помощь по запросу, относящаяся  к наблюдению.

    3.  Расследования по запросу от имени другой Договаривающейся Стороны.

    4. Действия таможенных служащих  одной Договаривающейся Стороны  на территории другой Договаривающейся  Стороны.

    5. Накопление информации.

    6. Центральная справочная картотека,  часть I: Лица.

    7. Центральная справочная картотека, часть II: Методы.

    8. Центральная справочная картотека,  часть III: Суда, причастные к контрабанде.

    Таким образом, согласно разделам приложения предусмотрены следующие виды взаимодействия между таможенными службами различных  стран:

    1) обмен информацией по собственной  инициативе;

    2) наблюдение по запросу;

    3) расследование по запросу;

    4) действия таможенных служащих  одной стороны на территории другой стороны;

    5)  накопление и использование информации, в том числе из центральной  справочной картотеки.

    Соглашение  о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между  Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 24.06.1994). Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве вступило в силу для Российской Федерации 1 декабря 1997 г. Оно действует во взаимоотношениях таможенных органов РФ и государств - членов Европейского сообщества. Данное соглашение было подписано РФ и Королевством Бельгия, Королевством Дания, Федеративной Республикой Германия, Греческой Республикой, Королевством Испания, Французской Республикой, Ирландией, Итальянской Республикой, Великим Герцогством Люксембург, Королевством Нидерландов, Португальской Республикой, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии.

    Целью сотрудничества в области таможенного  дела является достижение совместимости  таможенных систем сторон. Соглашение регулирует различные сферы сотрудничества: экономическое, таможенное, в области  законодательства, по предотвращению противоправной деятельности, культурное и финансовое сотрудничество. Пункт 3 ст. 78 «Таможенное дело» Соглашения содержит ссылку на положение Протокола 2 «О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства».

    Данный  Протокол состоит из 14 статей. Стороны  в пределах их компетенции оказывают  друг другу содействие в обеспечении  правильного применения таможенного  законодательства, в особенности на основе предупреждения, обнаружения и расследования случаев нарушения данного законодательства (ст. 2 «Сфера применения»).

    Протокол  предусматривает два вида содействия - содействие по запросу и содействие без предварительного запроса. Установлено  две формы запроса - письменная и  устная. Устные запросы связаны со срочностью и требуют дальнейших письменных подтверждений (ст. 5 Протокола 2).

    Запросы исполняются в соответствии с  законами и правилами запрашиваемой  стороны. Запрашиваемый орган действует  в рамках своей компетенции и  имеющихся в его распоряжении средств, как если бы он выступал от своего имени или по запросу другого органа данной стороны. Должностные лица запрашивающей стороны могут при согласии запрашиваемой стороны присутствовать при проведении расследования на ее территории.

    Помимо  полного исполнения запросов предусмотрена возможность его частичного исполнения, исполнения при некоторых условиях, а также возможность полного отказа от оказания содействия (ст. 8 Протокола). В процессе передачи и приема сведений сторонами должны быть обеспечены меры по защите информации. На любую информацию, полученную согласно Протоколу, распространяется служебный режим секретности. Исполнение запросов, в соответствии со ст. 13 Протокола, возлагается на центральные таможенные органы РФ, с одной стороны, и компетентную службу Комиссии Европейских сообществ и таможенные органы государств-членов, с другой стороны.

    Важно подчеркнуть, что Протокол дополняет, а не затрудняет применение любого соглашения о взаимном содействии. Протокол также не исключает более  широкое взаимное содействие, которое устанавливается в рамках уже заключенных или могущих быть заключенными в будущем подобных соглашений (ст. 14). Имеются в виду двусторонние соглашения между РФ с некоторыми государствами - членами Европейских сообществ, которые конкретизируют взаимодействие и оказание помощи в таможенных делах.

    В настоящее время из стран - членов Европейских сообществ двусторонние соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах заключены  РФ с Данией, ФРГ, Францией, Испанией, Италией, Королевством Нидерландов, Великобританией (на уровне таможенных служб). Взаимодействие же с такими странами, как Бельгия, Ирландия, Люксембург, Португалия, осуществляется только в рамках Европейского Соглашения.

    Одной из форм международного сотрудничества в рассматриваемой сфере являются двусторонние межправительственные соглашения в таможенной сфере.

