Проектирование автотранспортного предприятия

     ВВЕДЕНИЕ 

     Рост  эффективности производства - основа повышения прибыльности и выживания  фирмы в конкурентной борьбе, особенно в современных условиях резкого  ускорения научно-технического прогресса. Именно поэтому рост производительности должен стать приоритетной целью внутрифирменного управления. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек.

     Современное предприятие должно удовлетворять  условию гибкости, настраиваемости, и как следствие должно уметь быстро перестраивать как свою собственную организационную структуру, так и структуру выпускаемой продукции, работ услуг. Всё это требует от менеджмента предприятия принятия быстрых и экономичных решений, которые не могут быть приняты без обеспечения информацией.

     На  протяжении ряда последних лет наметились устойчивые тенденции снижения числа муниципальных автотранспортных предприятий.

     Около 70% подвижного состава муниципального автобусного парка подвержено значительному износу и подлежит списанию или требует проведения капитального ремонта.

     Производственная  база муниципальных автотранспортных предприятий разрушается, не на должном  уровне находится качество обслуживания пассажиров. Состояние городского бюджета не обеспечивает гарантированные по срокам и объемам размеры возмещения затрат автобусного транспорта на осуществление транспортных услуг. Привлечение частных предпринимателей, использующих на маршрутных линиях автобусы малой и особо малой вместимости, не может снять остроту транспортной проблемы в городе.

     Актуальность  выбранной темы обусловили её логику и структуру.

     Цель  дипломной работы: анализ организации  производства в МУП «Краснокаменское автотранспортное предприятие» и разработки путей совершенствования его деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ 

     ХАРАКТЕРИСТИКА  МУП «КАТП» 

     1.1 Общая характеристика МУП КАТП 

     Муниципальное унитарное предприятие «Краснокаменское автотранспортное предприятие» (далее  МУП «КАТП») является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия. 

     

     Рисунок 1 – МУП «КАТП» 

     МУП «КАТП» создано в соответствии с  Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» № 445-1 от 25.12.1990 года и  Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1. Учредителем МУП «КАТП» является Муниципальное образование в лице Комитета по Управлению муниципальным Имуществом города Краснокаменск и Краснокаменского района в соответствии с Решением Комитета от 29 11.1994г. №1099 – О «Об учреждении Муниципального Краснокаменского автотранспортного предприятия».

     В связи с приведением Устава МУП  «КАТП» в соответствие с Федеральным  Законом «О государственных и  муниципальных унитарных предприятиях»  Устав предприятия разработан и  утвержден в новой редакции от 11.10.2003г. №161 ФЗ.

     МУП «КАТП» осуществляет свою деятельность на принципах хозяйственного расчета  основанного на нормативном распределении  прибыли, имеет законченный баланс, имеет свою печать.

     Уставный  фонд определен в размере 3 748 718,48 рублей.

     Согласно  Уставу основной целью создания предприятия  является удовлетворение общественных потребностей в результатах его  деятельности и получения прибыли.

     Для достижения целей, предприятие осуществляет в установленном законодательством  Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

  • маршрутные перевозки пассажиров и багажа автобусами в городском, пригородном, междугородном и международном сообщениях;
  • перевозка пассажиров по договорам и отдельным заказам;
  • перевозка пассажиров маршрутными такси;
  • перевозка грузов;
  • техническое обслуживание, текущий ремонт и капитальный ремонты автомобилей и их деталей, узлов и агрегатов, в том числе по заказам юридических и физических лиц;
  • закупка и реализация новых, а так же бывших в употреблении запасных частей, узлов и агрегатов, автошин;
  • предоставление свободных мест стоянки для автотранспорта физических и юридических лиц;
  • оказание автотранспортных услуг;
  • оказание рекламных услуг.

     Отдельные виды деятельности, перечень которых  определен Федеральным Законом, предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

     Муниципальное унитарное предприятие «Краснокаменское автотранспортное предприятие» находится  по адресу: 674674, Забайкальский край, г.Краснокаменск ГОС-4. а/я 120. 

