Проект зоны ТО-ТР автобусов
1 Характеристика
производственной деятельности
1.1 Общая характеристика
Первоначально ЗАО «Эльф» было создано как таксомоторное предприятие и осуществляло перевозку пассажиров по городу Мценску и Мценскому району. Автомобильный парк организации состоял из автомобилей индивидуальных предпринимателей, заключивших договор о сотрудничестве с ЗАО «Эльф». С 2004 года предприятие переквалифицировалось на автобусные пассажирские перевозки. На данный момент автобусы ЗАО «Эльф» осуществляют перевозку пассажиров по следующим городским маршрутам (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Маршруты перевозки пассажиров ЗАО «Эльф»
Номер маршрута |
Маршрут |
Численность подвижного состава, ед. |
1 |
Район «В» - Вокзал |
3 |
2 |
Район «В» - Нефтебаза |
2 |
3 |
Район «В» - МСК |
3 |
4 |
Район «В» - Болховская улица |
2 |
5 |
Вокзал – Коммаш |
3 |
6 |
Вокзал – Агролицей |
2 |
7 |
Текмаш – Коммаш – МСК |
3 |
9 |
Район «В» - Орёлпродукт |
3 |
10 |
Район «В» - МСК |
2 |
10а |
Район «В» - Коммаш |
2 |
Итого: |
25 |
ЗАО «Эльф» расположено в центре города по адресу: г. Мценск, улица Лескова 41.
ЗАО «Эльф» осуществляет в качестве основных видов деятельности:
а) организация перевозок пассажиров:
б) организация перевозок ручной клади и багажа;
в) оказание транспортных
услуг предприятиям, учреждениям
по
перевозке пассажиров и других транспортных
услуг на договорной основе.
На момент основания предприятия его автомобильный парк включал в себя 10 единиц техники. Затем предприятие начало постепенно расти и реорганизовываться в ныне существующее ЗАО «Эльф». На данный момент организация включает в себя автобусы следующих марок: ПАЗ, ИКАРУС, Богдан и др., основным направлением деятельности предприятия является перевозка пассажиров, а также сдача техники в аренду.
Сведения о наличии подвижного состава предприятия по маркам представлены в таблицу 1.2.
Таблица 1.2 – Сведения о наличии подвижного состава ЗАО «Эльф» по маркам
Марка автобуса |
Количество |
ПАЗ – 3205 |
14 |
ИКАРУС-260 |
4 |
ЛАЗ-4207 |
5 |
Богдан-А092 |
3 |
Итого единиц подвижного состава |
26 |
ЗАО «Эльф» осуществляет все предусмотренные профилем виды деятельности: транспортные работы, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. На предприятии трудится 64 человека, из них водителей автобусов «Икарус» – 6, водителей автобусов ПАЗ и других автомобилей (кроме автобусов «Икарус») – 24; ремонтно-обслуживающий персонал – 10, работники службы эксплуатации – 8 человек, ИТР и служащих – 6 человек, кондукторы - 10 человек.
Общая площадь территории, занимаемой предприятием – 1,1 га. На данной территории размещены следующие здания и сооружения: административный корпус, ремонтный бокс, открытая стоянка для автобусов, контрольно-пропускной пункт, склад производственный, котельная.
1.2 Организационно-
Схема организационно-
Общее руководство предприятием осуществляет директор.
Технический директор осуществляет
руководство производственно-
Мастер участка осуществляет руководство
рабочими, закрепляет за ними автобусы,
поступившие на ремонт, контролирует качество
выполненных работ после завершения ремонта.
Контролирует правильность заполнения
ремонтного листа и назначает объем работ
для каждого исполнителя, обеспечивает
выполнение участком в установленные
сроки производственных заданий; проводит
мероприятия по повышению производительности
труда, снижение трудоемкости работ на
основе рациональной загрузки оборудования
и использования его технических возможностей,
повышение коэффициента
Рисунок 1.1 – Структурная схема управления предприятием ЗАО «Эльф»
сменности работы оборудования, экономное расходование сырья, материалов, топлива, энергии и снижение издержек. Проверяет качество ТО и ремонта подвижного состава, обеспечивает расстановку рабочих, контролирует соблюдение технологических процессов. Осуществляет производственный инструктаж рабочих, проводит мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а также контроль за их соблюдением.
