Проект зоны ТО-ТР автобусов


 




1 Характеристика  производственной деятельности ЗАО «Эльф» и обоснование темы дипломного проекта

1.1 Общая характеристика предприятия  ЗАО «Эльф»

Первоначально ЗАО «Эльф» было создано как таксомоторное  предприятие и осуществляло перевозку  пассажиров по городу Мценску и Мценскому району. Автомобильный парк организации состоял из автомобилей индивидуальных предпринимателей, заключивших договор о сотрудничестве с ЗАО «Эльф». С 2004 года предприятие переквалифицировалось на автобусные пассажирские перевозки. На данный момент автобусы ЗАО «Эльф» осуществляют перевозку пассажиров по следующим городским маршрутам (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Маршруты перевозки пассажиров ЗАО «Эльф»

Номер маршрута

Маршрут

Численность подвижного состава, ед.

1

Район «В» - Вокзал

3

2

Район «В» - Нефтебаза

2

3

Район «В» - МСК

3

4

Район «В» - Болховская улица

2

5

Вокзал – Коммаш

3

6

Вокзал – Агролицей

2

7

Текмаш – Коммаш – МСК

3

9

Район «В» - Орёлпродукт

3

10

Район «В» - МСК

2

10а

Район «В» - Коммаш

2

Итого:

25


 

ЗАО «Эльф» расположено в центре города по адресу: г. Мценск, улица Лескова 41.

ЗАО «Эльф» осуществляет в качестве основных видов деятельности:

а) организация перевозок пассажиров:

б) организация перевозок ручной клади и багажа;

в) оказание   транспортных   услуг   предприятиям, учреждениям по 
перевозке пассажиров и других транспортных услуг на договорной основе.

На момент основания предприятия его автомобильный парк включал в себя 10 единиц техники. Затем предприятие начало постепенно расти и реорганизовываться в ныне существующее ЗАО «Эльф». На данный момент организация включает в себя автобусы следующих марок: ПАЗ, ИКАРУС, Богдан и др., основным направлением деятельности предприятия является перевозка пассажиров, а также сдача техники в аренду.

Сведения о наличии  подвижного состава предприятия  по маркам представлены в таблицу 1.2.

Таблица 1.2 – Сведения о наличии подвижного состава ЗАО «Эльф» по маркам

Марка автобуса

Количество

ПАЗ – 3205

14

ИКАРУС-260

4

ЛАЗ-4207

5

Богдан-А092

3

Итого единиц подвижного состава

26


 

ЗАО «Эльф» осуществляет все предусмотренные профилем виды деятельности: транспортные работы, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. На предприятии трудится 64 человека, из них водителей автобусов «Икарус» – 6, водителей автобусов ПАЗ и других автомобилей (кроме автобусов «Икарус») – 24; ремонтно-обслуживающий персонал – 10, работники службы эксплуатации – 8 человек, ИТР и служащих – 6 человек, кондукторы - 10 человек.

Общая площадь территории, занимаемой предприятием – 1,1 га. На данной территории размещены следующие здания и сооружения: административный корпус, ремонтный бокс, открытая стоянка для автобусов, контрольно-пропускной пункт, склад производственный, котельная.

 

1.2 Организационно-производственная  структура управления предприятием  ЗАО «Эльф»

Схема организационно-производственной структуры предприятия приведена  на рисунке 1.1.

Общее руководство предприятием осуществляет директор.

Технический директор осуществляет руководство производственно-хозяйственной  деятельностью предприятия. Организует и проводит работы по сертификации услуг, техническому обслуживанию и  ремонту транспортных средств. Организует технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергосистем предприятия. Организует бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, тепловой энергией, водой. Обеспечивает составление заявок и необходимых расчетов к ним на приобретение и ремонт оборудования, запасных частей к оборудованию. Осуществляет контроль над соблюдением на предприятии действующего законодательства, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда. Проводит вводный инструктаж работников предприятия. Обеспечивает персонал технической и конструкторской документацией, разъясняет и контролирует их исполнение. Контролирует наличие и расход запасных частей.

Мастер участка осуществляет руководство рабочими, закрепляет за ними автобусы, поступившие на ремонт, контролирует качество выполненных работ после завершения ремонта. Контролирует правильность заполнения ремонтного листа и назначает объем работ для каждого исполнителя, обеспечивает выполнение участком в установленные сроки производственных заданий; проводит мероприятия по повышению производительности труда, снижение трудоемкости работ на основе рациональной загрузки оборудования и использования его технических возможностей, повышение коэффициента 

Рисунок 1.1 – Структурная  схема управления предприятием ЗАО «Эльф»

 

сменности работы оборудования, экономное расходование сырья, материалов, топлива, энергии и снижение издержек. Проверяет качество ТО и ремонта подвижного состава, обеспечивает расстановку рабочих, контролирует соблюдение технологических процессов. Осуществляет производственный инструктаж рабочих, проводит мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а также контроль за их соблюдением.

В обязанности инженера по снабжению входит поиск, приобретение и доставку запасных частей для автобусов. Кроме доставки запчастей, инженер по снабжению обеспечивает предприятие канцелярскими товарами (писчая бумага, ручки, карандаши и др.) и необходимым предметами хозяйственно-бытового назначения (лампочки, провода, выключатели, водопроводные краны, моющие средства.)

В задачу заведующего  складом входит учет, хранение, выдача запасных частей и смазочных материалов.

 

1.3 Анализ технико-экономических  показателей организации 

1.3.1 Анализ показателей использования  автотранспорта

К рассматриваемой группе относятся следующие показатели:

    • средняя вместимость машины;
    • годовое количество дней, отработанных одной машиной;
    • коэффициент готовности машин;
    • коэффициент использования машин в работе;
    • коэффициент использования рабочего времени;
    • коэффициент использования пробега;
    • величина средней загруженности машин;
    • коэффициент использования вместимости;
    • эксплуатационную скорость движения;
    • техническая скорость движения;
    • среднее расстояние перевозки пассажиров;
    • выработка на один авто-место-день.

Таблица 1.3 – Показатели использования подвижного состава

Наименование показателя

Ед. изм.

Год

2010/2006, %

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

Списочное число машин

ед.

27

27

27

25

25

92,59%

Общая вместимость машин

пас.

880

880

880

808

808

91,82%

Средняя вместимость машины

пас.

32,59

32,59

32,59

32,32

32,32

99,16%

Автомобиле - дни нахождения машин на предприятии

дни

9855

9855

9882

9125

9125

92,59%

В т.ч. в ремонте

дни

1084,05

1281,15

1679,94

1733,75

1642,5

151,52%

В т.ч. работе

дни

7489,8

7292,7

6917,4

6296,25

6387,5

85,28%

Отработано одной машиной  за год

дни

277,4

270,1

256,2

251,85

255,5

92,11%

Коэффициент готовности машин

 

0,87

0,85

0,80

0,78

0,80

91,06%

Коэффициент выпуска машин

 

0,76

0,74

0,7

0,69

0,7

92,11%

Время нахождения машин в наряде

тыс. ч

61416,36

59800,14

56722,68

51629,25

52377,5

85,28%

Время нахождения машин в пробеге

тыс. ч

42991,45

44850,11

39705,88

37173,06

38759,35

90,16%

Коэффициент использования рабочего времени

 

0,7

0,75

0,7

0,72

0,74

105,71%

Общий пробег машин

тыс. км

1872450

1750248

1867698

1542581

1596875

85,28%

Пробег машин с грузом

тыс. км

1310715

1260179

1307389

1141510

1197656

91,37%

Коэффициент использования пробега

 

0,7

0,72

0,7

0,74

0,75

107,14%

Средняя загруженность машины

пас.

