2 вариант

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...2 

I. Теоретические вопросы

    1. Принципы, задачи и функции управления материальными потоками. Основное правило логистики.………………………………….………3
    2. Место логистики во внешней среде бизнеса и во внутрифирменной среде……………………………………………………………………..7
  1. Практическое задание..................................................................................10
  1. Тест………………………………………………………………………....13
 

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  используемой литературы……………………………………….…….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Логистика — это наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в производстве и во времени  от их первичного источника до конечного  потребителя.

    Цель  логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в  нужном месте, в нужном количестве,  в нужный момент.

    Научная значимость данной проблемы видна сразу, ведь хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины 21 века.

    Целью моей  работы является изучение самых  основных знаний по логистике, которые  лежат в ее основе, и которые  должен знать каждый современный  человек.

    Главная задача работы — подробно раскрыть такие аспекты, как определение материальных потоков, управление ими, место логистики во внешней среде бизнеса и внутренней среде.

    С помощью практического задания  можно увидеть распределение  основных логистических функций  между службами предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические вопросы
 
    1. Принципы, задачи и функции  управления материальными  потоками. Основное правило логистики.

    Материальный  поток – это продукция, рассматриваемая  в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу. Материальный поток, таким образом, имеет размерность «Объем (количество, масса), отнесенный ко времени». Формой существования материального потока могут быть грузооборот склада, грузовой поток, т.е. количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период (обычно за год). В случае, когда материальный поток отнесен не к временному интервалу, а к моменту времени, он переходит в запас.

Например, грузовой поток, рассматриваемый в  заданный момент времени, является запасом в пут или транспортным запасом.

    Различают следующие формы материальных потоков:

    • материальный поток, протекающий во внешней (по отношению к логистической системе) среде. Он подразделяется на

      материальный  поток входной, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды и материальный поток выходной, поступающий во внешнюю для данной логистической системы среду. Входной и выходной материальные потоки являются формой реализации циклических связей (прямая и обратная связь);

    • материальный поток внутренний, протекающий внутри данной логистической системы, например, предприятия, базы, склада и т.д.

    Материальный  поток на микрологистической уровне обычно складывается из нескольких составляющих. Например, на предприятии оптовой торговли материальный поток может состоять из потока на участке разгрузки, участке хранения, участке комплектации. Характеристиками материального потока являются: ритмичность, детерминированность, интенсивность и др.

    В процессе управления материальными  потоками в экономике решается множество  разнообразных задач. Это задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных  объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.

    В соответствии с функциональной специализацией в подсистеме управления материальным потоком выделяются три основных структуры блока – планирования и координации, регулирования, контроля (рис.1.) 

     Рис.1 Структурная модель управления материальным потоком.

    В каждый структурный блок может входить  различный набор управленческих звеньев. Количество этих звеньев их особенности их взаимодействия зависят от объема и сложности работ, связанных с управлением материальным потоком на каждом этапе его движения через производственно-сбытовую систему.

    Детализация функций и разработка внутренней структуры органов управления материальным потоком является сложным многоступенчатым процессом и состоит обычно из следующих этапов:

    • выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется орган управления материальным потоком;
    • определение основных видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей, их классификация и группировка по функциям;
    • объединение однотипных функций в группы формирование на их основе структурных звеньев, специализированных на выполнение этих функций;
    • разработка схем прав и обязанностей руководителя каждого структурного звена;
    • соединение звеньев в единое структурное подразделение или их совокупность в соответствии с установленным набором целей и задач в данной области;
    • интеграция данного подразделения с другими звеньями структуры управления.

    В соответствии со спецификой вопросов, возникающих в корпорациях при формировании отдела управления материальным потоком, существует большое количество модификаций внутренней структуры таких подразделений. В то же время все эти варианты основаны на общей модели и ориентированы на решение сходных вопросов.

    Характерные три наиболее общих вариант структуры  аппарата управления материальным потоком по функциональному признаку.

    1. В корпорациях с материалоемким  производством, выпускающих продукцию промышленного назначения, структура аппарата управления материальным потоком ориентирована на повышение эффективности использования сырья и материалов на стадии снабжения и в процессе обработки. Эта структура формируется обычно из трех функциональных звеньев. В первом концентрируются плановые и координирующие функции, во втором решаются задачи снабжения производства, в третьем осуществляется контроль и регулирование движения материального потока в целом.

    2. В фирмах, специализирующихся на выпуске потребительских товаров обширного ассортимента, структур аппарата управления материальным потоком ориентируется на координацию действий производственных, сбытовых и транспортных звеньев.

