2. Причины и виды бедности

Введение

Актуальность темы контрольной  работы определяется необходимостью осмысления бедности как сложного и разнообразного социального явления, выступающего непременным «спутником» цивилизованного  развития. Любое общество, на какой  бы стадии своего развития оно ни находилось, имеет среди всех его явлений  и то, что называется «бедностью». В современных условиях постиндустриального  информационного общества феномен  бедности приобретает новые качественные составляющие. Бедность проявляется  все больше не только как материальная, но и как духовная составляющая жизненного мира человека, его бытия. Субстанциональная  природа бедности, обнаруживающаяся в системе ценностей и доминирующих интересов и целей, выступает  как индивидуальная, меж индивидуальная и надындивидуальная. Исследование этих уровней бедности как социального явления позволяет найти ответ на целый ряд вопросов о критериях бедности; о бедности как экономическом, культурологическом, нравственном и духовном явлении; о том, что именно нужно осознать и сделать на уровне индивидуальной деятельности человека, а также его семьи, этноса, государства, человечества в целом, чтобы способствовать решению проблемы ликвидации поляризации общества по принципу «бедный-богатый»; о том, что следует сделать, чтобы снять противоречие между бедностью и богатством, добиться появления общества, в котором будет преобладать «средний класс», положение которого характеризуется достойным, комфортным образом жизни.

1.Основные концепции определения бедности

Понятие и сущность бедности Что есть бедность? Словарь Ожегова объясняет это слово как «скудость, недостаточность средств существования, нужда, убожество, неприглядность».

«Российская социальная энциклопедия»  более академична: бедность - это  категория, выражающая абсолютное или  относительное отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления.

Интересно, что вплоть до середины ХVIII века самого понятия «бедность» не существовало. Общество состояло либо из очень богатых, либо из беспросветно нищих - уравновешивающей середины практически  не было. В эпоху Просвещения, когда  европейское общество принялось  создавать некие социальные стандарты жизни, выяснилось, что есть люди, неспособные этим стандартам соответствовать.

Как состояние бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах  деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности  их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному  образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В  капиталистическом же обществе впервые  возник контраст между юридическим  равенством всех граждан и фактическим  сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних  жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Первым на проблему бедности обратил  внимание «изобретатель рынка» Адам Смит. Он, правда, считал бедность «социальной  ржавчиной» и полагал, что бедняком является не тот, кто мало имеет, а  тот, кто мало имеет и при этом много хочет. К тому же протестантская этика, определяющая нравственный климат общества, считала их «неправильными»  гражданами. Поэтому изучать бедность как явление не только экономическое, но и социальное стали сравнительно недавно.

В 1917 году, русский социолог Стопани  впервые исследовал семейные бюджеты  российских рабочих и ввёл в оборот понятие «черта бедности». Сегодня  признано, что бедность является одним  из важнейших индикаторов жизни  общества. Если в обществе много  бедных, значит, оно экономически неблагополучное. Правда, до сих пор социологи всего  мира по-разному толкуют само понятие, кого следует считать бедным.

Анализируя труды философов  и ученых разных исторических эпох и направлений, а также представителей экономической, политической, эстетической и религиозной мысли дадим  различные толкования бедности как  социального явления. Так, Платон, размышляя  над расслоением людей на бедных и богатых, видел государство  состоящим из двух частей: одну составляют бедные, другую – богатые, и все  они живут вместе, строя друг другу  козни. В работе «Государство» показывается, что бедные и богатые – это  слои, группы внутри сословия земледельцев и ремесленников, среди стражей  и правителей таковых нет.

Аристотель также рассматривал вопрос о социальном неравенстве  и утверждал, что во всех государствах есть три элемента: один класс очень  богат, другой – очень беден, а  третий является средним. Согласно его  позиции, государству необходимо думать о бедных, т.к. при исключении множества  бедняков из управления они неизбежно  будут становиться его врагами. Бедность порождает бунт и преступления, и государство, имеющее много  бедных, обречено на гибель.