26,07

26,73

24,77

25,21

26,83

102,88%

Коэффициент использования вместимости машин

 

0,8

0,82

0,76

0,78

0,83

103,75%


 

Окончание таблицы 1.3

1

2

3

4

5

6

7

8

Объём перевозимых пассажиров

тыс. пас.

2929344

2923562

2570198

2380889

2570228

88%

Эксплуатационная скорость движения

км/ч

30,49

29,27

32,93

29,88

30,49

100%

Техническая скорость движения

км/ч

43,55

39,02

47,04

41,50

41,20

95%

Среднее расстояние перевозок

км

11,67

11,52

12,6

12,09

12,5

107%

Производительность парка  машин

пас.км/ дни

106,40

104,86

100,55

97,58

108,94

102%


 

Таблица 1.3 показывает, что коэффициент использования выпуска машин на линию  за период 2006...2010 годов уменьшился на 7,89 %, так как каждая машина на протяжении 2010 г. отработала меньше дней, чем в 2006г. На 7,14%, повысился коэффициент использования пробега. Коэффициент использования вместимости машин  увеличился на 3,75 %. Анализируя данные, представленные в таблице 1.3 можно отметить, что практически все показатели использования подвижного состава изменялись незначительно, что говорит о достаточно стабильных результатах деятельности службы производственной эксплуатации.   

 

1.3.2 Показатели объёмов производства, оснащенности фондами и их использования

К этой группе относятся  следующие показатели: [1]

    • удельный вес машин и оборудования;
    • стоимость активной части основных производственных фондов, приходящихся на один квадратный метр производственной площади;
    • фондовооружённость труда;
    • техническая вооружённость труда;
    • фондоотдача по основным фондам;
    • фондоотдача активной части;
    • выпуск продукции на один квадратный метр производственной площади.

Таблица 1.4 – Динамика показателей объёмов производства, оснащённости фондами и их использования

Наименование показателя

Ед. изм.

Год

2010/2006, %

2006

2007

2008

2009

2010

Стоимость ОПФ

тыс. руб.

5961

5847

5757

5683

5621

94,30%

Стоимость ОПФа

тыс. руб.

3698

3969

4047

4214

4124

111,52%

Удельный вес машин и оборудования

%

62,04

67,88

70,30

74,15

73,37

118,27%

Производственная площадь

кв.м

578

578

578

578

578

100,00%

Стоимость ОПФа на  кв. м. производственной площади

тыс. руб./кв.м

6,40

6,87

7,00

7,29

7,13

111,52%

Численность работников АТП

чел.

69

69

68

64

64

92,75%

Численность производственных рабочих

чел.

58

58

53

56

55

94,83%

Фондоотдача ОПФ

 

1,98

2,24

2,17

2,25

2,35

118,63%

Фондоотдача ОПФа

 

3,19

3,30

3,09

3,03

3,20

100,31%

Фондоёмкость ОПФ

 

0,51

0,45

0,46

0,44

0,43

84,29%

Фондовооружённость

тыс.руб/чел.

86,39

84,74

84,66

88,80

87,83

101,66%

Фондовооружённость труда

тыс.руб/чел.

102,78

100,81

108,62

101,48

102,2

99,44%

Техническая вооружённость труда

тыс.руб/чел.

63,76

68,43

76,36

75,25

74,98

117,60%

Рентабельность ОПФ

%

19,80

26,89

23,88

22,49

28,18

142,36%


 

Данные, представленные в таблице 1.4 показывают, что стоимость ОПФ снизилась на 5,7% в связи с экономическим износом основных производственных фондов, в то время как стоимость ОПФа увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2006 г. на 11,52% за счёт приобретения нового оборудования, а также списания изношенного подвижного состава и приобретения нового. В связи с чем увеличился и удельный вес машин и оборудования на 18,27%. Также увеличение стоимости ОПФа, оказало на рост стоимости ОПФа, приходящегося на 1 м2 производственной площади (рост 11,52%), фондовооружённости (+1,66%)  и техническая вооружённость  труда (+17,6%). Всё это свидетельствует о стабильном производственно-экономическом потенциале предприятия за анализируемый период.

