CША в XX веке

  Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………2

  1. Эволюция государства и права в новейшее время……………………….3
  2. Президентская власть и Конгресс. Расширение законодательной деятельности федерального органа власти – Конгресса США……….…5
  3. Централизация федеральной власти……………………………………….8
  4. Деятельность государства по поддержанию политической и экономической стабильности. «Новый курс» Рузвельта. Ревизия «нового курса». Режим «маккартизма»……………………………………………...11
  5. Деятельность правоохранительных органов……………………………..15

Заключение…………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение;

XX век положил начало  эпохе Новейшего времени, ставшей одной из наиболее противоречивых в истории человечества. С одной стороны, для большинства народов мира этот век явился переломным этапом в их развитии. Многие регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате распада колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и  государственно-правового  строя. 
С другой стороны это был век, отмеченный гражданскими и двумя мировыми войнами, впервые охватившими большую часть населения земного шара и, что наиболее трагично, унесшими миллионы жизней.1 
 Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного порядка (идеологического, религиозного, национального) в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического и социально-экономического развития. Создавались военные блоки, дестабилизирующие международные отношения. Острые противоречия между ними характеризуют взаимоотношения между странами экономически развитыми и бывшими колониальными и зависимыми.

Вместе с этим, несмотря на глубокую противоречивость, мир становился все более взаимосвязанным. Его реалии побуждали суверенные государства к созданию международных организаций, призванных осуществлять сотрудничество между народами при решении экономических, социальных, гуманитарных и иных  проблем.2 Общепризнанными являются авторитет и значение таких международных организаций, как ООН, Европейский Союз, ВТО, АСЕАН, НАТО и др.  
 В рассматриваемое время и на региональном уровне началось сближение стран приблизительно одинаковой экономико-политической ступени  развития.  
 Выделяют несколько основных направлений государственно-правового развития: эволюцию государств «либеральной демократии», временное установление авторитарных режимов (фашистский «национал-социалистический» режим в Германии), возникновение социалистической государственности, существенно отличавшейся как от «либеральной демократии», так и от фашизма.3 В большей степени познается зависимость развития демократии от уровня политической и правовой культуры самих людей в данном обществе, знания ими своих прав и обязанностей перед обществом. Именно с этих позиций необходимо оценивать историю государственности XX в., именно это позволит увидеть, какой исторический опыт является полезным и позитивно причиняется к развитию государства, а какой стоит просто оставить в прошлом. В рассмотрении этого и заключается задача. 

 

  1. Эволюция государства  и права США в новейшее время.

 

(Особенности государственного развития США)

Благодаря чрезвычайно  благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, к концу XX века США становятся крупнейшей мировой державой, имеющей собственную колониальную империю. Они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Население страны увеличилось в большей степени за счет образованных, готовых к работе эмигрантов, прежние отечества которых тратили свои средства на их образование, лечение и воспитание.4 Мировые войны, в которых участвовала страна, стали причиной усиления ее экономического и военного развития, т.к. боевые действия фактически не затронули ее территории, а уже после  Первой мировой войны Америка стала кредитором для государств, нуждающихся в финансовой поддержке.5

За это время американская экономика перенесла важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. верховенство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода, что все же не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Интенсификация труда в середине 50-х годов позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права, хотя расовая дискриминация все же присутствовала.6

Стремительно развивался рынок. Товары американского производства так же устремились на внешние рыки и уже перед первой мировой войной экспорт превышал импорт.

Все это повлияло на развитие американской государственности, которая  воплощала почти все наиболее характерные черты эволюции современных  либерально-демократических государств. Что немаловажно все происходившие  события и предпринятые действия опирались на положениях конституции 1787 г. и не изменяли ее структурных основ.

 

(эволюция конституционного права)

На протяжении всего  XXв. Деятельность всех государственных институтов определялась Конституцией 1787г. Обновления были незначительными и в большинстве случаев определялись случайными обстоятельствами.7 Такого рода стабильность была предопределена качествами самой Конституции, а так же «сложившимся в стране подходом, что любые проблемы можно решить в рамках закона или в крайнем случае на ряду с ним».8 Ряд конституционных поправок был установлен для коррекции порядка избрания президента.(22-я поправка указывает количество возможных каденций президента, 22-я уточнение порядка и времени вступления в должность, 25-я разрешила президенту назначать вице-президента).

19-я поправка к Конституции  вводила существенные изменения  в избирательном праве. На ее  основании женщинам предоставлялись  те же избирательные права,  что и мужчинам, хотя некоторые ограничения, касающиеся всего населения, все же оставались: возраст, оседлость, необходимость уплаты избирательного налога- ( которую ликвидировала 24-я поправка).

В первой четверти XXв. Была утверждена привязанность избирательных прав к институту гражданства.

Избирательная система  и порядок выборов в основном остались прежними.17-я поправка ввела  прямые выборы сенаторов населением штатов вместо прежним местным законодательным собранием.9 Избирательные округа стали равными по численности населения.

 

  1. Президентская власть и  Конгресс.

 

Взаимоотношения основных государственных властей на протяжении XX века складывались несколько иначе, чем это было предписано нормами Конституции. Политическая жизнь страны характеризовалась соперничеством президентской власти и представительного органа – Конгресса за доминирование в решении государственных дел, тем более что президент не всегда мог опираться на большинство своей партии в палатах Конгресса. (В истории США наблюдалось всего несколько таких случаев, когда президентская партия располагала значительным большинством в Палате представителей и Сенате одновременно.)

На протяжении XX в., особенно в силу разного рода ситуативных и военных обстоятельств, положение президента в государстве и его полномочия выросли, соответственно сократив возможности влияния Конгресса на многие важные стороны государственной политики.10 Фактический статус президента стал выше конституционного «имперская президентская власть». Одним из основных источников роста значения президентской власти стали его внешнеполитические полномочия, особо значимые в ходе войн, которых постоянным участником были США на протяжении всего века. В связи с участием в войне за президентом были закреплены и чрезвычайные   полномочия, которые позволяли практически неограниченно контролировать развитие стратегически важных отраслей экономики (н.п. экспорт, как государственных учреждений, так и частных лиц). Президент имел право не информировать Конгресс о предпринятых действиях, включая право отстранения должностных лиц, что было признано Верховным конституционным судом в 1974г.

Особенно важным стало  установившееся с 1921 г. преимущество исполнительной власти в вопросах формирования и  исполнения бюджета: активная бюджетная  инициатива могла исходить только от президента. Палата представителей могла лишь согласиться с этим или отказать.

Президентская власть увеличила  также свое прямое законодательное значение. Хоть в 1920-1930-х гг. уменьшилось количество вето президента на постановления и законы Конгресса, то в компенсацию этого была сформирована собственная система нормативных актов президента, которые он мог издавать и которые практически приобрели значение наравне с законами Конгресса.

 Чрезмерные полномочия Президента привели к противодействию Конгресса, которое сумело частично возвратить президентскую власть в конституционные пределы. Таким образом, с 1974 по 1975 г. государственно- политической жизнью США руководил Конгресс.

В1973 г. Конгрессом была создана  резолюция, которая ограничивала право  Президента начинать войну. Любые его  действия, связанные с этим моментом, должны были быть согласованны с Конгрессом.

Для ограничения неподдающейся контролю президентской деятельности Конгресс ввел в практику оговорки о своем праве законодательного вето на решения исполнительной власти по конкретным его полномочиям, и хоть практика эта была признана Верховным судом неконституционной, то в этот период она стала «действенным орудием сокращения влияния президентской власти»11.

Во второй половине XX в. Конгресс увеличил число специальных расследований деятельности администрации по самым разным ее сторонам, включая действия военных, спецслужб и разведывательных органов. Эти расследования также стали орудием обеспечения контроля над исполнительной властью и возвращения государственного преобладания к Конгрессу. В 1977 г. были ограничены полномочия президента по реорганизации правительственного аппарата.12

Деятельность Конгресса в принципе осталась такой же, как в конце XIX в. С 1912 г. число депутатов в Палате представителей стало постоянным – 435, а Сенат достиг численности в 100 сенаторов. Преобладающей формой деятельности Конгресса оставалась работа разного рода комитетов палат. Стабилизировались так же их виды и количество.  За некоторыми даже были закреплены самостоятельные полномочия и выдан особый статус. Новшеством стало образование в структуре Конгресса партийных комитетов, которых главной задачей была организация деятельности депутатов своих партий.

Количество постоянных комитетов (в них проходила основная работа по подготовке законодательства и координации действий с исполнительной властью) с середины XX в. оставалось практически неизменным. Акт о легислатуре (1946) закрепил существование 20, затем 22 постоянных комитетов для Палаты представителей и 16 – для Сената.

Участие конгрессменов в разных сторонах государственной деятельности привело к образованию подкомитетов (к 1974 г. в Палате представителей их насчитывалось 133, в Сенате – 147). Именно подкомитеты вышли на первый план в разного рода расследованиях Конгресса и в общем контроле за деятельностью администрации, вплоть до контроля назначения кадров.13

Одним из самых важных моментов деятельности Конгресса стало возрастание контроля над финансовой независимостью конгрессменов: были введены ограничения на коммерческую деятельность. 27-я поправка к Конституции (1992) установила, что решения конгрессменов об увеличении своего вознаграждения вступают в силу только со следующего созыва Конгресса.14

 

  1. Централизация федеральной власти.

 

Особенности мировой практики построения федеративных государств показывают, что государственное устройство каждого из них основано, прежде всего, на двух факторах: с одной  стороны, федеративное государство  представляет собой единое, целостное  государственное образование, несмотря на то, что состоит из отдельных  самостоятельных государственных  образований. С другой - федеративное устройство следует рассматривать  как сложную систему, для жизнеспособности которой принципиальное значение имеют степень взаимосвязи федеральных единиц между собой и недопустимость возвышения интересов одной из них над общегосударственными.

Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из конфедерации в федерацию и до сих пор является правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации, а так же для «обеспечения внутреннего спокойствия». После долгих обсуждений создатели конституции пришли к мнению, что высшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться в руках одного должностного лица. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально установился принцип единоначалия.15 Согласно Конституции глава федеральной исполнительной власти стал именоваться Президентом Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок.

Президент контролирует исполнительную власть, введение в жизнь законодательных актов, заключает договоры и исполнительные соглашения, устанавливает дипломатические отношения, осуществляет контроль над общенациональной организацией своей партии и системой патронажа. Может воздействовать также на партийные организации в штатах и на местах, возглавляет армию и флот США, производит назначения в офицерском корпусе, принимает решения о начале боевых действий и пользуется широкими полномочиями в период войны. В сфере законодательства президент выступает с инициативами в виде запросов и рекомендаций конгрессу, налагает вето на неугодные ему законопроекты, обладает правом созыва специальных сессий одной или обеих палат конгресса.16

Расширение и усложнение исполнительно-распределительных функций  государства стало одной из причин создания так называемого аппарата управления, состоящего из наемных служащих-профессионалов. Его формирование завершилось к концу XIX века, но уже в XX веке президент имел под своим управлением большой аппарат управления, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы государственной и гражданской жизни страны. К нему относились: департаменты (министерства), национальные агентства, многочисленные временные «Комиссии», «бюро», «советы»…

Формально в стране не сложилось  единой государственной службы, но, мимо того, что каждый штат имеет  свой административный аппарат управления, не означает разобщенности госаппарата  в масштабах страны. Распоряжения президента выполняются, чему способствуют различные средства давления, (в  первую очередь финансовые), находящиеся  в распоряжении президента и глав общефедеральных ведомств.

В итоге централизация  привела к усилению федеральной  власти во главе с президентом, что  все же не означает подмены ею других ветвей власти. Законодательная и  судебная власти продолжают оставаться важным звеном системы «сдержек и  противовесов».17 Здесь особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.18

  1. Деятельность государства по поддержанию политической и экономической стабильности. «Новый курс» Рузвельта. Ревизия «нового курса». Режим «маккартизма».

 

    1. Кризис 30х. и введение «Нового курса» Рузвельта

В XX в. Значительно усилилось государственное вмешательство в экономику страны. Необходимость в этом была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США на половину снизилось промышленное производство (до 56%), сократился национальный доход, обанкротилась половина существующих банков, что лишило миллионы американцев их сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный выход из кризиса фактически ничего не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии.19 Новый президент выступил с программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Его реализация началась почти одновременно во всех важнейших областях экономики и социальных отношений. Был принят ряд законов, призванных стабилизировать банковскую и всю финансовую систему.

Одним из главных решений  было наложение запрета на вывоз  золота за границу. Золотой запас страны сосредоточивался в банках Федеральной резервной системы (ФРС). Доллар перестал быть привязан к золоту, что вело к увеличению денежной массы на рынке, но усиливало влияние правительства на ее циркуляцию. Контроль над финансовой системой в целом был возложен на ФРС и созданную к этому времени Федеральную комиссию по ценным бумагам и биржам.20 Была проведена ревизия почти всех банков страны, что привело к закрытию около 3х тыс. мелких и одновременно поддержанию существования крупнейших банков при помощи выделения из казны нескольких миллиардов долларов в виде кредитов и субсидий. После всех предпринятых правительством действий банковская система   несколько  стабилизировалась. 
Для «оздоровления» промышленности США было создано специальное учреждение — Национальная администрация восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность которых регулировалась кодексами честной конкуренции, определявшими количество выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта,  цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и  т.д.21 
 Регулированием сельского хозяйства занималась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании соответствующего закона получила право на регулирование цен на продукцию сельского хозяйства. Это осуществлялось главным образом путем сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).22 
 В целях уменьшения безработицы и снижения ее последствий принимаются экстраординарные меры. Осуществлением этих мер руководит Федеральная администрация чрезвычайной помощи, замененная вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые так называемые трудовые лагеря, где люди занимались строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. 
 Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались в распоряжении правительства Рузвельта. 
 В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении. Создано было Управление по социальному страхованию. С этого момента пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечающим определенным условиям и достигшим 65-летнего возраста. Для формирования пенсионного фонда был установлен новый ежегодный налог на индивидуальные доходы в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5% через каждые следующие три года.

В 1938 г. был принят Закон  о справедливом найме рабочей  силы, фиксирующий максимальную продолжительность  рабочего времени для некоторых  групп трудящихся и минимум зарплаты. 
  «Новый курс», который стал непосредственным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений, способствовал смягчению проявлений  кризиса.

 
4.2. Ревизия «Нового курса».

 

  По мере выхода из кризиса корпорации через Верховный суд стали добиваться  отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических  средств. 
После окончания второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят Закон Тафта. Этот закон вводил некоторые изменения в закон уже существующий. Таким образом, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент получает  право на приостановление забастовки на срок 80 дней, а государственным служащим и вовсе запрещается какое- либо участие в забастовках. Не допускались стачки, «создающие угрозу национальным интересам страны». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой, которая выходит за рамки закона. Устанавливался контроль над профсоюзными средствами. Нынче их запрещалось использовать для достижения каких-либо политических целей. Были приняты и другие законы, которые в той или иной мере ограничивали права профсоюзов.23

 

    1. Режим «маккартизма».

 

Маккарти́зм (от фамилии сенатора Джозефа Рэймонда Маккарти) — движение в общественной жизни США, имевшее место между концом 1940-х и концом 1950-х годов, сопровождавшееся обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против инакомыслящих.24

  Период маккартизма характеризовался ростом «нападений» на социальные и экономические права рабочих, отказом от демократических норм Конституции. Стали появляться многочисленные комиссии по расследованию, начало развиваться антиконституционное законодательство, внутренний шпионаж, проводились кампании против профсоюзных движений, деятелей культуры, проводилась пропаганда расизма и шовинизма.25

Маккартизм существовал  в США и до Маккарти, а так же после него, однако своему появлению он был обязан именно идеям антикоммунизма. После выступления Маккарти с так называемым разоблачением, активизировались атаки на рабочее движение и либерализм. Антилиберальным силам во всем мерещился социализм и его проявления. Они полагали, что такие государственные мероприятия, как контроль над ценами, регулирование ставок подоходного налога в сторону снижения, законы о минимумах заработной платы – все это социалистические направления деятельности.

Период маккартизма  характеризовался активным преследованием коммунистов. Была выработана целая  система преследования инакомыслящих. Главным направлением такой политики было именно преследование коммунистического движения США. Репрессии проводились без особого различия между участниками демократической оппозиции, участников антивоенного движения и движения за гражданские права.

 

 

 

  1. Деятельность правоохранительных органов.

 

  Правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом, с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.26

    1. Разведка США;
  • Центральное разведывательное управление США (ЦРУ), создано в 1947 году в соответствии с законом «О национальной безопасности».27Оно играет ведущую роль в разведывательном сообществе США: выполняет тайные операции, собирает разведывательную информацию, вербует агентуру.

Административную пирамиду ЦРУ составляют директораты, в которых  состав включены оперативные и административные управления и центры.

  1. Оперативный директорат решает задачи по добыванию информации, организует и осуществляет тайные операции, контрразведывательное обеспечение оперативных мероприятий. Борется с терроризмом и наркобизнесом.
  2. Научно-технический директорат проводит исследования и разработки в области технических средств сбора информации и осуществляет обмен информацией с научными центрами.
  3. Информационно-аналитический директорат является главным подразделением по обработке и анализу информации и подготовке ее для Президента.
  4. Административный директорат занимается подбором и подготовкой кадров, обеспечивает безопасность персонала и объектов ЦРУ.28

 

  • Агентство национальной безопасности США

С момента создания (1952) входит в структуру министерства обороны, хотя является самостоятельным членом разведывательного сообщества. Отвечает за организацию и ведение радиоэлектронной разведки, а так же за обеспечение защиты линий связи. Разрабатывает коды и шифры криптографических систем для передачи секретной информации. Является одним из самых засекреченных агентств.29

 

    1. Контрразведывательные органы США. Федеральное бюро расследований министерства юстиции США (ФБР)

Федеральное бюро расследований  было создано в 1908г в составе  министерства юстиции США. Подчиняется  непосредственно главе этого  ведомства - генеральному прокурору. Сочетает в себе функции контрразведки, политической полиции и уголовного розыска.

ФБР действует в трех сферах правоохранительной деятельности:

- уголовной (борьба с преступностью)

- гражданской (защита конституционного строя и прав граждан)

- в сфере обеспечения  национальной безопасности (защита  секретов)

Их деятельность затрагивает  такие важные аспекты, как борьба с организованной преступностью, противодействия  терроризму, выявление и пресечение шпионской деятельности, расследование  фактов коррупции, ведение следствия  по тяжким уголовным преступлениям, проверка благонадежности кандидатов на ответственную гос. службу, защита граждан и их прав.30

Оперативные работники называются «спец агентами» и они непосредственно занимаются расследованиями, а остальные сотрудники обеспечивают их деятельность. Директор ФБР назначается Президентом.

 

Заключение;

Конституция 1787 г. преобразовала  Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. В итоге США стали  первой страной в мире, где возникла должность президента, которая в одном лице объединяла главу государства и главу правительства. Именно США стали первым государством, где институт президентства стал одним из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть имела в основном монархический (наследственный) характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.31 В первую мировую войну США стали одной из крупнейших мировых держав, и, не смотря на разыгравшуюся в 1929г «Великую депрессию», которую им удалось побороть с помощью «Нового курса» президента Франклина Рузвельта, так называемой «политики вмешательства государства в экономику», из второй мировой вышли наименее пострадавшей страной среди всех ее участников. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, а прибыли американских монополий пошли в гору. Хочется отметить, что Конституция США, хоть и является жестким и трудноизменяемым документом, сформулирована так гибко, что необходимость внесения изменений в ее текст была реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые.

Все три ветви власти формируются на условиях, указанных в Конституции: Конгресс избирается непосредственно населением, Президент -коллегией выборщиков, Верховный суд - совместно Президентом и Сенатом. В США взаимоотношения между Президентом, Конгрессом и Верховным судом строятся на принципе разделения властей - законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная - Президенту, судебная -  Верховному суду и другим судам. Главной целью разделения властей является обеспечение равновесия между тремя ветвями власти, не допуская возвышения одного органа государства над другим.

CША в XX веке