В размышлениях Гоббса встречается  точка зрения о том, что в обществе недопустимо существование привилегированных  классов, так как они обусловливают  хаос. Ж.-Ж. Руссо видел в бедности, равно как и в невежестве, условие  нравственного нездоровья. И.Кант считал, что в обществе всегда будут бедные и в их числе инвалиды и больные, на содержание которых необходимы государственные  средства (в богадельнях и больницах). Философ допускал и другие формы  государственной поддержки бедных. Например, выдачу им пособий. Эти идеи И.Канта, как известно, широко практикуются социально-ориентированными государствами. В свою очередь, .В.Ф.Гегель давал разные характеристики бедности и богатству. Он выдвигает понятия «обедневшая масса», «нуждающиеся», «бедный класс», «случайность нужды», «бедность» как противоположность «богатства», «нищета». Он рассматривает бедность как социальное явление, т.е. такое, которое выступает определенным специфическим состоянием индивида, социальной группы и общества. Им выделяются две стороны бедности: объективная, связанная с обстоятельствами, и субъективная как область моральности субъекта. Философа волновал вопрос: «как устранить бедность?». Гегель не считал благотворительность тем средством, с помощью которого может быть решена проблема бедности. Он писал о «среднем классе» как господствующем в гражданском обществе.

Значительное влияние на формирование различных концепций бедности оказала  философия позитивизма. Так, в концепции  Г.Спенсера утверждалась позитивно-санитарная роль бедности, выполняющая функцию  естественного отбора. Г.Спенсер  связал возникновение бедности с  ростом общественного производства, и, так как остановить производство невозможно, невозможно ликвидировать  бедность. По Спенсеру бедность – это  не столько социальное явление, сколько  личная проблема, некий «индивидуальный  выбор» и «индивидуальная судьба». В концепциях эгалитаристов (Э.Реклю, Э.Беллами, Ч.Холл, П.Колкахан, В.Голдвин  и др.) бедность рассматривалась  как социальное зло, мешающее гармоничному развитию общества. В качестве путей  решения проблемы они предлагали революционные перевороты и другие кардинальные меры в отношении существующего  порядка (например, в системе распределения  ресурсов). Либерально-реформистские  концепции, близкие по своей сути к эгалитаризму, усматривали в  бедности корни социальной болезни, которую можно и нужно искоренить путем реформ. Отсюда предлагались относительно лояльные к существующей социально-политической и экономической  системе способы решения проблемы.

Представители социал-дарвинизма видят  в бедности неизбежное следствие  индустриального развития и роста  численности населения. Бедность рассматривается  ими как закономерное явление  иерархически организованного общества. Так, Т.Мальтус попытался объяснить  явление бедности естественными  законами природы. Он утверждал, что  государство, помогая бедным, поощряет их размножение. Дж.Бентам занимал более  радикальную позицию в отношении бедных. По его мнению, бедные виновны в собственной бедности, и общество не должно нести никакой ответственности за них. Отсюда делался вывод о необходимости отменить различного рода пособия бедным. Более того, всех бедных он предлагал поместить в места с тюремным режимом. П.Прудон видел основную причину бедности в противоречии безграничности потребления и ограниченности производства. Он считал, что человек в состоянии цивилизации получает посредством труда то, что требуется для поддержания его тела и развития души – ни больше, ни меньше. Это «строгое взаимоограничение производства и потребления и есть бедность», а «нищета быстро наказывает неумеренность и леность». Отсюда решение проблемы бедности Прудон видел во всеобщей экономии и труде.

Проведенный краткий анализ феномена бедности, осуществленный в философской  и научной мысли, позволяет дать следующие определения бедности:

Бедность – это такое состояние  социальности, в которой отсутствуют  одна или несколько составляющих: экономических, социальных, нравственных, правовых, духовных, эстетических, выражающих потребности и ценности личности, группы, общества, цивилизации, что  делает это состояние деструктивным.

Нищета – преобладающее отсутствие у социального субъекта всей системы  ценностей, крайняя степень бедности.

Обездоленность – состояние  социального субъекта, характеризуемое  отсутствием возможности самореализации, обретения самодостаточности в  социальном времени и пространстве.

 

 

2. Причины и виды бедности

Причины бедности можно условно  разделить на три основные группы:1.Причины, исходящие из форм организации общественной жизни: экономические (безработица, низкий уровень зарплат, пенсий, отсутствие сбережений);юридические (слабая правовая защита населения);культурные (древний обычай сводить народное призрение к раздаче милостыни, малограмотность масс);административные (неэффективная система государства);социальные (слабое развитие социальных связей, расслоение общества, проблемы социализации и само актуализации индивида).Внешние причины, стихийно-природные (пожары, неурожаи и т.д.)Внутренние причины, индивидуально-личностные (болезнь, умственные и физические дефекты, социально-психологический склад личности и ее духовность).Есть следующие подходы к объяснению причин возникновения и воспроизводства бедности как социального явления.