Для рассмотрения динамики затрат на эксплуатацию подвижного состава  составляем таблицу 1.5.

Таблица 1.5 – Динамика затрат на эксплуатацию подвижного состава, тыс. руб.

Наименование показателя

Ед. изм.

Год

2010/2006, %

2006

2007

2008

2009

2010

ТСМ

тыс. руб.

5050

5010

5300

5500

5700

112,87

Материалы и запасные части

тыс. руб.

1618,8

1780,7

1869,7

1903,1

1960,0

121,08


 

Анализируя данные таблицы 1.5, можно сделать вывод о том, что за период 2006…2010 годов затраты на эксплуатацию подвижного состава существенно возросли. Затраты топливо-смазочные материалы увеличились на 12,87%, затраты на материалы и запасные части увеличились на 21,08%.

 

1.3.3 Показатели производительности труда и заработной платы

В эту группу входят следующие  показатели:[1]

    • производительность труда;
    • производительность труда производственных рабочих;
    • темп роста производительности труда;
    • среднемесячная заработная плата;
    • темп роста среднемесячной заработной платы.

Таблица 1.6 – Показатели производительности труда и заработной платы

Наименование показателя

Ед. изм.

Год

2010/2006, %

2006

2007

2008

2009

2010

Численность работников

чел.

69

69

68

64

64

93%

Производительность труда

тыс.руб./ чел.

171,01

189,91

183,82

199,69

206,25

121%

Численность производственных рабочих

чел.

58

58

53

56

55

95%

Темп роста производительности труда

%

 

11,05

-3,20

8,63

3,29

 

Фонд заработной платы производственных рабочих

тыс.руб.

5347000

5678000

5389000

5890000

6050000

113%

Среднемесячная заработная плата  производственных рабочих

руб/чел

7682,47

8158,05

8473,27

8764,88

9166,67

119%

Темп роста среднемесячной заработной платы производственных рабочих

%

 

6,19

3,86

3,44

4,58

 

 

 

Анализируя данные, представленные в таблице 1.5 можно отметить, что  происходит сокращение общей численности  работников предприятия, а также  численности производственных рабочих  соответственно на 7% и 5%. В результате сокращения числа рабочих и сохранения уровня прибыльности АТП, произошло повышение производительности труда на 21%. Однако необходимо отметить, что темп роста производительности труда за анализируемый период был неравномерным. Так  в 2008 году наблюдается снижение темпа роста производительности труда на 3,2%, что объясняется мировым экономическим кризисом, который оказал своё влияние и на показатели темпа роста производительности труда в 2009 году (рост составил 8,63%). Тенденции по выходу предприятия на предкризисный уровень наметились в 2010 году, так как темп роста производительности труда составил 3,29%.

Как видно из таблицы 1.5, среднемесячная заработная плата  производственных рабочих  неуклонно  увеличивалась и выросла к 2010 г. на 19% по сравнению с 2006 г. Однако, темп роста среднемесячной заработной платы производственных рабочих не соответствует темпу роста фонда заработной платы (рост 13%). Увеличение заработной платы можно объяснить сокращением численности производственных рабочих.

 

1.4 Анализ деятельности предприятия по работам ТО и ТР

Организационно-производственная структура инженерно-технической  службы ЗАО «Эльф» относиться к простейшим организационным структурам линейного типа. Организационно-производственную структуру предприятия можно отнести  к структуре ИТС VI класса (рисунок 1.2).

Технической эксплуатацией  автобусов предприятия руководит  мастер участка ТО и ТР, которому непосредственно, административно подчинены ремонтные и вспомогательные рабочие. Водители подчинены оперативно, только по вопросам, связанным с технической эксплуатацией автомобилей.