     1.2. Организационная  структура управления МУП «КАТП» 

     На  рисунке 2 представлена схема структуры  МУП «Краснокаменское АТП». Структура  предприятия линейно-функциональная.

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Структура МУП «Краснокаменское автотранспортное предприятие» 

     Директор. Единоличным исполнительным органом предприятия является директор, назначенный Распоряжением Комитета по Управлению Муниципальным Имуществом города Краснокаменск и Краснокаменского района.

     Директор  МУП «КАТП» имеет право:

  • совершать сделки от имени предприятия;
  • утверждать структуру и штаты предприятия, определять структуру органов управления, затраты на их содержание;
  • осуществлять прием на работу работников предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры;
  • издавать приказы;
  • выдавать доверенности в порядке установленном законодательством;
  • распоряжаться в соответствии с действующим законодательством, уставом треста и положением, закрепленным за МУП «КАТП» имуществом,
  • открывать в отделениях банков текущие и расчетные счета;
  • действовать от имени МУП «КАТП» и представлять его интересы во всех организациях и учреждениях.

     Техническая служба (содержание, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава). Эффективность работы АТП во многом зависит от технического состояния подвижного состава и оснащенности производственно-технической базы предприятия. Поэтому техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а так же осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия. Для выполнения этих задач в ведении технической службы, возглавляемой главным инженером, находятся гараж (зона хранения) и мастерские, в составе которых имеются производственные участки по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

     Главными  задачами технической службы предприятия  являются:

  • организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе и своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их, а так же разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия;
  • оперативное планирование всех видов технического обслуживания и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинами другим производственным фондам;
  • руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному использованию их;
  • изучение, обобщение и распространение опыта новаторов производства, разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрение новой техники и научной организации труда, по технике безопасности, охране труда и предупреждению аварийности, а так же руководство движением рационализаторов и изобретателей;

     Служба  эксплуатации (планирование, организация  и управление перевозочным процессом). Рациональная организация перевозок, высокий уровень и качество обслуживания пассажиров, эффективное использование  подвижного состава обеспечивается прежде всего эксплуатационной службой, которая в связи с этим являются ведущим звеном на предприятии.

     Служба  эксплуатации реализует работу всех других служб и отделов, результаты ее деятельности определяют основные технико-экономические показатели и отражаются на работе всего коллектива МУП «КАТП».

     Основными задачами службы эксплуатации являются:

  • разработка рациональной системы планирования перевозок, организации и управление движением автобусов;
  • обеспечивают внедрение и функционирование системы диспетчерского управления движением подвижного состава;
  • осуществляют полную, своевременную, комфортабельную и безопасную перевозку пассажиров с минимальными затратами времени на поездку;
  • организуют высокоэффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию;
  • осуществляют полный сбор проездной платы за перевозку пассажиров и багажа;
  • создают нормальные условия для производительного труда работников службы эксплуатации;
  • систематически проводят необходимую воспитательную работу среди водительского состава по обеспечению необходимой безопасности движения;
  • разработка и внедрение новых маршрутов.33

     Отдел бухгалтерского учета и финансово-экономической  деятельности (БУ и ФЭД) (планирование производственной деятельности). Важное место в хозяйственном руководстве, в улучшении качественных показателей работы предприятия имеет служба БУ и ФЭД. на основе систематического проведения анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из заданий государственного плана служба БУ и ФЭД определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности предприятия. Служба БУ и ФЭД играет активную роль в оценке эффективности намечаемых и проводимых технических и организационных мероприятий, направленных на улучшение обслуживания населения, предприятий и организаций перевозками.

     Основными задачами службы БУ и ФЭД являются:

     В части бухгалтерского учета:

  • учет финансово-хозяйственной деятельности;
  • контроль сохранности собственности;
  • контроль расходования денежных средств и материальных ценностей.

     В части экономики:

  • осуществление взаимоотношений с заказчиками;
  • определение планово-расчетных цен;
  • анализ фактически сложившейся калькуляции;
  • расчет прогнозируемой себестоимости.

