Cостав осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и основные проблемы применения средств исправления к осужденным

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного 

бюджетного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«Оренбургский государственный университет»  
 

Факультет дистанционных технологий

Кафедра уголовного права и уголовного процесса 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Уголовно – исполнительное право» 
 

Вариант № 6 
 

                                                                                      
 

                                        Руководитель работы

                                         ___________________ Кригер Н.В.

                                         «_____»_________________2011 г.

                                        Исполнитель

                                        Студент группа ЮДБ – 449 

                                         ______________  Маркова КС. «_____»__________________ 2011 г.

                                        Нормоконтролер ________________

                                        «_____» ___________________ 2011г. 
 
 

     Бузулук 2011

 
 
 

       Содержание 

Задание №1……………………………………………………………………. 3
Введение ……………………………………………………………………… 3
Cостав осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и основные проблемы применения средств исправления к осужденным …..  
4
Заключение …………………………………………………………………… 10
Задание №2 …………………………………………………………………… 11
Задание №3 Тесты ……………………………………………………………. 13
Список  используемых источников ………………………………………….. 14

Приложение  А …………………………………………………………………   15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

       Состав  Осужденных – распределение  общего числа осужденных по полу, возрасту, мерам наказания, назначенным судами, по видам совершенных преступлений.

       Главной задачей уголовно-исполнительной системы  Российской Федерации является исправление  осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных  без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную  человека.

       Современная уголовная политика Российской Федерации  направлена на усиление борьбы с тяжкими  и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении  уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.

       Уголовно-исполнительный кодекс указывает, что основными  методами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно  полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

       Задача  определения средств исправления  осужденных состоит в закреплении  этих средств в конкретной норме  закона, а затем в установлении правового механизма их реализации. Особенная часть УИК применительно  к особенностям исполнения отдельных  видов наказания регулирует механизм реализации данных средств. Наглядно это  проявляется в разд. IV УИК, определяющем порядок исполнения лишения свободы: гл. 12 и 13 регламентируют режим в  исправительных учреждениях; гл. 14 - труд, профессиональное образование и  профессиональную подготовку осужденных; гл. 15 - воспитательное воздействие  на осужденных и их общее образование. По аналогичной схеме, но в более  сжатом виде в соответствии с указанной  задачей регулируется механизм реализации основных средств исправления осужденных применительно к исполнению иных видов наказания.

       Режим в исправительных учреждениях определяется в ст. 82 УИК РФ как установленный  законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок  исполнения и отбывания лишения  свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий  осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного  учреждения, изменение условий отбывания  наказания. Режим создает условия  для применения других средств исправления  осужденных. 
 
 
 
 
 

     Cостав осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и основные проблемы применения средств исправления к осужденным 

       Значительное влияние на состояние преступности в местах лишения свободы оказывает качественный состав осужденных. Контингент осужденных не однороден, осужденные имеют различные психологические особенности, линии поведения в местах изоляции от общества, а также неформальный статус.

       Состав  Осужденных – распределение  общего числа осужденных по полу, возрасту, мерам наказания, назначенным судами, по видам совершенных преступлений.

       Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает  следующие критерии классификации  осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: характер и степень общественной опасности совершенных преступлений. Правила назначения осужденным вида исправительных учреждений закрепляются ст.74 УИК и развиваются ст.80 УИК, которая предусматривает раздельное содержание осужденных.

       Введение 1 июля 2002 года в действие нового Уголовно-процессуального  кодекса вместе с общей либерализацией российского уголовного законодательства заметно отразилось на динамике числа  осужденных: оно резко (почти на четверть) сократилось по сравнению с 2000 годом (рис. 14). Достигнув минимального значения в 2003 году - менее 774 тысячи человек, - число  осужденных в последующие годы вновь  стало возрастать. В 2008 году наметилось небольшое снижение - по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 925 тысяч человек (в 2008 году - 929 тысяч человек), из них 15,1% - женщины. Доля женщин в общей численности  осужденных понемногу возрастает, увеличившись с 13,1% в 2006 году, хотя в целом остается относительно стабильной с 2000 года, составляя  от 13% до 15%.

       Среди осужденных по приговорам судов, вступившим в законную силу, устойчиво снижается  доля подростков 14-17 лет и увеличивается  доля молодых людей в возрасте 25-29 лет (Приложение А). С конца 1990-х годов среди осужденных понемногу возрастала доля людей 50 лет и старше, которая в 2008 году поднялась до 7,0% против 4,8% в 1998-1999 годах.

