Проектирование и внедрение айдентики кафедры Дизайна
ВВЕДЕНИЕ
Проблема проектирования, формирования и раскрутки фирменного стиля является важной для многих организаций и предприятий независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности. На сегодняшний день существует большое количество примеров хорошо спроектированных логотипов, как за рубежом, так и в Казахстане. Но все еще немало вопросов и проблем, возникающих при проектировании и продвижении брендов, на рынок сбыта. Учитывая интенсивный экономический рост, который проходит наша страна, рост производства и товарооборота, рост числа компаний – производителей и дистрибьюторов товаров и услуг, и как следствие увеличившаяся конкуренция на рынке сбыта, данная проблема становится все более насущной. Если еще несколько лет назад специалистам по PR необходимо было разъяснять компаниям о необходимости создания фирменного стиля, то сейчас все больше руководителей организаций сами обращаются в рекламные агентства с просьбами спроектировать и внедрить решения айдентики компании.
В витринах магазинов в настоящее время можно увидеть большой ассортимент товаров разнообразных производителей, со всего мира, в разной упаковке и с разными логотипами. Но внутри они мало чем отличаются. Конечно, перед покупателем стоит нелегкий выбор. Также тяжело сделать выбор и при поиске ответственного делового партнера из числа аналогичных на рынке компаний.
Наличие айдентики у компании - это в первую очередь показатель солидности организации и серьезности её намерений. А в современности наличие у организации конкретной и продуманной айдентики уже просто необходимо, это неотъемлемая часть деловой жизни.
Айдентика нужена для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант, выделиться в среде рынка, стать узнаваемым (идентификация) и наиболее запоминаемым. Если вас быстрее запомнят, то быстрее и начнут сотрудничать. Из-за хорошей узнаваемости уменьшаются рекламные расходы на последующие рекламные мероприятия. Наличие айдентики (хорошей) значительно увеличивает эффективность рекламы и маркетинга.
Сегодня явно, что айдентика является одним из важных рекламных и маркетинговых инструментов любого современного бренда. Проектирование айдентики представляет собой совокупность и сочетание элементов (определенных графических деталей и шрифтового варианта), которые отображают единство внешнего вида всех элементов, имеющих отношение к компании (продукции, упаковки продукта, интерьера, оборудования, документации, рекламной продукции, фирменной одежды и т.п.). Айдентика должна способствовать формированию благоприятного имиджа бренда, увеличивать эффективность ее рекламных воздействий с потребителями продукции или услуг, способствовать росту репутации и известности компании на рынке, вызывать доверие деловых партнеров.
Айдентика компании – это совокупность стилеобразующих элементов, объединенных одним смыслом, выраженных графическим способом. Стилеобразующими элементами являются: знак, логотип, цветографика и её сочетание, фирменный шрифт, композиционные решения, фирменные бэкграунды, принципы применения графических изображений (фотография, иллюстрация). А если смотреть шире, то айдентика – это одна из составляющих образа бренда, который складывается из многих элементов, таких как: идеология компании, принципы и организация ее работы, отношение к потребителю, качество и ценообразование продукта и услуг и многих иных элементов. И конечно перед началом проектирования графической айдентики компании должно быть ясное представление обо всех этих элементах, а также и о целях, задачах и основных ценностях бренда. Ведь "лицо" бренда надо не создать и выдумать, а найти те привлекательные черты компании, которые уже имеются, и проработать их более заметными и гармонично сочетающимися. Такая айдентика не будет противодействовать внутренней сути, духу бренда, и, соответственно, будет вызывать наибольшее доверия у потребителей.
Айдентика позволит образовать и поддерживать быстро узнаваемый, ясно идентифицируемый единый образ компании. И для этого необходимо не только спроектировать, но и четко соблюдать стандарты оформления всех элементов фирменного стиля.
Целью дипломного проекта является проектирование и внедрение айдентики кафедры Дизайна, занимающейся обучением студентов по специальностям «Графический дизайн», «Дизайн интерьера» и «Дизайн костюма».
Задачи проекта:
• Углубление знаний в области дизайна, полученных в процессе обучения
• Изучение литературных и научных источников по теме исследования
• Исследование этапов создания айдентики;
• Анализ внешней и внутренней среды кафедры;
• Разработка проекта мероприятий по созданию фирменного стиля кафедры дизайна;
• Оценка эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования
является факультет дизайна
Предметом исследования являются элементы айдентики.
В процессе исследования будут использованы такие методы, как сбор первичной и вторичной информации, ситуационный разбор, методы системного и сравнительного разбора, а также экономико-математические методы.
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. История понятия фирменный стиль.
Понятие фирменного стиля появилось сравнительно недавно, ему еще не более ста лет. Еще в давние времена виртуозные мастера обозначали свою продукцию персональным клеймом, которое условно можно назвать логотипом. Кочевые народности применяли знак собственности для обозначения своего скота.
Латинский синоним слову тавро - brand, используется в настоящем для определений одного из основных представлений маркетинга. В средневековье клеймение стали применять уже цеховые артели. И уже в эру научно - технической революции с общим увеличением численности населения и формированием рыночных отношений стало абсолютно очевидно, что мало производить качественную продукцию. Также необходимо выделять продукцию среди конкурентов при помощи целого ряда неизменных элементов, из которых стал основываться фирменный стиль.
С развитием индустриализации сфера услуг заняла свою нишу не менее крепкую, чем производственная сфера. А компании, оказывающие услуги и находящиеся на начальном этапе развитие, использование айдентики просто необходимо. Европейские и американские компании уже давно поняли действенность фирменного стиля в борьбе за потребителей: достаточно припомнить такие бренды как Nike, Adidas, Nokia, Coca Cola, McDonalds, Procter&Gambel, Samsung, как ясно возникает узнаваемый визуальный либо вкусовой образ.
Неоднократно описанный в научной литературе проблемы культуры в середине 19 века, связанные с промышленной революцией (во второй половине 19 века), когда обширное производство и индустриальные технологии вошли в разногласие с традиционными ремесленниками в художественном оформлении продукции, вынудил наилучших представителей художественной элиты, отыскивать свежие пути объединения искусства и промышленности в создании нового предметного окружения. Плодом конфликта индустриальной общины и культуры стало появление на свет дизайна, призванного сотворить дизайн-форму как парадигму новой предметной реальности.
Одним из самых сильных символов свежей парадигмы, отметивших границы грандиозной эры модернизма, объявившей потребность тесного партнерства художников и промышленников, явился фирменный стиль - это воистину системный феномен модернистской дизайн - формы, собравший главные проблемы, цели и ценности проектного искусства на протяжении всего 20 века.
И так зарождение фирменного стиля имело свою беспристрастную предысторию, его полноценное и типично ясное оформление связано с абсолютно точной местом, датой, именем и обстоятельствами.
На рубеже 19-20 веков. Европа и её колонии экономически и политически оказались совершенно поделены на сферы руководства более продвинутых капиталистических стран - Франции и Англии. Но высокие расходы на захват и содержание колоний становятся предпосылкой уменьшения их темпов роста. Данное дало возможность, прежде отсталой и разрозненной Германии в истоке 20 века на пике 2-ой промышленной революции стать мошной державой, и, как итог, начинается борьба за экономическое и военно-политическое лидерство в Европе. Германия энергично движется вперед, и двигает с мирового рынка Великобританию и Францию. Быстрое техническое становление утвердило Германию центром воссоздания производства и индустриального формообразования в связке с искусством, промышленностью и ремеслами.
Ориентация на нынешние обстоятельства промышленного производства стала парадигмой немецкого Веркбунда «Производственный союз», начавшегося в 1907 году в Мюнхене и сплотившего промышленно-художественные мастерские, средние производственные и торговые организации, архитекторов и художников. Роль Веркбунда в истории искусства и промышленности нового времени, в истории дизайна нельзя недооценить. Веркбунд предложил назначить на место «одинокого творца», включающем в себя инициативное сотрудничество дизайнера, промышленника, техника и клиента. В отличие от предшествующих романтических программ возрождения искусства предметного мира (Моррис, Ванде Вельде и др.) Веркбунд не был недругом техники, наоборот, его целью было увеличение качества промышленной продукции, он разыскивал художественно-производственные преобразования на дороге к индустриализации.
В связи со скоплением производства и битвой за рынки реализации поднялся вопрос о качестве и конкурентоспособности товаров немецкой промышленности. Шел поиск средств увеличения авторитета товаров немецкого производства. В соответствии с программой Веркбунда немецкая продукция должна была опять начать конкурировать на мировом рынке сбыта, оформленная по художественным требованиям, качественная, простая и доступная для среднего класса.
Большое количество отдельных мастерских и их объединений входили в немецкий Веркбунд. В Европе возникло «Веркбунд-движение»: оформились австрийский и шведский (Slojdsforening) Веркбунды (1910 г.), далее были созданы Швейцарский и Венгерский (1913 г.), а в 1915 г. в Англии была создана Design and Industries Association (по примеру немецкого Веркбунда).
С начала позиции дизайнеров и агентств, вошедших в объединение, в вопросах путей и методов достижения цели были разными. Но собственно в этом контексте, как инструмент решения вопроса захвата мирового рынка, создается новый комплекс проектных средств дизайна «фирменный стиль» - от оформления внешнего облика эксклюзивного товара, рынок подошел к острой необходимости развития общего стиля и облика организации в целом. Случилось это в ходе работы над проектом дизайна фирменного стиля «АЭГ».
С начала 20 века перед дизайнерами возникла - образ абсолютно нового заказчика, который располагал небывалыми прежде возможностями и средствами осуществления дизайн-проекта. Таким был В. Ратенау (1867-1922) -германский финансист и промышленник, публицист и политический деятель. Ратенау являясь членом правления «АЭГ», раньше всех понял, что совершенствования только технического качества товара становится мало – было необходимо повлиять на качество и престиж выпускаемого товара. Для решения назначенных задач, в 1907 году Ратенау приглашает П. Беренса (1868-1940) немецкого архитектора и дизайнера, на пост арт-директора компании.
Выбор Ратенау был не случаен. Беренс лучше всех был готов к будущей работе. Он был «универсальным» дизайнером тех времен: ведущий мастер «югендстиля» (немецкого варианта стиля «модерн»), управляющий Художественно-промышленной школы в Дюссельдорфе (1903-1907). Беренс в гуще событий Германии тех лет, и в 1907 году был в группе основателей Германского Веркбунда, организации, объединяющей промышленников, бизнесменов, архитекторов и художников.
Одной из идей системного проектирования является его собственный дом («Вилла Беренса»),
предусматривающий единый стиль интерьера, мебели, посуды.
В результате слияния крупных промышленных предприятий, заводов и фирм образовался
гигантский концерн «АЭГ», который производил всевозможные изделия: материалы, оборудование, автомобили, вертолеты, самолеты и прочее, имел штат сотрудников свыше 30 тысяч , его товарооборот составлял около 216 миллионов германских марок.
Фирменный стиль Беренса является сложной системой, в которой проект комплекса продукции основан на превосходной организации маркетинговой и художественной концепций изделий, рекламах товара, новейшей корпоративной идеологии, проектов модернизации производства и технологий, новых бизнес-программ. Беренс пытается охватить в своих программах кроме продукции и производственную среду, районы сбыта.
Этот уникальный системный подход П. Беренса основан на понятии дизайн-программы, которым мы пользуемся в настоящее время. Фирменный стиль Беренса основан на программировании стиля как художественно-проектной модели деятелеятельности, обретая собственный профессиональный статус. Фирменный стиль «АЭГ», созданный П. Беренсом, предвосхитил все основные структурные и системные признаки дизайн-программ.
Основной целью и стратегией специалистов «АЭГ» под руководством Беренса являлось завоевание монополии на мировом рынке.
Беренс по-новому понимал роль и задачи дизайнера в формообразовании предметного мира. «Во власти промышленности - созидание культуры путем сведения вместе искусства и техники» - говорил П. Беренс.
С тех пор, как П. Беренс первый создал свой знаменитый фирменный стиль «АЭГ» («Всеобщая электрическая компания» — германский концерн, крупнейший европейский производитель электротехнической продукции), прошло почти сто лет, проектирование фирменных стилей стало престижным, дорого оплачиваемым повседневным профессиональным делом дизайнеров, работающих в рекламе, промышленности, моде. В рейтинге объектов графического дизайна фирменный стиль до сих пор занимает одно из самых почетных мест. Вместе с тем новая, теперь уже информационная, революция, точнее связанное с ней тотальное внедрение в современную практику проектирования фирменных стилей новейших компьютерных технологий, кажется, способно свести на нет высокий рейтинг этого сложного системного объекта дизайна, превратив многоуровневый и длительный по времени проектный процесс в весьма банальный и несложный алгоритм, не оставляющий места для минимальной творческой художественной инновации. Нынешняя массовая практика «штампования» фирменных стилей, инициированная неразборчивым рынком и спросом на дизайнерские услуги, дает основания для такого неутешительного наблюдения.
Компьютер сыграл коварную роль по отношению к дизайну фирменного стиля, освободив его от трудоемких шрифтовых и типографических работ, от рутины унификации стилеобразующих элементов, от классификации и иерархии системной формы и т.д. Дав все это в виде готовых программ, компьютер одновременно изменил саму реальность, а также функции и смысл всех элементов фирменного стиля в новой реальности. Воспроизводя по привычке элементы и их связи по канону модернистской парадигмы, дизайнер на самом деле зачастую воспроизводит пустую форму фирменного стиля, которая уже ничего не значит. Массовая практика реального дизайна весьма далека от понимания глубокой перемены функций фирменного стиля в постиндустриальном пространстве жизни.
Нужно исследовать
произошедшую глубокую
1.1. Психология фирменного стиля.
Логотип должен
быть простым, чтобы клиенты
могли легко его запомнить,
и существенно отличающимся от
других логотипов, чтобы можно
было выделить его среди
Элементы фирменного
стиля должны ассоциироваться
именно с определенной
Изображение логотипа
может быть очень маленьким,
например, для изготовления визитных
карточек, или очень большим для
наружной рекламы. Задача
Выбор шрифта не влияет на продажи. А вот его узнавание из числа многих других - очень влияет. Залогом успеха например компании Coca-Cola, являются два обязательных условия.
Первое: как можно чаще транслировать элементы фирменного стиля в окружающий мир.
Второе: не вносить
никаких изменений в фирменный
стиль неограниченно долгое
Не очень важно,
каким будет выбор. Нужно
Фирменный стиль должен оформиться до того, как ваш товар (услуга, компания, человек) станет притчей во языцех. Как только это произошло, что-то менять не только поздно, но и нельзя. [6,ст 83]
Ривс пишет в своем издании: «Слишком частое внесение изменений в рекламную кампанию губительно сказывается на уровне внедрения». [27.]
Только понимать
это надо сугубо в контексте
фирменного стиля, а не
1.2. Фирменный стиль - лицо компании.
Фирменный стиль явно или косвенно формализует и стандартизует все «можно» и «нельзя» для деятельности , которая вынесена на всеобщее обозрение.
