cистема социально-экономических и политических показателей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие, формы и виды статистических показателей………………..5

Глава 2. Основные разделы системы показателей социально-экономической статистики………………………………………………………………...……….8

§1. Система национальных счетов……………………………………………….9

Глава 3. Система социально-политических показателей………………..……13

§1. Политическая система общества………………..……………………….…13

§2.  Подсистема социально-политических показателей……..…………..……13

§3. Методология  создания систем показателей………………………………..25

Глава 4. Основные показатели проявления социальной напряженности…....27

Заключение………………………………………………………………………30

Источники и литература………………………………………….……………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Для отображения  и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социально-экономической  статистике используется система показателей.

Статистический  показатель является важнейшей категорией социально-экономической статистики. Это очень емкое и широко применяемое  понятие. Оно насыщается конкретным содержанием применительно к  различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель непосредственно  связан с количественной стороной социально-экономического явления. Следовательно, статистический показатель — это количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания. Таковы, например, показатели объема валового внутреннего продукта, реальных располагаемых  денежных доходов, объема платных услуг, средней продолжительности жизни  населения, индекс потребительских  цен на товары и услуги.

Поскольку социально-экономическая статистика изучает явления общественной жизни  в конкретных условиях места и  времени, то всякий статистический показатель в виде конкретного числа содержит в себе пространственную и временную  определенность.

Поскольку сущностью политической жизни выступают политические отношения, областью которых является всё то, на что воздействуют властные структуры (экономика, право, культура, социальная жизнь), можно сделать вывод о влиянии этих отношений не только на политику, но и все сферы жизни общества - экономическую, социальную, духовную. Политический процесс напрямую затрагивает проблемы развитости гражданского общества, характеризующиеся степенью активности граждан и их добровольных объединений. Сегодня становится очевидным, конфликтное взаимодействие между государством и гражданским обществом позволяет сохранить некое динамическое равновесие. Следовательно, актуален вопрос поддержания этого равновесия, что можно достигнуть путём социологического прогнозирования, моделирования ситуации на примере региона, адекватно отражающего социально-политическую ситуацию в стране. Сегодня назрела объективная необходимость в изучении факторов, определяющих эту ситуацию в динамике и влияющих на ее становление в регионе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Понятие, формы и виды статистических показателей 

Конкретный  статистический показатель в его  полной определенности содержит: количественную определенность, качественную определенность, определенность пространства и определенность времени. Например, численность населения  Московской области на 1 января 1998 г. составляла 6,6 млн человек. Здесь  численность населения — качественная определенность показателя, Московская область — пространственная определенность, на 1 января 1998 г. — временная определенность, 6,6 млн — количественная определенность.

Понятие статистического показателя, относящееся  к конкретному явлению, но взятое в общем виде, всегда содержит в  себе качественную определенность. Количественная же определенность в этом случае непосредственно  не дана, но понятие количества содержится в нем в абстрактном виде как  атрибут. Примером могут служить  вышеназванные показатели. Количественную определенность показателя нельзя представить  без указаний качественной определенности и определенности пространства и  времени. Абстрактных чисел безотносительно  к пространству времени и качественному  содержанию в статистике нет.

Таким образом, показатель в социально-экономической  статистике — это обобщенная количественная характеристика качественно определенного  социально-экономического явления.

Многообразие  явлений общественной жизни, изучаемых  социально-экономической статистикой, их свойств, признаков обусловило и  многообразие конкретных статистических показателей.

Статистический  показатель может относиться: к отдельному явлению (объекту), например к отдельному промышленному предприятию; к группе объектов одного и того же вида, например к совокупности предприятий определенной отрасли; ко всей совокупности явлений, например ко всему хозяйству страны. В соответствии с этим показатели подразделяются на индивидуальные, групповые (частные) и общие. Последние две категории называют сводными показателями. Показатели, относящиеся к части территории страны, называют региональными (или территориальными); показатели, относящиеся к отдельным отраслям хозяйства, — отраслевыми, а показатели, относящиеся к хозяйству в целом, — совокупными по стране. Статистические показатели получают также наименование в связи с тем, какие свойства (признаки) явления они отображают. Например, урожайность пшеницы в хозяйствах Российской Федерации, средняя заработная плата рабочих промышленности РФ, численность студентов высших учебных заведений России.1.2

Статистические  показатели выражаются в форме абсолютных, относительных и средних статистических величин.