    3. В крупных промышленных корпорациях  все функции управления материальным потоком сконцентрированы в едином органе руководства, возглавляемом управляющим материальным потоком. Логистическая система здесь состоит из трех блоков: в первом осуществляется координация и контроль движения материалов и готовых изделий на всех этапах производственно-сбытового цикла; во втором сконцентрировано управление снабжением и доставкой материалов к месту обработки; в третьем сосредоточено управление движением потока изделий на стадии сбыта. Все блоки хотя и имеют достаточную самостоятельность, но действуют как единый комплекс.

    В корпорациях, осуществляющих постоянную перестройку своей деятельности, структура функционального типа не позволяет обеспечивать эффективное управление материальным потоком. Поэтому такие корпорации, фирмы используют более гибкие организационные и управленческие механизмы. Перспективным направлением развития организационных форм управления товарно-материальными ценностями, особенно в корпорациях, действующих в условиях повышенной неопределенности, выступает использование программно-целевых механизмов.

    Искусство менеджера в области управления материальным потоком заключается  в умелом определении на основе информационных потоков уровня рассогласования между заданными и фактическими значениями параметров. От этого зависит выработка регулирующего воздействия на процесс управления. При этом могут усиливаться или ослабляться воздействия механизма мотивации работников, включаться или отключаться

дополнительные  корректирующие звенья (а соответственно и ресурсы) или применяться сила власти.

    Основные  правило логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами. 

    1. Место логистики во внешней  среде бизнеса  и во внутрифирменной  среде.

    Во  внешней среде, или на макроуровне, логистика рассматривается как  сфера экономики, добавляющая стоимость  к товарам и услугам в контексте  развития всей экономики, а также  обеспечивающая межфирменные связи  в рамках национального и международного хозяйства.

    Существуют  четыре основных типа экономической  полезности, добавляющие стоимость  к цене товаров и услуг:

    • добавленная стоимость, связанная с процессом производства (в области логистики данный тип добавленной стоимости - это погрузочно разгрузочные работы, сортировка, упаковка, расфасовка и т.д.);
    • добавленная стоимость, связанная с процессом перемещения продукции (логистика участвует в создании данного типа добавленной стоимости в первую очередь, организуя и обеспечивая транспортировку товаров);
 
    • добавленная стоимость, связанная с потреблением продукции (логистика участвует  в создании данного типа добавленной  стоимости через эффективное  управление товарными запасами и  товарными потоками, способствуя  тому, чтобы товары оказались бы в нужном месте в обусловленное  время), Например, требование клиентуры  заставляет производителей серьезно задуматься над построением четко функционирующей  системы «завод - склад - магазин». Т.е. клиенты требуют, что-бы их обслуживали  быстро и эффективно. Постоянство  возоб-новления ассортимента товаров  на прилавке значит для клиента больше, чем фирменный товарный знак. Берут  то, что всегда есть в наличии, и  не ждут специально появления товаров  каких-либо особенно известных фирм
    • добавленная стоимость, связанная с изменением собственности на товар (логистика участвует в этом процессе, содействуя маркетинговой деятельности компании, тем самым, способствуя продвижению и сбыту товаров на рынках).

    Значение  логистики во внутрифирменной среде  заключается в ее способности:

  • содействовать росту конкурентных преимуществ компании и тем самым влиять на процесс увеличения стоимости изготовляемой компанией продукции;
  • способствовать сокращению издержек, в первую очередь собствственно издержек логистики, а также издержек компании в целом.

    В своей известной книге «Конкурентные  преимущества» Майкл Е. Портер определил  три стадии, которые определяют конкурентные - преимущества компании. Первое - это  ценовое лидерство, то есть компании необходимо стать самым дешевым  производителем данного товара или  услуги. Во-вторых - это отличие от других, что позволяет клиентуре  выделять именно эту компанию среди производителей аналогичных товаров и услуг. Третье - это концентрация усилий на определенных направлениях (сегментах рынка), на которых компания хочет достичь успеха.

    Место логистики в менеджменте и  маркетинге можно проиллюстрировать  схемой.(рис.2)

    Рис.2 Схема взаимодействия функций менеджмента, маркетинга и логистики на предприятии. 
 
 

    1.   Практическое задание
 

    Между различными подразделениями отдельного предприятия задачи по управлению материальными  потоками  распределяются следующим  образом.

