Cущность налогового планирования

Вопрос №8. Cущность налогового планирования.

Налоговое планирование - это деятельность налогоплательщика, направленная на достижение оптимального уровня налоговых отчислений законным путем.

«Налоговое планирование - это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования».

Виды и этапы налогового планирования

Для определения правового содержания и сущности налогового планирования немаловажно рассмотреть различные его виды. В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов налогового планирования. По мнению А.В. Ройбу существуют следующие классификационные признаки налогового планирования.

В зависимости от масштабов построения:

1. государственное - направлено на реализацию государством своих функций в различных областях государственного регулирования;

2. на уровне субъектов - предусматривает  выработку и оценку управленческих  решений исходя из целевых  установок организации и учета  величины возможных налоговых  последствий. Организации стремятся  максимизировать свой доход и  прибыль. С этой позиции основной  задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов.

В зависимости от периодов налогового планирования различают:

1. кратковременное налоговое планирование - здесь возможны использование  пробелов законодательства, учет  налоговых льгот, нововведения и  прочее;

2. долговременное или стратегическое  планирование - возможны учет специфики  объекта и субъекта налогообложения, особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных  стран, применение международных  соглашений и прочее;

3. долгосрочное налоговое планирование - это использование налогоплательщиком  таких приемов и методов, которые  уменьшают его налоговые обязательства  в течение длительного времени  или в процессе всей деятельности  налогоплательщика.

В зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на: корпоративное и индивидуальное.

В зависимости от степени использования в деятельности организаций норм налогового законодательства различают следующие виды налогового планирования:

1. Классическое налоговое планирование  подразумевает соответствие действий  налогоплательщика нормам законодательства, налоговые платежи вносятся в  установленном порядке. Суть заключается  в планировании правильной и  своевременной уплаты налогов.

2. Оптимизационное налоговое планирование  предусматривает способы, при которых  экономический эффект в виде  уменьшения налоговых платежей  достигается путем квалификационной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает необоснованную переплату налогов.

3. Противозаконное, то есть уклонение  от уплаты налогов включает  использование способов, при которых  экономический эффект в виде  снижения размера налоговых платежей  достигается с применением противозаконных  действий в целях уменьшения  налоговых платежей. Уклонение от  уплаты налогов представляет  собой форму уменьшения налоговых  и других платежей, при которых  налогоплательщик умышленно или  неосторожно уменьшает размер  своих налоговых обязательств  с нарушением действующего законодательства.

 Вопрос№18. Общие условия и давность привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного  настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

 Статья 117- исключена.

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

1. Нарушение налогоплательщиком  установленного настоящим Кодексом  срока представления в налоговый  орган информации об открытии  или закрытии им счета в  каком-либо банке

влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.

2. Исключен

Статья 119. Непредставление налоговой декларации

1.Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Пункт 2.1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Пункт 2.2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Пункт 2.3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей.

Пункт 3.3. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Статья 121. Исключена.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога

1. Неуплата или неполная уплата  сумм налога в результате занижения  налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога или других  неправомерных действий (бездействия), влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные  умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное не удержание (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Статья 124. Утратила силу с 1 июля 2002 г.

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Пункт 2.1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Пункт 2.2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

3. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Статья 127. Исключена.

Статья 128. Ответственность свидетеля

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влекут взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний, влекут взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Пункт 2.1 Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, влечет взыскание штрафа в размере 5тысяч рублей.

Пункт 2.2 Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода, влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Пункт 1.1 Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Пункт 2.2 Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля

Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля

Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм:

выплачиваемых свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым налоговыми органами; судебных издержек.

Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым

1. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым  возмещаются понесенные ими в  связи с явкой в налоговый  орган расходы на проезд, наем  жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства выплачиваются суточные.

2. Переводчики, специалисты  и эксперты получают вознаграждение  за работу, выполненную ими по  поручению налогового органа, если  эта работа не входит в круг  их служебных обязанностей.

3. За работниками, вызываемыми  в налоговый орган в качестве  свидетелей, сохраняется за время  их отсутствия на работе в  связи с явкой в налоговый  орган заработная плата по  основному месту работы.