1. Культурные объяснения. Одно из  ключевых понятий в рамках  этого подхода — культура бедности. Сторонники этого подхода доказывают, что для среды бедняков характерна  особая культура, в основе которой  лежат смирение, неумение строить  свое будущее и фатализм. В  процессе первичной социализации  эти ценности передаются от  одного поколения к другому,  приводя к «наследованию» бедности.

Другое культурологическое объяснение бедности использует понятие культуры зависимости. Если в теориях культуры бедности сами бедняки рассматриваются  в качестве источника своих бед, то в концепциях культуры зависимости  таким источником выступает государство  с его программами социального  обеспечения. Как полагают многие либеральные  ученые, именно эти программы приводят к тому, что бедные перестают полагаться на свои собственные силы и паразитируют за счет общества.

Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как  упорство, бережливость и честолюбие. По их мнению, один из вариантов решения проблемы бедности — ликвидация государственной помощи либо ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким пособиям, которые человек должен был бы отработать на общественных работах).

2. Структурные объяснения. Теории  этого направления связывают  наличие бедности со структурными  особенностями общества, основанными  на социальной стратификации,  экономическом неравенстве и  т.д.

Сторонники концепции бедности как результата особой ситуации утверждают, что в жизни людей и общества в целом случаются периоды, когда  вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда в обществе наблюдается  общий спад экономики. Причем отдельные  индивиды не несут ответственности  за возникновение такой ситуации. При этом, бедность становится результатом  неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить  такую ситуацию, необходимо создавать  систему социального страхования.

В рамках другой концепции бедность рассматривается как последствие  развития международной экономики  и изменений в структуре мирового рынка рабочей силы. Международные  корпорации ищут страны и регионы  с дешевой рабочей силой, это  приводит к тому, что в стремлении привлечь эти инвестиции многие страны искусственно сдерживают рост заработной платы, что приводит к общему обнищанию  населения.

Независимо от того, каковы первичные  причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения  страны находится за чертой или около  черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в «порочный  круг нищеты». Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности  развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При  этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.

Если можно говорить об искоренении  абсолютной бедности в ряде развитых стран, то относительная бедность будет  постоянной проблемой любой страны в обозримом будущем.

Причиной бедности индивида может  быть даже определенный склад его  характера. Так, отсутствие силы воли, трусость, боязнь риска, а также пассивность, лень, склонность к бродяжничеству зачастую приводит к бедности. Нередко  такие черты проявляются в  случае отсутствия или потери высших ценностей и смысла жизни индивидом, что влечет за собою состояние  экзистенциального вакуума, без духовности. В свою очередь, и бедность влияет на личность человека. Бедным людям свойственны невысокая самооценка, заниженные потребности. В условиях безысходности они зачастую полагаются на стечение благоприятных внешних обстоятельств, удачу, нежели на собственные усилия по воздействию на то, как складывается их жизнь. С этим связана и повышенная агрессивность бедных по отношению к обществу, его законам и людям, властным структурам всех уровней.

Выделяют два вида бедности.

1. Абсолютная бедность связана  с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку  биологическое выживание.

Речь идет об удовлетворении самых  элементарных потребностей - в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени  и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и  современным человеком, существенно  различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

2. Относительная бедность определяется  путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном  обществе уровнем жизни. Средний  уровень жизни в развитых странах  Запада заведомо выше, чем в  развивающихся странах. Поэтому  то, что будет считаться бедностью  в странах развитого Запада, для  отсталых государств расценивается  как роскошь. Так, например, в  категорию относительно бедных  на Западе попадают и те  люди, которые не испытывают затруднений  с питанием, но не могут позволить  себе удовлетворять потребности  более высокого уровня (образование,  культурный отдых и т.д.). Таким  образом, критерии относительной  бедности базируются на социальных  признаках и сильно варьируются  в разные эпохи или странах.

Кроме этой базовой классификации  типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных  финансовых средств) и вторичную  бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на «устойчивую» бедность (бедность «по наследству») и «плавающую» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти  на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком  разоряются и переходят в разряд бедняков).

3.Измерение бедности

Методик определения бедности существует великое множество. В большинстве  развитых стран применяют так  называемую «канадскую» схему: по ней  бедным считается семья, которая  тратит на первоочередные нужды - еду, одежду, оплату жилья - большую часть  доходов (в разных странах эту  долю определяют по-разному). В европейских  государствах бедных «вычисляют» по так называемому индексу ППС - паритету покупательной способности. Примечательно, что размер ППС каждый год на специальной сессии устанавливает  Всемирный банк. ППС определяет минимально необходимое количество денег, которые  нужны человеку, чтобы поддерживать физическое существование. Для разных регионов он разный. Для островов Карибского бассейна, например, один доллар, а для  России - четыре. Правда, в России индекс ППС «не работает», поскольку  он не учитывает особенностей нашей  национальной экономики.

Есть ещё стандарты бедности, разработанные ООН. По ним полагается сравнивать изменение доходов 20 процентов  самых богатых и 20 процентов самых  бедных представителей населения. Россия опять же в эти методики не вписывается, поскольку является страной с  переходным типом экономики, где  разрыв между богатыми и бедными  очень велик. Всего же, по оценкам  ООН, в состоянии бедности сегодня  живёт около миллиарда людей, причём самые высокие темпы прироста бедного населения в странах  Африки.

1. Концепция прожиточного минимума. Первыми, кто занялся количественными  расчетами уровня бедности, стали  английские ученые Чарлз Бут  и Сибом  Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие «порог бедности». Порог бедности - это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же - отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.

2. Концепция относительной бедности (депривации). Одним из первых  ее авторов был американский  ученый Питер Таунсэнд. Если первая  концепция базировалась на понятии  дохода, то концепция относительной  бедности во главу угла ставила  понятие благосостояния. Она учитывала  удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены  жизненно необходимыми предметами  и услугами, но не могут вести  принятый в их обществе образ  жизни. С другой стороны, доход  не является определяющим показателем  в тех странах, где государство  проводит политику, направленную  на улучшение благосостояния  бедных посредством не только  денежных субсидий и пособий,  но и самых разнообразных натуральных  льгот (бесплатный проезд в  общественном транспорте, льготное  жилье, бесплатное образование  и т.д.). Акцент на качестве и  условиях жизни позволяет определить  разрыв между социальной позицией  индивида (или семьи) и его уровнем  жизни.

3. Концепция аккумулированной депривации. Эта концепция впервые предложена  в 1979 норвежским социологом Е.Хансеном. Существенный недостаток методики  концепции относительной бедности, — это произвольность выбранных  критериев. Отсутствие какого-либо  критерия может быть не столько  показателем бедности, сколько сознательным  выбором индивида (например, для  вегетарианца отсутствие мяса  в рационе не является следствием  невозможности его приобрести). Характерной  чертой нового подхода стало  не просто изучение благосостояния  индивида (либо семьи), но и подсчет  количества проблем, с которыми  он сталкивается (материальный доход,  занятость, социальные отношения,  образование и т.д.).

4. Концепция бедности как самооценки. Все описанные подходы основаны  на том, что исследователь выбирает  критерии бедности, в то время  как изучаемые люди являются  пассивным объектом. В последние  десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов — считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер.

Российские социологи определяют бедность по методу, предложенному  уже упомянутым русским социологом Стопани. Бедным следует считать  человека, чьи доходы не превышают  половины или трёх четвертей (для  разных регионов) среднедушевого дохода. Метод Стопани очень удобный. Есть бюджет прожиточного минимума (БПМ), который называют «чертой бедности», есть люди, чьи доходы ниже «черты бедности» - это и есть бедные. Те, у кого доходы составляют менее половины БПМ, считаются остро нуждающимися, в  просторечие - нищими.

Когда, в 1994 году Всероссийский центр  изучения общественного мнения впервые  провёл исследование российской бедности - оно вызвало немало шума. И даже не потому, что, по данным социологов, бедных в России было вдвое больше, чем  сообщали официальные источники. Социологи  отметили печальную тенденцию: бедность распространялась в обществе как  чума, причём «заражалось» в первую очередь именно работающее население. Среди главных причин российской бедности социологи назвали тогда  низкие ставки найма, высокий рост безработицы  и задержки зарплаты. Заодно выяснилось, что российская бедность разительно отличается от европейской. Например, в Швеции (там самый низкий в  мире уровень бедности - около трёх процентов работающего населения) бедный - это либо подрабатывающий  на каникулах студент, либо вечно  не работающий «халявщик», не попавший ни в одну из социальных программ. В  России бедный - это квалифицированный  работник, как правило, семейный, который  обитает в наёмном жилье, получает маленькую зарплату и целиком  зависит от работодателя, поскольку  высока безработица. Без собственности, без прав, без перспектив.

Уровень бедности, измеренный по критериям  каждой из этих концепций, будет заметно  различаться, однако они дадут более  высокий процент бедности, чем  в случае с измерением прожиточного минимума.

