3ащита прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг



министерство образования и  науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


Заочная форма обучения

с использованием дистанционных  образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Жилищное право»

 

Тема «3ащита прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг»

 

Вариант № 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент Ю.В. Преснякова

Группа   ЮРбз-0932Д

Преподаватель  Л.В. Стародубова 

 

«22» апреля 2013г.

 

 

 

 

Тольятти 2013 г.

 

 

 

Оглавление 

Введение 

  1. Права и обязанности потребителей………………………….

1.2. Права и обязанности  собственника жилища в многоквартирном  доме…. 

  1. Защита прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг…..
    1. . Порядок действий при оказании некачественных услуг в сфере ЖКХ….

Заключение 

Список литературы

 

 

 

Введение

 

Вопросы защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального  хозяйства не теряют своей актуальности никогда. Подтверждением тому служит непрекращающийся поток жалоб от населения в  городское отделение Роспотребнадзора на работу коммунальных и обслуживающих организаций, в частности, товариществ частных собственников жилья.

Проблема юридической  защиты прав потребителей услуг жилищно-коммунального  хозяйства является одним из самых  заметных приоритетов деятельности. К сожалению, вопрос юридической  защиты прав потребителей не стал менее острым с вступлением в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации. Новые нормативы в жилищной сфере привели к изменению порядка расчетов за пользование услугами, порядка предоставления некоторых коммунальных услуг.

В связи с этим одним  из основных вопросов, относящихся  к юридической защите прав потребителей, стало право на своевременное  и достоверное получение информации о нововведениях, о меняющихся расценках  и т.п. Законодательство о юридической  защите прав потребителей гарантирует гражданам информационную открытость этой сферы.

Поводом для вопросов о юридической защите прав потребителей  является неверное информирование граждан  о сути услуги, ее достоверной стоимости  и механизме расчета этой стоимости, несоблюдение порядка начисления сумм, требуемых к оплате – в том числе, и в результате некомпетентности сотрудников службы  ЖКХ, а так же невыполнение управляющими организациями обязанностей по содержанию дома (при этом механизм влияния на сами действия управляющей организации тоже воспринимается как весьма туманный).

 

 

Отдельная проблема - оказание некачественных услуг в сфере  ЖКХ. К сожалению, механизм должной  юридической защиты прав потребителей тоже оказываются здесь не эффективным, особенно когда дело доходит до одностороннего отказа от исполнения обязательств.

Самая распространенная форма юридической защиты прав потребителей, осуществляемая Роспотребнадзором, –  это привлечение предприятий  сферы ЖКХ к судебной ответственности  на основании нарушения прав неопределенного круга лиц. Процент удовлетворенных исков по таким делам довольно высок. Но это лишний раз говорит о том, что юридическая защита прав потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства возможна только на этом уровне. А, так сказать, самозащита потребителя, возможность внесудебного урегулирования проблем неосуществима как таковая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Потребитель пользуется правами стороны  в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами независимо от того, заключает ли он договоры с жилищной и/или коммунальной организациями непосредственно или поручая их заключение управляющей организации.

Потребитель имеет право на обеспечение качества условий проживания в соответствии с установленными стандартами, на повышение благоустройства жилища до уровня, сложившегося в населенном пункте; на своевременное и качественное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также обслуживание и ремонт своего жилища (квартиры, индивидуального дома), обеспечивающих сохранность жилища и комфортность проживания в нем в соответствии с требованиями стандартов; на беспрепятственное и бесперебойное получение коммунальных услуг в необходимом ему объеме, не причиняющих вреда его жизни, здоровью и имуществу; на участие в решениях об использовании общего имущества и повышении благоустройства придомовой территории многоквартирного дома; на контроль (установку приборов учета в заявительном режиме) и оплату фактических объемов потребленных коммунальных услуг; на снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленные сроки; на предоставление временного или альтернативного жилища при проведении планового капитального ремонта муниципального жилого дома или в результате аварии или повреждения, повлекших существенное снижение потребительских качеств жилища, делающих невозможным дальнейшее проживание в нем без ущерба для здоровья и имущества (в установленных органом местного самоуправления — муниципальным заказчиком случаях); на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя, а также на компенсацию морального вреда, на уплату исполнителем неустоек (штрафов) при нарушении регламента работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и параметров качества коммунальных услуг; на выверку у исполнителя расчетов по жилищно-коммунальным платежам (лично или через своего представителя); на защиту, в том числе досудебную, его прав через территориальные подразделения государственной жилищной инспекции или муниципального заказчика; на полное или частичное освобождение от обязанностей по оплате отдельных видов жилищно-коммунальных услуг за весь период временного отсутствия по месту постоянного жительства (регистрации), но в пределах трехлетнего срока; на информацию о своих правах по получению жилищно-коммунальных услуг и процедуре их защиты; другие права, предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором.

Потребитель обязан соблюдать правила пользования жилищем, общим имуществом многоквартирного дома и придомовой территорией, не нарушая прав и законных интересов других потребителей, проживающих в соседних квартирах и домах; своевременно и полностью оплачивать предоставляемые ему жилищно-коммунальные услуги; поддерживать состояние занимаемого жилища, в том числе индивидуального жилого дома, в исправном техническом состоянии, производить за свой счет текущий ремонт занимаемого жилища, включая его инженерное оборудование и индивидуальные приборы учета в сроки, установленные жилищным законодательством. Непосредственная реализация указанных функций может выполняться на договорных началах исполнителем, имеющим в установленных законом случаях соответствующую лицензию; обеспечивать возможность своевременного осмотра, обслуживания и ремонта внутридомовых и внутриквартирных систем инженерного оборудования, конструктивных элементов дома, приборов учета, допуская для этого в занимаемое жилище имеющих соответствующие полномочия должностных лиц: исполнителя и контролирующих организаций; немедленно сообщать в аварийную службу исполнителя об обнаружении неисправности сетей, оборудования, приборов учета, снижении параметров коммунальных услуг, ведущих к нарушению качества условий проживания, создающих угрозу жизни и безопасности граждан, а также к другим негативным последствиям; уведомлять исполнителя в 10-дневный срок об изменении условий или режима использования жилища (изменении количества проживающих, возникновении или прекращении права на льготы и др.) и необходимости соответствующего пересчета платежей за обслуживание жилья и коммунальные услуги; другие обязанности, предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором. 

Потребителю запрещается производить без разрешения собственника жилищного фонда, без уведомления исполнителя и без соблюдения установленного порядка изменение и перенос конструктивных элементов жилища вентиляционного, отопительного и другого инженерного оборудования, внутренних инженерных сетей или подключения к ним, не соответствующие проектным характеристикам здания; использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей допустимую нагрузку внутридомовой электрической сети, устанавливать дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также другое оборудование, не соответствующее проектным характеристикам, требованиям безопасности и эксплуатации, а также ресурсосбережения; допускать совершение действий, приводящих к порче жилища, общего имущества многоквартирного дома или конструкций здания, нарушению внешнего облика здания и и придомовой территории, принятых архитектурно-планировочных и градостроительных решений; нарушать и изменять согласованные в установленном порядке схемы учета потребления коммунальных услуг; использовать теплоноситель системы закрытого центрального отопления для целей горячего водоснабжения.

1.2. Права и обязанности собственника жилища в многоквартирном доме

 

Только собственник  жилого помещения в полной мере определяет судьбу своего жилья. Собственник –  это полноправный хозяин в квартире. Но вместе с владельцем в квартире могут проживать и другие граждане, например, члены семьи собственника.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилым  помещением в соответствии с его  назначением.

Собственник жилища, находящегося в многоквартирном доме, наряду с  основными правами потребителя имеет право на участие в решениях об использовании, реконструкции или другом изменении режима эксплуатации общего имущества и всего многоквартирного дома, в котором он проживает (в том числе придомовой территории и встроенно-пристроенных помещений), о выборе исполнителя по каждому виду услуг, о внедрении новых видов обслуживания; самостоятельно участвовать в выработке условий договоров с исполнителем, контролировать выполнение им своих обязательств, осуществлять иные действия, необходимые для обеспечения своих прав и интересов и/или поручать их выполнение управляющей организации.