В обязанности инженера по снабжению входит поиск, приобретение и доставку запасных частей для автобусов. Кроме доставки запчастей, инженер по снабжению обеспечивает предприятие канцелярскими товарами (писчая бумага, ручки, карандаши и др.) и необходимым предметами хозяйственно-бытового назначения (лампочки, провода, выключатели, водопроводные краны, моющие средства.)
В задачу заведующего складом входит учет, хранение, выдача запасных частей и смазочных материалов.
1.3 Анализ технико-экономических показателей организации
1.3.1 Анализ показателей
К рассматриваемой группе
относятся следующие
- средняя вместимость машины;
- годовое количество дней, отработанных одной машиной;
- коэффициент готовности машин;
- коэффициент использования машин в работе;
- коэффициент использования рабочего времени;
- коэффициент использования пробега;
- величина средней загруженности машин;
- коэффициент использования вместимости;
- эксплуатационную скорость движения;
- техническая скорость движения;
- среднее расстояние перевозки пассажиров;
- выработка на один авто-место-день.
Таблица 1.3 – Показатели использования подвижного состава
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Год |
2010/2006, % | |||||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||||||
Списочное число машин |
ед. |
27 |
27 |
27 |
25 |
25 |
92,59% | |||||||
Общая вместимость машин |
пас. |
880 |
880 |
880 |
808 |
808 |
91,82% | |||||||
Средняя вместимость машины |
пас. |
32,59 |
32,59 |
32,59 |
32,32 |
32,32 |
99,16% | |||||||
Автомобиле - дни нахождения машин на предприятии |
дни |
9855 |
9855 |
9882 |
9125 |
9125 |
92,59% | |||||||
В т.ч. в ремонте |
дни |
1084,05 |
1281,15 |
1679,94 |
1733,75 |
1642,5 |
151,52% | |||||||
В т.ч. работе |
дни |
7489,8 |
7292,7 |
6917,4 |
6296,25 |
6387,5 |
85,28% | |||||||
Отработано одной машиной за год |
дни |
277,4 |
270,1 |
256,2 |
251,85 |
255,5 |
92,11% | |||||||
Коэффициент готовности машин |
0,87 |
0,85 |
0,80 |
0,78 |
0,80 |
91,06% | ||||||||
Коэффициент выпуска машин |
0,76 |
0,74 |
0,7 |
0,69 |
0,7 |
92,11% | ||||||||
Время нахождения машин в наряде |
тыс. ч |
61416,36 |
59800,14 |
56722,68 |
51629,25 |
52377,5 |
85,28% | |||||||
Время нахождения машин в пробеге |
тыс. ч |
42991,45 |
44850,11 |
39705,88 |
37173,06 |
38759,35 |
90,16% | |||||||
Коэффициент использования рабочего времени |
0,7 |
0,75 |
0,7 |
0,72 |
0,74 |
105,71% | ||||||||
Общий пробег машин |
тыс. км |
1872450 |
1750248 |
1867698 |
1542581 |
1596875 |
85,28% | |||||||
Пробег машин с грузом |
тыс. км |
1310715 |
1260179 |
1307389 |
1141510 |
1197656 |
91,37% | |||||||
Коэффициент использования пробега |
0,7 |
0,72 |
0,7 |
0,74 |
0,75 |
107,14% | ||||||||
Средняя загруженность машины |
пас. |
26,07 |
26,73 |
24,77 |
25,21 |
26,83 |
102,88% | |||||||
Коэффициент использования вместимости машин |
0,8 |
0,82 |
0,76 |
0,78 |
0,83 |
103,75% | ||||||||
Окончание таблицы 1.3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Объём перевозимых пассажиров |
тыс. пас. |
2929344 |
2923562 |
2570198 |
2380889 |
2570228 |
88% |
Эксплуатационная скорость движения |
км/ч |
30,49 |
29,27 |
32,93 |
29,88 |
30,49 |
100% |
Техническая скорость движения |
км/ч |
43,55 |
39,02 |
47,04 |
41,50 |
41,20 |
95% |
Среднее расстояние перевозок |