 

4.Последствия бедности

Одна группа ученых рассматривала  бедность как фактор борьбы за существование, который подстегивает развитие союза  и отдельно взятых индивидов. Это  направление получило название социал-дарвинистского, в современном мире данная позиция  защищается либералами. Другая группа ученых видит в бедности социальное зло и призывают к его устранению посредством более уравнительного распределения всех благ между людьми. Этот подход называют социал-уравнительным (или эгалитаристским), его придерживаются сторонники социалистической идеологии.

Все признают, что бедность имеет  много негативных последствий.

Бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением выгод, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были «горючим» материалом социальных переворотов и стремились «грабить награбленное».

Даже если бедные не совершают актов  насилия в отношении других людей, общество в котором они живут, все равно несет потери. Бедный человек не может полноценно участвовать  в жизни федерации, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает  бесплодно. Особенно трагична «наследуемая»  бедность, когда дети бедняков при  одинаковых способностях имеют гораздо  меньше шансов само реализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком.

Живущие в странах «третьего  мира» бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические  заболевания, от которых затем могут  страдать и богатые страны (например, лихорадка Эбола).

Признавая, что во многих аспектах бедность вредна для союза, либералы в то же время подчеркивают ее положительные  последствия.

По их мнению, если бы не было бедности, то уменьшился бы стимул людей повышать эффективность труда. Бедность, таким образом, заставляет людей активно участвовать в конкуренции за жизненные блага.

Сторонники обеих позиций –  и социалисты, и либералы – сходятся в признании преимущественно  негативных последствий абсолютной бедности, но расходятся во мнениях  по поводу относительной бедности.

Социальная политика, направленная на борьбу с бедностью. Существует два  противоположных подхода к проблеме борьбы с бедностью.

Первый подход является более распространенным и заключается в признании  необходимости обеспечения бедных помощью и пособиями. Выдача денежных пособий, самый простой способ оказания помощи бедным, сам по себе не решает проблемы. Другие способы, практикуемые государствами разных стран, – это  программы повышения образования  или переквалификации. Но и они  зачастую не меняют ситуацию, так как, даже приобретя новую профессию, человек часто не может найти  рабочее место или не в силах  заставить себя эффективно трудиться.

Если при первом подходе к  решению проблем бедности государство  исходит из необходимости перераспределять доходы от богатых к бедным посредством  прогрессивного налогообложения и  социальных программ, то второй подход базируется на идее невмешательства  государства в экономику. По мнению сторонников этой теории, поведение  государства должно стимулировать  бедных занять более активную позицию  в жизни, а не паразитировать на шее  более обеспеченных слоев населения. Кроме того, если богатые будут  инвестировать свои средства в экономику, они создадут необходимое количество Рабочих мест, что может решить проблему бедности без участия государства. Этот подход пыталось реализовать, например, в Британии 1970–1980-х правительство Маргарет Тэтчер.

Необходимо отметить, что  хотя в любой стране правительство  устанавливает специальные критерии определения бедных, в реальности права на помощь и пособия имеют  отнюдь не все те, кто отвечает данным критериям. Эта позиция государства  объясняется нехваткой ресурсов для обеспечения всех нуждающихся. Для ограничения масштабов социальной помощи применяются два ужесточающих критерия. Первый ограничивает число  людей путем выделения отдельных  категорий бедняков, имеющих право  на помощь. Например, многие виды помощи может получать безработный, но не человек, имеющий работу, хоть и низкооплачиваемую. Второй критерий основан на использовании  только доходной характеристики бедности, игнорируя проблему депривации.

5.Методы борьбы с бедностью    

 Независимо от различного  трактования этого понятия, бедность  затронула все слои населения,  приняв широчайшие масштабы в  РФ.    

 Согласно стандартам Всемирного  банка, Россия по показателю  ВВП относится к среднеразвитым  странам, а по показателю бедности  – к развивающимся странам.    

 Главное направление преодоления  абсолютной бедности – обеспечение  продуктивной занятости, повышение  эффективности труда, создание  условий для трудо активной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий – проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.    

 Первым шагом политики в  области преодоления бедности  является построение (уточнение)  типологии бедных семей и определение  их целевых групп – полные  низко доходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.    

 Необходима обязательная проверка  нуждаемости соответствующих семей,  исходя из двух критериев: 1) совокупные  доходы семьи находятся ниже  официально установленной черты  (стандарта) бедности,

2) стоимость личного имущества  находится ниже некоторого официально  установленного регионального минимального  стандарта. Только одновременное  соблюдение данных двух условий  может считаться достаточным  основанием для того, чтобы претендовать  на получение социальной помощи.     

2. Причины и виды бедности