Cистемы контроля знаний, умений, навыков учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…………………6

    1.1  Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6

    1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся..............................................................................................................8       

    1.3 Виды проверки……………………………………………………...12

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ  ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ  КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………..14

    2.1 Особенности нетрадиционных форм урока……………………….14

    2.2 Формы контроля на занятиях технологии…………………………20

    2.3  «Общественный смотр знаний»  – одна из форм нетрадиционного  контроля знаний, умений, навыков………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Проблема  совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния  и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.

      Контроль  – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путём сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования [17, с.4].

      Чтобы правильно строить процесс обучения, соразмерно развитию предлагать задания различной трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.

    Цель  курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.

    В ходе исследования выдвинута гипотеза:

    «Если учитель будет систематически, всесторонне  использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу, которая позволит выявить правила и закономерности специфики контроля знаний, умений и навыков учащихся.
  2. Систематизировать накопленные сведения в виде концентрированного текста, схем, рисунков.
  3. Выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей и какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать.

    Объект исследования: обучение учащихся образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

    Предмет исследования: формы контроля качества ЗУН, методические основы эффективного применения и использования контроля качества учебной деятельности учащихся по технологии.

    Без хорошо налаженной проверки и своевременной  оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения технологии.

    Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных авторов таких как: З.Н. Корнейчук, В.Ф. Шаталов, М.П. Гурьянов, А.А. Милушкин, Ш. А. Амонашвили, И.П. Волков, С.Н. Лысенков, В.Я. Брагин и др.

      Выбор методов и средств контроля в  образовательной области «Технология» осложняется разнообразием видов  учебной деятельности и необходимостью обеспечить, с одной стороны, полноту охвата пройденного материала и всех учащихся, а с другой – объективность и оперативность получения результата.

      Применяемые в настоящее время традиционные методы контроля не полностью отвечают указанным требованиям, что затрудняет управление, познавательной деятельностью учащихся на уроках технологии, не позволяя получать объективные данные об уровне их обученности, отрицательно сказываются и на эффективности трудовой подготовки. Для того чтобы добиться положительных результатов в обучении технологии необходимо изучить, обобщить и систематизировать методы и средства контроля знаний, умений и навыков, выявить новые приёмы контроля и адаптировать их непосредственно к образовательной области «Технология». Исходя из вышесказанного, мною и взята данная тема курсовой работы «Формы, методы контроля знаний, умений, навыков».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ  ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ  ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. 

    1.1  Цели контроля знаний и умений учащихся.

      Цель  учета и контроля знаний, умений и навыков – формирование у  школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения  к успехам и недостаткам в  работе, а также развитие  способности  к творчеству и привычки к самоконтролю. Отметка в классном журнале – это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, за нарушение требований техники безопасности.

      Проверка  и оценка знаний, умений и навыков неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. Основной целью контроля является определение качества усвоения школьниками изученного материала и повышение ответственности к учёбе. В процессе контроля происходит окончательное осмысление, систематизация и обобщение приобретенных учащимися знаний.

      Контроль  и оценка результатов учебной  деятельности побуждает ребят своевременно и старательно выполнять порученные задания, совершенствовать свои знания, умения и навыки, т.е. проверка, стимулирует  учащихся к самостоятельной деятельности, предупреждает пробелы в знаниях, способствует выявлению путей повышения эффективности обучения. Результаты контроля помогают наметить, что необходимо сделать для того, чтобы каждый ученик действительно усвоил требуемый учебной программой материал [4, с.128].

      Контроль  и оценка знаний, умений и навыков  учащихся должна проводиться на основе научно-обоснованных и проверенных  опытом принципов. К ним относятся: объективность, всесторонность, систематичность [6, с.337].

      Проверить и оценить объективно – значит предупредить случаи субъективных и ошибочных мнений и суждений учителей и учащихся. Для реализации принципа объективности, широко используется комментирование оценок и обсуждение на уроках ошибок допущенных при выполнении заданий.

      Под всесторонностью проверки и оценки подразумевается анализ усвоения школьниками  различного по содержанию и характеру  учебного материала, выявления их способностей применять его в практической деятельности.

      Систематической является такая проверка, которая проводится регулярно, органически связана с самим учебным процессом и оказывает своё влияние на его протекание.

      Контроль  знаний учащихся выполняет, по меньшей  мере, три функции:

  1. Управляет процессом усвоения.
  2. Направлен на воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции, учащихся к деятельности.
  3. Направлен на развитие и обучение [3].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся.            

    Знание  и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта [23, с 294].

    Функции проверки, которые выделяют ученые-педагоги и методисты приведены на Схеме 1.

Схема 1

    Контролирующая функция  состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения [15].

    Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

    Сущность  диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

    Прогностическая функция проверки служит получению  опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

    Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление  таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

    Сущность  ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени  достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

    Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения  к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду [15].

    Выделение функции контроля подчеркивает его  роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а  также эффективней становится и сам учебный процесс.

    Основные принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся приведены на Схеме 2.

    

    Схема 2.

    Раскроем  эти принципы контроля подробнее:

    Целенаправленность  предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

    Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом  зависит объективность и качество контроля [17, с.31].

    Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в  себя усвоение основных идей данного  курса, и усвоение учебного материала  по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

    Под регулярностью подразумевается  систематический контроль, который  сочетается с самим учебным процессом.

    Индивидуальность  контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика. 

      1.3 Виды проверки.

      В практике обучения наиболее распространенными  являются такие виды проверки как: текущая, тематическая и итоговая.

      Текущая проверка проводиться на каждом уроке. Она позволяет выявить знания, на основе которых будет строиться учебный процесс. Текущая проверка знаний проводится чаще всего в форме опроса в специально отведенное время проверки домашнего задания, во время выполнения самостоятельной проверочной работы,  иногда в форме вопросов и заданий в ходе объяснения, повторения и закрепления.

      Текущий контроль может проводиться в форме наблюдений за познавательной активностью учащихся, их желанием работать на уроке, их работоспособностью. Текущий контроль помогает учителю следить за эффективностью обучения и корректировать работу [7, с.84].

      Тематическая  проверка заключается в обеспечении контроля усвоения всей темы, проверяется содержание одной из изученных тем учебной программы. Этот вид проверки имеет очень большое значение для систематизации материала. На уроке необходимо задавать такие вопросы или предлагать такие задания, в которых учащийся увидел бы основное содержание темы, её главные идеи. В этом и есть смысл тематической проверки [14, с.104].

      Тематический  контроль может быть осуществлен  путём выполнения контрольных работ  на  обобщающих уроках, методика проведения которых должна быть тщательно разработана.

      Например: при проведении обобщающего урока  по разделу «Технология обработки  ткани» в 5 классе может быть выбрана  форма контроля урок-экскурсия, в  ходе которого будут проверены знания, умения и навыки учащихся по большому разделу учебной программы.

      При проведении урока экскурсии возможно сделать  целый ряд остановок:

  • Тканиевая (проверить знания по теме «Материаловедение»).
  • Машинная (проверить знания по теме: «Машиноведение»; выявить степень сформированности практических умений и навыков, в подготовке швейной машины к работе и работа на ней).
  • Конструкторская (проверить знания учащихся в области конструирования, моделирования одежды, чтения и построения чертежей, правил и приёмов снятия мерок).
  • Пошивочная (проверить знания, умения и навыки в соблюдении технологической последовательности обработки, знания терминологии и т.д.).

      Итогом данного урока-экскурсии может стать то, что каждый ученик получит по две оценки: за устную работу и практическую.

      Итоговая  проверка проводится за каждую четверть или за учебный год. Проводится она в форме зачета или письменной контрольной работы, зачетных практических или лабораторных работ, выполнения ученического проекта. Цель итоговой проверки: определить полноту и качество усвоения каждым учащимся всего программного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ.

    2.1 Особенности нетрадиционных форм урока.

    Сегодня все большее внимание уделяется  человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

    В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей [8, с 28].

    Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время  эффективными.

    Нетрадиционные  формы урока,  реализуются, как  правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции  обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса/параллели, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды) [12, с. 39].  На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие на  уроке учителя.

    Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок-презентация (защита проекта), урок–конференция, урок- экскурсия и другие формы занятий.

    Рассмотрим  некоторые из них.

      Урок – игра.

     В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Учебные, деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности [11, с.62].

     Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется  на ответе “сильного” учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше  усваивается и закрепляется учебный  материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.

     Цели:

  1. Формирование навыков самоанализа, само- и взаимоконтроля.
  2. Развитие познавательной активности и самостоятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации.
  3. Воспитание ответственности перед коллективом, критического отношения к достигнутому результату.

      Урок- конкурс. 

     Позволяет:

  1. Проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за    весь курс обучения.
  2. Систематизировать знания учащихся.
  3. Формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий; воспитывать волю к победе.
  4. Прививает учащимся интерес к выбранной профессии.
  5. Развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.

    Урок  – конференция.

     Вряд  ли стоит доказывать, что самым  надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность  учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения [17, с.28].

      В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией.  В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога.  Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем   литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему   углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

    Метод проектов.

    Проектная деятельность учащегося не может  выйти за пределы имеющихся у  него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектная  деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования [16, с.113].

    Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся, даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

    Использование проектной технологии создаёт условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения.

    Использование проектной технологии позволяет  сформировать следующие компетенции:

  1. информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  2. коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  3. социальную - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
  4. предметную - способность применять полученные знания на практике.

    Если  ученик получит в школе исследовательские  навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в  силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью [19, с.284].

    Технология  как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группах даёт ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания.

    Важно в учебной деятельности дать каждому  ученику возможность почувствовать  сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе автора, творца, и в решении этой задачи помогают такие формы, как конкурс, турнир, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

      Обязательные условия при этом - чёткое определение выполнения  задания по времени и рефлексия  деятельности, то есть оценка  того, что лично дало каждому  выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чём заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Cистемы контроля знаний, умений, навыков учащихся