Проектирование и выполнение фантазийных образов «Демоны снов»

Министерство  общего и профессионального образования

 Свердловской  области

НОУ «Уральский колледж Индустрии Красоты»

Факультет «Парикмахерское искусство и  профессиональный макияж»

Специальность 100108 «Парикмахерское искусство»

    
 
 

Проектирование  и выполнение фантазийных образов «Демоны снов» 

Выпускная квалификационная работа 
 
 
 

                                                              Исполнитель:      М.А. Зиновьева

                                                                                                  студент 312 гр. ПИ 

Руководитель:     преподаватель УрКИК

                                                                            С. Н. Рыжкова

                                       Рецензент: зам. директора по  методической работе

                                                                             В. Г. Макарова 
 
 
 
 
 

Допущен к защите

«____» ______________   200  г. 

Директор УрКИК______ (Хабарова М. В. ) 
 
 
 

Екатеринбург 2010 г.

 

Содержание 
 

  1. Введение……………………………………………………………….…...4
  2. Творческая часть…………………………………………………………...5
    1. Происхождение демонов……………………………………………5
    2. Классификация демонов…………………………………………....7
    3. Иерархия демонов………………………………………………….11
    4. Сновидения…………………………………………………………12
    5. Толкование сновидений…………………………………...………13
    6. Фрейдистское толкование сновидений…………………………...14
    7. Юнгианское толкование сновидений………………………….….15
    8. Управление сновидениями………………………………..……….16
    9. Дежавю……………………………………………………….……..17

    3. Технологическая часть…………………………………………………….18

        3.1. Описание образа №1……………………………………………….....18

        3.2. Эскиз №1 к образу №1………………………………………………..19

        3.3. Описание модели №1……………………………………………..…..20

        3.4. Описание прически №1……………………………………………....21

        3.5. Эскиз №2 к образу №1…………………………………………….…22

        3.6. Построение прически. Таблица №1 к образу №1…………………..23

        3.7. Описание макияжа №1…………………………………………….…24

        3.8. Эскиз №3 к образу №1………………………………………………..25

        3.9. Нанесение макияжа. Таблица №2 к образу №1……………………..25

        3.10. Описание образа №2…………………………………………….…..26

        3.11. Эскиз №1 к образу №2………………………………………..……..27

        3.12. Описание модели №2…………………………………………….…28

        3.13. Описание прически №2……………………………..………………29

        3.14. Эскиз №2 к образу №2………………………………..………….….30

        3.15. Построение прически. Таблица №1 к образу №2…………..….…..31

        3.16. Описание макияжа №2………………………………………..….….32

        3.17. Эскиз №3 к образу №2……………………………………………....33

        3.18. Нанесение макияжа. Таблица №2 к образу №2……………………34

        4. Экономическая  часть…………………………………………………...35

        5. Заключение……………………………………………………………...37

        6. Список  литературы…………………………………………………….38

        7. Приложения…………………………………………………………….39 

 

    1. Введение 
     

     Демонология - самая мрачная и зловещая область человеческих верований. Интерес, смешанный со страхом, отвращение в сочетании с поклонением - вот, что характеризует отношение человека к силам Тьмы на протяжении столетий. 

    Представления о злых духах существуют у всех народов. Европейская демонология зародилась в Средние века как раздел теологии (науке о Боге), получила развитие в гримуарах (магических книгах), и в своих худших проявлениях (черная магия, колдовство, сатанизм) дошла до наших дней. 

     Источником для творчества у меня послужил просмотр фотографии модели австралийского стилиста Джэйми Кэрролла в журнале «Долорес».

     Целью  моей работы было найти подходящих  моделей и воплотить в них  этот образ. «Демоны снов» могут быть актуальны в театральных постановках, а также на тематических праздниках, например на Хэллуине, на конкурсном показе. Проблемой  в создании моего образа является то, что один из моделей имеет «ангельский» характер и соответствующую внешность, которую с помощью макияжа и прически я постаралась изменить. 

 

    2.1. Происхождение демонов

     Демоны - это падшие ангелы: таково официальное учение христианской Церкви. Думается, история восстания ангелов знакома каждому - намеки на нее содержатся в Библии, к ней апеллируют христианские мыслители, гениальное литературное описание ангеломахии дается у Дж.Мильтона. История вкратце:

     Один из светлых Божиих ангелов по имени Люцифер ("светоносец") возгордился своим могуществом и вознамерился занять Господний престол. Он поднял на небесах мятеж и увлек за собой третью часть ангельского воинства. Против мятежников выступил архангел Михаил с верными Богу небесными ратями. В результате битвы восставшие ангелы во главе с Люцифером (Сатаной) были сброшены с небес в преисподнюю и превратились в демонов, единственная цель которых отныне - сеять зло.   
    История эта имеет множество трактовок, но здесь мы приведем лишь совершенно оригинальные версии происхождения демонов, в корне отличающиеся от ортодоксальной: 

1. В средние  века существовала точка зрения, что демоны изначально были сотворены Богом для совершения зла. Защитники этой идеи опирались на цитату из Книги Исайи, где устами Бога сказано: «Я творю губителя для истребления» (54, 16). В раввинистических трактатах утверждается, что Сатана был создан на шестой день творения одновременно с Евой; злые духи были сотворены "между солнцами", т.е. между закатом и рассветом накануне первой субботы, - когда Бог сотворил их души, уже занималась заря субботы, и он не успел сотворить им тела. 

2. В еретическом  учении богомилов, а также в  народных верованиях, не избавившихся  от языческого дуализма, Сатана (Сатанаэль)  представляется не Божьим творением,  а независимой противостоящей  Богу фигурой, подобно персидскому Ахриману. Обе силы - добрая и злая - принимают участие в процессе сотворения мира; в противовес Божьим ангелам Сатана создает свое бесовское войско, ударяя посохом о кремень. 

3. Апокрифическая  Книга Еноха излагает историю сожительства "сыновей Божиих" (ангелов) с "дочерьми человеческими". Ангелы, променявшие из похоти небесное Царство на земную юдоль, были прокляты Богом и стали демонами. Эту теорию в средние века разделяли многие церковные авторитеты (напр., Фома Аквинский). 

4. В той же  Книге Еноха говорится, что  от браков падших ангелов с  земными женщинами произошло  племя чудовищных исполинов. Когда  Бог уничтожил гигантов, из их  тел изошли злые духи. 

5. Древние евреи  считали что, множество злых  духов было рождено от соитий Адама с женскими духами (или Евы с мужскими духами) в течение тех ста тридцати лет, на которые Адам и Ева были разлучены после грехопадения. Многочисленных демонов родила от Адама и его первая жена - Лилит, впоследствии сама превратившаяся в беса. 

6. В демонов  трех видов - шедим, рухин и  лилин - была превращена часть  народа, рассеянного после неудачного  строительства Вавилонской башни 

7. Наконец, согласно более поздним народным верованиям, адское воинство непрестанно пополняется за счет душ великих грешников; детей, проклятых родителями, а также потомства инкубов и суккубов. Однако, все это бесы самого низшего разряда, как и всевозможные вампиры, призраки и оборотни, также составляющие армию Сатаны. 

 

    2.2. Классификация демонов 
     

     Среди  демонологов пока не нашлось  своего Линнея, который создал  бы исчерпывающую и общепринятую  классификацию инфернальных тварей. Что же касается имеющихся  вариантов, то они столь же разноречивы и несовершенны, как и попытки установить точное количество бесов. Приведу несколько распространенных типов классификаций: 

1. По местам  обитания.  
Этот тип классификации восходит к неоплатоническим представлениям о том, что не все демоны абсолютно злы и не все непременно должны обитать в Аду. Особое распространение в средние века получила классификация духов Михаила Пселла(11в.): 

- огненные демоны - обитают в эфире, области разреженного  воздуха над луной;   
- воздушные демоны - обитают в воздухе под луной;   
- земные демоны - населяют землю;   
- водяные демоны - живут в воде   
- подземные демоны - пребывают под землей   
- люцифуги или гелиофобы - светоненавистники, обитаящие в самых отдаленных глубинах ада 

2. По роду  занятий.  
Довольно произвольная классификация, предложенная в 15 в. Альфонсом де Спиной. К этой схеме можно предъявить целый ряд претензий: многие из характерных демонских функций остались за ее пределами, к тому же практически невозможно отнести того или иного из известных демонов к определенной категории. 

