Cовременная система управления финансами

     Содержание 

Введение 3

Какова  современная система управления финансами 4

Заключение 8

Список  литературы 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

     как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования  определенных фондов денежных средств, необходимых государству для  выполнения своих задач и функций;

     как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

     Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

     Финансы Российской Федерации-это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. 

Какова  современная система  управления финансами

 

     Система управления финансами в современной  экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени  российская система управления финансами  получила развитие в процессе экономических  реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.[6 c.126]

     Между тем цивилизованная рыночная экономика  не может успешно и стабильно  функционировать и развиваться  без хорошо отлаженной, управляемой  финансовой системы и регулируемого  финансового рынка. Финансовая система  и финансовый рынок функционируют  на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они  в то же время обслуживают и  определяют условия деятельности самой  реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами  приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции  определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную  перестройку, ставят благосостояние населения  в зависимость от результатов  экономического роста.

     Система управления финансами в современной  рыночной экономике представляет собой  взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и  ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

     Управление  финансами в переходной экономике  имеет ряд особенностей, которые  характеризуются следующими основными  моментами:

     Распад Советского Союза и приобретение бывшими союзными республиками суверенитета и атрибутов международного права поставили управление российской финансовой системой в кардинально новые условия - осложнились, а в большей части были разорваны связи между республиками, входившими в бывший Советский Союз, в том числе и с теми, с которыми российская экономика имела важные производственно-экономические и финансовые отношения;[6 c.131]

     Прежняя планово-централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям. Поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно-денежной сферой, получившая относительно автономное функционирование. Был создан Центральный банк Российской Федерации, получили развитие коммерческие банки и другие финансовые организации. Бюджетная система была перестроена на принципах федерализма и налоговой основе. Установлены таможенные границы, в том числе и для перемещения финансовых ресурсов между государствами, ранее входившими в Советский Союз;

     Вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности — государственной и колхозно-кооперативной - в результате приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность вырабатывать и определять собственные финансовую стратегию и тактику;

     Сложились некоторые характерные финансово-экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику в управлении финансами. Поэтому перед государством встала чрезвычайно важная проблема в управлении финансами - это учет финансовой и экономической деятельности субъектов хозяйствования, по своему статусу относящихся к различным сферам экономической деятельности. В связи с этим возникла необходимость учета особенностей управления финансами в следующих сферах экономической деятельности: а) регламентирование и регулирование деятельности нефинансовых коммерческих корпораций и квазикорпораций (иначе говоря, предприятий реального сектора экономики, производящих материальные ценности и услуги); б) контроль за деятельностью финансовых и кредитных организаций; в) управление финансами органов государственной и муниципальной власти; г) контроль за финансовой деятельностью некоммерческих организаций, обслуживающих население; д) регулирование финансов домашних хозяйств, в конечном счете определяющих благосостояние населения;[6 c.203]

     Переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий России и регионов, так же как и для большинства союзных республик бывшего СССР, оказался неожиданным. Никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования. Финансовые показатели, формирование финансовых ресурсов и их расходование стали зависимы от весьма неустойчивых рыночных цен. Эта зависимость от рыночных цен относится как к федеральным, так и к региональным органам власти и отдельным предприятиям;

     Существенно расширились права и возможности в самостоятельном формировании и использовании финансовых ресурсов практически у всех субъектов финансовой системы;

     В регионах начала складываться инфраструктура финансовых институтов рынка, в основном вписывающаяся в финансово-рыночную систему России, но эти институты подчас не соблюдают нормы законодательно-правового регулирования.

     Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В  то же время эта роль государства  в регулировании финансов рыночной экономики принципиально отличается от функций государства в планово-централизованной экономике. Это обусловлено, с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово-централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной, судебной.

     Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия  Центрального банка РФ в осуществлении  монетарной политики, а также вновь  созданных таких институциональных  структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.

     Кроме того, практически в роли достаточно сильной лоббирующей власти выступают  средства массовой информации (СМИ), которые  непосредственно не участвуют в  выработке и осуществлении финансовой политики и, конечно, в осуществлении  финансирования, но своим воздействием через средства печати, радио и  телевидение иногда весьма ощутимо  влияют на принятие важных финансовых решении в различных органах  власти.[7 c.56]

     Таким образом, развитие рыночной экономики  в решающей мере зависит от функционирования финансовой системы, ее воздействие  на реальную экономику определяется прежде всего эффективностью государственного регулирования финансов. 
 
 
 
 

Заключение

 

     В структуру финансов как целостной  категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов).

     Финансовый  институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

     Совокупность  входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи  образуют финансовую систему России.

     Финансовую  систему РФ составляют следующие институты:

  1. бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
  2. внебюджетные целевые фонды;
  3. финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  4. имущественное и личное страхование;
  5. кредит (государственный и банковский).

     Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих  государственных и административно-территориальных  образований. В финансовую систему  РФ также включаются финансы юридических  и физических лиц. Характеризуя финансы  юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные  внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения, Федеральный  и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

     В финансовую систему включаются и  негосударственные фонды (федеральные  и региональные, например, негосударственные  пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Список  литературы

 
   
  1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая, №146-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ", №273, от 06.03.98.; "Положение о Министерстве финансов РФ".
  3.    Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  4. Общая теория финансов. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  5.   Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. –М.: Дело, 1997.
  6.   Финансы. /Под ред. Ковалевой А.М. Учебное пособие. –М.: Финансы и статистика, 1996.
  7. Финансы в управлении предприятием. /Под ред. Ковалевой А.М. – М.:

Финансы и статистика, 1995.

Cовременная система управления финансами