В соответствии со ст. 17 Жилищного  кодекса, жилое помещение предназначено  для проживания. Но в квартире можно  не только жить, можно осуществлять в нем профессиональную деятельность. Собственник может создать в квартире студию, или приспособить комнату под пошив одежды, или просто трудиться дома за компьютером. Но такое использование жилья не должно нарушать права и затрагивать законные интересы живущих рядом.

Хозяин квартиры вправе не только проживать и заниматься профессиональной деятельностью в своей квартире, он также вправе сдать свою собственность в аренду, и не только гражданам, но и юридическому лицу. В этом случае с юридическим лицом должен заключаться договор аренды, а квартира, предоставленная по договору аренды, может использоваться только для проживания граждан, например, сотрудников организации.

 Помимо прав у собственника  имеются и обязанности Он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. То есть, обязан производить в квартире своевременный ремонт, платить за коммунальные услуги, платить установленные законом налоги. Оплачивать придется не только квартиру, но и общее имущество в многоквартирном доме.

Собственник жилища в  многоквартирном доме обязан принимать долевое участие в оплате общих расходов по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома; сообщать исполнителю о сдаче жилища внаем или в аренду, предоставлять ему данные, позволяющие идентифицировать нового потребителя или владельца; обеспечивать предоставление потребителю жилищно-коммунальных услуг. В необходимых случаях обращаться к исполнителю для внесения изменений и дополнений в договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Помимо собственника с ним могут проживать и другие граждане, которые хоть и не являются сособственниками жилого помещения, но в соответствии с законом именуются членами семьи собственника.

 К членам семьи  собственника относятся проживающие  совместно с хозяином квартиры его супруг, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи. То есть если собственник прописал людей в квартире, то они (в правовом смысле) автоматически приравниваются к членам его семьи.

 Законом установлено,  что члены семьи имеют право  пользования квартирой наравне  с собственником. Они также  обязаны использовать помещение по назначению и обеспечивать сохранность квартиры. Дееспособные и ограниченно дееспособные граждане несут с собственником солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из права пользования. Они тоже обязаны оплачивать коммунальные услуги и участвовать в других обязательных платежах по содержанию имущества. Исключение составляет налог на квартиру, который лежит только на собственнике имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

 

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства  является одной из важнейших проблем. Основу претензий потребителей в области ЖКХ, как правило, составляют вопросы нарушения определенных договором сроков строительства жилья; несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений; навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей; несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг; нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан; невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории и т.д.

На действия (бездействия) служб жилищно-коммунального хозяйства  можно пожаловаться в органы прокуратуры (надзор за соблюдением законодательства); Государственная жилищная инспекция (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования – состояние крыши, лестничных клеток, чердаков, подвалов, фундамента, несущих стен и др.; контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация); Управление Роспотребнадзора либо его территориальные отделы (контроль за соблюдением права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах); Региональная служба по тарифам (контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организация проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов организаций коммунального комплекса с привлечением соответствующих организаций); Управление социальной защиты населения (вопросы предоставления льгот по оплате ЖКУ); Органы местного самоуправления (ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений).

2.1. Порядок  действий при оказании некачественных  услуг 

в сфере  ЖКХ

 

В случае обнаружения  потребителем ненадлежащего оказания  жилищно-коммунальных услуг (к примеру: температурный режим в жилом помещений ниже нормы, более 4-х часов единовременно отсутствует холодная или горячая вода,  лифт не работает более суток), у него имеются все основания для предъявления претензий исполнителю услуг.

Однако в первую очередь  жильцам необходимо осознавать, что обоснованность предъявления требований возникает не в момент нарушения их прав, а только при наличии соответствующего документального подтверждения не предоставления услуг потребителю либо предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (Акт проверки качества жилищно-коммунальных услуг) является основанием для перерасчета платы, а время, указанное в нем – для расчета размера снижения платежей.

Первое, с чего следует  начать в случае непредставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества, – это уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее – аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (для надежности и более эффективного контроля исполнения лучше сообщение сделать в письменной форме). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид не предоставляемой услуги или предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно- диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины не предоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины оказания жилищно-коммунальных услуг ненадлежащим образом он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. По результатам проверки составляется акт. Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и подписан потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). При подписании акта потребителю следует обратить внимание на полноту и достоверность сведений, указанных в нем. В акте обязательно указываются нарушения параметров качества услуг, а также время и дата предоставления некачественных ЖКУ.

Не исключено, что при проведении проверки качества ЖКУ потребитель и исполнитель либо их представители не смогли прийти к единому мнению относительно качества ЖКУ. В этом случае определяется новое время и дата оценки качества ЖКУ, на которую приглашается представитель Государственной жилищной инспекции (или представитель общественного объединения потребителей). По результатам повторной оценки качества услуг также составляется акт в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта остается на руках у потребителя.

Если действие (бездействие) исполнителя причинило ущерб жизни, здоровью или имуществу,  в течение 12 часов с момента обращения в аварийно-диспетчерскую службу должен быть составлен соответствующий акт. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. Акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя.

 

 

Заключение

 

Организация контроля и  надзора в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг со стороны территориальных органов должна предусматривать систему мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений потребительского законодательства.

Основанием для применения таких мер будут служить:

- жалобы, обращения, заявления граждан - потребителей жилищно-коммунальных услуг;

- соответствующие обращения  органов государственной власти, местного самоуправления, общественных  организаций потребителей, средств  массовой информации;

- мероприятия по контролю, проводимые в установленном порядке должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора.

При этом, в соответствии с возложенными на них функциями  и в рамках полномочий, установленных  законодательством, территориальные  органы (уполномоченные должностные лица) вправе выдавать соответствующим исполнителям жилищно-коммунальных услуг обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей и необходимости соблюдения обязательных требований к жилищно-коммунальным услугам.

Основанием для выдачи предписаний, в частности, являются установленные факты:

- нарушения права потребителей  на получение полной и достоверной  информации об исполнителе и  оказываемых им жилищно-коммунальных  услугах (ст. 8 - 11 Закона РФ "О  защите прав потребителей", п. 1.7 Правил предоставления коммунальных услуг);

 

- нарушения требований (в том числе обязательных) к  качеству и безопасности предоставляемых  жилищно-коммунальных услуг (ст. 4, 7 Закона РФ "О защите прав  потребителей", п. 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.03 N 170 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.03, рег. N 5176, опубликованы в "Российской газете" 23 октября 2003 г. N 214);

- включения в договор  условий, ущемляющих права потребителей  по сравнению с правилами, установленными  действующим законодательством,  в т.ч. навязывание платных  дополнительных услуг, обусловливание  оплаты (приобретения) одних услуг  обязательной оплатой (приобретением) иных и т.д. (ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей");

- несоблюдения исполнителем  соответствующих неимущественных  требований потребителей, связанных  с предъявлением ими индивидуальных  претензий в отношении предоставляемых  жилищно-коммунальных услуг (их потребительских свойств, сроков оказания и др.) (ст. 12, 18, 28, 29, 37 Закона РФ "О защите прав потребителей").

При этом следует иметь  в виду, что в силу положений  ст. 11 ГК РФ все претензии и требования имущественного характера, предъявляемые потребителями, при их неразрешении в добровольном порядке подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями.

 

Список литературы:

 

  1. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 01.04.2012);
  2. Закон РФ от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.12.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  3. Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 (в ред. от 28.07.12) «О защите прав потребителей»;
  4. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354;
  5. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 03.04.2013 N 290;
  6. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306; (ред. от 28.03.12);
  7. Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. № 155; (ред. от 01.02.05);
  8. Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006г. № 25; (ред. от 16.01.08);
  9. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170;
  10. СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

3ащита прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг