Контрольная работа по "Налогам". 130

     Задание 7 

     Система налогового законодательства в России. Действие законов о налогах и  сборах во времени. Налоговый кодекс РФ в системе налоговых отношений.

      Ответ:

      Правовая  наука придает большое значение определению понятия налогов, поскольку в нем отражаются сущность и характерные особенности правоотношений, возникающих при взимании налогов. Современное российское законодательство также уделило ему внимание, что, без сомнения, важно. НК РФ (ст. 8) воспринял положения, разработанные по этому вопросу наукой финансового права. Характерно, что в нем дается понятие, относящееся именно к налогу, а сбор имеет свое особое определение с указанием признаков, отличающих его от налога. При этом особо отмечаются заложенные в налоге отношения собственности — ее отчуждения у налогоплательщика. Однако понятия иных платежей, упоминаемых Кодексом (государственная пошлина и др.) и включенных в единую систему, не сформулированы.

      Согласно  НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      В отличие от этого в понятии  сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально  возмездный характер: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

      Эффективность установленной системы налогообложения, ее возможности стимулирования общественного  производства будут проверяться  временем. Однако в ней еще заметно  преобладание фискальной функции, хотя это и не привело к достаточности средств в бюджетной системе. Основной целью налогового реформирования продолжает оставаться достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

      НК  РФ объединяет в единую систему вместе с налогами сборы и государственную пошлину. Упомянутые платежи отличаются от налогов. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги (например, государственная пошлина), или за разрешение на какую-то деятельность и т. д., предоставляемые компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т. п.), они подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

      Вместе  с тем эти платежи объединяют с налогами такие общие черты, как обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов; внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов — налоговые органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не делает различия в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов. В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» они составляют группу налоговых доходов.

      Первоначально Закон РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» включил в налоговую систему  более 40 платежей, число которых  впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений к моменту введения в действие части первой НК РФ в начале 1999 г. более 50. НК РФ (ст. 13—15) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее количество их видов до 28. Однако до полного введения в действие части второй НК РФ установлено (помимо уже предусмотренных в ней) применение и платежей, закрепленных указанным Законом (ст. 19—21). В редакции 2006 года ст. 13—15 НК РФ общее количество платежей сокращено до 14.

      Объединение налоговых платежей в систему  предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории.

      По  субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. К первой группе относится, например, налог на прибыль организаций, ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Однако для настоящего времени характерно, что большая часть налогов является общими для юридических и физических лиц.

      В зависимости от направления использования  налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в основном таковыми и являются, зачисляются в бюджет как общий денежный фонд и используются при его исполнении без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (например, единый социальный налог, зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды). В последнее время круг целевых налогов резко сократился.

      В зависимости от формы возложения налогового бремени выделяются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице. При косвенном налогообложении налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж (отмененный с 1 января 2004 г.).

      Помимо  рассмотренной классификации Закон  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации», а затем  и НК РФ (гл. 2) подразделили налоги на три уровня с учетом федеративного государственного устройства и организации в России местного самоуправления:

      а) федеральные;

      б) региональные (субъектов Федерации);

      в) местные.

      К федеральным налогам нормами  Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ст. 13 НК РФ отнесены: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц; единый социальный налог и др. Кроме налогов к федеральным платежам отнесены государственная пошлина, некоторые сборы и иные платежи. Федеральные налоги, сборы и иные платежи в разном порядке используются для формирования доходов бюджетов всех уровней. Таким образом, федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами РФ; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.

      К налогам субъектов Федерации (региональным) отнесены: налог на имущество организаций, транспортный налог и др. (ст. 14 НК РФ). Как и федеральные налоги, они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Однако их конкретные ставки, порядок и сроки уплаты определяются органами государственной власти субъектов Федерации в установленных федеральным законодательством пределах. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

      В группу местных налогов и сборов входят: налог на имущество физических лиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ). Они также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ. Местные налоги и сборы относятся к источникам доходов местных бюджетов.

      Законодательство  РФ закрепляет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей. Не предусмотренные в нем  региональные или местные, налоги и  сборы не могут устанавливаться  на территории России (п. 6 ст. 12 НК РФ). Таким  образом, законодательство РФ закрепило  порядок установления налогов и сборов, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.

      Установление  налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогообложения.

      Введение  в действие установленных налогов  и сборов с указанием его конкретного срока производится правовыми актами федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления соответственно их компетенции, определенной НК РФ (ст. 12). 

     Задание 38 Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)

     Ответ:

     Единый  сельскохозяйственный налог действует  на всей территории России, но переход  на специальный режим налогообложения  в виде ЕСХН согласно пункту 2 статьи 346.1 НК РФ осуществляется налогоплательщиками  в добровольном, а не в принудительном порядке, как это было ранее. Следовательно, сельхозпроизводителям дано право  выбора: переходить на уплату сельхозналога  или платить налоги в обычном  порядке.

     Сельскохозяйственные  товаропроизводители имеют право  перейти на уплату единого сельскохозяйственного  налога, если по итогам работы за календарный  год, предшествующий году, в котором  организация или индивидуальный предприниматель подают заявление  о переходе на уплату единого сельскохозяйственного  налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций  или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной  ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной  переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70%.

     Вновь зарегистрированный в текущем году индивидуальный предприниматель, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного  налога, если по итогам девяти месяцев  текущего года в общем доходе от предпринимательской деятельности такого индивидуального предпринимателя  доля дохода от реализации произведенной  им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

     При этом доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном статьей 249 НК (далее кодекса), внереализационные  доходы, указанные в статье 251 Кодекса, не учитываются.

     Расширен перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения ЕСХН.

     К таким расходам отнесены:

     - расходы на обеспечение мер  по технике безопасности, предусмотренных  нормативными правовыми актами  Российской Федерации, и расходы,  связанные с содержанием помещений  и инвентаря здравпунктов, находящихся  непосредственно на территории  организации;

     - расходы на рацион питания  экипажей морских и речных  судов в пределах норм, утвержденных  Правительством Российской Федерации;

     - суммы портовых сборов, расходы  на услуги лоцмана и иные  аналогичные расходы;

     - расходы на приобретение имущественных  прав на земельные участки, включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды, в том числе:

     на  земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения;

     на  земельные участки, которые находятся  в государственной или муниципальной  собственности и на которых расположены  здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства.

     Сумма расходов на приобретение имущественных  прав на земельные участки подлежит включению в состав расходов после  фактической оплаты налогоплательщиком имущественных прав на земельные  участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально  подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

     Под документальным подтверждением факта  подачи документов на государственную  регистрацию имущественных прав понимается расписка в получении  органом, осуществляющим государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, документов на государственную  регистрацию указанных прав. Указанные  расходы отражаются в последний  день отчетного (налогового) периода  и учитываются только по земельным  участкам, используемым при осуществлении  предпринимательской деятельности.

     Как и в главе 26.2, пересмотрен порядок признания убытков при применении ЕСХН:

     "Налогоплательщики  вправе уменьшить налоговую базу  за налоговый период на сумму  убытка, полученного по итогам  предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях  настоящей главы понимается превышение  расходов над доходами, определяемыми  в соответствии со статьей  346.5 Кодекса.

     Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды  в течение 10 лет, следующих за тем  налоговым периодом, в котором  получен этот убыток.

     Налогоплательщики вправе перенести на текущий налоговый  период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

     Убыток, не перенесенный на следующий год, может  быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

     Если  налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом  периоде, перенос таких убытков  на будущие налоговые периоды  производится в той очередности, в которой они получены.

     В случае прекращения налогоплательщиками  деятельности по причине реорганизации  налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке  и на условиях, которые предусмотрены  настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

     Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая  база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования  права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

     Убыток, полученный налогоплательщиками при  применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату единого сельскохозяйственного  налога.

     Убыток, полученный налогоплательщиками при  уплате единого сельскохозяйственного  налога, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения."

     Как и в случае с упрощенной системой налогообложения, плательщики ЕСХН с 1 января 2009 года подают налоговую декларацию только один раз в год, без поквартальной сдачи.

     Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного  налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим  налогообложения.

     Данные  налогоплательщики могут перейти  добровольно на общий режим налогообложения  с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган  по месту жительства индивидуального  предпринимателя не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения (пункт 6 статьи 346.3 НК РФ).

     Обязательный  переход на общий режим налогообложения  предусмотрен, если по итогам года доля дохода от реализации произведенной  сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов (пункт 4 статьи 346.3 НК РФ).

     В данном случае следует произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь прошедший  налоговый период (год). Заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения необходимо представить в налоговый орган до 21 января года, следующего за налоговым периодом. Уплату начисленных в результате перерасчета сумм налогов необходимо произвести до 1 февраля следующего года. Форма заявления №26.1-5 приведена в Приказе МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58 «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей».

     Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного  налога на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого  сельскохозяйственного налога не ранее  чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного  налога.

     Объектом  налогообложения в соответствии со статьей 346.4 НК РФ признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговой базой - денежное выражение  доходов, уменьшенных на величину расходов (статья 346.6 НК РФ). При определении  налоговой базы доходы и расходы  определяются нарастающим итогом с  начала налогового периода.

     Статья 346.5 НК РФ устанавливает порядок  определения и признания доходов  и расходов. Пунктом 1 указанной статьи установлено, что индивидуальные предприниматели  при определении объекта налогообложения  учитывают доходы, полученные от предпринимательской  деятельности. В этом случае к доходам от предпринимательской деятельности относятся все поступления в денежной и натуральной формах от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, предусмотренным статьей 250 «Внереализационные доходы» НК РФ.

     При определении объекта налогообложения  налогоплательщики уменьшают полученные доходы на понесенные ими расходы  в пределах установленного перечня. Расходы определяются на основании пункта 2 статьи 346.5 НК РФ.

     При чем в соответствии с пунктом 3 статьи 346.5 НК РФ указанные расходы  принимаются при условии их соответствия критериям, приведенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ:

     «Расходами  признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты (а  в случаях, предусмотренных  статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком».

     Следовательно, при несоблюдении вышеуказанных  критериев расходы для целей  главы 26.1 НК РФ не должны учитываться  предпринимателями при формировании налоговой базы по ЕСХН.

     Налогоплательщики имеют право уменьшить налоговую  базу на сумму убытка, который получен  по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами.

     Убыток, полученный при применении общего режима налогообложения, не принимается при  переходе на уплату ЕСХН, а убыток, полученный при применении специального режима, не учитывается при переходе на общеустановленную  систему налогообложения.

     Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая  база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования  права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

     Порядок учета доходов и расходов при  переходе с общего режима налогообложения  на уплату единого сельскохозяйственного  налога установлен пунктом 6 статьи 346.6 НК РФ. Налогоплательщики, которые применяли  общий режим налогообложения  с использованием метода начислений, при переходе на уплату ЕСХН обязаны  выполнить следующие правила:

  • на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;
  • на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.

     Что касается основных средств, числящихся у налогоплательщиков, оплата которых  будет осуществлена после перехода на уплату ЕСХН, то остаточная стоимость  учитывается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором  была осуществлена оплата такого объекта  основных средств;

  • не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;
  • расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату единого сельскохозяйственного налога;
  • не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов налогоплательщиков, если до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.

     Порядок учета доходов и расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей при переходе от ЕСХН к общему режиму налогообложения  с использованием метода начислений обязаны выполнить следующие  правила:

  • не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при уплате единого сельскохозяйственного налога;
  • расходы, осуществленные налогоплательщиками в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

     При переходе на общий режим налогообложения  в налоговом учете на дату перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период перехода на уплату единого сельскохозяйственного  налога, в порядке, предусмотренном  главой 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточной стоимости основных средств на дату перехода налогоплательщиков на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом в случае перехода на общий режим налогообложения.

     Статья 346.7 НК РФ определяет налоговый и  отчетный периоды в целях уплаты ЕСХН.

     Данной  статьей установлено, что налоговым  периодом признается календарный год, а в качестве отчетного периода - шесть месяцев, по итогам которых  уплачиваются соответственно единый сельскохозяйственный налог и авансовый платеж по нему.

     Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет согласно пункту 2 статьи 346.9 НК РФ не позднее 25 дней со дня окончания  отчетного периода, то есть не позднее 25 июля.

     Сумму налога, рассчитанную по итогам года, необходимо уменьшить на величину авансового платежа  по налогу. Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктом 2 статьи 346.10 НК РФ, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

     Уплата  ЕСХН и авансового платежа по нему производится согласно пункту 4 статьи 346.9 НК РФ по месту жительства индивидуального  предпринимателя.

     Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют  сумму авансового платежа по ЕСХН по ставке 6 процентов исходя из фактически полученных при расчете налоговой  базы доходов и расходов нарастающим  итогом с начала года (пункт 4 статьи 346.6 НК РФ).

     Статья 346.10 НК РФ устанавливает порядок  представления налогоплательщиками  налоговых деклараций по единому  сельскохозяйственному налогу.

Контрольная работа по "Налогам". 130