Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения
План.
Введение 3
Глава I. Понятие налоговой системы и ее организация 5
1.1. Понятие налоговой системы 5
- Принципы организации налоговой системы 13
1.3 Налоговая система РК 16
Глава II. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 19
2.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 19
2.2. Налоги и их классификация 30
- Налоговая система на современном этапе 35
Глава III. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 49
3.1
Проблемы налоговой системы РК
3.2
Пути совершенствования
Заключение 58
Литература 60
Приложение 62
ВВЕДЕНИЕ
Данная дипломная работа имеет название «Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования».
Цель дипломной работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.
Задача данной дипломной работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.
При этом, возводя налоговую политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру.
Следовательно,
среди экономических
Механизм
налогообложения - один из самых сложных
в любой экономической системе.
Налогообложение выступает
Налоговый
механизм нашей республики в настоящее
время находится как бы в промежуточном
состоянии: его содержание не отражает
административно-
Сама система налогообложения дает тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями.
Существует устойчивое мнение, что государство посредством налогов обирает нас, поэтому необходимо любым способом защититься от него.
К тому же последнее время налоговый процесс резко усилился.
Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицит государственного бюджета.
Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности.
И главная из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический характер.
Даже
если уровень инфляции, дефицитность
бюджета удастся снизить, без
позитивных изменений в производстве
- это окажется кратковременным и обязательно
за счет ухудшения социальной политики.
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ
- Понятие налоговой системы
Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции.
Между тем, деньги являются
продуктом сферы материального
производства к которому
В силу этого государство вынуждено искать их где-то на стороне.
Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать "мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства и создание денежных фондов государства".
Добывает себе государство денежные средства различными способами:
- в одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве классического примера которого выступают государственные займы (как внутренние, так и внешние);
- в других случаях добывание денег происходит путем их принудительного изъятия, где не менее классическим примерам выступают налоги.
Налоги (в старину их называли «подати»), наряду с военной добычей и пошлинами, являются, пожалуй, самым древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный финансист П.П. Гензель по этому поводу отмечает, что «уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания».
А современный ученый М.Т. Оспанов правильно, на наш взгляд, усматривает в «канонизированной почти на два тысячелетия христианской и мусульманской религиями достославной десятине» зородышную форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в «условиях, когда государство в совершенном виде еще не существовало и зачаточные формы государственной организации проявились у одних народов в виде патриархально организованных объединений (германские племена), у других управляющихся олигархиями городов-государств (греческий мир и Аппенинский полуостров), у третьих теократических династий (Египет и Передний полуостров), об общегосударственных законах здесь говорить не приходится: их вполне заменяли тогда неписаные, но от этого не менее строгие, законы религиозных общин.
Налоги являются основным источником существования государства и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида.
При этом по каждому налогу определяются его плательщик, объект налогообложения, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется также налоговая структура – система специализированных налоговых органов, наделенных мощными властными полномочиями (особенно в части осуществления налогового контроля).
Главной
задачей налоговых органов
Налог – установленный государством (в лице уполномоченного органа) в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которыми обеспечивается мерами государственного принуждения.
Налог – это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов:
Элементами налога являются:
- субъект налога;
- объект налога;
- норма налога;
- порядок уплаты налога;
- льготы по налогу.
Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов столь очевидно и столь откровенно.
Приходится констатировать, что,
несмотря на многовековую
Так, С.Д. Цыпкин определял
Еще более лаконичное определение предлагает Э.Д. Соколова: «Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок».
На основании изложенного
Рассмотрим теперь признаки
Существуют юридические и
К юридическим признакам налога относятся:
- установление налога государством;
- существование налога, только в правовой форме;
- установление налога надлежащим органам и актам, подлежащий правовой формы (признак законности налога);
- принудительный характер налога;
- налог является обязательным платежом;
- уплата налога является юридической обязанностью;
- порождения налогом стабильных финансовых обязательств;
- правомерность изъятия денег;
- обеспечение уплаты налога мерами государственной ответственности;
- наличие государственного контроля за уплатой налога.
К экономическим признакам налога можно отнести следующие:
- налог выступает в качестве платежа государству;
- безвозвратность;
- безэквивалентность;
- стабильный характер налоговых отношений;
- наличие объекта обложения;
- определенность субъекта налога;
- определенность размера налога;
- фиксированность сроков уплаты;
- налог является доходом государства;
- смена формы собственности при уплате налога.
Субъект налога – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог в размере, порядке и сроки, предусмотренные его налоговым обязательством.
В юридическом плане субъект налога выступает налогоплательщиком, который является стороной материального налогового правоотношения и возникающего на его основе налогового обязательства.
Объект налога – это юридический факт, с помощью которого юридическое законодательство обуславливает наличие налогового обязательства.
Понятие «объект налога» тесно связано с понятием «предмет налога».
Предмет налога является материальным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортным средства является факт обладания плательщиком транспортного средства, то предметом этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее данному объекту на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления).
С объектом обложения тесно связанное употребляемое на практике понятие «налоговая база». Налоговая база – исходная величина, к которой будет применена ставка налогообложения с тем, чтобы определить сумму налога.
Понятие «источник налога» выражает те денежные средства, за счет которых налогоплательщик проплатит налог.
Предмет налогового платежа означает то, что подлежит передаче государству в процессе уплаты налога (при денежных налогах это какая-то сумма денег, при натуральных налогах – какие-то материальные ценности, выражаясь юридическим языком – вещи, определяемые родовыми признаками, обозначаемые в тоннах, кубометрах и т.п.).
Единица налогообложения – это единица измерения предмета налога, с помощью, которой определяется налоговая база (например, в земельном налоге единицей налогообложения выступает 1 га земельного участка). Там, где применяется масштаб налога, единица налогообложения совпадает с единицей масштаба налога (например, в налоге на транспортные средства, где масштабом налога выступает мощность транспортного средства, выраженная в киловаттах, единицей налогообложения выступает 1 киловатт).
Норма налога – установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.
Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев размер налога является результатом взаимодействия ставки налогообложения с единицей налогообложения.
Ставка налогообложения – размер налога на единицу налогообложения.
Умножение ставки налогообложения на количество единиц налогообложения определит сумму налогового платежа.
Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением ставки налогообложения. Равное налогообложение наиболее отчетливо проявляется при подушном налоге – со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место при уплате предпринимателями индивидуального налога путем выкупа патента – стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской деятельности. Ставки налогообложения могут быть:
- в твердой денежной сумме с единицей налогообложения (например, земельный налог);
- процентные, где все налогоплательщики платят налог в одинаковой доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого дохода). Таким образом, сама сумма налога зависит от размера налогооблагаемой базы, ставка же остается равной для всех налогоплательщиков;
- прогрессивные – ставка.
При простой поразрядной прогрессии налогооблагаемая база разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливается налог в виде оклада в абсолютной сумме.
Удобством такого метода налогообложения является простота исчисления суммы налога – достаточно определиться со своим налоговым разрядом, как эта сумма будет известна. Неудобством – скачкообразность размера налога, что приводит к неравномерности налогообложения.
Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся в прошлом, в настоящее время не используется.
При
простой относительной
Такой
метод налогообложения
Удобством такого метода выступает относительная простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера налога. Так, при возрастании внутренней нормы прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда к высшему. Однако на границах каждого разряда налога исчисляется отдельно, и общая сумма налога определяется путем сложения сумм, исчисленных применительно к каждому разряду.
В Казахстане такой метод применяется при подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому из которых соответствует своя ставка, размер которой возрастает от низшего разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Например, в США в соответствии с законом о налоговой реформе, принятом в 1986 году, доход супружеской пары в размере 149250 долларов в год облагался по ставке 33%, а при доходе более указанной суммы – по ставке 28%. В экономическом смысле регрессивный характер носят косвенные налоги, которые закладываются в цену товара1.
Подчеркивая
важность ставки налога, М.Ф. Ивлиева
пишет, что «именно этот элемент
налога определяет предел вмешательства
государства в отношении
Необходимо
подчеркнуть, что значение налогов
как основного источника
- Принципы организации налоговой системы
Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Условно можно выделить три системы принципов:
- экономические принципы налогообложения
- юридические принципы
- организационные принципы
Экономические принципы
1- принцип справедливости
2- принцип соразмерности
3- принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков
4- принцип экономичности (
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
- Нравственная категория справедливости как понятие о должном, как соответствие между деянием и воздаянием является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. Уже в течении 200 лет она является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.
В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.
Принцип горизонтальной
В основе этого принципа лежит
идея о том, что сумма
А согласно принципу
Следует отметить, что выделение
" вертикальной" и " горизонтальной"
справедливости все же не
Действия принципа справедливости можно продемонстрировать на примере кривой Лоренца (см. приложение 1).
Кривая Лоренца показывает, что прогрессивные налоги делают распределение после налоговых доходов (сплошная линия) более равномерным, чем распределение предналоговых доходов (точечная линия).
Кривая Лоренца подтверждает, что
прогрессивное налогообложение
более справедлива, так как
обеспечивает большее
С юридической точки зрения, принцип
справедливости исходит из
- Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.
Данный принцип можно также
сформулировать как принцип
Принцип соразмерности ярко
Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.
Однако при достижении
Так как люди не могут
- Проблемы налогообложения физических лиц в РФ
- Проблемы на рынке ценных бумаг по развитию инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан
- Проблемы незаконного увольнения
- Проблемы обеспечения безопасности движения поездов
- Проблемы обеспечения исполнения обязательств при совершении банковских операций. Поручительство и банковская гарантия
- Проблемы обеспечения финансовой устойчивости организации
- Проблемы ограничения конституционных прав граждан на тайну связи и неприкосновенность жилища в уголовном процессе
- Проблемы кредитования на современном этапе и пути решения
- Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений
- Проблемы микрофинансового сектора в Кыргызской Республике и качества банковских услуг
- Проблемы молодой семьи и возможности их решения средствами социальной работы
- Проблемы мотивации и стимулирования труда персонала (на примере ЗАО «Разрез Евтинский»)
- Проблемы муниципального управления на примере муниципального образования
- Проблемы налогооблажение прибыли предприятий и организаций в современных условиях