       Среди осужденных около 40% составляют ранее  судимые лица (включая имеющих  неснятые и непогашенные судимости, а также лиц, юридически ранее  не судимых со снятыми и погашенными  судимостями), более половины (55% в 2007-2008 годах, 57% в 2005-2006 годах) - лица в трудоспособном возрасте без определенных занятий1.

       Исправление осужденных - это формирование у  них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого  общежития и стимулировании правопослушного  поведения (ч.1 ст.9 Уголовно – исполнительный кодекс РФ).

       Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч.2 ст.43 УК РФ) достигается  посредством применения к осужденным основных средств исправления при  исполнении наказания.

       Согласно  ч.2 ст.9 УИК РФ, в качестве основных средств исправления действующее  уголовно - исполнительное законодательство определяет:

       а) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

       б) воспитательная работа;

       в) общественно полезный труд;

       г) получение общего образования;

       д) профессиональная подготовка;

       е) общественное воздействие.

       На  основании положения, закрепленного  в ч.3 ст.9 УИК РФ, выбор средств  исправления осужденных зависит  от ряда факторов, таких как, - вид  наказания; характер и степень общественной опасности совершенного преступления; личность осужденного; поведение осужденного.

       Основные  средства исправления имеют режимное внутреннее содержания. Так к одному из основных средств исправления  законодатель относит режим отбывания  наказания. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется  кара, но вместе с тем режим имеет  определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития.

       С точки зрения психологии, режим - это  долговременный фрустратор, который  лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей1.

       Порядок и условия отбывания наказания  в ныне действующем уголовно-исполнительном законодательстве с различных позиций  обеспечивают правовую регламентацию  применения средств исправления. Режим  определяется как установленный  законом и соответствующими закону нормативно - правовыми актами порядок  исполнения и отбывания наказания. Условия же отбывания наказания  выступают в качестве элементов  прогрессивной системы наказания  и достаточно четко регламентируют процесс дифференциации осужденных в зависимости от различных условий  отбывания наказания. Статья 87 УИК  РФ определяет правовую регламентацию  различных условий отбывания  наказания в пределах одной исправительной колонии. Различные условия отбывания  наказания в одной исправительной колонии позволяют более эффективно организовать исправительный процесс  в местах лишения свободы и  обеспечивают возможность максимального  применения к осужденным основных средств  исправления.

       Воспитательная  работа, как и режим, отнесена к  одному из основных средств исправления (ст.9 УИК РФ). Как разностороннее средство воздействия на осужденных, воспитательная работа подвержена правовому  регулированию в меньшей мере, чем такие средства исправления  как режим и труд. Тем не менее  проводить ее без правовой регламентации  невозможно. Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

       Статья 110 УПК РФ определяет основные формы  воспитательной работы, такие как: нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных к лишению  свободы, способствующее их исправлению.

       Воспитательная  работа с осужденными проводится дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения и установленного в нем режима и условий содержания.

       Организация общеобразовательной подготовки является одним из самостоятельных направлений  воспитательной работы с лицами, лишенными  свободы. Это направление является необходимым, обеспечивающим успех  всей работы по исправлению осужденных, т.к. без повышения общеобразовательного уровня невозможно действительное воспитание человека. Общеобразовательное обучение базируется на конституционном праве  граждан РФ на образование (ст.43 Конституции  РФ). В соответствии со ст.112 УИК РФ, общеобразовательное обучение обязательно  для лиц, лишенных свободы, не достигших  тридцатилетнего возраста и не имеющих  основного общего образования. Социальная ценность человека в значительной мере определяется уровнем образования, которое оказывает влияние на формирование его жизненных взглядов, его отношение к труду, поведение  и творческую активность. Организация  получения осужденными основного  общего и среднего полного общего образования, создание, ликвидация и  реорганизация образовательных  учреждений уголовно - исполнительной системы (школ и учебно - консультационных пунктов) осуществляется в порядке, установленном центральными органами управления уголовно - исполнительной системы по согласованию с Министерством  общего и профессионального образования  РФ. Получение осужденными основного  общего и среднего (полного) общего образования поощряются и учитываются  при определении степени их исправления (ч.4 ст.112 УИК РФ). Наряду с режимом  и воспитательной работой одним  из основных средств исправления  осужденных является общественно полезный труд. Общественно полезный труд - категория  экономическая, но в исправительных учреждениях используется в воспитательных целях в процессе исправительного  воздействия на лиц, лишенных свободы. Труд играет значительную роль в формировании и воспитании человека. Это положение  общепризнанно во всех философских  и педагогических учениях.

       Новый УИК РФ сохранил обязанность каждого  осужденного к лишению свободы  трудиться. Так ч.1 ст.103 УИК РФ говорится:

       "Каждый  осужденный к лишению свободы  обязан трудиться.." Но обязанность  осужденного трудиться вытекает  не из приговора суда, а на  основании установленного особого  правила, регулирующего как привлечение  заключенного к труду, так и  его характер в том или ином  месте заключения. Осуществление  этого особого правила связано  с приговором, но не входит  в содержание последнего.

       Помимо  установленной в ч.1 ст. 103, обязанности  осужденных трудиться, они в полной мере обладают и конституционным  правом на труд (ст.37 Конституции). В  процессе реализации этого права  осужденных, администрации исправительных учреждений корреспондируются обязанностью привлекать осужденных к общественно  полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния  здоровья и по возможности специальности. Осужденные привлекаются к труду  на объектах предприятий любых организационно - правовых форм собственности.

       Воспитательная  роль труда состоит в том, что  он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует  жизнедеятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд - мостик связи человека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что  арестанты без работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга. Мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу1.

       Производственная  деятельность заключенных не должна быть подчинена цели получения прибыли  от их труда и не должна препятствовать процессу их исправления.

       Но  вместе с тем, труд, организованный в местах лишения свободы, должен быть производительным, а приобретаемая  или совершенствуемая там квалификация или профессия явились бы востребованными  после освобождения из мест лишения  свободы.

       Осужденные  мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, инвалиды 1 и 2 группы, привлекаются по желанию.

       Профессиональная  подготовка и профессиональное образование  осужденных является неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно  осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения. Согласно закону, начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляется в порядке, установленном Министерством юстиции, но совместно с Министерством  образования РФ.

       Профессиональное  образование и профессиональная подготовка выступают в качестве достаточно эффективного средства исправления  осужденных. К сожалению, в связи  со сложной экономической ситуацией, данная форма исправительного воздействия  на осужденных утрачивает свой потенциал. Профессионально - технические училища  в местах лишения свободы стали  закрываться все чаще. Все это, конечно же, снижает в целом  эффективность процесса исправления  осужденных. Формы профессиональной подготовки могут быть самыми различными: от обучения в ПТУ до бригадного обучения. Отношение осужденного  к профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его исправления. Оно учитывается при характеристике поведения осужденного и определяет его готовность к социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Правовая регламентация организации профессионального образования и профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ. В качестве средств исправления осужденных в ст.9 УИК РФ названо и общественное воздействие.

       В настоящее время возникают такие  формы общественного воздействия  на осужденных, как правозащитные  организации. Большое влияние на осужденных оказывают различные  религиозные организации, которые  получили сегодня доступ в места  лишения свободы. Различные общественные организации и объединения, участвуя в работе исправительных учреждений, обязаны направлять свою деятельность не на достижение своих интересов, а на содействие администрации учреждения в деле исправления осужденных.

       Можно сделать вывод, что:

       1. Применение к осужденным мер  исправительного воздействия - это  особый вид воспитательного процесса, который осуществляется в процессе  исполнения уголовных наказаний  с целью исправления осужденного.

       2. Исправительное воздействие осуществляют  не только администрация учреждений  и органов, исполняющих наказания,  но и преподаватели школ, ПТУ,  общественность.

       3. Применение мер исправительного  воздействия только частично  регулируется уголовно-исполнительным  законодательством, а методика  их применения в большинстве  случаев основывается на положениях  педагогики и психологии, основ  воспитания.

       Труд  осужденных организуется только на территории тюрьмы; при отсутствии возможностей создать в тюрьме специальные  цеха, труд осужденных организуется по камерам. Обучение осужденных — на общих основаниях (на практике ограничено — нет помещений, нет возможности  собирать учебные группы из-за необходимости  соблюдения режимных требований). Воспитательная работа проводится по камерам (в том  числе радиофицирование, снабжение  газетами и иной периодикой). Предусматривается  возможность перевода из тюрьмы в  ИК в порядке меры поощрения для  положительно характеризующихся осужденных по отбытии в тюрьме не менее ½  срока, назначенного по приговору суда. Осужденные, отбывающие наказание в  тюрьмах, могут быть представлены к  условно-досрочному освобождению.

       По  состоянию на начало 2010 года, среди  заключенных, содержавшихся в исправительных колониях для взрослых, доля осужденных за кражу составляла 20,5%, за убийство – 16,8%, за преступления, связанные с  наркотиками – 15,8%, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 14,2%, за разбой – 10,4%.

       Доля содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних за период статистического наблюдения не превышала 2,1% (1996 и 1999 годы), а в последние годы стала снижаться, опустившись к началу 2010 года до 0,7%.

       На  начало 2010 года в воспитательных колониях для несовершеннолетних отбывали наказание 5970 подростков, в том числе 383 девочек. В следственных изоляторах и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих  в режиме СИЗО и тюрем, содержались  еще 2,8 тысячи подростков.

       Среди несовершеннолетних, содержавшихся  на начало 2010 года в воспитательных колониях, доля осужденных за кражу  составляла 25,0%, за грабеж – 19,8%, за разбой – 15,2%, за умышленное нанесение тяжкого  вреда здоровью – 11,0%, за убийство – 6,5%1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Исполнение уголовных наказаний базируется на действующем уголовно-исполнительном законодательстве и заключается в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации мер государственного принуждения, определенных для конкретного вида уголовного наказания. Исполнение уголовного наказания неразрывно связано с исправительным воздействием на осужденного, которое осуществляется путем применения к нему средств исправления. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления в настоящее время являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; общественное воздействие. Эти средства применяются к осужденным на основе принципа дифференциации и индивидуализации.

       Несмотря на проведенные реформы, государственная система исполнения наказания в виде лишения свободы в настоящее время не выполняет и не способна эффективно выполнять возложенные на нее задачи. Количество же преступлений не уменьшается, а наоборот продолжает расти. От эффективности наказаний во многом зависит жизнь всех граждан общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание № 2

Дайте краткое определение  следующим понятиям:  правовое положения лиц, отбывающих наказание; обязательные работы, свидания осужденных к лишению свободы. 

       Правовое  положение (статус) лиц, отбывающих наказания в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и закрепляемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания, определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания. 

       Обязательные  работы - в уголовном праве РФ - вид наказания:

  • назначаемого только как основное;
  • заключающегося в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
 

       Свидания  осужденных к лишению  свободы. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание № 3

Выполните тесты:

1. Злостным  уклонением от отбывания наказания  в виде ограничения свободы является:

а) самовольное по уважительным причинам оставление осужденным территории исправительного центра;

б) не выход  на работу по неустановленным причинам в течении суток;

в) оставление места работы или места жительства на срок менее 24 часа;

г) отказ от использования в отношении осужденного технических средств надзора и контроля. 

2. Условно  осужденные находятся под контролем:

а) уголовно-исполнительных инспекций;

б) исправительных центров;

в) суда;

г) прокурора. 

3. Исправительные  колонии подразделяются на:

а) колонии  общего и особого режима;

б) колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима;

в) колонии  общего, особого и льготного режима;

г) колонии-поселении, колонии общего и особого режима. 

4. Администрация  следственного изолятора о перемещении  осужденного к месту лишения свободы обязана поставить в известность:

а) одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания;

б) суд;

в) органы опеки и попечительства;

г) родителей  осужденного. 

5. Подлежат  переводу в колонию-поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

б) осужденные к пожизненному лишению свободы  в случае замены этого вида наказания  в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) положительно характеризующиеся осужденные из колонии общего режима;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях  закрытого типа. 

6. В  пределах одной исправительной  колонии осужденные к лишению  свободы могут находиться:

а) в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания;

б) в  общих и строгих условиях отбывания  наказания;

в) в  обычных, облегченных, строгих, легких условиях отбывания наказания;

г) легких, льготных и строгих. 

7. Кинофильмы  демонстрируются осужденным к  лишению свободы:

а) отбывающим наказание в тюрьме;

б) осужденным, переведенным в штрафные изоляторы;

в) осужденным, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры;

Cостав осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и основные проблемы применения средств исправления к осужденным