    Планирование, управление, контроль и осуществление  логистической деятельности тесно  переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного  предприятия занимается закупками  материалов, другое — содержанием  запасов, третье — сбытом готовой  продукции. При этом цели этих подразделений  зачастую могут не совпадать с  целями рациональной организации совокупного  материального потока, проходящего  через предприятие.

    Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение  специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и  кончая доставкой покупателю готовой  продукции.

    Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики  с другими службами предприятия.

    Наиболее  существенная взаимосвязь у логистики  с маркетингом. Выделим следующие  задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

    • Анализ окружающей среды и рыночные исследования.
    • Анализ потребителей.
    • Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.
    • Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

    Если  первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия  службы логистики, то задачи 3 и 4-я должны решаться совместно.

    Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость  выпуска нового вида продукции. Тогда  задачей службы логистики будет  обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все  в разрезе нового вида продукции.

    Решая задачу 4-ю, маркетинг определяет для  физического распределения строгие  рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику  можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга.

    Служба  логистики на предприятии тесно  взаимодействует с планированием  производства. Это обусловлено тем, что, во-первых, производство должно регулярно  выдавать готовые изделия, т. е. давать объемы работ для сбытовой логистики. Во-вторых, производство зависит от заготовительной логистики, т. е. от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества.

    Слабая  взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

    Одной из основных составляющих цены товара являются транспортные расходы. Контроль и управление транспортными, а также  складскими затратами это функция, реализуемая совместно службой  логистики и службой финансов.

    Функциональная  взаимосвязь службы логистики на предприятии со службами маркетинга, финансов и планирования производства приведена в таблице. При этом  материал таблицы не дает общей схемы  функционального планирования. Это  лишь один из возможных вариантов  распределения функций внутри предприятия. 

    Таким образом, мы получаем следующий вид  распределения основных логистических функций между службами предприятия.(табл.1) 

 
 
функции
Службы
логистика маркетинг финансы Планирование  производства
  1. Анализ потребителей продукции
+ +    
  1. Планирование  товара и определение ассортиментной специализации производства
+ +   +
  1. Планирование услуг и оптимизация рыночного поведения по эффективному сбыту
+ +    
  1. Снабжение производства сырьём и материалами
+     +
  1. Проектирования развития складского хозяйства
+   + +
  1. Формирование графиков выпуска готовой продукции
+     +
  1. Управление запасами
+   + +
  1. Закупка оборудования
+   +  
  1. Управление  качеством продукции.
+     +
  1. Управление транспортом.
+   +  
 

Табл.1 Распределение основных логистических функций между службами предприятия. 

    1. Тест

    Укажите, чем выражается основная цель логистики:

    А) в организации хранения запасов;

    Б) в учёте и обработке заказов;

    В) в доставке продукции «точно в  срок» и с оптимальными издержками. 

    Ответ: В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Логистика занимается управлением материальными  и информационными потоками. Применение систем управления материальными потоками в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением  сырья и поставкой товаров  конечному потребителю. Логистика  позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет  существенно сократить время  доставки товаров, ускоряет процесс  получения информации, повышает уровень  сервиса. В данной контрольной работе была рассмотрена структурная модель управления материальным потоком.

    Также было определено место логистики  в менеджменте и маркетинге. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что задачи и функции логистики направлены на поднятие качества на более высокий уровень, в первую очередь за счет лучшего взаимодействия с поставщиками и заказчиками, а также за счет эффективного использования резервов по времени.

    Из  задач и функций логистики  складывается её сущность. Она заключается  в том, что логистика представляет собой совершенствование управления материальными потоками и связанными с ним информационными и финансовыми  потоками на пути от первичного источника  сырья до конечного потребителя  готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических  компромиссов с целью получения  синергетического эффекта.

    В соответствии с современными задачами логистики различают два вида её функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны  с непосредственным управлением  движением материальных ценностей  в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного  материально-технического обеспечения. К числу функций логистической  координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, в которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула - «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» - имеет под собой весомое основание

    С помощью практических заданий был  усвоен и закреплён теоретический  материал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Логистика : Учебник / под ред. Б.А. Аникина : 3-е  изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2004;
  2. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений./ Гаджинский А.М. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000
  3. Лекции по логистике/Суворин В.И./ http://socrates.ru/pdf/logistic6.pdf/ М-2006;
  4. Статья: «Логистика. Учебно-методический проект» / http://learnlogistic.ru;
  5. Статья: «Управление логистической  системой (методологические  аспекты)»/Бакунина И.М., Кретов И.И./ «Менеджмент в России и за рубежом №5»- 2003.
2 вариант