27 стандарт аудиторской деятельности

Волгоградский государственный 

архитектурно-строительный университет

Кафедра «Финансы. Бухгалтерский учет и аудит»

Специальность « Экономика управления на предприятии» 
 
 
 

Контрольная Работа 

Дисциплина: Аудит

Тема: 27 стандарт аудиторской деятельности 
 

          Выполнил (а):     студентка

                                                                  гр. ЭУП-09зс

                                                                  Новоженина Н.В. 
 

          Проверил (а):     преподаватель

                                                                  Костина Н.Ф. 
 
 
 

Волгоград, 2011 г.

 

Оглавление

 

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 27.

 

ПРОЧАЯ  ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ,

 СОДЕРЖАЩИХ  ПРОАУДИРОВАННУЮ

ФИНАНСОВУЮ (БУХГАЛТЕРСКУЮ) ОТЧЕТНОСТЬ 

Введение 

    1. Настоящее федеральное правило  (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования, касающиеся рассмотрения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (далее - аудитор) прочей информации, по которой аудитор может не составлять аудиторское заключение, но которая включена в документы, содержащие проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности применяется в отношении годового отчета, но оно может применяться и в отношении других документов, например используемых при размещении ценных бумаг.

    2. Аудитор должен ознакомиться  с прочей информацией для выявления  в ней возможных существенных  несоответствий с проаудированной  финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

    3. Существенное несоответствие имеет место, когда прочая информация противоречит информации, содержащейся в проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности, что может вызвать сомнение относительно аудиторских выводов, сделанных на основе ранее полученных аудиторских доказательств, и, возможно, относительно оснований для мнения аудитора о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    4. Обычно аудируемое лицо публикует  на ежегодной основе годовой  отчет, включающий проаудированную  финансовую (бухгалтерскую) отчетность  вместе с аудиторским заключением по ней. В него также может быть включена прочая информация финансового и нефинансового характера (далее - прочая информация).

    5. Примерами прочей информации  являются отчет руководства или  совета директоров о деятельности  аудируемого лица, финансовый обзор или финансовые показатели, данные о занятости, планируемые капитальные расходы, аналитические коэффициенты, имена должностных лиц, а также выборочные квартальные данные.

    6. В некоторых случаях аудитор  имеет предусмотренные законодательством  Российской Федерации или договором обязательства по представлению особого отчета (заключения) по прочей информации. В других случаях аудитор не имеет такого обязательства. Тем не менее аудитор должен рассмотреть прочую информацию при составлении аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности, так как достоверность проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности может быть поставлена под сомнение в результате наличия несоответствий между проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетностью и прочей информацией.

    7. Если существует обязательство  по составлению отчета (заключения) о прочей информации, то обязанности  аудитора определяются характером  задания, применимым в данном  случае законодательством Российской  Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Если обязанности аудитора включают обзорную проверку прочей информации, аудитор руководствуется требованиями соответствующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, касающихся заданий по обзорным проверкам. 

Доступ  к прочей информации 

    8. Для того чтобы аудитор мог  ознакомиться с прочей информацией,  содержащейся в годовом отчете, требуется своевременный доступ  к подобной информации. Поэтому  аудитор согласовывает с аудируемым  лицом получение такой информации до даты выдачи аудиторского заключения. В определенных обстоятельствах не вся прочая информация может оказаться доступной до указанной даты. В подобных случаях аудитор должен следовать указаниям, изложенным в пунктах 19 - 22 настоящего федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности. 

Рассмотрение  прочей информации 

    9. Цель и объем аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности определяются  тем, что обязанности аудитора  ограничены информацией, указанной  в аудиторском заключении. Соответственно, аудитор может специально не определять, изложена ли прочая информация надлежащим образом. 

Существенные  несоответствия 

    10. При выявлении существенных несоответствий  в процессе ознакомления с  прочей информацией аудитору  необходимо определить, нужно ли вносить поправки в проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность или в прочую информацию.

