Проектирование и изготовление детской игровой площадки ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………...….4

 

Глава 1. Теоретические  основы проектирования детской площадки                                                                                                    

1.1. Проектирование. Виды проектирования. Малые архитектурные

      формы ………………………………………………………………................................. 6

1.2. Проектирование детской  площадки как вид проектирования 

        сооружений малых архитектурных форм …………………………………….….9

1.3. Санитарные нормы  и требования, применяемые к 

        детским площадкам ………………………………………………………………....10

 

Глава 2. Проектирование детской площадки

2.1. Сопоставительный анализ вариантов детских спортивно-игровых

       Площадок …………………………………………………………………. …………...15

2.2. Разработка альтернативной модели детской игровой площадки ………....16

2.3. Требования к материалам, применяемым в изготовлении   

детской площадки …………………………………………………………………...18

2.4. Предварительный экономический  расчет материальных затрат ………....19

 

Глава 3. Технология изготовления детской площадки на территории колледжа

3.1. Расчет несущей способности и прогиба деревянных балок ………………..20

3.2. Изготовление стоек …………………………………………………………………..21

3.3. Изготовление стяжки конструкции ………………………………………………22

3.4. Изготовление качели ………………………………………………………………...22

3.5. Расчет материальных затрат ……………………………………………………….23

 

 

Заключение  …………………………………………………………………………………25

Литература …………………………………………………………………….....................27

Приложение 1. Требования к игровому оборудованию

Приложение 2. Фотографии детских площадок

Приложение 3. Эскиз предполагаемой площадки

Приложение 4. Состав игрового и спортивного оборудования в зависимости от возраста детей

Приложение 5. Графическая документация на изготовление детской игровой площадки

Приложение 5.1. Схема сборки детской игровой площадки

Приложение 5.2. Технологическая карта на изготовление основной конструкции

Приложение 5.3. Технологическая карта на изготовление шведской стенки

Приложение 5.4. Рабочие чертежи сборочных единиц

Приложение 5.5. Технический рисунок отдельных узлов конструкции

Приложение 5.6. Схема последовательности сборки

Приложение 5.7. Технический рисунок детской игровой площадки

Приложение 6. Методика расчета несущей способности и прогиба крепёжного продольного бруса

Приложение 7. Методика расчета несущей способности и прогиба крепёжного поперечного бруса

Приложение 8. Методика расчета несущей способности и прогиба стойки конструкции

Приложение 9. Фотография готового изделия

 

 

 

Введение

 

  В городской среде рекреационные пространства для детей локализуются в детских школьных и дошкольных учреждениях, а также в многочисленных объектах внешкольного обслуживания.  Рекреационная деятельность детей направлена на развитие физических сил, повышение эмоционального состояния, духовное обновление, развитие личностных качеств.

   Количество детских  игровых площадок, расположенных в городской черте города Канска, постоянно растет, однако выбор их расположения, уровень шума, загрязненности почвенного покрова,  загазованности и защищенности от экспансии автотранспорта не всегда отвечают требованиям гигиенической безопасности.

Учитывая предстоящую  реконструкцию базы отдыха «Салют», находящейся в собственности Канского педагогического колледжа, инициативной группой студентов колледжа по просьбе администрации учебного заведения в рамках работы экологического клуба «Кристалл» был произведён детальный ландшафтно-экологический анализ прилегающей территории базы отдыха. В результате исследования  имеющихся сооружений спортивного назначения было выявлено отсутствие на территории базы игровой зоны для учащихся младшей возрастной группы.   

 Исходя из этой проблемы, была определена и сформулирована цель исследования: проектирование, изготовление и размещение детской игровой площадки на территории базы отдыха «Салют».

В соответствии с целью  исследования были определены следующие  задачи:

1. Анализ научной и специализированной литературы по теме исследования.

2. Исследование рекреационного пространства прилегающей территории базы отдыха и определение зоны для размещения  детской спортивно-игровой площадки в соответствии с ландшафтом, а также санитарными и гигиеническими требованиями.

3. Проведение сопоставительного анализа вариантов детских спортивно-игровых площадок, предназначенных для городской среды, и проектирование на их основе альтернативной модели (эскиза) детской площадки для базы отдыха.

4. Разработать технологическую  документацию для изготовления  детской площадки.

5. Изготовить детскую игровую площадку.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в проектировании и изготовлении детской спортивно-игровой площадки для активного отдыха в целях обеспечения и поддержания здоровья детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проектирования детской площадки

 

 

1. 1. Проектирование. Виды проектирования. Малые архитектурные  формы

 

Проектирование

Проектирование участка - очень важный и ответственный этап работы по его благоустройству. При проектировании участка желательна консультация специалиста-архитектора.

Проектирование (от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд), процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Проектирование - деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается промысливание того, что должно быть. Из самого определения следует, что задачей проектирования стоит учет всех возможных проблем и неудобств и устранения их. 

 В процессе проектирования выполняются технические и экономические расчёты, схемы, графики, пояснительные записки, макеты, составляются спецификации, сметы, калькуляции и описания. 

 Проект  — комплект указанной документации и материалов (определённого состава). Проект какого-либо объекта капитального строительства (предприятия, здания, сооружения) может быть индивидуальным или типовым. При разработке индивидуальных проектов широко применяются типовые проекты конструкций, архитектурных и монтажных деталей и типовые проектные решения.

 

Виды проектирования

В настоящее время  в современном строительстве выделяют следующие виды проектирования:

  1. Архитектурно-строительное проектирование:
  • Ландшафтное проектирование;
  • Проектирование пространственной среды;
    • Проектирование малых архитектурных форм (детские площадки, спортивные площадки, зоны для отдыха, беседки, перголы, ограждения).
  1. Машиностроительное проектирование:
  • Проектирование деталей;
  • Проектирования оборудования.
  1. Технологическое проектирование.

 

Малые архитектурные  формы

 

Прежде всего, необходимо дать определение, что такое малые архитектурные формы (МАФ). Это небольшие сооружения, устройства, природные формы, используемые для организации открытых пространств. В специальной литературе по архитектуре дается классификация малых архитектурных форм, которая исходит или из их функционального назначения, или из способа выполнения в натуре.

К малым архитектурным формам относятся: элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование как на территории города, так и за его пределами, а также игровое, спортивное, осветительное оборудование, средства наружной рекламы и информации.

Согласно  функциональной классификации все малые формы делятся на декоративные и утилитарные.

К декоративным относятся такие малые архитектурные формы, как скульптура, декоративные бассейны, фонтаны, вазы и т.п. К утилитарным относятся беседки, лестницы, подпорные стенки, скамейки, номерные знаки домов, фонари и многое другое. Утилитарные малые архитектурные формы несут в себе какую-то полезную функцию и одновременно решают эстетическую задачу. Средства для решения такой задачи постоянно совершенствуются и зависят от места, природно-климатических особенностей населенного пункта, назначения, строительного материала и т.д.

В свою очередь утилитарные  малые архитектурные формы функционально образуют несколько специфических групп:

  • оформляющие поверхность земли (мощеные садовые дорожки, покрытие откосов, бортов, открытые лестницы);
  • устройства для озеленения (вазы, цветочницы, трельяжи);
  • искусственные водные устройства (плескательные бассейны, водоемы, души);
  • ограждающие малые формы (ограды, стенки, беседки, разделяющие арки);
  • зоны для отдыха (детские площадки, спортивные площадки).

МАФ известны с древнейших времен, их изображения можно найти и в древневосточных манускриптах, и в настенной живописи Древнего Египта, и в трактате Витрувия, посвященном Древней Греции и Риму. Каждая эпоха добавляла свои МАФ. В средние века появились многообразные формы оград, беседок, а в эпоху Возрождения получили развитие фонтаны, садовые мостики, скульптура, подпорные стенки.

В России МАФ  сооружались в парках, городских  центрах, детских, оздоровительных центрах, на территории больших заводов.

1.2. Проектирование детской площадки как вид проектирования малых архитектурных форм

 

Беседки, перголы, трельяжи, шпалеры, качели, песочницы, горки — это малые архитектурные формы, которые помогут придать участку законченность и индивидуальность. Кроме того, они должны иметь функциональную нагрузку, особенно если вы хотите обустроить место для детской площадки. Место для детской площадки нужно выбирать  так, чтобы разработка детской площадки соответствовала санитарным нормам и требованиям, применяемым к детским площадкам.

        При разработке типовой документации на сооружения принимают следующие условия строительства:

расчетная зимняя температура  наружного воздуха — минус 40 °С;

число градусо-суток отопительного  периода (°Ссут) — 4600 — для общественных, административных, бытовых и производственных зданий с сухим и нормальным режимом; 5100 — для жилых, лечебно-профилактических и детских учреждений, школ и интернатов;

нормативное значение ветрового  давления — 0,23 кПа (23 кгс/м2);

нормативное значение веса снегового покрова — 1 кПа (100 кгс/м2);

грунты основания —  мелкие пески; грунты непучинистые, непросадочные  со следующими нормативными значениями характеристик:

угол внутреннего трения fн = 28°;

модуль деформации Е = 18 МПа (180 кгс/см2);

коэффициент пористости у = 0,75;

плотность r = 1,8 т/м3;

коэффициент надежности по грунту в расчетах оснований по деформации — уq = 1,0;

рельеф местности спокойный, грунтовые воды отсутствуют.

При проектировании и  создании площадки необходимо учитывать  следующие правила:

    1. Самое благоприятное расположение на участке
    2. Хорошее освещение
    3. Соответствующее расположение к имеющимся на территории зданиям и строениям
    4. Безопасность и комфортность покрытия площадки, игровых и спортивных элементов, ступенек
    5. Использование экологически безопасных  материалов
    6. Посадка вблизи площадки безопасных растений
    7. Создание необычных, индивидуальных элементов

Практически все игровые  комплексы и площадки могут быть выполнены с преобладанием деревянных элементов, которые делают изделия  более яркими, интересными, приятными в эксплуатации, позволяют подчеркнуть индивидуальность конструкции.

Всю деятельность по созданию площадки можно условно разделить  на 4 составляющих части:

    1. Начальная стадия (теоретическая часть).
    2. Проектирование детской площадки (конструкторская часть).
    3. Технология изготовления детской площадки (технологическая часть).
    4. Монтаж и сборка конструкции.

 

 

1. 3. Санитарные нормы и требования, применяемые к детским площадкам

 

Игровое и спортивное оборудование на территории города представлено игровыми, физкультурно-оздоровительными устройствами, сооружениями и (или) их комплексами. При выборе состава игрового и спортивного оборудования для детей и подростков рекомендуется обеспечивать соответствие оборудования анатомо-физиологическим особенностям разных возрастных групп.

Требования к конструкциям игрового оборудования должны исключать  острые углы, застревание частей тела ребенка, их попадание под элементы оборудования в состоянии движения; поручни оборудования должны полностью охватываться рукой ребенка.

При размещении игрового оборудования на детских игровых  площадках необходимо соблюдать минимальные расстояния безопасности.

 

Минимальные расстояния безопасности при размещении игрового оборудования

Игровое оборудование

Минимальные расстояния

Качели

не менее 1,5 м в стороны от боковых конструкций и не менее 2,0 м вперед (назад) от крайних точек качели в состоянии наклона

Качалки

не менее 1,0 м в стороны от боковых конструкций и не менее 1,5 м вперед от крайних точек качалки  в состоянии наклона

Карусели

не менее 2 м в стороны от боковых  конструкций и не менее 3 м вверх  от нижней вращающейся поверхности  карусели

Горки

не менее 1 м от боковых сторон и 2 м вперед от нижнего края ската  горки.


 

 

 

 

Требования к детскому игровому оборудованию (Приложение 1.):

 

  1. Оборудование должно соответствовать требованиям:

— Международных стандартов безопасности EN – 1176, EN – 1177;

— ГОСТов РФ:

  1. Каждое  изделие должно сопровождаться техническим паспортом, в котором должно быть указано: предназначение, заводской номер, правила безопасной эксплуатации и монтажные схемы.
  2. Детское игровое оборудование должно устанавливаться с учетом ГОСТа РФ, возрастных особенностей детей и соответствовать следующим требованиям:
  • Гимнастические комплексы должны включать в себя: шведскую стенку, брусья, лианы для лазания, рукоходы,
  • Игровые комплексы должны включать в себя горку.
  • Опорные стойки изделий должны быть выполнены из клееной древесины, не менее 100 мм х 100 мм в сечении. Верхняя часть стойки должна быть закрыта пластиковой заглушкой, а заканчиваться стойка должна стальной, оцинкованной закладной деталью.
  • Каркас горки должен быть выполнен из профильной трубы сечением не менее 50 мм х 25 мм. Скат горки должен быть изготовлен из единого листа нержавеющей стали. Наличие бортов горок высотой не менее 120 мм обязательно в целях не допущения травмирования детей.
  • В случае использования в оборудовании игрового элемента в виде сетки, она должна быть изготовлена из полипропиленового каната с металлическими сердечниками, зажимы сетки должны быть выполнены из алюминиевого сплава.
  • Лестницы игровых комплексов должны быть выполнены из древесины, с деревянными ступеньками, верхняя поверхность которых изготавливается из фанеры.
  • Запрещается использовать угловую сталь при изготовлении оборудования из-за требований безопасности.

4. Детское игровое оборудование должно отвечать следующим требованиям безопасности, согласно ГОСТа РФ:

  • Для детей от 3-х лет допустима высота игровой поверхности до 0,6 м и барьер высотой до 0,7 м;
  • Для детей старше 3-х лет при высоте игровой поверхности от 1 до 2-х метров должны быть предохраняющие перила или барьер высотой не менее 0,7 м;
  • Оборудование для лазания не должно быть выше 4-х метров. Поручни должны полностью охватываться рукой для поддержки диаметром не менее 33 мм;
  • Оборудование должно быть с подстраховкой, чтобы взрослые имели доступ для помощи детям, находящимся внутри оборудования;
  • В игровой зоне, находящейся на высоте, для защиты детей от падения должны быть предусмотрены предохраняющие перила или барьеры;
  • Размеры отверстий, тоннелей, решеток, сеток не должны представлять собой опасность для застревания пальцев рук, ног, головы ребенка;
  • Выступающие гайки и края болтов должны быть закрыты;
  • Все детали оборудования должны крепиться к фундаментам.

5.  Деревянное оборудование должно быть выполнено из твердых пород дерева со специальной обработкой, имеющей экологический сертификат качества и предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы; должно быть отполировано, острые углы закруглены;

6. Металл должен применяться преимущественно для несущих конструкций оборудования, иметь надежные соединения и соответствующую обработку (влагостойкая покраска, антикоррозийное покрытие); рекомендуется применять металлопластик (не травмирует, не ржавеет, морозоустойчив);

7. Бетонные и железобетонные элементы оборудования должны быть выполнены из бетона марки не ниже 300, морозостойкостью не менее 150, иметь гладкие поверхности;

8. Оборудование из пластика и полимеров должно иметь гладкую поверхность и яркую, чистую цветовую гамму окраски, не выцветающую от воздействия климатических факторов;

9.   Требования к конструкциям игрового оборудования должны исключать острые углы, застревание частей тела ребенка, их попадание под элементы оборудования в состоянии движения; поручни оборудования должны полностью охватываться рукой ребенка; для оказания экстренной помощи детям в комплексы игрового оборудования при глубине внутреннего пространства более 2 м необходимо предусматривать возможность доступа внутрь в виде отверстий (не менее двух) диаметром не менее 500 мм;

10. При размещении игрового оборудования на детских игровых площадках необходимо соблюдать минимальные расстояния безопасности в соответствии с таблицей (Приложение 1).

Таким образом, изучив виды проектирования и малые архитектурные формы, следует отметить, что они имеют широкое распространение в благоустройстве территории. На сегодняшний день интерес к малым архитектурным формам возрос. Популярность проектирования детских площадок на заказ объясняется не только их доступностью, но также  оригинальностью и индивидуальностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проектирование детской площадки

 

2.1. Сопоставительный анализ вариантов детских спортивно-игровых площадок

 

Проанализировав различную  литературу по теме исследования, можно сделать вывод: детские игровые площадки могут быть разнообразной формы и сделаны из различных материалов.

 

Вариант 1



 

 

 

 

 

 

 

 

Данную конструкцию  целесообразно размещать в помещении (спортивный зал), так как этот вид можно отнести к виду монтажных конструкций.


Вариант 2

 

 

 

 

 

 

Взять его за основу дипломной  работы проблематично, так как он занимает обширную площадь застройки и финансово-затрачиваемый проект.

 

Вариант 3


В состав детской игровой  площадки входят:

  1. Стойки конструкции;
  2. Продольные перемычки;
  3. Поперечные перемычки;
  4. Шведская стенка;
  5. Качеля;
  6. Верёвочная лестница;

                                                                      7.  Паутина для лазания;

                            8.  Горка.

Площадка насыщена элементами для развития детей, компактна в размещении. Данный вид не подходит на изготовления, так как финансово-затрачиваемая конструкция.

 

 

2.2. Разработка альтернативной модели детской игровой площадки

 

Проанализировав варианты, рассмотренные выше, мы пришли к собственному варианту детской игровой площадки.

Составляющие площадки:

- Стойки конструкции;

- Продольные перемычки;

- Поперечные перемычки;

- Шведская стенка;

- Качеля;

- Верёвочная лестница;

- Паутина для лазания;

Даная площадка экономически выгодна и разнообразна элементами. При изготовлении выбранного варианта доступны все технологические операции. 


 

 

 

2.3. Требования к материалам, применяемым в изготовлении   

       детской площадки

 

Требования к применяемым  материалам для детского игрового оборудования:

  • Для изготовления деревянных деталей должна использоваться древесина хвойных пород влажностью 7 - 10 %;
  • Деревянные детали оборудования должны быть тщательно отшлифованы;
  • Стальные детали и конструкции должны быть окрашены порошковыми красителями, крепежные и закладные элементы оцинкованы.

Основание детских площадок должно быть безопасным, способным смягчить падение с горки или с велосипеда, долговечным и сухим, так как, играя, дети часто садятся на землю и могут простудиться.

Бетонные плиты прослужат  долго, на них не застаивается вода, это замечательное покрытие для юных велосипедистов, но бетон категорически противопоказан, если на площадке имеются горки или лестницы.

Гравий совершенно неподходящее покрытие для детских площадок. К  тому же камешки разбрасываются и  переносятся в другие части территории.

Песок смягчает падение, и потому предпочтительнее на участках с гимнастическими сооружениями и рядом с горками. Он легко впитывает влагу. Древесину для покрытия детской площадки, как правило, не применяют.

При использовании древесины  в качестве строительного материала, необходимо проверить, все ли детали тщательно отшлифованы, края закруглены, углы скошены, - только тогда можно рассчитывать, что не будет заноз и царапин. Все гвозди и головки шурупов должны быть утоплены в дерево.

Необходимо обратить внимание на устойчивость сооружений. Все сооружения должны быть хорошо закреплёнными и устойчивыми, а так же выдерживать определённую нагрузку.

Поверхность горки должна быть гладкой, без сучков, ограждающие  поручни на горке обязательны.

Острые выступы, столбы и колышки следует прикрыть или обмотать тканью, чтобы дети не поранились при падениях.

 

 

2.4. Предварительный экономический расчет материальных затрат на изготовление детской игровой площадки    

 

Виды затрат

Цена                                                                    материала

Количество

расходного

материала

Цена затрат

1.

Древесина

1 м3–2,500 руб.

0,5868 м3

1 467 руб.

2.

Наждачная бумага

1 м2–150руб.

1 м2

150 руб.

3.

Отделочные материалы:

- лак;

- пропитка;

- краска;

 

1 литр–50 руб.

1 литр-100 руб.

1 литр-80 руб.

 

3 л.

2 л.

3 л.

 

150 руб.

200 руб.

240 руб.

4.

Сборочные единицы:

- клей;

- саморезы;

- болты;

 

1литр–140 руб.

1 уп-ка-15 руб.

1 уп-ка- 20 руб.

 

2 л.

4 уп-ки

4 уп-ки

 

280 руб.

60 руб.

80 руб.

5.

Альпенистская веревка

1 м – 10 руб.

100 м

1000 руб.

6.

Крепежные уголки

1 шт. – 25 руб.

20 шт.

500 руб.

7.

Итого

4 127 Руб.

Проектирование и изготовление детской игровой площадки ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