     В части организации труда и  заработной платы:

  • разработка положений об оплате труда и их применение;
  • расчет местных норм и нормативов в соответствии с КЗоТ, контроль применения отраслевых норм;
  • участие в рабочей группе по определению уровня заработной платы;
  • расчет заработной платы в рабочем порядке согласно графику обработки информации.

     Основными функциями службы БУ и ФЭД является:

  • организация учета основных фондов, материально-производственных запасов, денежных средств и других ценностей организации;
  • организация расчетов с контрагентами по хозяйственным договорам, с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • начисление и выплата заработной платы, своевременное проведение расчетов с сотрудниками организации4
  • обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходования полученных в учреждениях банков (кредитных организациях) средств по назначению;
  • осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
  • применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этих документов. При применении форм документов, разработанных на предприятии, соблюдение наличия отдельных реквизитов.
  • обеспечение своевременного и правильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций;
  • составление и представление в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетности, отчетности в государственные социальные внебюджетные фонды, налоговых деклараций и пояснений к ним.;
  • принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений;
  • проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
  • осуществление контроля своевременного проведения и участие в проведении инвентаризации активов, имущества и обязательств организации, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;
  • составление и согласование с руководителем организации калькуляций, смет расходов и расчетов к ним;
  • составление отчетных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг);
  • участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности организации с целью выявлений внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов;
  • осуществление мероприятий по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных работ;
  • систематизированный учет положений, инструкций, других нормативных актов по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, нормирования труда;
  • обеспечение хранения бухгалтерских документов, регистров учета, иных документов, связанных с деятельностью службы БУ и ФЭД и бухгалтерского архива;
  • осуществление взаимоотношений с заказчиками, выгодных для предприятия.

     Общий отдел (укомплектование кадрами  водителей, ремонтных рабочих, ИТР  и служащих). Общий отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Структуру и штаты общего отдела утверждает руководитель с учетом объемов работ.

     В штатный состав отдела входят:

  • начальник отдела;
  • специалист по кадрам;
  • секретарь руководителя;
  • архивариус с вменением обязанностей курьера, машинистки и библиотекаря;

     В своей деятельности отдел руководствуется: Уставом предприятия, настоящим  Положением, правилами внутреннего  трудового распорядка, Трудовым Кодексом Российской Федерации, нормативными актами, утвержденными в установленном порядке, приказами, распоряжениями и указаниями руководителя по основной деятельности и по личному составу.

     Основными задачами общего отдела являются:

     В части кадровой работы:

  • подбор и расстановка кадров;
  • организация подготовки и повышения квалификации кадров;
  • учет кадров.

     В части делопроизводства:

  • обеспечение административно-распорядительной деятельности руководителя предприятия;
  • организация и ведение делопроизводства на предприятии;
  • контроль исполнения документов и подготовка документов к передаче в архив;
  • обеспечение выполнения копировальных, множительных и машинописных работ;
  • обеспечение получения и доставки корреспонденции.

     В части обеспечения сохранности  и учета документов:

  • организация приема документов в архив;
  • составление описи дел постоянного и длительного сроков хранения;
  • обеспечение учета, сохранности и использования документов, хранящихся в архиве.

     В связи с возложенными задачами общий  отдел:

  • организовывает кадровую работу на предприятии;
  • осуществляет повышение квалификации и обучение кадров;
  • подготавливает наградные материалы на работников предприятия;
  • подготавливает соответствующие документы по пенсионному страхованию;
  • организовывает делопроизводство на предприятии, осуществляет руководство и контроль за работой по ведению делопроизводства в службах, отделах;
  • составляет номенклатуру дел предприятия и описи дел постоянного и длительного срока хранения;
  • ведет контроль за своевременным поступлением в архив документов, законченных делопроизводством;
  • осуществляет копировальные, множительные и машинописные работы;
  • обеспечивает своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставку по назначению;
  • подготавливает необходимую документацию и организовывает ежегодные профилактические осмотры работников;
  • контролирует работу по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей;

     Материально-техническая  служба (МТС):

  • осуществляет работу по обеспечению предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, комплектующими изделиями, инструментом, запасными частями, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и др.) и их рациональному использованию;
  • разрабатывает проекты перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения предприятия, готовит расчеты и обоснования к ним;
  • определяет потребность предприятия в материальных ресурсах, составляет балансы материально–технического обеспечения, сводные таблицы по видам сырья, материалов и устанавливает календарные сроки их поставки в соответствии с требованиями производства;
  • составляет заявки на материальные ресурсы с необходимыми обоснованиями и расчетами;
  • участвует в разработке и внедрении мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов (экономии материальных ресурсов, снижения затрат, связанных с их приобретением, доставкой и хранением, замене дорогостоящих и дефицитных материалов, использовании местных ресурсов, отходов производства и вторичного сырья), а также норм расхода материалов и производственных запасов, стандартов и технических условий на выпускаемую продукцию, всемерного соблюдения режима экономии;
  • участвует в работе по формированию и расширению хозяйственных связей с поставщиками, освоению новых, более выгодных товарных рынков, отслеживанию конъюнктуры рынка, ассортимента изделий, поступления на рынок товаров определенного вида с целью выявления возможности их приобретения;
  • подготавливает проекты договоров с поставщиками, материалы по претензиям к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, согласовывает с поставщиками изменение условий заключенных договоров;
  • осуществляет контроль за выполнением поставщиками договорных обязательств, количеством и качеством поступающих материалов и других видов материальных ресурсов, комплексным их использованием, за правильностью предъявления к акцепту счетов и других расчетных документов поставщиков и своевременной передачей этих документов для оплаты;
  • участвует в формировании цен, в том числе рыночных цен на выпускаемую продукцию (услуги), реализуемые товарно-материальные ценности (ТМЦ) и оценке обоснованности цен поставщиков.
  • ведет оперативный учет движения материальных ресурсов, наличие неиспользованных производственных запасов.
  • принимает участие в работе по ресурсосбережению, реализации выявленных излишков сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии, контролирует соблюдение правил хранения товарно-материальных ценностей на складах и сроков отгрузки возвратной тары.
  • составляет установленную отчетность о выполнении плана материально–технического обеспечения предприятия;
  • выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных внутрипроизводственной и внешней информации по материально-техническому обеспечению, вносит необходимые изменения в справочную и нормативную информацию, использованию при обработке данных;
  • участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки информации по материально-техническому обеспечению;
  • руководит работой подчиненного персонала (кладовщиков) и рабочими при погрузочно-разгрузочных работах;
  • обеспечивает безопасные условия труда, ППБ в работе складского хозяйства;
  • регулярно провидит с подчиненным персоналом повторные инструктажи «О предупреждении актов терроризма и ликвидации их последствий».

     Контрольно-технический  пункт (КТП).

     В состав контрольно-технологическому пункта входят:

  • дежурный механик;
  • старший мастер КТП;
  • сторож.

     Безопасность  движения (БД (предупреждение дорожно-транспортных происшествий). За безопасность движения на предприятии отвечает инженер по безопасности дорожного движения.

     Инженер по БД:

  • осуществляет контроль за наличием и сохранением на предприятии и его подразделениях законодательных и иных нормативных актов по безопасности дорожного движения, оказывает методическую помощь руководителям служб и отделам предприятия по обеспечению безопасности движения;
  • разрабатывает мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (ДТП), контролирует их выполнении;
  • выезжает на место ДТП, проводит служебное расследование, выясняет причины и обстоятельства происшествий;
  • ведёт учёт ДТП, анализирует их причины и нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями;
  • проводит воспитательную работу с работниками по безопасности движения в автоколоннах и на участках;
  • контролирует работу автотранспорта на линии и в командировках;
  • осуществляет сбор материалов по ДТП для направления их в вышестоящие организации;
  • обследует состояние автомобильных дорог, по которым проходят маршруты автобусов, подъездных путей, автобусных остановок, мест разгрузки и выгрузки грузов;
  • составляет отчётность по безопасности движения в сроки и в установленных формах;
  • проводит проверки работы всех служб и отделов в части обеспечения безопасности движения. Принимает через службы предприятия необходимые меры к устранению выявленных нарушений правил и инструкций;
  • участвует в работе действующих в органах ГИБДД комиссий по рассмотрению административных материалов о нарушениях, допущенных работниками предприятия, аттестационной комиссии предприятия по присвоению и понижению класса квалификации;
  • проводит вводные инструктажи по безопасности движения со всеми вновь принимаемыми на работу водителями или командированными работниками в качестве водителей автомобилей;
  • контролирует стажировку водителей и работу водителей–наставников;
  • обеспечивает кабинет по безопасности движения необходимыми методическими наглядными пособиями, организует в нем проведение занятий, бесед, лекций, докладов и распространение опыта безаварийной работы водителей, согласно плану, утвержденному директором предприятия;
  • разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения;
  • организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т.д.);
  • систематически информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
  • участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.);
  • совместно с общим отделом оформляет и представляет руководству предприятия материалы о награждении отличившихся водителей;
  • осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования;
  • организует ежегодные занятия с водителями по 20-часовой программе, утвержденной «Минавтотрансом» РСФСР от 31.03.1987 г., за № АП-14/118.
  • представляет в Госавтоинспекцию документы о сумме материального ущерба от повреждения транспортного средства и груза при дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом предприятия.
 

     1.3 Технико-экономические  показатели 

     Исходя  из данных таблицы 1 можно определить, что в 2008 году количество Лиаз-677 уменьшилось  на 5 единиц (-6,02 %), Газ-322132 уменьшилось  на 1 единицу (-10%), а в 2009 году количество Паз- 3205 увеличилось на 1 единицу (5,88%), ПАЗ-4234 увеличилось на 2 единицы (100%).

     Так же в 2008 году было приобретено 2 единицы  КаВЗ-4235. 
 
 
 
 

      Таблица 1 – Изменение количества подвижного состава в период с 2007 г. по      

                          2009 г.

Марка

автобуса

Количество, шт Абсолютное  отклонение, шт Относительное отклонение, %
2007 2008 2009 2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

Всего: 132 128 131 - 4 3 - 3,03 2,34
Лиаз-677 83 78 78 - 5 0 - 6,02 0
Лиаз-5256 5 5 5 0 0 0 0
Лаз-695 4 4 4 0 0 0 0
DAEWOO 5 5 5 0 0 0 0
Лаз-699 5 5 5 0 0 0 0
ПАЗ-3205 17 17 18 0 1 0 5,88
ПАЗ-4234 2 2 4 0 2 0 100
Газ-322132 10 9 9 - 1 0 - 10 0
КаВЗ-397620 1 1 1 0 0 0 0
КаВЗ-4235 - 2 2 2 0 - 0
 

     Парк  на предприятии физически и морально изношен. Некоторым из автобусов  марки ЛиАЗ на данный момент около 30-ти лет.

     На  основе данных таблицы 3 строим диаграмму. (см. рис.3)

       

     Рисунок 3 – Динамика численности автобусов  предприятия в 2007-2009г 

     1.4. Рабочий персонал 

    Рассмотрим  динамику численности сотрудников  за 2007-2009 год.

    В период с 2007 по 2009 годы сократилась  численность водителей на 22 человека, это объясняется тем, что общий объем перевозок снизился, так как  основной заказчик услуг ОАО «ППГХО» отказался от части услуг в связи с приобретением собственного транспорта, что составляет 41% от общего объема всех перевозок предприятия. 
 
 
 
 

Таблица 2 – Среднесписочное количество работников МУП «КАТП» 

  2007год 2008 год 2009 год
Всего рабочих

в том числе:

290 264 257
Водители 140 125 118
Кондукторы 22 19 21
Рем. рабочие 47 43 43
ИТР 43 41 38
Прочие  рабочие 38 36 37
 

     

     Рисунок 4 – Структура работников МУП «КАТП» в динамике. 

     Из  таблицы 2 и рисунка 4 следует, что наибольший удельный вес 47% в общей численности работников занимают водители.

Проектирование автотранспортного предприятия