км |
11,67 |
11,52 |
12,6 |
12,09 |
12,5 |
107% |
Производительность парка машин |
пас.км/ дни |
106,40 |
104,86 |
100,55 |
97,58 |
108,94 |
102% |
Таблица 1.3 показывает, что коэффициент использования выпуска машин на линию за период 2006...2010 годов уменьшился на 7,89 %, так как каждая машина на протяжении 2010 г. отработала меньше дней, чем в 2006г. На 7,14%, повысился коэффициент использования пробега. Коэффициент использования вместимости машин увеличился на 3,75 %. Анализируя данные, представленные в таблице 1.3 можно отметить, что практически все показатели использования подвижного состава изменялись незначительно, что говорит о достаточно стабильных результатах деятельности службы производственной эксплуатации.
1.3.2 Показатели объёмов производства, оснащенности фондами и их использования
К этой группе относятся следующие показатели: [1]
- удельный вес машин и оборудования;
- стоимость активной части основных производственных фондов, приходящихся на один квадратный метр производственной площади;
- фондовооружённость труда;
- техническая вооружённость труда;
- фондоотдача по основным фондам;
- фондоотдача активной части;
- выпуск продукции на один квадратный метр производственной площади.
Таблица 1.4 – Динамика
показателей объёмов
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Год |
2010/2006, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||
Стоимость ОПФ |
тыс. руб. |
5961 |
5847 |
5757 |
5683 |
5621 |
94,30% |
Стоимость ОПФа |
тыс. руб. |
3698 |
3969 |
4047 |
4214 |
4124 |
111,52% |
Удельный вес машин и |
% |
62,04 |
67,88 |
70,30 |
74,15 |
73,37 |
118,27% |
Производственная площадь |
кв.м |
578 |
578 |
578 |
578 |
578 |
100,00% |
Стоимость ОПФа на кв. м. производственной площади |
тыс. руб./кв.м |
6,40 |
6,87 |
7,00 |
7,29 |
7,13 |
111,52% |
Численность работников АТП |
чел. |
69 |
69 |
68 |
64 |
64 |
92,75% |
Численность производственных рабочих |
чел. |
58 |
58 |
53 |
56 |
55 |
94,83% |
Фондоотдача ОПФ |
1,98 |
2,24 |
2,17 |
2,25 |
2,35 |
118,63% | |
Фондоотдача ОПФа |
3,19 |
3,30 |
3,09 |
3,03 |
3,20 |
100,31% | |
Фондоёмкость ОПФ |
0,51 |
0,45 |
0,46 |
0,44 |
0,43 |
84,29% | |
Фондовооружённость |
тыс.руб/чел. |
86,39 |
84,74 |
84,66 |
88,80 |
87,83 |
101,66% |
Фондовооружённость труда |
тыс.руб/чел. |
102,78 |
100,81 |
108,62 |
101,48 |
102,2 |
99,44% |
Техническая вооружённость труда |
тыс.руб/чел. |
63,76 |
68,43 |
76,36 |
75,25 |
74,98 |
117,60% |
Рентабельность ОПФ |
% |
19,80 |
26,89 |
23,88 |
22,49 |
28,18 |
142,36% |
Данные, представленные в таблице 1.4 показывают, что стоимость ОПФ снизилась на 5,7% в связи с экономическим износом основных производственных фондов, в то время как стоимость ОПФа увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2006 г. на 11,52% за счёт приобретения нового оборудования, а также списания изношенного подвижного состава и приобретения нового. В связи с чем увеличился и удельный вес машин и оборудования на 18,27%. Также увеличение стоимости ОПФа, оказало на рост стоимости ОПФа, приходящегося на 1 м2 производственной площади (рост 11,52%), фондовооружённости (+1,66%) и техническая вооружённость труда (+17,6%). Всё это свидетельствует о стабильном производственно-экономическом потенциале предприятия за анализируемый период.