Значение этих
«можно» и «нельзя»
1.Фирменный стиль
- это основной элемент
2.Фирменный стиль
- это коммуникация с
3.Фирменный стиль
- это информация о компании, которая
транслируется через элементы
«внешнего вида» (как дорогой
автомобиль подчеркнет престиж,
Таким образом,
выявлено, что фирменный стиль
- это базовый элемент
1.3. Фирменный стиль и запоминание
Многократно созерцая
одни и те же рекламные
При запоминании
в коре головного мозга
Вот почему в хрестоматийном примере Ривса при внесении изменений в рекламу процент внедрения упал с 65 до 2 процентов. [27]
Вторая особенность
столь своеобразной работы
Что касается
преимуществ фирменного стиля
в контексте принципов работы
памяти, то, они очевидны. Создавая
фирменный стиль и внедряя
его в умы своих клиентов, рекламодатель
формирует механизм
2. Основные
элементы и носители
Система фирменного
стиля включает в себя
1. Товарный знак;
2. Фирменная шрифтовая надпись (логотип);
3. Фирменный лозунг (слоган);
4. Фирменный цвет (цвета);
5. Фирменный комплект шрифтов;
6. Корпоративный герой;
7. Постоянный коммуникант (лицо фирмы);
Товарный знак
Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, фирменный знак; англ. trade mark) является центральным элементом фирменного стиля. Не совсем корректным является определение торгового знака как “торговой марки”.
Торговый знак
представляет собой
Основные функции товарного знака следующие:
– облегчать восприятие различий или создавать различия;
– давать товарам имена;
– облегчать опознание товара;
– облегчать запоминание товара;
–
указывать на происхождение
– сообщать информацию о товаре;
– стимулировать желание купить;
– символизировать гарантию.
Товарные знаки
отличаются своей
Словесный товарный
знак характеризуется лучшей
запоминаемостью. Он может
Изобразительный
товарный знак представляет
Объемный –
зарегистрированный в
Звуковой товарный
знак в недавнем прошлом был
характерен для радиостанций
и телекомпаний (например, вступительный
такт музыки к песне «
Комбинированные
товарные знаки представляют
собой сочетание приведенных
выше видов товарных знаков, например,
комбинация логотипа и
Фирменная шрифтовая надпись (логотип)
Логотип – это
оригинальное начертание или
сокращенное наименование
Фирменный блок
Фирменный блок
представляет собой
Фирменный блок
может также содержать полное
официальное название фирмы,
Фирменный лозунг (слоган)
Фирменный лозунг
представляет собой постоянно
используемый фирмой
Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: “Just do it!”; Philips: «Изменим жизнь к лучшему!».
В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиента, например Johnson&Johnson: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!».
Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (Rank Xerox: «Мы научили мир копировать!») или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: «Это – Sony!»).
Существует множество
других подходов в разработке
слоганов, соответствующих различным
концепциям рекламного
К фирменному
рекламному девизу
1. Слоган должен органично вписываться в фирменный стиль его владельца и вносить вклад в формирование его имиджа;
2. Слоган должен обязательно
учитывать особенности целевой
аудитории, клиентурного рынка
фирмы, быть понятным и
3. Слоган должен хорошо
запоминаться – отсюда
4. Слоган должен быть оригинальным;
5. Слоган должен иметь
интенсивную эмоциональную
6. Слоган должен исключать двоякое толкование.
7. Слоган должен соответствовать
стилю жизни, системе
- Проектирование и выполнение фантазийных образов «Демоны снов»
- Проектирование и изготовление детской игровой площадки ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
- Проектирование и изготовление оборудования для оснащения учебных мастерских
- Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских
- Проектирование икусственного освещения
- Проектирование и монтаж привода механизма подъема мостового крана грузоподъемностью 10 т
- Проектирование индивидуального теплового пункта жилого дома блочного исполнения
- Проектирование делового костюма
- Проектирование детско-юношеской школы творчества
- Проектирование диетической столовой на 200 мест
- Проектирование диетической столовой на 92 места
- Проектирование допечатного производственного процесса
- Проектирование женского костюма
- Проектирование жилого дома