Проблемы микрофинансового сектора в Кыргызской Республике и качества банковских услуг



ПРОБЛЕМЫ МИКРОФИНАНСОВОГО СЕКТОРА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И КАЧЕСТВА БАНКОВСКИХ УСЛУГ

 
Оглавление  
 
Введение.  
 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИКРОФИНАНСОВОГО СЕКТОРА.  
 
1.1. Теоретические аспекты микрофинансирования.

 
1.2. Мировой опыт развития микрофинансового сектора.  
 
ГЛАВА II. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ МИКРОФИНАНСОВОГО СЕКТОРА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 
2.1. Становление и развитие микрофинансовых  институтов.

2.2.  Анализ  микрофинансового сектора в Кыргызской Республике.  
 
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСОВОГО СЕКТОРА В КР.  
3.1. Основные проблемы микрофинансового сектора и качество оказываемых им банковских услуг

3.2. Актуальные пути развития микрофинансового сектора в Кыргызской Республике.

 
Заключение.   
 
Список использованной литературы.

 
Введение

Мировой опыт свидетельствует  о том, что страны с хорошо развитой финансово-банковской системой имели  последовательное и более интенсивное  развитие, по сравнению со странами, где эта система развита слабо. Поэтому жизненная необходимость каждой страны – это наличие хорошо развитой финансово-банковской системы.

Микрофинансовый сектор является частью финансово-банковской системы, и осуществляют процессы микрофинансирования.

Исследование проблем  развития микрофинансового сектора в Кыргызской Республике только начинается. Специальных исследований по вопросам микрофинансирования в Кыргызстане мало.

Актуальность выбранной  темы обусловлена существующими  на данный момент экономическими условиями, как в нашей стране, так и  во всем мире. Сформированная на сегодня система микрофинансирования и микрокредитования сыграла определенную роль в развитии рыночной экономики Кыргызстана и оказала существенное влияние на развитие экономики сельского сектора страны. Вместе с тем говорить о достаточном финансовом развитии системы микрофинансирования и микрокредитования Кыргызстана, очевидно, еще рано. Определенные практические наработки и апробированные модели финансовых структур выявили проблемы, которые требуют соответствующего решения.

Прежде всего, необходимо создать целостную теорию микрофинансового сектора и его основных элементов и звеньев: микрофинансовых компаний, микрокредитных компаний и агенств, кредитных союзов и т.д. Недостаточны исследования всей совокупности проблем теории и практики механизма микрофинансирования. Разработка государственной политики кредитования, и в частности, микрокредитования – это одна из важных задач, которая решает такие проблемы, как снижение уровня безработицы, сокращение миграции, уменьшение бедности, повышение уровня жизни. Сегодня микрокредиты и микрофинансы в Кыргызстане выдаются преимущественно сельскому населению, в то время, как система микрофинансирования и микрокредитования должна быть приемлемой не только в сельской, но и в городской местности, отличаться гибкостью, устойчивостью и совершенством, иметь возможности самофинансирования, независимого роста и мультипликации; подобную систему, с учетом особенностей развития Кыргызстана, необходимо создавать, изучая, исследуя и перенимая опыт развития микрофинансирования и микрокредитования в развивающихся странах мира, особенно азиатских. Поэтому исследование проблем микрофинансирования как в теоретическом, так и прикладном аспектах, весьма важно и безусловно актуально. Возросшая значимость проблем финансирования вообще, и микрофинансирования в частности, а также недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы, цель и задачи.

Изучение научной литературы, специальных исследований, а также  нормативно-правовых актов микрофинансового сектора показало, что несмотря на особую актуальность данной проблемы, она является наименее изученной. Очевидно это объясняется ее сложностью, многогранностью.

Среди зарубежных ученых, работы которых посвящены институту  микрофинансирования и микрокредитования, а через них решению социально-экономических проблем можно выделить: М. Робинсон, Р. Кристена, Л. Бирштейна, Т. Шелдона, Р. Стерне, Дж. Ярона. Известные ученые Самуэльсон С., Кэмпбелл Д., Линдсей Д. исследовали эти проблемы, но с точки зрения либо финансов, либо борьбы с бедностью.

Российские ученые М.В. Мамута, Р. Овчиян, А. Дынкин, Б.Г. Салтыков, И.Г. Дежина рассматривают эти проблемы с точки зрения роли технологий микрофинансирования  в развитии наукоемкого инновационного предпринимательства, делая особый упор на развитие инновационного микрофинансирования.

