Проектирование автотранспортного предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Рост эффективности производства - основа повышения прибыльности и выживания фирмы в конкурентной борьбе, особенно в современных условиях резкого ускорения научно-технического прогресса. Именно поэтому рост производительности должен стать приоритетной целью внутрифирменного управления. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек.
Современное предприятие должно удовлетворять условию гибкости, настраиваемости, и как следствие должно уметь быстро перестраивать как свою собственную организационную структуру, так и структуру выпускаемой продукции, работ услуг. Всё это требует от менеджмента предприятия принятия быстрых и экономичных решений, которые не могут быть приняты без обеспечения информацией.
На протяжении ряда последних лет наметились устойчивые тенденции снижения числа муниципальных автотранспортных предприятий.
Около 70% подвижного состава муниципального автобусного парка подвержено значительному износу и подлежит списанию или требует проведения капитального ремонта.
Производственная база муниципальных автотранспортных предприятий разрушается, не на должном уровне находится качество обслуживания пассажиров. Состояние городского бюджета не обеспечивает гарантированные по срокам и объемам размеры возмещения затрат автобусного транспорта на осуществление транспортных услуг. Привлечение частных предпринимателей, использующих на маршрутных линиях автобусы малой и особо малой вместимости, не может снять остроту транспортной проблемы в городе.
Актуальность выбранной темы обусловили её логику и структуру.
Цель
дипломной работы: анализ организации
производства в МУП «Краснокаменское
автотранспортное предприятие» и разработки
путей совершенствования его деятельности.
1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
МУП «КАТП»
1.1
Общая характеристика
МУП КАТП
Муниципальное
унитарное предприятие «
Рисунок
1 – МУП «КАТП»
МУП «КАТП» создано в соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 445-1 от 25.12.1990 года и Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1. Учредителем МУП «КАТП» является Муниципальное образование в лице Комитета по Управлению муниципальным Имуществом города Краснокаменск и Краснокаменского района в соответствии с Решением Комитета от 29 11.1994г. №1099 – О «Об учреждении Муниципального Краснокаменского автотранспортного предприятия».
В
связи с приведением Устава МУП
«КАТП» в соответствие с Федеральным
Законом «О государственных и
муниципальных унитарных
МУП «КАТП» осуществляет свою деятельность на принципах хозяйственного расчета основанного на нормативном распределении прибыли, имеет законченный баланс, имеет свою печать.
Уставный
фонд определен в размере 3 748 718,
Согласно Уставу основной целью создания предприятия является удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Для
достижения целей, предприятие осуществляет
в установленном
- маршрутные перевозки пассажиров и багажа автобусами в городском, пригородном, междугородном и международном сообщениях;
- перевозка пассажиров по договорам и отдельным заказам;
- перевозка пассажиров маршрутными такси;
- перевозка грузов;
- техническое обслуживание, текущий ремонт и капитальный ремонты автомобилей и их деталей, узлов и агрегатов, в том числе по заказам юридических и физических лиц;
- закупка и реализация новых, а так же бывших в употреблении запасных частей, узлов и агрегатов, автошин;
- предоставление свободных мест стоянки для автотранспорта физических и юридических лиц;
- оказание автотранспортных услуг;
- оказание рекламных услуг.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определен Федеральным Законом, предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Муниципальное
унитарное предприятие «
1.2.
Организационная
структура управления
МУП «КАТП»
На
рисунке 2 представлена схема структуры
МУП «Краснокаменское АТП». Структура
предприятия линейно-
Рисунок
2 – Структура МУП «
Директор. Единоличным исполнительным органом предприятия является директор, назначенный Распоряжением Комитета по Управлению Муниципальным Имуществом города Краснокаменск и Краснокаменского района.
Директор МУП «КАТП» имеет право:
- совершать сделки от имени предприятия;
- утверждать структуру и штаты предприятия, определять структуру органов управления, затраты на их содержание;
- осуществлять прием на работу работников предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры;
- издавать приказы;
- выдавать доверенности в порядке установленном законодательством;
- распоряжаться в соответствии с действующим законодательством, уставом треста и положением, закрепленным за МУП «КАТП» имуществом,
- открывать в отделениях банков текущие и расчетные счета;
- действовать от имени МУП «КАТП» и представлять его интересы во всех организациях и учреждениях.
Техническая служба (содержание, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава). Эффективность работы АТП во многом зависит от технического состояния подвижного состава и оснащенности производственно-технической базы предприятия. Поэтому техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а так же осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия. Для выполнения этих задач в ведении технической службы, возглавляемой главным инженером, находятся гараж (зона хранения) и мастерские, в составе которых имеются производственные участки по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.
Главными задачами технической службы предприятия являются:
- организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе и своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их, а так же разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия;
- оперативное планирование всех видов технического обслуживания и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинами другим производственным фондам;
- руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному использованию их;
- изучение, обобщение и распространение опыта новаторов производства, разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрение новой техники и научной организации труда, по технике безопасности, охране труда и предупреждению аварийности, а так же руководство движением рационализаторов и изобретателей;
Служба эксплуатации (планирование, организация и управление перевозочным процессом). Рациональная организация перевозок, высокий уровень и качество обслуживания пассажиров, эффективное использование подвижного состава обеспечивается прежде всего эксплуатационной службой, которая в связи с этим являются ведущим звеном на предприятии.
Служба
эксплуатации реализует работу всех
других служб и отделов, результаты
ее деятельности определяют основные
технико-экономические
Основными задачами службы эксплуатации являются:
- разработка рациональной системы планирования перевозок, организации и управление движением автобусов;
- обеспечивают внедрение и функционирование системы диспетчерского управления движением подвижного состава;
- осуществляют полную, своевременную, комфортабельную и безопасную перевозку пассажиров с минимальными затратами времени на поездку;
- организуют высокоэффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию;
- осуществляют полный сбор проездной платы за перевозку пассажиров и багажа;
- создают нормальные условия для производительного труда работников службы эксплуатации;
- систематически проводят необходимую воспитательную работу среди водительского состава по обеспечению необходимой безопасности движения;
- разработка и внедрение новых маршрутов.33
Отдел
бухгалтерского учета и финансово-
Основными задачами службы БУ и ФЭД являются:
В части бухгалтерского учета:
- учет финансово-хозяйственной деятельности;
- контроль сохранности собственности;
- контроль расходования денежных средств и материальных ценностей.
В части экономики:
- осуществление взаимоотношений с заказчиками;
- определение планово-расчетных цен;
- анализ фактически сложившейся калькуляции;
- расчет прогнозируемой себестоимости.
В части организации труда и заработной платы:
- разработка положений об оплате труда и их применение;
- расчет местных норм и нормативов в соответствии с КЗоТ, контроль применения отраслевых норм;
- участие в рабочей группе по определению уровня заработной платы;
- расчет заработной платы в рабочем порядке согласно графику обработки информации.
Основными функциями службы БУ и ФЭД является:
- организация учета основных фондов, материально-производственных запасов, денежных средств и других ценностей организации;
- организация расчетов с контрагентами по хозяйственным договорам, с бюджетом и внебюджетными фондами;
- начисление и выплата заработной платы, своевременное проведение расчетов с сотрудниками организации4
- обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходования полученных в учреждениях банков (кредитных организациях) средств по назначению;
- осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
- применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этих документов. При применении форм документов, разработанных на предприятии, соблюдение наличия отдельных реквизитов.
- обеспечение своевременного и правильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций;
- составление и представление в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетности, отчетности в государственные социальные внебюджетные фонды, налоговых деклараций и пояснений к ним.;
- принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений;
- проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
- осуществление контроля своевременного проведения и участие в проведении инвентаризации активов, имущества и обязательств организации, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;
- составление и согласование с руководителем организации калькуляций, смет расходов и расчетов к ним;
- составление отчетных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг);
- участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности организации с целью выявлений внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов;
- осуществление мероприятий по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных работ;
- систематизированный учет положений, инструкций, других нормативных актов по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, нормирования труда;
- обеспечение хранения бухгалтерских документов, регистров учета, иных документов, связанных с деятельностью службы БУ и ФЭД и бухгалтерского архива;
- осуществление взаимоотношений с заказчиками, выгодных для предприятия.
Общий
отдел (укомплектование кадрами
водителей, ремонтных рабочих, ИТР
и служащих). Общий отдел является
самостоятельным структурным
В штатный состав отдела входят:
- начальник отдела;
- специалист по кадрам;
- секретарь руководителя;
- архивариус с вменением обязанностей курьера, машинистки и библиотекаря;
В своей деятельности отдел руководствуется: Уставом предприятия, настоящим Положением, правилами внутреннего трудового распорядка, Трудовым Кодексом Российской Федерации, нормативными актами, утвержденными в установленном порядке, приказами, распоряжениями и указаниями руководителя по основной деятельности и по личному составу.
Основными задачами общего отдела являются:
В части кадровой работы:
- подбор и расстановка кадров;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров;
- учет кадров.
В части делопроизводства:
- обеспечение
административно-
распорядительной деятельности руководителя предприятия; - организация и ведение делопроизводства на предприятии;
- контроль исполнения документов и подготовка документов к передаче в архив;
- обеспечение выполнения копировальных, множительных и машинописных работ;
- обеспечение получения и доставки корреспонденции.
В части обеспечения сохранности и учета документов:
- организация приема документов в архив;
- составление описи дел постоянного и длительного сроков хранения;
- обеспечение учета, сохранности и использования документов, хранящихся в архиве.
В связи с возложенными задачами общий отдел:
- организовывает кадровую работу на предприятии;
- осуществляет повышение квалификации и обучение кадров;
- подготавливает наградные материалы на работников предприятия;
- подготавливает соответствующие документы по пенсионному страхованию;
- организовывает делопроизводство на предприятии, осуществляет руководство и контроль за работой по ведению делопроизводства в службах, отделах;
- составляет номенклатуру дел предприятия и описи дел постоянного и длительного срока хранения;
- ведет контроль за своевременным поступлением в архив документов, законченных делопроизводством;
- осуществляет копировальные, множительные и машинописные работы;
- обеспечивает своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставку по назначению;
- подготавливает необходимую документацию и организовывает ежегодные профилактические осмотры работников;
- контролирует работу по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей;
Материально-техническая служба (МТС):
- осуществляет работу по обеспечению предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, комплектующими изделиями, инструментом, запасными частями, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и др.) и их рациональному использованию;
- разрабатывает проекты перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения предприятия, готовит расчеты и обоснования к ним;
- определяет потребность предприятия в материальных ресурсах, составляет балансы материально–технического обеспечения, сводные таблицы по видам сырья, материалов и устанавливает календарные сроки их поставки в соответствии с требованиями производства;
- составляет заявки на материальные ресурсы с необходимыми обоснованиями и расчетами;
- участвует в разработке и внедрении мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов (экономии материальных ресурсов, снижения затрат, связанных с их приобретением, доставкой и хранением, замене дорогостоящих и дефицитных материалов, использовании местных ресурсов, отходов производства и вторичного сырья), а также норм расхода материалов и производственных запасов, стандартов и технических условий на выпускаемую продукцию, всемерного соблюдения режима экономии;
- участвует в работе по формированию и расширению хозяйственных связей с поставщиками, освоению новых, более выгодных товарных рынков, отслеживанию конъюнктуры рынка, ассортимента изделий, поступления на рынок товаров определенного вида с целью выявления возможности их приобретения;
- подготавливает проекты договоров с поставщиками, материалы по претензиям к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, согласовывает с поставщиками изменение условий заключенных договоров;
- осуществляет контроль за выполнением поставщиками договорных обязательств, количеством и качеством поступающих материалов и других видов материальных ресурсов, комплексным их использованием, за правильностью предъявления к акцепту счетов и других расчетных документов поставщиков и своевременной передачей этих документов для оплаты;
- участвует в формировании цен, в том числе рыночных цен на выпускаемую продукцию (услуги), реализуемые товарно-материальные ценности (ТМЦ) и оценке обоснованности цен поставщиков.
- ведет оперативный учет движения материальных ресурсов, наличие неиспользованных производственных запасов.
- принимает участие в работе по ресурсосбережению, реализации выявленных излишков сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии, контролирует соблюдение правил хранения товарно-материальных ценностей на складах и сроков отгрузки возвратной тары.
- составляет установленную отчетность о выполнении плана материально–технического обеспечения предприятия;
- выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных внутрипроизводственной и внешней информации по материально-техническому обеспечению, вносит необходимые изменения в справочную и нормативную информацию, использованию при обработке данных;
- участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки информации по материально-техническому обеспечению;
- руководит работой подчиненного персонала (кладовщиков) и рабочими при погрузочно-разгрузочных работах;
- обеспечивает безопасные условия труда, ППБ в работе складского хозяйства;
- регулярно провидит с подчиненным персоналом повторные инструктажи «О предупреждении актов терроризма и ликвидации их последствий».
Контрольно-технический пункт (КТП).
В состав контрольно-технологическому пункта входят:
- дежурный механик;
- старший мастер КТП;
- сторож.
Безопасность движения (БД (предупреждение дорожно-транспортных происшествий). За безопасность движения на предприятии отвечает инженер по безопасности дорожного движения.
Инженер по БД:
- осуществляет контроль за наличием и сохранением на предприятии и его подразделениях законодательных и иных нормативных актов по безопасности дорожного движения, оказывает методическую помощь руководителям служб и отделам предприятия по обеспечению безопасности движения;
- разрабатывает мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (ДТП), контролирует их выполнении;
- выезжает на место ДТП, проводит служебное расследование, выясняет причины и обстоятельства происшествий;
- ведёт учёт ДТП, анализирует их причины и нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями;
- проводит воспитательную работу с работниками по безопасности движения в автоколоннах и на участках;
- контролирует работу автотранспорта на линии и в командировках;
- осуществляет сбор материалов по ДТП для направления их в вышестоящие организации;
- обследует состояние автомобильных дорог, по которым проходят маршруты автобусов, подъездных путей, автобусных остановок, мест разгрузки и выгрузки грузов;
- составляет отчётность по безопасности движения в сроки и в установленных формах;
- проводит проверки работы всех служб и отделов в части обеспечения безопасности движения. Принимает через службы предприятия необходимые меры к устранению выявленных нарушений правил и инструкций;
- участвует в работе действующих в органах ГИБДД комиссий по рассмотрению административных материалов о нарушениях, допущенных работниками предприятия, аттестационной комиссии предприятия по присвоению и понижению класса квалификации;
- проводит вводные инструктажи по безопасности движения со всеми вновь принимаемыми на работу водителями или командированными работниками в качестве водителей автомобилей;
- контролирует стажировку водителей и работу водителей–наставников;
- обеспечивает кабинет по безопасности движения необходимыми методическими наглядными пособиями, организует в нем проведение занятий, бесед, лекций, докладов и распространение опыта безаварийной работы водителей, согласно плану, утвержденному директором предприятия;
- разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения;
- организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т.д.);
- систематически информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
- участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.);
- совместно с общим отделом оформляет и представляет руководству предприятия материалы о награждении отличившихся водителей;
- осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования;
- организует ежегодные занятия с водителями по 20-часовой программе, утвержденной «Минавтотрансом» РСФСР от 31.03.1987 г., за № АП-14/118.
- представляет в Госавтоинспекцию документы о сумме материального ущерба от повреждения транспортного средства и груза при дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом предприятия.
1.3
Технико-экономические
показатели
Исходя из данных таблицы 1 можно определить, что в 2008 году количество Лиаз-677 уменьшилось на 5 единиц (-6,02 %), Газ-322132 уменьшилось на 1 единицу (-10%), а в 2009 году количество Паз- 3205 увеличилось на 1 единицу (5,88%), ПАЗ-4234 увеличилось на 2 единицы (100%).
Так
же в 2008 году было приобретено 2 единицы
КаВЗ-4235.
Таблица 1 – Изменение количества подвижного состава в период с 2007 г. по
2009 г.
Марка
автобуса |
Количество, шт | Абсолютное отклонение, шт | Относительное отклонение, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008/
2007 |
2009/
2008 |
2008/
2007 |
2009/
2008 | |
Всего: | 132 | 128 | 131 | - 4 | 3 | - 3,03 | 2,34 |
Лиаз-677 | 83 | 78 | 78 | - 5 | 0 | - 6,02 | 0 |
Лиаз-5256 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Лаз-695 | 4 | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 |
DAEWOO | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Лаз-699 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ПАЗ-3205 | 17 | 17 | 18 | 0 | 1 | 0 | 5,88 |
ПАЗ-4234 | 2 | 2 | 4 | 0 | 2 | 0 | 100 |
Газ-322132 | 10 | 9 | 9 | - 1 | 0 | - 10 | 0 |
КаВЗ-397620 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
КаВЗ-4235 | - | 2 | 2 | 2 | 0 | - | 0 |
Парк
на предприятии физически и
На основе данных таблицы 3 строим диаграмму. (см. рис.3)
Рисунок
3 – Динамика численности автобусов
предприятия в 2007-2009г
1.4.
Рабочий персонал
Рассмотрим динамику численности сотрудников за 2007-2009 год.
В
период с 2007 по 2009 годы сократилась
численность водителей на 22 человека,
это объясняется тем, что общий объем
перевозок снизился, так как основной
заказчик услуг ОАО «ППГХО» отказался
от части услуг в связи с приобретением
собственного транспорта, что составляет
41% от общего объема всех перевозок предприятия.
Таблица
2 – Среднесписочное количество работников
МУП «КАТП»
2007год | 2008 год | 2009 год | |
Всего
рабочих
в том числе: |
290 | 264 | 257 |
Водители | 140 | 125 | 118 |
Кондукторы | 22 | 19 | 21 |
Рем. рабочие | 47 | 43 | 43 |
ИТР | 43 | 41 | 38 |
Прочие рабочие | 38 | 36 | 37 |
Рисунок
4 – Структура работников МУП «КАТП» в
динамике.
Из таблицы 2 и рисунка 4 следует, что наибольший удельный вес 47% в общей численности работников занимают водители.
- Проектирование агрегатного участка для АТО ГОБУ "АВТОБАЗА" ПМО
- Проектирование агрегатно-механического участка
- Проектирование АТП для перевозки 955 тыс. т. грузов
- Проектирование аэропорта
- Проектирование баз данных методом нормализации
- Проектирование БД для начисления стипендии в ВУЗе
- Проектирование бегущей строки строки на микроконтроллере с использованием программного симмулятора
- Проектирование автоматизированной системы поддержки принятия кадровых решений
- Проектирование автоматизированной системы управления насосными агрегатами ДНС
- Проектирование автоматизированной системы управления насосными агрегатами ДНС Покамасовского месторождения
- Проектирование автоматической системы управления температурным режимом печи пиролиза П-101 установки
- Проектирование автоматного цеха
- Проектирование автомобильной дороги
- Проектирование автомобиля с бензиновым двигателем