Для рассмотрения динамики затрат на эксплуатацию подвижного состава составляем таблицу 1.5.
Таблица 1.5 – Динамика затрат на эксплуатацию подвижного состава, тыс. руб.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Год |
2010/2006, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||
ТСМ |
тыс. руб. |
5050 |
5010 |
5300 |
5500 |
5700 |
112,87 |
Материалы и запасные части |
тыс. руб. |
1618,8 |
1780,7 |
1869,7 |
1903,1 |
1960,0 |
121,08 |
Анализируя данные таблицы 1.5, можно сделать вывод о том, что за период 2006…2010 годов затраты на эксплуатацию подвижного состава существенно возросли. Затраты топливо-смазочные материалы увеличились на 12,87%, затраты на материалы и запасные части увеличились на 21,08%.
1.3.3 Показатели производительности труда и заработной платы
В эту группу входят следующие показатели:[1]
- производительность труда;
- производительность труда производственных рабочих;
- темп роста производительности труда;
- среднемесячная заработная плата;
- темп роста среднемесячной заработной платы.
Таблица 1.6 – Показатели производительности труда и заработной платы
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Год |
2010/2006, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||
Численность работников |
чел. |
69 |
69 |
68 |
64 |
64 |
93% |
Производительность труда |
тыс.руб./ чел. |
171,01 |
189,91 |
183,82 |
199,69 |
206,25 |
121% |
Численность производственных рабочих |
чел. |
58 |
58 |
53 |
56 |
55 |
95% |
Темп роста производительности труда |
% |
11,05 |
-3,20 |
8,63 |
3,29 |
||
Фонд заработной платы производственных рабочих |
тыс.руб. |
5347000 |
5678000 |
5389000 |
5890000 |
6050000 |
113% |
Среднемесячная заработная плата производственных рабочих |
руб/чел |
7682,47 |
8158,05 |
8473,27 |
8764,88 |
9166,67 |
119% |
Темп роста среднемесячной заработной платы производственных рабочих |
% |
6,19 |
3,86 |
3,44 |
4,58 |
||
Анализируя данные, представленные в таблице 1.5 можно отметить, что происходит сокращение общей численности работников предприятия, а также численности производственных рабочих соответственно на 7% и 5%. В результате сокращения числа рабочих и сохранения уровня прибыльности АТП, произошло повышение производительности труда на 21%. Однако необходимо отметить, что темп роста производительности труда за анализируемый период был неравномерным. Так в 2008 году наблюдается снижение темпа роста производительности труда на 3,2%, что объясняется мировым экономическим кризисом, который оказал своё влияние и на показатели темпа роста производительности труда в 2009 году (рост составил 8,63%). Тенденции по выходу предприятия на предкризисный уровень наметились в 2010 году, так как темп роста производительности труда составил 3,29%.
Как видно из таблицы 1.5, среднемесячная заработная плата производственных рабочих неуклонно увеличивалась и выросла к 2010 г. на 19% по сравнению с 2006 г. Однако, темп роста среднемесячной заработной платы производственных рабочих не соответствует темпу роста фонда заработной платы (рост 13%). Увеличение заработной платы можно объяснить сокращением численности производственных рабочих.
1.4 Анализ деятельности предприятия по работам ТО и ТР
Организационно-
Технической эксплуатацией
автобусов предприятия
На предприятии применяется
прямой административно-
Обязанности производственного учета возложены на диспетчера, который непосредственно подчинен техническому директору предприятия (рисунок 1.2).
Ремонтно-обслуживающий персона
- слесарь – ремонтник III разряда 4 человека;
- слесарь – ремонтник IV разряда 2 человека;
- автоэлектрик – 1 человек;
- электрогазосварщик – 1 человек;
- подсобные рабочие – 2 человека.
Рисунок 1.2 – Организационная структура службы эксплуатации
Время работы зоны - с 8.00 до 17.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00.
Данные о показателях производимых технических обслуживаниях сводим в таблицу 1.7.
Таблица 1.7 – Показатели производимых технических обслуживаний
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Год |
2010/2006, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||
Списочное число машин |
ед. |
27 |
27 |
27 |
25 |
25 |
92,59% |
Количество ТО-1 |
ед. |
382 |
342 |
372 |
332 |
375 |
98,17% |
Количество ТО-2 |
ед. |
125 |
108 |
112 |
110 |
118 |
94,4% |
Количество возвратов с линии по техническим неисправностям |
ед. |
72 |
42 |
63 |
54 |
67 |
93,06 |
Таблица 1.7 показывает, что происходит снижение количеств проводимых ТО – 1, а также ТО – 2 соответственно на 1,83% и 5,6%. Снижение количеств проводимых ТО объясняется снижением численности автобусов. А снижение численности возврата автобусов с линии по техническим неисправностям свидетельствует об эффективной работе службы технической эксплуатации.
1.5 Обоснование темы дипломного проекта
На основании проведённого анализа производственной деятельности ЗАО «Эльф» следует отметить, что рассматриваемое предприятие относится к малым автотранспортным предприятиям (АТП) и насчитывает 25 единиц подвижного состава, большую часть которого составляют автобусы.
Анализ технико-экономических показателей деятельности ЗАО «Эльф» показал, что хотя предприятие и не является убыточным, но в тоже время какой-то ярко выраженной динамики роста экономических показателей не выявлено. Рост экономических показателей за исследуемый период (2006…2010 гг.) был незначителен, и практически остался на прежнем уровне.
На фоне незначительного
роста экономических
Одним из способов повышения эффективности деятельности зоны ТО-ТР является привлечение сторонних клиентов, для проведения ТО и ремонта подвижного состава. Так в частности, на базе существующей зоны ТО-ТР автобусов ЗАО «Эльф» целесообразно организовать централизованное обслуживание автобусов индивидуальных владельцев, занимающихся перевозками пассажиров в городе Мценске, и в Мценском районе.
Централизация обслуживания
позволяет концентрировать
Однако, для того, чтобы на базе ЗАО «Эльф» централизовано проводить обслуживание подвижного состава необходимо произвести реконструкцию существующей зоны ТО-ТР.
Поэтому, для определения годовой производственной программы зоны ТО-ТР ЗАО «Эльф» необходимо учесть структуру подвижного состава, который может проходить ТО и ремонт в условиях ЗАО «Эльф».
Таблица 1.9 – Структура маршрутных транспортных средств города Мценска
- Проективный подход к решению задач на построение циркулем и линейкой точек пересечения прямой и алгебраической плоской линии второго пор
- Проектирование автоматизированного рабочего места
- Проектирование автоматизированной информационной системы "Деканат вечернего факультета", подсистемы ведения оперативных данных
- Проектирование автоматизированной информационной системы деятельности ГУ ЦЗН
- Проектирование автоматизированной системы поддержки принятия кадровых решений
- Проектирование автоматизированной системы управления насосными агрегатами ДНС
- Проектирование автоматизированной системы управления насосными агрегатами ДНС Покамасовского месторождения
- Проект городского ресторана I класса на 75 мест, г. Владикавказ
- Проект деасфальтизации нефтей
- Проект депо переменного тока с разработкой устройства диагностики тягового электродвигателя
- Проект завода безалкогольных напитков мощностью 1000000 дал в год в г. Лениногорске
- Проект завода по производству ЖБИ мощностью 70 000 м3/год
- Проект заводу по виготовленню залізобетонних конструкцій для будівництва мостового переходу через річку «Десна»
- Проект закусочной «Barbecue»