- Парки - женщины,  прядущие нить судьбы, которые  на самом деле демоны;   
- Полтергейсты - демоны, шалящие по ночам, передвигающие вещи и совершающие другие мелкие пакости;   
-
Инкубы и суккубы - соблазняющие в основном монахинь;   
- Марширующие демоны - обычно прибывают толпами и производят много шума;   
- Служебные демоны - прислуживают ведьмам, едят и пьют вместе с ними;   
- Демоны кошмаров - приходят во снах;   
- Демоны, образующиеся из семени и его запаха при половом акте;   
- Демоны-обманщики - могут являться в образе мужчин или женщин;   
- Чистые демоны - нападают только на святых   
- Демоны, которые обманывают старух, внушая им, будто они летали на шабаш. 

3. По чинам.   
Исходя из того что демоны - падшие ангелы, некоторые демонологи (И.Виер, Р.Бертон) предположили наличие в аду системы из девяти чинов, подобной ангельской иерархии Дионисия. Эта система в их изложении выглядит так: 

- Первый чин  - Псевдобоги, те, кто выдает себя  за богов, их князь Вельзевул;   
- Второй чин - Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон;   
- Третий чин - Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет
Велиал;   
- Четвертый чин - Каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь
Асмодей;   
- Пятый чин - Обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь -
Сатана;   
- Шестой чин - Воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин;   
- Седьмой чин -
Фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон;   
- Восьмой чин - Обвинители и соглядатаи, под предводительством
Астарота;   
- Девятый чин - Искусители и злопыхатели, их князь
Маммона

4. Планетарная  классификация.   
Духов издревле соотносили с небесными светилами. Еще в древнем "Ключе Соломона" автор утверждает, что есть "духи неба Сатурна", называемые "Сатурнийцами", имеются духи "Юпитерцы", "Марсианцы", "Солнечные", "Венериты", "Лунные" и "Меркурианцы". Корнелий Агриппа в четвертой части "Оккультной философии" дает подробное описание каждой категории: 

- Духи Сатурна  
Они являются обыкновенно в теле длинном и тонком с лицом, выражающим бешенство. У них четыре физиономии: первая сзади головы, вторая - спереди, а третья и четвертая на каждом колене. Цвет их черный - матовый. Движения подобны порывам ветра; при их появлении получается впечатление колебания почвы. Признак - земля кажется белее всякого снега. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Бородатый король, едущий верхом на
драконе. Бородатый старик, старуха, опирающаяся на палку. Боров. Дракон. Сова. Темная одежда. Коса. Можжевельник.   
- Духи
Юпитера  
Они являются в теле полнокровном и желчном, среднего роста, в ужасном волнении, взгляд очень кроткий, речь приветливая, цвет напоминает железо. Их способ передвижения подобен молнии при громе. Признак - появляются у самого круга люди, имеющие вид пожираемых львами. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король с обнаженным мечем, едущий на олене. Человек в митре и длинной одежде. Девушка в лавровом венке и украшенная цветами. Бык. Олень. Павлин. Лазоревое платье. Меч. Буксус.   
- Духи
Марса  
Они появляются длинные и желчные; вид очень безобразный, цвета смуглого и несколько красноватого, с оленьими рогами и когтями грифа. Они ревут, как сбесившиеся быки. Их порывы подобны огню, который ничего не щадит. Признак - можно подумать, что около круга сверкает молния и гремит гром. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Вооруженный король едущий верхом на волке. Красная одежда. Вооруженный человек. Женщина со щитом при бедре. Козел. Лошадь. Олень. Руно шерсти.   
- Духи
Солнца  
Они являются обыкновенно в теле широком и большом, плотные и полнокровные. Их цвет подобен золоту, окрашенному в кровь. Появление сходно с заревом на небе. Признак - вызывающий чувствует себя покрытым потом. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король со скипетром, верхом на льве. Царь в короне. Королева со скипетром. Птица. Лев. Одежда цвета золота или шафрана. Скипетр. Колесо.   
- Духи
Венеры  
Они появляются в красивом теле; среднего роста; их вид очарователен и приятен; цвет - белый или зеленый, с позолотой сверху. Походка подобна яркой звезде. Признак - резвящиеся у круга девушки, приглашающие к себе вызывающего. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король со скипетром, едущий верхом на верблюде. Девушка, восхитительно одетая. Обнаженная девушка. Коза. Верблюд. Голубка. Одежда белая и зеленая. Цветы. Трава. Казацкий можжевельник.  
- Духи
Меркурия  
Они появляются в теле среднего роста; холодны, влажны, прекрасны, приветливо красноречивы. С человеческой внешностью, они походят на вооруженного солдата, который сделался прозрачным. Они приближаются, как серебристое облако. Признак - вызывающего охватывает ужас. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король, едущий верхом на медведе. Прекрасный юноша. Женщина, держащая прялку. Собака. Медведь.
Сфинкс. Пестрое платье. Розга. Палка.   
- Духи
Луны  
Они обыкновенно появляются в теле большом, широком, вялом и флегматичном. Цветом они напоминают мрачную и темную тучу. Их физиономия одутловата, глаза - красные и слезящиеся. Плешивая голова украшена выдающимися кабаньими клыками. Они движутся с быстротой сильнейшей бури на море. Признак - проливной дождь у самого круга. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король с луком, сидящий на лани. Маленький ребенок. Охотница с луком и стрелами. Корова. Маленькая лань. Гусь. Зеленое или серебристое одеяние. Дротик. Человек с несколькими ногами. 

5. По областям  влияния.   
Классификация, предложенная жрицей современной демонолатрии Стефани Коннолли, является, пожалуй, наиболее удобной для практикующих заклинателей, вызывающих демонов для определенных целей. Согласно С.Коннолли основные сферы влияния демонов таковы: 

- Любовь-Вожделение (к этой категории относятся Асмодей, Астарот, Лилит и др.)   
- Ненависть-Месть-Гнев-Война (
Андрас, Аббадон, Агалиарепт и др.)   
- Жизнь-Исцеление (Веррин, Верье,
Велиал и др.)   
- Смерть (Эврином, Ваалберит, Бабаэль)   
- Природа (
Люцифер, Левиафан, Дагон и др.)   
- Деньги-Процветание-Удача (Бельфегор,
Вельзевул, Маммон и др.)   
- Знание-Тайны-Колдовство (Ронве, Пифон, Делепитора и др.) 

 

2.3. Иерархия демонов 
 

     В вопросах демонической иерархии царит такая же неразбериха, как и в вариантах классификаций. Несмотря на то, что ад зачастую представляется как царство хаоса и беспорядка, человечество неудержимо тянуло приписать ему стройную иерархическую систему. 

     В популярных гримуарах 16-17 столетия, таких как "Grand Grimoire" и "Grimorium Verum", владыками Ада названы Люцифер (император), Вельзевул (князь) и Астарот (великий герцог), которым подчинены 6 высокопоставленных духов и множество более мелких. 

     В других книгах могут упоминаться не три, а четыре верховных иерарха Тьмы, соответствующие четырем сторонам света; к трем вышеперечисленным добавляется то Велиал, то Левиафан, то Молох

П.Бинсфельд, демонолог 16 столетия выделил семь, по его мнению, главных демонов, соответствующих  семи смертным грехам: Люцифер ассоциируется  у него с гордостью, Маммона со скупостью, Асмодей командует похотью, Сатана - гневом, Вельзевул соотносится с чревоугодием, Левиафан - с завистью, Бельфегор - с ленью. 

     В поздней каббале десять архидьяволов соответствуют десяти злым сефиротам (темным силам), среди них Сатана, Вельзевул, Люцифер, Астарот, Асмодей, Бельфегор, Ваал, Адрамелех, Лилит и Наамах. 

Иоганн Виер в "De Praestigius Daemonum" попытался нарисовать полную картину Адской империи, приписав каждому демону соответствующий чин или должность. Верховным правителем Ада у него выступает Вельзевул, среди высших князей - Эврином, Плутон, Молох и др. 

     Знаменитый магический трактат "Lemegeton" (16 в.) перечисляет 72-х главенствующих демонов, подчиняющихся четырем императорам сторон света (Амаймону, Корсону, Зиминару и Гаапу). В соответствии с феодальным строем того времени, демоны носят титулы королей, герцогов, графов, маркизов и губернаторов, однако о подчиненности менее значимых более значимым ничего не сказано. 

    Агриппа в "Оккультной философии" также приписывает духам дворянские титулы, однако большее значение придает "разряду" или "порядку" духа. "Да будет известно, - пишет он, - что дух низшего порядка, какое бы достоинство ему ни было присуще, всегда ниже духов высшего порядка. Не является неудобством, что короли и графы подвластны высшему начальству и не имеют большего значения, чем их министры".  

 

2.4. Сновидения 
 

     Наука, изучающая сны, называется онейрологией. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, которые как бы следят за перемещением объектов, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом и временным расслаблением скелетных мышц тела. Есть данные, что БДГ не является единственной фазой, в которой человек видит сны — просто при пробуждении в этой фазе их проще всего запомнить.

    Считается, что все люди способны видеть сны, но не все могут о них вспомнить при пробуждении. Некоторым людям вспоминаются сны тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

 

2.5. Толкование сновидений 
 

     Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью. Толкованием сновидений на основе особых сонников занимались либо жрецы, либо особые профессионалы (как, например, в странах арабского мира). Так, целиком сохранился греческий сонник II—III века н. э. — «Онейрокритика».

     Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой в конце XIX начала XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Большее количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

 

2.6. Фрейдистское толкование сновидений 
 

     Другие исследователи отмечали определённую закономерность появления образов в сновидении и пытались её понять. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с подсознанием. На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом.

    Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций. Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения — осуществление желания. При этом он уточнял, что мы сами можем не сознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям». С другой стороны, по Фрейду, сновидение, как правило, не раскрывает явно своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.

     Современная наука не использует фрейдистские толкования снов, как чрезмерно широкие и необоснованные.

 

2.7. Юнгианское толкование сновидений 
 

     Карл Густав Юнг — ученик Фрейда предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Поэтому в отличие от Фрейда Юнг призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. По Юнгу помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, поскольку сновидения говорят на мифологическом языке символов. Только непонимание языка символов ставит интерпретатора в положение «француза, который оказавшись на улицах Лондона убеждён что все окружающие издеваются над ним, либо пытаются что-то скрыть».

     Юнг считал сновидение средством наладить связь между сознанием и подсознанием, и видел в сновидении функцию компенсации позиции Эго. Так же он особо выделял «большие» сновидения, то есть те сны которые сопряжены с нуминозным чувством восторга и ужаса. В этих сновидениях Юнг видел высшее духовное руководство, которое исходит из центра человеческого (а возможно и всякого) бытия — Самости.

 

2.8.Управление сновидениями 
 

     Сновидение, во время которого человек осознает, что спит, называется «осознанное сновидение». В осознанном сновидении, как правило, человек способен частично или полностью управлять сюжетом сновидения. У многих народов мира существовали или существуют по сей день традиции управления сновидениями (как правило, в рамках шаманизма). Шаманы многих народов используют сновидения или сноподобные состояния для предсказаний, общения с духами и т. д. Традиционные техники сохранения осознанности в сновидении многообразны. Некоторые из них: прямое вхождение в сновидение путём концентрации на образе сновидения, вхождение в транс, длительное бодрствование (более 3 суток), длительная аскеза (голодание, жажда), использование психоактивных веществ (например, отвар Калеи закатечичи). Всплеск интереса к осознанным сновидениям произошёл в середине 20-го века, в том числе со стороны психологов и физиологов. Наиболее известны работы американского психофизиолога Стивена Лабержа. Появились современные методы вхождения в осознанные сновидения, например, ведение дневника сновидений, использование специальных приборов (устройства, фиксирующие движения быстрых глаз, и посылающие световые сигналы на веки спящего, например, Novadreamer) и т. д. Способность людей проявлять осознанность в сновидении различна, некоторые люди от природы умеют управлять сновидениями, другим необходимо развивать в себе эту способность. Существуют попытки использовать осознанные сновидения в психотерапии.

Проектирование и выполнение фантазийных образов «Демоны снов»