Проблемы финансово-кредитной  системы, а в ней микрофинансового сектора в той или иной степени отражены и в трудах кыргызских ученых-экономистов: Койчуева Т.К., Мусакожоева Ш.М., Кумскова В.И., Балбакова М.Б., Сарыбаева А.С., Абдымаликова К.А., Бектеновой Д.Ч., Турсуновой С.А., Курманбекова О.К., Сулайманбекова С.А., Михайловой И.В. и др. Однако, в работе этих авторов вопросы теории и практики микрофинансирования, включающие в себя множество аспектов, рассматриваются в контексте с другими проблемами.

Тема дипломной работы тесным образом связана с такими программами как Стратегия развития микрофинансирования и микрокредитования до 2015 года, Национальная стратегия сокращения бедности (НССБ), Стратегия развития финансово-банковской системы.

Целью исследования является обоснование проблем микрофинансирования и разработка перспектив ее развития в условиях Кыргызской Республики.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие  задачи:

 
- изучить сущность и структуру микрофинансового сектора;  
 
- рассмотреть мировой опыт развития микрофинансового сектора, а также развитие микрофинансового сектора в Кыргызской Республике;  
 
- определить проблемы и перспективные направления развития микрофинансового сектора в  Кыргызской Республике.

 
Объектом исследования определены микрофинансовые, микрокредитные организации и кредитные союзы.

 

Предмет исследования –  совокупность теоретико-методологических и прикладных проблем микрофинансового сектора Кыргызской Республики.

 
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили данные Национального Банка Кыргызской Республики, материалы Национального статистического комитета, нормативно-правовые документы, практические материалы, а также интернет ресурсы.  
 
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.  
 
Во введении обоснована актуальность изучаемой темы, сформулирована цель работы и очерчены задачи.  
 
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты микрофинансового сектора. В теоретическом аспекте, освещены процессы и уровень развития микрофинансирования и микрокредитования стран, где зарождались системы микрокредитования; показаны эволюция и история их развития;

 
Вторая глава посвящена непосредственно анализу развития микрофинансового сектора Кыргызской республики. Дан анализ развития микрофинансовых организаций.  
 
Третья глава посвящена перспективам и основным направлениям стратегического развития микрофинансового сетора в Кыргызской Республики. Исследован и обобщен опыт работы микрофинансовых и микрокредитных схем в Кыргызской республике, выявлена эффективность микрофинансирования и микрокредитования, сформулированы факторы и проблемы, тормозящие их развитию. Даны предложения по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы микрофинансирования и микрокредитования.

 
В заключение вынесены основные положения  работы и сделаны выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ МИКРОФИНАНСОВОГО СЕКТОРА 
 
1.1. Теоретические аспекты микрофинансирования

 

Микрофинанси́рование (англ. microfinance) — вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства, предполагающий более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования.

В экономической теории под микрофинансированием понимаются специфические финансово-кредитные отношения между финансовыми организациями и малыми формами хозяйствования в условиях территориальной близости и личного контакта, предполагающие аккумулирование финансовых ресурсов и их упрощённое предоставление на принципах платности, краткосрочности, возвратности, доверия и целевого использования на развитие хозяйства[1].

Цель микрофинансирования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.

Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического  банковского кредита, позволяющую  беспрепятственно начать бизнес без  наличия стартового капитала и кредитной  истории, а также способствующую решению как минимум трех задач:

1. увеличения количества  предпринимателей;

2. роста налоговых  поступлений;

3. снижение уровня безработицы.

Микрофинансовые институты  оказывают услуги предпринимателям, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым финансовую систему государства. Условия, выставляемые коммерческими банками, нередко оказываются непосильными для предпринимателей (особенно это касается обеспечения кредита). Учреждения микрофинансирования осуществляют с некоторой выгодой и низкой степенью риска небольшие по размеру финансовые операции, которые не являются привлекательными для коммерческих банков.

Программы микрофинансирования  осуществляют:

1. Микрофинансовые организации - специализированные финансово-кредитные или кредитные учреждения (микрофинансовая компания, микрокредитная компания, микрокредитное агентство), созданные как юридическое лицо в целях оказания микрофинансовых услуг для физических и юридических лиц, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.

Микрофинансовая организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии (свидетельства) Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк). Микрофинансовая организация не является банком и может осуществлять отдельные банковские операции в соответствии с требованиями настоящего Закона.

2. Микрофинансовые компании - специализированные финансово-кредитное учреждения, созданные в форме акционерного общества, получившие лицензию Национального банка и осуществляющие микрокредитование юридических и физических лиц и другие виды операций, в том числе привлечение срочных вкладов от физических и юридических лиц, предусмотренные настоящим Законом.

3. Микрокредитные компании - специализированные финансово-кредитные учреждения, созданные в любой организационно-правовой форме коммерческой организации, получившие свидетельство Национального банка и осуществляющие микрокредитование физических и юридических лиц и другие виды операций, предусмотренные настоящим Законом.

4. Микрокредитные агентства - специализированные кредитные учреждения, созданные в форме некоммерческой организации, за исключениями, установленными настоящим Законом, получившие свидетельство Национального банка и осуществляющие микрокредитование физических и юридических лиц в соответствии с уставными целями организации.

5. Кредитные союзы - это финансово-кредитные организации, создаваемые в форме кооператива в целях оказания помощи своим участникам (членам) путем слияния личных сбережений участников кредитного союза и их использования для взаимного кредитования, а также оказания других финансовых услуг, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.

Целью деятельности микрофинансовых организаций является предоставление населению доступных услуг по микрофинансированию для содействия в преодолении бедности, повышения уровня занятости, содействия развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики.

При этом микрофинансовая организация вправе преследовать и иные цели, определенные ее учредительными документами и не противоречащие действующему законодательству Кыргызской Республики.

Основными целями деятельности кредитного союза являются:

- удовлетворение потребностей участников, осуществляемое путем объединения их средств и предоставления им кредитов;

- привлечение участников кредитного союза к участию в управлении его деятельностью;

- оказание финансовых услуг.

Деятельность кредитного союза основывается на принципах совместной деятельности, равноправия его членов, самоуправления, экономической и хозяйственной самостоятельности.

Микрофинансовая организация помимо осуществления основной деятельности по микрокредитованию также вправе осуществлять иные сделки для обеспечения своей деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе:

1) изымать и реализовывать заложенное залогодателем имущество в погашение обязательств перед микрофинансовой организацией;

2) оказывать консультационные и информационные услуги, связанные с предоставлением услуг по микрокредитованию;

3) открывать и держать расчетные (депозитные) счета в коммерческих банках;

4) заимствовать средства у юридических лиц;

5) заимствовать средства от учредителей (акционеров) в пределах ограничений, устанавливаемых Национальным банком;

6) осуществлять операции с производными финансовыми инструментами с учетом ограничений, установленных Национальным банком.

 

Кредитный союз для начала осуществления своей деятельности должен получить лицензию Национального банка Кыргызской Республики, предоставляющую право на проведение следующих операций:

1) привлечение денежных средств своих участников путем приобретения ими сберегательного пая;

2) предоставление участникам кредитного союза кредитов на условиях срочности, возвратности и платности.

Национальный банк Кыргызской Республики ведет реестр кредитных союзов. Сведения о кредитных союзах, имеющих лицензию, публикуются в средствах массовой информации.

Кредитный союз может дополнительно осуществлять следующие банковские операции при условии, что эти операции указаны в лицензии, полученной в соответствии с требованиями Национального банка Кыргызской Республики:

1) привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в национальной и иностранной валюте;

2) осуществление розничных банковских услуг по агентскому договору с банком - без открытия счетов клиентам в кредитном союзе;

3) осуществление расчетов по поручению участников кредитного союза по договору с банком или иным уполномоченным финансово-кредитным учреждением без открытия счета в кредитном союзе;

4) осуществление покупки и продажи иностранной валюты от своего имени;

5) предоставление участникам кредитного союза кредитов на условиях срочности, возвратности и платности в иностранной валюте.

Кредитный союз вправе оказывать только те финансовые услуги (операции), которые предусмотрены настоящей статьей, а также осуществлять операции по финансовому лизингу.

Операции, указанные в подпунктах 2-5 пункта 4 настоящей статьи, вправе осуществлять только кредитные союзы, имеющие лицензию на привлечение депозитов.

Таким образом, в целом, резюмируя состояние микрофинансового сектора можно говорить о том, что оздоровление финансовых институтов, очистка от «некачественных» активов начала происходить. Однако, оценку этому явлению можно дать только по данным подробного анализа на конец I полугодия 2013 года, представленного в практической части работы.

 

1.2. Мировой  опыт развития микрофинансового  сектора

Концепция микрокредитования  была разработана профессором экономики  Мухаммадом Юнусом, который родился 28 июня 1940 года в Бангладеш в обеспеченной семье ювелира.

В 1969 году Мухаммад Юнус окончил американский Университет Вандербильта, по специальности экономика. В 1974 году Юнус вернулся в Бангладеш для преподавания в университете г. Дакка и включился в борьбу с голодом в своей родной стране. В ходе борьбы он обнаружил, что даже самый незначительный кредит может сыграть решающую роль в выживании бедняков. Свой первый микрокредит он выдал из собственного кармана 10 женщинам, которые изготавливали мебель из бамбука, сумма кредита составила всего 27 долларов. В то же время Юнус обнаружил, что обычные банки не заинтересованы в выдаче кредитов небогатым предпринимателям из-за высоких рисков невозвращения ссуженных средств.

В 1976 году М. Юнус основал банк «Грамин» (англ. «Grameen Bank», иногда упоминается как Граминский банк), в переводе с бенгальского «деревенский банк»,  который занимался выдачей микрокредитов бедным бангладешцам первоначально на основе «системы солидарности», когда члены небольших неформальных групп объединялись, и тогда на них возлагалась коллективная ответственность за возврат кредита.

По мере развития этой системы банком Грамин были разработаны  и другие схемы альтернативного  кредитования. Помимо микрокредитов  банк также выдавал жилищные кредиты, хозяйственные и сельскохозяйственные кредиты, занимался венчурными капиталами, принимал вклады.

За 30 лет Грамин Банк выдал  кредитов на сумму свыше 5 миллиардов долларов США. Сегодня Грамин Банк обслуживает 6,61 млн. заемщиков, 97 % которых, по данным самого банка, женщины. Более 2000 отделений Грамин Банка предоставляют услуги практически во всех деревнях Бангладеш. Еще в 22 странах работает благотворительный фонд Грамин Банка.

Успешность данной модели, внедрённой Грамином, вдохновила финансистов  из многих других развивающихся и даже развитых стран, включая США. Многие (но не все) проекты по микрокредитованию ориентированы специально на женщин, поскольку последние, по мнению разработчиков таких проектов, диспропорционально страдают от бедности и несут на себе большую часть расходов по содержанию семьи, в особенности когда речь идёт о неполных семьях.

В 2006 году Мухаммад Юнус стал лауреатом Нобелевской премии  мира. Нобелевский комитет наградил М. Юнуса и возглавляемый им Грамин Банк «за вклад в борьбу с бедностью, за создание основ для социального и экономического развития». В решении Нобелевского комитета сказано, что премия вручается М. Юнусу за усилия по созданию источников общественного и экономического развития и внедрение системы микрокредитов для  беднейших слоев населения Бангладеш и других стран Южной Азии.

На сегодня многие страны имеют свои модели кредитования. Каждая модель имеет свои особенности, цели, принципы работы, требования и  т.д.. Наиболее известные из них: модель Грамин банка (Бангладеш), латиноамериканская модель, модель банка Ракият и аграрного банка (Индонезия, Таиланд), модель деревенского банка (Латинская Америка), модель групп взаимопомощи (Индия), модель кредитных проектов (страны Азии), апексная модель или модель оптового кредитования (Индия). Функционируют такие модели, которые используются всеми странами: это – индивидуальное кредитование, кредитные союзы, кредитные кооперативы, модель прямого кредитования через коммерческие банки. В работе этих моделей есть много общего, но имеются и различия.

Микрофинансирование представляет собой розничные финансовые услуги на небольшие суммы (по классификации  ООН – до 300% от показателя ВВП/на душу населения), предназначенные для  клиентов, имеющих низкий уровень  дохода, или не имеющих доступа к традиционным финансовым услугам. В современном понимании они включают кредитование, сбережение, страхование, лизинг, денежные переводы и платежи (что отражает концепцию базового финансового обеспечения – LISTeC – leasing, insurance, savings, transfers and crediting), хотя изначально под микрофинансированием понималось только собственное микрокредитование. Содержание микрофинансовых технологий сводится к тому, чтобы сделать финансово оправданным предоставление полного спектра финансовых услуг малообеспеченному населению, малому и микро бизнесу. В отличие от микрофинансирования, традиционные технологии кредитования не позволяют масштабно работать c данными категориями клиентов. Однако, благодаря успехам, достигнутым программами микрокредитования за последние годы, дефицит предложения финансовых услуг широким слоям населения во всемирном масштабе постепенно уменьшается. По данным Microfinance Information Exchange за 2004-06 гг. объем активов общемирового сектора микрофинансирования удвоился, превысив $100 млрд., а число обслуживаемых клиентов выросло на 50%, превысив 80 млн. человек в более чем ста странах. Во многом это стало возможным благодаря изменению отношения органов финансового (банковского) регулирования и надзора, которые стали учитывать особенности резервирования и надзорных требований в отношении микрофинансовых операций, а также поощрять развитие микрофинансовых институтов. Развитие институтов и технологий микрофинансирования является важным фактором успеха в построении всеохватывающей финансовой системы, в основе которой должна лежать институционально диверсифицированная модель розничного финансового рынка.

В последние годы многие страны добились значительных успехов  в обеспечении широких слоев  населения финансовыми услугами благодаря развитию микрофинансирования. Микрофинансовый сектор получил общественное признание и достиг весомых практических результатов. Подтверждение тому является проведение ООН в 2005 г. «Международного года микрокредитования и развития духа предпринимательской инициативы», а также присуждение Нобелевской премии мира 2006 года «социальному банкиру» из Бангладеш Мухаммаду Юнусу. Основанный им Grameen Bank стал эталоном «классического» эффективного микрофинансирования. Широкую известность за пределами страны получили многие национальные лидеры в области микрофинансирования, включая Banco Solidario (Боливия), Compartamos (Мексика), Enterprise Development Group (США). Присуждая премию, Нобелевский комитет отметил: «Прочный мир не может быть достигнут до тех пор, пока обширные группы населения не найдут способы вырваться из тисков нищеты. Микрокредитование является одним из таких способов».

В настоящее время  развитие национального финансового  сектора в России смещено в  сторону столицы. Сегодня в наибольшей степени ущемленными в доступе к финансовым услугам являются: малообеспеченное население, особенно сельское; начинающие предприниматели; действующие субъекты микробизнеса.

На 2008 г. около половины экономически активного населения  России не имеет полноценного доступа  к финансовым услугам. Повышение обеспеченности финансовыми услугами до уровня Восточной Европы к 2012 г., а затем до уровня Западной Европы к 2020 г. является ответом на поручения Президента России и одним из приоритетов социально–экономического развития страны.

Благодаря реализуемой в последние несколько лет политике, в России формируется модель микрофинансового рынка с достаточно удачным балансом различных организаций: кредитные кооперативы обладают уникальными возможностями по аккумулированию неработающих сбережений населения для потребительского и предпринимательского кредитования. Специализированные некоммерческие организации микрофинансирования (в основном они представлены фондами поддержки малого предпринимательства) ориентированы на помощь стартующим предприятиям, которые не могут получить кредит в банках. Быстро формирующийся в последнее время новый класс участников рынка – частные коммерческие микрофинансовые организации – вносят существенный вклад в повышение доли на рынке ранее незадействованных коммерческих и инвестиционных ресурсов. Налицо растущий интерес к сотрудничеству банков с небанковскими институтами микрофинансирования.

В последние годы, все  большую эффективность в мире для решения проблемы недоступности  финансовых услуг демонстрируют  формы дистанционного банковского обслуживания (далее – ДБО), предусматривающие оказание финансовых услуг вне офисов финансовых организаций. Основой для развития ДБО является быстрый рост мобильных и Интернет – технологий, позволяющих реализовывать различные стратегии финансового самообслуживания и обеспечивающие широкое применение в розничных финансовых операциях в качестве средства платежа «электронных денег».

Микрофинансирование является ярким представителем сектора «социального предпринимательства», подразумевающего осуществление предпринимательской деятельности для решения социальных задач как основной цели деятельности. При этом, построение общедоступной финансовой системы невозможно без целенаправленной государственной политики.

Участие государства  необходимо, прежде всего, для гармонизации правового регулирования деятельности в сфере микрофинансирования, построения эффективной модели государственного контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций в ее сочетании с саморегулирование, стимулировании развития всех форм микрофинансовых организаций.

 

Говоря о странах  Восточной Европы и Центральной  Азии, можно отметить, что на них  приходилось более 20% всех финансовых вливаний в микрофинансовый сектор. В кризисный 2008 год объем финансирования увеличился на 31% по сравнению с 24% в целом по миру, при этом 99% всех средств было направлено на расширение портфеля микрофинансовых организаций.

 

Наиболее распространенной формой предоставления финансовых средств  микрофинансовым организациям является кредитование, механизмы гарантирования использовались только в странах  Центральной и Восточной Европы (Беларусь, Болгария, Молдова, Польша, Румыния, Украина). При этом стоимость ресурсов для крупных организаций была ниже по сравнению с более мелкими МФО, т.е. кроме того, что небольшие по объему микрофинансовые организации имеют более ограниченный доступ к финансовым ресурсам, они вынуждены привлекать ресурсы по более высоким процентным ставкам. Исключение составляют частные инвесторы, которые мелким организациям предоставляют ресурсы под более низкий процент.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  И СОСТОЯНИЕ МИКРОФИНАНСОВОГО СЕКТОРА  В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 
2.1. Становление и развитие микрофинансового  сектора.

 

Первые программы микрокредитования в мире начались в конце 1980-х и в начале 1990-х годов. Росту микрофинансирования способствовало его широкое международное признание в качестве инструмента развития, микрофинансирование получило поддержку правительств многих стран мира, стремящихся обеспечить доступ всех групп населения к финансовым услугам и ресурсам. За последние 15 лет во многих развивающихся странах мира наблюдался беспрецедентный рост сектора микрофинансирования в среднем 30 – 40 процентов в год.

Кыргызстан не остался в стороне от глобально значимых международных процессов, и развитие данного сектора стало одной из первостепенных задач государства и частью национальной программы по сокращению бедности.

Микрофинансовая система начала развиваться в нашей стране с 1994 года с помощью проектов Всемирного банка, ПРООН, Азиатского банка развития, Международного корпуса милосердия, ACDI/VOCA, Швейцарской НПО «Каритас». Были созданы и начали свою работу первые институты - ФИНКА, Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация (ныне Айыл банк), Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов. Период 1994 – 2000 года можно считать первым этапом развития, в этот период были апробированы отдельные кредитные схемы, организованы пилотные проекты, разработаны первичные нормативные правовые документы, принят первый Закон КР «О кредитных союзах». По состоянию на конец 2000 года совокупный кредитный портфель небанковских финансово-кредитных учреждений составил 586 млн. сом, количество заемщиков - 19 тыс. человек.

В период 2000-2005 годы создавались экономические и правовые условия для микрофинансовых институтов, к примеру, в 2002 году был принят закон «О микрофинансовых организациях», увеличивалась их ресурсная база, расширялась филиальная сеть с проникновением, преимущественно, в сельские местности. Микрофинансовый сектор демонстрировал динамичный, устойчивый рост и доходность, и все больше привлекал внимание доноров и международных организаций. В этой сфере уже действовали проекты практически всех донорских организаций, включая Департамент Сельского Хозяйства США, Правительство Швейцарии, USAID, Правительство Германии, Правительство Голландии, Европейский союз, KFW и другие.

Первые микрофинансовые  организации (далее – МФО) в Кыргызстане  появились при поддержке международных  доноров. Так, одной из первых начала свою деятельность микрофинансовая компания «ФИНКА» (1995 год). На сегодняшний день микрофинансовый рынок Кыргызстана характеризуется большим разнообразием участников, осуществляющих микрофинансирование.

По данным Национального банка КР на 31 декабря 2012 года система небанковских финансово-кредитных учреждений, подлежащих лицензированию и регулированию со стороны НБКР, включала: специализированное финансово-кредитное учреждение – ОАО «ФККС»; 183 кредитных союза; 320 микрофинансовых организаций (в том числе 4 микрофинансовые компании, 242 микрокредитных компаний и 74 микрокредитных агентств) и 306 обменных бюро.

В 2012 году Национальным банком было выдано: 1 лицензия МФК,

245 лицензий обменным  бюро (в том числе 195 лицензий  в связи с истечением срока  действия ранее выданных), а также 56 свидетельств об учетной регистрации МКК/МКА.

Ниже приведена таблица  с общим описанием различий видов микрофинансовых институтов в КР:

Проблемы микрофинансового сектора в Кыргызской Республике и качества банковских услуг