    Подобные  соглашения способствуют более эффективному решению стоящих перед таможенными органами РФ задач, в том числе борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил, проведению таможенных расследований и т. д. Межправительственные соглашения являются той нормативной базой, на основе которой таможенные органы РФ могут получать документы и иную информацию от таможенных служб иностранных государств.

    Российская  Федерация заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Великобританией, Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Чехией, Словенией, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, Югославией, Индией, Израилем, государствами - участниками СНГ. В межправительственных соглашениях о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах устанавливаются предметы, формы и порядок сотрудничества, а также определяется организационный механизм его осуществления.

    Регулирование отношений по взаимодействию в таможенной сфере с помощью двусторонних договоров имеет тенденцию к  увеличению. Соглашения имеют следующую  структуру: преамбула, текст, приложение. Текст соглашений, как правило, включает следующие разделы: определение терминов, сфера применения, формы сотрудничества и взаимопомощи, организация расследования, контролируемая поставка, форма и содержание запроса, конфиденциальность и использование полученной информации, исключения из обязательств о взаимопомощи, расходы, выполнение договора, территориальное действие договора, дополняемость, ратификация, вступление в силу и прекращение действия. Разделы текста двусторонних соглашений разрабатываются с учетом многосторонних соглашений и повторяют их разделы.

    Двусторонние  соглашения широко используются для  регулирования взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран  по всем основным вопросам таможенного  дела, являясь основными правовыми  актами, в рамках которых осуществляется сотрудничество. В качестве примера проанализируем и сравним: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Французской Республики было заключено в Москве 31 октября 1997 года. Оно включает 16 статей. Статья 2 определяет цели взаимной помощи: предотвращение, расследование и пресечение нарушений таможенного законодательства. Помощь осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, действующим на территории государства запрашиваемой службы, и в пределах компетенции этой таможенной службы. Таким образом, соглашение представляет собой основу для оказания помощи, но внутреннее законодательство запрашиваемой стороны может повлиять на выполнение запроса. Соответственно, при подготовке запроса необходимо опираться не только на Соглашение, но и на внутреннее таможенное законодательство запрашиваемой стороны.

    Соглашение  предусматривает взаимное предоставление информации: по собственной инициативе, по письменному запросу или в условиях чрезвычайной ситуации устному запросу.

    Соглашение  регулирует проведение расследования  по запросу. Запрашиваемая таможенная служба проводит расследование, как  если бы она выступала от своего имени или по просьбе других органов своего государства.

    Для обмена информацией таможенные службы могут устанавливать прямые связи  между своими подразделениями, уполномоченными вести действия по предотвращению, расследованию и пресечению таможенных нарушений.

    Соглашением установлен режим конфиденциальности полученных сведений, сообщений и документов, причем режим тождественен режиму, предусмотренному для собственной информации аналогичного характера и содержания запрашивающей стороны.

    Полученные  сведения и документы могут быть использованы в качестве доказательств в протоколах, актах, записях свидетельских показаний, а также в ходе судебных и административных разбирательств. Доказательственная сила таких сведений и документов определяется в соответствии с национальным законодательством.

    Соглашение  предусматривает также создание смешанном комиссии, составленной из представителей обеих таможенных служб, которые уполномочиваются рассматривать вопросы, связанные с применением Соглашения. Эта комиссия собирается по мере необходимости поочередно на территории РФ и Французской Республики.

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Королевства Дания  о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Копенгаген, 13.08.1997) по характеру сотрудничества и взаимопомощи, а также по их регламентации отличается в принципе от аналогичного Соглашения с Францией. Имеются различия между ними формального характера. Так, хотя Соглашение РФ с Данией, на первый взгляд, имеет более общий характер по названию, имея в виду помощь и сотрудничество в таможенных делах вообще, а Соглашение РФ с Францией более конкретно называет своим предметом только административную помощь в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений, по содержанию они тем не менее не отличаются друг от друга. Наоборот, Соглашение РФ и Франции регулирует не только взаимопомощь в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений, что следует из названия, но и другие аспекты таможенного дела. Соглашение же РФ с Данией не ограничено в своем названии оказанием взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении нарушений таможенного законодательства, что реально отражено в его содержании, но оно охватывает также такие аспекты таможенного дела, как правоохранительная деятельность таможенных органов, борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил, информирование, консультирование, таможенные платежи и др.

Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений