Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования

Оглавление

    1. Введение......................................................................................................3
    2. Теоретическая часть

Глава 1. Общие сведения о муниципальном  управлении……...…5

1. Общая характеристика муниципальной деятельности…..……5

2. Особенности управления в муниципальной  сфере………..…..7

3. Целеполагание в муниципальной  деятельности…………..….10

4. Общая характеристика муниципальных  услуг……………..…15

Глава 2. Проблемы муниципального управления

1. Проблема эффективности управления……………………...18

2. Проблемы управления градообслуживающей сферой……....22

2.1 общественной безопасностью………………….…...25

2.2 ЖКК………………………………………………..…27

2.3 общегородским коммунальным  хозяйством……....31

2.4. транспортным комплексом…………………….…..34

2.5. потребительским рынком…………………………..36

2.6. состоянием окружающей среды……………….…...41

3. Проблемы муниципального управления  социальной сферой..44

4. Проблемы экономического характера……………………….47

5. Проблема взаимодействия с населением…………………….51

    1. Практическая часть……………………………………………………..59
    2. Заключение……………………………………………………………….63
    3. Список литературы…………………………………………………...…65

 

Введение

Актуальность  выбранной темы характеризуется  тем, что выбор моделей территориальной организации местного самоуправления в большинстве случаев происходил в процессе взаимодействия региональных и местных политических элит, исходя из соотношения имеющихся ресурсов, интересов сторон. В результате установление территорий муниципальных образований нередко было продиктовано политическими целями без учета не только мнения населения, но и принципа максимально эффективного исполнения функций, реализуемых на уровне местного самоуправления. По различным типам организации местного самоуправления на уровне административных районов местное самоуправление сформировано в 6 субъектах Российской Федерации; на уровне административных районов и городов — в 37 субъектах Российской Федерации, на уровне административных районов, на уровне городов и сельских округов — в 23 субъектах Российской Федерации на уровне сельских округов и поселков — в 5 субъектах Российской Федерации, на уровне городских районов и округов — в 2 субъектах Российской Федерации на уровне городов и сельских округов — в 11 субъектах Российской Федерации, в 5 субъектах Федерации территории муниципальных образований не определены либо только отдельные территории являются муниципальными образованиями.

К сожалению, территории муниципальных образований часто  определялись без учета принципов  максимально эффективного исполнения функций, реализуемых местным самоуправлением, и формирования структур местного самоуправления на уровне, максимально приближенном к населению. В конечном итоге это привело к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации территориальная организация местного самоуправления не соответствует его целям, задачам и функциям.

Управление общественными  делами на разных уровнях организации  общества (федеральном, региональном, местном) имеет много особенностей, без учета которых нельзя квалифицированно и рационально организовывать управление. Именно поэтому данная тема весьма актуальна в наши дни.

В настоящее время управление муниципальными образованиями имеет множество  проблем. Несмотря на большое количество потенциала, ресурсов и резервов, во многих муниципальных образованиях, тем не менее, наблюдается довольно низкий уровень жизни населения. Для того чтобы понять, почему так происходит и какие существуют проблемы муниципального управления, необходимо знать многое в этой области. Это сущность субъекта и объекта муниципального управления, муниципальных образований, их ресурсной базы, имеющихся у них прав и полномочий и тех управленческих возможностей, которыми они сегодня слабо пользуются, чтобы рационально реализовать свой потенциал в интересах своих граждан и России в целом.

Целью данной работы является выявление проблем муниципального управления и их причин.

 Чтобы достичь этой цели, необходимо решить несколько задач:

  1. понять, что же такое муниципальная деятельность, ее принципы и особенности
  2. понять, что такое муниципальное управление, его характерные черты и принципы
  3. выявить и провести анализ основных проблем муниципального управления в различных сферах жизни населения
  4. привести конкретные примеры проблем в муниципальном управлении

Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования ее результатов в практике управления развитием муниципального образования.

 

Теоретическая часть

Глава 1. Общие сведения о муниципальном управлении

1. Общая характеристика муниципальной деятельности

Муниципальное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.

Муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность населения муниципального образования (местного сообщества) и органов местного самоуправления, которую можно назвать муниципальной деятельностью.

Муниципальная деятельность - это самостоятельная и под  свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Именно совершая какие-то действия, осуществляя муниципальную  деятельность, местное сообщество и  органы местного самоуправления решают стоящие перед ними задачи. Муниципальное управление в этом смысле является формой организации муниципальной деятельности. Предмет муниципальной деятельности - благоустройство жизни на территории муниципального образования (благоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг. Эта деятельность многогранна, поэтому можно говорить об отдельных ее сферах: охрана общественного порядка, водоснабжение, школьное образование и т.д.

В муниципальной деятельности, как и в любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность. Соблюдение законности - предмет муниципального права. Определение целесообразности человеческой деятельности - вопрос политики как системы постановки и реализации каких-то целей. Цель всякого управления - достижение желаемого состояния управляемой системы. С этой точки зрения можно говорить о муниципальной политике.

Муниципальная политика - это система взаимоувязанных  целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации.

Муниципальная политика базируется на использовании властных полномочий, которыми наделено местное  самоуправление, а право выступает  в качестве ограничивающего фактора, определяющего, что можно, а что  нельзя делать в той или иной ситуации. Однако право не отвечает на вопрос: что в рамках закона делать целесообразно, а что нет.

Хотелось бы отметить, что пока в практике муниципального управления господствует односторонний подход: только правовой, или финансовый, или экономический и т. п., что не способствует достижению нового социального качества, которое позволяет системе не только выживать, но и развиваться, в наибольшей мере реализовывать ресурсы местного сообщества и обеспечивать высокий уровень жизни своим членам.

Характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:

  • опора на философию и базовые принципы местного самоуправления;
  • объект управления - локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;
  • наличие двух субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.

Схематически система  муниципального управления представлена на рис 1.

 

 

 

 ┌─────────────────────────┐    ┌─────────────────────────┐

       │   Местное самоуправление │    │Муниципальное образование│

       │   - теоретическая база  │    │ - объект муниципального │

       │муниципального  управления│    │        управления       │

       └───────────┬─────────────┘    └─────────────┬───────────┘

                   └────────────────┬───────────────┘

                                    ▼

┌─────────────────────────┐  ┌─────────────┐  ┌─────────────────────────┐

│   Население - субъект   │  │Муниципальное│  │     Органы местного     │

│муниципального управления├─►│ управление │◄─┤ самоуправления - субъект│

│                         │  └──────┬──────┘  │муниципального  управления│

└─────────────────────────┘         ▼         └─────────────────────────┘

                        ┌────────────────────────┐

                        │Концепция муниципального│

                        │   управления: цели,    │

                        │   принципы, подходы    │

                        └───────────┬────────────┘

                  ┌─────────────────┴────────────────┐

                  ▼                                  ▼

        ┌────────────────────────┐     ┌────────────────────────┐

        │Муниципальное управление│     │Муниципальное управление│

        │  отдельными сферами    │     │на территориях, имеющих │

        │     деятельности       │     │    свои особенности    │

        └────────────────────────┘     └────────────────────────┘

 

             Рис. 1. Система муниципального управления

2. Особенности управления в муниципальной сфере

Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента  в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальное управление можно рассматривать как вид социального менеджмента (рис. 2).

 

         ┌─────────────────────┐        ┌──────────────────────┐

         │    Некоммерческий   │        │Особая роль населения:│

         │(социальный) характер│        │цель, объект и субъект│

         │                     │        │      управления      │

         └─────────────┬───────┘        └─────────┬────────────┘

┌───────────────────┐  │                          │  ┌──────────────────┐

│Главенствующая роль│  └─────────────┬────────────┘  │Привязка человека │

│   человеческого   ├─┐              │               │     к месту      │

│    ресурса        │ │┌─────────────┴────────────┐  │проживания, опора │

└───────────────────┘ ││Особенности муниципального│  │ на ресурсы, цели │

┌───────────────────┐ ├┤      самоуправления      ├──┤    и задачи,     │

│ Трудность выбора  │ │└─────────────┬────────────┘  │   связанные с    │

│  приоритетов и    ┼─┘              │               │местом проживания │

│    стратегий      │                │               └──────────────────┘

└───────────────────┘      ┌─────────┴────────┐

                           │ Наиболее сложный │

                           │вид управленческой│

                           │   деятельности   │

                           └──────────────────┘

 

            Рис. 2. Особенности муниципального управления

 

Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственном обществе заработная плата - это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения - одна из важнейших задач управления.

Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этим связана третья особенность муниципального управления - опора в системе на использование  людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя "привязанным" к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов.

Наконец, пятая особенность  муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, "латанию дыр" перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Общий вывод состоит  в том, что муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.

Процесс муниципального управления, как и всякий управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль их осуществления. Он тесно связан с организацией деятельности самой муниципальной власти. Следует рассмотреть общие принципы принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления, обусловленные его спецификой:

  1. необходимость изучения мнения различных слоев местного сообщества при подготовке управленческих решений, затрагивающих их интересы;
  2. коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный законодательством и уставом муниципального образования;
  3. необходимость отработки системы взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования - представительный орган - администрация) в процессе принятия управленческих решений;
  4. наличие, кроме обычных форм контроля исполнения принятых управленческих решений, дополнительного вида контроля - общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.

Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль их исполнения. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем их соблюдение.

3. Целеполагание в муниципальной деятельности

На выработку целей  муниципальной деятельности и формирование муниципальной политики в конкретном муниципальном образовании влияют не только нормы права, но и множество иных обстоятельств. Это - состояние дел в государстве и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики; деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования и преследующих свои корпоративные цели; население, жители муниципального образования и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели. Отсюда следует, что формирование муниципальной политики в каждом конкретном муниципальном образовании и в рамках конкретной социально-экономической ситуации является весьма сложной задачей.

В зависимости от целей  муниципального управления определяются его функции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей имеет основополагающее значение для организации муниципального управления.

Главная цель муниципальной  деятельности и стратегическая задача муниципальной политики могут быть сформулированы следующим образом: повышение качества жизни населения на территории муниципального образования.

Качество жизни человека - важнейшее понятие, связанное с  целеполаганием в муниципальной  деятельности, формированием муниципальной  политики. Под этим понимают систему  показателей уровня жизни (например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, состояние окружающей среды, возможность получить образование, удовлетворять культурные и досуговые потребности, доступ к информации, возможность передвижения и т.д.) и степень их удовлетворения.

Генеральную цель муниципальной деятельности можно "разложить" на отдельные, частные цели, каждая из которых обеспечивает одну из составляющих качества жизни, например экологическое благополучие или возможность получения образования. Отсюда появился термин "частные муниципальные политики". Эти политики являются составными частями целостной муниципальной политики. Каждая из них реализуется органами местного самоуправления посредством предоставления какой-то конкретной муниципальной услуги или группы однородных услуг (рис. 3). Частные муниципальные политики являются подцелями генеральной цели муниципальной деятельности и обеспечивают ее достижение. Можно также говорить о системе целей муниципальной деятельности и ее подсистемах.

 

Рис. 3. Система целей муниципальной деятельности

 

Структуризация генеральной  цели муниципальной деятельности, выделение  частных муниципальных политик  может производиться с разной степенью детализации. Внутри каждой частной  цели могут быть выделены свои подцели и построено "дерево" целей.

Для анализа следует разделить эти подсистемы на две группы. Каждая подсистема первой группы имеет своей целью удовлетворение какой-то конкретной потребности населения путем оказания соответствующих муниципальных услуг. Первую группу подсистем, в свою очередь, можно разбить на две большие подгруппы: подсистемы, обеспечивающие создание благоприятной среды обитания человека на территории муниципального образования, и подсистемы, обеспечивающие развитие самого человека (человеческого потенциала). Подсистемы второй группы напрямую не связаны с предоставлением конкретных муниципальных услуг и обеспечивают функционирование подсистем первой группы. Такое структурирование позволяет устанавливать степень удовлетворения основных жизненных потребностей населения, выявлять узкие места, формулировать цели и задачи развития муниципального образования, формировать частные муниципальные политики и принимать управленческие решения. Характеристика основных подцелей (подсистем) муниципальной деятельности представлена в табл. 4.

 

Таблица 4

Основные подцели (подсистемы) муниципальной деятельности

 

┌─────────────┬───────────────────────┬─────────────────────────────────┐

│ Подсистемы  │      Цели подсистем   │   Подсистемы следующего уровня  │

├─────────────┴───────────────────────┴─────────────────────────────────┤

│                             Первая группа                            │

├─────────────┬───────────────────────┬─────────────────────────────────┤

│Безопасность │Обеспечение            │Общественный порядок             │

│             │безопасности проживания├─────────────────────────────────┤

│             │на местном уровне      │Безопасность на дорогах          │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Пожарная безопасность            │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Санитарно-эпидемиологическая     │

│             │                       │безопасность                     │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Безопасность   при   чрезвычайных│

│             │                       │ситуациях                        │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Безопасность на водах            │

├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Экологическая│Обеспечение            │Состояние  воздушного   бассейна,│

│безопасность │благоприятного         │водоемов, почв, борьба с шумом   │

│             │состояния    окружающей│                                 │

│             │природной среды        │                                 │

├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Градо-       │Создание     комфортной│Использование природных факторов │

│устройство   │среды        проживания├─────────────────────────────────┤

│             │(городской среды)      │Планировка и застройка территории│

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Архитектурный облик              │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Благоустройство территории       │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Транспортная схема               │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Озеленение                       │

├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Жилище       │Обеспечение            │Обеспечение   жильем   малоимущих│

│             │возможностей  улучшения│граждан, нуждающихся в  улучшении│

│             │жилищных        условий│жилищных условий                 │

│             │граждан                ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Содействие              жилищному│

│             │                       │строительству                    │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Содействие созданию рынка жилья │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Реконструкция         устаревшего│

│             │                       │жилищного фонда                  │

├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Жизнеобеспе- │Возможность   получения│Содействие   развитию   отдельных│

│чение        │качественных      услуг│отраслей  городского   хозяйства:│

│             │отраслей     городского│жилищно-коммунального, городского│

│             │хозяйства              │транспорта,   связи,    торговли,│

│             │                       │общественного  питания,  бытового│

│             │                       │обслуживания                     │

├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Занятость   и│Обеспечение  возможности│Содействие     развитию    малого│

│условия труда│трудоустройства     при│бизнеса                          │

│             │благоприятных  условиях├─────────────────────────────────┤

│             │труда                  │Привлечение      инвестиций    на│

│             │                       │территорию                       │

│             │                       ├─────────────────────────────────┤

│             │                       │Участие  в  заключении   трудовых│

│             │                       │соглашений  между  работниками  и│

│             │                       │работодателями,  в   рассмотрении│

│             │                       │трудовых споров                  │

├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Развитие     │Создание  условий   для│Развитие   отраслей    социальной│

│человеческого│физического и духовного│сферы (подробнее в разд. 3.4)    │

│потенциала   │развития  человека      │                                 │

Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования