20 съезд КПСС – звездный час Н. С. Хрущева

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

     
    Московский  государственный университет технологий и управления

          Филиал  в г. Архангельске

       
      Институт Технологический менеджмент

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
 
По  дисциплине   «Отечественная история»

 
 
 
По  теме  20 съезд КПСС – звездный час Н. С. Хрущева

 
 
 
Студента (ки) курса СФО    1 курса 

Специальность ____080401  Шифр №0076-Т-09

Ф.И.О.   Агафоновой  Ирины Сергеевны

Проверил 

          (Ф.И.О. преподавателя)

 
Вх.№ Дата регистрации

Результаты проверки  

Архангельск

2009 г.

Содержание

  1. Введение.
  2. Политика дестанализации. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.
  3. 20-тый съезд КПСС.
  4. Преобразования в общественно-политической жизни.
  5. Обновление аппарата власти.
  6. Социально-экономические преобразования.
    1. Экономический курс  в деревне.
    1. Реформа управления промышленностью.
    2. Социальная сфера.
  1. Внешнеполитический курс.
    1. Международные связи.
    2. Противоречия внешнеполитического курса.
  1. Наука и культура.
  1. Заключение.
  2. Список использованных источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Трудности в экономической сфере, идеологизация  общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина в марте 1953 года облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

  1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской "оттепели". В этот период начались изменения во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу. 

  Борьба  за власть после смерти И. В. Сталина. Политика десталинизации

  Многолетний вождь СССР, диктатор с неограниченными полномочиями, руководитель коммунистической партии и советского правительства И. В. Сталин скончался 5 марта 1953 г.

  Весной 1953 г. и были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Среди его бывшего окружения развернулась борьба за власть, и поначалу лидеры смогли достичь договоренности о так называемом «коллективном руководстве».

   Секретариат  ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев - известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел - В.М. Молотов. Во главе нового министерства внутренних дел, объединившего Министерство Внутренних Дел СССР и Министерство ГосБезопасности СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять "коллективное руководство" страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

  Первые  шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по "делу врачей". Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». Такая система не могла просуществовать долгое время. Несмотря на заверения в «монолитности» руководства, вскоре первой жертвой закулисных интриг и тайных переговоров стал Л. П. Берия

  В июне 1953 г. он был арестован на заседании Президиума ЦК КПСС при поддержке армии. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД – своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как "враг народа", предан суду и по приговору Верховного суда Л.П. Берия был расстрелян. Устранение Берия способствовало укреплению позиции Н. X. Хрущева.

  Одно  из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности. Получив большинство голосов в руководстве коммунистической партии, он в январе 1955 г. инициировал решение о снятии с поста председателя правительства Г. М. Маленкова. Окончательно Н. С. Хрущев утвердился в качестве единственного лидера страны после смещения в июне 1957 г. со всех руководящих постов членов так называемой «антипартийной группы» — В. М. Молотова, Г. М. Маленкова и Л. М. Кагановича. Среди мер по частичной либерализации жизни общества, предпринятых руководством страны в середине 50-х — первой половине 60-х гг., следует выделить в первую очередь процесс реабилитации жертв политических репрессий, начатый уже в апреле 1953 г., вскоре после смерти И. В. Сталина, для проведения которой была создана специальная комиссия председательством. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов. Из лагерей и мест ссылки смогли вернуться домой миллионы ни в чем не повинных граждан, были восстановлены национальные автономии многих сосланных ранее народов. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек. 
 

XX Съезд КПСС в феврале 1956 года

  Большое значение в начавшейся либерализации  общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г., На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. А также доклад на нем Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», явился водоразделом, поворотным пунктом в истории страны. Причина этого заключается в том, что под влиянием решений съезда в СССР начались процессы раскрепощения общественного сознания, отхода от прежних стереотипов, перестройки жизни на новый лад.

  Суть доклада Н. С. Хрущева состояла в том, что он высветил негативные стороны жизни советского общества, подверг критике многие действия прежнего вождя. В докладе содержались сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера.

  Для людей, проживших десятилетия под властью И. В. Сталина и абсолютно доверявших любому его слову, подобная критика из уст руководителя страны стала шоком. Не случайно после XX съезда начинается период так называемой «оттепели» — времени расцвета творческой мысли общества, дискуссий о дальнейших путях развития страны, становления духовной оппозиции властям.

 Однако разоблачение «культа личности» (этот термин впервые употребил еще Г. М. Маленков в 1953 г.) не привело и не могло привести к коренному переустройству советской системы. Незначительные изменения строя, сформировавшегося в предыдущие годы, не носили коренного характера и не затрагивали основ государства — всевластия партийных органов и их тотального контроля над жизнью общества.