Сводные статистические показатели получаются путем обобщения (обработки) массовых данных о социально-экономических  явлениях, собираемых в процессе статистического  наблюдения. Они дают возможность  обнаружить присущие совокупностям (общим  или частным) этих явлений закономерности количественных изменений. 

Поскольку статистические данные (конкретные значения конкретных показателей) используются в анализе экономического и социального  развития и в качестве исходной информационной базы расчетов, между социально-экономической  статистикой и макроэкономикой  существует тесная взаимосвязь, а между  показателями микроэкономики и статистическими  показателями, отображающими ход  их движения, — единство. Это единство зиждется на единой основе разработки методологии, чем обеспечивается одинаковость их содержания, на единстве систем измерения. Нарушение этих условий порождает  несопоставимость статистических показателей.

Каждая  отрасль социально-экономической  статистики (часть, раздел) разрабатывает  специфические показатели. Но разрозненный набор показателей вне их взаимосвязи не может обеспечить сколько-нибудь обстоятельного изучения социально-экономических процессов. Как различные свойства, стороны предмета познания взаимосвязаны, так и отображающие их статистические показатели должны быть взаимосвязаны и представлять собой целостную и логичную систему.

Системы показателей, разработанные отдельными отраслями статистики, являются в  своей основе подсистемами единой системы  показателей социально-экономической  статистики, на высшем уровне которой  находятся наиболее обобщающие показатели. Иначе говоря, совокупность показателей, относящихся к конкретным областям или процессам общественной жизни, образует разделы, или части, общей  системы социально-экономической  статистики.

Связи и взаимозависимость социально-экономических  явлений и процессов обусловливают  соответствующую связь показателей  системы социально-экономической  статистики. Она содержит взаимосвязанные  показатели, характеризующие отдельные  стороны жизни общества, и сводные  обобщенные показатели в виде системы  национальных счетов и балансов.1.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные разделы системы показателей социально-экономической статистики 

До недавнего  прошлого российская система учета  и статистики формировалась в  условиях командно-административных методов  управления, находилась в прямой зависимости  от методологических основ централизованного  планирования, ими определялся и  круг статистических показателей, которыми оперировала статистика.

С началом  реформирования общественно-политической жизни в стране во всех сферах экономики (производстве, распределении, финансово-кредитных  отношениях, социальных областях, внешнеэкономических  связях) произошли существенные изменения. В России формируется многоукладная  рыночная экономика и соответствующий  механизм ее функционирования. В ходе этой перестройки вся хозяйственная  деятельность в стране испытывает воздействие  колебания спроса со стороны рынка, ограничения бюджетного финансирования, демонополизации производства, перераспределения  функций управления между федеральными и региональными органами, усиления роли процессов интегрирования российской экономики в мировую. Все это  не могло не вызвать необходимость  существенного изменения системы  показателей статистики.

В ранее  действовавшей системе по существу отсутствовали некоторые показатели, характеризующие финансовое состояние  государства, денежное обращение и  кредит, не говоря уже о показателях, отражающих функционирование вновь  создающихся структур предпринимательской  и посреднической деятельности. Это  в значительной мере осложняло анализ осуществляемых в стране экономических  преобразований и затрудняло эффективное  регулирование хозяйственных процессов  и проведение целенаправленной социальной политики.1.4

Эти же сложности  и недостатки присущи и применявшимся  ранее макроэкономической модели прогнозирования  и развития экономики и балансу народного хозяйства (БНХ). Составляющие этой модели — баланс общественного продукта, баланс национального дохода, баланс трудовых ресурсов, баланс основных фондов, межотраслевой баланс производства и распределения продукции — не являлись единой интегрированной системой с жесткой увязкой показателей. Связь между балансами достигалась в специально разрабатываемой таблице на заключительном этапе и не по всем показателям. В результате трудно было проследить, как влияли изменения показателей в данном балансе на те или иные показатели в другом. Кроме того, система БНХ была ориентирована в основном на отражение производственной структуры общественного воспроизводства, меньше внимания в ней уделялось социальным вопросам, вопросам жизненного уровня различных групп населения.1. 5 
 

§1. Система национальных счетов 

В настоящее  время во многих странах мира получила широкое распространение система  национальных счетов (СНС) — интегрированная  система внутренне связанных  и совместимых макроэкономических показателей. Унифицированные схемы  СНС разработаны в рамках ООН  и других международных организаций.

Основу  этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показателей, который включает ряд подсистем, причем каждая из них характеризует  те или иные аспекты социально-экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны  с другими блоками социально-экономической  статистики, что позволяет проводить  глубокий анализ по различным направлениям. На рис. 1 представлена примерная схема  такой иерархической системы  показателей социально-экономической  статистик. 
 
 

Схема основных показателей (блоков) социально-экономической  статистики 

Рис. 1 

Система национальных счетов — это вид  балансовых построений в виде счетов, балансов и таблиц, которые разработаны  на основе понятий, определений, классификаций  и правил бухгалтерского учета. Эта  комплексная система дает возможность  составлять и предоставлять данные в форме, обеспечивающей проведение социально-экономического анализа  для принятия решений и формулирования социально-экономической политики.

Счета отражают подобные сведения о социально-экономической  деятельности, осуществляемой в стране, о взаимодействии между различными хозяйствующими субъектами и группами таких субъектов. СНС содержит информацию не только о хозяйственной деятельности, но и о размерах производственных фондов страны и уровне благосостояния ее жителей в определенные периоды, о внешнеэкономических связях данной страны с другими странами мира. В СНС определяются некоторые  важные агрегированные обобщающие статистические показатели, например валовой внутренний продукт (ВВП). Динамика и структура ВВП, его пропорции отражают наиболее крупные сдвиги в сферах производства, распределения и использования создаваемых в экономике товаров и услуг. Внедрение национальных счетов в статистическую практику позволяет проанализировать (хоть и не в полной мере — из-за отсутствия расчетов по секторам) изменения, происходящие в социально-экономическом положении страны.

В настоящее  время государственная российская статистика оперирует макроэкономическими  показателями двух видов: экономическими и социальными индикаторами. 1.6

Экономическими  индикаторами являются:

  • валовой внутренний продукт;
  • объем промышленной продукции, в том числе потребительские товары;
  • капитальные вложения за счет всех источников финансирования:
  • объем подрядных работ;
  • розничный товарооборот (с учетом определяемых на основе экспертных оценок объемов неорганизованного ввоза и продажи населению товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках);
  • объем платных услуг (с учетом объемов услуг, предоставляемых физическими лицами, определяемых на основе экспертных оценок);
  • грузооборот предприятий транспорта (с учетом оценки объемов перевозок грузов предпринимателями — физическими лицами, занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, и малыми автотранспортными предприятиями);
  • экспорт товаров в страны дальнего зарубежья.

К социальным индикаторам относятся:

  • реальные располагаемые денежные доходы;
  • номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника;
  • индекс потребительских цен на товары и услуги;
  • общая численность безработных (на конец периода) — рассчитывается в соответствии с методологией МОТ, в том числе официально зарегистрированные безработные;
  • численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в млн человек и в % ко всему населению);
  • ввод в действие жилых домов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Система социально-политических показателей 

§1. Политическая система общества 

Большую роль в жизни общества играет формирующаяся  внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.

Политическая  система общества представляет собой  совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление  политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявления существующих в  обществе политических отношений и  направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление  и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Данные  интересы реализуются посредством  тех или иных элементов политической системы. 