На предприятии применяется  прямой административно-технологический  метод управления, который обеспечивает выдачу производственного заданий и контроль их исполнения непосредственным административным начальником, в данном случае мастером участка.

Обязанности производственного  учета возложены на диспетчера, который непосредственно подчинен техническому директору предприятия (рисунок 1.2).

Ремонтно-обслуживающий персонал насчитывает 10 человек.  Из них:

    • слесарь – ремонтник III разряда 4 человека;
    • слесарь – ремонтник IV разряда 2 человека;
    • автоэлектрик – 1 человек;
    • электрогазосварщик – 1 человек;
    • подсобные рабочие – 2 человека.

Рисунок 1.2 – Организационная структура службы эксплуатации

Время работы зоны - с 8.00 до 17.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00. 

Данные о показателях  производимых технических обслуживаниях  сводим в таблицу 1.7.

Таблица 1.7 – Показатели производимых технических обслуживаний

Наименование показателя

Ед. изм.

Год

2010/2006, %

2006

2007

2008

2009

2010

Списочное число машин

ед.

27

27

27

25

25

92,59%

Количество ТО-1

ед.

382

342

372

332

375

98,17%

Количество ТО-2

ед.

125

108

112

110

118

94,4%

Количество возвратов с линии  по техническим неисправностям

ед.

72

42

63

54

67

93,06


 

 

Таблица 1.7 показывает, что происходит снижение количеств проводимых ТО – 1, а также ТО – 2 соответственно на 1,83% и 5,6%. Снижение количеств проводимых ТО объясняется снижением численности автобусов. А снижение численности возврата автобусов с линии по техническим неисправностям свидетельствует об эффективной работе службы технической эксплуатации.

 

1.5 Обоснование темы дипломного проекта

На основании проведённого анализа производственной деятельности ЗАО «Эльф» следует отметить, что рассматриваемое предприятие относится к малым автотранспортным предприятиям (АТП) и насчитывает 25 единиц подвижного состава, большую часть которого составляют автобусы.

Анализ технико-экономических  показателей деятельности ЗАО «Эльф» показал, что хотя предприятие и не является убыточным, но в тоже время какой-то ярко выраженной динамики роста экономических показателей не выявлено. Рост экономических показателей за исследуемый период (2006…2010 гг.) был незначителен, и практически остался на прежнем уровне.

На фоне незначительного  роста экономических показателей  деятельности предприятия наблюдается  уменьшение числа возврата автобусов с линии по техническим причинам,  также сокращения числа ТО-1 (таблица 1.7).

Одним из способов повышения  эффективности деятельности зоны ТО-ТР является привлечение сторонних клиентов, для проведения ТО и ремонта подвижного состава. Так в частности, на базе существующей зоны ТО-ТР автобусов ЗАО «Эльф» целесообразно организовать централизованное обслуживание автобусов индивидуальных владельцев, занимающихся перевозками пассажиров в городе Мценске, и в Мценском районе.

Централизация обслуживания позволяет концентрировать материально-технические средства и кадры квалифицированных рабочих, что создает условия для применения наиболее прогрессивных технологических процессов и повышения уровня механизации работ. Это, в свою очередь, приводит к увеличению производительности труда и сокращению трудоемкости работ при повышении их качества, в результате чего снижается себестоимость технического обслуживания подвижного состава.

Однако, для того, чтобы  на базе ЗАО «Эльф» централизовано проводить обслуживание подвижного состава необходимо произвести реконструкцию существующей зоны ТО-ТР.

Поэтому, для определения  годовой производственной программы  зоны ТО-ТР ЗАО «Эльф» необходимо учесть структуру подвижного состава, который может проходить ТО и ремонт в условиях ЗАО «Эльф».

Таблица 1.9 – Структура маршрутных транспортных средств города Мценска

Проект зоны ТО-ТР автобусов