  После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» и на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины беззакония со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха.  

 Преобразования  в общественно-политической жизни

  Еще одной характерной чертой этого времени стало введение элементов самоуправления в различных структурах общества, передача некоторых законодательных и судебных функций из центра на места, положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности. Все это должно было, по замыслу реформаторов, оживить деятельность государственного аппарата, ориентировать его на удовлетворение потребностей населения. Однако даже незначительное ограничение власти номенклатуры вызвало с ее стороны сопротивление принимаемым мерам.

  Во  второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государственные структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

  В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

  Проводимая  Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И.В. Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов "коллективного руководства" и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хрущева. В июне 1957 года Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов. 

Обновление  аппарата власти.

  После устранения "оппозиции" были проведены  перемены в составе высших органов  власти.

  Был смещен министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

  Новая программа провозгласила вступление страны в период "развернутого коммунистического  строительства". В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход  к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", - утверждал  Н.С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы обновления партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

  Новая Программа КПСС, особенно положения  о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала  массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии. 

Социально-экономического преобразования

  Экономический курс в деревне.

    Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. В хозяйственной сфере одной из наиболее значительных реформ стала попытка перехода от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на Пленуме ЦК КПСС  в сентябре 1953 года. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельскохозяйственную продукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств - устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

  С 1954 г. началось освоение целинных и  залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны - на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан - прибыли свыше 350 тысяч переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

  В 1958 г. была проведена реорганизация. Колхозы получили право покупать технику. Создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельскохозяйственной техники, продажей сельскохозяйственных машин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

  Вся совокупность экономических мер  позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Выкуп сельскохозяйственными предприятиями   техники подорвали экономику многих хозяйств.

  Непоследовательность  аграрной политики проявлялась и  в других преобразованиях, затронувших  агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия. В мае 1957 г. были образованы Советы народного хозяйства (Совнархозы), заменившие собой часть министерств. Таким образом, при сохранении единой плановой политики в развитии народного хозяйства управление промышленностью от центра было частично передано-союзным республикам.

  Действовали силовые методы управления отраслями  агросферы. В конце 50-х годов стала  проводиться линия на свертывание  личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США в 1959 г. всем хозяйствам - по его настоянию - рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

    Рост производства продукции легкой промышленности и сельского хозяйства был незначительным. Это объяснялось в первую очередь недостаточным финансированием и грубым административным диктатом со стороны руководящих органов. Зачастую предпринимались волюнтаристские, не обоснованные экономическими подсчетами решения, вносившие сумятицу в работу. К таким пропагандистским шагам следует отнести лозунг «Догнать и перегнать Америку», «кукурузную» кампанию. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.  
 

  Реформа управления промышленностью

  Переориентирование  экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Г.М. Маленков - сторонник стратегии развития легкой промышленности - был вынужден покинуть пост председателя Совета Министров. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.).  За счет проводимых реформ, а также на волне трудового энтузиазма возникли новые отрасли промышленности, быстро развивались уже имеющиеся. К середине 50-х гг. относится начало научно-технической революции в СССР, позволившей освоить многие важные направления народного хозяйства. Высокими темпами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

    За годы семилетнего плана (1959—1965) были удвоены основные фонды промышленности, мощность электростанций, построено около 5,5 тыс. крупных промышленных предприятий и сданы в эксплуатацию. В их числе - Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники. И не случайно в апреле 1961 г. именно СССР смог осуществить первый в истории человечества космический полет с пилотом Ю. А. Гагариным на борту.

  Во  второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно  новую ступень. В ней насчитывалось  около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

  В 1957 г. был принят закон о перестройке  управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.  

  Социальная  сфера

  К концу 50-х годов произошли изменения  в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны, в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства. 

  Были  осуществлены мероприятия по повышению  благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

  Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине  50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в новые квартиры.  

  На первом этапе реформа дала значительный импульс развитию экономики — выросли темпы роста национального дохода, были сэкономлены значительные средства за счет уменьшения бюрократического аппарата. Однако в силу ограниченности предпринимаемых мер определяющей тенденцией стало восстановление прежней системы правления. 
 

                        Внешнеполитический  курс.

Международные связи в 50-е годы

  Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СБИТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

  В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

  Одним из последствий возникновения новых  военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

  Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией в 1956 г.. Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

    Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) - Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. 

  Противоречия  внешнеполитического  курса

  Новые подходы  к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира.

  Вторая  половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем, во взаимоотношениях государств, все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств участников Организации Варшавского Договора.

20 съезд КПСС – звездный час Н. С. Хрущева