    11. Если необходимо внести поправки  в проаудированную финансовую (бухгалтерскую)  отчетность, но аудируемое лицо  отказывается их вносить, то  аудитор выражает мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

    12. Если необходимо внести поправки  в прочую информацию, но аудируемое  лицо отказывается их вносить,  аудитор принимает решение о  необходимости включить в аудиторское  заключение текст, привлекающий  внимание к данной ситуации и описывающий выявленные существенные несоответствия, либо предпринять другие меры. Предпринятые меры, в частности отказ от выражения мнения или несогласие продолжать аудит, будут зависеть от особенностей ситуации, а также от характера и существенности несоответствия. Аудитор рассматривает вопрос о получении юридической консультации в отношении дальнейших действий. 

Существенное  искажение фактов 

    13. При ознакомлении с прочей  информацией с целью выявления  существенных несоответствий аудитор может обнаружить явное существенное искажение фактов.

    14. Для целей настоящего федерального  правила (стандарта) аудиторской  деятельности существенное искажение  фактов в прочей информации  имеет место тогда, когда подобная  информация, не имеющая отношения к содержанию проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности, изложена или представлена неверно.

    15. Аудитор при обнаружении существенных  искажений фактов в прочей  информации должен обсудить этот  вопрос с руководством аудируемого  лица. Во время обсуждения указанного вопроса с руководством аудируемого лица аудитор может и не определить, насколько достоверны прочая информация и ответы руководства на запросы аудитора, поэтому он принимает решение о том, существуют ли значительные различия в суждениях или мнениях.

    16. Аудитор, если по-прежнему полагает, что в прочей информации содержится  явное существенное искажение  фактов, рекомендует руководству  аудируемого лица проконсультироваться  с компетентной 3-й стороной, например  с консультантом аудируемого  лица по юридическим вопросам, и принимает во внимание полученные консультации.

    17. Аудитор, если приходит к выводу  о том, что в прочей информации  содержится явное существенное  искажение фактов, но руководство  аудируемого лица отказывается  устранить его, принимает дальнейшие соответствующие меры, которые включают уведомление представителей собственника аудируемого лица посредством составления документа, излагающего сомнения аудитора относительно прочей информации, и получение юридической консультации. 

 

Доступность прочей информации

после даты аудиторского заключения 

    18. Аудитор, не имея доступа ко  всей прочей информации до  даты составления аудиторского  заключения, знакомится с ней  при первой возможности, чтобы  впоследствии выявить возможные  существенные несоответствия.

    19. При выявлении существенных несоответствий  в процессе ознакомления с  прочей информацией или обнаружении  явных существенных искажений  фактов аудитор определяет, есть  ли необходимость в пересмотре  проаудированной финансовой (бухгалтерской)  отчетности или прочей информации.

    20. Если пересмотр проаудированной  финансовой (бухгалтерской) отчетности  является надлежащим, то необходимо  следовать требованиям федерального  правила (стандарта) N 10.

    21. Если необходим пересмотр прочей  информации и руководство аудируемого лица согласно на его проведение, аудитор выполняет необходимые аудиторские процедуры. Указанные аудиторские процедуры включают обзорную проверку действий, предпринимаемых руководством аудируемого лица с целью информирования о проведении пересмотра прочей информации лиц, получивших ранее опубликованную финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудиторское заключение по ней и прочую информацию.

    22. В случае если пересмотр прочей  информации необходим, а руководство  отказывается от его проведения, аудитор принимает соответствующие дальнейшие меры, которые включают уведомление представителей собственника аудируемого лица посредством составления документа, излагающего сомнения аудитора относительно прочей информации, и получение юридической консультации.

 

МСА № 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность»

 

     МСА 720 вменяет аудиторам в обязанность ознакомиться с прочими документами, публикуемыми клиентом вместе с финансовой отчетностью. Примерами таких документов являются отчет руководства или Совета директоров, финансовый обзор и т. д.

     При наличии значительных расхождений МСА обязывает аудиторов обсудить с клиентом вопрос об устранении противоречий, а в качестве крайней меры рекомендует аудиторам обратиться за юридической помощью.

     Международным стандартом аудита (МСА) 720 “Прочая  информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность”  регулируется порядок рассмотрения аудитором прочей информации в документах, содержащих подтвержденную аудитором  финансовую отчетность. В российской аудиторской практике действует правило (стандарт) аудиторской деятельности “Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность”.

     МСА 720 применяется в отношении годового отчета проверяемых организаций, но может применяться и в отношении других документов, содержащих подтвержденную аудитором финансовую отчетность, например проспектов эмиссии ценных бумаг.

     Как правило, вместе с годовым отчетом  и аудиторским заключением крупные  организации публикуют другую информацию финансового и нефинансового характера о своей деятельности за прошедшие периоды и на перспективу. К такой информации относятся: отчет исполнительного органа, аналитические показатели, характеризующие различные аспекты деятельности организации, финансовые и нефинансовые прогнозы, планы развития организации, социальные показатели и т.п.

     В обязанности аудитора в соответствии с договором на проведение аудита финансовой отчетности обычно не входят проверка и подтверждение прочей информации, которую публикуют вместе с финансовой отчетностью организации.

     Тем не менее, согласно МСА 720, аудитор должен ознакомиться с прочей информацией, чтобы выявить возможные существенные несоответствия по сравнению с подтвержденной финансовой отчетностью.

     Существенное несоответствие означает, что прочая информация противоречит данным финансовой отчетности, проверенной аудитором. Такое противоречие может либо поставить под сомнение выводы относительно финансовой отчетности, сделанные на основе ранее полученных аудиторских доказательств, либо свидетельствовать о необходимости корректировки прочей информации.

     Прочая  информация, содержащаяся в проспектах эмиссии ценных бумаг, также должна проверяться аудитором на предмет  того, не противоречит ли она финансовой отчетности.

     Аудитор должен получить своевременный доступ к прочей информации, публикуемой  вместе с годовой отчетностью. Поэтому  аудитору желательно достигнуть договоренности с клиентом о получении данной информации до составления аудиторского заключения.

     Если  аудитор не получил доступ к прочей информации до составления аудиторского заключения, он должен ознакомиться с  ней при первой же возможности.

     Если  аудитор выявил существенные несоответствия между прочей информацией и финансовой отчетностью, он должен определить, в какой документ необходимо внести поправки: в финансовую отчетность или в прочую информацию.

     Если, по мнению аудитора, необходимо скорректировать  финансовую отчетность, он должен предложить руководству проверяемой организации  внести соответствующие изменения. Если руководство отказывается их вносить, аудитор в зависимости от характера искажений финансовой отчетности должен сформировать условно-положительное или отрицательное аудиторское заключение.

     В случае, когда в финансовую отчетность вносятся необходимые корректировки, аудитор должен провести проверку новой финансовой отчетности или внесенных корректировок.

     Если  существенные несоответствия между  прочей информацией и финансовой отчетностью выявлены аудитором  после даты аудиторского заключения и, по его мнению, следует вносить изменения в финансовую отчетность, он должен действовать в порядке, изложенном в МСА 560 “Последующие события”, а также в правиле (стандарте) аудиторской деятельности “Дата подписания аудиторского заключения и отражение в ним событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности”.

     В том случае, когда выявлены существенные несоответствия между прочей информацией  и финансовой отчетностью и, по мнению аудитора, необходимо корректировать прочую информацию, аудитор должен предложить руководству проверяемой организации внести изменения в прочую информацию.

     Если  руководство проверяемой организации  соглашается с аудитором и  вносит необходимые изменения в  прочую информацию, аудитор должен изучить новую версию прочей информации или внесенные корректировки, дабы выяснить, не противоречат ли они финансовой отчетности.

     Если  руководство проверяемой организации  отказывается вносить необходимые  изменения в прочую информацию, аудитор  должен внести в аудиторское заключение пояснительный абзац с описанием существенного несоответствия прочей информации и данных финансовой отчетности.

     В зависимости от особенностей ситуации, характера и существенности несоответствия между прочей информацией и финансовой отчетности аудитор может не вносить пояснительный абзац в аудиторское заключение, а предпринять другие меры. Такими мерами в соответствии с МСА 720 могут быть:

- отказ  от выдачи аудиторского заключения;

- отказ  от продолжения аудиторской проверки.

     Перед принятием подобных мер аудитору необходимо проконсультироваться с юристом. Если аудитор ознакомился с прочей информацией после выдачи аудиторского заключения, обнаружил существенные несоответствия между прочей информацией и финансовой отчетностью и пришел к выводу о необходимости корректировки прочей информации, ему необходимо обсудить этот вопрос с руководством проверяемой организации.

     В случае, когда руководство проверяемой  организации соглашается с аудитором  и вносит необходимые изменения  в прочую информацию, аудитору необходимо изучить внесенные корректировки.

     Аудитор также должен проанализировать, достаточны ли меры, предпринятые руководством проверяемой  организации, чтобы информировать  о внесенных изменениях лиц, ранее  получивших финансовую отчетность, аудиторское  заключение и прочую информацию.

     Если  руководство проверяемой организации  не вносит необходимые изменения  в прочую информацию, аудитор в  соответствии с МСА 720 может предпринять следующие меры:

- уведомить  лиц, ответственных за общее  руководство проверяемой организацией, составив документ с описанием мнения аудитора относительно прочей информации;

- получить  юридическую консультацию о необходимости  принятия каких-либо мер в связи  с выявленными существенными  несоответствиями и отказом руководства  проверяемой организации внести изменения в прочую информацию.

     Под существенным искажением фактов понимается неверное представление или изложение  информации, не имеющей отношения  к содержанию проверенной аудитором  финансовой отчетности.

     Если  при ознакомлении с прочей информацией аудитор обнаружит явное существенное искажение фактов, он должен обсудить этот вопрос с руководством проверяемой организации. В случае, когда по результатам обсуждения аудитор не может определить, насколько достоверна прочая информация и ответы руководства на поставленные вопросы, аудитор должен ознакомиться с другими мнениями по обсуждаемому вопросу.

     Если  аудитор продолжает считать, что  произошло существенное искажение  фактов, он должен рекомендовать руководству  проверяемой организации проконсультироваться с компетентной третьей стороной (например, юрисконсультом проверяемой организации) и изучить полученные рекомендации.

     Если  после изучения полученных проверяемой  организацией рекомендаций аудитор  приходит к выводу о том, что существенное искажение фактов все же имеет место и руководство проверяемой организации отказывается корректировать прочую информацию, он должен решить, как поступить.

     В соответствии с МСА 720 аудитор может в такой ситуации предпринять следующие действия:

- направить  высшим управляющим организацией письмо с изложением мнения аудитора о прочей информации и обратиться за юридической консультацией.

 

Заключение

 

      Аудиторские организации России сегодня уже  в достаточной степени укрепили свои позиции на рынке. Однако для  повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одна из них - стандартизация аудиторской деятельности. При решении этой задачи важную роль играют международные стандарты аудита (МСА).

      Профессиональные  аудиторские организации стран с достаточно высоким уровнем развития аудита (Канады, Великобритании, Ирландии, США) лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в том числе Австралии, Бразилии, Индии и Голландии, используют МСА для разработки национальных стандартов аудита. Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита (Малайзия, Нигерия, Фиджи и др.), применяют международные стандарты аудита в качестве отечественных стандартов. Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.

      Применять международные стандарты аудита в качестве национальных могут только те страны, которые являются членами  Международной федерации бухгалтеров - МФБ (International Federation ofAccoun-tants - IFAC). Для этого они должны заявить о своем решении принять международные стандарты аудита в качестве основы для утвержденных стандартов аудита и сопутствующих услуг в своей стране. Организации - члены Международной федерации бухгалтеров получают право на перевод данных документов после получения надлежащего разрешения МФБ.

      В октябре 2000 г. при участии Международного центра реформ системы бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный  перевод международных стандартов аудита на русский язык. Однако попытки использовать этот перевод в качестве российского регламентирующего документа не имели успеха. Основной причиной этого стала сложность перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. В 2001 г. Международная федерация бухгалтеров выпустила второе официальное издание сборника международных стандартов аудита и Кодекса этики профессиональных бухгалтеров на русском языке. Обновленное и дополненное издание позволяет российским аудиторам основываться в своей деятельности на первоисточнике и приносит огромную практическую пользу всем профессионалам, способствуя повышению авторитета российского аудита.

      Учебное пособие состоит из 10 глав, в которых  рассматриваются такие вопросы, как роль международных стандартов в становлении аудиторской деятельности; международные стандарты по регулированию обязанностей аудиторов; международные стандарты по планированию аудита; международные стандарты по регулированию аспектов системы внутреннего контроля; международные стандарты по получению аудиторских доказательств; международные стандарты аудита, регулирующие порядок использования работы третьих лиц; международные стандарты по аудиторским выводам и подготовке отчетов (заключений); международные стандарты, регулирующие специализированные области аудита; международные стандарты, регулирующие порядок оказания сопутствующих услуг; Положения по международной аудиторской практике.

      Особое  внимание уделено сравнительной  оценке международных стандартов аудита и их российских аналогов. Книга  написана на основе научных подходов, разработанных на кафедре аудита и анализа Российского государственного аграрного заочного университета.

      Излагаемый  учебный материал приведен в строгом  соответствии с требованиями международной  классификации стандартов аудиторской деятельности. Одновременно в учебном пособии указаны аналогичные российские стандарты и отмечены их отличия от МСА, а также преимущества и недостатки.

      Авторы  считают, что последнее имеет  большое значение. Не только студентам, но и практикующим специалистам сложно получить полное представление о стандартах аудиторской деятельности, если рассматривать МСА или РСА в отдельности. Поэтому в данной работе подобные стандарты анализируются вместе. Отдельно рассматриваются российские стандарты, не имеющие международных аналогов. Подобный подход должен облегчить усвоение материала о МСА и стандартов аудиторской деятельности в целом.

      МСА является главной нормативной базой  для всех аудиторов. Любые национальные стандарты аудита должны соответствовать  основным международным требованиям.

      Современные процессы интеграции труда, а также  задачи реформирования экономики России усиливают требования к уровню знаний выпускников вузов. Поэтому настоящее  учебное пособие предназначено  не только для студентов, но и для  слушателей системы повышения квалификации.

      Российская  экономика нуждается в западных инвестициях, для получения которых  необходимо убедить инвесторов в  целесообразности вложений средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии  финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Объективным документом, отражающим положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а ее достоверность должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных организаций и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту в России и за рубежом.

      Одна  из проблем, связанных с внедрением МСА в отечественную практику, заключается в том, что российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита, далеко не все из них хорошо знакомы даже с национальными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАД).

 

Список используемой литературы

 
  
  1. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. - ИНФРА-М, 2001 г.
  2. Орехова О.Ю., Белогина Н.С. Определение существенности в аудите.
  3. Проблемы и тенденции внедрения международных стандартов аудита в России.
  4. Слатецкая Н.Ю., Системный подход к планированию аудита // Аудиторские ведомости, №4, 2004 г.
  5. Соколинская Н.Э. Аудит финансовой отчетности кредитных организаций по Международным стандартам аудита (МСА) // Внедрение МСФО в кредитной организации, № 3 (13) / 2005 г.
  6. Табалина С.А. Финансовые и бухгалтерские консультации № 9, 2002 г.
27 стандарт аудиторской деятельности