4. Суммы, причитающиеся  свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым выплачиваются  налоговым органом по выполнении  ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.

Вопрос №28. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.

В течение последних лет в ходе реформирования налогового законодательства Российской Федерации особое внимание уделяется специальным налоговым режимам для малого бизнеса, в частности системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

В настоящее время система налогообложения в виде ЕНВД широко применяется во многих регионах России и является обязательной для некоторых категорий организаций и предпринимателей. И хотя право введения такого налога принадлежит муниципальным властям, основные правила его расчета и уплаты регулирует глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового  кодекса РФ (вступила в силу с 1 января 2003 года). 

Данный налоговый режим имеет существенную специфику. 

Например, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяет свое действие на налогоплательщика в целом, то есть применяется в отношении всех видов деятельности хозяйствующего субъекта. 

Вместе с тем, система налогообложения вмененного дохода распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности, в отношении остальных видов деятельности одновременно будет применяться общий или упрощенный режимы налогообложения.

Единый налог на вмененный доход - это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода (показателя). 

Основными признаками единого налога на вмененный доход являются следующие положения:

1. Система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности вводится в действие  нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных  районов, городских округов, законами  городов федерального значения .

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности :

1) оказания  бытовых услуг;

2) оказания  ветеринарных услуг;

3) оказания  услуг по ремонту, техническому  обслуживанию и мойке автотранспортных  средств;

4) оказания  услуг по хранению автотранспортных  средств на платных стоянках;

5) оказания  автотранспортных услуг по перевозке  пассажиров и грузов, осуществляемых  организациями и индивидуальными  предпринимателями, имеющими на  праве собственности или ином  праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной  торговли, осуществляемой через  магазины и павильоны с площадью  торгового зала не более 150 квадратных  метров по каждому объекту  организации торговли;

7) розничной  торговли, осуществляемой через  киоски, палатки, лотки и другие  объекты стационарной торговой  сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной  торговой сети;

8) оказания  услуг общественного питания, осуществляемых  через объекты организации общественного  питания (за исключением оказания  услуг общественного питания  учреждениями образования, здравоохранения  и социального обеспечения) с  площадью зала обслуживания посетителей  не более 150 квадратных метров  по каждому объекту организации  общественного питания;

9) оказания  услуг общественного питания, осуществляемых  через объекты организации общественного  питания, не имеющие зала обслуживания  посетителей;

10) распространения  и (или) размещения наружной рекламы;

11) распространения  и (или) размещения рекламы на  автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых  автомобилях, прицепах, полуприцепах  и прицепах-роспусках, речных судах;

12) оказания  услуг по временному размещению  и проживанию организациями и  предпринимателями, использующими  в каждом объекте предоставления  данных услуг общую площадь  помещений для временного размещения  и проживания не более 500 квадратных  метров;

13) оказания  услуг по передаче во временное  владение и (или) в пользование  торговых мест, расположенных в  объектах стационарной торговой  сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания  услуг по передаче во временное  владение и (или) в пользование  земельных участков для организации  торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

2. Применение системы налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности является  обязательным. 

Это означает, что если какой-либо субъект признается налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, то он обязан вне зависимости от своего желания (или от желания налогового органа) применять данную систему налогообложения. 

В случае, если какой-либо субъект не является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, то он не имеет права на применение указанной системы налогообложения.

3. Уплата единого налога на  вмененный доход по отдельным  видам деятельности заменяет  обязанность по уплате с этих  видов деятельности четырех основных  налогов: налога на прибыль (доход), НДС по внутренним операциям, налога на имущество, единого социального налога. Все иные налоги и сборы по этим видам деятельности уплачиваются в общеустановленном порядке. В отношении иных видов деятельности применяется обычный режим налогообложения.  

В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей данное правило состоит в следующем. 

В отношении организаций уплата единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость по внутренним операциям (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

В отношении индивидуальных предпринимателей уплата единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость по внутренним операциям (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.

4. При осуществлении нескольких  видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым  налогом на вмененный доход, учет  показателей, необходимых для исчисления  налога, ведется раздельно по  каждому виду деятельности. 

5. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

6. Организации и индивидуальные  предприниматели, являющиеся налогоплательщиками  единого налога на вмененный  доход, уплачивают страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 декабря N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются две категории субъектов:  

1) лица, производящие выплаты физическим  лицам, в том числе: 

- организации; 

- индивидуальные предприниматели;  

2) индивидуальные предприниматели.  

При этом необходимо отметить, что если индивидуальный предприниматель одновременно относится к обеим категориям плательщиков, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно. В этом случае индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как в отношении, например, наемных рабочих, так и в отношении себя.

7. Организации и индивидуальные  предприниматели, являющиеся налогоплательщиками  единого налога на вмененный  доход, применяют действующий порядок  ведения расчетных и кассовых  операций.

Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г. N 40 (доведено письмом ЦБР от 04.10.1993 г. N 18). В соответствии с указанным документом порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории РФ (за исключением банков, учреждений и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ и др.).

Плательщики единого налога на вмененный доход.

 

 Налогоплательщиками по единому налогу на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.  Исходя из указанного определения, можно выделить следующие основные признаки.

 

 1. Налогоплательщиками  являются организации и индивидуальные  предприниматели.

 

 2. Данные лица должны  осуществлять виды деятельности, подпадающие под налогообложение  единым налогом на вмененный  доход.

 

 3. Данные лица должны  осуществлять указанную деятельность  на территории субъекта РФ, в  котором введен единый налог.

Согласно п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению единым налогом на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности.

 

 Обязанность по постановке на учет должна быть выполнена в пятидневный срок с начала осуществления этой деятельности.

 

 О постановке на учет налоговый орган сообщает налогоплательщику в форме уведомления.

 

 При прекращении осуществления видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, на данных территориях налогоплательщик подает заявление о снятии с учета (в произвольной форме с указанием даты прекращения предпринимательской деятельности).

Объект налогообложения и налоговая база.

 

 Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, который определяется как потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.

 

 Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, скорректированной на величину коэффициентов, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

 

 

 

НБ = БД x К1 x К2 x ФП


 

 

 

 

 где, НБ - налоговая база; БД-базовая доходность.

К1, К2, К3 - соответствующие корректирующие коэффициенты;

ФП - физический показатель.

В зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Без учета корректирующих коэффициентов расчет налоговой базы должен быть следующим:

 

 Индивидуальный предприниматель оказывает бытовые услуги. Количество работников в этом виде деятельности 5 человек. Количество работников с учетом самого индивидуального предпринимателя 6 человек. Установленная базовая доходность составляет 5000 руб. в месяц. Налоговая база (без учета коэффициентов) за месяц составит 30000 руб. (5000 х 6).

 

 При изменении корректирующих коэффициентов их новые значения применяются только с начала следующего налогового периода (квартала).

 

 Если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Эту ситуацию хорошо иллюстрирует пример, представленный в учебнике «Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности», авторами которого являются Брызгалин А.В., Берник В.Р. и Головкин А.Н.

Индивидуальный предприниматель оказывает бытовые услуги. Количество работников в этом виде деятельности в январе - 5 человек, в феврале - 6 человек (12 февраля устроился на работу 1 человек), в марте - 3 человека (5, 10 и 14 марта уволились три человека). Количество работников с учетом самого индивидуальног предпринимателя соответственно в январе - 6 человек, феврале - 7 человек, марте - 4 человека. Установленная базовая доходность составляет 5000 руб. в месяц.

 

 Налоговая база (без учета коэффициентов) составит:

1)    за январь – 30000 руб. (5000х6);

2)    за февраль – 35000 руб. (5000х7);

3)    за март 20000 руб. (5000х4);

4)    за первый квартал 85000 руб. (30000+35000+20000).

 

 В случае применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход организацией или индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации исчисление налога происходит с месяца, следующего за месяцем создания.

Так, согласно п. 10 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Cущность налогового планирования