§2.  Подсистема социально-политических показателей 

Первостепенное  значение для исследователей в области  политической социологии имеет система (подсистема) социально-политических показателей, являющаяся неотъемлемой частью более  общей системы социальных показателей, описывающих состояние всех сфер общественной жизнедеятельности с  точки зрения их социальной сущности и возможных изменений.

Под социально-политическим показателем понимается оценка, которая  фиксирует определенное отношение  субъекта к объекту. Основанием для  оценки могут выступать некие  стандарты, представления, нормы. С  их помощью путем сопоставления, сравнения оценивается состояние объекта (например, социально-политическая ситуация) и происходящие в нем изменения.

Создавая  подобную систему, работающие в области  политической социологии исследователи  должны исходить из учета общего состояния  социума, особенностей переживаемого  им исторического периода. Основная характеристика состояния российского  общества в современных условиях состоит в том, что оно переживает переходный период, отягченный системным  кризисом, и это обстоятельство накладывает  отпечаток на все процессы и явления, в том числе и социально-политические, находящиеся во взаимодействии, прежде всего, с социально-экономическими процессами.

Понять  и правильно оценить происходящее возможно, четко ответив на вопрос: куда движется общество, от чего к чему совершается переход. Следует подчеркнуть, что в теоретических разработках  и научных проектах, содержащих попытки  ответить на этот вопрос, сложилась  некая многовариантность. Еще в 1986—1991 гг. обосновывалось положение о том, что общество начало движение от модели “реального социализма” к модели социализма демократического. Или другой вариант: от административно-командной  модели социализма к “естественно-исторической”.

После крушения социалистического эксперимента, официального отказа от социализма и  начала рыночных реформ декларировалась  точка зрения, что мы уходим от государственно-монополистического социализма к демократическому государству  с рыночной экономикой или “российское  общество сегодня находится на переломном этапе перехода от общества традиционного  типа к современному”2.1. Можно было бы привести и другие характеристики и оценки состояния российского общества и его ближайших перспектив.

Вместе  с тем дать достаточно обоснованный ответ на этот вопрос — значит и  найти необходимую “точку отсчета” движения и развития. В этой связи  наиболее корректным представляется мнение, что мы уходим от государственно-монополистического социализма, созданного в стране, не имевшей необходимых экономических, культурных, социальных предпосылок для социалистического строительства, что обусловило значительные деформации и отступления от социалистических идеалов, целей и методов.

Отвечая на вопрос, “от чего к чему совершается  переход”, исследователи должны также  дать фундаментальную характеристику экономических, социальных, политических и духовных основ нынешнего, утверждающегося  строя в России. Согласны ли мы, например, что нынешний общественный строй  — это “номенклатурная демократия”, или “симбиоз коммунистического  тоталитаризма и его мобилизационной  экономики с сегодняшними спекулятивно-мафиозными зачатками капитализма”2.2, или государственный капитализм с зачатками гражданского общества, или это возврат к “дикому” рыночному капитализму времен первоначального накопления или даже, может быть, к феодализму. “Было бы ошибкой думать, что в России осуществилась реставрация капитализма. На самом деле в обществе складывается совсем иная, неофеодальная форма господства, при которой не созданная трудом и предприимчивостью собственность является источником власти, а, наоборот, власть становится источником собственности”2.3. Определений такого рода (или несколько иного) уже немало в нашей и зарубежной литературе.

Одним из наиболее адекватных нынешнему состоянию  представляется определение, в соответствии с которым в России под давлением  политической оппозиции и при  постоянных уступках находящихся у  власти реформаторов складывается государственный  капитализм с такими характерными чертами, как наличие смешанной экономики  при ведущей роли государственного сектора производства и государственной  собственности, а также авторитарной системы управления, многопартийности и плюрализма. При этом многими  исследователями отмечается провал экономических реформ, выполнивших  только разрушительные задачи и не решивших главной — вывода страны из кризиса и создания необходимых механизмов и условий повышения материального и культурного уровня масс, укрепления Российского государства, его экономической и политической независимости.

Это вынужденный, стихийно сложившийся этап на пути создания адекватной для условий  России модели общественного устройства. Последняя будет при благоприятных  условиях скорее всего близка по своей  сущности к модели демократического социализма шведского образца. При  неблагоприятном развитии событий, углублении кризиса, ухудшении социально-политической ситуации движение к названной модели может быть серьезно затруднено и  даже деформировано. Нынешний этап может  затянуться и могут появиться  некоторые новые моменты, отдаляющие страну от демократии и гражданского общества. Сейчас трудно прогнозировать, как будут развиваться события. Ясно, что переходный период будет  длительным, не исключающим серьезных  коллизий и конфликтов.

Нельзя  не согласиться в этом плане с  мнением: “...еще нужно посмотреть, куда приведет нынешний переходный период, хотя совершенно ясно, что капиталисты  пытаются навязать бывшим странам “реального социализма” типичный “манчестерский капитализм” (свободный рынок) в  его самом диком виде”. В этой связи нельзя исключить даже возможности  “восстания тех, кто предпочтет переориентацию на “третий путь” — к социальной рыночной экономике с сильным  участием в экономической жизни  общественного сектора в самых  различных формах”2.4.

Переходный  период в развитии любого общества отличают определенные, наиболее характерные  черты, независимо от конкретного содержания и направленности социальных процессов. К ним можно отнести: неустойчивость, быструю смену форм и методов  экономической и политической деятельности, интенсивную борьбу нового и старого, появление новых социальных групп  и интересов, многоукладность, особую роль государства в экономике  и т. д.

Но наряду с общими, свойственными любому переходному  периоду чертами есть и специфические, характерные для конкретно взятой страны. Для России такой специфической  чертой переходного периода является социальная неопределенность (аморфность). Она выражается, во-первых, в отсутствии четко определенной цели, придающей  смысл “общему делу” и составляющей ядро государственной идеологии. Во-вторых, в отсутствии понятной и поддерживаемой большинством населения программы  общественных преобразований. В-третьих, в непоследовательности и противоречивости применяемых методов и средств  в решении насущных проблем, шараханий  из одной крайности в другую. В-четвертых, в размытости, неопределенности норм (юридических, социальных, моральных). Последнее обстоятельство стимулирует  маргинализацию общества. Эти и другие черты и свойства переходного  периода весьма затрудняют применение уже устоявшихся и привычных  исследовательских процедур. В проведенных  ранее исследованиях в качестве базовых использовались такие категории, как “функционирование” и “развитие”. Они не потеряли своего значения, но, по всей вероятности, должны быть дополнены  более адекватной для нынешних условий  категорией “становление”. Для переходного  периода категория “становление” (рыночных отношений, демократии, гражданского общества и т. д.) наиболее точно отражает существо позитивных изменений в  соотнесении с моделью (целью  процессов).

Процесс становления означает накопление, создание предпосылок для нормального, стабильного  функционирования и развития. Наибольшую сложность для условий переходного  периода представляет проблема закономерностей  общественного развития. В доперестроечные  времена исследователи, изучая общественные процессы, исходили из таких закономерностей, как построение социально однородного  общества, превращение труда в  первую жизненную потребность, утверждение  социальной справедливости и социального  равенства, социалистический демократизм, развитие системы общественного  самоуправления, дружба народов, всестороннее развитие личности. Это были закономерности-постулаты. В них находили выражение не столько происходящие в обществе объективные процессы, сколько официально провозглашенные идеалы и цели. В новых условиях нужно ответить на вопрос: какое сочетание объективных и субъективных факторов определяет движение российского общества на современном этапе?

Очевидно, в переходный период сохраняет актуальность проблема социального выбора на разных уровнях общественной организации  и, главное, модели общественного устройства. Здесь возникает множество вариантов. В их числе ориентация на опыт других стран, на свой собственный опыт, успешные решения в прошлом. Есть и другие комбинированные возможности. От того, какая “ориентация” возобладает, зависит  и характер управляющих воздействий  на все сферы общественной жизни.

cистема социально-экономических и политических показателей